Социально-экономическая модель Германии
Социально-экономическая модель Германии
Реферат по курсу «Мировая
экономика» на тему «Социально-экономическая модель Германии»
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия
«экономическая модель». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 2. Основные этапы развития и исторические особенности
развития Германии с 1947 года до настоящего времени. . . . .
. . . . .8
Глава 3. Результаты построения модели в соответствии с
этапами
подъемов и спадов экономики Германии. . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .18
Введение
Из
всех событий, произошедших в немецкой истории в первое десятилетие после
окончания второй мировой войны, заграницей наибольшее внимание привлекла к себе
немецкая экономическая политика. Сданной экономической политикой связывается
экономическое возрождение, именуемое «чудом».
В 1947 году
безвыходной представлялась ситуация в экономике и социальной сфере. Около 20 %
промышленных строений и промышленного инвентаря, 20 – 25 % квартир, 40 %
транспортных сооружений были разрушены войной. 25 % бывшей имперской территории
в границах 1937 г. пришлось отдать. Немецкое имущество за границей подверглось
конфискации. В общей сложности потерю мощностей германского народного хозяйства
в результате войны и ее последствий можно оценить в 50 % от довоенного уровня.
Оставшаяся часть реального капитала была большей частью устаревшей и
изношенной.
Распределение по
карточкам важнейших продуктов питания и других предметов потребления, таких как
одежда, белье, обувь; нормирование и распределение всех основных материалов и
сырья, а также всех производственных материалов (угля, железа, нефти и т.п.);
положения о замораживании цен и заработной платы; государственный контроль над
импортом и экспортом – это меры принятые союзниками и характеризующие
экономический порядок в стране в конце 50–х годов.
Не существовало и
работоспособной денежной системы. Поэтому назрела необходимость реформирования
экономики предприятия. Но прежде чем рассматривать особенности развития
Германии необходимо упомянуть также в данной работе теоретические аспекты
понятия «экономическая модель».
Глава 1. Теоретические и
методологические аспекты понятия
«экономическая модель»
Картину мира, по признаку
взаимодействия государства и экономики, невозможно понять без некоторой
типологизации национальных примеров взаимодействия. В экономической литературе
такая типологизация связана с использованием устоявшегося термина «модель
экономики»
Термин страновая или
национальная модель», был введен в научный оборот относительно недавно в
последней четверти XX века.
Само понятие
«модель» имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики
применимы лишь 2. В первой модели – это схематичное описание какого-либо
явления или процесса в обществе. Вторая модель – это образец, служащий эталоном
для воспроизведения.
Всплеск научного
и практического интереса к имеющимся в мировой экономике национальным моделям
возникает тогда, когда в той или иной стране происходит глубокое реформирование
стратегии и механизма экономического развития и, естественно, возникает
проблема выбора наиболее достижимого и привлекательного образца подражания.
Это было
характерно, например, для латиноамериканских стран в первой половине 80-х
годов, когда под влиянием долгосрочных
Понятие страновой
модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое
развитие того или иного национального государства в течении достаточно длительного
периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу
модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо
частичную модификацию модели роста либо ее полную трансформацию.
Не менее важным
компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей,
иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный
анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его
эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или
нескольким критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по
типологизации национальных моделей.
Страновая
(региональная, субрегиональная) модель экономического развития – это
совокупность элементов, формирующих целостность национального хозяйства, и
механизм, обеспечивающий тесную связь и взаимодействие этих элементов. По
своему характеру они являются природно-естественными, технологическими,
экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными,
историческими, конфессиональными.
Модели экономического развития.
Первая модель,
используемая в США, построена на рыночных механизмах саморегулирования
экономики, с низкой долей государственной собственности и незначительным прямым
вмешательством государства в процесс производства товаров и услуг. Главные
достоинства этой модели:
-
большая
гибкость экономического механизма, быстро ориентирующегося на меняющуюся
конъюнктуру рынка;
-
высокая
степень предпринимательской активности и ориентации на нововведения,
обусловленная более широкими возможностями выгодного применения капитала.
Особенно
результативна эта модель при высоком уровне развития производительных сил, в
условиях большой емкости внутреннего и внешнего рынков и при высоком жизненном уровне
населения
Вторая модель
рыночной (капиталистической) экономики – японская. Ей свойственны:
-
четкое и
эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов,
промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных
целей;
-
дух
коллективизма и патернализма на производстве;
-
внушительный
упор на человеческий фактор.
Эта модель
распространена в значительной части стран Юго-Восточной Азии и Дальнего
Востока, особенно в практике экономического роста так называемых азиатских
молодых тигров – Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи.
Третья модель –
латиноамериканская. Ее характеризуют:
-
сильное и
не всегда грамотное вмешательство государство в экономику;
-
коррупция,
даже криминализация общества, включая хозяйственные связи;
-
ориентация
производства на удовлетворение спроса ведущих капиталистических стран,
использующих две предыдущие модели экономики, на природные ресурсы и дешевую
рабочую силу.
Четвертая модель
капиталистической экономики – африканская – базируется на многообразии форм
собственности и рыночных отношениях. В странах Африки, использующих эту модель,
наблюдается, прежде всего, малограмотность и даже беспомощность в регулировании
и управлении хозяйственными процессами на уровне как предприятий и фирм, так и
государства в целом. Без помощи развитых капиталистических стран африканцы вряд
ли вообще могут создать современную экономику.
Африканской
экономике присущи:
-
нещадная
эксплуатация неквалифицированного труда;
-
широкое
применение силовых методов прямого вмешательства в производство «сверху»;
-
неразвитость
трудовых отношений и демократии вообще;
-
крайне
низкая эффективность.
Пятая модель,
созданная после Второй мировой войны в Германии и Франции, получила название
социально-ориентированной рыночной экономики. Она отличается от остальных
следующими параметрами:
-
«
смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной
собственности;
-
макроэкономическое
регулирование осуществляется не только средствами кредитно-денежной и налогово-бюджетной
политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная
политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
-
особое
значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в
экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием
развитию малого и среднего бизнеса;
-
высокая
доля госбюджета в ВВП («государство благосостояния»);
-
развитая
система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы
которого по этой линии составляют значительную часть государственного бюджета;
-
функционирование
института производственной демократии.
Глава 2. Основные этапы
развития и исторические особенности развития Германии с 1947 года до настоящего
времени.
В 1945 году
Германия оказалась в катастрофическом положении. Тот факт, что 15 лет спустя
западная часть этой разгромленной страны вышла на 1 место в Европе по уровню
экономического развития, был единодушно охарактеризован как «немецкое чудо».
Институты ФРГ формировались довольно долго, потому что государственное
образование, объединившее 3 зоны оккупации, официально возникло только в 1949.
До провозглашения ФРГ эта территория управлялась странами победительницами,
которые экспроприировали в свою пользу часть немецкого промышленного
потенциала. Союзные державы лишь в марте 1949 года прекратили демонтаж
оборудования немецких заводов, а в апреле 1950 года разрешили восстановление
тяжелой промышленности Германии. Окончательно от идеи репараций победители отказались
только в марте 1951 года. Немецкая марка, новая немецкая валюта, ставшая
воплощением политического и экономического бессилия послевоенной Германии, была
девальвирована в сентябре 1949 года более чем на 20 %. Но это была ее последняя
девальвация.
Главным идеологом
и архитектором «немецкого чуда» был профессор Мюнхенского университета,
впоследствии ставший федеральным канцлером, Л. Эрхард.
В трудах по
экономическим вопросам и в своей практической деятельности Эрхард выступал за
формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция
строилась на реальных представлениях о человеке, исходя из того, что он
старается принимать решения, которые идут на пользу ему самому или его семье,
социальной группе. Социальная рыночная экономика считается истинным двигателем
общественного благополучия, постоянное стремление человека к улучшению условий
собственной жизни в совокупности с его социальной ответственностью. Рыночная
экономика, по Эрхарду, функционирует только при условии свободы: потребления,
выбора профессии и рабочего места, предпринимательской деятельности,
распоряжения частным имуществом, включая средства производства, заключения
договоров.
Рычаги
экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную
инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в
хозяйственной жизни.
Эрхард провел
множество реформ, в том числе и хозяйственную. Хозяйственная реформа 1948 года
представляла сочетание денежной реформы и реформы цен. Цель первой -
избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Были введены новые
деньги дойчмарки вместо недействительных рейхсмарок. Каждому гражданину
полагалось по 40 новых дойчмарок, потом эта сумма была увеличена еще на 20
дойчмарок.
Пенсии,
заработная и квартирная плата подлежала пересчету в новые марки в соотношении
1:1; половину сбережений и наличных разрешалось обменять в соотношении 1:10, а
вторая половина была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая
часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10.
Обязательства банков и других учреждений старой Германии в основном
аннулировались. Был учрежден Эмиссионный банк немецких земель и утвержден
устав, регулировавший его отношения с частными банками.
Не заставила себя
ждать и реформа цен. Ровно через три дня после денежной реформы был обнародован
закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен. Цены отпускались «на
свободу», отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные
нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения.
Несколько позже
были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах
против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и
другие.
Важнейшим
элементом социального рыночного хозяйства считался мелкий и средний бизнес –
«основа благосостояния для всех», и политика государства направлялась на его
всемерную поддержку и развитие. Уже в 1953 году на предприятиях с численностью
до 500 человек работало 50,8 % всех занятых и производилась половина
промышленной продукции. В начале 50-х годов практически сразу же после
восстановления разрушенных домов и предприятий, началось бурное возрождение
немецкой экономики.
По завершении
стадии восстановления экономики, приблизительно с середины 50-х годов в ФРГ
наступил подъем, длившийся более 10 лет. ФРГ становится передовой страной
Западной Европы, оказавшись на втором месте в мире (после США) по уровню
промышленного производства и объему экспорта. Она стала одним из главнейших
учредителей Европейского объединения угля и стали, стояла у истоков европейской
экономической интеграции. На ее долю в то время приходилось более 60 % добычи
угля, около 50 % производства стали, около 40 % экспорта и 35 % импорта общего
рынка.
Основными
факторами, под воздействие которых формировалось и развивалось народное
хозяйство ФРГ в 60-е годы, явились быстрое развитие научно-технического
прогресса, усиление ориентации на внешний рынок и увеличение
государственно-монополистического капитала. Научно-технический прогресс в ФРГ
происходил в несколько своеобразных условиях. Его особенность заключалась в
том, что главной базой для внедрения новой техники в промышленность страны в
первый период были не собственные научные исследования и разработки, а
иностранные лицензии. Было выгоднее их импортировать, чем затрачивать большие
суммы на повторение уже созданных передовых технологий.
Однако с начала
60-х гг. опасность технологического отставания ФРГ в области
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ от других развитых
стран обусловила и потребовала изменения политики технического прогресса и
усиления внимания к развитию собственных исследований на основных направлениях
научно-технического прогресса. Расходы на них в период с 1960 по 1970 года
увеличилась в 5,2 раза. В результате доля иностранных лицензий, используемых в
промышленности, снизилась и составила в начале 70-х годов 14% против 20 % в
60-е годы.
Замедление темпов
экономического роста в начале 60-х годов вызвало необходимость более активного
вмешательства государства в процесс экономического развития. От обычных мер
экономической политики (финансовой, кредитной и налоговой) государство перешло
к практике составления общих народохозяйственных, отраслевых и региональных
планов, предусматривавших расходы на военные нужды, научные исследования,
образование, транспортные проблемы, контроль над ценами и т.п.
1967 год
ознаменовал конец «немецкого чуда». Однако незначительный спад производства,
отмеченный в этом году, не означал прекращения фазы экономического роста, поскольку
период с 1968 по 1970 характеризовался среднегодовым показателем, превышавшим 6
%
В 1968 и 1969 гг.
темпы роста промышленного производства увеличились соответственно до 11,8 12,9
%, но в 1970 они вдруг снова сократились до 6,3 %
За глубокими спадами
в середине 70-х – начале 80-х и относительно незначительным подъемом между ними
последовал продолжительный объем в 1983 – 1990 годах.
Всего основе
лежали интенсивные процессы накопления и расширения экспорта, существенного
увеличения инвестиций. Важным фактором экономического роста стало значительное
расширение внешнего спроса. Так в 1989 году экспорт Германии по сравнению с
предыдущим годом вырос на 10 %. При этом, впервые начиная с 1982 года, доля
новых продуктов превысила долю товаров устаревшего ассортимента.
Подъем, длившийся
около восьми лет, достиг наивысшей точки в 1990 году, когда темпы роста ВНП
(4,5 %) оказались максимальными за последние 14 лет. Выпуск промышленной
продукции увеличился на 5,2 %, это самый большой прирост за все 80-е годы. Уровень
безработицы снизился с 7,6 % до 7 %.
После длительного
подъема в 80-е годы произошло резкое снижение экономического роста. В фазу
спада германская экономика стала сползать с середины 1991года, а зимой 1993
года он достиг самой низкой отметки за всю послевоенную историю. ВВП в начале
1993 года по сравнению с аналогичным периодом 1992 года упал на 3,2 % , а по
сравнению с последним кварталом 1992 г. – на 1,5 %. Такое наблюдалось последний
раз в первом полугодии 1974 года.
Со второй
половины 1992 года начали набирать силу негативные тенденции и на рынке труда:
стало возрастать число предприятий с занятыми неполный рабочий день. В августе
1992 года таких предприятий было 3,4 тысячи, а в феврале 1993 года – более 15
тысяч. К лету 1993 года уровень официальной безработицы достиг 2,2 млн.
человек, а весной 1996 года – 3,1 млн. человек. Хуже было только во время
великого кризиса.
Одной из причин
кризиса стало объединение Германии. Рыночные и политические преобразования
потребовали гигантских капиталовложений в новых землях. Бывшая ГДР стала
поистине «черной дырой» для экономики объединенной Германии. Финансовые
трансферты из западной части в восточную часть страны в 1991 году составили
140млрд. марок, в 1992 году – 152 млрд. марок, а в 1993 году – 182 млрд. марок,
затем они стали значительно снижаться.
В 1994 году стало
заметно оживление экономической деятельности в западной части Германии. Рост
реального ВВП там составил 2,5 % и был в основном обусловлен ростом экспорта и
увеличением жилищного строительства. Что касается восточной части Германии, то
там завершилось создание основных условий для самостоятельного экономического
роста, хотя трансфертные поступления из западной части страны продолжали играть
важную роль и еще больше укрепили внутренние факторы роста.
Благодаря
экономическому подъему в середине 90-х годов уровень безработицы в Германии
снизился до 6,9 % в год и оказался одним из самых низких показателей среди
развитых индустриальных стран.
В 1996 –1997
годах экономическая конъюнктура значительно ухудшилась. До настоящего времени
экономика переживает то кратковременные спады, то подъемы.
Глава 3. Результаты построения
модели в соответствии с этапами подъемов и спадов экономики Германии.
Низкие налоги, свободные цены,
антитрестовское законодательство, льготы для свободного частного
инвестирования, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции – все это и
многое другое творило экономическое чудо, создавая общий тонус защищенности,
перспективы и свободы действий в своем экономическом пространстве.
Реформы Эрхарда
дали положительный результат в самые короткие сроки. За два года производство
товаров широкого потребления увеличилось вдвое, магазины наполнились товарами,
исчез черный рынок вместе со спекулянтами, появилась надежная валюта –
дойчмарка. Цены выросли лишь на несколько процентов. Производительность труда
только за первый год увеличилась на 1/3, что благоприятно отразилось на
заработной плате, а поэтому инфляция не сказалась на социально-экономическом
положении населения страны. К концу 1949 года валовой объем промышленного
производства приблизился к уровню 1936 года (98,4 %), а к концу 1950 года
превысил его (114,4 %).
В 1953 –1955
годах ежегодный прирост промышленного производства составлял 10 – 15 %, что
обусловило его рост за период 1953 – 1956 года на 39 %. Быстрое расширение
производственных мощностей сопровождалось некоторыми инфляционными явлениями.
Правительство приняло ряд мер, направленных на «приглушение конъюнктуры, что
привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.
Заторможение экономического подъема обеспечило переход к спокойному прогрессу.
В 1952 году
прекратилось повышение цен, а с 1953 года при росте объемов производства,
производительности труда и заработной платы цены стабилизировались ли даже
снизились.
В 60- 70-е годы
научно технический прогресс превратился в решающий фактор экономического роста
страны. Он обусловил значительную перестройку материальной базы народного
хозяйства. Изменения в структуре промышленности ФРГ выразились в уменьшении
более чем вдвое доли добывающей промышленности, в первую очередь за счет
каменноугольной, что связано с падением роли угля как источника топлива.
Уменьшилась доля отраслей легкой промышленности.
В эти годы
произошло укрепление новой немецкой денежной единицы – дойчмарки. Благодаря
этому Западная Германия превратилась в великую денежную державу.
В 80-е годы до
объединения Германии экономика терпела то спады то подъемы, После 1990 года
произошли существенные изменения в структуре экономики в связи с объединением
ГДР и ФРГ в одно государство. На протяжении 90-х годов экономика Германии
постепенно стабилизировалась. Но после 1996 года наступил кризис. В этот период
была проведена новая политика «экономии», результатами которой стали:
-
принятие
пакета мер, направленных на снижение государственных расходов, в том числе и в
социальной сфере, пенсионном обеспечении, здравоохранении, в содействии
занятости.
-
были
снижены налоги на предприятия.
Введение этой
политики было обусловлено тем, что Германия превратилась в страну с самым
дорогим трудом в мире: в 1995 году прямая и дополнительная оплата труда
составила45 марок в час.
По оценкам
швейцарского Института развития управления, в 20 – 30 –е годы XXI века Германия будет вместе с США,
Японией и Китаем в передовом отряде стран, располагающих самыми технологиями.
Заключение
Нередко можно
слышать, что стремление измученного голодом и обнищавшего населения к
возрождению, трудолюбие и прилежность немцев, иностранная помощь, в особенности
план Маршала, и прочие содействовавшие экономическому развитию ФРГ факторы не
без влияния иных политико-экономических структурных признаков обусловили
соответствующий экономический рост.
Все эти факторы
сыграли в экономическом возрождении действительно определяющую роль. Но этот
подъем стал возможным еще потому, что в ФРГ были обеспечены важные предпосылки
роста: в стране имелись прилежные высокодисциплинированые рабочие, обладавшие
организационными способностями, вооруженные техническими и трудовыми навыками.
Хотя
экономическому возрождению ФРГ способствовал ряд политических, экономических и
социальных факторов, все же следует признать, что экономические свободы,
которые социальное рыночное хозяйство предоставляет предпринимателям,
работавших по найму и потребителям, в большей степени стимулировали и
раскрывали индивидуальное желание работать, готовность к труду, к проявлению
инициативы, прилежность и способности, чем иные экономические структуры с
меньшим набором экономических свобод. Следует отметить, что конкуренция
повышала производительность труда, заставляла выпускать высококачественные
товары, содействовала рационализации, гарантировала способствующий росту
удельный вес чистых капиталовложений.
При прочих равных
условиях социальное рыночное хозяйство обеспечило большой технический,
цивилизованный, экономический и социальный прогресс.
В целом высокой
оценки заслуживают усилия парламента и правительства в области наведения
экономического порядка. Примером налаживания развития экономики может служить
объем и характер регенерации ФРГ в европейскую и мировую экономику.
Таким образом,
введение модели социально ориентированной рыночной экономики в Германии в конце
40-х годов способствовало возрождению ее экономики и стабилизации народного
хозяйства в настоящее время.
Высокая
квалификация рабочих, производительность труда, высокое качество производимых
товаров – очень весомые аргументы в пользу благоприятных экономических
перспектив объединенной Германии.
Список использованной
литературы
1. Альбер М. Капитализм против
капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998 г., с.139–201.
2. Бритта С. Капитализм с
человеческим лицом. СПб.: Экономическая школа, 1998 г., с.18,40,181,
211-214,226-236, 240-241, 260, 283-288, 313.
3. Кудров В.М. Мировая
экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000 г., с. 2-4.
4. Мировая экономика. Экономика
зарубежных стран: Учебник / Под ред. Доктора экон. Наук, профессора М.Н.
Осьмовой. – М.:Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 г., с.
185-191.
5. Хайнц Л. Социальная рыночная
экономика, германский путь. – М.: «Дело ЛТД», 1994 г., с. 57-59, 68-69,
210-218.
6. Халевинская Е.Д., Крозе И.
Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 2000
г., с. 57-62,137-140, 279-284.
|