|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5. ЗАКУПКА ОБОРУДОВАНИЯ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование оборудования |
Количество в штуках. |
Цена оборудования в руб. |
Общая цена в руб. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барная стойка |
1 |
Цена входит в ремонтные работы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стулья |
42, в т. ч. 2 барных |
800 |
35000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Столы |
10 |
2500 |
25000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гардеробная вешалка |
1 |
1000 |
1000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Люстры |
4 |
2500 |
10000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Музыкальный центр |
1 |
9000 |
9000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Витрина |
1 |
9500 |
9500 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Микроволновая печь |
1 |
3500 |
3500 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плита |
1 |
22000 |
22000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Холодильник |
2 |
9000 |
18000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стол разделочный |
2 |
5000 |
10000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Машина для мойки посуды |
1 |
8000 |
8000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделочный аппарат |
1 |
18000 |
18000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ящики под посуду |
5 |
150 |
750 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подносы |
2 |
600 |
1200 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полки под посуду |
4 |
300 |
1200 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие расходы |
|
15000 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
|
187150 |
Затраты на покупку посуды представлены в таблице 6.
Таблица 6.
ЗАКУПКА ПОСУДЫ.
Наименование посуды
Количество
в штуках.
Цена посуды
в руб.
Общая цена
в руб.
Тарелка столовая
80
150
12000
Тарелка средняя
80
120
9600
Тарелка десертная
80
120
9600
Набор кастрюль
3
2500
7500
Разделочные ножи
2 набора
2000
4000
Ножи столовые
80
200
16000
Набор сковородок
2
2000
4000
Вилка
80
50
4000
Ложка столовая
80
50
4000
Ложка десертная
80
40
3200
Ложка чайная
80
40
3200
Пепельница
20
60
1200
Ваза
20
200
4000
Кувшин
20
250
5000
Графин под водку
10
250
2500
Стопки под водку
80
50
4000
Фужеры для вина
80
100
8000
Фужеры для воды
80
100
8000
Набор солонок
20
50
1000
Прочие расходы
15000
Итого
125800
Общие первоначальные затраты представлены в таблице 7.
Таблица 7.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ.
Затраты
Сумма в рублях
На ремонт
125000
Закупка оборудования
187150
Закупка посуды
125800
Итого затраты
437950
После окончания подготовительного периода открывается кафе. Срок выхода на проектную мощность определен в 2-3 месяца, в зависимости от стратегии «рекламного наступления». Ввиду выгодного месторасположения проведение крупной рекламной кампании не планируется, но на первоначальном этапе возможно проведение небольших рекламных мероприятий направленных на информирование потенциальных клиентов об открытии нового кафе быстрого обслуживания в этом районе. Основное требование к этим мероприятиям - целевое направление рекламы при минимуме затрат. Этого можно достичь путем размещения рекламных объявлений на трассе М13 перед самим кафе. Такого рода мероприятия обеспечат целенаправленность и не требуют значительных финансовых вложений. Размещение подобной рекламы в газетах, как показывает опыт, малоэффективно, так как такая реклама не направлена на конечного потребителя и может оказаться не замеченной среди других рекламных объявлений, а для проведения рекламной компании в других средствах массовой информации (радио, телевидение) требует больших финансовых вложений и значительно увеличит стоимость проекта и срок его окупаемости, к тому же возможность финансирования крупной рекламной компании за счет кредитных средств маловероятно и может создать негативное впечатление о проекте у инвестора.
Для обеспечения производственного процесса предусмотрено следующее штатное расписание.
Таблица 8.
Персонал.
Должность
Кол.(чел)
Заработная плата, в руб.
Выплаты
Испытательный срок
Повар*
1
15000
Ежемесячно
3 мес.
З/п – 12000 т.р.
Помощник повара*
1
12000
Ежемесячно
3 мес.
З/п – 8000 т.р
Официант*
5
3000
Ежемесячно
3 мес.
Мойщик посуды
1
3000
Ежемесячно
-
Гардеробщик
1
2000
Ежемесячно
-
Охранник
3
4000
Ежемесячно
-
Уборщица**
1
2000
Ежемесячно
-
Итого заработной платы:
41000
* Для этой категории людей предусмотрен испытательный срок до 3-х месяцев.
**Уборщица будет работать по совместительству дворником.
Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:
1. наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;
2. наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;
3. коммуникабельность, умение работать с клиентами;
4. знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.
Таблица 9.
ОБЯЗАННОСТИ ПЕРСОНАЛА.
Должность
Кол.(чел)
Обязанности
Повар*
1
Приготовление блюд, контроль процесса приготовления еды, соблюдение техники безопасности
Помощник повара*
1
Выполнение указаний шеф-повара
Официант*
5
Принятие заказов от клиентов, обслуживание столов
Мойщик посуды
1
Мытье посуды, сортировка чистой посуды
Гардеробщик
1
Обслуживание клиентов в гардеробной
Охранник
3
Соблюдение порядка, предотвращение конфликтов
Уборщица**
1
Уборка территории вокруг кафе, уборка кафе
Таблица 10.
ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА 1 МЕСЯЦ.
№
Фонд заработной платы
Во время испытательного срока
После испытательного срока
1
Заработная плата
32000
41000
2
Начисления на заработную плату
12320
15785
ИТОГО
44320
56785
Последствия плохого подбора персонала могут быть просто катастрофическими. По этой причине, если услуга фирмы по подбору персонала может показаться высокой, не надо торопиться отказываться.
Предприятие сильно своим персоналом. Грамотные руководители и квалифицированный персонал могут вывести из кризиса даже самое неэффективно работающее предприятие, плохие же – разорить самое процветающее.
Планируемый физический объем продаж приведен в таблице 11.
Таблица 11.
ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ СБЫТА (в месяц).
Наименование статьи
07/05
08/05
09/05
10/05
11/05
12/05
Кофе
-
3600
5400
7200
7200
7200
Мороженное
-
5700
8550
8550
7600
6900
Коктейли
-
2000
3600
3600
4200
4200
Пирожное
-
5550
8320
11100
11100
11100
Бутерброды
-
4970
7380
9840
7000
7000
Горячие блюда
-
43200
64800
86400
86400
86400
Десертные блюда
-
9600
14400
19200
19200
19200
Спиртные напитки
-
72000
108000
144000
144000
144000
Пиво
-
14400
21600
28800
28800
28800
Окорочка гриль
-
5250
7800
10500
10500
10500
Салаты
-
12600
18900
25200
25200
25200
Шампанское
-
500
1000
1500
1500
1500
179370
269750
355890
354940
354240
План по рискам. В предпринимательской деятельности всегда существует опасность того, что цели, поставленные в плане, могут быть полностью или частично не достигнуты.
Из всего перечня рисков особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам, классификация и влияние которых отражены ниже.
Виды рисков
Отрицательное влияние на прибыль
Неустойчивость спроса
Падение спроса с ростом цен
Появление альтернативного продукта
Снижение спроса
Снижение цен конкурентов
Снижение цен
Увеличение производства у конкурентов
Падение продаж или снижение цен
Рост налогов
Уменьшение чистой прибыли
Платежеспособность потребителей
Падение продаж
Рост цен на сырье, материалы, перевозки
Снижение прибыли из-за роста цен
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы
Снижение прибыли из-за роста цен
Недостаток оборотных средств
Увеличение кредитов
Для начала производственной деятельности необходимо рассчитать общую потребность в оборотных средствах – совокупный норматив оборотных средств – определяется суммированием частных нормативов по их элементам. Предполагается взять кредит на сумму 500 тысяч рублей под 26 % годовых.
График платежей по кредиту: выплаты процентов по кредиту и ежемесячный взносы представлены в таблице 12.
Таблица 12.
УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА
Сумма кредита: 500000 руб.
Срок: 12 мес.
Месяц выдачи кредита: август
Процентная ставка: 26%
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА
№
График платежей
Ежемесячный
взнос: 47765
из этого:
Сальдо
Проценты
Возврат капитала
1
09/2005
10833
36932
463068
2
10/2005
10033
37732
425336
3
11/2005
9216
38549
386787
4
12/2005
8380
39385
347402
5
01/2006
7527
40238
307164
6
02/2006
6655
41110
266054
7
03/2006
5765
42001
224054
8
04/2006
4854
42911
181143
9
05/2006
3925
43840
137303
1
06/2006
2975
44790
92513
1
07/2006
2004
45761
46752
1
08/2006
1013
46752
0
ИТОГО:
73181
500000
Таблица 13.
Расходы по приобретению продуктов.
Наименование статьи
06/05
07/05
08/05
09/05
10/2005
11/05
Кофе
-
1200
1800
2400
2400
2400
Мороженное
-
2160
3240
3240
3240
3240
Коктейли
-
1200
1800
2400
2400
2400
Пирожное
-
5280
7920
10560
10560
10560
Бутерброды
-
2640
3960
5280
5280
5280
Горячие блюда
-
28944
43416
57888
57888
57888
Десертные блюда
-
3200
4800
6400
6400
6400
Спиртные напитки
-
36000
54000
72000
72000
72000
Пиво
-
7200
10800
14400
14400
14400
Окорочка гриль
-
4594
6891
9188
9188
9188
Салаты
-
2772
4158
5544
5544
5544
Шампанское
-
375
750
1125
1125
1125
ИТОГО:
95565
143535
190425
190425
190425
В таблице 13 отражены расходы по отдельным видам товаров по оптовым ценам плюс в цену товара включается затраты на электроэнергию. В виду специфики работы кафе – эти затраты будут увеличиваться (или уменьшаться) в зависимости от спроса.
В таблице 14 отражен бюджет по прибыли и убыткам на период с открытия кафе (июль 2003 г.) до ноября 2004. В июле 2004 года по проекту предусматривается полное погашение кредита.
Таблица 14.
Бюджет по прибыли (и убыткам), в рублях.
07.05
08.05
09.05
10.05
11.05
12.05
Объем продаж
179370
269750
355890
354940
354240
354240
Прямые издержки, всего
83850
143535
190425
190425
190425
190425
Валовой доход
95520
126215
165465
164515
163815
163815
Косвенные издержки
49200
50200
51200
59200
59200
59200
- З/п персонала
34000
34000
34000
41000
41000
41000
- аренда
13200
13200
13200
13200
13200
13200
- проч. издержки
2000
3000
4000
5000
5000
5000
Валовая прибыль
46320
76015
114265
105315
104615
104615
Возврат кредита
47765
47765
47765
47765
47765
47765
Итого:
-1445
28250
66500
57550
56850
56850
Налоги
12410
16082,5
21055
22446,5
22355,5
22355,5
- Единый социальный налог
12410
12410
12410
14965
14965
14965
- Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя
0
3672,5
8645
7481,5
7390,5
7390,5
Чистая нераспределенная прибыль
-1445
24577,5
57855
50068,5
49459,5
49459,5
То же нарастающим итогом
-1445
23132,5
80987,5
131056
180515,5
229975
Продолжение таблицы 14.
1.06
02.06
03.06
04.06
05.06
06.06
Объем продаж
354240
354240
354240
354240
354240
354240
Прямые издержки, всего
190425
190425
190425
190425
190425
190425
Валовой доход
163815
163815
163815
163815
163815
163815
Косвенные издержки
59200
59200
59200
59200
59200
59200
- З/п персонала
41000
41000
41000
41000
41000
41000
- аренда
13200
13200
13200
13200
13200
13200
- проч. издержки
5000
5000
5000
5000
5000
5000
Валовая прибыль
104615
104615
104615
104615
104615
104615
Возврат кредита
47765
47765
47765
47765
47765
47765
Итого:
56850
56850
56850
56850
56850
56850
Налоги
22355,5
22355,5
22355,5
22355,5
22355,5
22355,5
-Единый социальный налог
14965
14965
14965
14965
14965
14965
- Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя.
7390,5
7390,5
7390,5
7390,5
7390,5
7390,5
Чистая нераспределенная прибыль
49459,5
49459,5
49459,5
49459,5
49459,5
49459,5
То же нарастающим итогом
279434,5
328894
378353,5
427813
477272,5
526732
Продолжение таблицы 14.
07.06
08.06
09.06
10.06
11.06
Объем продаж (всего)
354240
354240
354240
354240
354240
Прямые издержки, всего
190425
190425
190425
190425
190425
Валовой доход
163815
163815
163815
163815
163815
Косвенные издержки
59200
59200
59200
59200
59200
- З/п персонала
41000
41000
41000
41000
41000
- аренда
13200
13200
13200
13200
13200
- прочие издержки
5000
5000
5000
5000
5000
Валовая прибыль
104615
104615
104615
104615
104615
Возврат кредита
47765
47765
47765
47765
47765
Итого:
56850
56850
56850
56850
56850
Налоги
22355,5
22355,5
22355,5
22355,5
22355,5
-Единый социальный налог
14965
14965
14965
14965
14965
- Подоходный налог с прибыли частного предпринимателя.
7390,5
7390,5
7390,5
7390,5
7390,5
Чистая нераспределенная прибыль
49459,5
49459,5
49459,5
49459,5
49459,5
То же нарастающим итогом
576191,5
625651
675110,5
724570
774029,5
Таблица 15.
Финансовый план, в рублях
№
Наименование показателя
07.05
08.05
09.05
10.05
1
Поступление выручки
179370
269750
355890
354940
2
Поступление кредитных средств
62050
0
0
0
3
Итого поступления
241420
269750
355890
354940
4
Платежи на сторону всего
157225
220582,5
272445
273836,5
в том числе
4.1.
расчеты с поставщиками
83850
143535
190425
190425
4.2.
Реклама
0
0
0
0
4.3.
Аренда
13200
13200
13200
13200
4.4.
процент по кредиту,
возврат кредита
47765
47765
47765
47765
4.5.
Единый социальный налог
12410
12410
12410
14965
4.6.
подоходный налог
0
3672,5
8645
7481,5
5
Баланс платежей
84195
49167,5
83445
81103,5
Анализ и планирование движения денежных средств составляет основу успешной деятельности, поскольку одной из основных задач как предпринимателя является поддержание текущей платежеспособности предприятия. Если в проекте отчета о прибылях и движение денежных средств, определяется, когда конкретно и сколько денег поступит, или будет уплачено по счетам поставщиков продукции или кредиторов, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.
Инвестировать накопления в бензиновый бизнес — все равно, что купить породистого жеребца. Сначала придется вложить довольно крупную сумму: «голубая» кровь стоит недешево, да чтобы жеребец вырос гладким, резвым и проворным, тоже надо постараться. Однако вскоре вы поймете, что потратились не зря. Новое дело не только вернет израсходованные деньги сполна, но и принесет существенную прибыль. Если, конечно, вы будете соблюдать все правила содержания и ухода за источником дохода. Ну и, конечно, усвоите ряд необходимых тонкостей.
Для начала вам придется арендовать землю и обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензии выдает Минтопэнерго. Однако бояться трудностей не стоит. За оформление документов в министерстве взимается очень небольшая плата.
За право возвести АЗС на конкретном участке придется заплатить. Земля, к примеру в Московской области, с оформлением всех необходимых документов обойдется в 100000 долл. Существуют фирмы, которые за эти деньги возьмут на себя всю бумажную и организационную волокиту и принесут вам в офис уже готовые документы. Высокая стоимость объясняется тем, что в России существуют довольно жесткие строительные нормы, а отсюда и необходимость согласовывать документы на строительство в различных инстанциях.
Естественно, без специального оборудования не обойтись. Самый дешевый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит 40 000 долл. Но две колонки — это слишком маленькая заправка, хотя они и в состоянии разливать сразу несколько видов топлива. Обычно колонок на заправке не меньше четырех. Конечно, колонка колонке рознь: есть модели подешевле, есть — подороже. Обычно же бизнесмены тратят на технику от 100 000 до 200 000 долл.
А все остальное: подъездные пути, здание для оператора, емкости для бензина — по минимуму — от 50 000 долл. Это если вы решили обойтись без магазина, мойки и автомастерской. Но в первое время они и не обязательны. В целом же АЗС «под ключ» стоит 500 000долл. Сюда входят все разрешения, земля и прочие сопутствующие расходы.
Самое главное, в погоне за будущими прибылями не заиграться в банковские кредиты. Сейчас АЗС многих фирм заложены за долги. Их хозяева брали кредит, строили на полученные деньги заправку. Однако долг отдавать не спешили, а в залог готовой АЗС брали новый кредит, чтобы возвести еще одну заправку. Получалась пирамида. Причем, довольно шаткая. Такой бизнес в один миг может исчезнуть. Хорошо, если получаемая с АЗС маржа будет высокой, тогда, возможно, денег хватит на все. Втом числе удастся и долг вернуть. А вдруг кризис? Или оптовые цены на топливо резко подскочат? В подобных ситуациях объемы реализации бензина на АЗС падают, и построенным на честном слове заправкам грозит банкротство.
Многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому сегодня популярен так называемый франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, используя брэнд одной из известных нефтяных компаний, увеличивает продажи. Как показал опыт Смоленской области, только переход под крыло ЛУКОЙЛа повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза.
Договор франчайзинга обходится владельцу АЗС всего в 700 долл. в год. Фактически это плата за аренду известного товарного знака. Первое время от вас больше ничего не потребуется. Зато в обмен вы можете получать бензин проверенного качества. Если, конечно, это возможно географически. Выбирая фирму–патрона, для начала узнайте, есть ли поблизости от вас принадлежащая ей нефтебаза или нефтеперерабатывающий завод. В противном случае могут возникнуть перебои с поставкой качественного топлива. Ведь издалека бензин не навозишься: емкость самого распространенного бензовоза «ЗИЛ» — 12 куб. м, а более мощные машины в состоянии перевезти до 40 куб. м.
Имейте в виду, что, заключая с вами договор франчайзинга, фирма через некоторое время потребует детального соблюдения ее фирменного стиля. По мнению крупных компаний, это повышает конкурентоспособность АЗС. Кпримеру, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями по использованию фирменного стиля для сотрудничающих с ним АЗС. В этой брошюре расписано все до мелочей: какого размера и цвета должны быть вывески, в какую униформу следует одевать персонал, на какой высоте необходимо повесить флаги и даже как расставить урны. Так что, вам придется перестроить АЗС в соответствии с определенным стандартом. Переделка может оказаться весьма дорогостоящей — до 150000 долл. Чтобы не тратить деньги зря, лучше с самого начала возводить АЗС под «кого-нибудь».
Важный элемент бензинового бизнеса — тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Тут можно и оптовые цены повыгоднее выторговать, и наиболее удобный режим приемки товара выстроить. Например, на условиях консигнации. Однако сколько ни заигрывай непосредственно с нефтебазой, все же опыт показывает, что выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, имеющей как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. Это гарантирует качество бензина.
Чтобы лучше ориентироваться в отпускных оптовых ценах на топливо, полезно пользоваться Интернетом. Самые полные и свежие сведения — на сайте www.kortes.ru. Ежедневная информация стоит порядка 50 долл. Впрочем, есть и бесплатный путь — через Интернет-биржу по продаже и покупке нефтепродуктов (www.nge.ru). Правда, аналитическая информация о тенденциях рынка все равно предоставляется за деньги.
Цены на сегодняшний день в европейской части России.
Самые высокие отпускные цены на бензин марок А-76/80, А-92 и Аи-95/96у завода «Кинеф» (НК «Сургутнефтегаз») — 9015,6; 11763,6 и 12813,6 руб./т соответственно.
Самая низкая отпускная цена:
на бензин марки А-76/80 у завода «Салават НОС» — 6612,0 руб./т;
на бензин марки А-92/93 у Московского НПЗ (НК «Сибнефть») — 8500,0 руб./т;
на бензин марки Аи-95/96 у завода НК «Славнефть» («Ярослав НОС») — 10000,0 руб./т.
Самая высокая цена:
на дизельное топливо зимнее у завода «Ухтанефтепереработка» (НК «ЛУКОЙЛ») — 8500,0руб./т;
на дизельное топливо летнееу заводов НК «ЛУКОЙЛ» («Нижегород НОС» иВолгограднефтепереработка) — 7450,0 руб./т.
Самая низкая цена:
на дизельное топливо зимнее у Нижнекамского НПЗ (НК «Татнефть») — 6700,0 руб./т;
на дизельное топливо летнееу завода «Салават НОС» — 5800,0 руб./т.
Цены на сегодняшний день за Уралом. Самые высокие отпускные цены на бензин марок А-76/80, А-92/93 и Аи-95/96 у Ангарского НХК (НК «ЮКОС») — 8200,1; 10200,0 и 11600,2 руб./т соответственно.
Самая низкая цена:
на бензин марки А-76/80 — Сургутский ЗСК — 6832,0 руб./т;
на бензины марок А-92/93 и Аи-95/96 — Омский НПЗ (НК Сибнефть) — 8900,0 и 10300,0 руб./т соответственно.
Самые высокие отпускные цены на дизельное топливо летнее и зимнее у Ангарской НХК (НК «ЮКОС») — 6600,0 и 9400,1 руб./т соответственно.
Самое дешевое дизельное топливо летнее и зимнее у Омского НПЗ (НК «Сибнефть») — 6200,0 и 8500,0 руб./т соответственно.
Отпускные цены включают в себя все косвенные налоги: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (НДФ).
Надо помнить, что так бывает не всегда. Налоговый кодекс позволяет взимать акцизный сбор как с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, так и с АЗС. Поэтому, покупая бензин, надо обращать внимание на то, что конкретно включено в отпускную стоимость горючего. Ведь в зависимости от этого ценовой люфт может быть существенным. Акцизный сбор в России за бензин марки А-76(80) составляет 2190 руб./т, за А-92 и А-95 — 3000 руб./т, за дизельное топливо — 890 руб./т.
Существует мнение, что бензиновый бизнес криминален. Однако уровень его криминализации не выше, чем по всей стране. Органы местной власти не заинтересованы в гибели предприятия, несущего «золотые яйца». Правда, в ответ они заставляют владельцев соблюдать максимальные меры предосторожности. Современная АЗС обязана напоминать банковское учреждение, а не обычный минимаркет. Двери и окна непременно следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием не должно быть видно. Плюс ко всему, кассир ни при каких обстоятельствах не имеет права в рабочее время открывать дверь и выходить на улицу.
На каждой АЗС обязательно есть тревожная кнопка. По договору милицейская бригада срочно прибудет на АЗС, если что-то случится. Договор стоит немного: на трассе — 1000 руб. в месяц, в городе — 7000 руб. в месяц. Если имеется магазин, то все равно должна быть собственная военизированная охрана. Зарплаты охранников могут сильно различаться — от 3000 руб. до 3000 долл.
Сейчас рынок постепенно насыщается, и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции. А высокого качества можно достичь, только если у компании вертикально интегрированная структура. То есть все: и НПЗ, и нефтебаза, и АЗС.
Возить бензин непосредственно с НПЗ бывает невыгодно, т.к. он может находиться весьма далеко от АЗС. Тогда не исключены перебои с поставками. Мало ли что произойдет в пути, и бензовоз не прибудет в срок. В это время бензин на АЗС закончится. Придется обращаться к ближайшим нефтебазам. Что вы от них получите, заранее не известно. Обычно компании завозят на нефтебазу примерно 100 т топлива и отдают его на хранение. А потом по мере необходимости забирают то же количество. Как правило, назад они получают уже не свой бензин: либо привезенный другой компанией, либо и вовсе перемешанный. Ведь и остальные предприятия могут сдавать на хранение бензин своего производства. А кто даст гарантии, что их продукция такого же хорошего уровня, как и ваша? В результате качество полученного товара может упасть.
До сих пор практически все основные продавцы довольствуются обобществленным бензином. Другой-то взять негде. Вот и приходится сотрудникам заправок обзаводиться так называемыми пробниками: маленькими бутылочками, которые опечатываются сразу после доставки бензина на АЗС. Даже водитель ставит на них автограф, что сдал бензин нормального качества под личную ответственность. Это потребуется в случае судебных разбирательств, если придется предъявить претензии нефтебазе.
Пока 90% бензина на рынке — это, увы, низко октановый А-80. Для нормальной машины он не подходит. Поэтому с помощью специальных присадок его доводят до уровня 92-го или 95-го. Однако это вовсе не означает, что бензин становится отличным. Надо помнить, что качество привлекает покупателей. Люди готовы, если что, даже денек подождать и не заправляться, лишь бы получить хорошее горючее. Качество сейчас главное! Компании идут на неординарные решения. Например, ЛУКОЙЛ подкрашивает свой бензин, чтобы автовладельцы знали: данное топливо поступило непосредственно с фирменной лукойловской нефтебазы, и заправленный им автомобиль неожиданно не остановится.
По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому надо либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, налажена целая система обучения. В рамках нефтеинспекции существуют обязательные курсы. Захотел торговать бензином — отправляй своих сотрудников туда на обучение. Стоимость курсов — около 2000 руб. за человека. Причем окончить их должны все: и водители, и кассиры, и заправщики. Затем нефтеинспекция сертифицирует работников.
Качество работы АЗС контролирует масса проверяющих организаций. И к этому нужно быть всегда готовым. Например, представители нефтеинспекции частенько абсолютно неожиданно посещают АЗС.
Однако помимо них есть и другие проверяющие: торгинспекция, налоговая служба, пожарники. Впрочем, последних боятся не стоит. Соблюдение правил противопожарной безопасности выгодно в первую очередь хозяину АЗС, ибо сидеть «на пороховой бочке» лучше со страховкой. Что же касается налоговиков, то, как показывает опыт, бежать от налогов на АЗС не выгодно. Лучше торговать по совести и подольше удержаться на этом рынке, ведь прибыль итак вполне достаточная.
Если говорить о провинции, то обычно АЗС продает в среднем 3–5куб. м бензина в день. Однако если четко заботиться о качестве своего товара, то можно эти показатели увеличить. Сегодня, когда о дефиците бензина говорить не приходится, в сражение за покупателя вступает именно качество. Так, опыт смоленского филиала ЛУКОЙЛа показал, что можно продавать 10–15 куб. м бензина в день и даже выше. Средние данные реализации бензина по г.Смоленску и Смоленской области представлены в табл. 1, 2. Вообще же рекорд продаж принадлежит АЗС, расположенной на 99 км шоссе Москва–Минск, — 100 куб. м в день.
Табл. 1. Среднесуточная реализация ГСМ на АЗС в г. Смоленске (44 АЗС)
Марка Объем, куб. м
Ø Аи-95 33–39
Ø Аи-92 110–132
Ø Аи-80 66–88
Ø ДТ 44–66
Табл. 2. Среднесуточная реализация ГСМ на АЗС Смоленской обл. (194 АЗС)
Марка Объем, куб. м
Ø Аи-95 55–60
Ø Аи-92 291–380
Ø Аи-80 290–380
Ø ДТ 750–1100
Оборот и доходность АЗС во многом зависят от места расположения станции. Если вы работаете на условиях франчайзинга, то немалую роль играет и выбор компании, под флагом которой продается топливо. Большое значение имеет качество дорог, на которых стоит АЗС. Простой пример. В 1998г. после кризиса поток транспорта сократился в 4–5 раз. Бензин стали меньше покупать. Только сейчас уровень продаж восстановился. Теперь важны уже другие критерии. На поток транспорта влияет дорожное покрытие. Люди не хотят перемещаться по плохим дорогам, «убивая» свой автомобиль. И если вокруг АЗС ямы да ухабы, значит, туда не приедут за бензином. Очевидно, что в недалеком будущем бензиновая конкуренция на внутреннем рынке заставит предпринимателей заняться дорогами.
Есть и другие способы привлечь клиентов. Все чаще владельцы АЗС начинают строить заправки–комплексы. Там и бензин можно купить, и машину помыть и отремонтировать, а заодно поесть и даже переночевать. Первопроходцами стали автозаправочные станции Бритиш Петролеум. Рядом с некоторыми их заправками стоят рестораны McDonald’s.
Теперь так стремятся делать все. ЛУКОЙЛ заключил контрак-ты с Ростиксом, и на его заправках будет организована продажа жареных кур. ЮКОС взял себе в парт-неры сеть магазинов «Копейка».
В этом бизнесе есть хоть и мелкие, но довольно дорогие хитрости. И об этом хозяину заправки надо постоянно помнить. Так, известно, что бензин от высокой температуры сильно увеличивается в объеме. На этом частенько играют сотрудники нефтебаз и АЗС, подворовывая товар. К примеру, водитель бензовоза в летний день может запастись канистрами, чтобы по дороге слить туда из раскаленной на солнце цистерны увеличившееся в объеме топливо. Когда цистерна большая, то и объем «лишнего» бензина становится солидным. В результате растут ваши потери. Скажем, 1 литр 92-го бензина стоит 10 руб. В канистре 20 л. А таких канистр может оказаться с десяток! Так в один момент 100 ваших долларов растворились в карманах водителя.
Приемщицы бензина также хитрят: во время приемки они с силой «втыкают мерник» в емкость для хранения бензина. От этого жидкость плещется и образуется волна. Вот тут-то и измеряется количество бензина. Правда, объем определяется по нижней риске, в том месте, откуда волна только что ушла.
В результате отхлынувшая жидкость остается неучтенной. Копейки, на первый взгляд. Но когда речь идет о емкости в 100 т, то и одно деление равно нескольким тысячам рублей. И так может происходить изо дня в день.
Чтобы не прогореть на бензине, опять-таки надо учитывать ряд тонкостей, связанных со спецификой этого вещества. Скажем, известно, что бензин быстро испаряется, особенно летом. Причем, чем выше его октановое число, тем процесс испарения идет быстрее. Поэтому, если ваша АЗС расположена на трассе, не стоит в жаркий день запасаться дорогим 98-м бензином. Лимузины там ездят редко, а ждать, когда весь бензин испарится, по меньшей мере, глупо. Каждый день оценивается в тысячи рублей убытков.
Конечно, в этом бизнесе, как и во многих других, всегда есть норма убыли. Ее включают в тоннаж, когда покупают горючие вещества. Эта норма не велика, примерно как бой в ликероводочной промышленности — 0,01%. Но при больших объемах убыль может вылиться в весьма существенную цифру. Так что лучше всегда стремиться сокращать потери.
Какой бы надежной не была машина, рано или поздно ей потребуется ремонт. А значит, бизнес на обслуживании автомобилей (автосервис, магазин запчастей, мойка) стабильно обеспечен клиентами и приносит своему владельцу неплохую прибыль.
Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. За последние 10 лет он увеличился в 2,5 раза и в настоящее время состоит более чем из 30 млн. машин. Ежегодно этот показатель повышается на 8–8,5%. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России к 2005 г. насчитываться 45–46 млн. машин.
В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет, причем преобладание сетей до сих пор не прослеживается.
Структура рынка техобслуживания пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем имеется определенная специализация, можно говорить и о нескольких вертикальных уровнях. В то же время крайне мало узнаваемых брэндов: один и тот же автосервис может работать и с «Мерседесами», и с ВАЗовской продукцией
Авторизованные сервисы. Работа ведется в четком взаимодействии с официальными дилерами и зарубежными автопроизводителями. Как правило, компания специализируется на обслуживании какой-то одной конкретной марки. Войти в этот бизнес очень непросто: вендоры требовательно относятся к выбору контрагентов. Максимальную прибыль — от 10 тыс. долл. в месяц — способны приносить сервисы, расположенные в крупных городах, где продается много новых иномарок.
Одиночные сервисные пункты. Они не имеют аккредитации, что, однако, не мешает составлять конкуренцию авторизованным компаниям: услуги те же самые, но платить за них приходится на 20–30% меньше. Прибыль такого автосервиса редко опускается ниже 2 тыс. долл. в месяц, но практически никогда не превышает 12 тыс. долл.
Индивидуальное оказание услуг технического обслуживания. Данный вид деятельности только с большой долей условности можно назвать бизнесом — это, скорее, самозанятость. Од нако услуги индивидуалов, ремонтирующих автомашины в собственных гаражах или по вызову, пользуются стабильным спросом, принося 800–1200 долл. чистой прибыли в месяц.
Старт бизнеса: четыре этапа
И первый — это выбор места. На начальном этапе следует оценить прилегающую местность на предмет размещения наружной рекламы. Оптимальный вариант расположения автосервиса — рядом с автомагистралями, АЗС, гаражными комплексами.
Необходимо учесть, что в соответствии с требованиями СЭС нельзя организовывать автосервис рядом с жилыми домами (расстояние должно быть не менее 50 м) и около водоемов. Выбранное помещение должно иметь централизованную подводку воды и канализацию. И не забудьте о пакете документов. Так что второй этап в создании автосервиса — утряска бюрократических формальностей. И первое, чем здесь придется заняться, — это проектная документация. Для того чтобы она прошла согласование в органах госсанэпидемнадзора, вам придется немало потрудиться, ведь требований масса: от наличия естественного освещения до установки «двухстворчатого шкафчика для спецодежды». В добавление к этому нужно будет представить пакет документов в транспортную инспекцию, решить вопросы с договором аренды.
Третий этап — подбор персонала. В современных условиях именно возможность привлечь в компанию квалифицированных специалистов того или иного профиля определяет выбор работ, которые будет производить автосервис. Но в любом случае надо постараться подобрать опытных профессионалов по наиболее востребованным видам услуг. И в первую очередь к ним относятся шиномонтаж и кузовной ремонт. Существует около 100 видов услуг, оказываемых автосервисами. Наиболее распространенные виды работ:
ü смазочно-заправочные;
ü контрольно-диагностические;
ü электротехнические;
ü шиномонтажные и балансировочные;
ü монтажно-демонтажные;
ü жестяно-сварочные;
ü ремонт рулевого управления;
ü ремонт рулевой системы;
ü ремонт двигателей;
ü ремонт и зарядка аккумуляторов;
ü покраска.
Решив вопрос с персоналом и определившись с тем, какие услуги будет оказывать автосервис, можно приступать к закупке оборудования. Это четвертый этап. Здесь у вас будет выбор — более дорогое и качественное импортное или же доступное по цене отечественное. Надо отметить, что наличие импортного оборудования может способствовать привлечению клиентов, его неплохо использовать и в рекламных целях.
И вот предприятие готово к открытию. Для привлечения клиентов стоит потратить 500–1000 долл. на рекламу. Кроме «наружки», объявления полезно разместить в специализированных газетах и журналах, расклеить в гаражных массивах. Стоит также распространить листовки.
В среднем создание автосервиса обойдется в 130–150 тыс. долл. Хотя возможно и более дешевое решение: небольшой автосервис будет стоить 35–50 тыс. долл., а шиномонтаж — 8–12 тыс. долл.
Автосервис, оказывающий широкий спектр услуг, приносит своему владельцу доход от 4 тыс. долл. в месяц, шиномонтаж — от 0,7 тыс. долл.
Если говорить о магазине автозапчастей, то здесь главное — подобрать помещение, расположенное в месте, имеющем хорошие подъезды и способном обеспечить поток клиентов. Необходимо также решить вопрос с закупками товара и возможностями предоставления товарного кредита.
Один из основных вопросов, которые решает владелец автосервиса, и автомагазина, — приобретение запчастей, а значит, налаживание связей с поставщиками. Каталоги автозапчастей можно найти, например, в Интернете на сайтах производителей и дилеров. Хороший каталог ссылок по автомобильной тематике есть по адресу: www.russia.auto.ru/app/?show=1&yp=4788225.
Заявку на доставку лучше формировать заранее, учитывая сезонные колебания спроса. Описать их может любой опытный работник этой сферы (для шиномонтажа, например, пики активности приходятся на конец осени и начало весны, когда наступает пора менять резину).
Для специализированных автосервисов, где список необходимых деталей четко определен нормативами автопроизводителей, проблема доставки запчастей не очень актуальна. А вот в практике работы автосервисов широкого профиля существуют две наиболее распространенные модели.
Закупка деталей «с запасом». Требует значительных затрат, но зато снимает вопросы отсутствия необходимых запчастей в нужный момент. Наиболее эффективна такая схема для сетевых автосервисов, в работе которых рано или поздно оказывается востребованной практически любая деталь.
Работа со службами доставки. Все детали по мере необходимости заказывают в каком-нибудь Интернет-магазине. Но тогда их стоимость оказывается значительно более высокой.
Доходность компании можно повысить за счет увеличения потока клиентов и снижения расходов. Для этого предпринимают следующие шаги:
расширяют спектр оказываемых компанией услуг;
минимизируют затраты на приобретение оборудования (за счет размещения заказов на осуществление тех или иных работ в специализированных компаниях);
используют рекламу только в краткосрочном периоде, а затем переключаются на «ползучий маркетинг» — новый клиент приходит по рекомендации старого.
Для комплексной автоматизации документооборота, складского и финансового учета автосервисов приобретают специализированный софт. Его в России производят не менее пяти компаний, некоторые из них включают в комплект ПО каталоги автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей (стоимость — 40–70 долл.). Сами диски с программами обойдутся в 120–200 долл. И еще 700–1200 долл. придется заплатить за модуль связи с бухгалтерской программой.
Автомойка — наиболее популярный бизнес среди тех, кто, не обладая какими-то специальными знаниями, желает начать доходное дело. Причем эту точку зрения нельзя назвать неверной: если вы сможете подобрать участок земли, расположенный рядом с автотрассой, получить права аренды на него, решить бюрократические формальности и найти средства для покупки оборудования, то вам останется только своевременно подбирать моющие средства и обогащаться.
Принципиально шаги по созданию автомойки и автосервиса мало чем отличаются. Разве что для первой потребуется приобрести оборудование по очистке сточных вод или заключить с этой целью специальный договор с горводоканалом. Зато услуги мойки не подлежат сертификации, а к персоналу не надо предъявлять повышенные требования. Исключением являются, пожалуй, только сотрудники, занимающиеся химчисткой салонов автомобилей.
Что касается затрат на открытие автомойки на один пост, то вам понадобится хотя бы 100 кв. м земли. О единых арендных ставках в этой сфере трудно говорить: во многих городах мойки в рамках муниципальных программ работают на льготных условиях. Стандартный комплект оборудования:
ü аппарат высокого давления без подогрева воды (от 1,5 до 25 тыс. долл.);
ü аппарат высокого давления с подогревом воды (от 2,5 до 5 тыс. долл.);
ü пылеводосос (200–500 долл.);
ü моющий пылесос (от 600 до 1300 долл.);
ü аппарат для очистки и рециркуляции воды (от 4,5 до 8 тыс. долл.).
ü мойка кузова снаружи;
ü полировка кузова;
ü мойка двигателя;
ü cухая и влажная уборка салона;
ü химчистка салона.
В зависимости от того, сколько машин вы планируете обслуживать (для небольшой мойки оптимальным показателем будет 20–35 машин в сутки), стоит выбирать и мощность оборудования. Основная проблема для химчистки салона — необходимость последующей сушки. Лучше проводить эту операцию в отдельном сухом и теплом помещении.
Сейчас популярно совмещать автомойки с небольшими кафе. Но тогда потребуются дополнительные затраты на получение разрешительной документации и возведение павильона. Можно построить на территории мойки бокс автосервиса с подъемником, а потом сдавать его в аренду. Это будет приносить от 500 до 1000 долл. дополнительной прибыли ежемесячно. Кроме того, увеличится поток клиентов.
Организовать автомойку непросто. Поэтому многие предпочитают покупать уже действующие. Сейчас спрос на предприятия этого профиля на рынке можно назвать ажиотажным. Несмотря на то что земля, на которой располагаются такие бизнесы, в большинстве случаев арендована, инвесторы готовы платить сумму, превышающую доход автомойки за 2–2,5 года, — случай для рынка готового бизнеса уникальный.
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |