Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Установление правового фундамента в кыргызско- российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г. Обобщая итоги внешнеполитической деятельности за весь промежуток
времени (1991-2000), президент КР подчеркнул: «Интенсивно и плодотворно
развивались взаимоотношения Кыргызстана с Россией, нашим основным
стратегическим партнером. Хотелось бы отметить высокий уровень
политического взаимопонимания и делового партнерства который присущ нашему
сотрудничеству с первого дня установления дипломатических отношений». Приоритетность связей с Россией предопределены всей историей развития
Кыргызстана и обусловлена множеством факторов. Во-первых, вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями,
которые сопровождались в последние десятилетия тесным взаимоотношением
экономик и иных сфер жизнедеятельности двух государств. Распад СССР
временно ослабил это взаимодействие, качественное изменение ситуации
обуславливается тем, что на современном этапе речь идет о сотрудничестве
двух равноправных суверенных государств. Во-вторых, общностью целей двух государств в осуществление глубоких
демократических преобразований, преодоление кризисных явлений в социально-
экономической области. Россия с учетом ее мощной и диверсифицированной
хозяйственной структуры и нарастающих рыночных возможностей способна в
послекризисный период сыграть роль локомотива для кыргызской экономики,
равно как и для экономик других стран СНГ. В-третьих, нарастанием взаимного притяжения Кыргызстана и России друг
к другу в связи с тем, что обе страны в обозримом будущем не смогут
включиться на равных в мировое разделение труда и выдержать усиливающуюся
конкуренцию на международных рынках (за исключением лишь некоторых сырьевых
товаров). Поэтому сама история поставила перед ними задачу координации
действий и кооперации ресурсов. Развитие двусторонних отношений – это многомерный процесс, включающий
осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на
уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности
внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало
возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при
условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной
сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ. В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в
«Стратегическом курсе РФ с государствами – участниками СНГ», утвержденном
Указом Президента России Б. Ельцина 14 сентября 1995 г. Реализация Указа и
новый взгляд, в частности, на страны Центральной Азии, стали мощным
императивом в Российской внешней политике. Характер, динамика и открытость кыргызско-российских отношений
подтверждают это. Не случайно Президент РФ Б. Ельцин, выступая на пресс-
конференции по итогам официального визита Президента КР .А.Акаева в Россию
в марте 1996 г. оценил состояние двусторонних отношений между Кыргызстаном
и Россией, как образец для других государств в СНГ. Если рассматривать эти взаимоотношения во временной ретроспективе, то
можно выделить группу узловых документов, отражающих важнейшие вехи
сотрудничества. Прежде всего следует отметить Договор об основах межгосударственных
отношений КР и РФ, подписанный 21 июля 1991 г. по прибытию Президента РФ Б.
Ельцина с официальным визитом в КР, 20-21 июля 1991 г., обсуждались вопросы
кыргызско-российского сотрудничества. Впервые в истории двух государств в Договоре официально закрепилось: «
Высокие Договаривающиеся Стороны признают друг друга суверенными
государствами и обязуются воздерживаться от действий, которые могут нанести
ущерб государственному суверенитету другой Высокой Договаривающейся
Стороны. Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на
основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих
суверенитету, не применения силы или угрозы силой, включая экономические и
иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ,
мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения
прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться
своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного
сотрудничества и других общепризнанных норм МП». Несмотря на то, что Договор был заключен еще в рамках бывшего СССР, он
создал правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений. После распада СССР перед новыми независимыми государствами встала
задача формирования договора- правовой базы в соответствии с нормами МП. Первыми документами такого рода стали Протокол об установлении
дипломатических отношений между КР и РФ 20 марта 1992 г. При этом они
руководствовались стремлением развивать свои отношения содействовать
осуществлению целей и принципов СНГ. Также Протокол о сотрудничестве и
координации деятельности между МИДами от 24 апреля 1992г. и Договор о
Дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между КР и РФ от 10 июня 1992г
Этими документами были окончательно установлены дипломатические отношения
между Кыргызстаном и Россией. Последним договором определены основные
направления сотрудничества и взаимодействия РФ и КР в политической,
экономической, военной, гуманитарной и иных сферах. В преамбуле Договора отмечалось значение исторических сложившихся
прочных связей двух государств, традиций доброго общения и взаимодействия
народов. В статье 1 закреплено: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои
отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь
принципами взаимного уважения государственного суверенитета и
территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения
силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления
равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения
прав человека и основных свобод добросовестного выполнения обязательств, а
также другими обще производственными нормами МП.» Статья 2 гласит: Высокие Договаривающиеся стороны взаимодействуют в
целях укрепления мира, повышения стабильности как в глобальном, так и
региональном масштабе. Они координируют свою внешнеполитическую
деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению
коллективной безопасности, а также усилению миротворческой роли ООН и
повышению эффективности региональных механизмов. Они прилагают усилия для
содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций,
затрагивающих интересы сторон. Стороны координируют свои позиции в этих
областях с целью осуществления в необходимых случаях совместных или
согласованных действий. В соответствии с Договором Россия и Кыргызстан являются дружественными
государствами. Данный Договор был заключен сроком на десять лет. Дипломатические отношения между странами быстро обрели полноформатный
характер: были открыты посольства, главам государств вручили верительные
грамоты первые послы суверенных государств. Открытие в Бишкеке посольства РФ 8 сентября 1992 г. свидетельствовало
о том, что в летописи взаимоотношений народов двух государств,
насчитывающей уже многие столетия богатейшей истории, была открыта новая
страница. От 1-го кыргызского посла в России Баатыра до 1-го российского
посольства в Кыргызстане прошло более двух столетий. Дружба кыргызов и
народов России испытана временем. Благодаря ей, достигнуты впечатляющие
результаты. В КР послом стал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ М.А. Романов, а в России – Чрезвычайный и Полномочный Посол КР А.К. Манаев. Но а с января 1997 г. РФ в КР представляет новый Чрезвычайный и
полномочный Посол Г.А. Рудов. Уместно заметить, что посольства КР было открыто в Москве на базе
действовавшего много лет Постоянного представительства КР в России. Что же
касается Российской стороны, то она открыла свое посольство в Кыргызстане
впервые. Министерства иностранных дел, двух государств договорились о
регулярном проведении переговоров и консультаций на уровне министерств
иностранных дел и других уровнях по международным и двусторонним вопросам,
представляющим взаимный интерес. Совместными усилиями созданы
благоприятные условия для взаимодействия дипломатических служб и
ознакомления с опытом друг друга посредством обмена стажерами, экспертами,
проведения семинаров и совместных исследований, налаживания различных форм
прямой связи, подготовки и переподготовки специалистов для дипломатической
службы. Взаимодействие МИДов двух сторон носит многоуровневый характер, имеет
свой отлаженный механизм. Здесь приводятся некоторые звенья этого механизма:
Состояния дел в конкретной сфере , подготовку, подписание работы над
договорно-правовой базой двусторонних отношений, которые включают в себя
аналитическую деятельность, изучение договоров, соглашений, других
межгосударственных, межправительственных и межведомственных актов,
выработку регуляторов их ратификации и практического осуществления;
Двусторонние консультации, включающие обмен дипломатическими делегациями
разного уровня для обсуждения актуальных проблем и перспектив кыргызско-
российского сотрудничества, стажировки дипломатов, направление специалистов
МИДА КР в МИД РФ с целью ознакомления с практикой работы его
функциональных подразделений, обмена опытом, повышения квалификации;
Квотное обучение посланцев Кыргызстана в Дипломатической Академии и МГИМО
МИД России, а также содействия указанных заведений функционированию
факультета МО КРСУ;
Формирование информационной базы, помощь внешнеполитического ведомства РФ в
расширении банка данных, фондов архива и библиотеки МИДа КР за счет
специальной литературы международно-правового, дипломатического профиля, а
также сборников документов СНГ, ОБСЕ и ООН;
Практические мероприятия – организация визитов, контакты посольств,
совместные шаги на международной арене. Активность, динамизм работы дипломатических ведомств двух стран,
несмотря на сложности 1-х лет, давали импульс развитию двусторонних
кыргызско-российских отношений. Однако, это не означало, что они имели лишь
однолинейное измерение. Проблем, трудностей возникало немало, но обе
стороны находили пути их решения. В короткий срок была отлажена система периодических встреч на уровне
Глав государств, правительств, парламентов и ведомств двух стран. 10-11 февраля 1993 года состоялся рабочий визит Президента КР А.
Акаева в Москву. В ходе визита состоялись встречи с президентом РФ Б.
Ельциным и Главой Правительства РФ В. Черномырдиным. На этой встрече
обсуждались вопросы кырзызско-российского сотрудничества. Была достигнута
договоренность о предоставлении Кыргызстану российского льготного кредита
на 75 млрд. рублей. Был решен и ряд других практических проблем кыргызско-
российского сотрудничества. Но а 30 мая 1993г официальная делегация КР во главе с Президентом А. Акаевым приняла участие в торжествах, посвященных 290 –летию г.Санк-
Петербурга. Было заключено соглашение о расширении сотрудничества КР с г.
Санк-Петербургом. 6 августа 1993 года образовано добровольное общество «Кыргызстан-
Россия, целью которого является всемирное содействие укреплению дружбы и
разносторонних связей между народами двух равноправных государств. 24-25 января 1994г. в Бишкеке с официальным визитом находилась
Правительственная делегация во главе с министром иностранных дел
А.Козыревым. В ходе этого визита состоялся обмен мнениями с Президентом КР
по вопросам дальнейшего развития российско-кыргызских отношений, о
положении в Среднеазиатском регионе, о путях нормализации обстановки в
Таджикистане и вокруг него, а также пот некоторым другим проблемам,
представляющим взаимный интерес. Стороны обменялись ратификационными
грамотами Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, подписали Консульскую конвенцию. Но, а в 1994 г. 12февраля состоялся официальный визит
Правительственной делегации КР во главе с премьер-министром А.Джумагуловым.
В ходе этого визита состоялась встреча с главой Правительства РФ
В.Черномырдиным и таким образом было подписано соглашение о торгово-
экономическом сотрудничестве в 1994г. 22 февраля 1994 г. в Кремле Президент России Б.Ельцин и Президент
Кыргызстана А.Акаев обсудили вопросы о положении русскоязычного населения,
расширения торгово-экономического сотрудничества, а также о ситуации в
Центральной Азии, Таджикистане и другие проблемы. 21 сентября 1995 года в Москве состоялись переговоры министерств
иностранных дел РФ и КР между Р.Отунбаевой и В.Козыревым обсуждался широкий
круг вопросов углубления двустороннего сотрудничества, ситуация в СНГ и
пути укрепления СНГ, обстановки в Среднеазиатском регионе, положение
русскоязычного населения в КР. Большое внимание было уделено координации
позиций по международным вопросам в свете 50-й сессии ГА ООН. Министры с удовлетворением отметили динамичный характер развития
кыргызско-российских отношений, высокую степень взаимопонимания по
региональным и международным проблемам, выразили решимость вносить
конкретный вклад в деле дальнейшей интеграции в рамках СНГ. В.Козарев и Р.Отунбаева подписали Соглашение о статусе корреспондентов
СМИ обеих стран и План мероприятий по сотрудничеству между МИД РФ и МИДКР
на 1996 г. Состоялся также обмен грамотами о ратификации кыргызско-
российской консульской конвенции. 20 декабря 1995 г. в Москве состоялась рабочая встреча президентов КР
И РФ. Они обменялись мнениями по широкому кругу проблем, представляющих
взаимный интерес. Выражена обоюдная приверженность курсу на углубление
демократических преобразований и экономических реформ в обеих странах,
дальнейшее укрепление кыргызско-российского сотрудничества и
стратегического партнерства по всем направлениям двусторонних отношений , в
рамках СНГ, в вопросах региональной и международной политики. Особое внимание руководители России и Кыргызстана уделили различным
аспектам гуманитарного сотрудничества, включая вопросы миграции и
положение Россиян в КР, а также углубление и повышение эффективных
интеграционных процессов между странами СНГ. Члены Правительства Кыргызстана, в том числе Премьер-министр
А.Джумагулов, его заместитель, Я. Фишер в 1995-1996 гг. осуществляли
рабочие поездки в Москву. Всего в 1996 г. более 30 различных российских представителей и
делегаций побывали в Бишкеке. Следует особо выделить специфику официальных визитов президентов
суверенных государств. Каждый из них знаменует собой крупную веху в
развитии межгосударственных отношений. Показательным в связи с этим является официальный визит Президента
А.Акаева в Россию в марте 1996 г. В состав делегации вошли: Премьер-министр
А.Джумагулов, Гос.секретарь и.Абдуразиков, министр иностранных дел
Р.Отунбаева, мэр г. Бишкек Б.Силаев, министр образования и науки А.Какеев,
чрезвычайный и Полномочный Посол КР в РФ А. Мамаев и министр по делам
сотрудничества с государственными участниками СНГ Я.Фишер. В ходе визита состоялись встречи А.Акаева с Президентом Б.Ельциным,
Премьер-министром В.Черномырдиным, Председателем Гос.Думы Г.Селезневым,
Министром иностранных дел Е. Примаковым, мэром г.Москвы Ю.Лужковым,
мэром г.Санк-Петербурга А..Собчаком. Во время беседы с Президентом РФ обсуждалось состояние двустороннего
сотрудничества в политических, торгово-экономических и культурно-
гуманитарной областях. Было отмечено, что в целом кыргызско-российские
отношения развиваются на прочной дружественной основе. Особое внимание президенты уделили положению русскоязычного населения
КР. Президент Б.Ельцин приветствовал решение Кыргызстана присоединиться км
Таможенному союзу и Договору об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях. Президенты обменялись мнениями о ситуации в конфликтных регионах СНГ,
подчеркнув необходимость укрепления системы коллективной безопасности в
рамках Сотрудничества. Вопросы межпарламентного сотрудничества Кыргызстана с Россией и
другими государствами-участниками СНГ обсуждались на встрече с
Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Е.Строевым. Стороны высказались за дальнейшую совместную деятельность парламентов
по сближению национальных законодательств, за создание единого правового
пространства на территории СНГ, экономическое и культурно-гуманитарное
сотрудничество между КР и РФ. Во время встречи с мэром Москвы Ю.Лужковым были затронуты проблемы
регионального сотрудничества, взаимодействия мэрий столиц двух государств.
Ю.Лужков заверил, что мэрией Москвы будет оказано всяческое содействие
установлению прямых связей между предприятиями столиц, в организации и
проведении Дней культуры Кыргызстана в РФ. В обшей сложности во время визита было подписано 13 важных документов. Придавая приоритетное значение двусторонним отношениям, Президенты КР
и России неоднократно выступали инициаторами укрепления и развития
многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ. Обе страны являются
участниками четырехстороннего Договора между Россией, Кыргызстаном,
Белоруссией и Казахстаном об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях в марте 1996 г., Ташкентского Договора о
коллективной безопасности. С точки зрения политики для стран СНГ весьма важным является
Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ который был подписан 10
февраля 1995 г. в Алма-Ате главами всех 12 государств. Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от
военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга. Государства подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и
выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены
решить все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только
мирными средствами. Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного
вмешательства во внутренние дела другого государства-участника, а также
воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой
из стран СНГ. Государства по этому Меморандуму обязуются не поддерживать на
территории других государств содружество сепаратистских движений , а также
сепататистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними
политических, экономических и других связей; не допускать использование ими
территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической,
финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия
друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними. Во время визита в Москву Премьер-министра А.Джумагулова в марте
1995 г. состоялись консультации по вхождению КР в Таможенный Союз (Россия,
Казахстан, Беларусь). В ходе визита выработаны следующие документы:
Протокол согласования тарифного регулирования;
Протокол согласования нетарифного регулирования;
Протокол согласования экспорта пошлин;
Протокол согласования импортных пошлин. Не менее насыщенным был визит в КР Правительственной делегации РФ во
главе с заместителем Председателя Правительства А.Большаковым в октябре
1995 г. Обсуждались вопросы вступления в Таможенный Союз, совместного
использования ряда военных объектов на территории Кыргызстана,
сотрудничества в области телерадиовещания, модернизации оборудования
гидроэлектростанций. Подписано 12 документов, в том числе:
Договор о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в КР и граждан
КР, постоянно проживающих в РФ;
Соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп;
Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;
Соглашение о контроле продукции, поставляемой для Вооруженных Сил РФ и
Вооруженных Сил КР. Важной составляющей политического диалога двух государств являются
рабочие визиты министров иностранных дел. 9-10 июля 1996 года в Бишкеке
находился Министр иностранных дел России Е. Примаков. Главу
внешнеполитического ведомства сопровождали первый заменитель министерства
Б. Пастухов и ответственные работники МИД России. Глава МИД РФ встретился с Президентом КР А. Акаевым, Премьер-
министром А. Джумагуловым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой. Глава МИД России проинформировал руководство КР о внутриполитической
ситуации в России после победы Б. Ельцина на президентских выборах,
отметив, что россияне еще раз подтвердили свою приверженность
демократическому пути развития. Стороны обменялись информацией относительно тенденции в СНГ о ситуации
в «горячих точках» СНГ, системе коллективной безопасности в Евразийском
регионе. Премьер-министр А Джумагулов вручил Е. Примакову послание в адрес
Премьер-министра РФ В. Черномырдина с просьбой оказать содействие в приеме
50 граждан Кыргызстана в учебные заведения России в соответствии со статьей
2 Межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области образования. В ходе визита Е. Примаков встретился с представителями общественности,
славянской диаспоры Кыргызстана, студентами и преподавателями КРСУ. КР посетил и предшественник Е. Примакова на посту Министерства
иностранных дел А. Козырев. В апреле 1992 года он участвовал в подписании
Протокола о сотрудничестве между МИДами двух стран, в сентябре 1993 г. – в
заключении межправительственного соглашения об условиях учреждения и
деятельности в Бишкеке КРСУ. Министр присутствовал также на открытии
университета. В марте 1995 года в Бишкеке с рабочим визитом находилась делегация МИД
РФ во главе заместителем министра А.Пановым. Состоялись встречи в МИДе и
МО КР, подписан ряд документов. Также свой вклад в развитие политического диалога вносят парламенты КР
и РФ. Сотрудничество между ними проявляется в формах различных визитов,
консультаций, принятии общих документов, проведении совместных мероприятий. С 13 по 15 июня 1995 года состоялся официальный визит в Москву
парламентской делегации ЖК КР во главе со спикером СНП А. Матубраимовым. В
ходе встреч и бесед было отмечено, что обе страны продолжают испытывать
глубокий кризис во многих сферах общественной жизни. Была достигнута договоренность о создании двусторонней
межпарламентской комиссии Кыргызстана и России, подчеркнута необходимость
создания эффективного механизма реализации подписанных документов и
соглашений. Представлен также вопрос о необходимости скорейшего подписания трех
парафированных соглашений – о статусе корреспондентов СМИ, о регулировании
процесса переселения и защите россиян, постоянно проживающих в КР, и
этнических кыргызов, постоянно проживающих в РФ. Укреплению сотрудничества двух государств содействуют контакты и
совместная работа парламентов КР и РФ в Межпарламентской Ассамблее СНГ. В мае 1996 г. в Бишкеке состоялось выездное заседание Ассамблеи, на
котором был образован Межпарламентский комитет Беларуси, Казахстана, КР и
РФ. Председателем комитета избран Торага СНП ЖК КР А.Матубраимов. Членами постоянных комиссий указанного комитета являются и
парламентария Кыргызстана. Политический диалог двух суверенных государств набирает динамику и
выступает ныне как многовариантный, тонкий инструмент взаимопонимания, с
помощью которого балансируются интересы , реализуются стратегии внутренней
и внешней политики Кыргызстана и России. 24-25 сентября в Бишкеке состоялась Международная научно-практическая
конференция «Кыргызстан и Россия – XXI век», инициаторами которой выступили
Министерство иностранных дел Кыргызстана и России. Но а 23 октября – 3 ноября 1996 года состоялись Дни Культуры КР и РФ,
в которых приняла участие официальная делегация КР во главе с вице-премьер-
министром М.Джангарачевой. 10-12 октября 1997 года состоялся рабочий визит спикера Гос.Думы РФ
Г.Селезнева. На этой встрече с президентом КР А.Акаевым, Премьер-министром
.Джумгуловым, Министром иностранных дел КР Иманалиевым обсуждались вопросы
межпарламентского сотрудничества. По случаю 5- летия подписания Договора о дружбе, сотрудничестве и
взаимопомощи между двумя странами, 24 мая 1997 г. в телеграмме своей на им
Президента КР А.Акаева президент РФ Б.Ельцин выразил следующее: «Договор
заложил прочную основу подлинно равноправных дружественных отношений между
нашими суверенными государствами, открыв тем самым новую страницу в их
истории. С удовлетворением отмечаю тот факт, что российско-кыргызские
отношения отличаются высоким уровнем и глубокой содержательностью,
развиваются по пути дружбы и всестороннего взаимовыгодного сотрудничества.
Совместные действия России и Кыргызстана в рамках содружества независимых
государств на региональном и межрегиональном уровнях неизменно содействуют
упрочению мира международной безопасности, развитию межгосударственного
сотрудничества». Со своей стороны 28 мая 19997 г А.Акаев в качестве ответа выслала
послание Б.Ельцину, где выражаясь, что он постоянно акцентирует внимание на
долговременном и стратегическом характере кыргызско-российского
двустороннего партнерства. Он высказал, что спустя 5 лет, отношение между
РФ и КР отличаются особой степенью доверительности, искренности и
взаимопонимания, и что позиции Президентов двух стран лучше чем кто-либо
раскрывает реальность и перспективу кыргызско-российских отношений. И все вышесказанное президентами обеих стран п случаю своих внешних
отношений спустя 5 лет, можно привести к тем же словам и итоговым речам,
которые вытекались из уст руководителей этих государств в 1999 и 2000гг.,
где плюс ко всему они выделили большой успех в своем сотрудничестве спустя
9 лет и надеялись на дальнейшем развитии и заметном прорыве в своем
двустороннем партнерстве. Октябрь 1997г – официальный визит Председателя правительства России
В.С. Черномырдина в КР. Итогом этого визита послужила договоренность о
создании межправительственной кыргызско-российской комиссии по торгово-
экономическому и научно-техническому сотрудничеству целью которого будет
являться контроль над реализацией всех соглашений. Затрагивая политический диалог, следует выделить тот момент, что
заседания глав государств и глав правительств СНГ, где политики в
обязательном порядке ведут между собой поочередно с глазу на глаз беседу,
играют не маловажную роль в политическом сотрудничестве этих государств.
Для КР такие двусторонние диалоги с каждым членом этого заседания являются
очень важным моментом. Тем самым, в октябре этого же года в Бишкеке прошло очередное
заседание совета Глав Правительств СНГ, на котором было рассмотрено 15
вопросов и подписано 24 документа. Были подписаны соглашения в разных
сферах жизни. В рамках СНГ Россия и Кыргызстан подписали между собой
соглашения о принципах формирования общего транспортного пространства, о
транснациональных корпорациях, о военно-техническом сотрудничестве, о
подготовке военных кадров и др. Что же касается социально-гуманитарного сотрудничества, то оно
является неотъемлемой частью политического диалога между РФИКР. На заседании глав государств СНГ в 1993 году Россия и Кыргызстан
подписали между собой в рамках СНГ Декларацию о правах человека, в 1994 г.
– Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, в мае 1995 г. подписали Конвенцию о правах и основных
свободах человека, где она была принята на заседании совета глав государств
СНГ того же года. 19 января 1996 г. на очередном заседании Совета глав государств и глав
правительств СНГ была подписана Конвенция об упрощенном порядке
приобретения гражданства гражданами государств – участников СНГ. Она
предусматривает, что каждое государство-участник Конвенции предоставит
своим гражданам, отбывающим на постоянное жительство на территорию любой из
Договаривающихся сторон, порядок выхода из гражданства и право приобрести
гражданство прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам
любой из Договаривающихся сторон. 1998г. для Кыргызстана начался с основным событием, где 6 марта 1998
г. в Москве прошло заседание Совета глав правительств государств-
участников СНГ. Кыргызстанскую делегацию возглавлял Председатель
Правительства КР А.Джумагулов. Между Россией и Кыргызстаном были обсуждены и подписаны в рамках
содружества ряд документов по важным вопросам. В их силе программа развития
военного сотрудничества до 2001г., Концепция взаимодействия государств-
участников СНГ в борьбе с преступностью и Соглашение в этой сфере. Также, о
многоуровневых межмидовских консультациях в рамках СНГ на 1998-2000 годов,
программа основных мероприятий сотрудничества в области культуры до 2002
года. В экономической области решались вопросы, касающиеся проблем
повышения эффективности экономической интеграции. 29 марта 1998 г. в Москву вылетела кыргызстанская делегация во главе
с президентом А.Акаевым на встречу глав государств и глав правительств
таможенного союза. На этой встрече участники подписали Договор об
углублении экономической и гуманитарной интеграции. Решался вопрос о
присоединении к союзу Таджикистана. Был решен вопрос пот поводу дальнейшего
развития Таможенного союза и единого экономического пространства. Подписали
соглашение об упрощенном порядке приобретения гражданства и соглашение о
создании благоприятных условий для распространения программ TV и радио на
территории государств–участников «ТС». В канун Первомая 1998 г. состоялось очередное заседание «таможенной
четверки».Кыргызстан представлял Премьер-министр К.Джумашев. КР и РФ в
рамках союза подписали и обсудили множество документов: «Упрощенный порядок
принятия гражданства», обеспечения равных прав при пересечении границ и
таможен, взаимное признание дипломов о высшем образовании, упрощении
процедур денежных переводов, разработке проекта Договора о правовом статусе
граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого
государства-участника «ТС». В форме политического диалога проходит сотрудничество между КР и
Свердловской области РФ, где в середине 1996г Бишкек посетил с официальным
визитом губернатор Свердловской области Э.Россель. По итогам визита Свердловской делегации было намечено подписание
Протокола намерений о сотрудничестве, а также ряда соглашений в торгово-
экономической и гуманитарных сферах. И подписание всех документов
намеревалось на 1999-2000гг. Также, итогом этого приезда была выдача
кредитов от Свердловской области на поддержание совместных предприятий,
которых в настоящее время насчитывается около 30 штук, созданных по
договорам между Бишкеком и Свердловской областью. Но а под конец 1996 г., а именно 25 ноября в Москве состоялось
заседание Совета глав правительств СНГ. Кыргызскую делегацию возглавлял
премьер-министр К.Жумалиев. Это было 29 по счету встреча стран СНГ.
Решались около 30 вопросов. Были подписаны соглашения, важные для КР, в
сфере научно-технических программ, в области обмена информации, в
медицинской сфере. 23 мая 1998 г. в Бишкеке, в стенах Кыргызско-Российского (Славянского)
Университета прошел День славянской письменности и культуры. Именно на
закрытии этого Дня Президент КР А.Акаев выступил с речью к студентам и
преподавателям КРСУ по поводу кыргызско-российских отношений в культурной
области. В октябре этого же года КРСУ отметил свое 5-летие. На вузовский юбилей
из Москвы приехали министр по национальной политике РФ Р.Абдулатипов, вице-
президент РАН Н.Лаверов и зам.министра образования РФ А.Кондаков. На этом
юбилее присутствовал и Чрезвычайный и полномочный Посол РФ в КР Г.Рудов и
Президент КР А.Акаев. Встречи на уровне государств, правительств, парламентов и министерств
двух стран носят регулярный характер и обретают максимальную мощь и роль в
отношениях народов обеих государств. Так, например, 1999г начался с первого
зарубежного визита Премьер-министра КР Ж.Ибраимова. В эту делегацию входили
министр обороны КР М.Субанов, министр финансов М.Султанов. Кыргызская
делегация провела беседы с министром обороны РФ и.Сергеевым, министром
экономики А.Шаповальянцем, московским хирургом М.Давыдовым, министром
финансов М.Задорновым. Безусловно прошли переговоры с премьер-министром РФ
Е.Примаковым и мэром г.Москвы Ю.Лужковым, министром по делам СНГ
Б.Пастуховым. Обсуждали вопросы в военно-политической области; была
достигнута договоренность о дальнейшем развитии торгово-экономических
научно-технических и культурно-гуманитарных связей с Россией. На встрече
обсудили создание совместных научно-производственных и промышленных
объединений, транснациональных производств. Были подписаны на встрече, после беседы с Е.Примаковым, соглашения о
сотрудничестве обеих стран в области информации и об избежании двойного
налогообложения; меморандум по взаимной поддержке малого и среднего
бизнеса. 2 апреля 1999г. в Москве прошло очередное заседание глав государств
СНГ. КР представил Президент КР А.Акаев. В кыргызстанскую делегацию входили
М.Губанов – министр обороны КР, Б.Силаев – вице-премьер министрКР,
М.Иманалиев – министр иностранных дел и Э.Омуралиев – министр торговли и
промышленности КР. На встрече были решены вопросы о продлении Договора о
коллективной безопасности, об углублении экономической интеграции в рамках
СНГ. Следует также сказать, что главной частью политического сотрудничества
КР с РФ является взаимное политическое сотрудничество в рамках «Шанхайской
пятерки»: (Казахстан, КНР, Россия, Таджикистан и Кыргызстан). В 1996 г. в
Шанхае, на 1-й встрече лидеров государств-участников «Шанхайской пятерки»
между КР РФ в рамках союза было подписано Соглашение об укрепленности в
районе границы; в 1997г. в Москве – Соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы; в 1998г. в Алма-Ате, на 3-м саммите – заявление по
торгово-экономическому сотрудничеству. 24-25 августа 1999г. в Бишкеке состоялся очередной форум глав
государств-участников в «Шанхайской пятерке». Это было заметным событием во
внешнеполитической деятельности Кыргызстана. Итогом этого саммита послужило
подписание российско-кыргызского Соглашения о военно-техническом
сотрудничестве. Были оговорены вопросы о ближайшем подписании Программы
кыргызско-российского экономического сотрудничества на 1999-2008гг.,
Соглашения о взаимосвязанных поставках товаров в 1999-2000гг. Обсуждались
вопросы по обеспечению региональной безопасности и совместных усилий по
борьбе с религиозным экстремизмом и сепаратизмом. Также, на этом саммите
была принята Бишкекская Декларация, где были написаны основные цели и
области сотрудничества стран-участников «Шанхайской пятерки». 24-25 октября 1999г. состоялся в РФ (Москве) рабочий визит Премьер-
министра КР А.Муралиева, возглавляющего правительственную делегацию.
Главными темами для обсуждения стали вопросы, связанные с военно-
техническим, финансовым сотрудничеством КР и РФ. Особое внимание было
уделено проблематике экономического сотрудничества на двусторонней основе и
в составе «таможенной пятерки». Правительством Кыргызстана был одобрен
проект Договора и программы кыргызско-российского экономического
сотрудничества на 2000-2009гг. 26 октября этого же года в Москве прошло очередное заседание
Межгоссовета. Стран «таможенного союза». На заседании Межгоссовета были
рассмотрены и приняты к исполнению 10 соглашений. Среди них «Меры по
реализации принципа при взимании и исчислении косвенных налогов во взаимной
торговле между РФ и КР в рамках «Союза» и Едином экономическом
пространстве, о железнодорожных тарифах по перевозке грузов. 2000г. – год прихода к власти России В.Путина в качестве и.о.
Президента. И именно новой ветхой в двустороннем отношении в новом 2000
году, с новым лидером России для Кыргызстана послужило заседание глав
государств-членов СНГ, состоявшееся в Москве 24-26 января сего года. Среди всех глав государств СНГ Президент КР А.Акаев встретился с
В.Путиным первым. В ходе беседы оба лидера поблагодарили друг друга за
решительное желание продвинуть вперед дальше дружеское сотрудничество и
партнерство обеих стран. В ходе двусторонней беседы основной темой стали
вопросы объединения усилий в борьбе с международным терроризмом и всеми
видами национального экстремизма. Обе стороны обсудили вопросы торгово-
экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. В.Путин
высказал тот факт, что Россия всегда была, есть и будет в XXI в.
стратегическим союзником для Кыргызстана. По итогам беседы руководством
обговорили программу комплексного развития СНГ, незаконной миграции и
другие жизненно важные вопросы. Таким образом, к заключению этой темы, модно сказать, что кыргызско-
российские отношения в политической сфере носят устойчивый характер и
определяются , главным образом, внутриполитической ситуацией в России.
Вместе с тем, Министерством и Посольством КР В РФ предпринимаются все
необходимые меры для того, чтобы двусторонние отношения на уровне
правительств, отдельных министерств и ведомств, ведущих учреждений науки,
культуры, образования, здравоохранения и др. продолжали развиваться и
укрепляться. Итоги «Холодной войны» Подлинное окончание «Холодной войны» после ликвидации одного из 2-х
противоборствующих субъектов в лице СССР, послужило одновременно началом
оформления новой глобальной структуры СМО. Вместе с Союзом ушли или
оказались отодвинутыми на второй план ряд проектов мировой интеграции в
условиях биполярного мира, в том числе и тот, который связывался сначала с
модернизацией международных отношений, а затем со структурной перестройкой
экономики и широким внедрением новых технологий. Достижения и потери столь стремительного деструктивного процесса в
целом представляются пока что взаимно несоизмеримыми. Засасывание мирового
сообщества в трясину межгосударственных разбирательств на постсоветских
территориях, обусловленное в том числе и необходимостью материально-
экономической поддержки новых евразийских территориально-государственных
анклавов, обладающих высоким военным потенциалом, ядерным оружием,
превращается в угрозу всей системе мировой безопасности. Именно развал СССР привел к окончанию столь долгой «Холодной войны». И
последствия «холодной войны» можно отнести и к последствиям краха
Советского Союза, т.к. последствия того и другого в некоторой сложности
идентичны. Иными словами можно сказать, что окончание «Холодной войны» и есть
последствие распада советского общества. Тем самым, советская коммунистическая идеология, базировавшаяся на
постулатах социалистического и пролетарского интернационализма, была
политически аннигилирована. Оказалось сломанным единство громадной и
подлинно интернациональной, в первую очередь в офицерском корпусе,
Советской армии. Было ликвидировано само обоснование на социально-
психологическом и морально-политическом уровнях идеи дружбы более трехсот
народов, населяющих территорию бывшего СССР. Возникновение полутора десятков новых независимых государств на
территории бывшего СССР стало итогом противоборства и уничтожения
советского общества. «Беловежская пуща» как акт зачатия СНГ главами трех
славянских республик СССР, политически сокрушившими Союз, имела целью
ликвидацию союзного государства и «цивилизованный бракоразводный процесс»
его субъектов. Воля к ликвидаторству и разделению, легшая в фундамент СНГ,
создает теперь непреодолимый барьер разработке в рамках этой конструкции
позитивных интеграционных основ, столь необходимых для экономического
выживания и урегулирования внутриэтнических, межгосударственных и
внутриполитических противоречий. В пылу политической борьбы на фоне ликвидаций последствий оказались
недостаточно спрогнозированными и внешние результаты роспуска СССР. Он
повлек за собой сверхрезкое изменение всего комплекса факторов, влияющих на
мировую политику со стороны бывшей еще вчера евразийской всерхдержавы, а
ныне совокупности ее разводящихся друг с другом суверенных частей.
Феноменальная по скорости смена группировок политической элиты руля
власти в России, сопровождавшаяся сокрушением всех главных структур
советского общества (государственного пространства, политическую систему,
безопасность, культура, инфраструктура), обрушила биполярный мир. Планета
получила открытый взрыв национальных конфликтов на территории с «ядерным
навесом». Общеполитический кризис на территории СССР и последовавший за этим
развал государства вызвали к жизни огромные центробежные энергии во всем
мире. В 1-ю очередь , рухнул единый блеск восточноевропейских стран, пришли
в движение Зап.Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. Вместе с крушением
социалистического лагеря раскололся на разнородные части и Запад. На смену
биполярной цивилизации пришла мультиполярная структура с противоречивыми
интересами и целями. Монополизм единственной оставшейся супердержавы,
североамериканской (с США как безусловным лидером и Мексикой и Канадой на
южном и северном флангах), порождает борьбу сразу нескольких новых центров
за право заполнить «геополит дыры» и выправить в свою пользу искривившееся
геостратегическое пространство. Ее составляют: 1) остатки бывшего биполярного мира в лице Китая, Монголии, Въетнама,
Сев.Кореи, Кубы, Сербии, Ирака, утратившие своего лидера, но оставшиеся на
позициях социалистической идеологии как консолидирующего фактора для защиты
от посягательств на полное их подчинение. В условиях мультиполярного мира
эти страны, скорее всего, будут следовать за Китаем, наиболее успешно из
всех них реализующим программу экономической модернизации при сохранении
устойчивости внутреннего политического режима.
|