Антимонопольная политика в Российской Федерации
Антимонопольная политика в Российской Федерации
План:
Введение
1.
Понятие и сущность монополии
1.1.Виды монополии
1.2.Особенности монополии в России
2. Становление антимонопольной политики в
России
2.1.Основные направления антимонопольной
политики в России:
2.2.Система государственного
регулирования естественных монополий
Заключение
Список литературы
Введение
Антимонопольная политика,
безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по
регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и
совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса
для современной России была выбрана данная тема для моего реферата.
В данной работе мы
постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной
политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы,
используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления
антимонопольной политики в России.
Так же было уделено большое
внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в
частности, как наследницы многих социалистических особенностей.
1. Понятие и сущность монополии
Существуют два вида
антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных
монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий[1]. Для того, чтобы разобраться в
вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её
проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой
монополии.
Существует большое количество
определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие
является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое
понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается
через призму трёх аспектов:
·
С точки
зрения рыночной структуры
·
С точки
зрения рыночного поведения
·
С точки
зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих
аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру,
можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях
которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта
Изучая монополию через
призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных
границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое
пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным
привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это когда в
отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают[2].
Давая же определение
монополии с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает
использование субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При
монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а
значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём
внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги
связаны со следующими факторами:
·
монопольно
высокими ценами
·
ограниченной
готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии
очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики,
необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак,
можно привести следующие признаки монополии:
Монополистический рынок
представлен одним продавцом и множеством покупателей.
Производимая продукция является
уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
Вход новых фирм на рынок
фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования
таких барьеров, к примеру:
·
Крупные
размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
·
Система лицензий
на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
·
Монопольное
право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с
производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
·
При
естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер
блага.
·
Нечестная
конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к
конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
·
Сложность
в получении полной информации обо всём рынке.
1.1. Виды монополии
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия
– это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями,
патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить
монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом[3].
Естественная
монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки
достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок
целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к
количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой
цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации
разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому,
что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями,
в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны
монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём
говорилось ранее.
Открытая монополия
– это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок)
является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной
юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы,
впервые вышедшие на рынок с новой продукцией[4].
Но такое деление не
означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к
одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна.
Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру
фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые
компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как
присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как
присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
Фактически все монополии
могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые
монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в
естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А
так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных
товаров-субститутов.
Так же немаловажным
является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый
конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим
покупателям.
Учёными выделяются
несколько последствий монополизации, на которые я буду ссылаться в своей работе
в дальнейшем, как-то:
·
недопроизводство
товаров
·
завышение
цен
·
предприятия-монополисты
не получали высокой монопольной прибыли.
·
х-неэффективность,
то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше
объективно обусловленного уровня.
1.2.Особенности
монополии в России
Итак, монополия существует во
всём мире. Но главной особенностью монополизации российского рынка можно
считать, пожалуй, то, что она сложилась как “наследница” государственного
монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика
представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое
предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью
общегосударственной структуры. То есть, своеобразной монополией в бывшем СССР
была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном
планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении
материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в
одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных
ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми
хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности
устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом
удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего
поручалось всего одному-двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
1. Большое значение имело
стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это
стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен
на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже
нерационально крупных заводов[5]
- сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция
распространялась по всей территории Советского Союза).
2. Другая причина была связана с
удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все
важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными
плановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной
пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.
В итоге советские
монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал
только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой
проходимости (УАЗ)[6].
При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было
фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или
фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100
предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще
встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не
превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся
промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной
монополизации.
Так же советской
экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми
странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в
среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее
высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении,
химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два
предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество
товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на
изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора
поставщиков.
Но, я считаю, что советскую монополию нельзя полностью сопоставлять с её
капиталистическими аналогами. Существуют отличия советской монополии от
капиталистической:
Не имея самостоятельности
ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты
не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это
широко наблюдается в западных странах.
Деятельность советских
предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий
монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен
и предприятия не получали монопольных прибылей.
Капиталистические монополии
возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а
социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных
условиях.
Монополистом в
капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который
использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и
производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при
отсталой технологической базе.
Капиталистические монополии,
участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение
конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы,
что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические
ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
Такое последствие
монополизации, как х-неэффективность проявлялось исключительно сильно.
Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и
материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество
продукции замедленный темп её обновления.
Позиции монополистов
укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия
выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
Советская экономика была
значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким
образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных
конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.
В результате начала рыночных
реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было
во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с
бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а
именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР,
на ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало ясно, что необходимо разрабатывать
антимонопольную политику.
2. Становление
антимонопольной политики в России
Антимонопольная политика
имеет несколько основных направлений:
·
Стимулирование
предпринимательства
·
Развитие
конкурентных начал
·
Организационно-правовое
обеспечение антимонопольной политики
Выделяют два метода
антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод
регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное
положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования
относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и
преодоления монополистических явлений в экономике.
Таким образом суть фактически любой антимонопольной политики заключается в
использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных
последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.
Специфика российских монополий
сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В
капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные
отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало
вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции
разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных
отношениях.
Первый закон, касающийся
антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон
“О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
от 22 марта 1991 года[7].
С 1991 года по 1999 год
было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших
организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О
финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных
монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от
26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996
г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты
Президента РФ и правительства[8].
Но в 1999 году,
через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро
нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения
правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей
правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной
властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные
санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и
региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше
регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
В результате такой необходимости,
российским правительством в 1999 году было создано Министерство по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано
оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета
по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых
успехов в создании полноценной конкурентной среды.
Но несмотря на все предпринятые
меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.
Специалисты называют следующие
причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ.:
·
приватизация
не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые
заботились бы о развитии предприятия;
·
принудительная
реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным
образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных
хозяйствующих субъектов;
·
малый
бизнес так и не получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой
формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических
и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом,
переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у
работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее
успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за
новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным
гигантам.
Специалисты по
антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики
и развития конкуренции :
1. Наладить антимонопольный
контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при
размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных
нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли
122 млрд. рублей);
2. Ввести жесткие меры против
действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и
капитала по всей России;
3. Совершенствовать правовое
регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной
среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного
монополизма;
4. Согласовать антимонопольное
законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к
международным принципам и правилам.
2.1. Основные
направления антимонопольной политики в России
Пожалуй, самыми важными из
всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры.
Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются
антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают
антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность
и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления,
которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
Запреты на
монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против
соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление
предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее
типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.
Довольно часто встречаются
такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора,
несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий,
направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что
свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают
цены на товары и услуги.
Так же закон запрещает
устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из
обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену,
навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся
к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые
ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями,
препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям,
побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными
покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или
поставить нужный товар.
Так же российское
антимонопольное законодательство стремиться к запрету заключения соглашений,
ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:
·
соглашения,
препятствующие входу других предприятий на рынок;
·
отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или
покупателями;
·
соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или
ассортименту реализуемой продукции;
·
ценовые соглашения.
Наряду с запретами на
заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим
положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за
экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации
или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для
группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
Согласно закону "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано
получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный
контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).
Российское антимонопольное законодательство
не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление
или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные
последствия для конкуренции не компенсируются повышением ее
конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не
мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Но, в тоже время, нередко
создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и
приобретение акций нередко проходят с нарушением антимонопольного
законодательства
В целом, можно сказать,
что контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока недостаточно
эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной
политики в отраслях, не имеет следственных полномочий (в отличие, например, от
японской Комиссии по добросовестной торговле), ему трудно получать требуемые
сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и
содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью
Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении
монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7
лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать
жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное
ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.
Важным для
антимонопольной политики является также запрет на недобросовестную
конкуренцию.
Под недобросовестной
конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ,
которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут
причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет
о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить
убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера,
способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также
о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией
конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение,
использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой
информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
В антимонопольной политике
используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и
управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого
вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные
условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют
интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения,
в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание
предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров,
указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают
размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг
"иногородних" предприятий и так далее.
Кроме уже перечисленных мною
мер, в политике России широко используется реестр как инструмент
антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка
и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются
из государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке
в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков.
Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших
субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного
законодательства.
В реестр обязательно
попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России
отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский
машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш"
(машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.
Антимонопольные органы
выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее
важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
2.2. Система
государственного регулирования
естественных монополий
Россия не избежала
негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В
российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий
–монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных
монополий – 500[9].
Примером естественных
монополистов в России можно уверено считать прежде всего РАО “ЕЭС России”,
“Газпром” и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и
важные дискуссии.
Первый проект Закона “О естественных
монополиях” был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по
поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими
и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и
компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС
России” и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако
ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе
правительство направило согласованный со всеми заинтересованными министерствами
проект Закона в Государственную думу[10].
17 августа Президент подписал
Закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую
развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых
естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели
газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения
налогообложения РАО “Газпром” и отмены привилегий по формированию внебюджетного
фонда и т.п.
По Закону “О естественных
монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти и
нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по
трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии,
железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов,
услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили:
·
ценовое
регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их
предельного уровня;
·
определение
потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального
уровня их обеспечения.
Зарубежные опыт регулирования показывает, что главным в такого деятельности
является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов
государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов,
а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов,
что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.
В первоначальном
проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью
независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не
могли быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда;
предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение
акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие
прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в
зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос
возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния
различных политических сил.
Остро стоит проблема
финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как
заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы
работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших
отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают
высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться
регулированию.
Поэтому на сегодняшний день
наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных
методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать
обоснованные решения.
Таким образом, в области
создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных
монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще
предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования,
так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать
более компактную и управляемую сферу регулирования.
Заключение
Итак, подводя итоги, можно
сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно
хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы.
Причём, мы уверены, что антимонопольная политика будет плодотворно развиваться
как в отношении монополий закрытого и открытого типа, так и в отношении
естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для
российской экономики.
Как же будет развиваться
антимонопольная политика в ближайшее время?
На этот вопрос можно
частично ответить, приведя высказывание заведующего сектором бюро
экономического анализа А. Е. Шаститко[11].
Он отметил, что: “… расширение внутреннего рынка - это средство обеспечения
национальной и экономической безопасности страны, однако формирование жесткой
конкурентной среды предполагает корректировку поведения предприятий. И в этом
плане выбор мер антимонопольной политики будет строиться с учетом ожидаемых
государством выгод и издержек. Антимонопольная политика в России переживает
процесс становления, совершенствования законов и их активного применения”.
Мы считаем, что именно
разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно
помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной
мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет
развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно
будет становиться лучше.
Список использованной литературы:
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г.,
Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. /
Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998.
2. Антимонопольное
регулирование и поддержка предпринимательства: статьи семинара // Вопросы
экономики .- 2001. - № 4
3. Государственное регулирование
рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.:
ОАО "НПО "Экономика", 2000.
4. Дж. Вильсон, В. Цапелик.
Естественные монополии России //Вопросы экономики.- 1999.- № 11.
5. Курс микроэкономики: Учебник
// Под реда. Р. М. Нуреева. – М., 2000.
6. Микро- и макроэкономика:
Энциклопедический словарь // Под общей ред. Г. С. Вечканова., - М.,2000.
7. Микроэкономика: Теория и
российская практика: Учебник// Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, .- М.,
1999
8. Никитин
С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// Мировая экономика и
международные отношения .- 1999 .- №7
9. Экономика: справочник..- М.:
Финансы и статистика,1998.
[1] Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А. Г.
Грязновой и А. Ю. Юданова. М. : ИТД “КноРус”, 1999.
[2] Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики: Учебник. Изд. 2-е..- М., НОРМА,
2000 .
[3] Экономика: Справочник. 2-е изд..- М.: Финансы и статистика, 1998.
[4] Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь/ Под общей ред. Г.
С. Вечканова.- СПб.:Лань, 2000.
[5] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А. Г.
Грязновой и А. Ю. Юданова.- М.:КноРус, 1999.
[6] Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник/ Под ред.А. Г.
Грязновой и А. Ю. Юданова. -М.: КноРус, 1999.
[7] Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема
монополии // Мировая экономика и международные отношения .- 1999г.- №7
[8] Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии // Мировая
экономика и международные отношения .- 1999 .- №7
[9] Дж. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии России// Вопросы
экономики.- 1999.- № 11.
[10] Дж. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы
экономики.- 1999.- № 11.
[11] Антимонопольное регулирование и поддержка
предпринимательства: статьи семинара // Вопросы экономики .- 2001. - № 4.
|