Японо-российские отношения
Японо-российские отношения
ЯПОНО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Отношения СССР и
России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между
нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений
двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные
моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на
небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран -
торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения, культурные,
научные и другие гуманитарные связи.
Традиционным стереотипом
при определении советско-японских и российско-японских отношений является
мнение, что они находятся в состоянии застоя. Действительно, отношения СССР и
России с Японией отличались и отличаются от отношений с другими странами. Между
нашими государствами до сих пор не подписан мирный договор. В истории отношений
двух стран случалось разное. Были конфликты, войны, но были и позитивные
моменты. В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на
небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых стран -
торговых партнеров СССР. Стабильно развивались дипломатические отношения,
культурные, научные и другие гуманитарные связи. Новый этап в международных
отношениях между Россией и Японией в целом был связан с именем М.С. Горбачева.
СССР начал активно сдавать позиции в Европе, что выразилось в аннулировании
Варшавского договора, выводе советских войск из Германии, согласии на
воссоединение 2-х немецких государств «Начало» перестройки в СССР
ознаменовалось и крупными кадровыми переменами в союзном МИД. В 1985 году на
место представителя жесткой внешнеполитической линии А.А. Громыко был назначен
Э. Шеварднадзе. Уже в январе 1986 года он посетил Японию, где провел консультации
с японским министром иностранных дел С. Абэ. На встрече был обсужден ряд
вопросов, хотя Э.А. Шеварднадзе не признал наличие территориальной проблемы.
Однако был заключен коммюнике, где содержались основные принципы условия
мирного договора. Таким образом, консультации, хоть и не включили в себя
обсуждение территориальной проблемы, но имели большое значение для обеих стран,
поскольку означали возобновление прямого политического диалога между СССР и
Японией. В декабре 1988 года, во время очередного визита Э. Шеварднадзе в
Японию, СССР официально согласился обсуждать территориальные проблемы. Это
означало, что уже к началу 90-х годов возникла явная необходимость расстановки
границ на дальневосточных рубежах, что было непосредственно связано с развитием
экономической, политической и культурной сфер жизни обоих государств.
Для окончательного
разрешения территориальной и иных проблем во взаимоотношении СССР и Японии
состоялся официальный визит президента СССР М.С. Горбачева в Японию с 16 по 19
апреля 1991 года. Было проведено 6 раундов встреч с премьер-министром Т.
Кайфу, чтобы выработать единую позицию по спорным вопросам. Было заключено
совместное советско-японское заявление от 18 апреля 1991 года, где говорилось,
что были проведены обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу
вопросов, включая проблему территориального размежевания островов Хабомаи,
Шикотан, Кунашир и Итуруп. Кроме того, оговаривалось, что будет использован
весь позитив, начиная с 1956 года, когда Япония и СССР совместно декларировали
прекращения состояния войны и восстановление дипломатических отношений».
То есть, со сменой идеологии и изменением
внешнеполитического курса советская сторона официально признала наличие
территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией. Были четко
определены спорные территории: острова Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир. Тем
не менее, о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения
мирного договора нечего не было сказано.
Я думаю, что сейчас мы находимся на
бескомпромиссно-противоположных позициях по этому вопросу. Думаю, что и России,
и Японии нужно искать обоюдоприемлемые решения. На мой взгляд, одно из таких
возможных решений заключается в приложении максимальных усилий для совместного
освоения Южных Курил и Дальнего Востока в целом. Предлагались идеи о создании
совместного управления с целью развития Южных Курил. Соглашения об этом должны
быть зафиксированы на уровне международного договора, который, в свою очередь,
необходимо рассматривать как часть реализации программы по заключению мирного
договора. И еще одно немаловажное замечание: с российской стороны к управлению Курилами
наряду с федеральными должны быть привлечены и представители Сахалинской
области. А с японской стороны - представители префектуры Хоккайдо, ближайшей к
этим островам территории Японии.
Россия и Япония переживает сегодня не
легкие времена. Объем торговли между двумя странами сильно сократился, и
сопоставим с уровнем десятилетней давности. Среди причин этого я бы хотел выделить
невыплаченную задолженность бывшего СССР частным японским фирмам в размере 1.1
млрд. долларов, отсталость российской инфраструктуры, несовершенство налоговой
системы и законодательства, обострение в стране криминогенной ситуации. Все это
негативно настраивает японских промышленников и предпринимателей в отношении
России. Безусловно, определенным тормозом в развитии торговых отношений с
Россией является и традиционная для Японии структура потребления. Хотелось бы
привести на этот счет некоторые интересные факты. Например, японцы предпочитают
дорогие, но собственные товары более дешевому импорту. Правда, этот товарный
патриотизм не распространяется на некоторые виды продовольствия. Фрукты и овощи
Японии приходиться импортировать, но потребности в рыбе, мясе, рисе Япония
обеспечивает за счет собственного производства. С учетом этих факторов Россия
не является для Японии перспективным торговым партнером.
В 90-е годы динамика российско-японских торгово-экономических
связей была нестабильной, а также характеризовалась недостаточной
инвестиционной активностью японского бизнеса на российском рынке,
неустойчивостью товарооборота, который в последние годы выглядит следующим
образом (в млн. долл.):
|