Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных уч...
Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных уч...
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра информатики и математики
Основы профилактики наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 7:
«Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование
криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности»
для
сотрудников правоохранительных органов по повышению
квалификации
в образовательных учреждениях
правоохранительных
органов
Автор:
доцент кафедры, канд. техн.
наук,подполковник милиции
А.Н. Прокопенко
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании кафедры
«13» марта 2006г.
Протокол № 7
Белгород – 2006
Цели
лекции:
Учебная: Дать слушателям
теоретические знания в сфере информационного обеспечения деятельности
правоохранительных органов по профилактике наркомании с использованием
различных видов служебной информации.
Воспитательная:
Формирование у слушателей потребности к использованию полученных теоретических
знаний и практических навыков для проведения профилактики наркомании и
наркопреступности.
Развивающая: Формирование
у слушателей потребности в дальнейшем изучении форм и методов использования
современных технологий и средств вычислительной техники в профилактике
наркомании и наркопреступности.
Время: 2 часа.
План лекции
|
Страницы
|
Вступительная часть
|
3
|
Учебные вопросы:
|
1. Учет
преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и
психотропных средств
|
5
|
2.
Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные
системы, используемые для анализа и противодействия наркопреступности
|
9
|
3. Организация
информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской
Федерации по противодействию наркопреступности
|
26
|
Заключительная часть
(подведение итогов)
|
30
|
Литература:
1.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31
«О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам,
касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту».
2.
Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС
РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ
№ 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением
о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета
преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных
документов»).
3.
Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года.
«Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных
оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов,
экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ».
4.
Прокопенко А.Н., Кривоухов А.А. Правовая защита
информации. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Канибера. – Белгород: БелЮИ МВД России,
2005.
Введение
Тщательно подготавливаемой и конспирируемой
преступной деятельности необходимо противопоставлять комплекс
оперативно-розыскных мер и следственных действий, без проведения которых
невозможно обеспечить своевременное выявление и раскрытие преступлений.
Практика показывает,
что раскрыть такие преступления с помощью одних только процессуальных действий
достаточно трудно, а иногда и невозможно. Правоохранительные органы в своих обзорах
постоянно указывают, что одной из главных причин существующего неблагополучного
положения в борьбе с наркобизнесом являются недостатки в организации
взаимодействия следственных органов с органами дознания, недостаточный обмен
ориентирующей и доказательственной информацией между ними, неудовлетворительное
оперативно-розыскное обеспечение процесса расследования, низкая эффективность
использования имеющихся баз данных при раскрытии преступлений.
В
последние годы использование научно-технических средств в деятельности правоохранительных
органов значительно активизировалось. С одной стороны, наблюдается рост
технической оснащенности, улучшение технических данных используемой техники, с
другой стороны – увеличилась эффективность деятельности оперативных служб по
борьбе с преступлениями наркотической направленности с использованием
информационных технологий.
Внедрение новых
информационных технологий в деятельность правоохранительных органов
осуществляется через построение локальных, региональных и общегосударственных
отраслевых вычислительных сетей. Одним из основных компонентов информационных
вычислительных сетей общего пользования является федеральный банк криминалистической
информации. На практике такие банки данных реализованы в виде автоматизированных
информационных систем (АИС), массивы которых увязаны в единое информационное
поле. Необходимо отметить, что центральную роль в раскрытии и расследовании
преступлений наркотической направленности играют централизованные и
региональные оперативно-справочные, оперативно-розыскные и криминалистические
учеты.
В последнее время формы преступных проявлений
постоянно обновляются. Все чаще преступления совершаются с использованием
современных технических средств, что ставит новые сложные задачи перед
экспертами-криминалистами. Противостоять преступности в таких условиях помогает
использование и широкое применение на практике новых средств и приемов
криминалистической методики, тактики и техники.
Поскольку в процессе производства экспертиз и
исследований приходится оперировать огромным количеством разнообразной как
чисто криминалистической, так и справочно-вспомогательной информации, в
экспертных учреждениях создаются экспертные автоматизированные информационные
системы (АИС) и автоматизированные банки данных (АБД). Сейчас практически нет
ни одного вида экспертиз, в котором не использовались бы АИС или банки данных.
Необходимо отметить, что повышение качества
работы правоохранительных органов по профилактике наркомании и
наркопреступности невозможно без комплексного решения организационных,
кадровых, методических задач, применения средств вычислительной техники и
программных продуктов, разработанных с использованием современных технологий.
Вопрос 1. Учет
преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических веществ и
психотропных средств
Учет преступлений и правонарушений, связанных
с незаконным распространением наркотических веществ и психотропных средств,
осуществляется в рамках единой государственной системы учета преступлений и
правонарушений.
Единая система учета преступлений и правонарушений
создана в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ № 328 от
30.03.1998года «О разработке единой государственной системы регистрации и учета
преступлений».[1] Данный
Указ определил, что единая государственная система регистрации и учета
преступлений создается в целях обеспечения единообразия регистрации и учета
преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о
состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата,
от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества
прогнозирования динамики преступности в стране. Разработка системы была
возложена на Генеральную прокуратуру РФ, совместно с Министерством внутренних
дел РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной
службой налоговой полиции РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Создание единой государственной системы
регистрации и учета преступлений осуществлялось в рамках программных
мероприятий Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997 -
2000 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г.
(ред. от 09.12.1998) № 1410.[2]
В дальнейшем единая система регистрации и
учета преступлений совершенствовалась и развивалась, в основном усилиями
Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ. В период с 1999 по 2005 годы был принят
ряд нормативных актов, определяющих порядок регистрации и учета преступлений в
отдельных министерствах и ведомствах. Так в 1999 и 2000 годах Постановлениями
Госкомстата РФ были утверждены формы единой государственной системы регистрации
и учета преступлений.[3] Для
развития и совершенствования системы различными министерствами и ведомствами
принимались нормативные акты.[4]
В целях обеспечения функционирования
государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в
формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии
преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и
учета преступлений в 2005 году был принят совместный приказ, утвердивший новый
порядок функционирования системы.[5] Теперь написать заявление о происшествии
(преступлении или правонарушении) гражданин России может в любое
правоохранительное ведомство: в милицию, прокуратуру, ФСБ, Федеральную службу
по наркоконтролю, подразделение Министерства юстиции и МЧС, даже пожарным. Руководители
указанных силовых ведомств подписали этот приказ. Более того, типовое положение о едином порядке
организации приема и проверки сообщения о преступлениях распространяется теперь
и на суды общей юрисдикции, что так же является революционным.
Во исполнение
совместного приказа «О едином учете преступлений» и в
целях укрепления учетно-регистрационной дисциплины и законности в органах
внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении сообщений о
правонарушениях был принят отдельный
приказ, который утвердил Инструкцию о порядке приема,
регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и
иной информации о происшествиях.[6] Вне органов внутренних дел, а также в органах
внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную
информацию о правонарушениях обязаны принимать любые сотрудники органов
внутренних дел. Если в суде в ходе рассмотрения дела станет известно о
преступлении, то оно незамедлительно должно быть зарегистрировано в общем порядке
в соответствии с установленной инструкцией.
Таким образом,
существенно изменилась система регистрации преступлений и правонарушений. Как новая система будет
работать на практике? После незамедлительного принятия заявления гражданину
должны выдать специальный корешок уведомления о принятии заявления с указанием
даты и времени, а также данных о лице, это сделавшем. Если обнаружится, что
заявление не принято, наказание, кроме непосредственно нарушителя, получит и
его начальник. Кроме того, появится «карточка потерпевшего». В нее будут
вноситься сведения о нем самом и обо всех движениях уголовного дела.
Не менее важно и то,
что проводить проверку таких заявлений могут только те органы, где есть
следствие и дознание. А все другие – только при наличии специального персонального
приказа с учетом юридической подготовки. Ранее многие заявления проверяли
участковые уполномоченные милиции. Именно они реально имеют возможность для принятия
неправовых решений – отказов в возбуждении уголовных дел. И, как следствие, именно
они составляют большинство скрытых от учета преступлений.
Необходимо отметить,
что произошедшие изменения значительно облегчают гражданам возможность
сообщения о преступлениях наркотической направленности. Если ранее сообщать о
преступлениях и правонарушениях данного профиля было необходимо в дежурную
часть ОВД или подразделение ФСНК, то теперь гражданин имеет возможность
известить о них любое правоохранительное подразделение. Новая система должна
работать автоматически, и граждане теперь могут быть на сто процентов уверены,
что их заявления будут зарегистрированы и поставлены на учет. Посудите сами,
пожарным, к примеру, нет резона отказывать в приеме заявления о
распространителе наркотиков, поскольку расследовать преступление будут не они.
Отдельно необходимо отметить, что для
сообщения о преступлениях наркотического профиля могут активно использоваться
телефоны доверия в правоохранительных органах. Причем сотрудник, принявший
сообщение, немедленно фиксирует его в журнале учета обращений по телефону доверия,
рапортом оформляет сообщение, передает его в дежурную часть для
незамедлительной регистрации и докладывает начальнику органа внутренних дел о
поступившем сообщении. Для хранения и анализа информации, полученной при регистрации
преступлений и правонарушений и их дальнейшем расследовании, используются
специализированные информационные системы, которые мы подробно рассмотрим в следующем
вопросе.
Вопрос 2.
Информационно-поисковые и информационно-справочные автоматизированные системы,
используемые для анализа и противодействия наркопреступности
Системы,
воспринимающие и обрабатывающие информацию, называются информационными
системами (ИС). Сама идея информационных систем и
некоторые принципы их организации возникли задолго до появления ЭВМ.
Библиотеки, архивы, адресные бюро, телефонные справочники, словари - все это
информационные системы. Всеобщая компьютеризация придала информационным
системам их современный облик, на несколько порядков повысила эффективность и
расширила сферу их применения.
Согласно ст.2 ФЗ «Об
информации, информатизации и защите информации» информационная
система есть организованная и упорядоченная совокупность
документов и информационных технологий, в том числе использующих средства
вычислительной техники и связи, реализующих процессы сбора, обработки,
накопления, хранения, поиска и распространения информации.[7]
Можно выделить следующие информационные
системы:
·
автоматизированные информационно-поисковые системы
(АИПС);
·
автоматизированные информационно-справочные системы
(АИСС);
·
автоматизированные системы управления (АСУ);
·
экспертные системы (ЭС);
·
информационно-обучающие системы (ИОС);
·
некоторые другие.
Общей функцией всех информационных систем
является сбор, накопление и хранение информации, ее
обработка (в частности, поиск) и выдача в той или иной форме.
В зависимости от технической основы выполнения
общих функций информационных систем можно выделить информационные системы:
Ручного обращения. Это системы, которые представляют различные
библиотеки, картотеки, регистратуры, адресные бюро и др., где технической
основой поиска являются ящики с карточками, упорядоченными по алфавиту, датам,
адресам, подразделениям и другим аспектам классификации. Механизация ручной
картотеки сводится к установлению специальных подвижных стеллажей-хранилищ,
управляемых с пульта. Недостатком ручной ИС является то, что чаще всего для
поиска карточки используется значение только одного реквизита или шифра-адреса.
Документальные. Это информационные системы, которые
накапливают не только адреса хранимых документов, но и их содержимое, т.е.
текстовую информацию, а также графики, рисунки, фотографии, звуковые фрагменты,
видеоклипы. Документальные ИС требуют большой объем памяти внешнего
запоминающего устройства компьютера, поэтому в правоохранительных органах пока
используются недостаточно.
Фактографические. Это
информационные системы, в основу которых положен массив машиноориентированных
первичных форм. Такие информационные системы могут быть как ручного, так и
автоматизированного обращения. Разумеется, в основу эксплуатации этих систем в
подавляющем большинстве положены компьютерные системы. Недостатком такой
системы с точки зрения ресурсов памяти компьютера является то, что приходится
запоминать всю, даже наполовину «пустую» форму, независимо от значения реквизитов.
2.1.
Автоматизированные информационно-поисковые системы
В процессе анализа и противодействия
наркопреступности самое важное место принадлежит автоматизированным
информационно-поисковым системам различного назначения. АИПС помогают
правоохранительным органам при накоплении больших объемов информации, и
позволяют осуществлять поиск необходимых сведений.
АИПС относятся к
фактографическим информационным системам. В их основу положен массив машиноориентированных первичных форм. В отличие от картотечного учета с ручным поиском информации по
алфавитному признаку (пофамильные картотеки), по номерным знакам (номерные
картотеки) или по какому-либо другому, но тоже одиночному признаку, АИПС
существенно расширяют возможности выборки необходимых сведений, значительно
сокращая сроки самого процесса поиска и одновременно увеличивая количество
поисковых признаков. Таким образом, АИПС позволяют не только ускорить процесс
поиска информации, но и организовать поиск по любому непротиворечивому набору поисковых
признаков.
Широкие возможности
АИПС реализуются только при тщательной подготовке системы к эксплуатации.
Надежность функционирования АИПС обеспечивается, прежде всего, внимательностью
при заполнении первичных документов, точностью переноса сведений на машинные
носители, постоянным и своевременным внесением изменений в массивы накопленной
информации.
Информационный фонд автоматизированных систем
составляют имеющие значение для предупреждений и раскрытия преступлений данные о
лицах, событиях и предметах - объектах учетов правоохранительных органов. АИПС
являются средствами обработки данных этих учетов, не изменяя их состава, и
функционируют в строгом соответствии с нормативными актами, регламентирующими
ведение таких учетов.
Основным нормативным актом, регулирующим
порядок функционирования системы учетов и АИПС в системе МВД России, является
Приказ МВД РФ № 752 дсп от 12 июля 2000 года. Данным приказом утверждено
«Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных,
криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и
картотек органов внутренних дел РФ». В соответствии с указанным наставлением
все централизованные учеты органов внутренних дел РФ подразделяются на три
группы.
В первую группу
входят оперативно-справочные учеты. Оперативно-справочные учеты предназначены
для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и
выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или
отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости,
реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения
разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц,
скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по
состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Вторую группу составляют криминалистические и
розыскные учеты, предназначенные для оперативного информационного обслуживания,
раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных, в том числе
серийных межрегиональных и региональных преступлений.
Объединение оперативно-справочных,
криминалистических и розыскных учетов составляет Межгосударственный банк
данных.
Третью группу составляют экспертно-криминалистические
коллекции и картотеки (экспертно-криминалистические учеты), предназначенные для
обеспечения выявления, раскрытия и расследования преступлений.
По своему целевому назначению АИПС
подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные АИПС являются сложными
многоцелевыми системами, которые обеспечивают комплексный характер обработки
хранящихся в них сведений. Основным представителем систем этого класса является
типовой автоматизированный банк данных (АБД) оперативно-розыскного и
профилактического назначения.
В зависимости от уровня централизации сбора
сведений и информационного обслуживания абонентов универсальные АИПС делятся
на:
·
всероссийские - в масштабах всей страны
(«АБД-Центр»);
·
территориальные (региональные) - в масштабах МВД
республик, ГУВД и УВД краев и областей («АБД-Область»).
Специализированные системы, в отличие от
универсальных, предназначены для обработки информации более узкого класса,
отражающей специфику деятельности той или иной службы ОВД. Набор поисковых
признаков в таких системах, как правило, ограничен. Специализированные системы
отличаются простотой реализации, большой скоростью обработки данных, высокой
полнотой и достоверностью выходной информации. К специализированным системам
относятся АИПС «Сейф», «Опознание», «Оружие», «Автопоиск», «ФР-Оповещение»,
«Антиквариат», «Криминал-И» и ряд других. Также к специализированным системам
можно отнести пулегильзотеки, картотеки поддельных денег и ценных бумаг,
картотеки поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом,
фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Часть
специализированных систем не автоматизирована и относится к системам ручного
обращения.
Особенный интерес для анализа и предупреждения
преступлений наркотической направленности представляют универсальные АИПС,
входящие в Межгосударственный банк данных.
Особенностью
эксплуатации АИПС является необходимость постоянной корректировки массива
данных. Это связано с тем, что определенная категория лиц, представляющих оперативный
интерес, очень часто меняет место жительства, фамилии и другие анкетные данные,
другая категория лиц перестает представлять оперативный интерес (в случае
смерти, снятия с учета и др.). При накоплении массива особая тщательность
требуется при описании особых примет разыскиваемых лиц, данные о которых
вводятся в систему - веснушки на лице, разрез глаз, редкие (вставные) зубы,
шрамы на лице, руках, татуировки (с описанием содержания и точного места
нахождения) и т.д.
Основная задача АИПС состоит в том, чтобы в
заданное время определить фамилии лица или группы лиц по неполным данным в
массиве заранее накопленной информации. АИПС является мощным дополнительным
инструментом оперативного работника при прогнозировании преступлений и
профилактике наркомании за счет многократного просмотра ЭВМ массивов данных по
мере поступления дополнительной информации.
2.2.
Автоматизированные информационно-справочные системы
АИСС чаще представлены документальными
системами. АИСС предназначены для накопления, хранения, корректировки
информации справочного содержания в виде документов, например, законов,
постановлений, приказов, данных различных предметных областей, а так же АИСС
предоставляют пользователю возможность производить поиск информации по запросу
и выдачу результатов на принтер или в файл.
Для работы правоохранительных органов, в том
числе по профилактике наркомании и наркопреступности, первостепенное значение
имеют системы, представляющие юридическую или правовую предметную область.
Подобные системы включают в себя массив правовой информации и инструменты
работы с ним. Эти инструменты позволяют производить поиск документов,
формировать подборки документов, создавать каталоги документов, производить
печать, как самих документов, так и их фрагментов. На рынке справочно-правовых
систем в России работает большое количество фирм:
·
«КонсультантПлюс» (АО «КонсультантПлюс»);
·
«ГАРАНТ» (НПП «Гарант-Сервис»);
·
«Кодекс» (Центр компьютерных разработок);
·
«Эталон» (НЦПИ при Минюсте России);
·
«ЮСИС» (фирма «Инфатекс»);
·
«Юридический мир» (Издательство «Дело и право»);
·
«1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (Компания
«1С»);
·
и другие.
На качество справочно-правовых систем
существенно влияет:
·
периодичность пополнения баз данных;
·
достоверность информации;
·
поисковые возможности системы;
·
средства актуализации информации.
Поиск документов в этих системах может
осуществляться:
·
по реквизитам документов (дата, номер);
·
по тексту документа (простой перебор всех текстов
документов с целью нахождения среди них тех, которые соответствуют слову,
заданному пользователем в запросе);
·
по тексту и реквизитам документов.
Автоматизированные системы управления,
экспертные системы, информационно-обучающие системы и др.
Несмотря на достаточно широкое распространение
все три упомянутых класса информационных систем практически не используются для
решения задач по анализу и противодействию наркопреступности.
АСУ используются в основном на производстве
или для решения управленческих задач. Экспертные системы используются в военном
деле, геологии, инженерном деле, информатике, космической технике, математике,
медицине, метеорологии, промышленности, сельском хозяйстве, управлении, физике,
химии, электронике, юриспруденции и т.д. Однако в данной предметной области не
создано эффективно работающих АСУ или ЭС. Информационно-обучающие системы также
недостаточно активно используются для профилактики наркомании.
Рассмотренная классификация позволяет перейти
к изучению отдельных АИПС, используемых правоохранительными органами для анализа
и противодействия наркопреступности.
2.3.
Автоматизированный банк данных
Наиболее полным хранилищем оперативной
информации является автоматизированный банк данных, являющийся фактографической
информационной системой.
Для накопления информации установлены
стандартные формы первичных документов, характеризующих лица, вещи и события.
При определении реквизитов для первичного документа АИПС за основу берется
возможность автоматической выборки из большого массива информации по заданным
исходным данным определенного лица или группы лиц, когда отсутствуют их
основные признаки: фамилия, имя, отчество и некоторые другие.
При заполнении документов первичного учета
возникает естественное стремление указать как можно больше сведений об
интересующем лице и его деятельности. Однако следует учитывать особенности
хранения и обработки данных в АИПС. Так, при вводе данных в АИПС все сведения
переносятся на машинные носители, как правило, вручную, т.е. по существу еще
раз переписываются. Кроме того, если о каждом лице вводить подробные сведения,
то в АИПС создается массив в сотни и тысячи реквизитов. Если к тому же в
первичном документе будет много часто меняющихся данных, то потребуется еще и
непрерывное обновление. Наконец, в значительном массиве труднее организовать поиск
информации и для этого требуется больше времени.
Необходимо учитывать и то, что заполнение
первичного документа с указанием подробных сведений само по себе требует
определенных сил и времени. К тому же в развернутых бланках неизбежны ошибки.
Заполнение сложных форм отвлекает исполнителей от их непосредственной работы.
Следовательно, при разработке первичных документов прежде всего должен быть
определен рациональный объем нужной информации.
Особенностью функционирования АИПС
оперативно-розыскного назначения является четкая регламентация пользователей на
право добавления, изменения и получения информации, а также определение
приоритетов пользователей.
В графическом виде можно изобразить технологию
функционирования АБД следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Технология эксплуатации АБД
Система может приступить к решению задачи
поиска при наличии неполных исходных данных, по отдельным сведениям, которые
могут поступить к оперативному работнику в процессе расследования. В одном
случае могут быть известны клички, в другом - некоторые сведения о внешности
отдельного лица или группы лиц, в третьем - характерные способы совершения
преступления и т.д. Всякий раз при этом следует принимать решение о
целесообразности машинного поиска. Это делается для того, чтобы избежать
получения из системы очень большого объема данных, в которых будет трудно
разобраться. Чаще всего такие ситуации возникают, когда поступают сведения с
так называемой низкой информативностью, т.е. такие сведения, которые присущи
многим лицам, многим событиям или многим предметам. В качестве конкретного
примера низкой информативности могут служить сведения о лице по крайне общим
характеристикам: рост - средний, телосложение - худощавое, фигура - стройная,
плечи - нормальные и т.д. При обработке такого запроса ЭВМ просмотрит
значительный массив, хранящийся в ее памяти, и в итоге выдаст очень длинный
список.
Такой поиск в АИПС следует осуществлять только
в исключительных случаях. Современные АИПС способны сообщить инициатору запроса
о возможном количестве лиц, на которые ЭВМ выдает информацию по запросу с
низкой информативностью. Здесь же могут быть выданы рекомендации по вероятному
сокращению информации, если будут уточнены отдельные данные о лице. То есть,
насколько может сократиться круг лиц, если станет известен, например, возраст
преступника. Наиболее эффективный результат может быть получен с помощью АИПС при
наличии данных, характеризующих особые приметы разыскиваемого лица, а также при
наличии других специфических сведений.
С получением, например, клички, ЭВМ
практически мгновенно выдает данные обо всех лицах, которые когда-то имели или
имеют в настоящее время данную кличку. Даже в тех случаях, когда кличка
образуется от фамилии, имени или отчества (например, «КУЗЬМИЧ»), поиск с
помощью ЭВМ может быть достаточно результативным. При ручной обработке такие
методы неприменимы из-за их большой трудоемкости.
Согласованная работа оперативных работников и
информационных служб позволяет многократно осуществлять машинный поиск по
многим реквизитам, постепенно сужая масштабы такого поиска. Практика
оперативно-розыскной работы показывает, что постепенно данные о разыскиваемом
лице или группе лиц конкретизируются. Это позволяет и в ЭВМ соответственно
сокращать массив просмотра данных.
Во всех без исключения случаях полученные
сведения должны быть внимательно проанализированы с тем, чтобы исключить
ненужные, случайные. При появлении новых данных необходим повторный поиск и
снова тщательный анализ, и отбор только нужной информации. С сужением масштабов
поиска, естественно, происходит его улучшение и ускорение получения
результатов.
Машинное «отсечение» информации и исключение
оперативным работником ненужных данных предусмотрено в АИПС не случайно. Это
связано с тем, что в системе сочетается формальная логика ЭВМ и творческая
деятельность квалифицированных специалистов.
Наконец, представляется возможным осуществить
поиск в АИПС еще с одного направления - от вещей, предметов, документов и т.д.
Особенно эффективен такой поиск по номерным вещам. Смысл машинного поиска
конкретных лиц по принадлежащим им вещам состоит в информационной увязке в АИПС
данных о лицах, событиях и предметах. При машинной обработке удается уловить не
только прямые, но и многие косвенные связи, а это содействует
целеустремленности проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В АИПС имеется возможность увязывать многие
события во времени. Можно отобрать события, прошедшие в определенные часы,
сутки, дни недели и т.д.
Запросы на проведение поиска и выдачу
необходимой информации поступают либо в виде
неформализованных текстовых документов писем, телеграмм или по телефону (при
получении запроса по телефону он фиксируется на бумажном носителе сотрудником
группы, обеспечивающей эксплуатацию АБД), либо оформляются с использованием
специальных форм (требование), либо передаются по межмашинным линиям связи.
Содержащиеся во входящих документах реквизиты подразделяются на обязательно
заполняемые и заполняемые в зависимости от наличия сведений, что позволяет
обеспечить автоматизированный контроль входной информации на полноту
заполнения. Значения реквизитов, обладающих высокой степенью индивидуальности
(фамилия, имя, отчество и т.д.), вписываются в выделенное рамкой поле данного
реквизита в именительном падеже. При этом фамилия, имя и отчество вписываются
печатными буквами. Значения реквизитов, не обладающие высокой степенью
индивидуальности, описываются с помощью наборов терминов (словарей),
приведенных на бланке ИПК. При этом подбирается и подчеркивается требуемый
термин, а соответствующий ему код вписывается в выделенное рамкой кодовое поле
данного реквизита. Учетные и корректирующие документы АИПС, являющиеся носителями
исходной и корректирующей информации о лицах, событиях или предметах, заполняются
сотрудниками органов внутренних дел, являющимися источниками представленной
информации.
2.4. «Интегрированный
банк данных - Регион»
В настоящее время в органах внутренних дел
внедряется «Интегрированный банк данных - Регион». Эта автоматизированная
система призвана обеспечить решение задачи создания единого информационного
пространства на базе автоматизированных интегрированных банков
оперативно-розыскной и иной информации с обеспечением в режиме реального
времени прямого доступа к ним основных пользователей - горрайлинорганов
внутренних дел.
ИБД-Р является единой
автоматизированной интегрированной системой обработки оперативно-розыскной и
иной информации. Он обеспечивает:
·
формирование
централизованного банка данных на всех уровнях системы ОВД;
·
интеграцию в основном звене — баз данных
территориальных подразделениях органов внутренних дел с базами других учетов
транспортных и территориальных ОВД, а также сведениями, поступающими из других
органов правоохранительной системы;
·
многоцелевое использование интегрированной базы
оперативно-розыскной и иной информации в интересах как выявления преступлений и
лиц, их совершивших, предупреждения и пресечения преступлений, расследования
уголовных дел, так и организации деятельности различных подразделений и служб
ОВД, их взаимодействия, создания надежного внутрисистемного, межведомственного
и международного информационного взаимодействия в борьбе с преступностью;
·
выдачу в режиме реального времени различным
пользователям интегрированных сведений, содержащихся в автоматизированных
банках данных и других учетах ОВД, в результате чего экономятся время и силы на
поиск разрозненных данных, содержащихся в различных учетах;
·
создание на основе банков данных оптимальных
условий для более качественного анализа накапливаемых сведений, что
обеспечивает их максимально эффективное использование в деятельности
подразделений ОВД.
ИБД-Р реализуется на основе СУБД Oracle. Для
удаленного доступа используются система S4Clone. Вся
информация представлена в виде документов, а именно справок и первичных
документов. Справки содержат краткую и, возможно, наиболее часто используемую
информацию. Первичные документы - более полную и подробную. Кроме того, первичные
документы являются средством ввода информации в информационную базу данных.
В ИБД-Р интегрируются все
оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты ОВД. В перспективе
– к 2008 году данная система должна позволять осуществлять сквозной поиск по
всей стране. Внедряемая система является межведомственной и используется всеми
правоохранительными органами.
ИБД-Р должен объединить в себе АБД,
специализированные АИПС, оперативно-справочные учеты и единую систему учетов
преступлений. За пределами ИБД-Р остаются
дактилоскопическая система на базе «Папилон» и системы статистического учета.
По перечисленным функциональным признакам
ИБД-Р в настоящее время не имеет аналогов на рынке специализированного
программного обеспечения. Он является высокотехнологичным программным продуктом
с программно организованными подсистемами связи, защиты информации, сервисными
услугами, генераторами отчетных, в том числе графических, форм и прочими
необходимыми функциями.
Система глобального поиска связей объектов
учета ПК позволяет непосредственно с рабочего места оператора ПЭВМ эффективно
осуществлять функции анализа, контроля и организации деятельности оперативных и
других подразделений ОВД.
ИБД-Р получил положительную экспертную оценку
специалистов ИЦ ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ГИЦ МВД России,
признан наиболее перспективным и рекомендован для тиражирования.
Применение
ИБД-Р в раскрытии преступлений.
С помощью ИБД-Р обеспечивается
централизованный учет всей оперативно-розыскной и иной информации, полученной
как при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, так
и из других источников (СМИ, АБД других правоохранительных структур). Без
такого централизованного учета сведений, характеризующих свойства изучаемых
объектов, представляющих оперативный интерес (явлений, событий, фактов, лиц,
предметов и т.п.), невозможно анализировать и оперативно использовать в
раскрытии преступлений разрозненную информацию об одних и тех же объектах, рассредоточенную
в различных местах.
Путем соединения
разрозненных сведений, полученных в результате проведения различных
оперативно-розыскных мероприятий с иной криминалистической, административной и
социально-экономической информацией, первичные данные многократно обогащаются
новыми сведениями. В результате пользователи в режиме реального времени получают
максимально полную информацию об изучаемых объектах. Наряду с этим, в ходе соединения
и анализа разрозненных данных удается выявить новые объекты, в отношении
которых необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия. При этом появляется
реальная возможность выявить связи изучаемого объекта, из числа которых можно выбрать
источники получения новой информации.
В автоматизированном банке данных определены
более 20 классов информационных объектов, практически полностью охватывающие
информационное пространство уровня регионального ОВД, например:
·
Лицо;
·
Судимость;
·
Доставление;
·
Адмнарушение;
·
Внешность;
·
Дактилоформула;
·
Адрес;
·
Оружие;
·
Вещь;
·
Транспорт;
·
и т.д.
Практика показывает, что с внедрением ИБД-Р
отмечается устойчивая зависимость роста количества заводимых и реализованных
дел оперативного учета от числа вводимых в банк данных сведений. Эта тенденция
является в определенной мере следствием направления сотрудниками в оперативные
подразделения информации о лицах, в отношении которых необходимо заводить дела
оперативного учета. В результате внедрения ИБД-Р исключается возможность
заведения различными субъектами оперативно-розыскных дел на одно и то же лицо.
С помощью ИБД-Р обеспечивается активное
использование разрозненной информации всех подразделений и служб ОВД и других
правоохранительных органов в раскрытии преступлений. Возможность интеграции
большого объема разнородной информации многократно повышает качество
аналитической работы по выявлению и расследованию преступлений. Наряду с этим
значительно сокращается время поиска нужной информации, содержащейся в делах,
материалах, базах данных различных служб и подразделений ОВД. На выполнение
этой же работы без использования возможностей ПК оперативный состав вынужден
затрачивать много сил и времени, что существенно снижает эффективность ОРД.
Если ранее на получение информации из банков данных информационных центров ОВД
затрачивалось 10-15 дней, то с внедрением ИБД-Р - максимум до пяти минут, а в
пределах одного города – до 1 минуты.
Базы данных ИБД-Р могут использоваться и для
получения компрометирующей информации в отношении лиц, задержанных за
совершение преступлений, содержащихся в ИВС, приемнике-распределителе,
установления их причастности к иным преступлениям, зарегистрированным другими
ОВД.
Аналитические данные, подготовленные
сотрудниками подразделений криминальной информации, используются в деятельности
следственно-оперативных групп при раскрытии преступлений «по горячим следам».
Такая организация многократно увеличивает информационную осведомленность
следователей и оперативных работников в отношении изучаемых лиц и фактов,
обеспечивает более полное обоснование версий и получение доказательств. Тем
самым создаются условия для успешного решения задачи быстрого и полного
раскрытия преступлений.
Использование
ИБД-Р в управленческой деятельности.
С внедрением ИБД-Р руководители подразделений
ОВД получили дополнительную возможность эффективного управления
оперативно-розыскным процессом на всех его стадиях. Анализ интегрированной
информации позволяет своевременно и быстро выявлять криминогенные объекты,
подлежащие оперативному наблюдению, получать данные, необходимые для подбора
источников оперативной информации.
С помощью ИБД-Р успешно удается анализировать
эффективность деятельности спецаппарата, контролировать его работу,
систематически готовить для руководства аналитические материалы о состоянии
оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений.
ИБД-Р способен проводить детальный анализ
оперативно-розыскной деятельности подразделений по широкому спектру вопросов:
·
приобретение и учет негласного аппарата;
·
частота встреч с негласным аппаратом;
·
количество принятых сообщений;
·
виды сообщений по окраске
(терроризм, наркотики, оружие, ВВ и результаты реализации данных сообщений:
заведение и движение ДОУ и т.д.).
С помощью ИБД-Р создаются оптимальные условия
для использования банков данных в режиме реального времени в управленческой
деятельности не только криминальной милиции, но и других служб ОВД.
Организация
работы по использованию ИБД-Р.
Основным звеном, обеспечивающим формирование
баз данных, являются отделы и управления территориальных органов внутренних
дел, в которых выделены специальные сотрудники, созданы группы криминальной
информации. Для них основной задачей является регистрация оперативно-розыскной
информации, ее ввод в базу данных и систему оперативного учета, а также
интеграция этих данных с базами других учетов ОВД, анализ накапливаемых
сведений в интересах различных пользователей.
Такая специализация предполагает наличие у
сотрудников подразделений криминальной информации знаний и опыта
оперативно-розыскной деятельности, а также специальных знаний в области
информатики, социологии, криминологии, статистики. Интеграция и анализ
агентурной и прочей оперативно-розыскной информации является базовой функцией в
технологической цепи агентурной работы и оперативно-розыскного процесса в
целом, особым направлением специализации этой деятельности.
Вопросы единого правового регулирования
порядка формирования баз данных, защиты ее от несанкционированного доступа и
выдачи сведений пользователям разрешаются в настоящее время путем внедрения
временных инструкций, а также совместных приказов руководителей транспортных и
территориальных ОВД.
Внедрение ИБД-Р позволит решить подавляющее
большинство проблем, связанных с глобальным поиском оперативных данных и
определением личности задержанного.
Вопрос 3. Организация
информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации
по противодействию наркопреступности
В последние годы значительно активизировалось
информационное взаимодействие между правоохранительными органами по борьбе с
преступностью, в том числе наркотической направленности. В частности, был принят
Указ Президента от 18.04.1996 № 567 (ред. от 25.11.2003) «О координации
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,[8] совместный Приказ МВД РФ № 684, Минюста
РФ № 184, ГТК РФ № 560, ФСБ РФ № 353, ФСНП РФ № 257, ФПС РФ № 302 от
26.06.2000 «Об утверждении инструкции об организации информационного
обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ
по линии Интерпола», ряд международных актов.
В начале 2006 года было принято Постановление
Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании
единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному
обороту».[9] Данное
Постановление принято в развитие Положения о Федеральной службе РФ по контролю
за оборотом наркотиков.[10]
В соответствии с указанными документами
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при участии
Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Генеральной прокуратуры РФ в
2006 году должна завершить создание единого банка данных по вопросам,
касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также противодействия их незаконному обороту, и обеспечить его эксплуатацию с
2007 года.
Единый банк данных представляет собой
специализированную межведомственную автоматизированную информационную систему,
которая содержит сформированную в виде информационных ресурсов информацию,
касающуюся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, и предназначена
для совместного использования федеральными органами исполнительной власти и
Генеральной прокуратурой РФ.
Ведение единого банка данных осуществляется с
применением технических и программных средств, прошедших соответствующую
проверку и сертификацию. Информация включается в состав единого банка данных на
основе общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной
информации, а также единых форматов и классификаторов учетных данных,
стандартных протоколов и регламентов обмена и хранения информации в порядке,
установленном ФСКН совместно с МВД, ФСБ, Минюстом, МЭРТ, Министерством обороны,
Министерством промышленности и энергетики, Министерством образования и науки,
Министерством здравоохранения и социального развития, Министерством
информационных технологий и связи, Федеральной таможенной службой, Федеральной
службой государственной статистики и Генеральной прокуратурой РФ.
Указанные выше ведомства предоставляют в ФСКН
следующую информацию:
1.
О количестве и размерах посевных площадей конопли в
целом по стране и по субъектам РФ.
2.
О лицензиях, выданных для осуществления
деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января
1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[11] и деятельности, связанной с оборотом
психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с указанным
Федеральным законом.
3.
О лицензиях, выданных для осуществления ввоза в РФ
и вывоза из РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
4.
О выявленных и уничтоженных незаконно выращенных
посевах наркотикосодержащих растений.
5.
О выявленных и уничтоженных очагах произрастания
дикорастущих наркотикосодержащих растений.
6.
О количестве больных с зависимостью от
наркотических средств и психотропных веществ.
7.
О лицах, которые злоупотребляют наркотическими
средствами и психотропными веществами, но у которых еще не сформировался
синдром зависимости.
8.
О признанных ограниченно годными или не годными к
военной службе по состоянию здоровья в связи с потреблением наркотических
средств и психотропных веществ без назначения врача гражданах, подлежащих
призыву на военную службу, и военнослужащих.
9.
О лицах, умерших от употребления наркотических
средств и психотропных веществ.
10.
О преступлениях, связанных незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и лицах,
совершивших эти преступления.
11.
Об изъятии из незаконного оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и
оборудования, использованных для их производства.
12.
О лицах, осужденных за преступления, связанные с
незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих
веществ, а также совершенные в состоянии наркотического опьянения или под
воздействием психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.
13.
Об административных правонарушениях, связанных с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лицах,
привлеченных к административной ответственности за эти правонарушения.
14.
О назначенных судьями административных наказаниях
по административным правонарушениям, связанным с незаконным оборотом
наркотических средств и психотропных веществ.
Информация должна хранится в едином банке
данных вместе со сведениями о государственном органе, представившем эту
информацию. ФСКН совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти при формировании, ведении и использовании единого банка
данных:
·
обеспечивает бесперебойную эксплуатацию
программно-аппаратного комплекса единого банка данных;
·
осуществляет автоматизированный сбор, хранение и
обработку представленной информации;
·
обеспечивает защиту информации, содержащейся в
едином банке данных, от несанкционированного доступа;
·
предоставляет пользователям информацию, содержащуюся
в едином банке данных.
Порядок доступа к информации, содержащейся в
едином банке данных, определяется ФСКН совместно с Министерством информационных
технологий и связи, МВД РФ и ФСБ.
Таким образом, можно констатировать, что в
последние годы значительно улучшилось информационное взаимодействие в сфере
противодействия наркопреступности, что должно оказать положительное влияние на
наркоситуацию в стране в целом.
Заключение
Подводя итог рассмотрению информационного
обеспечения деятельности правоохранительных органов по профилактике наркомании,
можно сделать следующие выводы.
В период с 2000 по 2006 годы значительно
активизировалась работа по информационному взаимодействию правоохранительных
органов в указанной сфере. Преобразовывается единая система учета преступлений
и правонарушений, что облегчит прием и регистрацию сообщений о
наркопреступности. Это позволит улучшить систему регистрации преступлений и
правонарушений, уменьшит латентную преступность.
Изменяется информационное обеспечение органов
внутренних дел, используемое всеми правоохранительными органами. Внедряется
новое аппаратное и программное обеспечение. После реализации проекта ИБД-Р к
концу 2007 года будет доступен сквозной поиск информации по всей стране.
Внедряемое программное обеспечение унифицировано и не требует специальных
знаний от пользователя.
Необходимо отметить создаваемый единый банк
данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. После
ввода в эксплуатацию в 2007 году указанный банк данных позволит всем
правоохранительным органам более эффективно использовать информацию о
незаконном обороте наркотических средств.
[1] СЗ РФ. 06.04.1998. № 14. Ст. 1544.
[2] СЗ РФ. 14.12.1998. № 50. Ст. 6173.
[3] См.: Постановление Госкомстата РФ от 03.08.1999 № 63 "Об
утверждении форм единой государственной системы регистрации и учета
преступлений».
Постановление Госкомстата РФ от
20.04.2000 № 31 "Об утверждении форм единой государственной системы
регистрации и учета преступлений".
[4] См.: Распоряжение МВД РФ от 10.08.2001 № 1/14559 "О мерах по
обеспечению полноты учета и регистрации преступлений".
Приказ МВД РФ № 1058, Генпрокуратуры РФ
№ 72 от 28.11.2001 "О мерах по укреплению законности в деятельности ОВД
при регистрации и учете преступлений".
Инструкция о едином учете преступлений
(3-е издание). Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ № 827, Минюста РФ № 277,
Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003.
Приказ Минюста РФ от 27.06.2002 № 179
"Об утверждении порядка приема, регистрации, учета и разрешения в службе
судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о
преступлениях".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ №
827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003
"Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении
статистической отчетности".
Приказ МВД
РФ от 13.03.2003 № 158 "Об утверждении инструкции о порядке приема,
регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях
и иной информации о правонарушениях".
Приказ ФСБ РФ от 14.01.2004 № 23
"Об организации приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах
Федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о
преступлениях".
Приказ МЧС РФ от 15.06.2004 № 283
"Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и
учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о
пожарах".
Приказ Генпрокуратуры РФ № 47, МВД РФ №
827, Минюста РФ № 277, Госнаркоконтроля РФ № 185, ГТК РФ № 1201 от 29.10.2003
"Об учете преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и изменении
статистической отчетности".
[5] Приказ Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста
РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399 от 29.12.2005
"О едином учете преступлений" (вместе с "Типовым положением о
едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о
преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных
дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и
представления учетных документов") // Российская газета. № 13. 25.01.2006.
[6] Приказ МВД РФ от 01.12.2005 № 985 "Об утверждении инструкции о
порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений,
сообщений и иной информации о происшествиях" // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. 26.12.2005. № 52.
[7] СЗ РФ. 20.02.1995. № 8. Ст. 609.
[8] СЗ РФ. 22.04.1996. № 17. Ст. 1958.
[9] СЗ РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 552.
[10] Указ Президента РФ от 28.07.2004 № 976 (ред. от 10.10.2005)
"Вопросы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков",
подпункт 18 пункта 8. // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3234.
[11] СЗ РФ. 12.01.1998. № 2. Ст. 219.
|