Развитие торгово-экономических отношений России и США
Развитие торгово-экономических отношений России и США
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра иностранных
языков
Реферат на тему:
РАЗВИТИЕ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИИ И США
Работу выполнила:
Аспирантка
Светличная Ирина Андреевна
Краснодар 2004
В реферате использованы следующие источники: Development of Russian-American
Trade and Economic Relations in the Framework of the Commercial Energy Dialogue
American Chamber of Commerce in Russia by Tanya Shuster and Derek Nowek,
Russia: Oil and Natural Gas Exports.
Экспорт
США в новые индустриальные страны Евразии в 2001 г. по сравнению с 2000 г.
превысил 12 %. Особенно возрос экспорт в Россию, Казахстан и Туркменистан, а
также возрос экспорт в различные сектора экономик. Россия занимает ведущее
место по импорту из США, и берет на себя 70 % от общего экспорта в новые
индустриальные страны. Товары, экспортируемые США: птица, нефтегазовое оборудование,
самолеты и широкий ассортимент высокотехнологичных продуктов.
По данным «Busnis Bulletin»,
в 2001 г., импорт в Россию из США составлял около 2,6 миллиардов долларов, что
на 25 % выше по сравнению с 1998 г. Из-за финансового кризиса 1998 г., экспорт
США в Россию в промежуток с 1998 по 1999 г. снизился на 42 %. К 2001 г. США
покрыли одну треть пост кризисных потерь.
Таня
Шустер и Дерек Новек выделяют, что экспорт птицы в 2001 г. составил 25 % от
общего экспорта США в Россию, что превысило экспорт оборудования США в страну.
По сравнению с 1998 г. лидирующее место в экспорте США в Россию занимали
самолеты, экспорт оборудования. Соединенные штаты, также экспортируют
компьютеры и аксессуары к ним, телекоммуникационное оборудование, и медицинское
оборудование.
Из бывших
советских стран, Россия является наиболее привлекательной для экспорта США. И
хотя США является третьим, наиболее важным импортером в Россию, ее доля
составляет лишь 8 % импортируемых товаров. По сравнению с Германией (5,4
миллиарда долларов в 2001г. и на 40 % вырос в 2002 г.), экспорт США В Россию
невелик, и сравнительно низок по сравнению с экспортом стран Европейского
Союза, который составляет 14,4 миллиардов долларов. Экспорт стран ЕС включает:
высокотехнологичное оборудование, телекоммуникационное оборудование,
фармацевтические препараты, легковые машины, медицинское оборудование, а также
мебель и аксессуары.
Авторами отмечается, что в
2001 г. в Россию из США импортируются такие товары, как оборудование для фитнес
– клубов, игровые автоматы, дорогая мебель и аксессуары.
При выходе на российский
рынок экспортеры сталкиваются с такими проблемами как тарифные и нетарифные
барьеры, валютные ограничения и т.д.
На основании решения Саммита
Президентов США и Российской Федерации в Москве 24 мая 2002 года были заложены
основы двустороннего сотрудничества между нашими странами в
топливно-энергетическом комплексе, которые получили дальнейшее развитие в
развитие Российско-Американского коммерческого энергетического диалога.
К настоящему времени и видны
ощутимые результаты совместной деятельности в области развития и расширения
сотрудничества российских и американских топливно-энергетических компаний, и
эта деятельность вызывает интерес практически во всех российских и американских
компаниях. Итоги данной совместной работы служат ориентиром для установления
плодотворных внешнеэкономических связей.
Практическая работа в рамках
Российско-Американского коммерческого энергетического диалога привлекает к себе
внимание в наиболее крупных мировых добывающих и энергопроизводящих компаний.
Развивая свои двусторонние отношения европейские и азиатские организации
намерены следовать русско-американской модели сотрудничества.
Динамика совместной работы
Энергетического Диалога между США и Россией свидетельствует об активном участии
всех компаний в двусторонней работе. После Саммита 2002 г. руководителей
американских и российских крупнейших нефтяных, газовых, электроэнергетических и
сервисных компаний в Хьюстоне (Техас), в Москве в 2002 г. было принято решение
о формировании сотрудничества в рамках Российско-Американского коммерческого
энергетического диалога.
В настоящее время проводится
постоянная работа российских и американских компаний, которые подразделяются на
пять рабочих групп:
1. Основы инвестирования;
2. Основы регулирования;
3. Рынок и транспортировка;
4. Средние и малые предприятия
топливно-энергетического комплекса;
5. Услуги и оборудование.
Авторами
разрабатываются рекомендации для руководства двух стран, которые отражают
позицию бизнес-сообщества по наиболее важным вопросам в энергетической отрасли
для укрепления связей между нашими странами.
Основные направления деятельности рабочих групп
Привлечение
инвестиций в российскую топливную, топливно-энергетический комплекс, а также
размещение расширение капиталов американских нефтяных и энергетических
компаний, диверсификация и максимально эффективное управления финансовыми
средствами. Сосредоточение работы на разработке рекомендаций для принятия
Федерального Закона Российской Федерации «О недрах», упорядочит взаимоотношения
государства и инвестора в сфере недропользования. Изменения в строну снятия
излишнего налогового бремени для наиболее капиталоемких и затратных
инвестиционных проектов позволит дополнительно привлекать финансовые ресурсы в
топливно-энергетических комплекс Российской Федерации, сделает привлекательными
крупные инвестиционные проекты.
Одновременно
существуют рекомендации по процедуре участия в тендерах и аукционах Российской
Федерации, выработка регламента для конкурсов на основе международного опыта и
особенно американского, сделают более прозрачными и понятными эти процедуры для
иностранных инвесторов, уберут ненужные бюрократические преграды и пойдут на
пользу российскому государству, поднимут имидж России в глазах мирового
сообщества.
Рабочая группа
занимается стратегией развития энергетики, вопросами административного
реформирования в системе государственной власти как на федеральном так и на
региональном уровне.
Важная роль в
этой группе отводится решению проблем, связанных с вопросами лицензирования и
упорядочивания отношений в этой сфере.
Одной из важных
целей группы является выработка рекомендаций для Правительства Российской
Федерации в области государственного регулирования топливно-энергетическим
комплексом.
По данным
американских источников о российском экспорте нефти и природного газа,
Советский Союз до 1991 года был самым большим экспортером нефти, который
превышал 12 миллионов баррелей в день. Россия, самая большая республика СССР,
покрывали около 90 % всего советского экспорта нефти. После распада СССР в 1991
году, российский экспорт нефти упал до 3,16 миллионов баррелей в день в 1994 г.
После того как в
России произошли реструктуризация нефтяной промышленности и появились
вертикально-интегрированные частные компании, экспорт нефти снова вырос. В 2001
году экспорт нефти, достиг 4,91 миллионов баррелей в день. В настоящее время
Россия занимает второе место по экспорту нефти после Саудовской Аравии.
Большинство
российской нефти проходит через терминалы на Балтийском море и Черном море
(главным образом через Новороссийск, Туапсе и Одессу).
Балтийский
трубопровод позволяет России экспортировать нефть напрямую через порт
Приморска, а не с перевозкой через Эстонию, или Латвию. Не смотря на то, что
были введены ограничения на экспорт (30 % от добычи на долговременное введение
квот), российские нефтепроизводители пытались найти способы увеличения экспорта
нефти. Различия между экспортными и внутренними ценами (цены в России обычно
меньше чем мировые цены в два раза), плюс сложности оплаты за экспорт нефти,
все это убеждает в том, чтобы увеличивались продажи за рубежом.
Таким образом, российские
нефтяные компании намерены сменить монополию «Транснефть» на экспортный
трубопровод, разрабатывая собственные проекты трубопроводов.
Взаимопонимание
российских и американских партнеров по бизнесу в этом вопросе практически
едины. Необходимо систематизировать нормотворческую деятельность различных
российских министерств и ведомств, внести изменения в Административный Кодекс,
в котором были бы четко определены процедурные требования в отношении всех
органов государственной власти.
Группа
«Рынок и транспортировка» поставила перед собой значительные цели в области
выработки рекомендаций по Федеральному Закону «О магистральном трубопроводном
транспорте», консолидации позиций американских и российских нефтегазовых и
энергетических компаний на вопросах реформирования газового рынка Российской
Федерации, а также сосредоточила усилия на проблемах экспорта российских
энергетических ресурсов, и в первую очередь нефти в Соединенные Штаты Америки.
Что касается экспорта газа,
то Россия явятся самым крупным экспортером, с 6,7 триллионами кубических метров
из общего экспорта газа в 2001 году.
Многие российские компании
располагают огромными запасами газа, которыми они не могут воспользоваться с
коммерческими целями, так как у них нет доступа к доходному экспортному рынку.
Газпром контролирует российский трубопровод, но вместе с тем реструктуризация
газового сектора страны, все фирмы по добычи газа, в конце концов, смогут
полностью воспользоваться трубопроводом. Когда возникнет возможность доступа
хотя бы третьей части газовой инфраструктуры, экспорт российского газа резко
возрастет: российские нефтяные компании, производящих в настоящее время 2,2
триллионов кубических метров от общего объема добычи газа, смогли бы мгновенно
увеличить объемы экспорта.
Проблеме
реформирования газовой промышленности Российской Федерации уделяется большое
внимание в Правительстве РФ, Администрации Президента России, ключевых
министерствах и ведомствах, российских и иностранных нефтегазовых компаниях.
В рабочей группе
при активном участии союза промышленников и предпринимателей активно
обсуждается развитие газового хозяйства Российской Федерации. При Российском
Союзе промышленников и предпринимателей создана рабочая группа по вопросам
реформирования газовой промышленности Российской Федерации, которая совместно с
ведущими научными и промышленными институтами, вырабатывают единую стратегию
реформы в газовом хозяйстве.
В этой связи
площадка Энергодиалога Россия – США по проблемам реформы газового хозяйства
России имеет огромное значение в качестве платформы, на которой могут быть
определены позиции российских и американских компаний по вопросам
реформирования, изложен взгляд как изнутри так и глазами американских
партнеров.
Решая глобальные
вопросы, участники диалога не упускают и проблемы развития малых и средних
предприятий топливно-энергетического комплекса США и России. Деятельность
группы сосредоточена на вопросах лицензирования мелких и средних нефтегазовых
месторождений, доступе к транспортной инфраструктуре и инфраструктуре
вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Проблемы развития
двустороннего сотрудничества в области взаимных поставок оборудования для
топливно-энергетического комплекса, сервисное обслуживание нефтегазовых и
электроэнергетических компаний, облегчение экспортно-импортных операций в ТЭК,
решение вопросов стандартизации оборудования, произведенного в России и США, -
это работа группы «Услуги и оборудование».
Развитие двусторонних отношений в
топливно-энергетическом комплексе, а также то, что Российско-Американский
коммерческий энергетический диалог принесет значительную пользу экономическому
росту в наших странах, и то, что предложения деловых кругов России и США будут
благожелательно восприняты руководством Соединенных Штатов Америки и
Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Development
of Russian-American Trade and Economic Relations in the Framework of the
Commercial Energy Dialogue//American Chamber of Commerce in Russia.
2. Tanya
Shuster and Derek Nowek //U.S. Exports to Eurasia back on track.// Bisnis
Bulletin. – April –2002.
3. Russia: Oil and Natural Gas
Exports//www/russianoil.ru
|