Действия караула по охране Важного Государственного объекта при происшествиях на охраняемом объекте
Действия караула по охране Важного Государственного объекта при происшествиях на охраняемом объекте
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ
ДЕЛ
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
КАФЕДРА: Тактики
Внутренних Войск.
«Действия
караула по охране Важного Государственного объекта при происшествиях на
охраняемом объекте».
|
|
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
Выполнил: ст. сержант
2взвода 2 роты
Гренадеров Николай
Александрович
Научный руководитель:
полковник Кравченко В.
П..
Саратов 2005
План
Введение
|
3
|
1.Определение чрезвычайным обстоятельствам
(чрезвычайной ситуации).
|
4 - 7
|
2. Силы и средства,
привлекаемые при происшествиях (чрезвычайным
обстоятельствам, чрезвычайной ситуации).
3. Назначение, организация и порядок
проведения боевого расчета роты (караула).
4. Действия начальника караула при резких изменениях обстановки.
|
8 – 9
10
9 - 16
|
Заключение
Приложение
Список
используемой литературы
|
17
18
19
|
Введение.
Анализ результатов служебно-боевой деятельности
воинских частей и подразделений ВВ МВД
России в ходе выполнения задач по охране важных государственных объектов показывает,
что личный состав недостаточно подготовлен к действиям. В их деятельности часто
отсутствуют необходимые в этих условиях организованность, оперативность и
слаженность, допускаются просчеты в расстановке
и использовании сил и средств, организации управления и всестороннего
обеспечения. Особенно существенные недостатки отмечаются
в тактике действий караулов, подразделений и воинских частей, которые при
выполнении каждой задачи имеет ряд особенностей.
Вместе с тем, сегодня мы не имеем должной
теоретической проработки тактики действий
войсковых частей и подразделений ВВ, которая учитывала бы опыт
выполнения служебно-боевых задач войсками в последнее десятилетие, а разработка Устава внутренних войск МВД России, на мой
взгляд, идет очень медленно.
Актуальность проблемы,
недостаточная степень её разработанности определили
постановку цели моей курсовой работы. Она состоит в выработке
рекомендаций по определению действий караула, по охране важных государственных объектов
при происшествиях на охраняемом объекте.
Для достижения указанной
цели и представлена, излагаемая мною курсовая работа.
1.Определение
чрезвычайным обстоятельствам (чрезвычайной ситуации).
Среди различных терминов и
определений, употребляющихся в случаях боевой и служебной
деятельности внутренних войск, особое место занимают чрезвычайные
ситуации.
Существующее многообразие
терминов, относящихся к чрезвычайной ситуации, чрезвычайному положению,
чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайным происшествиям и особым условиям
объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных
понятий, с другой - стремлением различных авторов
отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.
На мой взгляд, эти категории требуется не только
разграничить и дать им научно обоснованные формулировки, но и определить
наиболее приемлемые из них для деятельности
внутренних войск.
Разработка понятийного аппарата имеет особое
значение еще и потому, в настоящее время в
специальной литературе не только не выработано универсальных дефиниций, но и сложилась ситуация, при
которой на практике происходит подмена
одних понятий другими, в близкие по значению термины порой вкладывается различное содержание.
В то же время базисом для корректного определения
понятий служит, с одной стороны, современное
состояние научной разработки рассматриваемых явлений, с другой - восприятие обществом их логического содержания.
Тем не менее, нам
представляется очевидным, что при всем многообразии терминов,
на наш взгляд, ключевым понятием является «чрезвычайная ситуация».
Так, чрезвычайные ситуации,
с одной стороны характеризуются внешней внезапностью,
неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, с другой - различным
спектром негативных последствий, которые, на наш взгляд, можно
сгруппировать в следующие блоки: социально-экологический, психологический, социально-политический, экономический, организационно-управленческий, мультипликативный и специальный правовой режим.
На мой взгляд, чрезвычайную
ситуацию необходимо признавать кризисной, то есть возникающей
неожиданно, когда при этом необходимы специфичные и интенсивные способы борьбы
с ней. Кризисная ситуация не может быть длительной и устраненной обычными
мерами, используемыми при повседневных ситуациях. При этом успешные результаты
борьбы с ней напрямую связаны с временными
составляющими вмешательства и разрешения ситуации.
Проведенный анализ
чрезвычайных ситуаций подтверждает, что каждая из них
имеет свои специфику, черты, характер и тенденции, которые были приобретены ею
в конкретный период времени. В связи с этим служебно-боевая деятельность ВВ может быть осуществлена исходя из того, что решение возникающих
проблемных вопросов старыми способами уже невозможно.
Кроме того, к характерным
признакам чрезвычайной ситуации необходимо относить
различного рода негативные последствия: социально-экологической, социально-психологической, социально-политической и экономической
направленности.
Исследование развития
чрезвычайных ситуаций позволяет систематизировать
характерные условия и причины их возможного возникновения:
• они вызываются действиями человека (неосознанными, как, скажем, неквалифицированные действия промышленного персонала) или происходят вследствие низкой
эксплуатационной надежности технических систем;
• они возникают
внезапно, протекают стремительно и имеют долговременные негативные последствия;
• они характеризуются не только экономическими, социальными, но и экологическими последствиями.
Чрезвычайную ситуацию необходимо не только
прогнозировать, но и целенаправленно удерживать в определенных рамках с помощью
дополнительных усилий с последующим трансформированием в стабильную ситуацию. В
то же время чрезвычайность предполагает перераспределение и сосредоточение сил
и средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, других
подразделений единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на осуществление этой деятельности.
Что же касается Чрезвычайных обстоятельств, то –
это события, произошедшие в социальной и техногенной сферах и природной среде,
процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельности людей, общества и
государства и требующее специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья,
прав и свобод гражданина, материальных и иных ценностей от уничтожения,
повреждения, хищения и по восстановлению нормальной работы различных объектов
жизнеобеспечения.
Однако в Конституции Российской Федерации, в
Федеральном конституционном законе России «О чрезвычайном положении» понятие
«чрезвычайная ситуация» отсутствует.
В то же время Федеральный закон от 21 декабря
1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» урегулировал отношения в сфере обеспечения безопасности
населения, защиты территорий, экономики страны, ее жизнедеятельности в условиях
чрезвычайной ситуации некриминального характера. В соответствии с этим законом
под чрезвычайной ситуацией понимается «обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей»[1].
Методология научного исследования предполагает
наличие классификации анализируемых объектов и явлений. В данном случае это
особые условия, вызванные чрезвычайными ситуациями. Изучение специальной
литературы и нормативно-правовых документов по данному проблемному вопросу
подтверждает, что особые условия целесообразно подразделить на три группы:
1) природно-биологического характера
(землетрясения, наводнения, сели, песчаные и снежные бури, оледенения, эпидемии
и эпизоотии);
2) техногенного
характера (взрывы, аварии, катастрофы);
3) экологического
характера (эпидемии и эпизоотии).
Анализ факторов, признаков и критериев, присущих
чрезвычайным ситуациям, а также проведенных исследований позволяет сделать
вывод: под особыми условиями необходимо понимать повышенную по степени
опасности для жизни людей, сохранности материальных и культурных ценностей
обстановку, вызываемую явлениями природно-биологического, техногенного,
экологического характера и требующую для ее нормализации от системы МВД России
принятия специальных организационных, правовых мер и их
материально-технического обеспечения.
С учетом изложенного целесообразно рассмотреть
соотношение понятия «особые условия» с понятиями «чрезвычайные обстоятельства»,
«чрезвычайные». Для выполнения задач по
оказанию содействия органам внутренних
дел при чрезвычайных обстоятельствах
создается группировка сил и средств.
Таким образом, мы видим, что
понятия чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных обстоятельств тесно переплетаются друг с другом.
2. Силы и средства привлекаемые при происшествиях (чрезвычайным обстоятельствам, чрезвычайной ситуации).
Для оказания помощи часовым,
действий по сигналам технических средств охраны и выполнение внезапно
возникающих задач в карауле (гарнизоне), заставы для действий при резких
изменениях обстановки создается следующая группировка сил и средств:
- тревожная группа;
- группа блокирования;
- группа усиления;
- резерв.
Тревожная группа – войсковой
наряд в составе двух и более вооруженных военнослужащих во главе с помощником
начальника караула или разводящим, предназначенная для действий по сигналам
технических средств охраны, выяснения причин подачи сигналов и обнаружения
признаков нарушения, поиска и задержания нарушителей и оказания помощи часовым.
В ее состав может включаться инструктор с патрульно-розыскной собакой.
Тревожная группа должна
постоянно находиться в готовности к немедленным действиям. По сигналу
технических средств охраны или по приказу начальника караула (дежурного по
гарнизону, заставе) тревожная группа должна быстро выйти к месту нарушения.
Если нарушитель не обнаружен, тревожная группа тщательно осматривает
контрольно-следовую полосу ( далее-КСП ) на участке срабатывания технических
средств охраны и прилегающей местности. При обнаружении следов нарушителя
старший тревожной группы докладывает об этом начальнику караула (дежурному по
гарнизону, заставе) и по его указанию возвращается в караульное помещение
(гарнизон), на заставу, осматривая местность и КСП.
Группа блокирования –
войсковой наряд, предназначенный для перекрытия участков местности на территории
объекта или с его внешней стороны при проникновении нарушителя на объект (с
объекта).
Группа усиления – войсковой
наряд, предназначенный для усиления постов на КПП, жизненно-важных центров
объекта, наиболее уязвимых участков запретной зоны и подступов к
категорированным зданиям, помещений, сооружений, при проникновении нарушителей
на объект и других происшествиях на объекте.
Резерв – группа
военнослужащих, караула (гарнизона), заставы, предназначенная для оказания
помощи войсковым нарядам караулам и часовым. В карауле с одним или двумя
постами назначается только тревожная группа.
Для каждого караула
разрабатывается план охраны и обороны объекта. Он состоит из схемы охраны и
обороны и пояснительной записки. Корректировка плана охраны и обороны объекта производится
штабом воинской части при частичном изменении системы охраны или способов
несения службы часовыми.
Подводя итог, необходимо
отметить, что каждой группе крайне важно, знать задачу, обладать практическими
навыками при каком-либо происшествии. От оперативности и организованности будет
зависеть состояния часовых, находящихся в момент срабатывания тревожной
сигнализации на постах.
3.
Назначение, организация и порядок проведения боевого расчета роты (караула).
Боевой расчет — это
распределение сил и средств караула для действий при резком
изменении обстановки.
Боевой расчет караула
производится после ухода первой смены на посты и уточняется
после каждой смены часовых.
На боевом расчете личному
составу караула доводятся:
· итоги боевой
службы;
·
информация об оперативно-служебной обстановке на охраняемом объекте и вблизи него;
·
состав групп боевого расчета (тревожной,
усиления, блокирования, резерва);
·
порядок действий каждого военнослужащего караула согласно плану охраны и обороны объекта, при резких
изменениях обстановки.
Таким образом, мы
видим, что боевой расчет освещает все необходимые вопросы. Сроки его проведения
сказываются на результатах несение службы: то есть меньшим наличием недостатков
при несении боевой службы и т.д.
4.Действия
начальника караула при резких изменениях обстановки
О всех изменениях
обстановки и происшествиях в карауле и на охраняемом объекте начальник караула (дежурный по гарнизону, заставе) немедленно
докладывает дежурному по воинской части (командиру отдельно дислоцированного
подразделения), дежурному заместителю (помощнику) коменданта комендатуры объекта, начальнику заставы.
Начальник караула обязан вызывать караул "В ружье" в случаях:
а) нападения на охраняемый объект, часовых или караульное помещение (гарнизон, заставу);
б) проникновения нарушителя на объект (с объекта) или срабатывания двух рубежей сигнализации в запретной
(контролируемой) зоне;
в) пожара (взрыва, аварии) на охраняемом объекте;
г) объявления тревоги в воинской части;
д) получения приказания лиц, проверяющий караул.
Начальник караула для вызова караула
"в ружье" подает команду:
"Караул, в ружье". По этой команде личный состав, находящийся в караульном помещении, в том числе и отдыхающая смена, надевает головные уборы,
разбирает оружие, получает боеприпасы и выстраивается в порядке, указанном боевым расчетом. Шинели
надеваются по особому указанию начальника караула.
С получением сигнала тревоги
начальник караула:
а) ставит (уточняет) задачу караулу (гарнизону,
заставе) и усиливает охрану постов и караульного помещения (гарнизона, заставы);
б) докладывает дежурному по воинской части (дежурному
заместителю (помощнику) коменданта комендатуры объекта) о принятых мерах и в дальнейшем действует по его указанию. Во всех случаях вывода караула из караульного помещения (гарнизона, заставы), кроме пожара или стихийного бедствия, в нем
остаются помощник начальника караула
или один из разводящих и оператор
ТСО, а в караулах, где их нет, — один из караульных (военнослужащих).
При срабатывании
сигнализации начальник караула высылает к месту
срабатывания сигнализации тревожную группу и
сообщает об этом часовому поста, с участка которого поступил
сигнал. Если признаков нарушения не обнаружено, то он по
возвращении тревожной группы делает соответствующую запись в
журнале учета работы технических средств охраны.
При проникновении нарушителя
на объект (с объекта) или обнаружении признаков нарушения, а также при срабатывании двух рубежей сигнализации начальник караула обязан:
а) выслать
к месту нарушения тревожную группу с розыскной собакой для
выяснения обстановки и задержания нарушителя;
б) в
соответствии с планом охраны и обороны объекта
выслать группу блокирования для перекрытия направлений
движения нарушителя;
в) при
проникновении нарушителя на объект усилить охрану жизненно важных зданий и
сооружений, от сохранности которых зависит работа
объекта, а также режимных (категорированных) зданий, помещений, КПП и отдельных участков запретной (контролируемой) зоны;
г) поставить
дополнительные задачи часовым;
д) лично
руководить поиском и задержанием нарушителя.
Начальник караула принимает меры к
сохранению и обозначению следов на КСП
и других признаков проникновения нарушителя на объект (с объекта).
Прекращение поиска
нарушителя, заделывание следов на КСП и устранение
других признаков проникновения нарушителя на
объект (с объекта) производится только с разрешения
командира воинской части.
Обозначенные следы или
другие признаки проникновения нарушителя должны знать все лица
караула, которые несут службу на данном участке.
При задержании нарушителя
начальник караула производит краткий опрос, а при
необходимости и его досмотр.
Военнослужащий, выделенный
для проведения досмотра, передает свое оружие начальницу
караула или по его приказанию другому военнослужащему.
Досматривающий становится так, чтобы не
препятствовать применению оружия военнослужащими, если задержанный попытается совершить нападение или побег. Обыск начинается с рук задержанного. В первую очередь изымаются оружие и другие
предметы, которые задержанный может использовать для
нападения. Для досмотра женщин приглашаются женщины из
числа работников объекта. После досмотра задержанного местность в районе
задержания тщательно осматривается с целью обнаружения предметов,
брошенных нарушителем. О задержании и
досмотре нарушителя составляется протокол.
Для конвоирования задержанного назначаются не менее двух военнослужащих.
Порядок отправки и передачи
задержанных и отобранных у них предметов согласовывается с РСО объекта, территориальными органами безопасности и определяется в инструкции начальнику караула (дежурному по гарнизону, заставе).
При пожаре, взрыве,
аварии на охраняемом объекте или угрозе распространения РВ и СДЯВ начальник караула обязан:
а) сообщить о случившемся в
пожарную охрану, дежурному по воинской
части, дежурному заместителю (помощнику)
коменданта комендатуры объекта и дежурному по объекту;
б) выдать
личному составу противогазы;
в) к
месту происшествия выслать тревожную группу для оказания помощи часовым (их
замены);
г) уточнить
участки разрушения ограждения объекта, контрольно-следовой
полосы и других ИТСО, выслать дополнительных часовых для
усиления охраны постов;
д) усилить охрану режимных (категорированных)" зданий, помещений, КПП и периметра;
е) лично с частью военнослужащих караула (гарнизона, заставы) выйти на место происшествия,
поставить задачи по обеспечению порядка в районе очага пожара, места взрыва, аварии, охране имущества,
оборудования, материалов и
документов, оказать пожарной команде (аварийной бригаде) помощь в ликвидации
пожара, последствий взрыва, аварии; часовых, жизни которых угрожает опасность, переместить в более безопасные места, откуда они могли бы продолжать наблюдение за охраняемым постом, а когда минует опасность, выставить их на прежние места.
В случае пожара в охраняемых
режимных (категорированных) зданиях, помещениях начальник караула (дежурный по гарнизону, заставе) до прибытия пожарной команды совместно с
дежурным по объекту осуществляет их вскрытие
и принимает меры к ликвидации пожара,
эвакуации имущества в безопасное место и организует его охрану. Вскрытие
опечатанных сейфов, шкафов и специзделий при
этом запрещается. Вскрытие режимного (категорированного) здания, помещения, а
также эвакуация из него имущества оформляется актом. Акт составляется дежурным
заместителем (помощником) коменданта
комендатуры объекта, начальником
караула, представителем пожарной
охраны, лицом, ответственным за категорированное помещение (здание), и
представителем объекта. Один экземпляр акта
прилагается к постовой ведомости
караула.
При нападении на охраняемый
объект и часовых начальник караула (дежурный по гарнизону, заставе) обязан:
а) выслать тревожную группу для оказания помощи часовым, подвергшимся нападению, и принять меры к отражению нападения;
б) выставить дополнительных часовых для усиления охраны объекта;
в) поставить дополнительные задачи часовым, находящимся на постах;
г) информировать соседние караулы, пожарную и военизированную охрану объекта и осуществлять с ними взаимодействие по отражению нападения.
Часовые, подвергшиеся
нападению, занимают окопы на постах и, поддерживая друг друга огнем, не
допускают прорыва нападающих на объект, в режимные (категорированные)
здания, помещения. В первую очередь отражают огнем тех нападающих, которые
имеют при себе ранцы, вещмешки, рюкзаки и
т.п.
Часовые, не подвергшиеся нападению, занимают выгодные позиции и оказывают помощь огнем соседним часовым, не ослабляя охраны своих постов. Допуск
на объект и в его режимные (категорированные) здания,
помещения, охраняемые караулом (гарнизоном, заставой), прекращается
только по распоряжению командира воинской части (отдельно дислоцированного подразделения), коменданта комендатуры объекта или его дежурного заместителя (помощника). Часовые
контрольно-пропускных постов, получив
распоряжение о прекращении допуска,
прекращают вход и выход сотрудников и
занимают места для отражения нападения. В случае необходимости начальник
караула вскрывает ящики с боезапасом.
Об изъятии боеприпасов из ящиков составляется
акт. Бланки актов изготавливаются заранее и хранятся в ящике с боезапасом.
При нападении на караульное
помещение начальник караула подает команду: "Караул
— В РУЖЬЕ",
а затем "К БОЮ". По этой команде личный состав, находящийся в помещении, занимает места в соответствии с боевым расчетом.
Об обстановке начальник
караула сообщает часовым на постах и организует
отражение нападения.
Таким образом, мы видим, что караул, а в частности начальник
караула, сталкивается с рядом задач, возникающих при происшествиях. Следует
отметить, что в данном случае крайне необходимо знать последовательность работы
командира, при возникновении происшествиях на объекте. Так как, от четких и
уверенных команд начальника караула будет зависеть итог практических действий
всего караула.
Заключение
Для успешного выполнения служебно-боевых задач, поставленных
перед воинскими частями по охране важных государственных объектов и
подразделениями необходима определенная последовательность, которая имеет место
быть, но не всегда данный перечень соблюдается, что неизбежно приводит к
нарушению норм и законов, установленных законодательством Российской Федерации.
Дабы избежать этого, я в своей работе попытался осветить всю необходимую
последовательность работы начальника караула, командира роты по проведению и
организации боевого расчета
Я надеюсь, что разработанная мною курсовая работа окажет
помощь командирам воинских частей и подразделений.
В заключении следует отметить, что вопросы, раскрытые в моей
курсовой работе не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной
темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения
и практических проверок.
Я выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей
теоретической разработки данной темы.
Приложение№1
Схема: Охраны и обороны важного
государственного объекта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!
1.Официальные документы я нормативные
акты:
1.Конституция
Российской Федерации. М.: Юрид. лит.,1993. 96с. Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию правопорядка. Ассамблея ООН 17 декабря 1979 года. М.:
Международные отношения 1998г.
2.Указ
Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении
Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
3.Закон
РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
4.Закон
РФ от 12 марта 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998.№22 Концепция
национальной безопасности Российской Федерации. (Постановление Президента
Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета.
2. Учебники, учебные пособия:
5.
Наставление по служебно-боевой деятельности подразделений, караулов и войсковых
нарядов воинских частей оперативного назначения и специальных моторизированных
воинских частей Внутренних Войск МВД Российской Федерации. М.: 1996.
5.
Можаев М.Н. Служебно-боевое применение воинских частей, подразделений,
войсковых нарядов Внутренних Войск прим Чрезвычайных обстоятельствах в условиях
введения Чрезвычайного положения. Саратов, 2004. С. 94-98; 4-16.
[1] Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера» // Сборник законодательства Российской Федерации
1994. № 35. Ст. 3648.
|