Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Денежная система РФ

Денежная система РФ

Министерство образования Российской Федерации

Красноярская Государственная архитектурно-строительная академия






Кафедра экономики и права



Курсовая работа


Тема: Анализ денежной системы России





Выполнил: Струкачёв Д. ст-т гр. Э 61-1

Проверила: Сочнева Е.Н.







г. Красноярск, 2003 г.

Содержание:


Введение.

1.       Развитие и функционирование денежного рынка

1.1.    Сущность и происхождение  денег

1.2.    Роль денег в рыночной экономике, функции денег

1.3.    Виды денег и их свойства

1.4.    Понятие денежной массы и денежного оборота

1.5.    Кредитно-денежная политика

2.       Денежная система РФ

2.1.    Становление денежной системы России

2.2.    Виды денежных знаков

2.3.    Методы регулирования денежного обращения

2.4.    Новая денежная политика на 2004 год

3.       Анализ денежной системы США

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение


Хочу отметить сразу тот факт, что рыночная экономика – это в первую очередь денежная экономика. Покупка и продажа товаров, получение прибыли – везде здесь фигурировали деньги. Без денег не могут совершаться многочисленные сделки в рыночной экономике. Без денег рыночная экономика не могла бы функционировать, и, следовательно, без наведения порядка в сфере денежных отношений добиться устойчивого экономического роста невозможно. Российская денежная система претерпела за время своего развития множество изменений, но до сих пор не пришла к стабильности. Правильный выбор стратегии изменения денежной системы – это залог успеха развития России.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы выявить существенные отличия организации кредитно-денежной системы Российской Федерации от кредитно-денежной системы другой страны (в данном случае с США) с развитой рыночной экономикой, тем самым показать какими преимуществами и недостатками обладает денежная система России по сравнению с денежной системой США.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

·                   Рассмотреть функционирование денежного рынка. Для этого необходимо сказать: что же такое деньги, рассмотреть их роль и функции. И, наконец,  рассмотреть понятие денежной массы и денежного оборота.

·                   Охарактеризовать денежную систему России от её становления до последних преобразований.

·                   И, наконец, проанализировать методы регулирования денежного обращения.

1. Развитие и функционирование денежного рынка

 

1.1 Сущность и происхождение денег.


Самой ранней формой обмена одного продукта труда на другой был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую. Деньги как таковые здесь отсутствуют. При всей простоте такого обмена у бартера есть множество недостатков. Важнейший из них заключается в том, что в условиях экономики бартера необходимо найти человека, который имеет то, что вам необходимо, и хочет то, что у вас есть. Кроме того, совпадение интересов должно произойти как по времени, так и по количеству и качеству товара, что требует значительных усилий, времени, затрат и зачастую невозможно.

Замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги, или переход к товарно-денежному обмену, приводит помимо всего прочего, к снижению издержек обращения, что в свою очередь, стимулирует развитие специализации и торговли.

Развитие товарного обмена происходило путём смены следующих форм стоимости:

Простая, или случайная, форма стоимости соответствовала ранней ступени обмена, когда он имел случайный характер: один товар выражал свою стоимость в противостоящем ему товаре;

Полная или развёрнутая форма стоимости явилась порождением развития обмена, развитием общественного разделения труда. В обмен включались многочисленные предметы общественного труда;

Всеобщая форма стоимости характеризуется выделением из товарного мира отдельного товара, играющего на местном рынке роль всеобщего эквивалента. В разных странах это были меха, скот, соль;

Денежная форма стоимости характеризуется выделением в результате дальнейшего обмена благородных металлов в качестве всеобщего эквивалента.

Весь товарный мар разделился на товары и деньги.

При товарно-денежном обмене каждый партнёр по обмену устанавливает свои цены только по отношению к одному товару, который и используется в качестве денег. Таким образом, используется единая шкала измерения. Бартерный обмен, по сравнению с товарно-денежным требует установления дополнительных цен, что предполагает и дополнительные затраты времени для сравнения товаров друг с другом в целях принятия и реализации определённого рационального решения. И все же сам факт, что товарно-денежный обмен эффективнее бартерного, ещё не объясняет того, что заставило людей из всего товарного мира выделить особый товар, который назвали «деньгами».

Что же такое деньги? Четкого, признаваемого всеми экономистами определения сущности денег, в общем-то нет.

В марксистской трудовой теории стоимости мы можем найти такое определение: деньги – это особый, общественно признанный товар – всеобщий эквивалент.

Большинство же экономистов, занимавшихся и занимающихся вопросами теории денег, выводят их сущность из выполняемых деньгами функций и констатируют, что деньгами может быть всё, что признаётся людьми за деньги и выполняет их функции.


1.2      Роль денег в рыночной экономике, функции денег


Так какова же роль денег в рыночной экономике? Рассмотрим пример. Рабочий предоставил фабрике свой труд – фактор производства. На полученный за этот фактор доход (заработную плату) он купил хлеб и масло, т.е. в результате рабочий обменял свой труд на хлеб и масло. Рассуждая подобным образом можно прийти к выводу, что владелец фабрики обменивает свою продукцию на материалы, топливо, электроэнергию и труд рабочих, чтобы продолжать выпуск продукции и зарабатывать на этом новые прибыли. В свою очередь поставщик электроэнергии обменял её на уголь. Во всех случаях деньги выступали посредником в обмене товарами и услугами, или средством обмена.

Рассмотрим другой пример. Производитель товара, намеренный продать его на рынке, назначает цену на этот товар, т.е. приравнивает его к какой-то сумме денег. Покупатель, оценивая полезность данного товара, может предложить за него другую сумму денег. В обоих этих случаях и в бесконечном множестве других случаев деньги выступают в качестве средства измерения стоимости товаров и услуг. Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров и услуг в терминах, известных каждому участнику товарооборота, - в национальных денежных единицах. Для того чтобы деньги могли служить в качестве средства соизмерения стоимости товаров, услуг и других объектов купли-продажи, должна быть установлена денежная единица, т.е. единица счёта самих денег. В любой стране государством принимается своя национальная денежная единица: в России – рубль, в США – доллар, в Европейских странах – евро и т.д. деньги используются как масштаб для измерения стоимости отдельных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия разумных решений.

Выполняя функцию измерения стоимости, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру. Кроме того сокращаются и издержки обращения. Эту функцию выполняют реальные деньги.

В нормальных условиях большинство домашних хозяйств не расходуют весь свой доход на покупку потребительских товаров и услуг. Известная часть дохода сберегается. Сбережения осуществляются в денежной форме, т.е. деньги выступают в этом случае в роли средства образования сбережений. Так как сбережения делаются, как правило, регулярно, то  домашние хозяйства накапливают их, и следовательно, деньги выступают как средство накопления сбережений. Средство накопления сбережений – это способность денег использовать соответствующую стоимость того, что было продано сегодня для будущей покупки. Сходные процессы происходят и у фирм, которые за счёт части своей прибыли формируют и накапливают резервный фонд. Таким образом, и здесь происходит за счёт денег образование и накопление сбережений.

Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость (покупательная способность) может меняться. Прежде всего она зависит от цен на товары и услуги:

Z = 1 : P,

где Z – покупательная способность денег, Р – цены.

Так как в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает и сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Начинается погоня за реальными ценностями: идёт скупка земельных участков, недвижимости.

Кроме того сохранение богатства в виде денег может привести к так называемым «временным» издержкам», или «издержкам упущенных возможностей», поскольку сохранение богатства в виде денег не приносит их владельцу процентного дохода за период хранения.

В рыночной экономике при помощи денег совершается немало операций, не связанных  с покупкой товаров, оплатой услуг или накоплением сбережений. Например, подавляющее большинство фирм пользуется кредитами со стороны банков и других финансовых организаций. В этом случае банк выплачивает фирме определённую сумму денег на оговорённый срок с условием возврата. По истечении установленного срока фирма погашает долг, т.е. возвращает сразу или частями предоставленный ей банком денежный капитал. В данном случае деньги выполняют функцию средства платежа. Денежные средства используются:

·                  Для погашения различных денежных обязательств

·                  Для контроля распределения валового национального продукта.

Во всех этих случаях потоку денег не противостоит поток товаров, услуг и других объектов купли-продажи.

Существуют различные денежные обязательства:

· По оплате труда, выплате пенсий и т.д.;

· Долговые обязательства;

· Страховые обязательства;

· Вытекающие из решений административно-судебных органов.

При выплате заработной платы, стипендий и т.д. возникают денежные обязательства государства по отношению к населению или негосударственных структур по отношению к населению.

Контроль за производством и распределением общественного продукта при помощи денег осуществляется финансовыми и банковскими органами в процессе функционирования, финансирования и кредитования экономики, в процессе расчётно-кассового обслуживания предприятий.

Функцию мировых денег выполняют деньги, признанные всеобщим (в рамках международных экономических отношений) средством выражения стоимости товаров, всеобщим средством обращения, накопления и платежа. Такую функцию могут выполнять так называемые «резервные валюты».

Рассматривая функции денег, мы можем заметить, что любая из этих функций предполагает, что при помощи денег совершаются или должны совершаться платежи: продажа товара или услуги предполагает, что данный товар (услуга) оплачивается; установление цены предполагает, что продавец согласен его продать, если ему заплатят установленную им цену, а покупатель готов заплатить за данный товар по этой цене.

Выполняя названные функции, деньги играют важнейшую роль в рыночной экономике: они опосредуют кругооборот доходов и продуктов.

Важная особенность денег состоит в том, что любой человек, любая фирма, любое государственное учреждение признают деньги в качестве средства платежа и безоговорочно их принимают в обмен на товар или услугу. Более того, каждый из них абсолютно уверен, что этими деньгами он сможет оплатить любой товар, заплатить налоги или погасить свой долг. Деньги могут выполнять свои функции, потому что все признают их в качестве средства платежа.

Отсюда следует другое определение денег.

Деньги – это общепризнанное средство платежа, которое безусловно принимается при оплате любых объектов купли-продажи, при совершении любых платёжных операций и служит в качестве средства образования и накопления сбережений.


1.3      Виды денег и их свойства


Деньги вместе с рыночной экономикой прошли долгий путь своего развития. Прежде всего, это выразилось в том, что существенно изменились виды денег.

На первых этапах развития рыночной системы в экономике функционировали преимущественно товарные деньги, которые были представлены медными, серебряными и золотыми монетами. В течение второй половины XIX в. Медь и серебро стали использоваться для чеканки мелкой разменной монеты. Золото, так же как серебро и медь, является товаром, т.е. продуктом производства, экономическим благом, которое может быть продано на рынке, как и нефть, зерно, автомобили и т.д. Как и все другие товары, золото имеет сою полезность, оно служит фактором производства в ювелирной промышленности, приборостроении, медицине и других отраслях экономики. В то же время оно обладает качествами, в полной мере отвечающим тем требованиям, которые должны предъявляться к товарным деньгам:

1        Золото - метал высокой         пробы, т.е. практически чистый металл, оно однородно;

2        Свойства золота, его полезность не изменяются, если золотой слиток будет разрезан на части; эти куски золота без ущерба могут быть снова слиты воедино;

3        Оно не ржавеет, не окисляется, что имеет большое значение не только для выполнения функций обмена, но и для накопления золотых резервов;

4        Относительная редкость золота делает высокой его предельную полезность, в силу чего небольшие по весу монеты были носителями большой стоимости; золото как деньги обладало, следовательно, свойством портативности.

То, что золото стало играть роль денег, не отменило его использования в качестве сырья для производства ювелирных изделий и в других отраслях промышленности. При этом стоимость золота как денег и его стоимость как промышленного сырья была одинаковой.

Итак, товарные деньги - это товар (например, золото), который выполняет функции денег.

Несмотря на все преимущества золота по сравнению с другими товарами, металлические монеты при выполнении ими функций денег всё-таки не избавили купцов от некоторых проблем. В частности, перевозка и хранение большого количества золота были небезопасны. Поэтому купцы широко пользовались услугами крупных ювелиров и банкиров, которым они передавали своё золото на хранение

Банкир, получив на хранение золото, выдавал купцу расписку, своего рода «золотой сертификат», дающий право купцу в любой день получить своё золото. Этот документ мог рассматриваться и как обязательство банка обменять его на золото по первому требованию предъявителя данного документа. Таким образом, купец получал возможность не оплачивать приобретенный товар принадлежащим ему золотом, передать продавцу товара расписку банка, обязывающего обменять его на золото. Новый владелец обязательства банка так же мог использовать его для оплаты покупаемых товаров или для погашения своего долга. Это означало, что расписка банка в получении золота становилась средством обмена товаров, средством платежа, т.е. стала выполнять функции денег. Она оказалась прообразом банковских билетов, банкнот - тех денег, которые всем нам хорошо известны.

Существует и другой путь происхождения банкнот.

Предположим, что некая фирма, владеющая металлургическим комбинатом, отгрузила свою продукцию заказчику, который, однако, не смог оплатить эту продукцию немедленно. В то же время данная фирма закупила новую партию руды, которую она в данные момент так же оплатить не может. Как поступит финансовый менеджер металлургического комбината? Он выдаст поставщику руды вексель - долговое обязательство фирмы с указанием суммы долга и точного срока его погашения. Производитель руды может подождать, когда наступит срок погашения долга по векселю, и получить деньги. Но он может обратиться в банк с просьбой принять вексель металлургического комбината и получить вместо него или наличные деньги из кассы банка, или его долговые обязательства - банкноты. Эти долговые обязательства банков ничем не отличаются от тех долговых расписок, которые банк выдавал владельцам принятого на хранение золота. В то же время банкноты, которые банки выдавали в обмен на векселя, имели два существенных преимущества перед векселями:

1)     Банкноты банк обязан был обеспечить своим золотым запасом и разменивать их на золотые монеты по первому требованию предъявителя банкнот;

2)     Возможности использования векселей в качестве средства обмена и платежа были значительно уже, чем возможности банкнот, такт как нередко продавцы товара отказывались принимать векселя, а фининспекторы, собиравшие налоги, вообще никогда их не принимали.

Первоначально право эмиссии банкнот получали частные коммерческие  банки. Негативным последствием этого явилось обилие разновидностей банкнот. Трудно представить себе более благоприятные для фальшивомонетчиков условия. Кроме того, и сами банки нередко злоупотребляли правом банковской эмиссии. Всё это порождало неустойчивость денежного обращения и угрозу серьёзного расстройства денежной системы. Поэтому коммерческие банки лишились права выпуска банкнот, и оно было передано одному, единственному в каждой стране, банку, который получил статус Центрального банка.

Итак, кредитные деньги - это долговые обязательства Центрального банка данной страны, являющиеся общепризнанным средством платежа и выполняющие функции денег.

В повседневной жизни мы все пользуемся кредитными деньгами в виде билетов Центрального банка. При этом многие фирмы и домашние хозяйства большую или меньшую часть своих денег кладут в банки (делают вклады).

Сумма денег, которая сдана банку на хранение и которую банк обязан вернуть вкладчику по его первому требованию или в установленный срок, называется депозитом.

Широко распространённой формой вклада является депозит до востребования. В этом случае банк обязан вернуть вкладчику принадлежащие ему деньги полностью или частично (по желанию вкладчика) по первому требованию вкладчика в любое время. Вкладчик получает чековую книжку и право расплачиваться с продавцом товара, со своим кредитором и т.д. не наличными деньгами, а чеками.

Другой не менее распространённой формой вклада является срочный, или сберегательный депозит. Эта форма депозита предполагает, что вкладчик не имеет права снять деньги со счёта в любое время по своему усмотрению, так как срочный депозит предполагает установление точной даты, когда вкладчик получает возможность снять деньги со своего депозита. Важным отличием срочного вклада является сравнительно высокая процентная ставка, которая устанавливается по этим видам вкладов.

Итак, депозиты, наряду с наличными деньгами, выполняют денежные функции, но выступают в форме безналичных денег.

Важнейшим свойством денег является их высокая ликвидность. Под ликвидностью понимается способность какого-либо имущества, т.е. активов, непосредственно служить в качестве средства платежа или превращаться в средство платежа. Свойством ликвидности обладают многие виды активов. Например, высокой ликвидностью обладают золотые слитки, несмотря на то, что золото перестало играть роль денег. Золото сравнительно легко может быть обращено в валюту любой страны, которая может служить в качестве средства платежа. Наличные деньги, банкноты, непосредственно служат средством платежа, поэтому они обладают абсолютной ликвидностью. Согласно критерию ликвидности современные кредитные деньги сгруппированы в несколько денежных агрегатов.  Денежный агрегат - это показатель денежной массы, определяемый уровнем её ликвидности. Существуют следующие денежные агрегаты:

М0 - наличные деньги;

М1 - наличные деньги + депозиты до востребования;

М2 - наличные деньги + депозиты до востребования + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты;

М3 - наличные деньги + депозиты до востребования + сберегательные депозиты + мелкие срочные депозиты + крупные срочные депозиты;

L - вся денежная масса, выраженная агрегатом М3 + сберегательные облигации + краткосрочные государственные обязательства (векселя) + коммерческие векселя

Таким образом, денежная масса, циркулирующая в экономике стран с развитой рыночной системой, имеет достаточно сложную структуру.

Рассмотрение структуры денежной массы показывает, что главную роль в функционировании развитой рыночной системы играют не наличные, а безналичные деньги.

1.4       Понятие денежной массы и денежного оборота


Под денежной массой понимается совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств. В реальной жизни довольно сложно провести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами.  В качестве альтернативных измерителей денежной массы используются денежные агрегаты, которые были рассмотрены выше.

Денежные агрегаты как показатели объёма и структуры денежной массы в советской теории денег и кредита не признавалось. Считалось, что использование денежных агрегатов не позволяет делать различие между деньгами как таковыми и субститутами денег, подобием денег, т.е. многочисленными средствами платёжного оборота, не имеющими сами по себе покупательного и платежного свойства.

Переход к рыночной экономике сопровождался пересмотром взглядов российских экономистов на теории денег. В настоящее время этот термин широко используется, прежде всего Центральным банком.

Кроме данной категории, существует также понятие «денежной базы». К денежной базе относится сумма:

1        Наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в классах коммерческих банков;

2        Обязательных резервов коммерческих банков в Банке России;

3        Средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке.

Денежные единицы можно использовать снова и снова в круговом потоке доходов. Чем чаще деньги используют для платежей в данный период - чем быстрее «оборачиваются» деньги - тем меньше требуемый объём денежной массы для данного объёма реального дохода при фиксированном уровне цен. Скорость оборота денежных запасов называется скоростью обращения денежных доходов, так как она равняется скорости, с которой расходуются деньги на товары и услуги в пределах данного периода времени. Под «скоростью обращения денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

V = U : M,

где V - скорость обращения денег; U - номинальный объём ВНП; М - масса денег в обращении.

В то же время известно, что ВНП характеризует также общий объём доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать U как общий доход, то V представляется как скорость обращения денег по отношению к доходу. V, таким образом, показывает среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же единица.

Скорость обращения денег, в основном, зависит от принятых обычаев оплаты. В нашем обществе, например, рабочие получают оплату еженедельно, каждые две недели, или ежемесячно, а не ежедневно и не раз в год. Частота получения заработной платы и жалования оказывается влияет на количество денег, которые рабочие удерживают от одного дня оплаты до другого; их средние денежные накопления будут уменьшаться при увеличении частоты заработной платы и наоборот. Эта обратная зависимость между средними денежными накоплениями и частотой получек верна и для других источников дохода семей, а также для доходов предпринимательских фирм. Таким образом, для данного уровня дохода, чем меньше средние денежные накопления разных хозяйственных единиц экономики, тем больше будет скорость накопления денег и наоборот.

Среднюю сумму денежных накоплений, а, следовательно, и скорость оборота денежных запасов определяет, главным образом, общепринятая схема получек и платежей. Правда, некоторые другие экономические переменные тоже оказывают на среднюю сумму наличных денег в семьях и у предпринимательских фирм неоспоримое влияние. Доходы и благосостояние хозяйственных единиц оказывают следующее влияние: запасы наличных денег обладают тенденцией к увеличению при увеличении дохода и общего благосостояния. Процентные ставки тоже оказывают влияние на денежные запасы (и, следовательно, на скорость денежного обращения). Чем выше процентные ставки, тем больше образуется неиспользованных наличных денег, и наоборот. Таким образом, можем ожидать, что скорость обращения будет возрастать (средние накопления наличных денег будут сокращаться) при возрастании процентных ставок и сокращаться при снижении процентных ставок. Однако, величина так называемой эластичности спроса на деньги по проценту (степени чувствительности желаемого размера средних денежных накоплений на изменения процентных ставок)- носит проблематичный характер. Другим значительным фактором, имеющим отношение к выбору населения, сколько наличных денег держать на руках, являются ожидания предстоящих экономических событий. Например, если ожидается высокая инфляция, население держит меньше наличных денег, т.к. их покупательская способность снижается с повышением цен. С другой стороны, ожидания снижения цен и/или занятости приводит к стремлению увеличить денежные накопления. Ожидания, связанные с предстоящими процентными ставками, тоже могут оказать влияние на запас наличных денег. Когда ожидают, что процентные ставки возрастут, население может воздержаться от вкладов до тех пор, пока не будут объявлены более высокие ставки и, поэтому держит больше наличных денег.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном периоде меняется, но незначительно. Существенные изменения скорости обращения денег могут быть связаны с качественными преобразованиями организации  денежного обращения, что происходит довольно редко и является вполне предсказуемым.

Очевидно, что в экономике денежные выплаты, расходуемые на товары и услуги в течение данного периода времени, должны быть равны всем денежным поступлениям продавцов этих товаров и услуг за этот же период времени. Это полезное понятие, когда оно выражено «уравнением обмена» (сформулированное американским экономистом И. Фишером):

M∙V=P∙Q

Здесь М- суммарный денежный запас, V-скорость обращения денежного дохода, P- средневзвешенная цена всех проданных товаров и услуг и Q- физическое количество этих товаров и услуг. Таким образом, M∙V- это суммарные денежные выплаты поставщикам товаров и услуг, P∙Q- суммарные денежные поступления этих поставщиков, и равенство этих сумм очевидно. Хотя это всего лишь определение, уравнение обмена представляет собой полезное средство при оценке экономического значения денег. Это трамплин для создания экономической теории связи денежной массы с уровнем цен и реальным доходом. Например, в своём раннем варианте Количественная теория денег - это расширение уравнения обмена.

Количественная теория денег в своей первоначальной формулировке утверждает, что денежная масса определяет уровень цен; изменения уровня цен (P) прямо пропорциональны изменениям количества денег (М). Такой результат следует из определений постоянной V и постоянной Q, предложенных сторонниками количественной теории денег. Можно отметить, что постоянная V правдоподобна только, если обычаи и условия оплаты являются основными детерминантами и меняются очень медленно, или, если факторы, оказывающие воздействие на V, тоже постоянны. Постоянная Q правдоподобна, если уравновешивающие механизмы рыночной экономики гарантируют полное использование всех имеющихся ресурсов (как предполагает количественная теория), или если центральное правительство успешно проводит экономическую политику, обеспечивающую полное использование ресурсов. Количественная теория- это только один возможный вариант. Другой заключается в том, что изменения денежной массы сопровождаются полностью противоположными изменениями скорости обращения денег; т.е. на P и Q не оказывают влияния изменения М (экстремальный подход) Также можно утверждать, что изменения М имеют соответствующее прямое воздействие на Q при постоянных значениях V и P, за исключением случая, когда Q имеет своё максимальное значение (при полном использовании ресурсов). Один правдоподобный вариант заключается в том, что изменения М в большей части будут влиять на V, P и Q, а величина относительного влияния на каждый из параметров будет функцией текущих уровней P и Q (которое в отличие от P, имеет практические максимумы в короткий период времени), а также ожидаемых текущих уровней процентных ставок (поскольку процентные ставки влияют на расходы и, вероятно, на желаемые денежные накопления). Например, увеличение денежной массы во время сильного экономического спада скажется, по-видимому, главным образом на Q. При больших количествах незадействованных ресурсов увеличения Q, обусловленные увеличением М, не приведут к значительному возрастанию P. С другой стороны, когда экономика полностью использует имеющиеся ресурсы, увеличения M почти наверняка приведут к повышению P(а может и к некоторому понижению V).

Экономисты, сформулировавшие уравнение обмена и количественную теорию денег, полагали, что количество денег в течение длительного периода времени определяет только уровень цен. Так называемое Кембриджское уравнение, альтернативное уравнение обмена, делает это очевидным. Оно выводится через уравнение обмена.

M∙V=P∙Q

Делим P∙Q на V, получаем M=P∙Q/V и обозначив I/V, как k,

M=k∙P∙Q

Что это даёт? Сущность заключается в сопутствующем значении «k». Оно выражает спрос на деньги (сколько денег население хочет держать), как часть денежного дохода. В этой формуле вместо V подставлена характеристическая переменная «k», что кажется лишь механической заменой (на самом деле V это только 1/k). Поскольку назначение денег заключается в осуществлении платежей, величину «k» можно рассматривать, как величину, определяемую схемой платежей в экономике, т.е. схемой, имеющей тенденцию быть чётко управляемой и медленно меняющейся. Спрос на деньги, таким образом, тесно связан с объёмом платежей или, что равносильно, с уровнем денежного дохода (P∙Q). Постоянная «k» означает, что население заинтересовано держать деньги только в количестве, равном k∙P∙Q. Излишние, по сравнению с k∙P∙Q, деньги будут быстро расходоваться на товары и услуги, что приведёт к повышению уровня до тех пор, пока новое значение k∙P∙Q не станет равным денежной массе, и наоборот. Если бы изменения денежной массы рассматривались, как оказывающие воздействие на Q (объём производства и занятости), то следовало бы сделать вывод, что Q и «k» не являются экономическими постоянными. До Великой Депрессии 1930-х гг. для такого вывода предпосылок практически не было.

Приверженцы количественной теории верили в уравновешивающую способность «реального» рынка поддерживать занятость и максимальный объём производства. До 1930-х гг. периоды нарушения этого условия были либо настолько непродолжительны, либо так явно относились к таким бедствиям, как война, голод, что у экономистов не возникало никакого сомнения в этом утверждении. Но всемирный экономический кризис      1930-х гг. породил потребность в новых понятиях об экономическом строе. В результате появилась экономическая теория, названная «кейнсианством».


1.5       Кредитно-денежная политика


В основе кредитно-денежной политики лежит теория денег, изучающая в том числе процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.

Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской  теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) – с другой.

И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объём ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определённый уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

Кейнсианская теория денег.  Книгу Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процентных ставок и денег» 1963г. обычно считают импульсом для новой эры в устремлении правительства к усилению государственного вмешательства в экономику, обеспечившим логическое обоснование финансово-бюджетной политики (жесткого использования прав правительства на расходы и на обложение налогами для воздействия на экономические условия) как основного орудия такого правительственного «управления» экономикой.

Кейнс отбросил аргумент классических экономистов о том, что полная занятость является естественным и «автоматическим» условием рыночной экономики, и утверждал, что правительственное вмешательство в виде финансово-бюджетной политики и дискреционной денежно-кредитной политики необходимо для стабилизации экономики. Кейнс считал управление денежной массой потенциальным стимулом объёма производства и занятости, а также средством регулирования уровня цен. По Кейнсу,  увеличение денежной массы приводит к понижению процентных ставок, что увеличивает затраты на кредитование и инвестирование (и другие затраты).

Однако, по мнению Кейнса, во время Великой депрессии процентные ставки уже так понизились, что стимулирующее воздействие увеличенной денежной массы было мало или совсем отсутствовало («ликвидная ловушка»). Поэтому, первоначальный анализ Кейнса предполагал, что для восстановления экономики в 1930-х гг. понадобятся меры финансово-бюджетной политики (дефицит государственных расходов). Идеи Кейнса быстро нашли признание среди экономистов и лиц, ответственных за проведение правительственной политики. Привлечённые новым орудием финансово-денежной политики многие последователи Кейнса (он умер в 1946 г.) отказались от денежно кредитной политики. В 1940-х и 1950-х гг. мало значения придавалось денежной массе, поскольку в основном практиковалось и проповедовалось кейнсианство.

Кейнсианство стало синонимом «фискализма»- убеждения, что финансово-денежная, а не кредитно-денежная политика является наиболее эффективным средством управления

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие.

1.                 Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

2.                  Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект – к изменению в номинальном ВНП.

3.                 Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y = C + G + I + NX,

где Y – номинальный объём ВНП, С – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, I – частные плановые инвестиции, NX – чистый экспорт.

4.                 Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении  денежно-кредитной политики должен обладать значительным объёмом экономической информации (например о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определённый временной промежуток. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, по мимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизится до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определённого уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвётся цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.  

5.                 В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

Монетаристский подход. В целом в 70-х годах нашего столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известные американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

1.                 Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

2.                 Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объёмом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определённая взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объёмом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается выше приведённым уравнением И. Фишера, или иначе, уравнением количественной теории денег:

M ∙ V = P ∙ Q

Произведение P ∙ Q равно совокупному объёму денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определённое время (Qt) примерно равно объёму производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объёма производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.

Если Р – средняя цена единицы произведённой продукции, то

 M ∙ V = P ∙ Y,

где P ∙ Y – объём производства в денежном выражении, или номинальный объём ВНП. Тогда  Y можно рассматривать как реальный объём ВНП, а Р – как дефлятор ВНП.

V = Номинальный объём ВНП / М.

3.                 Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями  в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо.

если величина V постоянна, её можно заменить определённым коэффициентом κ, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

κ ∙ М = Р ∙ Y.

В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объёма ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объёма номинального ВНП, или, иначе, объём производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их обращения.

Продолжая теоретические рассуждения, вспомним, от чего зависит реальный объём производства. Его определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства.

Следовательно, изменение номинального объёма ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это так, то и изменение уровня цен будет находиться также в определённой зависимости от изменения денежного предложения.

В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять, согласно количественной теории денег, темп инфляции.

4.                 Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объёмом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.

М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определённой структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счёте, это приводит к росту ВНП.

5.  Исходя из этого М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

ΔМ = ΔР + ΔY,

где ΔМ – среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; ΔY – среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; ΔР – среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчёте среднегодового темпа ожидаемой инфляции из общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы в обращении – в пределах 3-5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

2.  Денежная система РФ

 

2.1                        Становление денежной системы в России.


Перед тем как рассматривать денежную систему России, нужно понять, что же вообще представляет собой денежная система.

Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв., хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. В денежных системах по мере их развития происходили существенные изменения.

Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги. В связи с этим выделяют два типа денежных систем:

·    Система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размены на металл;

·    Система обращения кредитных и бумажных денег, при которых золото вытеснено из обращения.

Понятие современной «денежной системы» включает в себя следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег; эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.

Эмиссионная система в развитых странах означает выпуск банковских билетов Центральным банком, а казначейских билетов и монет – казначейством в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом.

Характерными чертами современных денежных систем являются:

·    Отмена официального золотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото;

·    Переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;

·    Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительно мере для покрытия расходов государства (в основном выпуск государственных ценных бумаг);

·    Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

·    Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Правовой основой функционирования денежной системы России является Закон от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации». Этим законом определено, что официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из 100 копеек, а выпуск других денежных единиц запрещён. Официально соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории РФ принадлежат Центральному банку России. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.

XX век для России – это эпоха бумажных денег. В буквальном смысле Россия в начале ХХ произвела переход от золотых денег (XV-XIX века) к бумажным. Произошла трансформация денежной системы.

Одним из важнейших этапов развития денежной системы России были 20-е годы ХХ столетия. В этот период денежное обращение в нашей стране, так же как и в других странах - участницах первой мировой войны (кроме США), было дезорганизовано. В целях его нормализации правительства этих стран провели денежные реформы. Формы и методы проведения денежных реформ в нашей стране определялись предшествовавшими им изменениями в экономическом и политическом положении страны.

Нормализация денежного обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922-1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.

Следующим этапом стал кризис денежной системы России в конце 90-х годов. В это время происходит расслоение населения России на сверхбогатых и граждан, живущих за гранью нищеты. В 1996 г. на долю 10% самых богатых уже пришлось 34% доходов (в 1995 г. лишь 3%), а доля 10% беднейших составила лишь 2,6%, 63% населения жило за чертой бедности.

Продолжалось сокращение расходов на питание населения, что углубляет еще более ситуацию с недостаточным питанием малообеспеченных семей и детей, а в некоторых регионах можно уже говорить о наступлении настоящего голода. Люди жили буквально на одной картошке.

Продолжалось сокращение инвестиционной активности. Вложения в основной капитал в 1995 г. уменьшились на 18%, идет активная эрозия основных фондов. Иностранные инвестиции направлялись в основном в портфельные инвестиции, то есть имели характер спекулятивных вложений.

В настоящее время в цивилизованных странах электронно-счетная денежная компонента стала превалирующей, в денежной массе доля наличных денег составляет уже от пятнадцати до пяти процентов. Исключением является Россия, в которой, по официальным данным Центробанка России, денежная база на конец 2000 года состояла на 90% из наличных денег.

В полном согласии с законами развития денежных систем Россия подходит к денежной революции - переходу на однокомпонентные деньги путем упразднения первой наличной бумажной компоненты и перехода на чисто счетные, электронные деньги. Развивается кризис в области денег.

Бумажное денежное обращение стало чрезвычайно дорогостоящим. Например, в России объем наличных денег на начало 1997 года составил 110 триллионов рублей - это около полумиллиона тонн бумаги. На производство такой денежной массы затрачивается порядка 15% от ее номинала, т.е. десятки триллионов рублей. Расходы на само наличное денежное обращение - охрана, работа на предприятиях торговли, бытового обслуживания и в банках обходится ежегодно в десятки триллионов рублей.

Операции с наличными деньгами являются сугубо двусторонними и поэтому практически неконтролируемыми государственными институтами. В операциях с электронными деньгами принимает участие не меньше трех сторон - в каждой такой операции обязательно участвует как минимум один банк.

Сейчас банковская система находится на уровне развития телефонной связи в эпоху телефонных барышень. Все операции соединения совершаются вручную. Создание полностью автоматизированной денежной системы, в которой денежной транзакции от отправителя до получателя не касались бы человеческие руки, пока невозможно именно из-за двухкомпонентного характера денежной системы.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о кризисе в области денег. И выход может быть только один - переход к однокомпонентной денежной системе, к счетно-электронным деньгам, которые автоматически снимут накопившиеся проблемы. Электронизация денежной системы, образно говоря, есть встраивание компьютера в современные денежные отношения и денежные технологии. Создание электронной денежной системы означает построение денежной системы и денежных технологий согласно возможностям и потребностям электронных информационных технологий.

2.2                        Виды денежных знаков


Официальной денежной единицей РФ является рубль. Состоит из 100 копеек. В России 2 вида денежных знаков - банкноты и монета. Их подделка преследуется по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях).

     Эмиссия - такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении. Эмиссия бывает наличная (на нее в 1997 г. приходилось 15-20% всей эмиссии Банка России) и безналичная.

     Функции Банка России по эмиссии денег:

·    прогнозирование и организация производства, перевозки и   хранения банкнот и монеты;

·    утверждение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

·    создание резервных фондов банкнот и монеты;

·    установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены поврежденных денежных знаков и их уничтожение;

·    определение порядка ведения кассовых операций.

     С 1 января 1998 г. в 1000 раз изменилась нарицательная стоимость российских денежных знаков и масштаб цен. Причины деноминации заключались в необходимости сокращения издержек на печатание денег. К тому же употребление цен со многими нулями вызывало определенные неудобства.

     Деноминация денежных знаков была произведена путем постепенной замены денежных знаков через нормальные каналы денежного обращения (банки, места реализации товаров и услуг). Основной принцип деноминации – недопущение каких-либо потерь для владельцев денег.

2.3                        Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:

·                   процентные ставки по операциям Банка России;

·                   нормативы обязательных резервов;

·                   операции на открытом рынке;

·                   рефинансирование банков;

·                   депозитные операции;

·                   валютное регулирование;

·                   установление ориентиров роста денежной массы;

·                   прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную  политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28 % годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на дне недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

В 1999 г. Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов:

·                   в марте 1999 г. с 5 до 7% по привлеченным средствам юридических лиц;

·                   в июне 1999 г. с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц, с 5 до 5,5% - по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ.

С 11 января 2000 г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:

·                   по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%;

·                   по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады в валюте РФ, - в размере 7,0%. 

Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения.

В 2002 году также произошло повышение нормы обязательных резервов. Оно составило 12%.

С 1 января 2003 года произошло сокращение нормы обязательных резервов до 10%.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г. Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России и начал операции с ними.

В 1999 г. Банк России продолжил работу по развитию операций на открытом рынке. Целью этих операций было использование временно свободных денежных средств на межбанковском кредитном рынке для выдачи межбанковских кредитов без использования кредитов со стороны Банка России.

     Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. В 1996 г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997 г. - с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования  была увеличена в ноябре 1997 г. до 28% и в феврале 1998 г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998 г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999 г. - 55%. Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997 г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов, Банк России увеличивал доходность государственных ценных бумаг, повышая ставки рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998 г. и возобновлен в декабре 1999 г.

 До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

·                   ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

·                   внутридневные - предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

·                   однодневные расчетные кредиты - предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

 Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты - под залог государственных ценных бумаг.

 После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:

·                   кредит банку- санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);

·                   кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);

·                   кредит на поддержку ликвидности (от 1 - 2 месяцев до 1 года);

·                   кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года);

·                   стабилизационный кредит (до 1 года);

За 2003 год ставка рефинансирования претерпела значительные изменения. По сравнению с 2002 годом ставка рефинансирования была снижена 17 февраля 2003 года – с 21% до 18% годовых.  С 21 июня 2003 года ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России была установлена в размере 16 процентов годовых. На 9 декабря 2003 года ставка рефинансирования составляет 16% годовых.

Депозитные операции – это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок. В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки - на 1 - 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот - некст», «спот - 1 неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели, 1 месяц.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможными благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок. Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций.

В настоящий момент, 9 декабря 2003 года денежная масса составляет в России 2740,1 млрд. рублей.

Наличное и безналичное денежное обращение. Налично-денежный оборот, представляющий совокупность платежей за определенный период времени, отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа. Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.

Статьи 140, 861-885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этих платежей с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.

В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 10 тыс. руб., а с предприятиями потребительской кооперации - если суммы не выше 15 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

Важную роль в стабилизации денежного обращения в нашей стране сыграло утверждение Банком России 5 января 1998 г. Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения не зависимо от организационно-правовой формы (далее - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы на предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятиями. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не более 3 рабочих дней.

Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими учреждениями банков сроков выдачи денежной наличности на заработную плату, выплаты социального характера и на стипендии. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты зарплаты.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по РФ.

Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

В целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с указанным выше Положением.

Безналичный денежный оборот. В России установлено несколько форм безналичных расчетов, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению. Это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - это поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого хозяйствующего субъекта.

Платежное поручение действительно в течение 10 дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Поручения принимаются банком только при наличии средств на счете. Расчеты платежными поручениями используются при равномерных и постоянных поставках товаров, при авансовых платежах, частичных платежах по крупным сделкам, для перевода денежных средств через предприятия связи (пенсии, заработная плата и т.п.), по нетоварным операциям (платежи в бюджет, погашение банковских ссуд и т.п.) и др.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение – это расчетный документ, содержащий требование продавца к покупателю оплатить стоимость поставленных по договору товаров на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк - эмитент может произвести платеж продавцу при выполнении им условий аккредитива. Аккредитивы бывают документарные и денежные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком - эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег в определенный срок. Документарный аккредитив используется для расчета за товары.

Расчеты чеками регламентируются Положением о чеках, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 13.02.1992 г. Расчетный чек –  документ, содержащий приказ владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу. Чек обязательно должен иметь покрытие. Чек является ценной бумагой.

Чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки. Чек, выписанный в иностранном государстве, подлежит оплате на территории России в течение 70 дней, а чек, выписанный на территории государств - членов СНГ, - в течение 20 дней.

Расчеты векселями. Операции с векселями регламентируются Положением о переводном и простом векселе, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе» от 7.08.1937 г. №104/1341 и Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997 г. №48-ФЗ.

Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить векселедержателю определенную сумму при наступлении предусмотренного векселем срока.

Вексель может быть выписан в любой валюте. Если он выписан в иностранной валюте, то попадает в разряд валютных ценностей.

 

2.4  Новая денежная политика на 2004 год


22 августа 2003 года правительство РФ одобрило проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2004 год. Об этом по окончании заседания кабинета министров сообщил председатель Банка России Сергей Игнатьев.

Было отмечено, что основные направления представлены в Правительство раньше, чем обычно. По Закону о ЦБ, подобный документ должен быть представлен в Госдуму до 1 октября, а окончательный вариант - к 1 декабря. Представленный документ - лишь вариант того сценария развития денежно-кредитной политики, который может быть реализован в 2004 г. Такое раннее представление документа дает то преимущество, что при рассмотрении совместно с проектом бюджета на следующий год обеспечивает возможность лучше проанализировать макроэкономическую ситуацию в трех ее основных аспектах: денежном фискальном и структурном.

Судя по утечкам в прессу, денежные власти не собираются ничего менять в своей текущей политике и исходят из того, что высокие цены на нефть сохранятся. Как и в этом году, ЦБ продолжит активно скупать все прибывающую в страну иностранную валюту, в результате чего, по прогнозам банкиров, рубль укрепится на 3-5%. Таким образом, объем свеженапечатанных рублей в экономику будет все прибывать, и специалисты весьма этим озабочены. «Главным пороком российской финансовой системы является отсутствие механизмов неинфляционного увеличения денежной массы, независимых от притока валюты извне. По сути, рубль является сегодня не самостоятельной, а производной валютой», - заметил по этому поводу руководитель Центра по разработке комплексных экономических программ «Модернизация» Евгений Гильбо.

Иными словами, повышения инфляции вряд ли удастся избежать – хотя сам ЦБ рассчитывает удержать темпы роста цен в пределах 10%. Да и укрепление рубля в результате высоких цен на нефть тоже не благо ни для промышленности, ни для населения. Как сказал бывший первый заместитель председателя ЦБ Александр Хандруев, «…в экономике укрепление рубля вызывает противоречивый эффект. Экспорт при этом становится менее выгодным, чем импорт, и отечественные предприятия становятся менее конкурентоспособными. Если рубль будет укрепляться, произойдет вытеснение обрабатывающей промышленности, и в экономике останутся отдельные «пятна», такие, как пищевая промышленность, да и то это будут компании, которые контролируют иностранцы. Таким образом, страна постепенно превратится в сырьевую».  

Реальное же положение дел такое. Как отметил глава Центробанка С.Игнатьев, основной целью на 2004 год является снижение инфляции до 8-10%, при этом Банк России постарается не допустить укрепления реального и эффективного курса рубля более чем на 7% в случае, если цены на нефть окажутся выше запланированных.

С.Игнатьев также отметил, что проект основных направлений денежно-кредитной политики рассчитан в двух вариантах, которые различаются прогнозами цены на нефть в будущем году. По первому варианту, цена на нефть марки Urals составит 18.5 долларов за баррель, по второму варианту - 22 долларов за баррель. «Это соответствует тем вариантам прогноза социально-экономического развития РФ в 2004 году, которые были представлены в докладе Минэкономразвития», - отметил С.Игнатьев.

По словам С.Игнатьева, в настоящее время цены на нефть сорта Urals колеблются в пределах 28-29 долларов за баррель. Касаясь оценок Правительства о цене на нефть в 2004 году в размере 22 долларов за баррель, глава ЦБ отметил, что данный прогноз является «осторожным и реалистичным».

Сберегать накопления в долларах, судя по планам Сергея Игнатьева на 2004 год, смысла не имеет - укрепление курса рубля съест все «прибавки». Да и рубли не спасут - скорее всего инфляция превысит заявленные 10%. С учетом же того, что коммерческие банки во главе со Сбербанком начинают потихоньку снижать ставки по вкладам, ситуация становится попросту безвыходной.

3. Анализ денежной системы США    


Так в чём же отличие денежной системы Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки. Для того, чтобы это узнать, нужно проанализировать денежную систему другой страны. Автор хочет это сделать в сравнении с денежной системой США. Этот выбор не случаен. США имеет сильную рыночную экономику, которая развивалась не одну сотню лет.

Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным  законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

 ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен   только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.

Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

Гибкая денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

· контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,

· недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,

· дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,

· удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,

· преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций. Более того, Центральный Банк России расширяет кредитование коммерческих банков - первичных дилеров на рынке ГКО-ОФЗ перед новыми выпусками государственных облигаций, тем самым прямо финансирует их спекулятивную деятельность на фондовом рынке. В США такого рода рефинансирование полностью исключено действующим законодательством.

Заключение


Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.

Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Вот это и есть главная проблема: диагноз давно поставлен, но лечение запаздывает. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в денежной политике в ближайшие 2-3 года.

Список используемой литературы:


1.                 Жуков Е.Ф. «Деньги. Кредит. Банки.» 2000 г.

2.                 Иванов С.И., Шереметова В.В. «Основы экономической теории», 1999 г.

3.                 Камаев В.Д., Абрамова М.А, «Экономическая теория», 2001 г.

4.                 Кэмпбелл Р.,  Макконнелл, Стэнли Брю «Экономикс», 1996 г

5.                 «Курс экономической теории» под редакцией проф. Чапурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А, 1997 г.

6.                 Сайт «Государство и право», #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.grevtsov.ru




No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image