Фердинанд Порше и история компании
Фердинанд Порше и история компании
3 сентября 1875 года в
семье знаменитого богемского медника Антона Порше в городе Либерец родился
сын — Фердинанд. Отец мальчика слыл в Чехии превосходным мастером своего
дела. Надеясь, что мальчуган пойдет по его стопам, отец с самого раннего
детства передавал ему тайны ремесла. В 16 лет юноша всерьез заинтересовался
электротехникой. В то время электротехника, телефония и, естественно,
автомобилестроение, были куда более «революционными» отраслями знание, нежели
притивная чеканка по меди. Конец XIX века отмечен повальным интересом людей к
технике. Ручной труд уступал место механическому, а лошадиные упряжки —
автомобилям.
По окончании
университета, в 1898 году, молодой конструктор пробует свои силы во главе
конструкторского бюро на Венском автомобильном заводе «Лонер».
Семь лет упорного труда
принесли свои плоды. Первая самостоятельная работа (мотор-колесо для
электромобиля) сразу же принесла 24-летнему инженеру успех и известность.
Почувствовав в себе силы и уверенность, Порше в 1906-м становится главным
конструктором на фирме «Аустро-Даймлер».
Очередным творением
молодого гения был артиллерийский тягач с активным прицепом.В 1909 году, в год
рождения его сына (кстати, тоже Фердинанда), Порше стартовал в ралли «Пробег
имени принца Генриха Прусского» за рулем спортивного «Аустро-Даймлера»
собственной конструкции. Занятое им почетное второе место не удовлетворило его
самолюбие. Через год он на более совершенной модели пришел к финишу первым.
Как видим, создатель
оказался не только прекрасным конструктором, но еще и неплохим гонщиком. К 1923
году, благодаря участию Порше в работе фирмы, там начали производить
высококлассные автомобили. Раритетом стали люксовые модели «AD617» и «ADM-1».
Дальнейшая деятельность Фердинанда Порше прослеживается в фирме «Даймлер-Бенц»,
где на посту главного конструктора он основное внимание уделяет разработке и
усовершенствованию компрессорных двигателей как для серийных, так и для
гоночных машин. Первым спроектированным автомобилем на новом месте был
«Мерседес» тип 360 (24/100/140), который сразу же стал пользоваться успехом у
людей весьма большого достатка. В дальнейшем он еще не раз приложил руку к
ставшим уже легендарным сериям «К» и «S». Последователями его идей стали в
конечном итоге модели «SS», «SSK» и «SSKL».
Проработав в компании
около пяти лет, Порше принимает предложение занять главный пост конструктора в
фирме «Штейр» у себя на родине, в Австрии, где с 1928 года благодаря его
участию на свет появились две интересные модели: «Австрия» и «Тип ХХХ». Но и
там Порше долго не задержался. Почувствовав финансовую нестабильность фирмы, он
покидает ее. В промышленных кругах личность Фердинанда Порше получила широкую
известность, благодаря чему в 1924 году техническая академия в Штудтгарте в
честь признания заслуг изобретателя присвоила ему звание доктора технических
наук — «гонорис кауза» (то есть по совокупности научно-исследовательских
работ).
Накопив большой
практический опыт, Фердинанд Порше 25 апреля 1931 года, в 56 лет, решает
основать собственное независимое конструкторское бюро. Первый шаг к своей мечте
был сделан. Завоеванный авторитет сыграл свою роль в получении престижных
заказов.
Фирма «Цюндапп»
пожелала, чтобы доктор и профессор Порше разработал для нее малолитражку, а
фирма «Вандерер» — двигатель к легковому автомобилю. Помимо выполнения
выгодных заказов, он и сам по собственной инициативе трудился над разными
проектами. В 1932 году Порше сконструировал новый амортизационный элемент, который
стал достоянием всех автопроизводителей -торсионная подвеска на продольных
рычагах. Было сделано немало и других изобретений.
В этом же году Фердинанд
побывал по приглашению в Советском Союзе: совершил большую ознакомительную
поездку, посетил все центры советского автомобилестроения тех лет. По
окончании, уже в Москве, правительство СССР предложило ему пост главного
конструктора, обширную власть и привилегии. Но Порше отказался. И, как
оказалось, на то были свои причины. После возвращения из необычного турне он
становится главным конструктором фирмы «Ауто-Юнион», где у него рождается идея
совершенно нового гоночного автомобиля.
С 1934 по 1937 годы эта
машина установила множество рекордов на гоночных трассах Европы. К тому же,
кроме автоспорта, Фердинанд Порше-старший всерьез занимается разработкой
автомоторов, тракторов и ветряков. В 1934 году Порше направил в Министерство
транспорта Германии предложение о производстве «народного автомобиля»
(«Фольксваген»).
Пришедший к власти
Адольф Гитлер увидел в его идее очень выгодный пропагандистский ход, а уже
позднее, осенью 1935-го, первые машины-прототипы появились на дорогах страны.
Спустя год Порше
получает заказ на планирование завода по производству «новорожденных»
«Фольксвагенов».
До того, как основать
собственную фирму и выпускать Porsche, великий конструктор создал по
персональному заказу Гитлера народный автомобиль — VW KDF(The Beetle).
Наряду с этим было еще целое множество заказов, так что ему пришлось переехать
в 1938-м в центр Штудтгарта, где уже существовала небольшая фабрика по
разработке прототипов. Но, к сожалению, выросший за полтора года завод начал
выпуск в 1940 году не «народных автомобилей», а армейских машин «KDF» (крафт
дурх фройде — «сила через радость»). До 1945 года предприятие выпускало
полноприводные джипы «Кюбельваген» модели «82», командирские машины
«Командоваген» — «87» и амфибии «Швиммваген» — «166».
Все производство
работало на фронт. Во время войны Порше со своим конструкторским бюро принимал
активное участие и в выпуске «оружия смерти». Совместно с конструкторами
Э.Андерсом (фирма «Хенкель»), Гроте, Гареком и другими не менее талантливыми
людьми в производство пошли танки «Тигр» и «Пантера» (1942 г.), самоходное
орудие «Фердинанд» (1943 г.). В 1944-м появились более тяжелые модели:
«Королевский Тигр» и «Ягдтигр». Правда, была еще одна экспериментальная машина
-170-тонный танк «Маус» («мышонок»). Но ни ей, ни вышеперечисленным не суждено
было стать главным в жизни Порше.
После окончания войны он
не мог из-за своего довоенного и военного прошлого не попасть в категорию
неблагонадежных. В 1947 году, отсидев 22 месяца в заключении — отработав
на заводе Renault простым конструктором, — профессор возвращается в
Австрию. По пути домой Порше побывал в Штудтгарте. Весть о том, что его любимое
детище — «Фольксваген» — начали выпускать, он встретил с огромным
удовольствием. Но, к сожалению, на заводе в Вольфсбурге был уже свой штат
конструкторов и услуги Порше больше не требовались. Вернувшись на родину, куда
в 1945-м его сын Ферри перевез отцовскую фирму, Порше принимает участие в
создании собственного спортивного автомобиля. Опыт поиска, начатый еще в конце
30-х, увенчался успехом.
В 1948 году из ворот
маленькой мастерской выехал первый «Порше-356», разработанный его сыном и
преемником Фердинандом Порше-младшим. 3 сентября 1950 года Фердинанду
Порше-старшему исполнилось 75 лет.
Подарком ко дню рождения
стал черный «Порше-356 Купе» «Фердинанд», представитель зарождающегося класса
спортивных машин.
1953 г. —
презентация модели 547 на автосалоне в Париже.
1958 г. — Порше
всерьез задумался о будущем. Проблема ему представлялась двуединой: с одной
стороны, «фольксвагеновский» силовой агрегат имел ограниченные резервы для
форсировки, а с другой — плясать от «жучиной» печки становилось несолидно.
Поэтому в 1958 г. началась работа над проектом 901
1964 г. — начало
выпуска модели 911 Carrera c двигателем водяного охлаждения. Porsche 911
дебютировал во Франкфурте`63, а производство началось следующей осенью. Французская
компания Peugeot, обладавшая патентом на индексы с 0 между двумя цифрами, в
судебном порядке обжаловала название модели 901, и ее переименовывают в 911.
Идеологически модель повторяла первенца марки, но не более того. Двигатель
по-прежнему располагался сзади вне базы, имел воздушное охлаждение и оппозитную
схему расположения цилиндров, иногда называемую «boxer», — цилиндры
находятся друг против друга, как боксеры на ринге. Но теперь мотор был
6-цилиндровым, с двумя кулачковыми распредвалами в головках, 6-ю карбюраторами
Solex, очень жестким коленчатым валом, «сухим» картером и развивал мощность 130
л.с. при 1991 см3, что позволяло достичь скорости 210 км/ч . Автомобиль
оснащался 4- или 5-ступенчатой КПП, передней подвеской типа McPherson и
торсионной задней, всеми дисковыми тормозами и реечным рулевым управлением.
Малышка 911 стала родоначальницей целого модельного ряда, популярного и до сих
пор.
1965 г. — появился
кабриолет Targа с закрытой задней частью кузова и защитной дугой. Это название
сохранилось до сих пор и стало нарицательным для кузовов подобной конструкции.
Герберт Линге и Петер Фалк завоевали почетное пятое место в зимнем ралли
Монте-Карло. В 65-м началось производство кабриолета Targa со съемной жесткой
секцией крыши над сиденьями, дугой безопасности и огромным панорамным задним
стеклом. Идея очень скоро получила широкое распространение. Каррера 1965 года
получила двигатель 550 с системой смазки типа «сухой картер» и двумя свечами на
цилиндр — довольно сложный механизм, с коленчатым валом на роликовых
подшипниках и двумя распределительными валами на каждый цилиндр, приводимыми в
движение сложной системой конических шестерен.
1968 г. — на конец
60-х годов приходится и начало триумфального шествия марки по автодромам мира.
Porsche S-2,2 сначала занял первые два места в ралли Монте-Карло, а затем и
победил в общем зачете первенства Европы. И в дальнейшем побед было больше, чем
поражений, и 911-й во всех своих ипостасях превратился сначала в национальное
достояние, а затем и в автомобильную икону вселенского масштаба. На Porsche 911
были выиграны Европейский чемпионат по ралли и ралли Монте-Карло. Международная
автомобильная федерация (FIA) наградила фирму специальным кубком «International
Manufacturers Trophy».
1969 г. —
выпускается спортивный VW Porsche 914 (с двигателем 911), впервые завоевавший
титул чемпиона мира среди производителей.
1970 г. — эта
модель выиграла ралли в Монте-Карло. Модификация 911 S развивала уже 190 л.с.
при 2195 см3 рабочего объема. Кроме того, на 47 мм увеличилась база, что
позитивно сказалось на управляемости и уровне комфорта. Кстати, по уровню
комфорта автомобиль превосходили разве что американские купе и Datsun 240 Z.
1971 г. — победа в
ралли Сафари. Презентация нового поколения модели 911.
1972 г. — команда
фирмы на 911-ом впервые занимает второе место в ралли Сафари.
1974 г. — на
Парижском автосалоне представлена новая модель 911 Turbo.
1975 г. — первый
показ модели 924 с «классической» компоновкой.
1977 г. — начало
выпуска модели 944.
1981 г. — появление
модели 944.
1984 г. — появился
полноприводный автомобиль на базе 911, на котором в том же году одержана победа
в ралли Париж-Дакар.
1986 г. — победа
полноприводной модели 959 в ралли Париж-Дакар.
1991 г. — начало
выпуска модели 968.
1992 г. —
представлена модель 911 Spidster на базе Сarrera 2.
1996 г. — в
Цюффинхаузене торжественно отпраздновали выпуск миллионного автомобиля —
для производителя GT число астрономическое. Премьер-министр земли
Баден-Вюртемберг получил ключи от предназначенной для дорожной полиции машины
из рук 86-летнего Ферри Порше — само собой, это была 911-я. В этом же году
начался выпуска относительно недорогой модели Boxster, появление которой
позволило существенно увеличить объемы продаж
1997 г. — появилась
новая Porsche 911 Каrrera с принципиально новым 6-цилиндровым двигателем
жидкостного охлаждения объемом 3387 куб.см мощностью
300 л.с. Состоялся первый показ модели 911 GT1. С 1997 года легендарный Porsche
911, изменившийся практически полностью, как конструктивно, так и внешне,
выпускается под индексом 996.
1998 г. — первый
показ модели 911 GT2. В этом же году скончался Ферри Порше.
2000 г. — версия
Porsche Boxter S получила обновленный шестицилиндровый двигатель объемом 3.2
литра мощностью 252 л.с. Ускорение до 100 км/ч происходит за 5.9 сек.
Максимальная скорость выросла до 260 км/ч. Увеличение мощности двигателя
повлекло за собой доработку подвески, коробки передач. На Porsche Boxter S
устанавливается система Motronic ME 7.2 с электронным акселератором. Также
новая модель получила переработанную шестискоростную коробку передач. Подвеска
получила более жесткие амортизаторы. Внешних отличий почти нет. Новые
17-дюймовые литые легкосплавные диски, дополнительное вентиляционное отверстие
в передней панели, двойная выхлопная труба и буковка S на кузове автомобиля,
новое трехспицевое рулевое колесо со вставками кожи — вот и все отличия.
Cалон получил новый цвет обивки новую ткань для складывающейся крыши из
специальной ткани, уменьшающей шум ветра на больших скоростях.
2001 г. — в
настоящее время компания, ставшая акционерным обществом, продолжает
усовершенствовать пользующуюся успехом модель 911. Последняя модификация этой
марки стала самой глубокой за всю свою историю. Но! Дизайнеры и разработчики
Porsche сделали все, чтобы автомобиль остался узнаваемым. Уникальный 3.6 —
литровый шестицилиндровый двигатель делает Porsche 911 просто «монстром» на
дороге. С водяным охлаждением, с изменяемыми фазами работы клапанов, с
цилиндрами пониженного трения. Все это дает автомобилю неудержимую мощь в 296
л.с. Двигатель очень здорово крутится до 7.300 об/мин. И звук его остается
приятен. Под стать двигателю и все остальное. Ручная, шестискоростная КПП. На
заказ может быть установлена пятискоростная полуавтоматическая коробка
Tiptronic S. С ручной КПП автомобиль ускоряется от 0 до 100 км/ч. менее чем за
5.2 сек.! Маскимальная скорость — 290 км/ч. Скорость. Этим словом можно
охарактеризовать Porsche 911. Этот автомобиль предназначен для ОДНОГО человека.
Для того , кто ЛЮБИТ и УМЕЕТ ездить. Самый мощный и быстрый в этой серии
полноприводный 911 Turbo имеет много поклонников. 911GT1 — оригинальный
дорогостоящий автомобиль, выпускается только по индивидуальным заказам и при
всех качествах настоящего гоночного автомобиля может с успехом использоваться
для обычной городской жизни.
|