Адаптивная физическая культура в России
Адаптивная физическая культура в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
|
2
|
ГЛАВА 1.
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
|
3
|
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
5
|
2.1.
Реальность
|
5
|
2.2.
Перспективы
|
9
|
ГЛАВА 3.
ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ В РОССИИ
|
13
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
17
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
|
19
|
ВВЕДЕНИЕ
Беда, приходя, не
спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с
кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в
один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными
физическими возможностями. И в принципе, не стоит.
В реальности живут сотни,
тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности вести полноценную
жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от
опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги — хорошие
друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это –
чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?
В системе мер социальной
защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее
эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами
физической культуры и спорта. Интеграция в жизнь общества лиц с ограниченными
возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя
является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации
инвалидов, но и лежит в их основе.
ГЛАВА 1. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Адаптивная физическая
культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных
на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению
полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в
социальное развитие общества.
Конечно, область применения
ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения
в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей
стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих
зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в
поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и
реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в
спортивных коллективах [2, c.133].
Но главное, - адаптивная
физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким
образом?
У человека с отклонениями в
физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
·
осознанное отношение к
своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
·
способность к
преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих
полноценной жизни;
·
компенсаторные навыки,
то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо
отсутствующих или нарушенных;
·
способность к
преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических
нагрузок;
·
потребность быть
здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
·
осознание необходимости
своего личного вклада в жизнь общества;
·
желание улучшать свои
личностные качества;
·
стремление к повышению
умственной и физической работоспособности.
Считается, что адаптивная
физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.
Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер.
Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под
руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» - это название
подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее
проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в
организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на
жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма [6, Т
I. – с.272].
Магистральным направлением
адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности,
как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность
человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент
адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической
культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры,
задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для
работы в сфере физической культуры инвалидов [4, c.128].
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И СПОРТ СРЕДИ ИНВАЛИДОВ: РЕАЛЬНОСТЬ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Всеобщее распространение
имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих
согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.
" Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к
инвалидам", - считает профессор П.А. Виноградов.
В резолюции ООН, принятой 9
декабря 1975г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и
те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными
структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т.ч.
мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания,
психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный
транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.
2.1. Реальность.
По данным Всемирной
организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного
шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на
успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и
подростков. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории
населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной
гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная
программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по
реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты
законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.
В настоящее время
большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США,
Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального
обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных
странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической
культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр,
спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное - создание условий
для этих занятий.
Основная цель привлечения
инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить
утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для
воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации
своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому
и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их
социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень
популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха,
развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы,
необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены
возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения
сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурно-оздоровительная
активность в таких случаях является действенным средством профилактики и
восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует
приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим,
например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или
ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций
организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых
навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения,
получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.
Можно спорить с
утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало
законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт,
что спортивное движение "колясочников" в 50-е - 60-е гг. во многих
странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу.
Принимая во внимание
вышесказанное, во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено:
"Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому
государства- члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов,
в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации
этой деятельности". Создание равных условий инвалидам в вопросе их
вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение
развитых стран.
"До последнего времени
в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из
нормальной жизни общества. Их проблемы не было принято обсуждать публично.
Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах
специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие
сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов", - писали
в 1996г. авторы книги " Основы физической культуры и здорового образа жизни"
П.А. Виноградов, А.П. Душанин и В.И. Жолдак.
Долгие годы у нас бытовало
мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а,
тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры
рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие,
дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая
культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации
инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к инвалидам в России.
И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же
сыграли свою положительную роль [3, c.120].
Коллегия ГКФТ России 31
октября 1997г. рассмотрела вопрос " О системе государственных мер по
развитию физической культуры и спорта инвалидов". В своем постановлении по
этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов
средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта
высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы
населения.
Среди главных
причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие
нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже отмечалось выше,
отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы,
а недопонимание многими государственными политическими и общественными
деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об
инвалидах как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач
направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением
физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и
общественными организациями ГКФГ России.
Наиболее полно эти вопросы
нашли отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в
области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами
физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению
Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК,
сотрудниками ГКФТ России и других общественных организаций (Царик А.В.,
Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).
2.2 Перспективы.
В Концепции государственной
политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной
адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг.,
среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и
социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на
первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой
и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И все же, называя пути
достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают:
"создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру
государственного и общественного управления (а значит и финансирования - автор)
физической культуры и спорта инвалидов".
Такая запись невольно
приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая
ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного
направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной
ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности
инвалидов.
Среди приоритетных
направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры
разработчики Концепции справедливо называют:
·
вовлечение как можно
большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
·
физкультурное просвещение
и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и
массового спорта среди инвалидов;
·
обеспечение доступности
для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
·
подготовка, повышение
квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и
спортивной работы с инвалидами;
·
создание
нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным
достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий
и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и
региональными органами государственного управления в области физической
культуры и спорта.
В этой связи следует
подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные
органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий
физической культурой и спортом среди всех категорий населения [5, c.156].
Адаптивная физическая
культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное
обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения
учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и
отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных
и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и
методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности;
технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и
многих других.
Изучаются наиболее эффективные
пути использования физических упражнений для организации активного отдыха
инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой
вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации
адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем
оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде
всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое
(духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность
занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции,
психотерапевтические техники и т.п.).
Исследуются биологические и
социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных
с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и
выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально
неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных
игр и др.).
Находят научное обоснование
технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и
методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и
предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение
их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность,
стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер
человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают
возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию,
страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя;
экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное
удовлетворение и радость ощущений собственного тела.
Производится специализация
сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии,
медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также
накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры
(АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении
проблем, связанных с:
1. разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и
спорта;
2. обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения
физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья;
3. диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над
состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями;
4. оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных
нарушений;
5. организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;
6. подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в
аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации) [1,
c.10-12].
ГЛАВА 3.
ПАРАЛИМПИЙСКИЙ СПОРТ В РОССИИ.
В России более 10 миллионов
инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении
реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.
Более 15 лет существует в
России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация
физической культуры и спорта инвалидов России.
На сегодняшний день в
России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, количество занимающихся
адаптивной физической культурой и спортом в общей сложности - более 95,8 тысяч
человек, созданы 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ инвалидов
/ДЮСОШИ/.
Наиболее активно
развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках Башкирия, Татария,
Коми; Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской,
Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях; городах
Москве и Санкт-Петербурге.
Российские
спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских
Играх. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в
Сеуле. На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала
27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е
место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида
из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты,
превышающие личные достижения.
Выступление сборных команд
России на XI Паралимпийских играх 2000 года в г. Сиднее (Австралия) показало
некоторый прогресс в подготовке спортсменов-инвалидов к соревнованиям самого
высокого ранга. Спортивная делегация России, представленная 90 спортсменами,
завоевала 35 медалей, в том числе 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых
наград, выступая в 10 видах программы из 20, и заняла 14-е общекомандное место.
Возрастной диапазон
российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53
лет. В настоящее время происходит значительное “омоложение” состава, связанное
с интенсивным обновлением большинства сборных команд России в период 2003 -
2004 гг.
На зимних Паралимпийских
играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году россияне завоевали 7 золотых, 9 серебряных и
5 бронзовых медалей. Чемпионами мира по футболу стала сборная России.
26 марта 2003 года вышло
распоряжение Президента Российской Федерации о подготовке к Олимпийским играм
2004 года в Афинах и зимним Играм 2006 года в Турине, в которое впервые были
включены вопросы подготовки и к Паралимпийским играм.
Паралимпийские игры 2004
года в Афинах были пятыми по счету летними Играми, в которых участвовали
россияне - 113 спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата и
нарушением зрения по 10 видам спорта:
1)
легкая атлетика - 23
чел.;
2)
плавание - 17 чел.;
3)
футбол - 14 чел.;
4)
дзюдо - 13 чел.;
5)
волейбол (муж.) - 14
чел.;
6)
пулевая стрельба - 8
чел.;
7)
пауэрлифтинг - 11 чел.;
8)
настольный теннис - 6
чел.;
9)
конный спорт - 6 чел.;
10)
теннис – 1 чел.
В настоящее время в
развитии спорта среди инвалидов в России отмечается возрастание роли
государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной поддержке спорта
среди людей с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки
спортсменов-инвалидов; формировании социальной политики в области спорта
инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.
Финансирование участия
российских спортсменов-инвалидов в официальных международных соревнованиях,
включая Паралимпийские и Сурдолимпийские игры, увеличилось с 1998 года более
чем в 10 раз. Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди
инвалидов за пять лет вырос с 8 до 60 млн. рублей.
В рамках подпрограммы
"Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в
Российской Федерации /2002-2005 годы/" федеральной целевой программы
"Молодежь России" /2001-2005 годы/ предусмотрела выделение 4,3 млн.
рублей на укрепление материально-технической базы научно-практических центров
физической реабилитации.
Ежегодно в Едином
календарном плане всероссийских и международных соревнований предусматривается
раздел, в который входит около 100 всероссийских и 60 международных спортивных
мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с
поражением опорно-двигательного аппарата.
Приоритетным для
Госкомспорта России является решение вопроса о приравнивании статуса инвалидов-спортсменов
к статусу здоровых спортсменов, статуса паралимпийцев - к статусу олимпийцев.
Начиная с 2000 года
спортсменам- победителям и призерам Паралимпийских игр, а с 2003 года -
победителям и призерам Сурдоолимпийских игр и тренерам, осуществлявшим их
подготовку, выделяются денежные вознаграждения.
Совместно с Паралимпийским
и Сурдоолимпийским комитетами России подготовлены списки ведущих инвалидов-
спортсменов кандидатов на президентские стипендии. 4 декабря 2003 года вышел
Указ президента РФ об учреждении стипендий спортсменам- инвалидам, являющимся
членами сборных команд России по параолимпийским и сурдоолимпийским видам
спорта. Указом предусматривается установить до 100 стипендий ежегодно для
спортсменов-инвалидов - членов сборных команд России по параолимпийским и
сурдоолимпийским видам спорта в размере 15 тысяч рублей. (Взято из материалов РИА
«НОВОСТИ»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активизация работы с
инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует
гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и
тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы
физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической
культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития
физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие
специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении,
недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных
клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех
типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной
направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в
достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих
инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей
их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической
реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что
физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными
возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные
физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются
формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие,
снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к
себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной
задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как
можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как
одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества,
поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для
успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде.
Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде
случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
|
Выдрин В.М. Методические проблемы теории
физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12.
- № 6.
|
2.
|
Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории
физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.
|
3.
|
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической
культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с
|
4.
|
Матвеев Л.П. Введение в теорию физической
культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с
|
5.
|
Николаев Ю.М. Теория физической
культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты.
СПб., 2000. -156 c.
|
6.
|
Сборник материалов к лекциям по
физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В.
Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с
|
8.
|
Социальные и биологические основы
физической культуры: Учебное пособие/Отв. ред. Д. Н. Давиденко Издательство:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с.
|
9.
|
Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая
культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры,
1999. - №4.
|
|