Пролемы экономической интеграции стран СНГ
Пролемы экономической интеграции стран СНГ
Международный университет бизнеса и новых технологий
РЕФЕРАТ
по мировой экономике
на тему:
Выполнила: Коровина М.Ю.
Группа:ПИ-21
Проверил: Аверичкин А.П.
г.Ярославль
Факторы экономической интеграции бывших советских
республик.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве
порождаются следующими основными факторами:
·
разделением труда, которое
невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих
случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в
значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим
условиям развития;
·
желанием широких масс
населения в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за
смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного
пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном
перемещении людей и т.п.;
·
технологической
взаимозависимостью, едиными техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались и на
противоположные тенденции, определявшиеся, прежде всего стремлением правящих
кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет,
укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный
приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план,
если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако
всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав
единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение
суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые
интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как
попытки №воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно
противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и
политическую зависимость стран – членов СНГ от Запада, это не могло не
препятствовать интеграционным процессам.
Немалое значение для определения реальной позиции
стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели расчеты на помощь Запада в том
случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в
должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часто
встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению
договоренностей и их практической реализации.
Готовность бывших советских республик и интеграции
была различной, что определялось не столько экономическими, сколько
политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские
страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление
дистанцироваться от России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить
свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую
заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами –
членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со
стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно – со
стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому многие их них рассматривали СНГ, прежде всего
как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить
собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные
потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального сближения
стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное
выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм
интеграционной группировки для достижения своих политических задач.
Успехи и неудачи СНГ.
С 1992 по 1998 гг. в органах СНГ было принято около
тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть
из них «осталась на бумаге» по разным причинам, но главным образом из-за
нежелания стран – членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета,
без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную
роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у
него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического
союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был,
достигнут только в отдельных частях этих соглашений.
Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна
в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности
самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой
неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного
механизма.
Главное же препятствие для успешной интеграции
заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности
интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения
прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на
получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все сомнения и критику,
организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран
– членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких
слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного
сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись
все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических
систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные
связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.
Перспективы СНГ.
По мере того как происходило становление собственной
государственности, у правящих кругов стран – членов СНГ уменьшились опасения,
что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности
увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации
топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно
исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном за
счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших
капиталовложений и времени.
Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в
странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран –
членов СНГ, повлек за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в
функционировании валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили
поиски компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития
сотрудничества в рамках СНГ.
Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в
СНГ оказал финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная
девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного механизма
привели к осложнению внешнеторговых отношений стран – членов СНГ в Россию. Почти
все страны СНГ были вынуждены девальвировать свои валюты; уменьшились их
валютные резервы, усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как
валюты расчетов и запасов. Тем не менее, этот кризис не подорвал объективную
заинтересованность стран – членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии
взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в
интеграционные процессы идея «интеграции разных скоростей», т.е. создание
союзов между странами с разной степенью интегрированности и разными сферами
совместной деятельности.
Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные
процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое
интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на
постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается
затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей»
может даже способствовать интеграционных процессам в целом, порождая «зоны
кристаллизации», втягивая другие стороны в общую «ткань сотрудничества».
Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде
всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом
интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные
интересы стран – членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные
моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться
с общими интеграционными процессы, а нередко и стимулировать их.
Окончательный результат взаимодействия интеграционных
и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от
многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики
правящих кругов стран – членов СНГ, осознания народами важности сближения,
политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его
пределами. Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и
системных реформ в России – естественного интеграционного ядра СНГ.
ВЫВОДЫ:
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные
факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая
взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.
Главные препятствия интеграции – опасения в странах –
членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности,
незавершенность строительства новой социально-экономической системы.
Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми:
было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было
выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало
целесообразность своего существования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хасбулатов «Мировая экономика».
|