Бюджетная классификация и ее реформирование
Бюджетная классификация и ее реформирование
Содержание
Введение
Глава 1. Бюджетная классификация
1.1.
Понятие и состав бюджетной классификации
1.2. Классификация доходов и расходов
бюджета
1.3. Классификация
источников финансирования дефицитов бюджетов и классификация операций
публично-правовых образований
Глава 2. Реформирование бюджетной
классификации Российской Федерации и бюджетного учета с 2004 г. - 2006 г.
2.1. Бюджетная классификация 2004г. -
2006г.
2.2. Реформирование Бюджетной
классификации в 2004 – 2006 гг.
Глава 3. Переход к бюджетной классификации
2008 г.
3.1. Плавный переход к бюджетной
классификации 2008 г. и ее новые принципы
3.2. Сравнительный анализ изменений
бюджетной классификации, отраженных в Бюджетном кодексе
3.3. Основные новшества бюджетной
классификации 2008 г.
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность
темы исследования. Реформирование бюджетной классификации является неотъемлемой
частью в реформировании всего бюджетного процесса.
Необходимым
условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов
является приведение структуры и содержания бюджетной классификации Российской
Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых
реформ.
Изменение
бюджетной классификации направлено на внедрение основанной, на международных
стандартах системы бюджетной классификации и бюджетного учета, существенно
повысившей прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.
Предметом
исследования является применение кодов бюджетной классификации Российской
Федерации для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности.
Цель
и задачи курсовой работы. Целью написания данной курсовой работы является
исследование тенденций реформирования бюджетной классификации, характеристики
ее изменений в период с 2004 г. -2008 г.
В связи с намеченной целью, поставлены
следующие основные задачи исследования:
-
определение понятия и состава бюджетной классификации;
-
рассмотрение групп, подгрупп и разделов бюджетной классификации;
-
реформирование бюджетной классификации;
-
сравнительный анализ бюджетной классификации разных периодов
Используемые в
работе методы не исключают возможности в отдельных случаях простого изложения
фактов в качестве необходимой аргументации, обладающей достаточной
доказательственной силой и выявляющей особенности исследуемого вопроса.
Глава 1. Бюджетная классификация
1.1. Понятие и
состав бюджетной классификации
Бюджетная классификация - является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения
бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость
показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.[1]
Министерством
финансов Российской Федерации осуществляется определение принципов назначения,
структуры кодов бюджетной классификации, а также присвоение кодов
составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с бюджетным
кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная
классификация России включает в свой состав:
1.
классификацию доходов бюджетов;
2. классификацию расходов бюджетов;
3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
4. классификацию операций публично-правовых образований (операций
сектора государственного управления).
1.2. Классификация
доходов и расходов бюджета
Классификация
доходов бюджета является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации,
определяющих источники формирования их доходов.
В
составе классификации доходов выделяют следующие группы и подгруппы:
1)
налоговые и неналоговые доходы
В
составе налоговых и неналоговых доходов учитываются: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на
товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на
имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование
природными ресурсами; государственная пошлина;
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным
платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат
государства; доходы от продажи материальных и нематериальных
активов; административные платежи и сборы;
штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых
лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.
2) безвозмездные
поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные
поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных)
организаций; безвозмездные поступления от негосударственных
организаций; безвозмездные поступления от наднациональных
организаций; прочие безвозмездные поступления.[2]
Классификация
расходов бюджета является перечнем главных распорядителей средств федерального
бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных
внебюджетных фондов, местного бюджета.
Разделы
классификации расходов:
1)
общегосударственные вопросы: функционирование Президента
Российской Федерации; функционирование высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
функционирование законодательных (представительных) органов государственной
власти и представительных органов муниципальных образований;
функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных
администраций; судебная система; обеспечение
деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового
(финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведения выборов
и референдумов; международные отношения и международное
сотрудничество; государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживание
государственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научные исследования в области общегосударственных
вопросов; другие общегосударственные вопросы;
2)
национальная оборона: Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских
формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики;
подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой
деятельности; ядерно-оружейный комплекс;
реализация международных обязательств в сфере военно-технического
сотрудничества; прикладные научные исследования в области
национальной обороны; другие вопросы в области национальной
обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции;
система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение
пожарной безопасности; миграционная политика;
модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также
правоохранительных и иных органов; прикладные научные
исследования в области национальной безопасности и правоохранительной
деятельности; другие вопросы в области национальной
безопасности и правоохранительной деятельности;[3]
4) национальная экономика: общеэкономические
вопросы; топливно-энергетический комплекс;
исследование и использование космического пространства;
воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и
рыболовство; водные ресурсы; лесное
хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладные научные
исследования в области национальной экономики; другие вопросы
в области национальной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное
хозяйство; коммунальное хозяйство;
благоустройство; прикладные научные исследования в области
жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области
жилищно-коммунального хозяйства;
6)
охрана окружающей среды: экологический контроль;
сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов
растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные
научные исследования в области охраны окружающей среды; другие
вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное
образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей;
прикладные научные исследования в области образования; другие
вопросы в области образования;
8) культура, кинематография, средства массовой информации: культура; кинематография;
телевидение и радиовещание; периодическая печать и
издательства; прикладные научные исследования в области
культуры, кинематографии, средств массовой информации; другие
вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт:
стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь;
санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка,
хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие;
физическая культура и спорт; прикладные научные исследования в
области здравоохранения, физической культуры и спорта; другие
вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное
обеспечение населения; охрана семьи и детства;
прикладные научные исследования в области социальной политики;
другие вопросы в области социальной политики;
11) межбюджетные трансферты: дотации бюджетам
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субсидии
бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
(межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований; иные
межбюджетные трансферты; межбюджетные трансферты бюджетам
государственных внебюджетных фондов.[4]
1.3.
Классификация источников финансирования дефицитов
бюджетов
и классификация операций публично-правовых
образований
Классификация
источников финансирования дефицитов бюджетов[5] – это свод
главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов,
утверждающихся законом (решением) о соответствующем бюджете.
Едиными
для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами
источников финансирования дефицитов бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской
Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету
средств бюджета; иные источники внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых
указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств,
включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых
организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в
иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в
иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования
дефицитов бюджетов.
Классификация
операций сектора государственного управления.
К группам и статьям операций сектора государственного управления относятся:
1) доходы: налоговые доходы; доходы
от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные
поступления от бюджетов; взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы;
2) расходы: оплата труда и начисления на выплаты
по оплате труда;
оплата работ, услуг; обслуживание
государственного (муниципального) долга; безвозмездные
перечисления организациям; безвозмездные перечисления
бюджетам; социальное обеспечение; расходы по
операциям с активами; прочие расходы;
3)
поступление нефинансовых активов: увеличение стоимости
основных средств; увеличение стоимости нематериальных активов; увеличение стоимости непроизведенных активов; увеличение
стоимости материальных запасов;
4) выбытие нефинансовых активов: уменьшение
стоимости основных средств; уменьшение стоимости
нематериальных активов; уменьшение стоимости непроизведенных
активов; уменьшение стоимости материальных запасов;
5) поступление финансовых активов: поступление на
счета бюджетов; увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций
и иных форм участия в капитале; увеличение стоимости акций и
иных форм участия в капитале; увеличение задолженности по
бюджетным кредитам; увеличение стоимости иных финансовых
активов; увеличение прочей дебиторской задолженности;
6) выбытие финансовых активов: выбытие со счетов
бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и
иных форм участия в капитале; уменьшение стоимости акций и
иных форм участия в капитале; уменьшение задолженности по
бюджетным ссудам и кредитам; уменьшение стоимости иных
финансовых активов; уменьшение прочей дебиторской
задолженности;
7) увеличение обязательств: увеличение
задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; увеличение задолженности по внешнему государственному долгу; увеличение прочей кредиторской задолженности;
8) уменьшение обязательств: уменьшение
задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу; уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу; уменьшение прочей кредиторской задолженности.
Глава 2. Реформирование бюджетной классификации Российской
Федерации и бюджетного учета с 2004 г. - 2006 г.
2.1. Бюджетная
классификация 2004г. - 2006г.
Бюджетная
классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и
государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и
исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и
обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации.
Бюджетная
классификация Российской Федерации включает:[6]
классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
функциональную классификацию расходов бюджетов Российской
Федерации;
экономическую классификацию расходов бюджетов Российской
Федерации;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов
бюджетов Российской Федерации;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита
федерального бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
классификацию видов государственного внешнего долга Российской
Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
2.2. Реформирование Бюджетной классификации в 2004 – 2006 гг.
Реформирование
и изменение бюджетной классификации в этот период было направлено на внедрение
основанной, на международных стандартах системы бюджетной классификации и бюджетного
учета, существенно повысившей прозрачность и управленческую значимость
бюджетной отчетности.
В
этот период осуществлялось реформирование бюджетного процесса по следующим
направлениям:
реформирование
бюджетной классификации и бюджетного учета;
выделение
бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;
совершенствование
среднесрочного финансового планирования;
развитие
и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного
планирования;
упорядочение
процедур составления и рассмотрения бюджета.
В
рамках первого направления предусматривалось приближение бюджетной
классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с
учетом изменений в структуре и функциях федеральных органов исполнительной
власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с
бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе
начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Необходимым
условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов этого
периода является приведение структуры и содержания бюджетной классификации
Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами
осуществляемых реформ.[7]
Бюджетная
классификация и бюджетный учет должны были стать надежным и качественным
инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и
администраторов бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой
информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых
результатов деятельности за прошедший период, подготовки и представления
проекта бюджета и его исполнения в течение финансового года до составления
соответствующей финансовой отчетности.
Новые
бюджетные классификации должны были быть направлены на:
а)
переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе путем
повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и
администраторов бюджетных средств;
б)
приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с
основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами
местного самоуправления);
в)
согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой
отчетности и статистики государственных финансов.
Представлялось
целесообразным отказаться от практики утверждения бюджетной классификации
отдельным федеральным законом. Временные издержки, неизбежно сопутствующие
законодательной процедуре, существенно ограничивают возможности оперативного
уточнения в случае необходимости отдельных позиций бюджетной классификации и
затягивают процесс осуществления реформ. Более предпочтительным является
подход, применяемый большинством стран международного сообщества, при котором
законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной
системы, коды экономической классификации и функциональной (раздел, подраздел)
бюджетной классификации. Дальнейшая структура классификации определяется
органами власти соответствующего уровня при принятии закона (решения) о
бюджете. Такой подход обеспечивает большую самостоятельность и ответственность
органов исполнительной власти при составлении проекта бюджета в рамках
законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.
До
внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации ряд
задач по совершенствованию бюджетной классификации решался путем внесения
изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской
Федерации".[8]
а)
определение целевых статей и видов расходов в процессе формирования и
утверждения бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской
Федерации;
б)
исключение расходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) из
функциональной классификации расходов и включение их в состав экономической
классификации расходов;
в)
распределение расходов на руководство и управление в установленной сфере
деятельности (административных расходов) по соответствующим разделам и
подразделам функциональной классификации расходов;
г)
разделение расходов в сфере науки на расходы на фундаментальные исследования
(раздел общегосударственных вопросов) и расходы на прикладные научные
исследования с включением расходов на прикладные научные исследования в
соответствующие разделы функциональной классификации расходов;
д)
упорядочение отражения расходов на реализацию федеральных целевых программ в
функциональной классификации расходов;
е)
приведение структуры экономической классификации расходов в соответствие с
экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;
ж)
применение кода администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым
в рамках исполнения бюджета (доходам, расходам, источникам финансирования
дефицита).
Глава 3. Переход к бюджетной классификации 2008 г.
3.1. Плавный
переход к бюджетной классификации 2008 г. и ее
новые принципы
С 1
января 2008 г. вступила в силу новая редакция Бюджетного кодекса,
предусматривающая расширение полномочий органов государственной власти
(местного самоуправления) по детализации бюджетной классификации.
13
апреля 2007 г. Госдума приняла в третьем чтении Федеральный закон № 63-ФЗ «О
внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного
процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных
законодательных актов». Поправки нацелены на изменение самостоятельности
бюджетов с точки зрения формулировок целей и задач, которые ставит перед собой
каждое конкретное публично-правовое образование. В бюджетной практике этот
процесс реализуется посредством бюджетной классификации. До конца 2007 г.
главными частями бюджетной классификации РФ оставались:
функциональные
направления (образование, здравоохранение и т.п.);
целевые
статьи и виды расходов, отражающие те цели, на достижение которых выделены
бюджетные ассигнования.
Для
устранения неудобной детализации бюджетной классификации РФ в Бюджетном кодексе
зафиксированы лишь два уровня ее детализации по расходам (раздел и подраздел).
Остальные уровни (целевые статьи и виды расходов) отдаются на усмотрение
субъектов Федерации и муниципальных образований.[9]
Был осуществлен плавный переход с применением бюджетной
классификации 2007 г. к 2008 г. Пунктом 17 статьи 5 Закона № 63-ФЗ установлено,
что положения старой редакции Бюджетного кодекса (от 30 декабря 2006 г.)
по-прежнему применимы для регулирования бюджетных отношений, связанных:
с
исполнением бюджетов бюджетной системы РФ в 2007 г;
с
внесением изменений в законы (решения) о бюджетах бюджетной системы РФ на 2007
г.;
с
составлением, рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов
бюджетной системы РФ за 2006 г. и предыдущие годы.
Кроме
того, в 2007 году Минфин России по-прежнему продолжал:
определять
принципы назначения, структуры кодов бюджетной классификации;
присваивать
коды составным частям бюджетной классификации, которые в соответствии с
редакцией Бюджетным кодексом от 26
апреля 2007 г. являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ;
устанавливать
порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в
части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также к
обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти
(государственных органов) и органов местного самоуправления.
Наряду
с Минфином России финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований)
сохранили на 2007 г. свои полномочия в отношении перечней кодов подвидов по
видам доходов, главными администраторами которых являются:
органы
государственной власти Российской Федерации;
Центральный
Банк РФ;
органы
управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящиеся в их
ведении бюджетные учреждения;
органы
государственной власти субъектов РФ;
органы
управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или)
находящиеся в их ведении бюджетные учреждения;
органы
местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.
Если
с 1 января 2008 г. за счет субвенций или межбюджетных субсидий осуществляется
финансовое обеспечение по перечням и кодам целевых статей и (или) видов
расходов бюджетов, то они определяются в порядке, установленном финансовым
органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из
которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.[10]
С 28
апреля 2007 г. вступили в силу положения обновленного Бюджетного кодекса,
определяющие, что Минфин России :
устанавливает
порядок применения КОСГУ (п. 4 ст. 23.1 БК РФ);
устанавливает
единую методологию бюджетной классификации РФ (ст.165 БК РФ);
утверждает
коды составных частей бюджетной классификации РФ, являющиеся в соответствии с Бюджетным
кодексом (ред. 26 апреля 2007г.) едиными для бюджетов бюджетной системы РФ
(ст.165 БК РФ).
Основная
идея всех последних бюджетных нововведений - переход к бюджетированию,
ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными затратами
к управлению бюджетными результатами. В сложившейся ситуации Минфином была
разработана новаторская Концепция реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004-2006 годах, одно из направлений которой - реформа
бюджетной классификации и учета (см. таблицу 1).
Включение
всех общих вопросов бюджетной классификации в состав Бюджетного кодекса с
одновременным признанием федерального закона «О бюджетной классификации
Российской Федерации» утратившим силу с 2008 г. - качественный прорыв в формировании
бюджетов всех уровней. Возможные изменения структуры и функций органов власти,
особенно исполнительной, в ходе административной реформы могут потребовать
регулярного утончения в этой части отдельных статей Бюджетного кодекса. Но это
скорее не отрицательный, а технический момент.
Утверждение
детальных позиций бюджетной классификации
Таблица№1
Объект
классификации
|
Кто утверждает
|
Примечание
|
Доходы,
операции сектора государственного управления
|
Минфин РФ
|
Классификация
едина для всех уровней бюджетной системы
|
Расходы,
источники
финансирования дефицита
|
Каждый уровень
власти утверждает эти позиции самостоятельно при утверждении бюджета
|
Полное
единообразие классификации является препятствием для реализации
самостоятельной политики каждого уровня власти
|
C 1 января 2008 г. утратила силу ст. 25 «Ведомственная
классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и ведомственная
классификация расходов местных бюджетов» Бюджетного кодекса. Теперь вместо
одобрения ведомственной структуры расходов федерального бюджета на уровне
целевых статей и видов расходов федеральный законодатель утверждает набор и
состав этих позиций классификации. То же самое устанавливают региональные
законодатели в отношении своих бюджетов, а местные законодательные (представительные)
органы - в отношении местных бюджетов.
Детализация
- в законе о бюджете.
Право
субъектов Федерации (муниципальных образований) на детализацию бюджетной
классификации было провозглашено задолго до принятия новой редакции Бюджетного
кодекса - в ст. 2, 3 и 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 15 августа 1998 г. «О
бюджетной классификации Российской Федерации». Однако на практике оно
применялось слабо: процесс детализации требовал принятия отдельного закона или
решения.
Согласно
статьям 8 и 9 Бюджетного кодекса теперь субъекты Федерации и муниципальные
образования не просто имеют право, а должны самостоятельно устанавливать набор
позиций по целевым статьям и видам расходов. Для утверждения детализации
отдельные законодательные акты больше не нужны, достаточно указать необходимую
информацию в законе о бюджете субъекта (муниципального образования) на
очередной финансовый год.
Таким
образом, в процессе составления бюджета всегда будет возможность сгруппировать
те или иные позиции под какую-либо программу или, наоборот, раздробить их.
Такая технология означает возможность реального бюджетирования по конкретным
результатам. При этом со стороны Российской Федерации не будет навязываться
каких-либо жестких требований к тому, как должна выглядеть бюджетная
классификация субъекта Федерации, за исключением выделения из федерального
бюджета субсидий или субвенций нижестоящим бюджетам (в этом случае аналогичные
статьи и виды расходов должны быть предусмотрены на региональном или местном
уровне).
3.2.
Сравнительный анализ изменений бюджетной классификации,
отраженных
в Бюджетном кодексе
Более
детально изменения бюджетной классификации, изложены в Таблице 2.
Бюджетная классификация в редакциях Бюджетного кодекса от 30 декабря 2006 г. и
26 апреля 2007 г.
Таблица №2
Старая редакция
|
Новая редакция
|
Примечание
|
Ведомственная структура расходов бюджета
|
устанавливает расходы
соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов РФ, утверждается законами (решениями) о соответствующем
бюджете на очередной финансовый год (п.3 ст.25 БК РФ, статья 25 полностью
отменена).
|
распределяет бюджетные
ассигнования, предусмотренные законом (решением) о бюджете на соответствующий
финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации
РФ (ст.6 БК РФ)
|
Из Бюджетного кодекса исключено
понятие функциональной классификации (см. также ст.19 БК РФ)
|
Статья 7.
Бюджетные полномочия Российской Федерации [11]
|
установление бюджетной
классификации РФ и общего порядка ее применения;
утверждение бюджетной классификации
РФ и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету.
|
установление основ
бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части,
относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам
РФ...
|
|
Статья 8.
Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
|
детализация объектов бюджетной
классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ
|
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в
части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам
территориальных государственных внебюджетных фондов
|
|
Статья 9.
Бюджетные полномочия муниципальных образований
|
детализация объектов бюджетной
классификации РФ в части, относящейся к соответствующему местному бюджету
|
установление, детализация и
определение порядка применения бюджетной классификации РФ в
части, относящейся к местному бюджету
|
|
Бюджет
субъекта Российской Федерации и бюджет
территориального государственного внебюджетного
фонда
|
В бюджетах субъектов РФ в
соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФв
связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ
полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам
совместного ведения, указанных в п.2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6
октября 1999 г. № 184-ФЗ ... и расходных обязательств субъектов РФ,
осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
|
В бюджетах субъектов РФ в
соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ,
возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти
субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и
полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи
263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ ... и расходных
обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального
бюджета.
|
|
Статья
15. Местный бюджет
|
-
|
В местных бюджетах в соответствии с
бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства,
направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований,
возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных
образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной
системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий.
|
Зафиксировано новое понятие
«местный бюджет»
|
Статья
18. Бюджетная классификация Российской Федерации
|
|
Бюджетная классификация РФ является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного
(муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов,
используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ
и обеспечивающей сопоставимость
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
|
Бюджетная классификация РФ является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы РФ,
используемой для составления
и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности,
обеспечивающей сопоставимость
показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Определение принципов
назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение
кодов составным
частям бюджетной классификации РФ,
которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов
бюджетной системы РФ,
осуществляются Министерством финансов РФ.
|
Нормативное регулирование Минфина
России направлено только на составляющие бюджетной классификации, единые для
бюджетов бюджетной системы РФ
|
Статья
19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
|
Бюджетная классификация РФ
включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию
расходов бюджетов РФ;
экономическую классификацию
расходов бюджетов РФ;
классификацию источников
внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов государственных
внутренних долгов Российской Федерации, субъектов РФ,
муниципальных образований;
классификацию видов
государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных
внешних активов Российской Федерации;
ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.
|
Бюджетная классификация РФ
включает:
классификацию доходов бюджетов;
-
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников
финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций
публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора
государственного управления).
|
|
Статья 20. Классификация
доходов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
Статья
21. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
|
Статья
21. Классификация расходов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
Статья
22. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
|
-
|
Из Бюджетного кодекса исключено
понятие ЭКР
|
Статья
23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
|
Сопоставление невозможно в связи с
кардинальными изменениями
|
-
|
Статья
231. Классификация операций сектора государственного управления
|
Частично вступила в силу с 28
апреля 2007 г.
|
Статья
165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
|
-
|
устанавливает единую
методологию бюджетной классификации РФ и бюджетной отчетности;
утверждает коды составных
частей бюджетной классификации РФ, являющиеся в соответствии с настоящим
Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы РФ
|
Изменения вступили в силу с 28
апреля 2007 г.
|
Статья
267. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством
|
Федеральное казначейство
осуществляет контроль за: соответствием содержания проводимой операции коду
бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном
документе, представленном в Федеральное казначейство получателем средств
федерального бюджета...
|
Без изменений
|
|
Статья
241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
|
|
-
|
Если полномочия Федерального
казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ,
бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов
муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, осуществляются
исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с
соглашением, заключенным согласно статье 215.1 настоящего Кодекса, то этот
орган обязан представлять указанному в соглашении органу Федерального
казначейства информацию о всех проведенных им кассовых операциях при
исполнении всех обслуживаемых им бюджетов, учтенных по кодам бюджетной
классификации РФ.
|
|
|
|
|
|
3.3. Основные новшества бюджетной классификации 2008 г.
Одной
из основных новаций, регламентированных Законом в целях решения указанных
задач, явился пересмотр и новая редакция статей Бюджетного кодекса,
устанавливающих основные принципы и структуру бюджетной классификации
Российской Федерации, с одновременным расширением в этой области полномочий
органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе в
плане ее детализации, и дальнейшей интеграцией бюджетной классификации и
бюджетного учета.
Закон обеспечивает приближение бюджетной классификации Российской Федерации к
требованиям международных стандартов. Одновременно создаются законодательные
основы для развития «управленческого» принципа ее построения и использования.
Данный принцип позволяет органам власти в рамках единых позиций бюджетной
классификации в максимальной степени адаптировать ее к своим нуждам и
специфике. В результате этих изменений создаются необходимые предпосылки для
расширения самостоятельности и повышения ответственности как органов власти
разных уровней, так и главных распорядителей бюджетных средств в сфере
бюджетного планирования и управления. При этом сохраняется единство бюджетной
системы и повышается прозрачность бюджетов.
В
этой связи Закон предусматривает новую редакцию главы 4 Бюджетного кодекса, в
которой уточнено определение и состав бюджетной классификации Российской
Федерации.
В
новой редакции главы 4 Бюджетного кодекса бюджетная классификация является
группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и
исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей
сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации
Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной
классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим кодексом
являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены
к исключительной компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
В
состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего
четыре классификации:
–
классификация доходов бюджетов;
–
классификация расходов бюджетов;
–
классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
– классификация
операций публично-правовых образований (данное наименование соответствует
привычному: «классификация операций сектора государственного управления»).
Это
серьезное изменение и назревшее со временем. Ведь в соответствии с действующей
в 2007 г. редакцией Бюджетного кодекса бюджетная классификация Российской
Федерации, в том числе включает в себя:
– три
вида классификации расходов (функциональную, экономическую классификации
расходов бюджетов Российской Федерации, а также ведомственную классификацию
расходов, которая устанавливает расходы соответствующих бюджетов по разделам,
подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации в разрезе главных распорядителей средств
соответствующего бюджета и утверждается законами (решениями) о соответствующем
бюджете на очередной финансовый год);
– два
вида классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (источники
внутреннего и внешнего финансирования);
– два
вида классификации долгов – внутренних и внешних (первая из которых, по сути,
является простым перечнем).
Вместе
с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации – восемь классификаций,
что реально перегружает процесс применения бюджетной классификации Российской Федерации
при составлении и исполнении бюджетов.
Помимо
изменения состава бюджетной классификации необходимо акцентировать внимание на
том, что практика утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным
законом осталась в прошлом.
Действующий
в настоящее время порядок фактически требует ежегодного принятия двух в
значительной степени дублирующих друг друга федеральных законов. Это
федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и
федеральный закон о внесении изменений в бюджетную классификацию. Очевидно, что
данная процедура вносит элементы нестабильности в структуру бюджетной
классификации, предполагая ее неизбежные ежегодные изменения, что существенно
усложняет подготовку бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Теперь
согласно новой редакции Бюджетного кодекса базовые, единые для бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней каждого вида
бюджетной классификации устанавливает непосредственно Бюджетный кодекс, а
именно:
группа
– подгруппа (в классификациях доходов бюджетов и источников финансирования
дефицитов бюджетов);
раздел
– подраздел (классификации расходов бюджетов);
группа – статья (классификации операций публично-правовых
образований (или классификации операций сектора государственного управления)
Однако,
одновременно с этим, Министерству финансов Российской Федерации предоставлено
право утверждать единые позиции классификации доходов и классификации операций
сектора государственного управления на более низких уровнях. Тем самым
гарантированно будет обеспечено единство бюджетного учета и отчетности в
сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной
системы Российской Федерации. Основанием для установления указанной нормы
послужило то, что в случае с доходами состав доходных источников бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации предопределен соответствующими законами,
а в случае с классификацией операций сектора государственного управления –
экономическим содержанием осуществляемых операций.
В
отличие от указанных классификаций, не имеющих существенной специфики с точки
зрения уровня бюджетной системы Российской Федерации, при определении целевых
статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, а также статей и видов
источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников
финансирования дефицитов, напротив, существенно расширена самостоятельность
каждого уровня власти.
Согласно
действующим нормам органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и органы местного самоуправления имеют право лишь на детализацию утвержденных
федеральным законом позиций этих видов бюджетной классификации, что не
позволяет в полной мере отразить специфику региональных и местных бюджетов.
Теперь же, с 2008 года, перечни и коды целевых статей и видов расходов бюджета
утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о
бюджете либо в установленных новым Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной
росписью соответствующего бюджета. При этом целевые статьи и виды расходов
бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими
исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Перечень статей и видов
источников финансирования дефицитов бюджетов также утверждается законом
(решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования
дефицита бюджета.
Таким
образом, уже на этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов появилась
возможность адаптации бюджетной классификации к специфике и потребностям
каждого бюджета.
Такой
подход был определен еще Посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной
политике в 2005 году» и после внедрения будет способствовать обеспечению
большей свободы органов государственной власти и местного самоуправления в ходе
бюджетного процесса. При этом новый Бюджетный кодекс устанавливает четкие
требования к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые
должны отражать соответствующие расходные обязательства (публичные
обязательства, долгосрочные целевые программы, объекты, обособленные функции
органов власти и т. д.), обеспечивая тем самым прозрачность и обоснованность
бюджетных ассигнований.
В
настоящее время в составе бюджетной классификации отсутствует универсальная для
доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов классификация
операций по их экономическому содержанию, что не позволяет окончательно
объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета и перейти к
внедрению элементов метода начислений. Для устранения этих принципиальных недостатков
сложившейся системы бюджетного учета в рамках главы 4 Бюджетного кодекса
появилась новая статья 23.1. Классификация операций сектора государственного
управления (к этому сектору относятся органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения).
Данная
классификация предусматривает группировку бюджетных операций по их
экономическому содержанию с возможностью ее применения в бюджетном учете, как
для кассового метода, так и для метода начислений. Метод начислений в свою
очередь позволяет сопоставлять себестоимость оказываемых единицами сектора
государственного управления услуг, повысить прозрачность финансовой
деятельности органов власти и бюджетных учреждений, собирать информацию о
финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере и о
состоянии активов и обязательств публично-правовых образований. Одновременно
существенно расширяются возможности по более детальному отражению расходных
обязательств, исполняемых теми или иными главными распорядителями бюджетных
средств, реализуемых ими долгосрочных или ведомственных целевых программ,
развитию управленческого учета и внутреннего контроля эффективности
использования бюджетных средств.
Заключение
Бюджетная
классификация - является группировкой доходов, расходов и источников
финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной
отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации.
За
относительно небольшой период бюджетная классификация подвергалась
многочисленным изменениям, связанным с этапам самого становления бюджетного
процесса и его реформированием.
Все
эти усовершенствования были направлены на приближение бюджетной классификации
Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений
в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти в рамках
административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной
классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений
и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
Основная
идея всех последних бюджетных нововведений - переход к бюджетированию,
ориентированному на результат (БОР), т.е. переход от управления бюджетными
затратами к управлению бюджетными результатами.
Однако
можно с уверенностью сказать, что у участников бюджетного процесса еще будут
возникать вопросы по ее применению. Может быть и сейчас многие положения нового
Бюджетного кодекса в части бюджетной классификации нуждаются в более подробных
комментариях.
Список
используемой литературы
1.
«Бюджетный Кодекс Российской Федерации» (БК РФ) от 31.07.1998 №
145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
(действующая редакция);
2.
Федеральный Закон «О бюджетной
классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ;
3.
Федеральный Закон «О внесении изменений в бюджетный Кодекс
Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведение в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации» № 63 ФЗ;
4.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации»» № 176-ФЗ
от 22 декабря 2005 г.;
5.
Приказ Минфина России № 74н от 24 августа 2007 г.;
6.
Приказ Минфина России № 161н от 29 декабря 2007 г.;
7.
Приказ Минфина России № 20н от 7 февраля 2008 г.;
8.
Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации «О
бюджетной политике в 2008 - 2010 годах»;
9.
Бюджетное послание Федеральному
Собранию «О бюджетной политике в 2007 году»;
10.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по
повышению результативности бюджетных расходов» № 249 от 22 мая 2004 г.;
11.
Методические указания по выполнению курсовой работы по предмету
«Бюджет и бюджетная система» АБиК МФ РФ г. Москва 2003 г;
12.
Нешитой А.С., учебник «Бюджетная система Российской Федерации»,
4-е издание, исп.
и доп. 2006 г.;
13.
Дикова Н.Ю. статья «Применение бюджетной классификации Российской
Федерации в 2008 году» журнал «Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 4, 2008 г.;
14.
Дикова Н.Ю. статья «Расходы и Доходы» рубрика «КБК» журнал
«Главбух», «Учет в бюджетных учреждениях» № 3,
2008 г.;
15.
Дульман П., Сидибе П. статья «Бюджет готов для подписи»
"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4244 от 9 декабря
2006 г.;
16.
Лейман Н.И. статья «Новые принципы бюджетной классификации» журнал
«Финансовый справочник бюджетных организаций» № 3, 2008 г.;
17.
Маклеева Г. статья «Инструкция по бюджетному
учету», "Российская газета" - Федеральный выпуск № 3602 от
13 октября 2004 г.;
18.
Новиков Д.В. статья «Бюджетная классификация в 2008 году:
изменения» журнал «Бюджетный учет» № 4, 2008г.;
19.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Экономический словарь
#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N
145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от 06.12.2007)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[3] "БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от
31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 01.12.2007, с изм. от
06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
[4] Федеральный Закон «О внесении изменений в
бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса
и приведение в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации»
№63 ФЗ
[5] Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
[6] "Российская газета" - Федеральный
выпуск №4244 от 9 декабря 2006 г. Павел Дульман, Пьер Сидибе статья
«Бюджет готов для подписи»
[7] "Бюджетный Кодекс Российской Федерации"
(БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция)
[8] Федеральный Закон
«О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ
[9] журнал «Бюджетный учет», №4 2008г., Новиков
Д.В., статья «Бюджетная классификация в 2008 году: изменения»
[10] Бюджетное
послание Федеральному Собранию
"О бюджетной политике в 2007 году"
[11] журнал «Финансовый справочник бюджетных
организаций», статья Лейман Н.И. «Новые принципы бюджетной классификации»
|