Экономическое значение приватизации государственного фонда свободных земель в США. Акт о гомстедах 1...
Экономическое значение приватизации государственного фонда свободных земель в США. Акт о гомстедах 1...
Башкирский
государственный университет
Стерлитамакский
филиал
Экономический
факультет
Специальность
"Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
РЕФЕРАТ
по дисциплине "История мировой экономики"
на тему " Экономическое значение приватизации
государственного фонда свободных земель в США. Акт о гомстедах 1862 г."
Выполнил:
студент I курса
дневного отделения
Зыкова О.В.
Проверил:
к. эк. наук, доцент
Кохановская И.И.
Стерлитамак,2006.
Содержание
Введение…………………………………………………………….3
1. Американская
экономика XIX века и аграрный
вопрос…….…….....5
1.1 Развитие
американской экономики………………………………...5
1.2 «Хлопковая
лихорадка»…………………………………………….6
1. 3 Фонд «общественных земель» и
спекуляция ……………………....7
2. Акт о
гомстедах…………………………………………………….….13
2.1 Битва
за гомстеды ……………………………………………….…..13
2.2 Гомстед-билль……………………………………………………….…17
Заключение……………………………………………………………..22
Список использованной
литературы……………….………………...23
Введение
Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди,
которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через
несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в
160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были
первопроходцы, пионеры. Континент был полупустым, и они стремились использовать
эту ситуацию. Обычаи там тоже существовали свои.
По закону от 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли, если
докажут, что на их участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы
использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с
участка на участок. Также согласно закону, женщина могла получить надел,
являясь вдовой или "главой семейства". Ходили слухи о том, что
молодые незамужние дамы одалживали детей (бра-ли "напрокат" за
известную плату), усыновляли, становясь таким образом "главой семьи",
и получали свои 160 акров. Затем усыновление аннулировалось и ребенок
возвращался к родителям.
Позднее к "земельной лихорадке" добавилась "золотая
лихорадка": в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото. Да и кроме него на
Дальнем Западе было много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса,
полные пушнины, реки, где водилось много рыбы. Образовались новые штаты
Небраска и Дакота. В 1867 г. американцы купили у России Аляску. Все земли нужно
было освоить, и они осваивались.
В результате на протяжении многих десятилетий вплоть до
гражданской войны 1861-1865 гг. и принятия гомстед-акта велась упорная борьба
за облегчение доступа к западным землям, за демократизацию аграрного
законодательства (земельные законы 1800, 1804, 1820, 1841 гг. и др.). Большое
значение имел, в частности, закон о заимке от 4 сентября 1841 г.,
предоставлявший скваттерам право на покупку обрабатываемых ими участков по
минимальной цене.
С конца XVIII в. на огромной территории Соединенных Штатов шла
последовательная распродажа фонда государственных земель, что привело к полному
торжеству буржуазной поземельной собственности. И в этом заключалась суть всего
процесса, тогда как часто обращалось внимание лишь на существование в
Соединенных Штатах в XIX в. миллионов независимых, по преимуществу
патриархальных и полупатриархальных фермерских хозяйств.
1 Американская экономика XIX века и аграрный вопрос
1.1 Развитие американской экономики
Американская экономика XIX века во многом зависела от сельскохозяйственного
сектора. Если сравнить, например, данные о соотношении между числом лиц,
занятых в промышленности и сельском хозяйстве, то они окажутся следующими: в
Новой Англии — 1:8, в центральных штатах — 1:15, на Юге — 1:82.
После завоевания независимости в США началось быстрое освоение
«свободных» территорий (к 1853 году в состав США входило уже 32 штата).
Большая часть земель в новых штатах сразу же была объявлена государственной
собственностью и включена в «общественный фонд». В начале XIX века заметно упростились
условия покупки земельных угодий из этого фонда: государство разрешило
продавать участки площадью 80 акров (причем цена за 1 акр снизилась с 2 долл.
до 1,25 долл.), а в 1832 году — 40 акров. Но даже при таких условиях земля
оставалась малодоступной для широких слоев населения, поэтому колонисты
продолжали самовольно занимать новые участки.
Правительству пришлось пойти на уступки и официально разрешить
самозахват земель и даже поощрять такие действия со стороны скваттеров. По
закону о заимке от 4 сентября 1841 года захват участка и его обработка давали
преимущественное право на его покупку. В 1854 году правительство
санкционировало продажу за символическую плату по 12,5 цента за акр
малопригодных пустующих земель из «общественного фонда», если они оставались
непроданными в течение 30 лет. Такие шаги стимулировали развитие фермерских
хозяйств. К началу 1860-х годов в США было уже около 3,65 млн мелких и очень
мелких фермерских хозяйств, использовавших личный труд членов семьи фермера или
привлекавших наемных работников. Это свидетельствовало о том, что развитие
сельского хозяйства шло новым путем, который был совсем не похож на
европейский.
К середине XIX века стала достаточно явно прослеживаться широкая
сельскохозяйственная специализация регионов Севера и Юга, в основном
сложившаяся еще во времена колониальной экономики. На Старом Северо-Западе
практиковалось главным образом выращивание кукурузы в сочетании с экстенсивным
животноводством. В 1820-х годах большое распространение здесь получили посевы
пшеницы, которая даже вывозилась в Европу, в середине XIX века штаты Индиана,
Иллинойс и Висконсин превратились в подлинную житницу страны. На Атлантическом
побережье развивалось преимущественно молочное животноводство, овощеводство и
садоводство, поскольку эта продукция пользовалась большим спросом в
промышленных центрах Северо-Востока.
1.2 «Хлопковая лихорадка»
В южных штатах США сохранялось плантационное хозяйство с
повсеместным использованием рабского труда. Начиная с 1790-х годов вплоть до
середины XIX века
плантационная система переживала невиданный расцвет, связанный с бурным
развитием производства хлопка. Он был обусловлен прежде всего внешним фактором.
Исходя из того что к этому времени в Европе резко вырос спрос на хлопок,
плантаторы стали расширять посевы хлопчатника, ориентируясь в основном на
экспорт, и прежде всего на английский рынок. Именно этот продукт составлял
главную статью американского экспорта: в 1860 году доходы от экспорта более чем
на 57% обеспечивались за счет хлопка. Доля США в его мировом производстве
выросла с 0,4% в 1791 году до 66% в 1860 году. На валютные доходы от вывоза
хлопка страна могла закупать необходимую промышленную продукцию за рубежом.
Этот период в американской истории называли «хлопковой лихорадкой»:
за 1800—1860 годы производство хлопка выросло в 45 раз, в то время как посевы
других сельскохозяйственных культур сокращались. Такая специализация привела к
тому, что южные штаты не могли обеспечить себя хлебом и продукцией
животноводства и даже сено приходилось привозить с Севера. С другой стороны, Юг
обеспечивал сырьем хлопчатобумажные предприятия северных штатов, а значит,
способствовал созданию там сотен тысяч рабочих мест.
«Хлопковая лихорадка» влекла за собой все более беспощадную
эксплуатацию чернокожих рабов. Несмотря на формальное запрещение работорговли
(1808), рабов продолжали привозить из Африки контрабандой. Наряду с этим
появились питомники «живого товара», так как спрос на рабов не снижался и цена
на них оставалась высокой (примерно 1000-1500 долл. за человека в 1850-х
годах). Количество рабов в стране к 1860 году увеличилось почти до 4 млн (в
1790 году — 698 тыс.). Весьма распространенными были плантации площадью 700—
800 акров, на которых работало до 20 рабов. Но в Луизиане существовали
плантации площадью до 20 тыс. акров, где содержалось более 500 рабов.
Для дальнейшего увеличения производства хлопка требовались новые
территории, но они оставались лишь на Западе, куда настойчиво стремились и
плантаторы, и фермеры из центральных штатов. При этом приходилось сгонять
индейцев с их земель и захватывать «свободные» участки. Остро стоял вопрос о
том, каким путем проводить освоение новых территорий — фермерским или
плантационным. Между фермерами и плантаторами дело доходило до вооруженной
борьбы.
1.3
Фонд «общественных земель» и спекуляция
В 1800 г. приход
к власти демократов во главе с Джефферсоном снова поставил в порядок дня вопрос
о фонде «общественных земель». Инициатива принадлежала представителю запада
Вильяму Г. Гаррисону из Индианы; 24 декабря он внес в палату представителей резолюцию
«о назначении комиссии для выяснения вопроса о том, какие изменения необходимы
в законе о продаже земель США к северо-востоку от Огайо». Тогда же Галлатин
представил палате петицию от поселенцев Северо-Запада, просивших издать закон
для обуздания спекулянтов и дать колонистам возможность приобретать землю
непосредственно от государства. Предложение было принято, Гаррисон был назначен
председателем комиссии, и через три месяца комиссия Гаррисона выработала
соответствующий билль. На северо-западной территории предлагалось учредить
четыре округа с земельной конторой и регистратором в каждом округе. Это давало
возможность пионерам приобретать земли на месте, не выезжая в столицу. По
второму, важному для колонистов вопросу – о размере продаваемого участка –
комитет высказался за минимальный размер участка в полсекции. Это предложение
вызвало сильную оппозицию плантаторов и крупной буржуазии. Межевать такие
мелкие участки обойдется слишком дорого, заявляли оппоненты. Галлатин, бывший
министром финансов при Джефферсоне, Гаррисон и другие члены конгресса энергично
защищали билль: «Он поставит преграды для спекулянтов, которые имеют
преимущество при продаже земли крупными участками», - заявляли они. Браун из
демократического Род-Айленда пошел дальше комиссии и предложил вместо минимума
в полсекции минимум в четверть секции. Поправка Брауна была отвергнута, но
предложение комиссии о продаже земли участками в полсекции прошло. Однако уже
через четыре года, в 1804 г., минимальный размер продаваемых участков был снижен
до ¼ секции, т.е. до 160 акров.
1. Была разрешена
продажа участков размером в 1/8 секции, т.е. 80 акров, во всех новых районах (с
1817 г.).
2. Цена была
снижена до 1,25 доллара.
3. Кредит был
отменен и была введена оплата наличными.
Условия продажи «общественной
земли», установленные после окончания войны за независимость, были
обременительны для фермерской бедноты, в то же время они способствовали
спекуляции. В спекуляцию втянута была часть самого фермерства.
«Главным
стремлением колониста-пионера было занять приглянувшийся ему участок,
возделывать его с минимальным вложением труда и средств производства до тех
пор, пока земля не возрастет в цене в достаточной мере, чтобы она могла быть
продана с прибылью». «Почти каждый фермер в Соединенных Штатах в известный
период своей жизни занимался наряду с другими делами земельной спекуляция в
гораздо большем масштабе в особые компании (точно так же и плантаторы).
С начала XIX в. спекуляция усиливается. В 1806 г.
комиссия по «общественным землям» констатировала, что «спекуляция, как общее
правило, господствует во всех частях страны». Настоящая мания земельной
спекуляции, в которой приняли участие также западные банки, охватила страну
после войны 1812 г., когда государство согласилось принимать в уплату за западные
земли банкноты западных банков. В 1820 г. одна газета писала, что спекулянты
«размножаются подобно грибам», что они пользуются земельным кредитом и
спекулируют, причиняя ущерб обществу.
Земельная
спекуляция, разумеется, тяжелым бременем ложится на так называемых
«действительных поселенцев», которые оказывались в долгу у спекулянтов.
Основным узлом противоречий при решении аграрного вопроса было
рабство: в некоторых старых штатах оно было запрещено, а в новых штатах вопрос
о рабстве оставался открытым. И хотя по закону 1787 года на территориях,
расположенных к северо-западу от Огайо, устанавливался республиканский строй,
на Юге рабовладельческая система оставалась незыблемой.
В 1820 году был принят так называемый Миссурийский компромисс, по
которому распространение рабства ограничивалось линией, проходившей по 36°30'
северной широты. Таким образом, в стране определялись два основных пути
колонизации новых земель: северный (фермерский) и южный (плантационный). Но в
1850 году плантаторы-южане добились принятия закона, предусматривавшего обязательную
поимку беглых рабов во всех штатах страны, и тем самым Миссурийский компромисс
утратил свою силу.
Но это было не единственным противоречием между промышленным
Севером и аграрным Югом. С одной стороны, крупному капиталу Севера требовалось
все больше хлопка для развивающейся текстильной промышленности, поэтому нужно
было расширять посевы хлопчатника. С другой стороны, предприниматели Севера
были заинтересованы в расширении внутреннего рынка, а этому препятствовал
низкий покупательский спрос, существовавший в условиях рабовладельческой
системы. Реальная угроза остаться сырьевым придатком европейских стран
(особенно Англии) подводила буржуазию Севера к мысли о необходимости отмены
рабства.
Наиболее сложной для федерального правительства оставалась проблема
переустройства южных штатов. Следовало определить пути и условия возвращения
штатов, входивших в состав Конфедерации, в единое государство. Надо было заново
устанавливать там систему федерального управления, создавать новые органы
власти. Не менее трудной была проблема обеспечения землей освобожденных
чернокожих рабов и безземельного белого населения Юга. Все эти задачи решались
в период, получивший название Реконструкции Юга (1865-1877).
Первоначально программа Реконструкции встретила ожесточенное
сопротивление со стороны приверженцев старых порядков. Плантаторы открыто
саботировали мероприятия федеральной власти по переустройству Юга, лишали
негров права свободно передвигаться по территории и получать земельные
участки, преследовали прогрессивно настроенных представителей белого населения.
В 1865 году в южных штатах была создана тайная террористическая организация
«Ку-клукс-клан», с помощью которой плантаторы пытались установить жестокие
антинегритянские порядки.
Данное положение во многом объяснялось реакционной позицией,
которую занял президент Эндрю Джонсон по отношению к планам
Реконструкции Юга. Он открыто выражал несогласие с курсом, принятым прежним
президентом А. Линкольном. Однако в марте 1867 года Конгресс США принял первый
закон о Реконструкции, на основе которого в 1867-1868 годах в южных штатах
прошли выборы властей всех уровней. И лишь после этого началась настоящая
Реконструкция Юга. До марта 1870 года все южные штаты вновь были приняты в
состав единого государства и получили представительство в Конгрессе США. Тем
самым было восстановлено единство страны.
В этот период федеральное правительство вновь столкнулось с трудностями
в решении аграрного вопроса. Социальная структура южных штатов была очень
пестрой, и следовало учитывать интересы всех слоев населения, от 40% до 60%
которого составляли бывшие негры-рабы, Среди нерабовладельческого населения
наибольшие группы составляли фермеры, а также белые наемные работники
(надсмотрщики и охранники у плантаторов), имевшие небольшие земельные участки.
Многочисленные жители Аппалачских гор (мелкие фермеры, охотники) в основном
вели натуральное хозяйство. Особую группу составляли рабовладельцы (примерно
300 тыс. человек). Среди них выделялось около 20 тыс. крупнейших плантаторов
(менее 7%), которым принадлежало 75% всех рабов и которые до Гражданской войны
контролировали всю экономическую и политическую власть в регионе.
Одним из способов решения аграрного вопроса стало ограничение
земельной собственности плантаторов. Ее обложили повышенными налогами, сумма
которых в течение 1860-1870-х годов увеличилась в четыре раза. Если плантаторы
не могли платить такие деньги, их поместья конфисковывались и распродавались
на льготных условиях небольшими участками среди негров и безземельных белых.
Так, например, в 1872 году в Южной Каролине было конфисковано и распродано
более 268 тыс. акров земли. Большие земельные участки передавались различным
компаниям для строительства железных дорог и добычи полезных ископаемых.
Площадь обрабатываемых земельных угодий увеличилась с ] 13 млн
акров (1850) до 284 млн (1880). В период с 1860 по 1880 год в руки новых
владельцев перешло 65 млн акров свободных территорий. В 1880 году в США
насчитывалось более 4 млн земельных собственников. Все это способствовало
активному освоению новых угодий, росту объемов сельскохозяйственного
производства, расширению внутреннего рынка. Плантаторы-рабовладельцы навсегда
утратили свое социально-экономическое положение, сельское хозяйство в США
окончательно перешло на фермерский путь развития.
Развитию рыночных отношений в стране способствовала окончательная
отмена рабства в южных штатах. Под давлением федерального правительства была
ликвидирована система землепользования, основанная на принудительном труде. И
хотя бывшие рабы имели право приобретать землю, в большинстве своем они были
вынуждены уйти в города, чтобы стать промышленными рабочими. Многие из них с
трудом приспосабливались к городским условиям, так как испокон веков выполняли
сельскохозяйственные работы и не могли сразу привыкнуть к совершенно новой
жизни. И еше долгие годы спустя негры оставались самой низкооплачиваемой и
униженной частью американского общества.
2. Акт о гомстедах
2.1 Битва за гомстеды
Гомстед-акт появился в результате длительной борьбы за
земли Запада. Поселенцы-скваттеры самовольно селились на государственных
землях. Попытки собственников и государства бороться со скваттерами имели малый
успех, и федеральное правительство было вынуждено путем ряда законодательных
актов (в 1800,1804, 1820, 1841, 1854 гг.) облегчить условия приобретения
“общественных земель” - снизить цену на них, уменьшить размер продаваемых
участков, чтобы сделать более доступным их приобретение для фермеров и рабочих.
Облегчение условий приобретения “общественной земли” было использовано не
только колонистами-фермерами, но и рабовладельцами, которые в 1854-1856 гг.
вели в Канзасе вооруженную борьбу против “сторонников свободного штата”. В этот
период вопрос о земле приобрел крупнейшее политическое значение. В ходе
гражданской войны 20 мая 1862 г. под давлением фермерских и рабочих масс
правительство Линкольна было вынуждено издать акт о гомстедах (Homestead-Act).
Этот акт был результатом длительной и ожесточенной
классовой борьбы скваттеров на западных территориях и классовой борьбы в старых
восточных штатах, он был вырван революционным путем, был завоеван фермерами и
рабочими.
Борьба за гомстед началась еще в колониальный период,
когда появились первые скваттеры, и с тех пор не прекращалась. Вопрос о
бесплатной раздаче земель имел долгую историю и в представительных учреждениях.
Мнение о том, что “общественная земля” не должна быть источником дохода, что за
каждым поселенцем (или за каждым главой семьи) должно быть признано право на землю,
выдвигалось в обеих палатах колоний еще в XVIII в.
После образования США предложения о бесплатном
наделении землей вносились в конгресс в 1818, 1826, 1844 гг. и т.д., причем
даже в предложениях раннего периода можно встретить существенные черты будущего
закона о гомстедах.
Эпоха революции 1848 г., гражданская война в Канзасе в
1854 - 1856 гг. и гражданская война в США 1861-1865 гг. были тремя этапами
билля о гомстеде. В период подъема рабочего и фермерского движения в США и
огромного усиления эмиграции а США из Европы этот билль был внесен в конгресс.
В период событий в Канзасе билль был отвергнут сенатом и центральной властью.
Приход республиканцев к власти и контрреволюционный мятеж Юга, давление масс
Севера сделали этот билль законом.
Рамки будущего гомстед-билля в основном уже были очерчены
в конгрессе в 1844-1846 гг. В 1844 г. Томассон из Кентукки внес в палату
представителей предложение исключить вопрос об “общественных землях” из вопроса
о бюджетных доходах. Его поддержал Смис из Иллинойса и ряд ораторов,
предложивших продавать 160 акров каждому действительному поселенцу. В следующую
сессию это предложение было развито Мак Кунелем из Алабамы, который внес в
палату представителей билль “о даче главе семьи - мужчине, девушке или вдове -
надела-гомстеда, не превышающего 160 акров общественной земли... без оценки
этой земли и без уплаты за нее”. В основе этого плана лежало стремление
ускорить заселение и развитие Запада.
Партия фрисойлеров выдвинула в 1848 г. платформу,
утверждавшую, что бесплатное наделение землей поселенца уже оправдано теми
затратами труда, которые понес пионер, расчищая участок земли, и рекомендовала
американскому народу рассмотреть этот вопрос, указывая, что заселение новых
районов будет в интересах всей страны. На базе этой программы фрисойлеры в 1848
г. дважды он был отвергнут.
В 1848 г. фрисойлеры, образовавшие национальную партию,
повели под лозунгами гомстеда и ограниченная рабства кампанию за овладение
центральной властью, но потерпели в этом неудачу. В 1849 г. в конгресс пытался
внести проект редактор “Нью=Иорк дейли трибюн” Гораций Грили, но также
потерпели фиаско. Однако, несмотря на это, фрисойлеры продолжали борьбу за
гомстед в обеих палатах, и в 1850 г., когда рабовладельцы перешли в наступление
и провели закон о беглых рабах, фрисойлеры в качестве контрудара внесли в
конгресс билль о гомстеде.
В петиции в сенат в январе 1850 г. фрисойлеры обращали
внимание на то, что аренда низводит людей до стадии пауперизма, нищеты, порока
и преступления, и указывали, что европейская аристократия приобретает земли в
Америке в то время, когда американские республиканцы остаются безземельными.
Билль вызвал яростную оппозицию южан.
Начавшийся раскол демократов (демократов-фрисойлеров)
были дальнейшим шагом в борьбе за гомстед. Вновь этот вопрос привлек внимание
всей страны в 1854 г., в период “драки” в Канзасе. В этом году билль опять
стоял в палате представителей, в сенате. В палате представителей он прошел и
был внесен в упрощенном виде в сенат.
Основные положения билля о гомстедах, внесенного в сенат
в июле 1854 г., были следующие: 1) “общественные земли” могут быть проданы по
цене не ниже 5 долларов за акр и участками не свыше 300 акров в одни руки; 2)
всякий гражданин США или заявивший о своем желании стать гражданином США может
получить 40 акров земли для личного пользования в качестве надела (homestead), а также равное число акров для жены как ее надел. Кроме 40 или 80
акров (за женатым), признается право заявить притязание еще на 80 акров, причем
право на это сохраняется в течение семи лет. За дополнительные 80 акров
уплачивается по 1,25 доллара за акр.
Билль о гомстедах потерпел в 1854 г. неудачу, но в том же
году был принят билль о градуировании, по которому цена на землю, уже
ставившуюся на аукцион и непроданную, снижалась от 10 до 80%. По этому акту на
землю, которая предлагалась на рынке в течение 10 лет и не была продана,
делалась скидка в 25 центов, и она шла по 1 доллару за акр, при “стаже” в 15
лет земля шла по 75 центов, в 20 лет - по 50 центов, в 25 лет - по 25 центов,
наконец при “стаже” в 30 лет и более - по 12,5 цента. Никакого ограничения в
размерах продаваемого в одни руки участка установлено не было. Недостатком
этого билля было то, что он одинаково опекал интересы как поселенцев, так и
спекулянтов.
За предыдущий фискальный год с конца июня 1853 г. по 30
июня 1854 г. общее количество проданной “общественной земли” превысило 22 млн.
акров.
Несмотря на все недостатки, закон о градуировании
несколько облегчил поселенцу приобретение земли на Западе, но еще больше
облегчил спекулянтам всевозможные махинации в земельных конторах. Борьба за
гомстед, единственно радикальное с точки зрения фермерства средство разрешения
земельного вопроса, продолжались настойчиво, но безуспешно до разрыва с Югом.
Билль о гомстедах, внесенный в 1857 г., не прошел.
В 1859 г. он прошел в палате (1 февраля) 120 голосами
против 76, причем все голоса, поданные против, принадлежали рабовладельцам, за
исключением голосов трех делегатов от пограничных территорий.
В сенате, несмотря на то, что шесть северных демократов и
два демократа из Теннесси нарушили дисциплину и голосовали за билль, он
потерпел поражение. В мае 1860 г. билль прошел через обе палаты, но был
отвергнут президентом Бьюкененом.
Пока рабовладельцы находились у власти, даже самые
блестящие аргументы в пользу гомстеда не могли сдвинуть с места этот вопрос.
Южные рабовладельцы находили множество аргументов против гомстеда, утверждая,
что это великий обман, демагогия, неконституционный акт, потеря государством
дохода, что это обесценит наградные земли за военную службу, вызовет
переселение всех белых работников со старого Юга на Запад. Иначе вопрос был
поставлен противником гомстеда Джоном Белч из Огайо, который указывал, что
широкое заселение Запада уничтожит ренту на землях в старых штатах и что переселение
на Запад повышает в 1,5 раза заработную плату рабочего на Западе по сравнению с
рабочими Востока (75 и 50 центов) и что от этого происходит большой вред. В
этих аргументах экономического порядка сочетается защита интересов всех групп,
которые были против широкой колонизации Запада, - плантаторов Юга и крупных
землевладельцев Севера и в известной мере буржуазии Северо-Востока.
2.2 Гомстед-билль
На третий же день сессии нового конгресса (еще старого
состава) в декабре 1860 г. палата представителей значительным большинством
приняла гомстед-билль. Сенат в 1860 г. похоронил его в комиссии, и только летом
1861 г., после первых поражений, понесенных Севером в гражданской войне, новый
билль опять был внесен депутатом Олдричем из западного штата Миннесоты. Однако
в конгрессе было еще много противников билля и после того, как явные сторонники
рабства выбыли его из состава.
26 февраля 1862 г. билль был принят палатой депутатов 107
голосами против 17, 7 мая - в сенате. Неблагоприятные для закона поправки, принятые
сенатом, были отвергнуты при переговорах между обеими палатами, и 20 мая 1862
г. текст гомстед-билля был подписан Линкольном.
Основные положения гомстед-акта были следующие:
Всякий гражданин Соединенных Штатов или заявивший о своем
желании принять гражданство США, достигший 21 года, “не участвовавший в войне
против США и не помогавший их врагам”, получал с 1 января 1863 г. право всупить
во владение 160 акрами земли. При этом требовалась подписка, что получающий
землю приобретает ее для поселения на ней, а не для непосредственной или
косвенной пользы какого-либо другого лица или лиц, т.е. не для спекуляции. Для
удостоверения всех этих обстоятельств требовалась только присяга поселенца.
После принесения присяги и уплаты сбора в 10 долларов
поселенец мог вступить во владение участком, а по истечении пяти лет, если он
мог удостоверить, что жил на участке и пользовался им для своих нужд, он
получал его бесплатно в собственность. Если же поселенец хотел приобрести право
безусловной собственности (а следовательно, и отчуждения) до истечения
пятилетнего срока, он мог уплатить по 1,25 доллара за акр и таким образом
досрочно стать полным собственником участка. Право заимки сохранилось, но
теоретически поселенец мог занять больше 160 акров.
Таким образом, акт о гомстедах должен был передать землю
только тому, кто ее обрабатывает, сделать землевладение “трудовым”. В акте
имелся пункт, который являлся в самом законе contradicto in adjecto. Гомстед мыслился как трудовой надел, но через пять лет пользование гомстедом его владелец мог коммутировать владение, т.е.
получал документ на владение землей и становился абсолютным ее собственником,
после чего мог отчуждать ее кому угодно. Если же владелец хотел воспользоваться
льготой, предоставленной льготой о земле, то он имел возможность досрочно
уплатить выкупную стоимость земли по казенной расценке (1,25 доллара за акр) и
тотчас перепродать участок. Таким образом, положение о гомстеде никоим образом
не являлось преградой, которая могла бы предотвратить концентрацию земельных участков.
Кроме того, поскольку проверить это обстоятельство было трудно или почти
невозможно, поселенец мог закрепить за собой путем заявки на гомстед один
участок, затем приобрести путем заимки другой, а после издания закона о лесных
гомстедах (1877 г.) и третий, чтобы затем продать все три.
2.3 Капитализация сельского хозяйства и коммутация гомстедов
После гражданской войны и гомстед-акта продажа
“общественных земель”, замедленная сначала гражданской войной, убылью населения
и разрухой в ходе войны, к концу 60-х годов быстро возрастает. К этому времени
количество заселяемых гомстедерами участков “общественных земель” достигает
почти 3 млн. в год (1869). Оно несколько падает в 70-х годах и увеличивается в
80-х годах (максимум в 1888 г.). несмотря на истощение фондов, удобных для
земледелия “общественных земель”, в колонизации Запада наблюдается еще сильный
подъем в период кризиса 1908-1911 гг.
Спекуляция гомстедами, получившая чрезвычайно большое
распространение, не исключала в то же время насаждения мелкой и относительно
мелкой собственности.
Спекулянтские компании (за исключением горных компаний,
скупавших участки земли с залежами ископаемых для эксплуатации) проводили
дороги, орошали земли и т.п., а то и просто ожидали, пока земля поднимется в
цене, и перепродавали участки земли второй волне поселенцев, желавших
приобрести землю для обработки. Закон о гомстедах не уничтожил спекуляции в
США. Если верны те данные, которые сообщает комиссия по общественным землям в
своем докладе, то основная масса первой волны гомстедеров оказывалась агентурой
капитала, вложенного в земельную спекуляцию.
Критическим периодом в распространении передовой черты
поселений на запад, моментом, когда сплошная пограничная полоса поселений
исчезла, и вместо нее оказались отдельные островки незанятых “общественных
земель”, когда к тому же был исчерпан в основном весь фонд “общественных
земель”, пригодных для экстенсивной обработки, были 90-е годы. Фронтир с двух
сторон - с запада и востока - надвинулся на Скалистые горы, а война с племенами
сиу сломила последнее сопротивление индейцев. В тот же период в связи с
наступлением аграрного кризиса, сделавшего временно невыгодной обработку
засушливой и малоплодородной области горного района, а также в связи с быстрым
развитием в США фабричной промышленности и ростом больших городов начался отлив
населения из горных штатов на Восток и на дальний Запад.
В ходе заселения Запада действовали две тенденции. С
одной стороны, имело место увеличение числа мелких хозяйств вследствие
приобретения гомстедов или покупки земли мелкими участками у слекулящов. В то
же время увеличение количества иммигрантов и естественный рост населения также
в немалой мере способствовали дроблению земельных наделов.
Вместе с тем в силу законов капиталистической
концентрации, роста применения наемного труда, введения в сельское хозяйство
машинной техники и т.д., а также вследствие особенно усилившегося в 90-х годах
отлива сельскохозяйственного населения в города происходит укрупнение и
сокращение числа земельных владений.
В 1860 г. было обработано всего 6 %, а под фермами занято
15 % площади США. Данные о всей площади ферм и об отношении ее ко всей
земельной площади страны за 1850-1900 гг. и о соотношении обработанной и
необработанной площадей ферм говорят не только об увеличении общей площади
ферм, но и о том, что внутри них в 1850 г. необработанная часть преобладала над
обработанной, а в 1900 г. наблюдалось обратное положение. Некоторое уменьшение
среднего размера ферм за тот же период и огромный рост стоимости ферм говорят о
значительной интенсификации хозяйства ферм, а также о капитализации сельского
хозяйства.
Возрастание стоимости земельной собственности идет много
быстрее, чем увеличение площади обрабатываемой земли.
Всего в Соединенных штатах было 4 008 907 собственников земельных
владений. Из этого числа на 2984 тыс. собственников и управляющих приходилось
1024 тыс. арендаторов, из которых 322 тыс. арендовали за наличные деньги, а
остальные 702 тыс. арендовали из доли и путем смешанной аренды (уплата из доли
урожая и наличными), - это преимущественно негры кроплеры южных штатов. За
десятилетие с 1880 по 1890 г. число земельных владений в США возросло на 13,9%,
причем число собственников земельных владений и управляющих - на 9,6%,
арендаторов -на 26%, в том числе издольщиков - на 19,7, арендаторов за наличные
- на 41%.
В США в 1890 г. из 8,6 млн. лиц, занятых производительным
трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн. были самостоятельными, независимыми
хозяевами, что составляло около 25 %. Остальные - арендаторы, безземельные и
заложившие свою землю фермеры, сельскохозяйственные рабочие - в той или иной
форме находились в зависимом положении от капиталистов, землевладельцев,
банкиров и самих капиталистических фермеров. Из насчитывавшихся всего 5,3 млн.
фермеров 3,2 млн. (58%) являлись безземельными или заложившими свою землю
фермерами и арендаторами. В конце XIX
наблюдался огромный рост аренды и залога ферм.
Таким образом, при вступлении США в монополистическую
стадию развития почти 3/5 фермеров оказались, по данным официальной статистики,
в зависимости от финансового капитала.
Заключение
Быстрому развитию
капитализма в США способствовало наличие в стране обширных земель, естественных
природных богатств, массовая иммиграция из Европы, приток иностранных капиталов.
У США практически отсутствовали серьезные конкуренты во всем Западном
полушарии.
Развитие
капитализма шло в США по «американскому», или фермерскому пути. К последним
десятилетиям XIX в. фонд западных,
государственных земель, доступных для обработки без предварительной мелиорации,
без затрат на осушение заболоченных земель или без работ по ирригации
засушливых районов был в основном исчерпан. Таким образом, дальнейшее
переселенческое движение на Запад было затруднено – хотя и и не исключено
вовсе. Ведь можно было купить участок удобной земли у купившего его ранее для
спекулятивных целей, в частности у железнодорожных компаний, захвативших
громадные территории. Однако все же движение на Запад к концу XIX столетия было значительно
затруднено. Больше того, в последние два десятилетия происходило массовое
разорение западных фермеров, не выдержавших конкуренции с крупными
механизированными предприятиями в сельском хозяйстве.
Список
использованной литературы
1. Супян В. Б. Экономика
зарубежных стран. Питер,2003.
2. Юдовская А. Я., Баранов П.
А., Ванюшкина Л. М. Новая история. М.,2000.
3. Иванян Э. А. История США:
хрестоматия. Питер,2005.
4. Согрин В. В. История США.
Питер,2003.
5. Андреев А.И. Экономическая
история США. М.,1999.
6. Соколов Н. Н. Новая история
стран Европы и Америки. Томск, 2002.
7. http://america-xix.org.ru.
|