|
Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях
Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях
Министерство образования и науки РФ
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Международные экономические отношения
на тему:
«Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле в
международных отношениях»
Выполнила:
студентка гр. 06-МЭ-01
Гайдук В.В.
Проверил:
проф. Климовец О.В.
Краснодар
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.Роль торговых союзов в мировом
хозяйстве
1.1. «Новое поколение» соглашений о свободной торговле
1.2 Вредоносный
эффект двусторонних соглашений о свободной торговле
II.История и характеристика
Североамериканского соглашения о свободной
торговле
III.Современное состояние НАФТА.
Перспектива сотрудничества с Россией
3.1.Роль стран в НАФТА
3.2.Проблемы НАФТА
3.3.Перспективы
развития НАФТА
3.4.Сотрудничество
НАФТА с Россией
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие уходящего двадцатого века развитие
экономических и политических процессов в различных регионах современного
мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и все же
анализ изменений в экономической и политической картинах мира к настоящему
времени, позволяет выделить две превалирующие тенденции: сепаратизм и интернационализация.
Представляется важным рассмотрение проявления тенденции к интернационализации
на региональном уровне для получения более четкого представления о ее
движущих силах, побудительных мотивах стран, втянутых в эти процессы, и
выявления возможных перспектив развития данных процессов.
Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к
глобализации и интернационализации Североамериканском регионе на примере
Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), анализ
механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран
участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994 года по
сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям в
экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлемой частью
анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь
экономический характер. А так же в работе рассматривается как же повлияло
Североамериканское Соглашение на отношения между странами НАФТА и Россией.
Работа в основном основана на материалах, предоставляемые
глобальной сетью Интернет в сайтах «НАФТА», «Оранизации американских
государств», а так же из других источников, таких как журналы «Международные
экономические отношения», «Бюллетень иностранной коммерческой информации» и пр.
I. РОЛЬ ТОРГОВЫХ СОЮЗОВ В
МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Разрастание комплекса региональных и двусторонних
соглашений о свободной торговле превратилось в новую усиливающуюся и все более
приковывающую к себе внимание исследователей, политиков, предпринимателей
тенденцию в современной мировой экономике. Если 60-е и 90-е годы
ознаменовались, соответственно, первой и второй волнами регионализма (были
созданы или реанимированы экономические организации практически во всех
регионах как развитого, так и развивающегося мира), то в 1990-2000-х годах
отмечен всплеск билатерализма, то есть заключения двусторонних соглашений о
свободной торговле, причем во многих случаях между странами, принадлежащими к
разным регионам. Новизна данного явления весьма красноречиво определена в
докладе Всемирного банка "Перспективы развития мировой экономики в 2005
г.", темой которого стали "Торговля, регионализм и развитие":
"Многие из существующих преференциальных соглашений глубоко уходят
корнями в исторические условия торговых отношений, однако некоторые из совсем
недавно заключенных двусторонних соглашений о свободной торговле выходят за
пределы этих исторических условий. Созвучно с этим и мнение российской науки:
«Все это выходит за привычные представления о регионализации».[16, с.51]
Заключение двусторонних соглашений о свободной
торговле (ДССТ) подобно процессу формирования снежного кома. Одни соглашения
порождают другие: здесь играют роль такие факторы, как стремление избежать
дискриминации и не потерять конкурентные преимущества на иностранных
рынках, страх остаться исключенным из всеобщего процесса, наконец,
демонстрационный эффект, или, как его определил Р. Болдуин, "эффект
домино". Если регионализм обгоняет глобальную (многостороннюю)
либерализацию, то билатерализм обгоняет и первую, и вторую упомянутые тенденции
- это процесс нарастающий и довольно интенсивный. «Редкий день обходится без
новостей о соглашениях о свободной торговле. Непосредственно в эту минуту, несомненно,
усталые торговые чиновники где-то отрабатывают последние детали какого-нибудь
двустороннего торгового договора».[15, c.16] Это - не преувеличение: по состоянию
на декабрь 2006 г. в мире насчитывалось 178 действующих ДССТ (плюс еще 12
подписанных, по пока не вступивших в силу), причем периоды наиболее интенсивного
подписания таких соглашений приходятся на 1992-1996 гг. (68
соглашений) и 2002-2005 гг. (66). Самым урожайным стал 2003 г., когда в среднем
подписывались почти по два ДССТ в месяц (всего за год-21).[16,c.4]
Стоит особо остановиться на принципе учета ДССТ.
Большинство публикаций, посвященных данной теме, использует статистику ВТО,
основанную на официальных уведомлениях стран - членов этой организации о своем
участии в соглашениях о свободной торговле (ССТ) и таможенных союзах, что
ведет к искажению реальной картины по нескольким причинам. ВТО не делает
различия между региональными, двусторонними соглашениями и соглашениями о
присоединении отдельных государств к уже действующим региональным союзам,
объединяя их в одну категорию "региональных торговых соглашений"
(которых насчитывалось 211 на середину сентября 2006г.). Как самостоятельные
учитываются соглашения о либерализации торговли услугами, заключаемые
обычно в дополнение к базовым соглашениям о свободной торговле товарами. Это, с
одной стороны, ведет к завышению общего числа ДССТ, с другой, возникает их
недоучет, поскольку во многих случаях страны-члены, несмотря на действующие
положения, уведомляют ВТО о заключении соглашений с большим опозданием, либо
вообще не делают этого. В данной работе в число ДССТ включены все соглашения,
подписанные между двумя странами или их группами (независимо от членства в
ВТО) и декларирующие цель как минимум полного
устранения барьеров во взаимной торговле товарами.[19] ДССТ могут заключаться
не только между двумя странами. Их частным видом является соглашение, где, с
одной стороны, выступает одно государство, а с другой - блок других государств.
Обычно такие соглашения подписываются с таможенными союзами (и более
продвинутыми интеграционными объединениями), каковыми, например, являются
Европейский союз (ЕС), Общий рынок Южной Америки (МЕРКОСУР), Карибское
сообщество (КАРИКОМ), Таможенный союз стран юга Африки (САКУ). Единой группой
также выступают государства - члены Европейской ассоциаций свободной торговли
(ЕАСТ), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и
Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Двусторонние соглашения
заключаются и между двумя блоками - ЕС-ЕАСТ, МЕРКОСУР - Андское сообщество,
ЕАСТ-САКУ.
Относительно новая разновидность ССТ -трех-,
четырехсторонние соглашения о свободной торговле, например "Агадир"
(Иордания-Тунис-Египет-Марокко), "Группа 3" (Мексика-Колумбия-Венесуэла),
"Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство"
(Чили-Сингапур-Бруней-Новая Зеландия). [19]
Именно ЕС стал родоначальником билатерализма в
современной экономической истории, заключив в 70-х годах соглашения о
свободной торговле со странами ЕАСТ. В 1983 г. было подписано Соглашение о
более тесных экономических отношениях между Австралией и Новой Зеландией -
двустороннее соглашение о свободной торговле, которое можно считать в то же
время и региональным. В 1985 г. заключено соглашение о свободной торговле между
США и Израилем - первое трансрегиональное соглашение между двумя отдельными
государствами. В 1988 г. в ДССТ вступили США и Канада, заложив, таким образом,
основу для Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).[3, c.57]
1. 1. «Новое поколение» соглашений о свободной
торговле
В чем же специфика соглашений «нового поколения»?
Даже беглый сравнительный анализ делает очевидными характерные свойства, отличающие
их от более ранних аналогов, которые можно суммировать следующим образом.
Во-первых, это отход от классической схемы экономической интеграции: зона
свободной торговли - таможенный союз - общий рынок - экономический и валютный
союз. В современные ДССТ, помимо традиционных положений об устранении барьеров
в торговле товарами (а во многих случаях и услугами), включаются положения о
либерализации и обеспечении наиболее благоприятных и недискриминационных
инвестиционных режимов, облегчении перемещения физических лиц (т.е. речь идёт о
движении капитала и труда, что свойственно общему рынку), об обязательствах по
выполнению законодательства в области охраны труда, окружающей среды, прав
интеллектуальной собственности (координация внутренней политики, корректировка
национального законодательства - это свойственно экономическому союзу), об обязательствах
по соблюдению прав человека и т.п. (это свойственно высшей стадии интеграции -
полному политико-экономическому объединению).
Во-вторых, ранее в подавляющем большинстве
случаев заключение ССТ в Европе, СНГ и Латинской Америке было элементом неких
более крупных геополитических и геоэкономических замыслов. В 90-х годах ССТ
среди стран Восточной Европы фактически являлись промежуточным этапом на их
пути в ЕС. В 2000-х годах формирование сети ССТ на Балканах, вызвавшее всплеск
числа соглашений в 2002-2005 гг., - одно из средств реализации Пакта о
стабилизации для Юго-Восточной Европы с перспективой вступления отдельных его
участников в ЕС. В конце 1990-х - 2000-х годах ССТ (так называемые соглашения
об ассоциации) ЕС со странами Северной Африки и Ближнего Востока - путь к
созданию Европейско- Средиземноморской зоны свободной торговли. В 90-х годах
возникновение ССТ на территории СНГ фактически преследовало цель
реинтеграции единого в прошлом советского экономического пространства. В Латинской
Америке ССТ в 90-х - один из инструментов обновления и укрепления ЛАИ. [11, c.40-41]
Самое время подробнее остановиться на важном
различии между двусторонними и региональными соглашениями. С подачи
Внешне-Торговой организации (ВТО) сложилась практика рассматривать обе эти
категории вместе под рубрикой регионализма (regional trade agreements), без какого-либо
разграничения или классификации. Этого принципа придерживается большинство
крупных исследований по рассматриваемой теме.
Первый и очевидный факт заключается в том, что
региональные соглашения - это объединения в пределах регионов, более или менее
четко определенных по географическому, этнокультурному, цивилизационному
признакам, либо изначально охватывающие все страны региона (НАФТА, Ассоциация
регионального сотрудничества Южной Азии - СААРК,), либо стремящиеся к
постепенному их включению в свой состав (ЕС, АСЕАН).[17] В то же время
двустороннее соглашение объединяет две страны, которые могут принадлежать как к
одному, так и к разным регионам. Одна из важнейших предпосылок (но,
разумеется, не единственная) создания устойчивого и успешного регионального
блока — культурная (с точки зрения языковой общности, этнического происхождения,
религии) однородность и историческая близость входящих в него стран. В случае
с ДССТ это явно не относится к главным критериям успеха; для их заключения важно,
прежде всего, другое – экономическая и политическая совместимость партнёров.[14,
c.61] Более того,
создание региональных союзов часто преследует цель преодоления разногласий и
отчужденности между странами-участницами, которые готовы пожертвовать взаимными
претензиями ради некоей региональной общности. Такие мотивы прослеживаются в
истории создания многих ныне крупных и авторитетных организаций, включая ЕС,
АСЕАН, МЕРКОСУР. То есть две страны одного региона, заключение ДССТ между
которыми было бы проблематично, могут в то же время входить в общерегиональное
интеграционное объединение. Приведем пример с Малайзией и Сингапуром. Можно с
изрядной долей уверенности предположить, что если бы в отсутствие АСЕАН две
эти страны попытались прийти к ДССТ, то переговоры были бы сильно осложнены, а
может и блокированы комплексом давних взаимных споров и претензий, затрагивающих
известные хозяйственные вопросы. Точно так же Китай и Япония, или Китай и Южная
Корея, имея очевидные конфликтные темы в двусторонних отношениях, серьезно
рассматривают возможность участия в региональном экономическом союзе, будь то
формализованный АСЕАН + 3 или более широкое восточноазиатское объединение.[1, c.356] Суммируя эти
доводы, можно констатировать: если региональные соглашения часто призваны
способствовать преодолению разногласий между участниками, то двусторонние
соглашения возникают там, где разногласий нет.
Во-вторых, одной из основных, а может быть, и
важнейшей движущей силой взаимного притяжения экономик в прогрессивных
региональных объединениях, интенсификации торговых и инвестиционных потоков
между ними служила фрагментация производств с разнесением отдельных его фаз по
разным странам региона, ведущая, в свою очередь, к возникновению так
называемых региональных производственных цепочек. В первую очередь это
свойственно таким крупным отраслям обрабатывающей промышленности, как
автомобильная, электронная и электротехническая, где в упрощенном виде более
капиталоемкая часть производства (выпуск частей и компонентов) может
базироваться в передовых в технологическом отношении странах, а более трудоемкая
(сборка готовой продукции) - как правило, в странах менее развитых с
относительно дешевой рабочей силой.[11, c.44]
Рост производственных цепочек сопутствовал и
способствовал становлению наиболее экономически динамичных группировок в мире
- ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, причем самые широкие их масштабы отмечались при
наибольшем разбросе в уровнях социально-экономического развития участников того
или иного объединения и возникновении внутриотраслевых связей по линии
Север-Юг. Так, региональные производственные цепочки могут быть мощным
катализатором реальной интеграции соприкасающихся рынков, превращения их в
единую производственную базу. Однако для географически удаленных стран,
вступающих в ДССТ, они, как мы отметили, становятся все более распространенными
- такое преимущество регионализма оказывается, скорее всего, недоступным. Фрагментация
производств между двумя рынками, расположенными зачастую на разных континентах
(например, Южная Корея-Чили, Сингапур-Новая Зеландия, Сингапур-ЕАСТ и др.),
вряд ли рентабельна, эффективна, а может быть, и вообще невозможна. Для
полноценного развития интегрированных производственных цепочек - опять-таки,
заметим, при прочих равных условиях - географически компактное пространство
предоставляет более широкие возможности.[18]
В связи с последними из изложенных соображений
возникает вопрос: насколько вообще правомерно говорить о ДССТ как проявлении
экономической интеграции? Ведь интеграция - это объединение рынков или
сращивание национальных хозяйств, а рассматриваемые соглашения нацелены
скорее на расширение экономических обменов и облегчение доступа на рынки. Речь
в ДССТ идет не о слиянии отдельных рынков-экономик в один, функционирующий в
соответствии с унифицированными правилами, а об уравнивании иностранных
предпринимателей (экспортеров товаров и услуг, инвесторов) в правах с национальными.
Таким образом, как представляется, необходимо четкое понимание различия между
интеграцией рынков и облегчением доступа на рынки как основными мотивами в
создании, соответственно, региональных блоков и двусторонних соглашений.
Более того, билатерализм было бы полезно выделить из общей тематики региональных
торговых соглашений и рассматривать как самостоятельное экономическое явление.[5,
c.201] Нетрудно
заметить, что участие различных стран в ДССТ не одинаково: одни заключили уже
более десятка соглашений, другие только изучают перспективы их подписания. Как
показывает практика, соглашения о свободной торговле заключают в первую
очередь страны, которым это позволяет сравнительно либеральная внешнеэкономическая
политика, выражающаяся, в частности, в низком уровне торговых барьеров, а
также зрелая структура валового производства и потребления и эффективная
система органов государственной администрации, в том числе таможенных
органов. Не удивительно, что среди наиболее активных приверженцев
билатерализма, особенно "нового поколения", - государства ЕС, ЕАСТ,
США, Сингапур, Чили.[20]
Серьезным препятствием для вступления в
полноценное ДССТ является наличие в экономической структуре страны обширных
секторов, особо чувствительных к конкуренции со стороны импортных товаров, -
сельского хозяйства, производства текстиля и одежды. По этой причине довольно
тяжело даются переговоры о ДССТ развивающимся странам, пусть даже морально для
них готовым, однако до сих пор имеющим Значительные с точки зрения объемов
производства, экспорта и, что особенно важно, занятости, аграрные отрасли. В
таком случае торговая либерализация непосредственно затрагивает интересы
большой доли населения страны. Наиболее наглядные примеры - Индия и Таиланд,
где, несмотря на сдвиги в структуре валового производства в пользу
обрабатывающей промышленности, аграрная занятость в начале 2000-х годов все
еще составляла, соответственно, 65-70 и 45-50% общей
занятости, и сельскохозяйственный сектор был защищен сравнительно высокими
тарифами (2003-2004 гг.) - в среднем 37% в Индии и 30% в Таиланде.[7, c.76]
Интересный факт - отсутствие трансрегиональных
соглашений о свободной торговле между различными группами развитых стран или
отдельными развитыми странами, то есть США, Канадой, участниками ЕС/ЕАСТ,
Японией, Австралией и Новой Зеландией. Исключением является лишь ДССТ
США-Австралия, заключенное в 2004 г.[14, c.70] Казалось бы, развитые страны - родоначальники
экономического регионализма, обладающие богатым опытом торговых переговоров,
прекрасно подготовленными таможенными кадрами и созревшими для интеграции
структурами производства и потребления должны вступать в ДССТ друг с другом.
Однако практика показывает другое, что, вероятно, свидетельствует о сложности
накопившихся взаимных претензий, торговых споров, о прочно укрепившейся практике
протекционизма в отношении отдельных товаров, от которой эти страны не могут
отказаться, а в некоторых случаях - и об опыте торговых войн. Крупные развитые
страны, видимо, предпочитают взаимодействовать между собой через
многосторонний процесс ВТО, нежели посредством заключения двусторонних
соглашений.[2, c.419]
В итоге, рассматривая региональные и двусторонние
ССТ отдельно, можно констатировать: между развивающимися и между развитыми и
развивающимися странами либерализация взаимных экономических связей (не считая
взаимодействия в ВТО) развивается как через регионализм, так и через
билатерализм, а между самими развитыми - почти исключительно через
регионализм.
1.2 Вредоносный эффект двусторонних соглашений о свободной
торговле
Появление комплекса двусторонних ССТ, наслоившихся
на уже действующие региональные экономические союзы, естественно, стало объектом
многочисленных исследований. Большинство экономистов считают своего рода
идеалом, к которому должна
стремиться мировая торговля, глобальную недискриминационную либерализацию, а ее
инструментом - ВТО, и потому ДССТ стали рассматривать как негативное явление.
При этом любопытно, что чем более настойчиво звучали эти оценки, тем более
популярными на практике становились ДССТ. Образовался значительный разрыв
между теорией и практикой.
Так в чем же заключается вредоносный эффект
ДССТ? Считается, что они отвлекают внимание от многосторонних торговых
переговоров ВТО, искажают торговые потоки, ведут к усложнению условий внешней
торговли и дискриминации неучаствующих стран, не имеющих льготного доступа на
иностранные рынки.[17] Пожалуй, наиболее острая критика связывает
распространение ДССТ (как и региональных соглашений) с эрозией режима
наибольшего благоприятствования, который в послевоенный период успешно служил
основой международной торговли и работы ГАТТ/ВТО. К таким выводам пришел
консультативный совет ВТО в так называемом докладе Сазерленда, посчитав, что
режим наибольшего благоприятствования становится теперь едва ли не исключением
из правил.
Подытоживая, отметим, что двусторонние соглашения
о свободной торговле, бурное распространение которых наблюдается с начала 90-х
годов, стали неотъемлемым элементом международных экономических отношений. В
2000-х годах стало окончательно ясно, что это новая и самостоятельная
тенденция, набирающая силу уже помимо, а может быть, и вопреки активности
региональных или многосторонних (глобальных) объединений.
Регионализм и билатерализм - явления не одного и
того же порядка. Различия между ними сводятся к тому, что в основе создания
региональных блоков лежит интеграция национальных рынков, а в основе
двусторонних соглашений -лишь облегчение доступа товаров и услуг на национальные
рынки. Изучение ДССТ, таким образом, целесообразно не в контексте уже
устоявшихся представлении о региональной экономической интеграции, а скорее
как независимого феномена современной мировой экономики и политики.[11, c.48]
Уточнив масштабы и ряд характерных свойств
данного явления, следует признать, что, с одной стороны, огромная популярность
ДССТ, а с другой — непрекращающаяся мощная критика в их адрес еще больше
усиливают интерес к изучению реального значения этих соглашений для экономики
участвующих стран и мировой торговли в целом с опорой на объективные
количественные данные. Последующий анализ должен выявить преимущества и потери
от ДССТ, особенно учитывая определенную уязвимость развивающихся стран перед
тотальной внешнеэкономической либерализацией, установить природу и движущие
силы билатерализма.
II .ИСТОРИЯ
И ХАРАКТЕРИСТИКА НАФТА
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — экономическое интеграционное объединение, в которое входят США,
Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и Азиатско-Тихоокеанском
экономическом сотрудничестве (АТЭС)) наиболее влиятельных в современном мировом
хозяйстве региональных интеграционных блоков.
Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947г.,
целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли
канадской экономики. В 1959г. США и Канада заключили соглашение о совместном
военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов
в канадское производство военной техники.
Следующим шагом стало заключение в 1965г. соглашения о либерализации
торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции
многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и
Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об
оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е
президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.[5, c.201-202]
В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано
американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому
в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной
торговли.[2, c.420]
В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и
Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что
ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его
части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США
рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.
Североамериканское соглашение о свободной торговле
(сокр. также НАФТА) — было подписано 7 октября 1992 г. Президентами США
и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября
1993 г. и вступило в силу с января 1994 г.
Среди основных целей, зафиксированных в
Соглашении, были сформулированы следующие:
☻ снятие барьеров в торговле и содействие
свободному движению товаров и услуг между странами;
☻ установление справедливых условий
конкуренции в рамках зоны свободной торговли;
☻ расширение возможностей для
инвестирования в странах — участниках Соглашения;
☻ обеспечение необходимой и эффективной
защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;
☻ установление рамок для будущего
многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления
преимуществ Соглашения.[2, c.423]
Соглашение предусматривало либерализацию
внешнеэкономических отношений трех стран, в частности ликвидацию в течение лет
почти всех торговых и инвестиционных барьеров. Речь фактически о создании в
перспективе единого рынка товаров, услуг и капитала на территории
стран-участниц. Достижение этой цели должно происходить поэтапно — сразу после
вступления Соглашения в силу были значительно снижены пошлины во взаимной торговле
промышленными и продовольственными товарами, в 1998 г. были отменены таможенные
пошлины на большую часть товаров в американо-канадской торговле, а в начале
2003 г. — в торговле США и Канады с Мексикой.
Уже начиная с 1994 года начались разговоры о
присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу
начались только в июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению состава
участников Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников.
Представители первых, как в Канаде, так и в США аппелировали к тому,
что более прочные экономические связи с Чили создадут больше
возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся
высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников
присоединения Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884
году: «Каждый доллар, на который растет цена вследствие покровительственных
тарифов, означает день рабского труда, а часы ненужной работы, которая
требуется для этого, крадутся из бесценного времени, предназначенного
на выполнение личных обязанностей каждого.» И на самом деле,
правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди производителей с
помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя
всех потребителей, в том числе и в своей стране.[17]
Сами Чили неоднократно доказывали свою
готовность присоединиться к НАФТА. Еще за несколько лет до заключения
Соглашения они пошли на существенное снижение тарифов, но к 1997 темпы
этого снижения пошли на убыль, так как в Чили возникли опасения, что дальнейшее
снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их
присоединения к НАФТА. В связи с этим чилийские тарифы на некоторое время
зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть
снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший
доступ на рынки будущих торговых партнеров.[19, c.267]
В 1997 году Канада и Чили удачно завершили
переговоры о временном двустороннем соглашении о свободной торговле и
параллельных соглашениях о сотрудничестве в области охраны труда и окружающей
среды, что было призвано служить мостом на пути к присоединению Чили к НАФТА.
Мексика также вела переговоры с Чили о пересмотре соглашения между ними
о свободной торговле с целью ее усиления.
Табл.1 Сравнение региональных блоков за 2004 год
[17]
|
Региональный
блок
|
Площадь(км²)
|
Население
|
ВВП
(ППС) ($US)
ВВП (млн.)
|
ВВП
(ППС) ($US)
ВВП на душу населения
|
Участники
Страны участники
|
ЕАСТ
(EFTA)
|
529,600
|
12,233,467
|
471,547
|
38,546
|
4
|
ЕС
(EU)
|
4,325,675
|
496,198,605
|
12,025,415
|
24,235
|
27
|
ЕврАзЭС
(EurAsEC)
|
20,789,100
|
208,067,618
|
1,689,137
|
8,118
|
6
|
СААРК
(SAARC)
|
5,136,740
|
1,467,255,669
|
4,074,031
|
2,777
|
8
|
ССАГПЗ
(GCC)
|
2,285,844
|
35,869,438
|
536,223
|
14,949
|
6
|
НАФТА (NAFTA)
|
21,588,638
|
430,495,039
|
12,889,900
|
29,942
|
3
|
Рассмотрим внутреннюю организацию НАФТА. Она не
предполагает создание каких-либо межгосударственных или надгосударственных
органов, действующих на постоянной основе. Главной организационной структурой
интеграционной группировки является Комиссия по свободной торговле. Она
призвана контролировать и оказывать содействие деятельности различных комитетов
и рабочих групп, созданных для решения конкретных вопросов сотрудничества и
урегулирования возникающих споров. Рабочий орган Комиссии — Координационный
секретариат НАФТА, который включает три национальные секции, куда входят
эксперты от стран-участниц. Национальные секции являются постоянно действующими
структурами и располагаются в Оттаве (Канада), Мехико (Мексика) и Вашингтоне
(США). [3, c.62]
Члены Комиссии, представленные министрами
торговли, собираются не реже одного раза в год. НАФТА предусматривает
дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны
свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования
торговле и инвестициям, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм
НАФТА и их администрирования были созданы более 30 рабочих групп и комитетов. Основные
области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя
происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и
субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки
и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и
комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.
Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают
сделать процесс претворения НАФТА в жизнь более гладким, обеспечить
создание форума для изучения способов дальнейшей либерализации
торговли между странами-участницами. Примером может служить
последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение
тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты
НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики,
и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают
избежать процедур разрешения споров. Комиссия по сотрудничеству в сфере
охраны окружающей среды была создана в 1994 году в соответствии с
Североамериканским соглашением о сотрудничестве области охраны окружающей
среды для усиления регионального сотрудничества, снижения возможных конфликтов
и способствования эффективному исполнению законодательства в этой
сфере. Она также содействует сотрудничеству и участию общественности в
ускорении процессов консервации, защиты и улучшения окружающей среды в
Северной Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США дополняет
положения НАФТА затрагивающие вопросы, связанные с окружающей средой.
Комиссия по сотрудничеству в сфере охраны
окружающей среды включает в себя три основных элемента: Совет, Совместный общественный
консультативный комитет и Секретариат. Совет является руководящим органом
Комиссии и состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех
стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать
членов, по пять представителей от каждой страны. Он консультирует
совет по любым вопросам в рамках Соглашения. Секретариат обеспечивает
административную, техническую и оперативную помощь Совету и несет
ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.[19]
Можно говорить о том, что за четыре года
существования НАФТА, была разработана четкая организационная структура для
эффективного претворения в жизнь положений Североамериканского соглашения о
свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие к
заключению этого соглашения, нашли свое отражение не только в области
свободной торговли и, следовательно, можно говорить о распространении
принципов лежащих в основе НАФТА на другие сферы экономики и политики в
Североамериканском регионе.
Особенностью Североамериканского соглашения
является асимметричный характер осуществляемых интеграционных процессов, т.е.
условия создания здесь свободных рынков товаров, услуг и капитала, а также
правила высшей торговли не одинаковы для различных секторов экономик
стран-участниц и не синхронизированы по времени. Это обусловлено в первую
очередь неравными стартовыми условиями стран и отраслей региона, зависимостью в
ряде случаев национальных производителей и рынков (в частности, Мексика) от
более сильных партнеров (США и Канады).[2, c.511]
III.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВА
СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ
Реализация Североамериканского соглашения о
свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех
стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь
возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два
раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению
конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также
снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для
Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического
развития и проведение масштабных экономических реформ.[2, c.528]
Почему же страны решают
вступить в НАФТА? Несмотря на неравнозначность партнеров по НАФТА, как по
уровню экономического развития, так и по масштабам экономического потенциала,
участники Соглашения рассчитывали на существенные экономические преимущества.
Социально-экономические цели создания НАФТА были продиктованы интересами
стран-участниц, и в первую очередь США, которые инициировали создание
интеграционной группировки. Американские корпорации рассчитывали еще более
усилить свои конкурентные преимущества от тесного взаимодействия с партнерами
из Канады и Мексики. Все предшествующие подписанию Соглашения десятилетия
постоянно имело место, усиливающееся разделение труда между тремя странами при
естественно доминирующей роли США, которые стали главным источником инвестиций
для соседних Канады и Мексики. Фактически, в экономическом плане образовался
«центр» (США) и «периферия» (Канада и Мексика) Североамериканского
субконтинента, а Канада и Мексика в результате все более тесного срастания их
экономик с американской стали ее продолжением. Одновременно быстрыми темпами
возрастала взаимная торговля между тремя странами Северной Америки, и в
Результате Канада и Мексика превратились в крупнейших торговых партнеров США.[14,
c.65]
3.1. Роль стран в НАФТА
Соединенные Штаты в результате заключения этого
соглашения получили значительные выгоды:
☻ в подавляющем большинстве отраслей были
постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из
стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле,
чем в самих США;
☻ перед американскими компаниями открылись
гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло
рынок сбыта.
☻ интеграционные связи, институционально
закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов
из Канады и Мексики.[4, c.18]
☻ в результате вывода производства в
соседние страны, в первую очередь в Мексику, американские корпорации получают
возможность значительно снизить издержки производства, используя гораздо более
дешевую местную рабочую силу.
☻ создание НАФТА заметно усилило конкурентные
позиции США на фоне интеграционных процессов в других регионах мира, и в первую
очередь, расширения и углубления Европейского союза, а также укрепления
интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.[1, c.503]
Участие США в региональном интеграционном
процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия
на внутриэкономическое развитие.
Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997
вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2
раза (с 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли
США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой
составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров
распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти
возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной
экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению
к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии. [13, c.15]
Для Мексики членство в НАФТА означает
гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего
мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к
экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ,
предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от
импортозамещающей стратегии развития.
Через региональное объединение с США Мексика
стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для
нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после
значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство
добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной
торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на
территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки.
Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое. [9, c.29]
Критики мексиканского членства в НАФТА указывают
на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не
трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана
во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими
экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности
в улучшении жизненного уровня мексиканцев.
Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе
торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает
отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности –
практически невозможным.
Канада, заключившая с США еще в 1988 г.
Соглашение о свободной торговле — ФТА (вступило в силу с 1989 г.), предполагало
с помощью как прежнего (ФТА), так и нового (НАФТА) соглашения расширить возможности
для доступа канадских компаний на рынок США, усилить экспортные возможности
канадских экспортеров, получить беспрепятственный доступ канадским капиталам
на мексиканский рынок и повысить свои конкурентные преимущества путем вывода
туда трудоемких производств. В Канаде полагали, что гораздо более мощная
экономика США еще в большей степени станет локомотивом структурных реформ и
социально-экономического развития Канады. Во многом эти надежды оправдались.[13, c.16]
Канада – это объективно более сильный член НАФТА,
чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с
Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В
начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии
протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в
1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость
срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.[1, c.519]
Канада активно выступает за расширение зоны
свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок
прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою
самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать
американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной
торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании
трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих
тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со
многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по
отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует
идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась
в осуществление плана создания Свободной торговой зоны. В 1998 она стала
председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое
было объявлено приоритетом канадской политики в регионе. [18]
Таким образом, Канада в течение всего одного
десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и
активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При
этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с
разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.
3.2.Проблемы НАФТА
Можно выделить несколько отрицательных
социально-экономических последствий подписания Североамериканского соглашения
о свободе торговли. Среди таких последствий для США и в меньшей степени Канады
— прежде всего потеря рабочих мест, связанных с переводом производства в
Мексику. Это весьма заметно отражается на занятости в целом ряде
отраслей американской промышленности — в автомобилестроении,
производстве комплектующих, в химической и текстильной промышленности и т.д.
Такие крупнейшие в США корпорации, как «Крайслер», «Дженерал Моторс»,
переместили значительную часть своих производственных мощностей в Мексику.
Среди предприятий швейной промышленности выделяется крупнейший в США
производитель джинсов компания «Гесс», которая перевела в Мексику 2/3 своих
производственных мощностей. В этой связи в США уже имели место массовые акции
профсоюзов, направленные на сохранение рабочих мест в стране.[13, c.15]
Расширение товарооборота между США, Канадой и
Мексикой, и в частности рост импорта США из стран НАФТА, способствует росту
дефицита торгового баланса США, который в 2005 г. уже превысил 720 млрд. долл.
Канада и Мексика занимают четвертое и пятое места среди стран, с которыми США
имеют самый большой торговый дефицит (после Японии, Китая и Германии).[20]
Еще одна проблема, обострившаяся в США после
подписания НАФТА, — усилившаяся конкуренция со стороны Мексики на рынке
сельскохозяйственной продукции. Американские производители не выдерживают
конкуренции со странами существенно более дешевого импорта из Мексики, прежде
всего томатов, а также бананов и цитрусовых. В связи с резко возросшими
поставками сельскохозяйственной продукции из Мексики вес большую
актуальность приобретает проблема контроля над качеством импортируемых
сельскохозяйственных продуктов. В Мексике активно используются многие виды
пестицидов, запрещенных в США. В то же время, по имеющимся данным, лишь 1% пищевых продуктов, поставляемых из Мексики,
подвергается санитарному контролю на границе с США.
Для Мексики же, получающей немало преимуществ от
растущей интеграции с США и Канадой, в числе отрицательных эффектов можно
выделить два основных. Во-первых, это растущая зависимость страны от
американских корпораций, что порой ставит под угрозу сам факт
существования целых отраслей национальной индустрии. Во-вторых, усиливающееся
загрязнение окружающей среды в Мексике от хозяйственной деятельности
американских и канадских компаний.[2, c. 424]
Как свидетельствуют данные многочисленных
исследований, лишь единицы из тысяч иностранных компаний в Мексике соблюдают
законодательство в области охраны окружающей среды. Если же учесть, что среди
перемещаемых из США и Канады в Мексику компаний немало так называемых грязных
производств — химических, металлургических и т.п., острота проблемы не вызывает
сомнений. В целом же очевидно, что на данном этапе позитивные последствия
от интеграционных процессов в Северной Америке преобладают над негативными как
для каждой из стран-участниц, так и для региональной экономической группировки
в целом.
3.3. Перспективы развития НАФТА
С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная
борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и
Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.
Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно.
Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми
участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и
Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в
ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
Критики обращают внимание на некоторые отрицательные
последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в
частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря
рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные
компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным
работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация
«Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель
джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных
мощностей из США в Мексику.[12, c.16] Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок
труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и
Канаде.
Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла
уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических
спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных
ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11
сентября 2001.
Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост
общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный
товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл.,
товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно
вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из
США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские
компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании»
канадского и мексиканского рынков. [4, c.20]
Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая
история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли
договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая
война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских
экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.[17]
Несмотря на критику, преобладают положительные оценки
перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой
интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют
возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают
каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается
создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего
рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой
экономикой.
3.4. Сотрудничество НАФТА с Россией
Каково оно с глобальных позиции - уже понятно: денежки, которые, казалось
бы, вот-вот поплывут в нашу пореформенную страну, легли на другой курс. Ничего
приятного не сулит для РФ и повседневная практика торговых отношении с
Латиноамериканским регионом. Прежде всего, по причинам наших внутренних
проблем.
«Нам и раньше-то тяжело доставалась реализация машин и оборудования на,
рынке, столь географически отдаленном и избалованном быстрыми поставками
качественной техники из США, - жаловался недавно один российский «купец», пытающийся
из штаб-квартиры в Буэнос-Айресе продавать в Аргентине и других странах Южной
Америки тракторы. - Но мы, приезжая к поставщику и набирая партию экспортных
машин, могли в былые времена предъявлять претензии по их цвету, качеству обивки
салона, даже устройству дверных ручек. Сегодня я беру все подряд: тракторы без
стекол в кабине, без дверей, стартеров. Как-нибудь доведем «до ума». Масштабы
разрухи таковы, что вскоре, видно, «лавочку» придется вообще закрывать».[20]
Товарооборот России практически со всеми латиноамериканскими
государствами сократился по сравнению с экс-СССР во много раз. А образование в
западном полушарии региональных интеграционных группировок еще более осложняет
задачу экспортеров российской продукции. Возьмем в качестве примера такие
частные моменты.
На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились
защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают
наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной
зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные
положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с
происхождением товаров, на которые они могут распространяться.
Одна из этих сфер - рынок автомобилей и запчастей к ним. В соответствии,
с договором на сниженные тарифные барьеры могут рассчитывать только те легковые
машины, при сборке которых 62,5% стоимости комплектующих произведено в трех
странах, входящих в НАФТА. Еще более высокий, трехступенчатый барьер поставлен
на пути заграничной, одежды. Во-первых, она непременно должна быть сшита в
одной из стран Северной Америки. Во-вторых, сшита из ткани, которая тоже сошла
с местных ткацких, станков. В-третьих, даже нити этих тканей обязаны быть
местного производства. [6,
c.14]
Или взять импорт текстиля. Россия могла бы, например, довольно успешно,
поставлять на американский рынок льняные ткани, которые пользуются там большим
спросом. Однако, чтобы рассчитывать на льготный тариф, российская (или,
американская) фирма, которая вздумает продавать в США российскую продукцию,
обязана доказать даже не то, что эта продукция на местном рынке дефицита, а что
она вообще, даже в минимальных количествах, не производится в странах,
объединенных в НАФТА.
Вряд ли стоит при подобных «правилах игры» уповать на диктат
потребителей. С ними не особенно-то намерены считаться. Так, по словам
американского внешнеторгового эксперта Джеймса Боварда, по меньшей мере 117
видов тканей, необходимых модельерам США, в странах НАФТА не выпускаются.[6, c.19] Однако те, кто защищает интересы
американской текстильной промышленности, настаивают на том, что на самом деле
этот дефицит не превышает 8 видов тканей. Очевидно, что на североамериканских
производителей и продавцов одежды будут и впредь нажимать с тем, чтобы они
главным образом использовали ткани, выработанные в, странах НАФТА, пусть даже
они и не совсем удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.
Теперь представьте себе, что подобный режим распространится
от Юкона до Огненной Земли. Наши «лады» и «нивы», которые хоть и по бросовым
ценам, но все-таки пока находят спрос в Чили, Бразилии и ряде других стран,
тогда уж точно «выйдут в тираж». НАФТА никоим образом не имеет антироссийской
направленности. Просто раздел мира на крупные экономические группировки предполагает
наряду с уменьшением внутренних барьеров и препон совместный механизм защиты от
«внешней опасности». В такой ситуации, как говорится, «один в поле не воин».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Время, прошедшее с момента заключения НАФТА (Североамериканского
Соглашения о свободной торговле) никоим образом не уменьшило накал страстей
дебатов на эту тему и не смогло соединить два края пропасти, разделившей сторонников
НАФТА и его противников в 1993 году. Это во многом обусловлено тем, что
полемика по поводу НАФТА, как раньше так и сейчас затрагивает гораздо
больший спектр вопросов, чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой.
С этим соглашением многие жители этих стран связывают надежды и тревоги,
имеющие отношение к глобализации экономики.
Реализация Североамериканского соглашения о
свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех
стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую очередь
возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два
раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способствовало повышению
конкурентных преимуществ американскими и канадскими корпорациями, а также
снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для
Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического
развития и проведение масштабных экономических реформ.
Объединяясь страны – участницы НАФТА руководствовались не только
меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они
играют не последнюю роль, но в основе единения лежат также общая идеология,
системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение
прав и свобод человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Булатов
А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.
2.
Международные
экономические отношения: Учебник / под ред. Б,М, Смитиенко. – М.: ИНФРА-М,
2007.
3.
Мировая
экономика и международный бизнес: Учебник / кол.авт.; под общей ред. д-ра экон.
наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р,К, Щенина. – 4 изд.;
перераб. И доп. - М.: Крокус, 2007.
4.
Сударев
В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая
половина XX века).-М.: ИЛА РАН, 2002.
5.
Фомишин
С.В. Международные экономические отношения: Учебник. – Ростов-на-Дону.: Феникс,
2006.
6.
Барковский
А.Н., Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном
экономическом пространстве. – Россия и современный мир. – 2005. - № 3.
7.
Василевский
Э. Структурные сдвиги, динамики и эффектность роста экономики.//Мировая
экономика и международные отношения.-2006.-
№ 11.
8.
Караев
Б.М. Ускоренный рост торговли между Китаем и странами Латинской Америки.//Бюллетень
иностранной коммерческой информации.-2007.- № 84.
9.Майданик К.
«Четвёртая волна».//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 11.
10.Майданик К.
«Четвёртая волна». Продолжение.//Мировая экономика и международные отношения.
-2006.- № 12.
11.Мурадов К.
Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле.//Мировая
экономика и международные отношения.-2007.№7.
12.Силаев К.Н. В
биотехнологической промышленности США.//Бюллетень иностранной коммерческой
информации.-2007.- № 93.
13.Тонарева О. А.
МВФ о положении в экономике США и Канады.//Бюллетень иностранной экономической
информации. -2007.- № 87.
14.Шишков Ю.В. Теория
региональных интеграций.//Мировая экономика и международные отношения. -2006.-
№ 4.
15.Asia Times. Tokyo. -2004. -№ 56.
16.World
Bank. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regionalism and Development.
Washington, 2005.
17.www.analitik.ru
18.www.ereport.ru
19.www.krugosvet.ru
20.www.news.ru
|