Философия правовой поддержки малого бизнеса
Философия правовой поддержки малого бизнеса
ВВЕДЕНИЕ
В
настоящее время становится весьма актуальной разработка проблем права в
контексте признания социально-философской значимости процесса усвоения идей
правовой демократии, развития правопорядка и правосознания российских граждан.
Этот процесс во многом стимулируется стремлением преодолеть неправовые реалии
социализма и опереться в практике построения правового государства на точно
определенные понятия права, равенства и свободы российских граждан. Само же
это стремление определено в первую очередь объективной потребностью государства
и органов его власти в развитии правовой культуры российских граждан,
без устойчивости которой тормозится действительный процесс реализации
установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное
использование своих способностей и имущества для осуществления
предпринимательской и иной законодательно не запрещенной экономической
деятельности.
Как
правило, проблемы развития правовой культуры и основные социальные формы ее
проявления - сложившийся характер правоотношений и правосознание общества -
изучаются в теории права и относятся к классу теоретических проблем
правоведения. Это обусловлено тем, что и характер правоотношений, и правосознание
общества самым тесным образом увязаны с проблемами его политического и
социального развития, а главное, активно влияют на формы его государственной
жизни. Кроме того, существуют и исторический аспект теоретического рассмотрения
проблем развития правовой культуры, поскольку указанные нами формы ее
проявления органично связаны с возникновением и функционированием права как
целостного социального института исторически конкретного общества.
Теоретический
ракурс рассмотрения проблем правовой культуры и основных форм ее проявления,
таким образом, является необходимым элементом познания правовой
действительности исторически конкретного общества. Исторические,
социологические и философские определения правовой культуры становятся, таким
образом, одним из методов анализа реальных правовых отношений, условием
верификации значения и ценности права в обеспечении становления цивилизованного
общества. С другой стороны, они могут быть рассмотрены в качестве основ для
стимулирования самостоятельных исследований в области философии и социологии
права.
Разработка
предметных областей этих дисциплин имеет прямое отношение к осмыслению места и
форм самоопределения правовой традиции в государственном и гражданском
устройстве общественной жизни. Во всяком случае, контроль результатов изучения
социальной динамики правоотношений, характера правовых отношений в различных
социальных группах, а также форм психологического воздействия права на
развитость социально-экономических отношений способствует осознанию "работоспособности"
тех или иных правовых норм в данных социальных условиях. Тем самым,
исследования социологии права не только становятся важнейшим условием, но и
формой информационного обеспечения выбора критериев социальной обоснованности
законодательства. Решение вопроса о социальной обоснованности законов в
современных условиях ставится не просто в ракурсе того, что сообразно с
правом, но также и в ракурсе того, сколько из того, что сообразно с правом,
при данных условиях, выполнимо. В этом смысле информационное обеспечение
законодательной практики является краеугольным камнем политики государства в
условиях реформирования экономики и социальных отношений.
С
другой стороны, имеющиеся формулировки и положения теории права могут
рассматриваться как предметная основа для разработки важнейших положений философии
права. Она состоит
в том числе в определениях пределов законности и правовой свободы граждан как
сферы отношений, регламентируемых существующим и действующим правом. Именно в
контексте философской трактовки права, обращенной к рефлексии его ценностной
природы и корреспондирующей идеалы свободы и социального равенства основам
государственного устройства, осмысление совокупности обязанностей, прав и
свобод человека обретает качество и смысл гражданского общества. В этом
отношении развитие правовой культуры не может обходиться без интеллектуальных
источников научного и философского творчества, идеи которых оказывают
существенное влияние на способы и подходы к разработке практических действий
политики государства в сфере правовых отношений. Социокультурный статус права
обусловлен поэтому действительностью социальных результатов, достигаемых
реализацией его норм в законодательной практике. В этом отношении правовая
поддержка обретает не просто смысл юридических норм, имеющих свой временный
социальный адрес. Правовая поддержка может стать элементом социальной и
экономической культуры общества и приобрести качества системно выраженной
практической политики. Однако для этого идеи правовой поддержки должны,
во-первых, выражать реальные потребности субъектов хозяйственной практики в
правовой защите и перспективном развитии, а во-вторых, учитывать их
экономические интересы, ориентации и характер мотивации при осуществлении своей
деятельности. В этом случае способы правовой поддержки различных
субъектов хозяйственной практики обосновываются, исходя из процедур
предварительного выбора ее конечных задач и целей и опираются на оценки
резервов, потенциала и социальной значимости сферы их деятельности. В свою
очередь определения законодательных норм правовой поддержки исходят из
целесообразности их применения в конкретных экономических условиях
Данный
реферат посвящен вопросам философского обоснования правовой поддержки малого и
среднего предпринимательства. В настоящее время эта тема становится все более
актуальной, поскольку малый и средний бизнес является ключевой формой развития
предпринимательской инициативы российских граждан. При этом важнейшим
направлением в философском обосновании правовой поддержки малого и среднего
бизнеса оказывается, во-первых, реконструкция исторически конкретных форм
правовой поддержки хозяйствующих субъектов, а во-вторых, определение
социокультурного статуса ее организационно-технических мероприятий и
юридических механизмов в современных условиях. Необходимость разработки такого
подхода обусловлена прежде всего потребностью в осознании целесообразности и
последовательности, а также социальной адресности в процессах либерализации
правовых норм, обеспечивающих субъектам хозяйственной деятельности действительную
свободу экономических действий.
ИСТОРИЧЕСКИ
КОНКРЕТНЫЕ ФОРМЫ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
В задачи философии права включаются вопросы, связанные с поиском и
формулировкой положений о целесообразности выбора и применения понятий права
и положений закона к той или иной сфере человеческой деятельности, - в
том числе и экономической, - с целью обоснования ее возможных или изменения
действительных социально-политических и экономических отношений.
Философское обоснование возможности применения понятий права к экономике и
хозяйственной жизни имеет весьма длительную историю. Античность,
средневековье, эпоха Возрождения и эпоха промышленной революции во всей
совокупности выдвинутых идей и положений выработали не столько стройную,
сколько пеструю картину философских мнений о праве его формах, месте и
назначении в социальной и экономической жизни.
Кроме
того, философские размышления о государстве и праве развивали
основополагающие принципы социально-политического мировоззрения, реализация
которых в практической политике и организации юридической практики приводила
социальную и хозяйственную жизнь людей к устойчивым и системно выраженным
формам. Круг обсуждаемых в философии права проблем и утверждаемых различными
социально-политическими мировоззрениями принципов касался прежде всего
определения меры целого ряда важнейших соотношений, вне которых эффективность
законодательной практики оказывалась необоснованной и не приводила к желаемым
результатам. К их числу можно отнести: определения меры в соотношении природы
и закона[1],
определения социально значимой меры соотношений божественных законов и
человеческих установлений. Разработанная в Риме система права подразумевала
развитие точно определенного конкретными ситуациями государственной и
экономической жизни порядка деловых коммуникаций, основанных на
ритуально организованном составе и фрагментации деятельности, а также на
контроле составляющих ее действий. Римское право закрепляется в
письменных сводах и регламентах, однако психологически они воспринимались
каждым римлянином в качестве особого кода, используемого в деловых
коммуникациях и частных отношениях, с помощью которого можно распознавать и
оценивать поступки или действия человека, ориентироваться в его намерениях и
целях. Римское право - это римский взгляд на человеческую жизнь, ее
практический смысл и общественное предназначение, регламентируемое и
направляемое правоспособностью граждан, нормами владения, контрактными
отношениями порядком наследования, т.д. Нельзя не заметить, что регламентация
римской государственной, гражданской и деловой жизни и несомненная
ориентированность римлянина на достижение практических целей, сформировали
особый тип самосознания римского гражданина. Вместе с тем, исследование человека
римской эпохи ясно покажет, в какой напряженной драме
взаимодействия и соотношений искусственного и естественного начал жизни
участвовала его психическая организация.
Принятие
христианства оказалось ключевым моментом в изменении отношения к социальным
идеалам[2] и
духовным ценностям человека, реализуемым им в практике повседневной жизни.
Именно христианство в его средневековом варианте обосновало идею
принципиального равенства людей перед Богом и утвердило представление о том,
что человеческий труд является основным источником богатства, осуждало
имущественное неравенство и требовало благотворительности как социального и
религиозного оправдания наличия денег. В средневековье наука о праве и
государстве развивалась на основе нормативного метода, что в конце
концов позволило разработать кодекс законов, известный под названием каноническое
право[3], которое
регламентировало экономическую, хозяйственную и торговую жизнь средневековых
европейских городов. В сферу ведения канонического права входили правила
торгового обмена и взимания арендной платы за землю, разработаны новые принципы
взимания процентов за кредит, - в части оправдания существования ссудного
процента[4], а
также рекомендованы принципы установления "справедливой цены" и ее
контроля со стороны городских властей.
Как
видим, каноническое право являлось средством системной организации
экономических отношений средневековья. Однако, оно не нашло объективных
ограничительных средств для величины прибыли и не обсуждало правила
развития конкуренции между средневековыми производителями, что имело
свои социальные и правовые следствия. Средневековый хозяйственный уклад
реализовывал принцип монополии и поддерживал свое существование за счет предотвращения
конкуренции, что было закреплено в уставах городских ремесленных
цехов и торговых союзов. Кроме того, система протекционизма сложилась
именно в это время и быстро укоренилась в средневековой хозяйственной практике,
естественным образом вытекая из стремления получить привилегии в
торговле или в производстве. Законодательство было нацелено на охрану местных
ремесленников и купцов от проникновения чужаков на их рынки, и субъективно
оцениваемый размер прибыли.
Таким образом, каноническое право,
местное законодательство средневековых городов и уставы ремесленных цехов и
торговых союзов, а также практика протекционизма и привилегий определенным
образом упорядочивали экономическое поведение людей и формировали хозяйственную
этику ремесленников и купцов. Очевидно, что
уже в средневековье мы встречаем определенным образом организованную
практику правовой поддержки отдельных хозяйствующих субъектов в сфере торговли
и производства. Предметно она развивается за счет выработки особых
принципов политики светских властей (система протекционизма и привилегий) и
направлена на регулирование размеров прибыли хозяйствующих субъектов и
ограничение конкуренции между ними.
При этом хозяйственная этика не являлась каким-то случайным
или стихийно сложившимся элементом экономического поведения, но последовательно
вырабатывалась нормами законодательства и правилами уставов и прямо была
связана с регламентом канонического права, оправданием в нем представлений о
мере должного и справедливого в экономических взаимодействиях людей.
Эпоха
Возрождения и последовавшая за ней эпоха буржуазных переворотов, религиозной
реформации и промышленной революции в корне изменила взгляды на природу
общества и человека[5], переместила
центр интересов философии в сферу общественных явлений, утвердила взгляды на
государство как на мощный инструмент обеспечения всеобщего мира и
цивилизованного развития общества[6], не
только обнажив скрытую природу стремлений человека к созданию крупных
состояний и богатств, но и обнаружив проблемы социального, имущественного и
экономического неравенства в развитии регионов, государств, обществ и отдельных
людей.
Однако
пружиной и социокультурной подоплекой такого положения вещей стали не просто
изменения форм хозяйственного уклада, но прежде всего изменения в характере
экономического поведения людей и отношений между ними. Возможность таких
изменений была предопределена протестантской реформацией католической церкви и
всех ее социальных, моральных и психологических принципов, реализуемых в
отношениях человека и Бога. Соответственно кардинальным образом изменились
представления о допустимом и должном (добре) и недопустимом и произвольном
(зле). Главной обязанностью и долгом человека перед Богом становится
исполнение своего призвания, ибо Бог дает ему способности и наклонности для
определенного занятия, основной заслугой становится честное,
добросовестное и старательное выполнение своего дела, а наградой,
оправданной в глазах Бога, - заработанная прибыль и богатство, которым
человек не владеет, а управляет. Реформация и протестантские вероучения оказали
серьезное и глубокое воздействие на хозяйственную жизнь Европы[7].
Законодательство,
наука о праве и государстве используют уже не нормативный, а позитивный метод,
обосновывающий идеальные нормы естественного права и исходящий из
порядка наблюдений за природой человека[8].
Позитивный метод познания и нормы естественного права изменяли принципы
светского законодательства. Прибыль получает божественные санкции и оправдание
своего роста, что находит свое выражение в совершенствовании и развитии кредита,
который из потребительского кредита превращается в оборотное
средство.
Соответственно именно кредит становится нормальной формой
финансовой поддержки развития предпринимательства, что законодательно
закрепляется в величине платы за кредит, которая постоянно оспаривается
развитием деловой и финансовой практики, но не подвергается сомнению в своей
необходимости[9].
Таким
образом, важнейшим, но не единственным результатом выработки норм
протестантской этики становится оправдание участия денег и денежной политики в
развитии хозяйственной и деловой жизни, а также верификация утверждения и
определения социального качества денег - быть легким, т.е. свободным средством
обмена и приобретения вещей или качеств (например, образования, здоровья, т.д.)
С
другой стороны, позитивный метод познания и идеально выраженные нормы
естественного права неограниченно оправдывали развитие конкуренции однако, в
практической жизни стимулировали образование крупных торговых домов
отдельных семейств и учреждение общенациональных торговых компаний,
главным образом с целью укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе
за прибыли. Развитие в европейских странах новых организационных форм торговли,
укрупнение ее размеров и объемов и совпадало по времени, и стимулировало
процесс великих географических открытий, освоение морских путей в Индию, Африку
и Америку, а также положило начало процессу европейской колонизационной политики.
Важно отметить, что развитие колонизации обострило конкурентную борьбу между
европейскими странами в сфере торговли и оспаривании своего политического и
экономического первенства, но в целом саму Европу и европейские ценности жизни
поставило в особое положение по сравнению с другими формами ведения хозяйства и
характером культурного развития. Необходимо помнить, однако, что все это вместе
взятое стало для самих европейцев условием первых контактов с иными,
чем европейская, формами цивилизованной жизни, иными системами ценностей и
принципиально иными природными и материальными ресурсами.
Объективно
все эти процессы приобретали характерные черты монополизации торговой
деятельности в государстве отдельными купцами и предпринимателями, обладавшими
значительным денежными состояниями и материальным богатством и - одновременно -
ставили в очень невыгодное положение купцов и предпринимателей средней руки.
Именно от процветания, успеха и надежности торговой деятельности крупных
предпринимателей зависела эффективность внешней торговли государства,
пополнение его казны и успешность внешней политики. В глазах государства
меняется поэтому сам статус и значение торговой конкуренции. И если в
глазах крупного предпринимателя конкуренция является
естественно-исторической формой развития его деятельности, то перед лицом
государственной власти он стремится к тому, чтобы придать ей форму правил,
действий по уставам торговых компаний и соответствующих правовых норм .
Так,
уставом компании не допускалась внутренняя конкуренция, государственной
привилегией он ограждал себя от конкуренции на внутреннем рынке, а в
конкурентной борьбе с крупными компаниями других государств применялись такие
средства как войны и каперство. Капер - такой же морской разбойник, как и
пират. Но пираты действовали на свой страх и риск, находясь вне закона, а
каперы - по лицензии от своего правительства и находясь под защитой
государства. Во всяком случае, на морских торговых путях и на заморских
территориях время от времени возникала острая конкурентная борьба, в которой
споры часто разрешались через войны между отдельными странами. Характерно, что
на внутреннем рынке, т.е. в среде мелких и средних предпринимателей,
сохранялись те же средства предотвращения конкуренции, какие были уже
опробованы ранее, т.е. в средневековом городе: законы, регулирующие численность
и квалификацию мелких и средних предпринимателей, регулирование цен и
заработной платы, регламентация приемов производства и стандартов качества
продукции, порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на
производство и торговлю.
Тогда же, - под влиянием осознания важности и значимости торговли для
увеличения богатства и денег в отдельной стране - возникает целый поток
литературы, специально посвященной проблемам организации торговли в отдельно взятом
государстве, что приводит впоследствии к важнейшему идеологическому сдвигу в
сознании представителей государственной власти. Этот сдвиг получил название меркантилизма
и именно в его рамках находили свое идеологическое оправдание первые
формы монетарной политики, монополизация внешней торговли крупными
предпринимателями, а также привилегии и нормы правовой защиты крупного
бизнеса и сохранения ими преимуществ и своего "status quo"
на внутреннем рынке своих стран.
Конкуренция,
торговля и торговые сделки, а также деньги и принципы фискальной и налоговой
политики становятся не просто хозяйственной практикой и источником приобретения
богатства отдельными предпринимателями и государством, но объектом пристального
изучения и теоретического рассмотрения. Именно меркантилистам принадлежат
заслуги в дифференциации торговли по основанию направленности денежных потоков[10], обосновании представлений о богатстве
страны как об особых, идеально представленных, долях[11], введение в практику систем
денежных и торговых балансов, представлений о том, что обработка сырья добавляет
в цену фабриката произведенные затраты, обоснование приоритетности развития
торговли и промышленности перед стимулированием занятий сельским хозяйством,
т.д.
Вместе
с тем меркантилизм идеологически оправдывал, а в правовом отношении -
поддерживал развитие в отдельной стране торгово-промышленного монополизма
и одновременно ограничивал возможности развития, стимулирования и правовой
поддержки малого и среднего бизнеса. Соответственно в реальной практике это
приобретало форму противоречий между крупным бизнесом и средними и мелкими
предпринимателями, создавало условия для потенциально конфликтных ситуаций,
стимулировало поиск альтернативных социалистических и коммунистических
идеологий. Замечание одного из первых критиков идеологии меркантилизма как раз
указывало на это противоречие. Н.Барбон, в частности, писал следующее:
"как ни убедительны и хороши могут показаться вступительные части их
доводов в пользу расширения и продвижения торговли, заключительные части, призывающие
к ограничению числа лиц и мест, прямо противоположны условиями, необходимым
для расширения торговли"[12] .
Оспаривается
или, по крайней мере, подвергается сомнению и другое важнейшее идеологическое
убеждение меркантилистов - убеждение в том, что увеличение богатств и денег, а
также правильные способы их употребления, их накопление и концентрация есть
действительные формы развития благосостояния отдельной страны, причем внешняя
торговля и законы, препятствующие расточительству и ограничивающие
роскошь, суть актуальные средства для их увеличения. Современник
Н.Барбона Д.Норс не просто выступает против этих основополагающих положений
меркантилизма, он тщательно выбирает аргументы своей критики и доказывает, что
такая законодательная практика психологически снижает у отдельных людей и целых
семей стремление к трудолюбию и изобретательности, а в качестве правовой
нормы, направленной на рост общего богатства страны, приводит к
обратному эффекту - росту богатства немногих[13].
Д.Норс приходит к выводу о необходимости снятия целого ряда запретов, введении
права свободной торговли внутри страны и взаимосвязей внешней и
внутренней торговли между собой. Не менее интересен и важен стиль его
аргументации и выбор акцентов в его стремлении обосновать иной, чем у
меркантилистов, подход к пониманию характера богатства страны и способов его
создания. Его аргументация впервые обосновывает необходимость расширения числа
субъектов правовой поддержки развития деятельности, указывает на труд и
изобретательность как на альтернативные деньгам и материальным ценностям
средства увеличения общего благосостояния страны и подчеркивает социальную
значимость развития денежного обращения внутри страны. Тем самым малый и
средний бизнес впервые появляется на страницах экономического трактата, но еще
не в качестве активного и правообеспеченного субъекта, а в качестве носителя труда
и изобретательности как основных качеств естественной природы человека и
потенциала для роста национального богатства страны.
В
дальнейшем экономическая наука будет черпать из анализа идеологии, опыта и
разнообразия критики меркантилизма новые и новые темы, заостряя внимание на
тех, которые актуализируются временем и местом, но суть аналитических
размышлений вокруг проблемы источников и средств создания богатства и
процветания ее граждан, а также общего благополучия страны останется прежним.
Исходя из философско-исторического позиционирования правовой поддержки как
инструмента и средства развития предпринимательской деятельности ее можно
сформулировать следующим образом. Во-первых, насколько прочны социальные идеалы
свободы и гражданского равенства и политические устои демократической власти в
государстве, если ее экономический фундамент прямо зависит от накопления
богатств, роста капиталов и обращения денежных средств исключительно и только
в среде монополистов - производителей, крупных предпринимателей, и
финансистов? Во-вторых, насколько правовая поддержка как средство
и инструмент развития хозяйственных связей и деловой активности субъектов
малого и среднего предпринимательства корреспондируется с формами их государственной
поддержки и опирается на информационную поддержку научных и исследовательских
программ развития малого и среднего бизнеса? И, наконец, в-третьих, каковы источники
развития конкретных правовых норм, необходимых для стимулирования и
развития малого и среднего предпринимательства в конкретно-исторической среде
хозяйственной и социокультурной жизни?
МАЛОЕ
И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Малый
бизнес имеет большое значение в развитии производительных общества, в решении
социальных проблем, в ускорении научно-технического прогресса. Об этом
свидетельствуют многолетний опыт США, Англии, Германии, Японии и других
высокоразвитых в экономическом отношении стран с социально ориентированной
рыночной экономикой. По оценкам некоторых научных и исследовательских центров
поддержки предпринимательства, в этих странах в сфере малого бизнеса
сосредоточено от 45 до 80% работающих.
В
нашей стране социально-экономическую роль малого и среднего предпринимательства
в развитии хозяйственных связей, укреплении позиций среднего класса в развитии
деловой активности и инициативы трудно переоценить. С позиций философского
анализа, однако, имеет смыл рассматривать малое и среднее предпринимательство
как определенную свободную и не запрещенную российским законодательством
сферу деятельности, имеющую место в различных отраслях экономики.
При этом средством философского анализа малого и среднего предпринимательства
как особой сферы деятельности в различных отраслях экономики является методологическая
рефлексия предпринимательской деятельности с целью познания общих
моментов в характере ее проявлений в различных отраслях экономики, вне
зависимости от их особенностей. С нашей точки зрения такими общими моментами
проявлений малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики
являются:
¨ проблемы сосуществования и характер
взаимодействий с крупным бизнесом
¨ наличие и степень выраженности конкурентной
борьбы между предприятиями малого и среднего бизнеса за рынки и прибыли
¨ характер и уровень информационных
взаимодействий с органами государственного и территориального управления и
контроля, СМИ, т.д.
¨ формы, особенности и развитость
взаимодействия с финансовыми и банковскими структурами как активными кредитными
организациями
Следует
подчеркнуть, что к моментам философского анализа малого и среднего
предпринимательства - с целью определения основ и направленности правовой
поддержки - следует отнести различение малого и среднего
предпринимательства как социального агента и носителя идеальных форм деловой и
предпринимательской активности, что воплощается и признается существующим
в образовании специфических интересов, потребностей и мотивов поведения
определенных социальных слоев и групп населения. С другой стороны, под малым и
средним предпринимательством следуем понимать и уже устойчиво функционирующую
на территории Российской Федерации социально выраженную группу хозяйствующих
субъектов, владеющих собственностью в форме малых и средних предприятий и
наделенную соответствующими правами и обязанностями . Еще в начале развития рыночных реформ
экономисты указывали на проблемы развития малых предприятий как необходимое
условие сбалансированного процесса перехода от форм
государственной к праву частной собственности как средству развития
рыночной экономики. Так, Р.И.Шнипер и А.Новоселов подчеркивали, что основными
проблемами малых предприятий в условиях сложившейся экономики при неразвитости
рынков средств производства и рыночной инфраструктуры станут неравное
положение по сравнению с крупными производителями товаров, проблемы налогообложения
и сроки регистрации новых предприятий, условия вхождения в системы
государственной поддержки, а также характер развития и стимулирования
коммерческих негосударственных форм финансовой поддержки малых и средних
предприятий[14]
Как
правило, исходя из позиционирования и характеристики преимуществ и
достоинств малого и среднего предпринимательства, формулируются основания
для определения характера и направленности правовой поддержки малого и
среднего бизнеса. К числу таких оснований по традиции относят следующие социальные
особенности и моменты в характеристиках малого предпринимательства как особого
вида экономической и деловой активности:
¨ создание и поддержка конкурентной среды в
различных сферах экономики
¨ реализация своих преимуществ перед крупным
бизнесом (скорость оборота капитала, сокращение затрат времени на запуск,
развитие и переоборудование основных фондов производства, скорость реакции на
изменения конъюнктуры рынка)
¨ возможность мобилизации финансовых, трудовых
и производственных ресурсов населения
¨ участие в освоении разнообразных, в том числе
малых по своей емкости сегментов рынка
¨ возможность адаптировать производство к
местным условиям на основе изучения и учета предпочтений, сложившихся
стереотипов потребления и потребительского поведения населения региона, т.д.
¨ участие в решении проблемы развития труда и
занятости населения
¨
участие в развитии
исследовательских проектов, научно-технических разработок и апробации
производства новых видов товаров как форма развития инвестиционного
проектирования.
В
связи с переходом к постиндустриальному типу развития экономики системы
традиционных ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни,
государственного права и национальной культуры, испытывают значительные
нагрузки со стороны развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает
в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между
глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих
экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и
локальностью культурной традиции, ориентирующую социум на трансляцию и
поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение
независимости и свободы и добровольных, этических по своей природе,
смыслов реализации их потенциала в совокупной общественной деятельности. Как
представляется, именно в связи с этими эффектами глобализации правовая
поддержка малого и среднего предпринимательства становится актуальной темой, но
не только средством сохранения и приумножения предпринимательских традиций или
активности трудоспособного населения. Важно подчеркнуть, что правовая поддержка
и стимулирование малого и среднего предпринимательства для самого процесса
глобализации означает форму сохранения его позитивных и актуальных начал. Во
всяком случае, некоторые ученые полагают возможным рассматривать явление
информатизации и развитие современного информационного общества с
социологической точки зрения как "глобализацию до размеров национальных
экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в
ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых
коллективах"[15].
Таким
образом, мы видим, что в контексте социально-философского анализа малое и
среднее предпринимательство представляет собой довольно сложную конфигурацию
связей и взаимодействий субъектов хозяйственной деятельности, имеющую в
рыночной среде свои социальные формы, и экономические границы - в среде конкурентной,
формирующую свой имидж, содержащую целый набор конкретных интересов,
экономических стремлений и целей, особый характер взаимодействий с государством
и различные формы взаимосвязей с органами территориального управления.
Собственно, изучение и анализ этой конфигурации взаимодействий и связей
является необходимым предварительным условием для формирования принципов
политики и развития основ правовой поддержки малого и среднего
предпринимательства.
Развитие
малого и среднего предпринимательства имеет в России давние корни, традиции и
формы. В начале прошлого века и вплоть до 20-ых годов в России довольно широко
были развиты мелкие формы промышленности. Доля продукции мелких предприятий в
валовой продукции всей промышленности России в 1913 году составляла 32%, в
производстве средств производства - 13,2%, в производстве потребления - 41,5%.
В 1923-1924 гг. на долю кустарной промышленности приходилось более 70% всего
перерабатывающего в стране сельскохозяйственного сырья[16].
В
дальнейшем производство в России развивалось по пути создания крупных и
сверхкрупных предприятий, причем выбор такой социально-экономической стратегии
развития промышленности, науки и техники во многом был обусловлен
политическими убеждениями и амбициозными стремлениями тогдашнего руководства
страны, а социальным следствием стало вовлечение населения страны и его
трудовых и интеллектуальных ресурсов в широкомасштабный политический проект, в
котором, если и было место для инициативы, но не было идеологических основ
для развития социально значимых форм предпринимательской активности, отрицалось
право собственности на средства производства, лимитировались и
распределялись права человека и личности на достойное существование.
Развитие
принципов рыночной экономики в российской экономике было тесно увязано с
формированием рыночной среды и развитием частной предпринимательской
инициативы. Средствами ее развития являлось образование множества предприятий
и постепенное развитие на рынке механизмов совершенной конкуренции[17]. На фоне развитых и устойчивых
хозяйственных и управленческих структур крупного промышленного производства в
1988 было принято решение о правовой поддержке творческого потенциала и деловой
активности наиболее подвижной части населения в рамках Закона о кооперации.
Однако, по оценкам исследователей данного вопроса в Законе допускались такие
нормы как "возможность регулирования принципиальных отношений с
государством и органами МТС в сфере свободы выбора видов деятельности,
принципов снабжения, ценообразования и налогообложения". Именно это и
привело к деформации Закона, а самих кооператоров сделало представителями
такого типа как "новые русские", извратив первоначальный замысел и
направленность законодательной практики по поддержке малого и среднего
предпринимательства.
В
настоящее время правовая поддержка малого и среднего бизнеса существует
главным образом в форме поиска форм и норм льготного налогообложения предприятий
малого и среднего бизнеса. При этом государственные и управленческие структуры
прибегают к различных моделям и формам экономического программирования
развития малого и среднего предпринимательства на территории Российской
Федерации. К настоящему времени принята "Концепция развития малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации", подписанная
Президентом РФ В.В.Путиным. Принимаются различные Программы и подпрограммы
развития малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, содержащие
множество конкретных мероприятий. Однако, по-прежнему остаются проблемы
обоснования правильности выбора правовых норм, обеспечивающих адресность
поддержки, формирование ее нормативно-правовой базы и соответствующей
информационной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в различных
регионах страны.
Важно
подчеркнуть, что с философской точки зрения при формировании концептуальных и
программных положений правовой поддержки малого бизнеса остаются сильно
размытыми границы между понятиями "малое и среднее
предпринимательство" и "хозяйствующий субъект малого и среднего
предпринимательства". Следует осознать, что, говоря о "малом и
среднем предпринимательстве", мы имеем в виду совершенно определенный
стиль и тип поведения человека в рыночной среде, ориентированный на конкретные
нормы и ценности, характер коммуникативных и взаимодействий и деловых связей.
В свою очередь, говоря о "хозяйствующем субъекте малого и среднего
предпринимательства", мы имеем в виду конкретные малые и средние предприятия
с ограниченным числом работающих на них человек. Ранее критерии численности
были дифференцированы: в промышленности и строительстве число работающих на
малом предприятии не должно было превышать 200 человек, в науке - 100, в других
отраслях производственной сферы - 50, в отраслях непроизводственной сферы -
25, в розничной торговле - 15 человек[18]. Имеет
смысл заметить, что условие дифференцированного подхода к определению
численности работающих на малых предприятиях разных отраслей формирует
предпосылки к пониманию отраслевой природы малого предпринимательства и его
места в отдельно взятой отрасли.
Отметим,
что в свою очередь развивались и продолжают развиваться в настоящее время
формы правовой и финансовой поддержки имеющихся малых предприятий - главным
образом через организацию льготного налогообложения, установления льготного
налога на прибыль, организацию коммерческих фондов финансовой поддержки,
которые по своей природе призваны к страхованию коммерческого риска,
поскольку малый бизнес особенно восприимчив к различным потрясениям и
колебаниям рыночной конъюнктуры. У таких фондов могут и должны быть и другие
функции - например, субсидирование предпринимательства, возможность
гарантировать малым предприятиям банковские кредиты, участвовать в информационной
поддержке наиболее перспективных направлений развития услуг и видов работ
на малых предприятия региона.
Важнейшим
этапом в развитии правовой поддержки малого и среднего предпринимательства
является его информационное обеспечение. Создание специальных
организационных и интеллектуальных механизмов, обеспечивающих обоснованность
введения и изменения тех или иных правовых норм в практику регулирования и
поддержки развития малого и среднего бизнеса должно включать в себя
формирование специальных структур юридической помощи и консультирования
предпринимателей.
Формы
государственной поддержки и поддержки малого предпринимательства со стороны
органов территориального управления должны опираться на методы экономического
программирования, информационное обеспечение и прогнозы развития социальной
ситуации в условия развития рыночной экономики. Только это является залогом правильного
выбора правовых норм, успешного и эффективного их действия в практике развития
малого предпринимательства и малых и средних предприятий в рамках конкретного
региона. Это подтверждается и исследовательским анализом проблем региональной
экономической политики.
"Такие
элементы как информационно-аналитическое и прогнозно-аналитическое обеспечение
- пишут В.Н.Лексин и А.Н.Швецов, - должны входить в блок формирования
региональной политики. Только на основе этой группы элементов можно уверено
формировать макроэкономические и общесоциальные параметры и пропорции
государственной поддержки регионального развития, устанавливать оценки,
критерии и ограничения использования для этих целей общегосударственных
ресурсов. При недостаточности или игнорировании таких обоснований
государственное регулирование территориального развития неизбежно
трансформируется в набор чисто политических акций"[19].
Сказанное
полностью относится также и к формам информационного обеспечения правовой
поддержки малого и среднего предпринимательства и существующих на различных
территориях его организационно-экономических форм в виде малых и средних
предприятий. В настоящее время созданы многочисленные
информационно-аналитические структуры различного профиля, которые успешно
функционируют в этом направлении. Результаты их деятельности и анализ
накопленного опыта представляет собой значительный информационный фонд,
необходимый для актуального и значимого в социальном отношении выбора
действительно работоспособных и эффективных форм правовой поддержки малого и
среднего бизнеса.
Таким
образом, философия правовой поддержки малого предпринимательства является
самостоятельной информационно-аналитической и критической формой представления
и обоснования выбора правовых механизмов развития малого и среднего
бизнеса, предпринимательской инициативы, а также средством развития правовой
культуры современного российского общества.
З А К Л Ю Ч Е Н И
Е
Данный
реферат был посвящен одной из наименее изученных проблем философии права -
проблеме философского анализа и оценки характера, роли и места правовой
поддержки малого и среднего предпринимательства. Актуальность данной темы
не подлежит сомнению в контексте современных проблем развития правовой
культуры, правосознания и правоспособности российских граждан, занятых в сфере
малого и среднего бизнеса и ежедневно сталкивающихся с многочисленными
проблемами, порождаемыми меняющимся характером правовых норм,
регулирующих взаимодействия представителей малого и среднего бизнеса с
государством, с крупным бизнесом, а также в развивающейся конкурентной среде
малого и среднего предпринимательства.
Необходимо
подчеркнуть, что анализ правовой поддержки малого и среднего
предпринимательства в контексте философского подхода к праву рассматривался
нами впервые, что потребовало обращения к истории правовых установлений,
регулирующих характер и формы взаимодействий в сфере крупного и малого бизнеса
и опирающихся на традиции правовой культуры, опыт идеологического оформления
экономического развития европейских стран и интеллектуальные системы философии,
экономики и права. Рамки данного реферата не позволили нам остановится на всех
этапах этого сложного процесса развития норм правовой и финансовой поддержки
малого и среднего бизнеса в контексте его взаимодействий с крупным капиталом и
формами их взаимоотношений в условиях развития рыночной среды европейских
стран. Также за рамками данного реферата остался исторический и философский
разбор правовых установлений Российского государства в части регулирования
хозяйственной практики и экономических отношений, существовавших на протяжении
всех периодов экономической истории России. Особо следует подчеркнуть, что - с
учетом реалий сегодняшнего дня, сопоставления положительных и отрицательных
моментов опыта реформирования советской экономики и оценки перспектив социально-экономического
развития - представляется крайне необходимым провести самостоятельное
изучение характера развития правовых норм и форм правовой поддержки
предпринимательства, характерный именно для Российского государства и его
территории, сильно отличающейся по своим природным, климатическим и
материальным ресурсам от Европейского континента. Важно помнить, однако, что
если общим условием развития предпринимательства в Европе были идеально
выраженные нормы естественного права, то важнейшим условием развития
предпринимательства в России были реально существующие нормы крепостного права.
Возможно, что с точки зрения интересов социокультурной оценки социального
места и экономического статуса предпринимательской деятельности в истории
хозяйственного развития России имеет смысл сравнить
идеальные нормы естественного права, которые - благодаря развитию идеи
правовых отношений и соответствующей организации правовой практики - в Европе
становились нормами реальным, а в России действительные нормы
права крепостного - благодаря исторической необходимости поддерживать сильную
государственную власть - оказались в роли идеальных норм для развития
характера правовых отношений и взаимодействий между государством и обществом в
лице его различных социальных групп. Во всяком случае, изучение действительного
характера и объемов правовой поддержки малого и среднего предпринимательства в
России имеет смысл начинать именно с такой исследовательской процедуры, которая
требует активного научного взаимодействия правоведов, историков, философов и
экономистов.
Тем
не менее в реферате достаточно обосновано представлена историческая
реконструкция принципов правовой поддержки и ее оснований, которые - как мы
видели, - не сводились только к идее организациионно-финансовых взаимодействий
в различные периоды экономического развития, но и опирались, и учитывали
разнообразие высказываемых в научном сообществе идей экономического права и
характера экономических отношений.
Кроме
того, довольно серьезным результатом проделанной в реферате работы является
позиционирование правовой поддержки малого и среднего предпринимательства как
настоятельного элемента практической политики, имеющего своим основанием
необходимость защиты интеллектуального и трудового потенциала населения
государства, а также развитие и расширение сферы денежного обращения на
внутреннем рынке страны.
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что настоящая тема далеко не исчерпала
своих возможностей и потенциала нового знания и новых результатов,
использование которого в практике преобразований социальных и экономических
отношений и их правового обеспечения могло бы прояснить многие моменты
современной хозяйственной практики, не удовлетворяющие идеалам свободы и
равенства и препятствующие устроению России как правового государства.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1.
Бычков В.В.
Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997.
2.
Лексин В.Н., Швецов
А.Н. Государство и регионы. М. УРСС. 1997.
3.
Майбурд Е.М.
Введение в экономическую историю. М., "Дело", 2000.
4.
Шнипер Р.И.,
Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект.
Новосибирск, "Наука", 1993.
5.
Философская
энциклопедия в 5-ти тт. М., "Советская энциклопедия", 1960-1970.
[1] Античные свидетельства Древней Греции часто
гласят прямо противоположное: "Закон - царь всех смертных и бессмертных.
Побеждающей рукой он доставляет добродетели превосходство" (Пиндар). Или:
"Подобное по природе сродно подобному, а закон - тиран человеков,
он часто насилует природу" (Гиппий).
[2] Средневековые мыслители излагали точку зрения, что
исторические события, социальные и экономические установления зависят от
божественного провидения, развивали положения о приоритете духовной власти над
властью светской вследствие универсальности нравственной природы Закона
Божьего.
[3] Интересно, что под термином каноника понимаются
правила познания и истины.
[4] Более ранние христианские мыслители отрицательно
относились к проблеме ссудного процента и ростовщичества. Так, Фома Аквинский
взимание процентов за деньги, данные взаймы, называл продажей того, что не
существует. Он сравнивал это с тем случаем, когда хотят продать вино и еще
продать право пить это вино. Каноническое право вносит значительные новшества,
важные для дальнейшего развития экономической мысли и характера изменений
правовой практики. Во-первых, оно разрабатывает юридические процедуры,
согласно которым процент по ссуде уподобляется ренте с земли, а также вводит
экономическое представление о пользовании деньгами и оправдывает
существование ссудного процента отсутствием возможного дохода, который
мог бы получить их владелец, если бы сам пустил их в оборот. Ссудный процент
тем самым становится компенсацией неполученного дохода получает свое
нравственно-правовое оправдание.
[5] Именно в эпоху Возрождения общество стало
рассматриваться как сумма кровнохозяйственных союзов-семей, формирующееся независимо от воли
человека под влиянием естественной среды (Ж.Боден), а право основывается и
утверждается в обществе разумной природой человека, исходя из его стремлений к
мирному общению, организованному согласно требованиям разумного общежития людей
(Г.Гроций).
[6] Согласно Т.Гоббсу забота о мире и цивилизованном
развитии - основа "естественного права", созданного общественным
договором. Государство признается абсолютным сувереном, причем в результате
общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою
свободу, были перенесены на государя (или государственные органы). Благо
народа, считал Т.Гоббс, - высший закон государства. Всего им было
сформулировано 20 естественных законов, управляющих социальной жизнью и
государственной жизнедеятельностью.
[7] Протестантская вера была гарантией скрупулезного
выполнения контрактов и именно в протестантской среде стали быстро развиваться
такие операции с ценными бумагами как кредит под векселя и банковское дело. При
этом прием в протестантскую общину был обусловлен строгим испытанием честности.
Более того, на основе новых добродетелей, новых представлений о допустимом и
недопустимом в поведении людей формируется новый тип делового человека -
активного, предприимчивого, осмотрительного в выборе партнеров и направлений
вложения денег, но смелого и готового на разумный риск. Тип, который доброе имя
ставит выше немедленной наживы.
[8] Естественное право выступает не в качестве
нормативного, а в качестве идеального правового кодекса, предписанного самой
природой и запечатленного в человеческом разуме. Соответственно, правовые
устои, на которых должна основываться общественная и государственная жизнь,
следует искать не божественном откровении, не в феодальном праве, а в разуме и
опыте, в природе вещей и природе самого человека. В Англии в XV веке
сложилось так называемое общее право, нормы которого, по мнению
некоторых юристов того времени, удовлетворяли идеальному порядку права
естественного.
[9] Формой выражения отношения делового мира
того времени к правовым спорам вокруг проблемы ограничения процента за кредит
стало убеждение в том, что без процента нет кредита, а без кредита нет
бизнеса. Занятые деньги шли в оборот, становились капиталом и должны были
принести доход, превышающий сумму ссуды.
[10] Так, У.Стаффорд в своем сочинении
"Беглое обсуждение английской политики" предложил рассматривать три
вида торговли: торговля, только удаляющая деньги из страны, торговля, тратящая
здесь все деньги, которые здесь же и заработаны, а также торговля, ввозящая
деньги из-за границы". См. Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической
мысли. Глава 7 "Наука в открытом море", раздел "Начало меркантилистской
литературы", М., "Дело", 2000, с. 79.
[11] "Богатство всякого короля, - писал
У.Петти, - троякого рода. Первое - это богатство его подданных, второе -
это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела
защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления
предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут
взяться лишь очень немногие частные лица. Третья - это та часть упомянутой
доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные
наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета". Как видим,
"второе" богатство - это доля, а "третье" - это доля доли.
Следовательно наиболее существенно - богатство первое, т.е. богатство
населения. Именно в этих рассуждениях и политически значимом
обозначении принципа учета таких долей следует искать экономически
обоснованного определения налоговой способности населения как социально-экономической
категории, которой можно оперировать при осуществлении реальных экономических
расчетов. См. там же, с.82. Трудно говорить об У.Петти только как о выразителе
идеологии меркантилизма, трудно потому, что его произведения выходят за рамки
произведений, имеющих только практические - политические или идеологические -
цели, и становятся первыми научными произведениями экономической мысли.
[12] Н.Барбон. Очерк о торговле. Цит по книге
Е.М.Майбурд. Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове
не унимаются", раздел "Отношение к монополиям". М.,
"Дело", 2000, с. 103. Характерно, что книга Н.Барбона, хотя и
написана в конце XVII века (1690), но тем не менее свои
аналитические средства экономической науки прилагает почти к тем же проблемам,
которые в начале столетия в стиле политической утопии радикально решал Т.Кампанелла,
чей трактат "Город Солнца" вышел во Франкфурте-на-Майне в 1623 году.
[13] "Страны, где существуют законы
против роскоши, - пишет Д.Норс, - обычно бедны, потому что люди благодаря этим
законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли и хотели
бы нести, но тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности.
Возможно, что отдельные семьи могут существовать и при таких обстоятельствах,
но зато росту богатства страны это будет мешать, так как страна никогда не
процветает лучше, чем при переходе богатства из рук в руки". Цит. по книге
Е.М.Майбурд "Введение в историю экономической мысли. Глава 9 "На острове
не унимаются". Раздел "Норс о богатстве", М., "Дело",
с.105.
[14] См. Р.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные
проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука",
1993, с.112.
[15] С.И.Паринов. Экономика ХХI века на базе
Интернет-технологий. Распределенная конференция "Технологии
информационного общества 98 - Россия". #"#_ftnref16"
name="_ftn16" title="">[16] В.В.Бычков.
Организация малого предпринимательства. Учебное пособие. Воронеж, 1997, с.12.
[17]
[18] См. Р.И.Шнипер, А.С.Новоселов. Региональные
проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, "Наука",
1993, с. 112.
[19] В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и
регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального
развития. М., УРСС. 1999, с.52-53.
|