Духовная культура готов
Духовная культура готов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………………. 3
Глава 1. Обычаи и
менталитет готов ……………………... 6
Глава 2.
Художественная культура готов ………………… 9
Глава 3. Религиозный мир готов
…………………….. 15
§1. Архаические религиозные
воззрения …………….. –
§2. Принятие готами христианства
………………….. 18
Заключение …………………………………………….. 21
Примечания …………………………………………….. 24
Список источников и литературы …………………… 26
ВВЕДЕНИЕ
Духовная культура готов – одна из малоисследованных страниц истории. Готы
– восточно-германское племя, его история отражена в ряде античных памятников, в
частности, в сочинении Прокопия Кессарийского «Война готов». Политическая и этническая история готов достаточно изучена, о них
написано немало научных трудов, чего не скажешь о таком аспекте его истории,
как духовная культура этого этноса.
Исходя из этого,
определилась цель данной курсовой работы – изучить духовную культуру древних
германцев.
Для реализации
этой цели задачи поставлены следующие:
1) дать общую
оценку уровня развития древнегерманских племен;
2) исследовать
религиозные воззрения древних германцев;
3) изучить устную
и художественную культуру древних германцев.
Работа построена
по проблемному принципу и состоит из трех глав: первая посвящена общей
характеристике духовной жизни готов, их обычаев и взглядов на жизнь; вторая
изучает художественную культуру готов; третья посвящена вопросу религиозных
воззрений готов, в частности, переходу от язычества к христианству.
Что касается
источников, то главным образом автор курсового сочинения опирается на античных
авторов – Прокопия Кессарийского[1]
и в какой-то степени Аммиана Марцеллина.[2]
Готы, с которыми веками проживали и взаимодействовали с древними римлянами,
естественным образом вызывали интерес античных авторов к их культуре.
Особенно ценен
такой источник, как «Война с готами» Сочинение Прокопия Кессарийского особенно
ценно как источник. Как достойную похвалы черту творческой манеры Прокопия
Кессарийского А. А. Чекалова, исследователь его творчества, отмечает стремление
Прокопия к объективности.[3]
Провозгласив в начале своего сочинения поиск истины главным законом
исторического жанра, историк вместе с тем тщательно заботится о внешней форме.
Его повествование
соразмерно, плавно и вместе с тем образно и живописно. Определив для себя
главное в том или ином событии, Прокопий высвечивает его наиболее яркими
красками, притеняя менее важные факты или не упоминая о них вовсе. Таким
образом, в отличие от современных ему хронистов, (для которых важен сам факт
безотносительно его значения в ряду других важных или второстепенных фактов)
Прокопию удалось создать не только более красочное, но в целом и более достоверное
историческое сочинение.
К сожалению,
античные авторы не очень подробно сообщают о духовной культуре готов, поэтому
целесообразно будет дополнить их сообщения о материальной культуре материалами
археологических раскопок.
В частности, в
работе В. П. Будановой «Готы в эпоху великого переселения народов»[4] можно почерпнуть сведения о
памятниках художественной культуры готов, найденных во время раскопок, а также
сведения о христианизации готов.
Работа «Славяне и их соседи в I
тыс. до н. э. и в I тыс. н. э.»[5] основана на результатах новейших
исследований, история готов рассматривается в связи с оказанным влиянием на
славян, поэтому отголоски духовной культуры готов авторы ищут в славянских
верованиях.
ГЛАВА 1. ОБЫЧАИ И МЕНТАЛИТЕТ
ГОТОВ
Л. Вольтман писал:
«Германцы до Карла Великого держались внутриплеменного брака. Только этим
объясняется то обстоятельство, что отдельные племена, также без смешений,
обнаруживают бросающиеся в глаза различия, преимущественно в своем
темпераменте. Они не все в одинаковой степени были воинственными и склонными к
странствиям, и в духовном отношении по-видимому особенно высоко были одарены
готы».
Говоря об обычаях
готов, необходимо заметить, что в период, описанный Прокопием Кессарийским,
происходило разложение традиционных нравственных устоев этого этноса, поэтому
мы мало можем сказать конкретного об этой стороне жизни готов. Можно
утверждать, что менталитет их был похож на национальный характер большинства
германских народов.
Вероятно,
основным содержанием устной и песенной культуры готов были, как и у других
германских племен, песни-эпосы. «В древних песнопениях, - а германцам известен
только один этот вид повествования о былом…»,[6]
- пишет Тацит, обобщая в этой фразе сущность устной и песенной культуры древних
германцев.
По натуре германские
народы были воинственны, единственной наукой признавали военную. По отношению к
готам это вполне четко зафиксировал Прокопий Кессарийский, описывая воспитание
юного Аталариха: его воспитание и обучение наукам по римскому примеру «не
нравилось готам, так как, желая иметь право действовать несправедливо по
отношению к подданным, они хотели, чтобы Аталарих правил ими более согласно с
варварскими обычаями».[7]
Согласно
свидетельствам Прокопия Кессарийского, высокопоставленные готы обвиняли мать и
регентшу Аталариха Амалазунту в том, что «сын ее воспитывается у них
неправильно и не так, как следует для их вождя; что науки очень далеки от
мужества, а наставления старых людей по большей части обычно приводят к
трусости и нерешительности. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто в будущем хочет
быть смелым в любом деле и стать великим, был избавляем от страха перед
учителями и занимался военными упражнениями».[8]
Античные авторы
приводят примеры военных упражнений древних германцев, которые, видимо, можно
перенести и на готов. Что касается конкретных примеров, то, по свидетельствам Прокопия Кессарийского, готы были
искусными наездниками. Они искусно проводили «игру с оружием» (джигитовку):
пускали коня скакать по кругу, затем, повернув его в другую сторону, вновь
заставляли делать круги. Во время этой скачки пускали в воздух копье, и,
схватив это еще дрожащее в воздухе копье, с большим искусством часто
перекидывали из одной руки в другую; то откидывались назад, то раскачивались и
склонялись на ту и на другую сторону».[9]
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА ГОТОВ
О художественной
культуре готов мы можем судить преимущественно по ремесленным изделиям; на
первом месте здесь стоит ювелирное мастерство.
Местное ремесло
достигло такого уровня, когда оно могло удовлетворять этим потребностям.
Археологические находки показывают, на каком высоком уровне стояли местное
ткацкое, кожевенное, керамическое, стекольное, металлургическое производства,
основанные на римской технике, которая была освоена и развита местными
ремесленниками. Особенно большое значение имел уровень обработки металлов, из
которых изготовлялись вооружение и многочисленные ювелирные изделия.[10]
Как известно, готы первоначально
расселились в юго-восточной Прибалтике. И именно с готами II – III веков связана вельбарская археологическая культура. До этого
вельбарскую культуру называли то гото-гепидской, то
восточно-поморско-мазовецкой.[11]
Эта культура характеризуется отсутствием оружия в погребениях, малым
количеством сосудов и преобладанием предметов из бронзы, в частности, поясные и
ховидные браслеты. Покорив местные племена, готы принесли сюда свою культуру и
обряд ингумации, но при этом заимствовали местные элементы.
По имеющимся данным, открытые селища с вельбарскими находками
располагались на невысоких надпойменных террасах и изредка на сравнительно
высоком коренном берегу реки.[12]
Наиболее типичным типом погребений готов в Северном Причерноморье и на
Северном Карказе являются могильники Суук-Су и Абрау-Дюрсо. Набор женских
украшений связывают памятники черноморского побережья Кавказа, в частности
район евдусиан, на территории которых находился могильник Абрай-Дюрсо, с
крымским памятником типа Суук-Су, что позволило автору раскопок Дмитриеву
увидеть в нем памятник, оставленный готами. Это парные двупластинчатые фибулы,
серебряные серьги с напускным 14-гранником, гладкие и вытые гривны, каменные и
стеклянные бусы.[13]
Результаты раскопок готских захоронений показали, что готы владели всеми
основными ремеслами, необходимыми для создания необходимой утвари и одежды.
Они владели гончарным ремеслом, плотницким делом, что позволяло
обеспечить себя необходимыми предметами быта.
Ткачество и кожевенное ремесло позволяли обеспечивать необходимую одежду
и обувь.
Кроме того, готы владели кузнечным ремеслом, а также ювелирным, о чем
свидетельствуют найденные ювелирные украшения. Украшения изготавливались и из
драгоценных металлов. Кроме того, среди готов были и искусные камнерезы.
Кроме того, отметим, что готам было присуще четко выраженное чувство
прекрасного. Они стремились всячески украшать свою одежду, любили украшения. О
высоком уровне развития этой сферы материальной деятельности, тесно соприкасающейся
с культурной, дает представление не только ювелирное искусство готов, но и их
изобразительное искусство.
Наиболее заметным произведением готского изобразительного искусства
является изображение Теодориха в Неаполе. В Неаполе на площади находилось
изображение Теодориха, короля готов, сделанное из каких-то камешков, очень
маленьких, но разных цветов.[14]
Из этого мы можем судить, что готы достигли достаточно высокого уровня в
искусстве и могли переносить эти достижения из культурной сферы в материальную,
используя их для украшения одежды.
Правда, Тацит
сообщает, что «германцы столь же мало заботятся об обладании золотом и
серебром, как и об употреблении их в своем обиходе. У них много полученных в
дар их послами или вождями серебряных сосудов, но дорожат они ими не больше,
чем вылепленными из глины».[15]
Правда, историк добавляет, что «впрочем, ближайшие к нам [германцы] знают цену золоту и серебру из-за
применения их в торговле и разбираются в некоторых наших монетах, отдавая иным
из них предпочтение; что касается обитателей внутренних областей, то, живя в
простоте и на старый лад, они ограничиваются меновою торговлею».[16]
Как кажется,
Тацит в противопоставлении «простоты» германцев нравам погрязшего в пороках и
распутстве Рима слишком идеализирует древних германцев, приписывая практически
всем германским племенам (кроме «ближайших» к империи) «простоту», которая
присуща достаточно низкому уровню общественного развития; а германцы, как мы
знаем, стояли уже на ступени разложения родоплеменного строя.
Вместе с расслоением общества, разрушением родоплеменного строя,
появлением иерархии в войске и племени знатные готы перестали довольствоваться
одеждой и украшениями, которые производили сами готы. Их все больше привлекали
римские драгоценности и красивые ткани – ведь готы не могли сами производить,
скажем, шелк, или изготовлять драгоценную пурпурную краску, да и римские
украшения были изящнее и более тонкой работы.
Тем не менее все это у знатных готов было. Вожди готов имели богатое
оружие, богатые одежды. Вот, к примеру, как был одет вождь готов Тотила: «На
нем было надето оружие, богато разукрашеное золотом; украшения его перевязей на
шлеме и на копье были пурпурные; развеваясь, они производили удивительное
впечатление истинно царского наряда».[17]
При этом необходимо отметить, что у готов к IV веку
сложилось достаточно четкое представление о престиже. Так, Прокопий
Кессарийский повествует о вражде, вспыхнувшей в среде готской знати в связи
из-за ссоры жен двух ее представителей. Ссора же возникла из-за того, что одна
из женщин стала насмехаться над одеждой другой, говоря, что ее бедная одежда не
соответствует тому высокому положению в обществе, которое занимает она и ее
муж.[18]
Все это готы не могли произвести сами, так как этого не позволял уровень
развития их материальной культуры. В связи с этим тонкие одежды и изящные
украшения готы выменивали, покупали или захватывали у римлян или у других
германских племен (которые, в свою очередь, также выменивали, покупали или
захватывали их).
В связи с этим наблюдается упадок собственной художественной культуры
готов: более ценными считались предметы роскоши более цивилизованных соседей,
поэтому собственная художественная культура готов не получала стимула для
развития и была вытеснена римской.
ГЛАВА 2. РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР ГОТОВ
§1. АРХАИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
А. С. Токарев
согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином,
не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая
изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень
условном и ограниченном смысле».[19]
Тем не менее,
говоря об архаических религиозных воззрениях готов, нам придется оперировать
данными, общими для всех германских племен.
Распространенная
в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии,
наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или
иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К.
Крывлева и др., выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще
раннепервобытной общине – прежде всего тотемизм.[20]
Характеризуя
религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во
многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.
Очень архаичный
облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов
природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы
и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится
и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев,
были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой
и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом
древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в
фольклоре до наших дней.[21]
Преобладающей
формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был, по
мнению А. С. Токарева, культ племенных богов-покровителей и племенных святынь.[22]
Как представляли
себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления
различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины
мироздания.
К таким
параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» – ясене Иггдрасиле,
мировом дереве[23]
(мировой дерево, ось мира – общая для многих индоарийских народов вертикальная
мифологическая доминанта[24]).
Разумеется, как и
все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной
жизни.
Верования
германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и
отличались в зависимости от племен.
Вероятно,
«правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные
поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась
не просто смерть, но и позорное погребение – виновного топили в болоте, а труп
закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз.[25]
В любом случае,
«неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве – уже на
том свете.
С другой стороны
пиры воинов в обители бога войны – своеобразный милитаризированный рай – также
отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев. По отношению к
готам это подтверждается косвенными данными Прокопия Кессарийского, который
указывает, что главными доблестями готов считались храбрость и смерть в бою.[26]
§2. ПРИНЯТИЕ ГОТАМИ ХРИСТИАНСТВА
С точки зрения
духовной культуры готов, их обращение в христианство в течение третьего и
четвертого столетий обладало чрезвычайным значением. Оказывается, что азовские
и крымские готы были первыми затронуты христианством, с учениями которого они
ознакомились при помощи кавказских и трапезундских греков, взятых в плен в
течение рейдов 256 – 257 гг. В результате видим, что христианские миссионеры,
которые рискнули проповедовать среди готов, пришли из Малой Азии и Иерусалима,
а не из Константинополя.
В конце третьего
и в начале четвертого столетий христианство начало также распространяться среди
вестготов. Готский епископ Теофил принял участие в Первом Экуменическом Соборе
в Никее в 325 г. Его приход был, возможно, в Бессарабии. Следующим епископом
вестготов был знаменитый Ульфила или Вульфила (311-86), который перевел Новый
Завет на готский. В последующей борьбе между ортодоксами и арианами Ульфила
примкнул к арианам, и соответственно арианство стало деноминацией вестготов.
Что же касается крымских готов, то они остались верными ортодоксии.[27]
Готы были среди
первых германских племен, обратившихся к христианству, и поскольку они получили
свою новую веру от греков, их терминология в церковных делах подверглась
влиянию греков. Позднее готская церковная терминология была принята другими
германскими племенами, и в немецком все еще существуют несколько церковных
терминов, отражающих свое греческое происхождение. Таковы, например, немецкие
Kirche ("церковь") от греческого ("дом Бога"), Bischoff
("епископ"), Pfaffe ("папа", "священник"),
Pfingsten ("Пятидесятница") и т. д.
Надо заметить,
что, по мнению Э. А. Томпсона, что вестготское общество IV в. уже не было социально однородным,
что способствовало заимствованию христианства: к новой религии тянулись
преимущественно «бедные люди», которые и подвергались первоначально за это
преследованиям со стороны «лучших» и «великих».
Э. А. Томпсон
справедливо отмечает, что в основе преследований христиан в Готии лежали
политические причины: гонения были организованы племенными вождями в качестве
антиримской меры, чтобы остановить влияние империи на готов и поддержать старую
племенную религию.[28]
Исследователь
показывает, чтосреди готов долгое время не было конфессионального единства. Они
состояли из авдиан, ариан, сторонников ортодоксального христианства.
Однако В. П.
Буданова отмечает, что Э. А. Томпсон не учитывает характера и особенностей
этнополитической консолидации готов к моменту распространения у них
христианства. Во всяком случае, готы в основной массе приняли в конце концов
христианство в форме арианства, что, вероятно, было связано с тем, что
иерархичность Троицы в арианском толковании была ближе к организационной
структуре власти у германских племен.[29]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восточная Европа и степи Причерноморья на долгие века стали тем местом,
откуда в Европу приходили многочисленные потоки новых народов. Эти народы не только
совершали набеги на Римскую империю, но и принесли культуру достаточно высокого
уровня. В числе этих народов были и племена готов.
Несмотря на то,
что древние германцы стояли на достаточно низком уровне развития по сравнению
со своим могущественным соседом – Римской империей (которая, кстати, оказалась
повержена именно этими «варварами»), и только-только переходили от родового
строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес
благодаря богатству форм.
Готы находились на достаточно высоком уровне развития, о чем
свидетельствуют предметы, найденные в их захоронениях. По мнению Л. Вольтмана, среди множества
германских племен «… в духовном отношении по-видимому особенно высоко были
одарены готы».
Менталитет готов
зижделся на воинственности их национального характера; традиционной формой
духовной жизни были соревнования, джигитовка, воинские игры.
Когда в
результате разложения родоплеменного строя высший слой готов стал заимствовать
римские обычаи, обучать детей наукам, многие традиционалистски настроенные готы
воспротивились таким нововведениям, которые, по их мнению, вели к разрушению
традиций воинской доблести.
Художественная
культура древних германцев также ждет дальнейших исследований, прежде всего
археологических. По имеющимся на сегодняшний момент данным мы можем судить о
высоком уровне художественного ремесла, о том, насколько умело и самобытно
заимствовали древние германцы элементы римского и причерноморского стиля и т.
д.
Женщины и мужчины готов щеголяли в разнообразных украшениях, в том числе
золотых и серебряных, что говорит о развитии у них не только кузнечного, но и
ювелирного ремесла. Владели также готы резкой по камню, о чем говорят найденные
бусы.
Однако в то же время готы находились на уровне искусности в этих ремеслах
гораздо ниже их более цивилизованных соседей, поэтому вожди и знать, а также
члены их семей одевались в купленные, выменянные, а чаще всего захваченные у
римлян одежды и украшения, что привело к затуханию собственной художественной
культуры готов.
Что касается религии готов, то она, несмотря на ряд архаичных форм, представляет
богатый материал по изучению общих индоарийских корней в религиозных воззрениях
Европы и Азии, для проведения мифологических параллелей. Конечно, на этом
поприще будущих исследователей ждет напряженная работа, поскольку остается
масса «белых пятен», как, впрочем, в вообще в проблеме духовной культуры готов.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1.
Аммиан Марцелин. Римская история. СПб., 1994.
2.
Прокопий Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т.
1, 2.
3.
Тацит К. Анналы // Тацит К. Сочинения в двух томах.
Т. 1. СПб., 1993. С. 7 – 312.
4.
Тацит К. О происхождении германцев и местоположении
германцев // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб., 1993. С. 337 – 356.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобович
А. С. Комментарий к «Анналам» // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.,
1993.
2. Боднарский
М. С. Античная география. М., 1953.
3. Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения
народов. М., 1990.
4. Всемирная
история. М., 1979. Т. 2.
5. Западноевропейский
эпос. Л., 1977.
6. История
первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
7. Очерки
истории Германии с древнейших времен до 1918 года. М., 1959.
8. Славяне и их соседи в I
тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993.
9.
Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981.
10.
Токарев А. С. Религия в истории народов мира. М.,
1976.
11.
Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
12.
Чекалова А. А. Прокопий Кессарийский: личность и
творчество // Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная
история. М., 19993. С. 421 – 456.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Прокопий
Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2.
[2] Аммиан
Марцелин. Римская история. СПб., 1994.
[3] Чекалова А. А. Прокопий Кессарийский: личность и творчество //
Прокопий Кессарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М.,
1993. С. 421 – 456.
[4] Степи
Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981.
[5] Славяне
и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М.,
1993.
[6] Тацит К. О происхождении германцев и
местоположении германцев, 2 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.,
1993. С. 338.
[7] Прокопий
Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 1, 2. С. 24.
[8] Там же.
[9] Прокопий
Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 121 – 122.
[10] Всемирная история. Т. 2. С. 786 –
787.
[11] Буданова
В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 9 – 11.
[12] Славяне
и их соседи в I тыс. до н. э. и в I тыс. н. э. М., 1993. С. 182.
[13] Степи
Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981. С. 92.
[14] Прокопий
Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 150.
[15] Тацит К. О происхождении германцев и
местоположении германцев, 5 // Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. СПб.,
1993. С. 339.
[16] Там же.
[17] Там же.
С. 121.
[18] Там же.
С. 186.
[19] Токарев А. С. Религия в истории
народов мира. М., 1976. С. 216.
[20] История первобытного общества. Эпоха
классообразования. М., 1988. С. 416 – 417.
[21] Там же. С. 218.
[22] Там же. С. 219.
[23] Песнь вёльвы // Старшая Эдда.
Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963. С. 9 – 15.
[24] Щепановская С. (Семира), Веташ В.
Астрология и мифология. СПб., 1998.
[25] Там же, 17. С. 345.
[26] Прокопий
Кессарийский. Война с готами. М., 1996. Т. 2. С. 24.
[27] Буданова
В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С. 140 – 141.
[28] Буданова В. П. Готы в эпоху великого переселения народов. М., 1990. С.
31.
[29] Там же. С. 141.
|