Анализ рынка компании "Балтика"
Анализ рынка компании "Балтика"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
Самостоятельная работа по дисциплине «Стратегический
маркетинг»
Выполнили студенты группы 1508:
Научный руководитель работы:
Соловьев Б.А.
Москва 2007
Краткая характеристика и история компании.
Пивоваренный завод "Балтика"
построен по проекту, разработанному институтом "Гипропищепром-2", как
один из пивных заводов Ленинградского производственного объединения
пивоваренной и безалкогольной промышленности "Ленпиво".
Техническое состояние 6 пивоваренных
заводов, входивших в это объединение, в связи с длительным сроком эксплуатации
(до 200 лет), не позволяло обеспечивать выпуск высококачественного пива и
требовало их остановки
для проведения капитального ремонта.
Строительство нового завода началось в
1978 году. Государственное предприятие "Пивоваренный завод
"Балтика" было утверждено в 1990 году после завершения строительства.
Первая партия пива была отпущена в
торговую сеть в ноябре 1990 года, тогда было произведено всего 27 тыс. литров
пива. Но это еще было не пиво "Балтика", а широко распространенные
сорта "Жигулевское", "Рижское", "Адмиралтейское",
"Праздничное".
В 1992 году началась приватизация
предприятия, в процессе которой произошла его реорганизация в Открытое
Акционерное Общество. Акционерами "Балтики" тогда стали 28
юридических и свыше 2-х тысяч физических лиц. Крупнейшим держателем акций
"Балтики" на сегодняшний день является компания "Балтик
Бевериджиз Холдинг" (Baltic Beverages Holding AB).
Примерно в это время на предприятии начали
осуществлять идею создания собственной торговой марки - "Балтика". С
самого начала "Балтика" задумывалась исключительно как пиво
высочайшего европейского уровня, сваренное по классической технологии. Реализуя
эту задачу, руководство завода разработало первую инвестиционную программу
реконструкции и развития предприятия.
Программа была рассчитана на период с 1993
по 1998 год и предусматривала установку современного европейского оборудования,
позволяющего обеспечить высокое качество пива. Программа была завершена
досрочно в полном объёме к ноябрю 1996 года. В результате "Балтика"
стала крупнейшим российским производителем пива и уверенно удерживает лидерство
по сей день.
В рамках инвестиционной программы были
проведены следующие основные работы:
·
Установка
нового оборудования на всех производственных участках
·
Введение в
строй станции водоочистки (вся вода очищается).
·
Замена всех
железных трубопроводов на трубопроводы из нержавеющей стали.
·
Установка и
запуск современных установок фильтрации пива.
·
Компьютеризация
всего производства.
После осуществления программы
"Балтика" стала первым в России пивоваренным заводом, оснащенным
самым современным европейским оборудованием. К этому времени предприятие
достигло небывалой мощи, какой не достигал ни один пивоваренный завод в истории
России. Стремясь сделать свою продукцию доступной всем российским потребителям,
"Балтика" первой в нашей стране начала создавать собственный холдинг,
приобретя в 1997 году контрольный пакет акций завода "Донское пиво" в
Ростове-на-Дону. В октябре 2000 года приобретен контрольный пакет акций завода
"Тульское пиво". Специалистами "Балтики" была разработана
инвестиционная программа, нацеленная на увеличение мощностей этих заводов и на
замену устаревшего оборудования.
Кроме того, с 1998 года
"Балтика" создает сеть сбытовых подразделений в регионах. В настоящее
время открыто двадцать восемь представительств в крупных городах России. Таким
образом прежнее название - ОАО "Пивоваренный завод "Балтика" -
потеряло актуальность. Сегодня "Балтика" - уже не один завод.
Поэтому в 1998 году акционеры утвердили
решение Совета Директоров переименовать предприятие, и полное название теперь
звучит как ОАО "Пивоваренная компания "Балтика".
В 1999 году на территории завода
"Балтика" в Санкт-Петербурге закончено строительство
автоматизированного склада готовой продукции. Его уникальность заключается в
высокой автоматизации и возможности отгрузки продукции в автомобильный и
железнодорожный транспорт. Теперь на очереди солодовенный завод, строительство
которого завершится в первой половине 2000 года.
30 ноября 2000 года состоялось торжественное открытие
крупнейшего в России "Солодовенного завода Суффле-Санкт-Петербург".
Завод построен французской фирмой "Groupe Soufflet" совместно с
"Пивоваренной компанией "Балтика". Стоимость проекта составила
$50 млн., предполагаемый срок его окупаемости - 7-10 лет. Около $35 млн.
вложила французская фирма, которой принадлежит 70% акций завода, остальную
часть вложила "Балтика", доля которой в проекте составляет 30%.
Производственная мощность "Солодовенного завода
Суффле-Санкт-Петербург" -105 тысяч тонн светлого солода в год. Для
сравнения: стандартная солодовня в России имеет мощность 25 тысяч тонн.
В рамках инвестиционной программы на
петербургской площадке Компании был приобретен новый варочный порядок фирмы
'Huppmann' емкостью 9 тонн сырья и производительностью 12 варок в сутки
стоимостью $6 млн., осуществлен монтаж 36 дополнительных емкостей для брожения
немецкой фирмы 'Ziemann' ($9 млн.) и запуск в апреле 2001 года в эксплуатацию
линии розлива пива в банки ($5,7 млн.), а также расширена
инфраструктура предприятия.
В целом инвестиции в "Балтику" с
1993 по 2000 годы составили более 347 млн. долларов. В основном это собственные
средства, заработанные Компанией. Объем производства с 1991 по 2000 год
увеличился в 38 раз (с 27 до 1013 млн.л). Доля "Пивоваренной компании
"Балтика" в российской пивоваренной промышленности составляет 18%, поэтому
торговую марку "Балтика" сегодня можно назвать единственным
национальным брэндом, поскольку ни одна другая не занимает такой доли
российского рынка. Цель Компании - к 2003 году занять 25 % российского рынка
пива.
Сегодня можно с уверенностью говорить об
"экономическом феномене "Балтики". Ведь даже в мировой истории
немного примеров, когда какая-либо компания за такое короткое время становилась
лидером отрасли. А потому можно уверенно назвать "Балтику"
национальной гордостью России.
В чем же секрет успеха Компании? Все
довольно просто: несмотря на то, что "Балтика" уже сейчас по уровню
технологической оснащённости опережает российские и многие зарубежные
предприятия, Компания продолжает неуклонно развиваться, постоянно заботясь о
качестве своей продукции: рассматривается вопрос расширения Компании за счет
приобретения новых пивоваренных заводов; продолжается модернизация и увеличение
мощности дочерних заводов в Ростове-на-Дону и в Туле; продолжается сертификация
внедренной Компанией Системы качества на соответствие международному стандарту
ISO-9001.
Официальным признанием качества продукции,
торговой марки "Балтика", культуры производства и усилий трудового
коллектива явилось присуждение предприятию Премии Правительства Российской
Федерации в области качества 1997 года. По итогам массового опроса российских
потребителей в 1998, 2000 годах пиво "Балтика", наряду с продукцией
ведущих мировых фирм, было названо в числе лучших товаров народного
потребления.
В 2003 году завершена реализация
уникального инвестиционного проекта - в январе и апреле была закончено
строительство современнейший в пивоваренной отрасли заводов «Балтика-Самара» и
«Балтика-Хабаровск», заводы открылись розливом новы пивных марок - «Самара» и
«ДВ», названия которых были выбраны в результате проведенных в городах
конкурсов среди любителей пива.
Динамика развития компании за двенадцать
лет.
Доля «Пивоваренной компании «Балтика» на
рынках России имеет тенденцию к постоянному росту в течение прошедших
двенадцати лет. В 2002 году продукция «Балтики» уже составила 22,5% процента от
всего объема пива, поставляемого на рынок России.
Состав
комплекса маркетинга.
Продукт: Лидер среди российских
производителей пива компания «Балтика» выпустила новый сорт светлого пива -
«Балтика №2 Светлое». Этот сорт разрабатывался с учетом актуальных предпочтений
потребителей пива. После многомесячного поиска оригинального вкуса
специалистами дегустаторами пивоваренной компании «Балтика» был выведен новый
сорт линейки «Балтика».
«Балтика №2 Светлое» стала достойным
пополнением ассортимента компании, который сегодня насчитывает более 30
различных сортов пива.
Любители светлого пива по достоинству оценят чистый, легкий вкус и
удивительную свежесть пива «Балтика №2 Светлое». В рецептуру нового сорта
добавлен отборный рис, который обеспечивает пиву особый бархатистый вкус, а
уникальное сочетание элитных сортов хмеля придает этому сорту приятную
горчинку.
Характеристики «Балтика №2 Светлое».
состав: вода, светлый ячменный солод, рис, хмелепродукты, содержание алкоголя -
не менее 4,7% об., экстрактивность начального сусла – 11,5%, энергетическая
ценность - 41,1 ккал в 100 г пива, пищевая ценность - углеводов не более 3,4 г
в 100 г пива, срок годности - 6 месяцев. Объем 0,5 л. в зеленой бутылке
«Балтика», сообщается в пресс-релизе компании.
Цены: Предполагаемые Цены за бутылку
«Балтика №2 Светлое следующие:
·
Розничные цены
на бутылочное пиво 500 мл – 15 рублей
·
Оптовые цены
на бутылочное пиво 500 мл – 9,6 рубля
Распределение:
Распределение
пива происходит с помощью нескольких групп:
- группа по организации крупнооптовых продаж
- группа по организации мелкооптовых продаж и продаж в
магазины
- группа по организации продаж разливного пива
- группа координации внешней дистрибьюции
- группа координации внешней дистрибьюции
Новая «Балтика» уже появилась в магазинах крупных городов
России. Компания планирует уже до конца сентября выпустить 70 тыс. дал нового
сорта пива и продавать «Балтика №2 Светлое» по всей стране.
Бренд «Балтика» существует уже более 12 лет, в течение
которых является самым популярным пивом в России. Сейчас «Балтика» продаётся
более чем в 90% торговых точек России. Это лучший показатель среди пищевых
продуктов. Пиво, произведенное на 5 заводах компании, через разветвленную сеть,
состоящую из 32 сбытовых подразделений и 59 торговых представительств, быстро
попадает на прилавки.
Высокий уровень дистрибуции дает возможность потребителям «Балтики» пить
свежесваренное пиво в любой точке России.
Продвижение:
Используются различные способы и инструменты для
продвижения, такие как:
·
Торговые
представители
·
Бонусные
программы
·
Скидки
·
Стимулирование
продаж
·
Реклама на ТВ,
радио, прессе и местах массового питания
Вследствие
проведенных исследований имеются следующие данные:
В 2002 г. рыночная доля компании «Балтика» составила 22% на
рынке пива в России.
Всего в 2003 году
компания продала 3200 млн. бутылок, по средней цене 15 рублей за штуку. Средняя
цена бутылки пива на рынке составила 14 рублей.
Марка «Балтика №2
Светлое» в 2002 году обеспечивала 12% от общего объема продаж компании. Его
цена составила 16 руб. за бутылку.
Перед группой маркетологов по указанию руководителей
компании «Балтика» возникла следующая задача:
Рассчитать рыночную долю марки «Балтика №2 Светлое» на всем рынке пива в штуках и в
рублях?
∑Q рынка (в штуках)=100%*3200
млн. бутылок / 22% = 14546 млн. бутылок
∑ Q рынка (в рублях)=3200 млн.
бутылок*14 руб./бут.=44800 млн. руб.
∑ Q продаж «Балтики» в рублях = 3200 млн.
бутылок*15 руб./бут.= 48000 млн. рублей
Q продаж «Балтика №2 Светлое» в рублях = 12%*48000
млн. руб. / 100%=5760 млн. рублей.
Q продаж «Балтика №2 Светлое» в штуках = 5760 млн.
руб. / 16 руб./шт. = 360 млн. бутылок
d «Балтика №2 Светлое» на рынке в штуках = 360 млн.
бутылок / 14 546 млн. бутылок = 0,025 = 2,5 %
d «Балтика №2 Светлое» на рынке в рублях = 5760 млн.
руб. / 44800 млн. руб. = 0,128= 12,8%
|