Формы таможенного контроля в системе перемещения грузов на примере Махачкалинского таможенного поста...
Формы таможенного контроля в системе перемещения грузов на примере Махачкалинского таможенного поста...
Согласно
Таможенному Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской
Федерации составляет таможенная политика Российской Федерации, а также порядок
и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и
транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенный контроль и
другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Одной
из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного контроля.
Преобразования,
произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в
таможенное дело, в частности, в таможенный контроль. Таможенный контроль стал
развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере,
товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
Актуальность
данной работы в том, что бы рассмотреть методы, основные положения о
таможенном контроле, средства для проведения таможенного контроля. А так же
дать характеристику специальных средств и техники контроля, которые
используются на Мачкалинском таможенном посте, входящий в состав Дагестанской
таможни, Южного Таможенного управления. Особенное место в работе будет отведено
обнаружению, выявлению и предотвращения ввоза наркотических и других
запрещенных к провозу средств. На территорию Российской Федерации. Раньше
таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом
производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную
работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни.
Целью данной работы является, рассмотрение таких вопросов как:
1. Формы таможенного контроля.
2.
Проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
3.Таможенный
досмотр товаров и транспортных средств.
4. Учёт
товаров и транспортных средств.
5. Иные
формы таможенного контроля.
6.
Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
7.Ответственность
за нарушения правил таможенного контроля.
Обзор
использованной литературы
В
работе были использованы разные источники, правовые акты, приказы, кодекс РФ об
административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Конституция РФ. Так
же использовалась учебная литература:
1.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской
Федерации. - "Дело", 2004 г. (Система "Гарант"). Изложенная
информация дает лучшее понимание статей Таможенного Кодекса.
2.
Кормаков Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств
// "Правосудие в Поволжье". - 2003., сентябрь-октябрь. № 3. (Система
"Гарант"). Подробная информация о прохождении таможенного контроля
товаров. Формы, сущность, правила проведения, необходимая документация
необходимая для проведения контроля.
3.Тимошенко
И.В. Таможенное право: Справочник для студентов вузов. М., - 2004. С.242..
Справочник для студентов правовых факультетов. Дающий информацию не только о
проведении контроля, но и о правах и обязанностях как лицах провозящих груз
через границу РФ, так и о правах, об обязанностях служащих таможенных органов.
4.Трошкина
Т.Н., Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - Система
ГАРАНТ, 2004 г.
Используется
и другая литература при написании этой работы, которая будет так же
рассматриваться в виде сносок
Формы
таможенного контроля
Таможенный
контроль проводится в определённых формах, указанных в таможенном кодексе
РФ.
Используются
такие формы, как:
1. Проверка документов и сведений,
необходимых для таможенных целей.
2. Таможенный досмотр, досмотр
товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный досмотр.
3. Учёт товаров и транспортных
средств.
4. Устный опрос физических лиц и
должностных лиц.
5. Проверка системы учёта и
отчётности.
6. Осмотр территорий и помещений
складов временного хранения, таможенных складов и других мест, где могут
находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю,
либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные
органы.
7.Иные формы, предусмотренные Таможенным кодексом и другими актами
законодательства РФ по таможенному делу, либо не противоречащими
законодательным актам РФ.
Рассмотрим
каждую форму в отдельности:
1. Таможенный
контроль осуществляется путём проверки документов и сведений,
необходимых для таможенных целей.
Цели
при таможенном контроле определяются по тем документам и сведениям,
которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство через
таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему
таможенный контроль.
Указанные
документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и
транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование
российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения
о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К сведениям
также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.
Рассмотренные
сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар
для ведения внешнеэкономической деятельности в тех режимах, которые
предусмотрены Таможенным кодексом.
2. Наиболее
важной и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.
Таможенный досмотр проводится на основании Таможенного кодекса РФ, приказов
ГТК РФ №203 от 04.04.96 г., №21 от 18.01.94г., приказа ПТУ №150 от 27.06.96 г. Таможенный
досмотр делится на обязательный, который устанавливается нормативными
актами ГТК и на досмотр, производимый по усмотрению начальников таможни и
начальников таможенных постов. Таможенный
досмотр - это административное действие, заключающееся в
фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления законности
их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых товаров
данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров нормам,
установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками,
выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без
разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся контрабандой,
определения наименования и кода по ТНВЭД товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности, определение стоимости, количества и качества.
Для этого используются документы: Поручение на досмотр, Акт досмотра,
Дополнительный лист к Акту таможенного досмотра (см.прил.)
3.Учёт
товаров и транспортных средств.
Формой
таможенного контроля является также учёт товаров и транс- портных средств.
Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ,
как при ввозе, так и при вывозе, помещаются на склад временного хранения
(СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и транспортные средства подлежат
обязательному учёту. Формами учёта являются книги учёта и таможенный документ
учёта (см. прил.). Владелец СВХ и ТС обязан вести “Книгу учёта товаров и
транспортных средств” в соответствии с Положением о временном хранении и
Положением о таможенном складе (см. прил.). Книга ведётся по календарным годам.
Книга должна быть предварительно прошита, пронумерована, сброшюрована и
скреплена подписью начальника таможни, либо лица, его замещающего и печатью
таможни. Таможенный документ учёта товаров и транспортных средств ведётся
таможней. В качестве такого документа используется краткая декларация.
Грузовая таможенная декларация, документы, составленные с использованием
бланка ГТД, транспортные товаросопроводительные документы, вручаемые таможне
при предоставлении товаров и транспортных средств. На таможенном документе
учёта проставляется два оттиска штампа, в котором указана надпись “Товар
принял - Товар выдал”.
4 Проверка
системы учёта и отчетности.
В
качестве формы таможенного контроля применяется также проверка системы учёта
и отчётности.
Товары
и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся
на складе временного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада
и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных
органов.
На
основании Таможенного кодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и
представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и
транспортных средствах.
5. Осмотр
территорий и помещений, складов временного хранения, таможенных складов.
Следующей
формой таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов,
свободных таможенных зон, транспортных средств и других мест, где находится
или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному
контролю. Основанием для проведения таможенного контроля является Таможенный
кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ. Под таможенным осмотром
понимается действие таможенного органа, заключающееся в проверке помещений и
других мест, где находятся или могут находиться товары и транспортные
средства, исследование внешнего вида транспортного средства или грузовых
помещений, тары, либо упаковка груза на предмет установления законности их
перемещения через границу и выполнение таможенных формальностей. В местах
таможенного оформления таможенные органы производят осмотр транспортных средств
как непосредственно перед выгрузкой товаров и проведением досмотра, так и после
выгрузки.
Целью
осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного средства,
выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения способа
осуществления досмотра, сохранность средств идентификации и т.п. Осмотр
предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов, транспортных
средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности товаров.
6. Иные
формы таможенного контроля.
К иным
формам таможенного контроля относятся контролируемая поставка, организация и
проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ, статьями 227,
228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Рассмотрев
вопрос о формах таможенного контроля, можно сказать, что перечисленные формы
позволяют наиболее полно и точно выполнить возложенные на таможенные органы
функции и задачи по защите экономической безопасности России и по соблюдению
установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через
границу Российской Федерации. Должностные лица таможенного органа могут
использовать как одну форму контроля, так и несколько, исходя из
целесообразности их проведения. Перечисленные формы контроля являются такой
юридической мерой воздействия, как принуждение.
2.
Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
К
числу таких документов относятся таможенные декларации. Основной формой
таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых
участниками внешнеэкономической деятельности, является грузовая таможенная
декларация, заполненная на бланках основного листа формы ТД-1 (см. приложение)
и бланках добавочного листа формата ТД-2 (см. приложение). Вместо добавочных
листов, в отдельных случаях, могут использоваться описи товаров в виде
спецификаций, упаковочных листов и списков. Они используются при
декларировании отдельных видов товаров, в отношении которых не взимаются
пошлины и налоги, а также, к которым не применяются меры экономической политики,
при декларировании товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической
помощи, при декларировании товаров, происходящих из государств - участников СНГ
и ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным режимом
выпуска для свободного обращения, при декларировании товаров, ввозимых на
таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с программой
обеспечения жильём уволенных в запас или отставку российских военнослужащих
за счёт безвозмездных субсидий, представленных Правительством США.
Также,
одновременно с предоставлением таможенному органу грузовой таможенной
декларации, подаются документы, являющиеся неотъемлемой частью, письменные
заявления лица, перемещающего товары и транспортные средства, при
декларировании кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в СНГ,
при вывозе на таможенную территорию РФ, при декларировании товаров,
ввозимых из РФ для обеспечения производственной деятельности российских
предприятий, связанных с добычей минеральных ресурсов на земельных участках
территории иностранного государства, которые находятся в соответствии с РФ,
судовая грузовая декларация, при декларировании не в порту, а в иных местах
продукции морского промысла, справка, при декларировании алкогольной и табачной
продукции иностранного производства, карточка транспортного средства или шасси
транспортного средства при декларировании ввозимых авто- мототранспортных
средств, прицепов к ним, подлежащих регистрации в государственной
автомобильной инспекции МВД России и шасси транспортного средства, принадлежащим
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Ответственность
за нарушение
правил
таможенного контроля.
Юридическая
ответственность - это важная мера защиты интересов личности, общества и
государства. Она наступает в результате нарушения предписания правовых норм
и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного
принуждения.
Как
правило, таможенные правонарушения обнаруживаются при производстве
таможенного оформления и проведении таможенного контроля. Прежде всего с
ними сталкиваются таможенные посты. Меры взыскания, которые налагают таможенные
органы за нарушения таможенных правил, относятся к мерам государственного
принуждения. Например, нарушение порядка таможенного контроля влечёт
предупреждение, либо наложение штрафа (статья 256 Таможенного кодекса).
В
зависимости от характера совершённых правонарушений в сфере таможенного
контроля различают дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и
уголовную ответственность. Наиболее жёсткими мерами воздействия определяется
уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу,
виновному в совершении преступления.
Таможенный
кодекс сформулировал три состава правонарушений, которые по степени
общественной опасности должны быть отнесены к преступлениям:
¨ контрабанда,
статья 219 Таможенного кодекса РФ;
¨ уклонение
от уплаты таможенных платежей, статья 220 Таможенного кодекса РФ;
¨ незаконные
валютные операции и иные действия с валютными ценностями, статья 221
Таможенного кодекса РФ.
Одним
из самых опасных преступлений в сфере таможенного дела, отнесённого к
таможенному контролю, является контрабанда, за совершение которой лица
привлекаются к уголовной ответственности.
Административная
ответственность.
Административная
ответственность выражается в применении органами исполнительной власти, в
нашем случае таможенными органами, мер административного воздействия к
виновным лицам.
Таможенные
правонарушения относятся к административным правонарушениям. До принятия
Таможенного Кодекса РФ рассматривались по правилам, установленным Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях (КоАП). Этим же Кодексом
определялись составы нарушений таможенных правил. Таможенный Кодекс РФ
значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил, определил
процедуру их рассмотрения и заложил основы таможенно-правовой
ответственности, которые включают положение различных отраслей права, но в
тоже время существенно от них отличаются.
Таким
образом, из понятия следуют четыре основные группы нарушений таможенных
правил:
1. нарушения,
связанные с порядком перемещения через таможенную границу товаров и
транспортных средств;
2. нарушения,
связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;
3. нарушения,
связанные с обложениями таможенными платежами и их уплатой;
4. нарушения,
связанные с предоставлением таможенных льгот и пользованием ими, за которые
Кодексом предусмотрена ответственность.
Нарушения
таможенных правил включает сорок составов правонарушений. Рассмотрение их и
наложение взысканий осуществляют таможенные органы.
Рассмотрим
нарушения таможенных правил, связанные с таможенным контролем. К ним
относятся
¨ нарушения
режима зоны таможенного контроля (ст.249 ТК РФ):
¨ выдача
без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган
товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254 ТК РФ);
¨ перемещение
товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного
контроля (ст. 276 ТК РФ).
Применение специальной техники для таможенного контроля на
Махачкалинском посту.
Рассмотрим
применение специальной техники таможенного контроля, на примере Махачкалинского
таможенного поста, который входит в состав Дагестанской таможни Южного
Таможенного Управления
Важное
место среди широкого многообразия специальных средств контроля принадлежит поисково-досмотровой
технике и криминалистическому оборудованию, к наиболее информативным из
которых относятся средства, основанные на методах интроскопии и неразрушающего
контроля (НК).
Высокая
информативность методов интроскопии обусловлена использованием практически
всего частотного диапазона электромагнитного спектра, акустических волн,
электростатического поля и корпускулярного излучения, что позволяет создавать
поисковые аппаратурные средства, обеспечивающие "видение" внутренней
структуры практически любого объекта контроля в прошедших, отраженных или
рассеянных лучах с заданным коэффициентом трансформации размеров изображения.
Применение
таких поисковых средств является одной из эффективных форм решения задач
противодействия угрозам государственной, социальной, экономической, личной и
имущественной безопасности, защиты и сохранения конфиденциальной информации,
обеспечения безопасности различных объектов.
Контроль
багажа и почтовых отправлений, различных контейнеров и транспортных средств,
продуктов питания и сыпучих грузов, строительных конструкций, мебели и
предметов обихода; судебно-медицинская экспертиза и анализ подлинности
произведений искусства, ценных бумаг, банкнот и документов, осуществляемые в
настоящее время с помощью поисковых средств интроскопии, обеспечивают решение
задач поиска и выявления взрывчатых веществ и устройств, оружия и боеприпасов;
пресечение попыток нелегального провоза запрещенных предметов, контрабанды и
наркотиков; выявление систем подслушивания и передачи информации; обнаружение
подделок, фальшивок; предотвращение террористических актов и т.п.
Поисково-досмотровая техника, обеспечивает возможность осуществления
эффективных мер по предотвращению провоза контрабанды, информационной защите и
преступлений в экономической сфере, а также решение задач техногенной и
экологической безопасности.
Скрытый
пронос под одеждой и в ручной клади является самым распространенным способом
доставки контрабанды и других запрещенных средств. Наиболее часто этот канал
используется для доставки огнестрельного оружия. Огнестрельное оружие в
собранном и разобранном виде имеет хорошо известные, достаточно специфичные и
узнаваемые формы узлов, деталей и механизмов. Однако их маскировка и
камуфлирование могут вызвать затруднения при выявлении.
Наиболее
эффективный контроль людей и ручной клади может быть осуществлен путем
комплексного подхода, включающего оптимальные сочетания различных типов
технических средств с организационными мероприятиями.
Существует
широкий арсенал технических средств, реализующих различные методы и
обеспечивающих эффективный контроль. Если эффективность гласного контроля может
быть весьма высока, то возможности аппаратурных средств для негласного контроля
в значительной степени ограничены.
Основным
средством контроля людей являются стационарные и ручные металлоискатели.
В последние годы новые технологии и технологические решения позволили создать
радиационные системы для контроля человека. Такие системы, использующие
обратнорассеянное рентгеновское излучение, позволяют выявлять скрытые на теле человека
оружие, взрывчатку и наркотики. Следует отметить, что суммарная дозовая
нагрузка за контроль в несколько сотен раз ниже, чем необходимая дозовая
нагрузка при медицинском обследовании (например, флюорографии) человека.
В
качестве основного наиболее информативного и эффективного инструмента для
досмотра ручной клади и багажа используются различного типа рентгеновские или
рентгенотелевизионные установки (РТУ) - интроскопы.
Рентгенотелевизионные установки позволяют в режиме реального времени
рассмотреть внутреннюю структуру контролируемого объекта, идентифицировать
инородные включения или дефекты. Возможности рентгенотелевизионных систем
позволяют обнаружить отдельные элементы оружия и взрывных устройств, контейнеры
с опасными вложениями и другие запрещенные к провозу предметы.
Рентгенотелевизионные
установки делятся на стационарные и мобильные (портативные). Стационарные
системы в свою очередь подразделяются на конвейерные (сканирующие) и
флюороскопические, выполненные в виде рентгенозащитных камер. Конвейерные
установки более распространены и имеют высокие характеристики по скорости и
качеству контроля. Скорость конвейерных лент достигает 20-25,5 см/сек, что
обеспечивает контроль значительного количества людей в потоке. Основным
потребителем таких систем являются аэропорты, международные морские и речные
порты, а также пункты контроля почтовых отправлений. Флюороскопические системы
могут эффективно использоваться для решения задач обеспечения безопасности
офисов, а мобильная аппаратура предназначена в основном для оснащения временных
постов контроля и решения антитеррористических задач.
Применяются
три основных типа рентгенотелевизионных системы:
-Моноэнергетические
установки прямого (трансмиссионного) просвечивания;
-Аппаратура
на основе технологии двойного уровня энергии зондирующего излучения;
-Система
контроля на основе обратнорассеянного (альбедного) излучения.
Установки
первого типа наиболее распространены. Известные производители досмотровой
рентгенотелевизионной техники выпускают оборудование с весьма близкими
эксплуатационно-техническими характеристиками. В основу рентгенотелевизионных
систем заложена модульная конструкция, что позволяет без особых сложностей
производить широкий спектр оборудования - от простейших мобильных средств до
сложных компьютеризированных комплексов. В типовой ряд рентгенотелевизионных
систем входит оборудование, предназначенное для проверки содержимого предметов,
начиная с небольших (почтовая корреспонденция, ручная кладь, багаж
авиапассажиров) и заканчивая системами для проверки крупногабаритных грузов,
морских контейнеров, автомобильных фургонов. Такие системы получили название
офисных, пассажирских, грузовых, автоматизированных и контейнерных
соответственно.
Основным
недостатком рентгенотелевизионных систем первого типа является так называемый
"эффект тени", т.е. наложение теневых изображений предметов,
находящихся один за другим на оси зондирующего излучения, что затрудняет, а
иногда исключает возможность выявления незаконных вложений.
Последние
разработки систем первого типа лишены отмеченного недостатка за счет
формирования и псевдообъемного рентгенооптического изображения (3D System).
Такое изображение формируется либо за счет специальной конструкции детектора, либо
путем формирования стереоизображения. Рентгенотелевизионные системы с
двумя и более уровнями энергии ионизирующего излучения (мультиэнергетические),
относящиеся ко второму типу РТУ, помимо классической визуализации внутренней
структуры объектов контроля позволяют различить органические и неорганические
материалы. В современных мультиэнергетических системах реализована технология
Hi-MAT, позволяющая с удовлетворительной точностью определить состав материалов
по виду - органика, неорганика или композиты.
К
третьему типу рентгеновских систем контроля относятся устройства, в которых в
качестве основного или дополнительного каналов получения информации об объекте
контроля используется альбедное излучение. Системы контроля такого типа могут
быть одноканальными, т.е. использующими в качестве информационного только
альбедное излучение, и двухканальными. В двухканальных системах информацию об
объекте контроля получают путем комбинации результатов обследования альбедного
на основе традиционного ("теневого") метода и нового - на основе
обратнорассеянного излучения. Такое сочетание обеспечивает получение
максимального эффекта при контроле широкой номенклатуры объектов. Следует
отметить, что, несмотря на то, что такие системы представляют собой весьма
сложные компьютеризированные устройства, время контроля единичного объекта
составляет десятые секунды, а дозовые нагрузки на объект контроля сравнимы с
уровнем естественного фона. В прил.1 в качестве примера приведены
рентгенотелевизионные изображения ручной клади, полученные традиционным
("теневым") методом (а) и на основе альбедного излучения (б) и (в).
РТУ
третьего типа используются как для контроля багажа, ручной клади, контейнеров и
транспортных средств, так и для выявления контрабанды и средств терроризма,
скрытых под одеждой человека. Установки типа BODYSEARCH, использующие
обратно-рассеянное рентгеновское излучение, позволяют выявлять широкий спектр
объектов, скрытно размещенных под одеждой человека. При этом на единичное
сканирование в полный рост требуется всего 8 секунд.
Следует
отметить высокую эффективность РТУ третьего типа для безопасного контроля
легковых автомобилей, автомобильных трейлеров, морских контейнеров в целях
выявления такого вида контрабанды, как незаконный перевоз людей, в том числе
нелегальных иммигрантов.
В
прил.2 в качестве примера приведен результат контроля человека на установке
третьего типа. Рентгенотелевизионное изображение человека с размещенными на
теле (под одеждой) различными запрещенными для провоза предметами
Пример,
демонстрирующий возможности систем третьего поколения по контролю крупногабаритных
объектов, приведен в прил.№3, где показано рентгенотелевизионное изображение
автомобильного контейнера с нелегально провозимыми людьми.
Флюороскопические системы производятся в виде стационарных и
мобильных (портативных) устройств. В состав оборудования могут входить
различные излучатели и разного размера преобразователи. Применение в
флюороскопических системах микрофокусных излучателей резко расширяет их функциональные
возможности, позволяет значительно увеличить контрастность получаемых
изображений и реализовать режим геометрического увеличения теневого изображения
в 5-20 раз. Флюороскопические мобильные рентгенотелевизионные системы,
оснащенные процессорными или компьютерными модулями, позволяют осуществлять
детальный контроль не только малогабаритных предметов, но и контролировать
отдельные узлы и зоны крупногабаритных объектов (например, дверей, бензобаков,
днища, баллонов автомобиля).
Металлоискатели (металлообнаружители (МО), металлодетекторы),
как уже указывалось, предназначены для поиска металлосодержащих предметов,
скрытых в одежде, обуви или на теле человека. По способу проведения досмотра
металлообнаружители подразделяются на стационарные (проходные) и ручные.
Стационарные
МО конструктивно выполняются, как правило, в виде П-образной арки, в стойках
которой располагаются генераторная и приемная антенны.
Современные
МО имеют чувствительность, достаточную для регистрации металлических предметов
массой порядка 10 г, а уникальные устройства, предназначенные для решения
специальных задач, способны регистрировать массу металла менее 1 г.
Ручные
металлоискатели используются для поиска металлических предметов, скрытых на
теле человека, в багаже, корреспонденции и т.п. Ручные МО эффективно
применяются со стационарными для допроверки и уточнения наличия предметов
поиска.
Последние
результаты в области разработки методов и создания новых технических средств
для контроля ПК, основанных, например, на ядерном квадрупольном резонансе,
позволяют надеяться на создание в ближайшее время эффективных технических
средств, кардинальным образом решающих задачу контроля ПК. Первые образцы
систем контроля на основе метода квадрупольного резонанса, условно названные
"QED''-детекторами, успешно зарекомендовали себя при опытной эксплуатации.
Внешний вид "QED''-детектора представлен в прил.4
Такая
аппаратура определяет наличие наркотиков внутри упакованных предметов на фоне
других органических соединений. Причем вероятность обнаружения достигает
примерно 0,99 при очень низкой вероятности ошибки.
В
настоящее время специалистами ведутся работы по созданию технических средств,
способных обнаруживать, а в отдельных случаях и уничтожать, компонент
химического и бактериологического оружия, а также ядовитых и сильнодействующих
препаратов, в том числе и психотропных.
В
задачу контроля транспортных средств входит поиск нелегально провозимых людей
и грузов, а также других предметов, провоз которых запрещен или строго
регламентирован.
Для
скрытого незаконного провоза различных грузов и людей в транспортном средстве
изготавливаются специальные тайники или используются конструктивные полости.
Опыт показывает, что тайники могут изготавливаться в дверных полостях и днище
автомобиля. Излюбленным способом является встраивание дополнительных емкостей в
баках для горючего или цистернах, полостях рамы и стенках кузова. Известны
случаи провоза незаконных вложений в покрышках и даже в картере двигателя.
Для
контроля транспортных средств организуются временные или стационарные посты
контроля, в основную задачу которых входят:
-досмотр
автомобилей и грузов;
-проверка
документов.
Результативность
досмотра зависит как от субъективных факторов - внимательности и опыта работы
специалиста, так и от уровня оснащенности поста поисково-досмотровыми
техническими средствами. Высокая эффективность контроля достигается за счет
комплексного использования аппаратурных средств, действие которых основано на
разных физических принципах. К основным техническим средствам, оснащених постов
контроля, можно отнести следующие, начиная с простейших.
Щупы -
основное предназначение: поиск незаконных вложений в сыпучих грузах или тюках.
Однако они могут использоваться для поиска и обнаружения различных вложений в
труднодоступных местах транспортных средств. В прил. .№ 5 представлено
несколько вариантов щупов, предлагаемых на российском рынке.
Досмотровые
зеркала - служат для визуального обследования труднодоступных мест, зон и полостей
в автомобилях, транспортных грузовых контейнерах, ограждающих конструкциях
зданий и других объектов. Прил. № 6
Для
быстрого просмотра протяженных днищ больших транспортных средств выпускаются
широкоформатные панорамные зеркала, смонтированные на небольших шарнирных
колесах. Выпуклое зеркало и длинная телескопическая рукоятка на шарнире
обеспечивают большой угол обзора и возможность осмотреть самые удаленные
участки днища фургона или трейлера. Основное назначение таких зеркал –
выявление на днище транспортных средств посторонних предметов.
Досмотровые
фонари-прожекторы должны входить в комплект поста контроля для обеспечения
досмотра в условиях плохой видимости. Мощность фонаря должна составлять 8-12
ВА, что в совокупности с хорошей оптикой обеспечивает мощный пучок света. В
прил.№7 приведены варианты изготовления профессиональных досмотровых
фонарей-прожекторов.
Эндоскопы
обеспечивают решение многочисленных задач визуального контроля внутренних
плоскостей различных полостей, ниш, осмотра труднодоступных мест, доступ к
которым возможен через небольшие отверстия.
Различные
типы эндоскопов имеют собственные названия. Бороскоп - эндоскоп с жесткой
рабочей частью, фиброскоп - гибкий эндоскоп. Основной отличительной
особенностью эндоскопов является большое отношение длины рабочей части
эндоскопа к ее диаметру, что дает возможность контролировать различные полости
и ниши без разборки и демонтажа исследуемых объектов.
Эндоскопы
подразделяются на следующие группы: жесткие эндоскопы, гибкие
волоконно-оптические эндоскопы и видеоэндоскопы. Поскольку, как правило,
освещенность в местах проведения контроля крайне низка, в состав эндоскопа
включается осветительный блок. В прил. .№ 8 представлены различные типы
эндоскопов.
Наборы
инструментов, необходимые для организации досмотра, когда требуется провести
демонтаж досматриваемого объекта или поверхности.
Существует
много вариантов набора инструментов, транспортируемых в различных укладках. В
прил. № 9 представлен один из вариантов набора инструментов для организации
досмотра транспортных средств.
Эффективным
досмотровым средством является телевизионная камера, размещенная на
телескопической штанге. Такая система обладает возможностями досмотровых
зеркал, расширенными за счет комфортного наблюдения по телевизионному каналу. В
комплекте с телевизионной камерой используется малогабаритный (как правило,
ЖКИ) монитор. Камера и монитор объединены электронным модулем, обеспечивающим
визуализацию процесса контроля, запись необходимых кадров в блок памяти или
трансляцию изображения контролируемых объектов на необходимое расстояние. В
прил.№10 представлена досмотровая телевизионная система.
Детектор
контрабанды - аппаратура, которая не выявляет непосредственно ВВ, ВУ или
наркотики, но обеспечивает возможность обнаруживать скрытые полости и
определять наличие в них незаконных вложений.
Принцип
действия детектора контрабанды основан на определении разности плотности
контролируемого объекта. В качестве зондирующего излучения в детекторах
контрабанды используется гамма или рентгеновское излучение. Путем сканирования
поверхности объекта контроля определяют положение конструктивных или
искусственных полостей и определяют наличие в них посторонних вложений. Внешний
вид детектора контрабанды на основе рентгеновского излучателя приведен в Прил.№11
Наиболее
универсальным и информативным средством для досмотра автомобилей являются
радиационные интроскопы или рентгенотелевизионные системы.
Для
досмотра транспортных средств, а также крупногабаритных контейнеров и грузов
используют высокоэнергетические излучатели, обеспечивающие зондирование
объектов эквивалентной толщины до 200-З00 мм стали.
Системы
контроля транспортных средств (СКТС), крупногабаритных контейнеров и грузов
изготавливаются в стационарном и мобильном вариантах .
Как
и в случае с аппаратурой для контроля багажа и ручной клади, СКТС
изготавливаются в варианте однорежимном, т.е. прямого просмотра, а также в
двухрежимном исполнении. Такие установки, используя изображения внутренней
структуры объекта контроля, полученные в режиме прямого просвечивания и при
регистрации обратно-рассеянного излучения, значительно повышают вероятность
обнаружения незаконных вложений.
Радиационные
СКТС позволяют обследовать большегрузные трейлеры длиной до 19,5 м, шириной - 2,4 м, высотой до 4,2 м. При этом масса этих транспортных средств может достигать
35-40 тонн.
Помимо
стационарных и мобильных СКТС при досмотре транспортных средств могут
эффективно использоваться портативные или носимые рентгенотелевизионные
установки флюороскопического типа. Такие системы наиболее полезны при детальном
контроле дверных полостей, баков с горючим, покрышек и других узлов
транспортных средств.
Обобщая
опыт работы рентгеновских систем контроля, необходимо отметить, что такая
техника находит все более широкое применение при оснащении различных пунктов
контроля. Ее использование приносит максимальный эффект при выявлении
наркотиков, контрабанды и, прежде всего, оружия, взрывчатых веществ и взрывных
устройств. Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:
- создание
условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;
-
разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и
транспортных средств;
- ведение
борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового
законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную
границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ,
предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
-
своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных
платежей;
- ведение
таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики
России;
-
осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;
- ведение
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.
Заключение
В
настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является
выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для
продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в
сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в
поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты
национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.
Таким
образом, можно сделать следующий вывод. Таможенный контроль - это
совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения
соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 19 ст. 11 ТК РФ). Под
совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы и
способы производства таможенного контроля. Таможенный контроль
проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. В
целях проведения таможенного контроля в формах таможенного досмотра товаров и
транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением
создаются зоны таможенного контроля.
На основе
всего изложенного в работе можно сделать следующее предложение: для
лучшего проведения таможенного контроля, необходимо полное оснащение таможенных
пропускных пунктов наилучшим оборудованием. Для того, что бы не допустить
проникновения запрещенных средств, а так же для обеспечения безопасности границ
Российской Федерации.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые
акты:
· Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)
· Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
· Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
· Постановление Правительства РФ
от 10 декабря 2003 г. N 747 "Об утверждении порядка использования морских
(речных) судов таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного
контроля" // Российская газета. - 2003. - 19 декабря.
· Приказ ГТК России от 20
октября 2003 г. N 1165. Об утверждении формы акта проведения личного досмотра.
· Приказ ГТК России от 23
октября 2003 г. N 1220. Об утверждении перечня и порядка применения технических
средств.
· Приказ ГТК России от 24 ноября
2003 г. N 1323. Об утверждении формы документа.
· Приказ ГТК России от 21
октября 2003 г. N 1175. Об утверждении порядка организации и проведения
таможенной ревизии
· Приказ ГТК России от 16
сентября 2003 г. N 1023. Об утверждении форм документов, используемых при
проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий.
· Типовая форма поручения на
проведение таможенного досмотра, а также Инструкция о порядке заполнения,
регистрации, хранения и учета поручений на досмотр объявлены распоряжением ГТК
России от 18 декабря 2003 г. N 689-р (Приложение 3-4)
· Таможенный кодекс Российской
Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1
Специальная литература:
2. Гуев А.Н. Постатейный
комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - "Дело", 2004 г. (Система "Гарант").
3. Кормаков Г.А. Таможенный
контроль после выпуска товаров и транспортных средств // "Правосудие в
Поволжье". - 2003., сентябрь-октябрь. № 3. (Система "Гарант").
4. Новиков А.Б. Таможенный
контроль в системе административных процедур таможенного дела //
"Законодательство и экономика". - 2005. - N 12. (Система
"Гарант").
5. Свинухов В.Г. Правовое
обеспечение таможенного контроля // "Право и экономика". - 2005. - N
12. (Система "Гарант").
6. Таможенное право: учебник для
вузов / Под общ. ред. Андриашина Х.А.). - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. (Система "Гарант").
7. Тимошенко И.В. Таможенное
право: Справочник для студентов вузов. М., - 2004. С.242.
8. Трошкина Т.Н., Таможенный
кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - Система ГАРАНТ, 2004 г.
Приложение №1
Приложение
№2
Приложение
№3
Приложение
№5
Приложение
№6
Приложение
№7
Приложение
№8
Приложение
№9
Приложение
№10
Приложение
№11
|