Автоматический литейный конвейер
Автоматический литейный конвейер
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Донской государственный технический университет
Кафедра "Основы конструирования машин"
Утверждаю
Зав. кафедрой ОКМ
к.т.н., профессор
______________Андросов А. А.
«______»_____________2008 г.
Пояснительная записка
к курсовой работе по «Детали машин и
основы конструирования
( Наименование учебной дисциплины )
На тему «Автоматический литейный
конвейер»
Автор
проекта
(Ф.
И.О.)
Специальность
220401 «Мехатроника» .
(
номер, название)
Обозначение
курсового проекта группа .
Руководитель
проекта .( Ф. И. О.) ( подпись )
Проект
защищен
Оценка
(Дата)
Члены
комиссии______________________________
г. Ростов - на – Дону
2008 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………….
..…. 6
1 Массовые силовые и геометрические
характеристики
устройств межоперационного
транспорта…………………………………..7
1.1 Массы изделий, технологического
оборудования, подвижных
элементов устройства…………………………………………………….…...7
1.2 Расчет исполнительный механизм
пластинчатого цепного
конвейера……………………………………………...…………………….…7
2 Расчет
электродвигателя………………………………………….…………11
2.1 Подбор
электродвигателя………………………………………………...11
2.2 Кинематическая схема
привода………………………………………….12
3 Расчет
редуктора……………………………………………………………..15
3.1 Основные характеристики
механизмов привода……………………….15
3.2 Подбор
редуктора……………………....………………………………..17
4 Расчет ременной
передача…………………………………………………...19
4.1 Расчет ременной
передачи……………………………………………….19
5 Конструирования вала тяговых
звездочек………………………………….21
5.1 Расчет тихоходного
вала………………………………………………...21
5.2 Определения опорных
реакций………………………………………….22
5.3 Определяем диаметр вала.
………………………………………………24
5.4 Расчет коэффициент запаса
прочности…………………………………25
6 Расчет
муфты…………………………………………………………………28
6.1 Алгоритм расчета
муфты………………………………………………...28
7 Шпоночное соединение.... ... ....................………………………
……….....31
7.1 Расчет шпоночного соединения
...............................................................32
8 Расчет подшипников качения.
.......................................................................33
8.1 Подбор подшипников качения..................................................................33
9 Динамические характеристики
привода........................................................36
9.1 Крутящий моменты на валу
двигателя.....................................................36
9.2 Моменты инерции масс рабочих
органов................................................36
9.3 Характеристики рабочего
цикла................................................................37
9.4 Временные
характеристики рабочего цикла............................................39
9.5
Характеристика нагрузок рабочего
цикла................................................40
Заключение..........................................................................................................43
Список использованной
литературы.................................................................44
Приложение А.
Приложение Б.
Введение
Человеческое
общество постоянно испытывает потребности в новых видах продукции, либо в
сокращении затрат труда при производстве основной продукции. В общих случаях
эти потребности могут быть удовлетворены только с помощью новых технологических
процессов и новых машин, необходимых для их выполнения. Следовательно, стимулом
к созданию новой машины всегда является новый технологический процесс,
возможность которого зависит от уровня научного и технического развития
человеческого общества.
В данной курсовой
работе разрабатывается автоматическая линия конвейера для заливки литейных
форм расплавленным металлом с целью получения отливок. Рассматриваемый
конвейер горизонтальный пластинчатый с цепным тяговым элементом.
Основная цель
курсовой работы разработать и рассчитать тихоходный вал конвейера. По ходу
расчета подобрать асинхронный двигатель, рассчитать соответствующие элементы
кинематической схемы, провести динамический расчет системы.
1 Массовые
силовые и геометрические характеристики устройств
межоперационного
транспорта
1.1
Массы
изделий, технологического оборудования, подвижных
элементов
устройства
Массы изделий
постоянны на дооперационном (М1, кг) и после операционном (М2, кг) отрезках L1,м и L2,м , то масса изделий на обоих отрезках:
, (1.1)
где I- шаг установки изделий, м.
, (кг)
1.2
Расчет
исполнительный механизм пластинчатого цепного
конвейера
Исполнительный
механизм пластинчатого цепного конвейера является вал тяговых звездочек,
который приводит в движение двухрядную втулочную-катковую цепь с грузонесущими
устройствами, суммарная масса которых:
, (1.2)
, (кг)
Минимальное
натяжения цепей в точке сбегания с тяговых звездочек принимается для выбирания
люфтов в звеньях тяговой цепи:
, (Н) (1.3)
Максимальное
натяжение цепей в точки набегания на тяговые звездочки:
, (1.4)
где g = 9,81 , w = 0,1 – коэффициент сопротивления перемещению тяговой цепи на катках по
направляющим.
, (Н)
Разрушающая
нагрузка одного радя цепи:
,
(1.5)
=21150*6/2=63451, (Н)
Шаг втулочно-катковой цепи
типа ВКГ, ГОСТ 588-64, принимаем в зависимости от из ряда:
Таблица – 1
Зависимость от
, кН
|
13
|
60
|
125
|
, мм
|
100
|
125
|
150
|
Согласно таблицы 1
принимаем значения =125мм.
Число зубьев
звездочки z принимаем 10.
Диаметр начальной
окружности тяговой звездочки:
,
(1.6)
, (мм)
Расстояние между
плоскостями тяговых звездочек выбираем по ориентировочному соотношению В=1,5*, ближайшее из ряда: 200,
250, 320, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1500, (мм)
Расчетное
значения В=607, поэтому принимаем В= 630.
Тяговое
сопротивления цепей на звездочках:
, (1.7)
, (Н)
Крутящий момент
на валу звездочек с учетом КПД подшипников качения 0,99:
, (1.8)
, (Н*м)
Мощность
необходимая на валу тяговых звездочек (на выходе):
, (1.9)
, (кВт)
Частота вращения
вала тяговых звездочек (на выходе):
,
(1.10)
, (об/мин)
Ориентировочный
диаметр вала звездочек цепного конвейера:
, (1.11)
где - допускаемое напряжения, =20 мПа.
,(мм)
2 Расчет электродвигателя
2.1 Подбор
электродвигателя
Основной задачей
на этапе конструирования привода является минимизация его стоимости и
габаритных размеров при обеспечении надежности и технологичности. Это
достигается оптимальным соотношением параметров привода и электродвигателя по
рекомендуемым значениям передаточных чисел всех его элементов, которые основаны
на опыте инженерной практике.
Рисунок 1 Схема
алгоритма подбора электродвигателя и разбивки передаточных чисел привода
Проектирования
привода осуществляем по алгоритму приведенному на рисунке 1.
2.2
Кинематическая схема привода
Составим
кинематическую схему привода согласно заданию (рисунок 2). Вводим обозначения: n- частота вращения вала, N – передаваемая мощность на
соответствующем валу, U – передаточное число
элементов привода, -
к.п.д. элементов привода.
Рисунок 2
Кинематическая схема привода
Общий коэффициент
полезного действия привода находим как произведение к.п.д. входящих узлов
трения:
= , (2.1)
где - к.п.д ременной передачи, - зубчатой передачи, - подшипников качения, - муфты.
= 0,95*0,96*0,96*0,98=0,85
,
Рассчитываем
мощность необходимую на валу двигателя:
, (2.2)
, (кВт)
Выбираем
асинхронный двигатель марки RA132MB6 с характеристиками:
- мощность
двигателя N = 5,2 кВт.
- обороты
двигателя n = 820 об/мин.
- момент инерции
на валу J = 0.0434 .
Возможное
передаточное число двигателя:
,
(2.3)
,
Принимаем
передаточное число расчетного редуктора в пределах 7,1…50 (= 22 ) , ременной передачи в
пределах от 3…8 (=4),
,
(2.4)
,
Передаточное
число «реального» редуктора:
, (2.5)
,
Передаточное
число тихоходного вала:
, (2.6)
= 0,88*4,58=4,05.
Передаточное
число быстроходного вала:
, (2.7)
,
3 Расчет редуктора
3.1 Основные характеристики
механизмов привода
3.1.1 Расчет
частоты вращения валов частота вращения ротора
двигателя:
,
(об/мин) (3.1)
- частота
вращения входного вала редуктора:
, (3.2)
, (об/мин)
- частота
вращения быстроходного вала:
, (3.3)
, (об/мин)
- частота
вращения тихоходного вала:
,
(3.4)
,(об/мин)
3.1.2 Определяем
мощность на каждом валу мощность на валу
двигателя:
, (3.5)
, (кВт)
- мощность на
входном валу редуктора:
, (3.6)
, (кВт)
- мощность на
быстроходном валу редуктора:
,
(3.7)
, (кВт)
- мощность на
тихоходном валу редуктора:
, (3.8)
, (кВт)
3.1.3 Определяем
крутящий момент на валах системы момент на валу
двигателя
, (3.9)
, (Н*м)
- момент на
входном валу редуктора:
,
(3.10)
, (Н*м)
- момент на
быстроходном валу редуктора:
,
(3.11)
, (Н*м)
- момент на
тихоходном валу редуктора:
, (3.12)
, (Н*м)
3.2 Подбор
редуктора
По рассчитанным
данным подбираем редуктор марки 1Ц2У-250-22-11У1.
Редуктор зубчатый
цилиндрический двухступенчатый узкий горизонтальный общемашиностроительного
назначения предназначен для увеличения крутящих моментов и уменьшения частоты
вращения. Условия применения редукторов - нагрузка постоянная и переменная,
одного направления и реверсивная, работа постоянная или с периодическими
остановками, вращение валов в любую сторону, частота вращения входного вала не
более 1800 об/мин; внешняя среда - атмосфера типов I, II, при запыленности
воздуха не более 10 мг/куб.м. Для двухконцевого исполнения валов номинальная
радиальная нагрузка на каждый из валов должна быть уменьшена на 50%.
Климатические исполнения У1, У2, У3, Т1, Т2, Т3, УХЛ4, О4 по ГОСТ 15150.
Конусность быстроходного и тихоходного валов 1:10. При комплектации конусными
валами в состав поставки входят шайбы и гайки для крепления полумуфт.
Редуктор имеет
следующие характеристики:
- Межосевое
расстояние - 410 мм.
- Непрерывный
режим работы (Н) ПВ=100% - Номинальный крутящий момент на выходном валу при
работе в повторно-кратковрем. режимах- 5000 Н*м.
- КПД 97%.
- Масса - 310 кг.
- Параметры
быстроходного конического вала (1:10) (DxL) 40х82.
- Параметры
тихоходного конического вала (1:10) (DxL) 90х130.
- Параметры
зубчатой полумуфты m=4/z=56.
4 Расчет ременной
передачи
4.1 Расчет
ременной передачи
В настоящее время
в машиностроение получили наибольшее распространение передачи клиновыми
(нормального и узкого сечения) и поликлиновыми ремнями. Скорость клиновых
ремней не должна превышать 25-30 м/с, а поликлиновых ремней 40 м/с. При
одинаковых габаритных размерах передачи узкими клиновыми ремнями в 1,5 – 2 раза
выше по тяговой способности, чем передача клиновыми ремнями нормального
сечения.
Согласно ГОСТ
1284.3-80 расчет клиновых ремней сводится к подбору типа и числа ремней.
Основным расчетам ремней считается расчет по тяговой способности.
Расчет ременной
передачи ведем по алгоритму приведенному на рисунке 3
Рисунок 3 Схема
алгоритма расчета клиноременных передач
Расчеты
производим на ЭВМ.
Полученные
данные:
- Выбираем нормальный
тип ремня. (Б)
- Мощность на
ведущем валу N = 5.19.
- Частота
вращения ведущего вала n = 820 об/мин.
- Передаточное
число ременной передачи U = 4.
- Диаметр малого
шкива d1 = 125 мм.
- Высота сечения
ремня h = 10.5 мм.
- Диаметр
большого шкива d2 = 500 мм.
- Длина ремня L = 2650 мм.
- Межосевое
расстояние А = 1016 мм.
- Скорость ремня V= 5.23 м/с.
- Угол обхвата
малого шкива а = 158 град.
- Число ремней
клиновых Z = 5.
- Усилие
действующее на валы Q = 1991Н.
5 Конструирования
вала тяговых звездочек
5.1 Расчет
тихоходного вала
Разработка
конструкций валов приводов содержит в себе все основные стадии проектирования,
техническое предложение, эскизный проект. Алгоритм расчета валов приведен на
рисунке 4.
Рисунок 4 Схема
алгоритма расчета вала
Исходные данные
для расчета: Т – сила действующая на вал; Fr, Ft,Fx - крутящие моменты. Так как на
расчетном валу нет элементов вызывающих осевую силу Fx= 0, Ft = 20806, Fr =
-20806, Т = 4383.
5.2 Определения
опорных реакций
5.2.1 Расчет
реакции опор
Реакции опор вала
изображены на рисунке 5.
Рисунок 5 Эпюры
вала тяговых звездочек
Реакция левой
опоры.
от оси :
,
(5.1)
где l1,l2,l3,l4 – расстояние между элементами
конструкции вала, l1 = 100, l2 = 630 , l3=100, l4=110, = = 20806 H.
, (Н)
от оси :
, (5.2)
где = -20806 Н.
, (Н)
Реакция правой
опоры.
от оси :
,
(5.3)
, (Н)
от оси :
,
(5.4)
, (Н)
5.2.2 Определяем
изгибающие моменты для рассчитываемого вала
Горизонтальной
плоскости Ми, от оси :
для муфты Ми(м) = 0, левая опора Ми(л)= 0, для левой звездочки Ми(лз) = - 2039
Н*м , для правой звездочки Ми(пз) = -2081 Н*м, для правой опоры Ми(п) = -42 Н*м
. Эпюры данных сил изображены на рисунке 5.
Вертикальной
плоскости Ми, от оси :
для муфты Ми(м) = 0, левая опора Ми(л)= 0, для левой звездочки Ми(лз) = 0, для
правой звездочки Ми(пз) = 0,
для правой опоры
Ми(п) = 0 . Эпюры данных сил изображены на рисунке 5.
Ми приведенная:
для муфты Ми(м) = 4383 Н*м , левая опора Ми(л)= 4383 Н*м, для левой звездочки
Ми(лз) = 4383 Н*м, для правой звездочки Ми(пз) = 3022 Н*м, для правой опоры
Ми(п) = 42 Н*м. Эпюры данных сил изображены на рисунке 5.
Полный изгибающий
момент равен: для муфты Т(м) = 4383 Н*м , левая опора Т(л)= 4383 Н*м, для левой
звездочки Т(лз) = 4383 Н*м, для правой звездочки Т(пз) = 2192 Н*м, для правой
опоры Т(п) = 0 Н*м. Эпюры данных сил изображены на рисунке
5.
Выбираем материал
для вала по приведенным нагрузкам: Сталь 45 ГОСТ 1050-88.
5.3 Определяем
диаметр вала
По приведенной
нагрузки определяем наиболее нагруженный участок вала, Мприв = 4834 Н*м.
Диаметр вала
равен:
,
(5.5)
где - допускаемое напряжения на
изгиб.
,
(5.6)
где - предельная выносливость
материала при изгибе,
=250; = 2 – ориентировочное значения
коэффициента концентрации; = 2 - ориентировочное значения коэффициента
запаса прочности.
,
, (мм).
Минимальное
значения диаметра вала в месте крепления звездочек должно быть не менее 90 мм.
Принимаем 100 мм.
Минимальная
величина диаметра вала в месте крепленя муфты должно быть не мене 78 мм,
принимаем 85 мм.
Минимальная
величина диаметра вала в месте крепленя подшипников должно быть не мене 78 мм и
должна быть кратное 5, принимаем 90 мм.
Общий диаметр
вала принимаем 110 мм.
Размеры вала
приведены на рисунке 6.
Рисунок 6
Расчетная величина вала
5.4 Расчет коэффициент
запаса прочности
Коэффициент
запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям определяется для
опасного сечения.
, (5.7)
где- эффективный коэффициент
концентрации напряжений при изгиб, =1,27 ; - коэффициент, учитывающий влияние
шероховатости поверхности при параметре шероховатости Rz <20мкм, = 0,9; - маштабый фактор для нормальных напряжений, = 0,7; - амплитуда нормального напряжения, = 0,02; - момент сопротивления
изгибу, W = 100000; - коэффициент
чувствительности к асимметрии, = 0; - среднее напряжение, 0.
Коэффициент
запаса усталостной прочности определяется по касательным напряжениям:
,
(5.8)
где - предел выносливости
материала при кручении, =150;
- эффективный
коэффициент концентрации напряжений, = 1,05; - коэффициент, учитывающий влияние
шероховатости поверхности при параметре шероховатости Rz <20мкм, = 0,9; - маштабый фактор для нормальных напряжений, = 0,59; - коэффициент чувствительности к
асимметрии, = 0; - амплитуда циклов и
среднее касательное нарпяжений, =0,01; Т – крутящий момент, Т = 4383 Н*м; - полярный момент
сопротивления, Wp=200000.
Определяем
коэффициент запаса усталостной прочности по каждому из опасных сечений:
(5.9)
Проводим
сравнения , где [S] = 2,5 для валов редуктора [S] = 1,7 для прочих валов.
6 Расчет муфты
6.1 Алгоритм
расчета муфты
Алгоритм расчета
муфты приведен на рисунке 7.
Рисунок 7 Схема
алгоритма выбора и проверки на прочность муфты
- типоразмер муфты: МЗ-6.
- максимальный крутящий
момент. 11576 Н*м:
- минимальный диаметр вала,
85 мм
- маховый момент инерции 2,8
кг*м2
Муфта зубчатая состоит из двух полумуфт
выполненных в виде двух закрепленных на валах втулок с наружными зубьями
эвольвентного профиля и охватывающей их обоймы с внутренними зубьями.
Эти муфты выбирают по ГОСТ 5006 для валов
с небольшой частотой вращения (). Эта муфта компенсирует радиальное биение (в
пределах) и
небольшое угловое (не более 1°) смещения валов. Для компенсации смещений валов
в муфтах предусмотрены торцевые зазоры S, вершины зубьев втулок обрабатываются по
сферической поверхности, зубчатое зацепление выполняют с увеличенными боковыми
поверхностями, а боковым поверхностям зубьев придают бочкообразную форму.
Детали муфты изготовляют из сталей 45
(поковка) или 25Л (литье). Для тяжело нагруженных муфт применяют легированные
стали типа 15Х. 20X с цементацией рабочих поверхностей и закалкой до твердости 42HRC
По номинальному крутящему моменту , определяем вращающий
момент , где выбираем в зависимости от
условий работы.
По ГОСТ 5006 - 83 выбираем муфту с размерами:
; ;;
Материал муфты: Сталь 35.
Размеры выбранной муфты проверяем по
допускаемому давлению на
поверхности выступов
,
(6.1)
при для стальной термически обработанной муфты,
работающей со смазочным материалом.
Условие прочности выполняется, выбранная муфта работоспособна.
Рисунок 8 Внешний вид зубчатой муфты
7 Шпоночные соединения
7.1 Расчет шпоночных соединений
Шпоночные соединения предназначаются для
передачи крутящего момента от вала к ступице и наоборот. В зависимости от
конструкции шпонки делятся на призматические, сегментные, клиновые,
тангенциальные, специальные. Наибольшее применение находят призматические
шпонки (ГОСТ'23360-78)
Призматические шпонки подбирают в
зависимости от диаметра вала и проверяют на прочность по напряжению смятия
(7.1)
где , - наибольший крутящий момент с учетом
динамических нагрузок при пуске;
- диаметр вала;
- высота шпонки;
- заглубление шпонки в вал;
- длина шпонки;
- допустимое напряжение смятия.
Длина шпонки выбирается на короче ступицы, из
предлагаемого ряда на длину шпонки, если по результату расчета длина ступицы
получается , то
шпоночное соединение рекомендуется заменить шлицевым.
Вал цепной передачи фиксация муфты: ; ; ; ; ;
;
,
(7.2)
Выбираем следующую шпонку (по ГОСТ 23360-78).
Таблица 2 Параметры шпоночных соединений муфты
|