Свободные экономические зоны Китая
Свободные экономические зоны Китая
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ РЕФЕРАТ Гродно 2003 Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в
мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в
мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в
развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей
стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс
на экономическую реформу («ГАЙГЭ»). Основой преобразований стали: внедрение
многоукладной экономики; реформа ценообразования (введены 3 уровня цен:
твердые государственные, подвижные договорные и свободные рыночные);
переход в деревне к системе «договорного» подряда; политика «открытых
дверей» и др. [2, с.22] Составной частью экономических реформ Китая стала «политика
открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в
китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с
зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ. Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке
Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в
современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже
действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем
около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью
иностранными. [1, с.135] Главными особенностями китайских СЭЗ являются: 1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования. 2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%. 3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ). 4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья. 5. Включение обширных национальных регионов. 6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны. 7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ. [1, с.160], [6] Основные цели создания СЭЗ: . привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; . увеличение экспортной валютной выручки; . стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий; . эффективное использование природных ресурсов; . стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; . создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.); . мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; . обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов [6] На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как
объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное
географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,
Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для
развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:
курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для
иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны
для развития зон. Специальные экономические зоны К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более
30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых
портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства,
районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ
являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ
расположены на юго-восточном побережье. СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом
инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные
сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,
инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной
продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд. СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными
инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность,
электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла –
инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура. СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15
млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования –
электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность. СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в
облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды,
обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых
95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване,
Сингапуре. СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций
- $22,3 млрд. СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в
автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях,
высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [3, с.56] «Открытые» города В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на
побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически
– это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский
пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов. Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации
производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они
давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте
страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно,
этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая. . [1, с.139] В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности
размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием
иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство,
активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно
назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены
огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны. Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и
внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы
(например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%,
подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из
открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [1, с.141] «Открытые» порты получили значительные свободы в проведении
экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты,
регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части
дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за
землю и т.д. «Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота
морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского
уровня. [1, с.142] Комплексные зоны К комплексным зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая
имеют собственные административные границы и законодательство. В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или
зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была
в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного
капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых
различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [1, с.142] В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне
действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной
и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур,
Франция, Канада. [2, с.28] Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами
китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных
инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать
экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная
"большими скачками" и "великой культурной революцией", нуждалась не только
в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень
производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с
конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства
за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не
тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более
передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами
продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых -
ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или
второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание
иностранными корпорациями научных и исследовательских центров
непосредственно на территории КНР. Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent
Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают
в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные
исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими
технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических
работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные
некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение
китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.
[5] Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа
развития китайкой науки и техники "ФАКЕЛ". Главной целью программы "ФАКЕЛ"
является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее
внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря
государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так
называемые "Зоны высоких технологий" (технопарки). [5] Технопарки Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон
освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 –
государственного значения. Фактически, технопарки территориально и
организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое
соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с
зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом
обмене. Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч
предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.
Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде
всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении
последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника,
телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо
государственного регулирования - Парки получают от государства еще и
серьезные финансовые вливания. [5] Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона
развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют
десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс.
специалистов. Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г.
Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30
НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий
высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием
иностранного капитала ($7 млрд.). Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР: 1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие. 2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов. 3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.) 4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП. 5. Дефицит сырья и энергии. 6. Отсутствие единого закона по СЭЗ. 7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов. Заключение Рассмотрев все вышеуказанное, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае
получили широкое распространение, развили те города и территории, где они
организовывались. В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой
экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком,
стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности
страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части
ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную
роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»
[7] А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-
за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002
г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд.,
однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по
крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский
капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно
предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы
инвестирования отечественного капитала. Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая.
Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а,
частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая
его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего
рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя
для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для
центра. Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все
больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной
конкуренции. И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и
социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем
в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и
квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны,
но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе,
производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую
направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая
понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для
развития всей страны. Литература 1. Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны //Мн: 2000, с.132-162; 2. В.Игнатов, В.Бутов. Свободные экономические зоны //М:1997, с.22-30; 3. Н.Грачев. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2001 г., с.55-56; 4. Оценка индийскими экономистами опыта КНР по созданию СЭЗ //БИКИ №21, 22 февраля 2003 г.; 5. И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // http://www.chinadata.khv.ru/scit_ma.htm 6. Специальные экономические зоны Китая // http://www.nalogi.net/1997/199708_2.htm 7. М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая // http://www.chinalaw.ru/CCI/l023.htm
[pic]
-----------------------
Дапянь
Цинькуандо Тяньцзань Яньтай Циньдвоь Паньюньгань Наньгун Сямэнь Фучжоу Вэньчжоу Нинбо Шанхайь Аомынь Шаньтоуь Гуанчжоу Шаньчжень о.Тайвань Чжухай «открытые» города-порты о.Хайнань Бэйхай Специальные экономические зоны Рисунок 1. СЭЗ Китая.
Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|