Некоторые аспекты взаимоотношений России и Европейского Союза
Некоторые аспекты взаимоотношений России и Европейского Союза
Некоторые аспекты взаимоотношений Российской Федерации и
Европейского Союза.
Для
наступившего 2007г. проблема взаимоотношений между Россией и странами ЕС
является достаточно актуальной в связи с необходимостью юридического
переоформления их взаимодействия по истечении срока Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве (СПС) – основного документа наших отношений с ЕC. Попытаемся рассмотреть, чего
уже удалось достигнуть в плане партнерства и сотрудничества, а что еще
предстоит сделать.
Постоянный
Представитель РФ в ЕС Василий Лихачев так объяснил суть взаимоотношений России
и Евросоюза: «Становление
в России правового государства проходит под влиянием различных факторов.
Растущее значение имеют внешние обстоятельства и предпосылки. В числе таких
внешних факторов — участие России в многосторонней дипломатии, в деятельности
различных международных организаций и конференций. За последнее время активно
развивается диалог РФ с Европейским союзом, важнейшим политическим и
экономическим образованием в мире. Совершенно очевидно, что европейскую
историю, европространство безопасности и сотрудничества объективно не выстроить
без России, без ее интеллектуального, технического и сырьевого потенциала. Но и
само развитие России в политико-экономической плоскости трудно представить вне
стратегического партнерства, системного взаимодействия с европейскими
государствами, с международными организациями — ОБСЕ, ЕС, Советом Европы и
др.».
Действительно,
отношения между РФ и ЕС развивались достаточно плавно, пройдя, за сравнительно
небольшой отрезок времени, путь от состояния “бесполезного безразличия” к
современному состоянию “стратегического партнерства”. На пути развития этих
взаимоотношений было много препятствий – конъюнктурных, идеологических и
политических. При этом, несмотря на экономическую взаимодополняемость и
взаимозависимость, на практическую невозможность некоего “равноудаленного
положения” России во внешней торговле и мировой экономике, все же расхождения в
сиюминутных внешнеполитических интересах поставили современные отношения между
Россией и Европейским союзом, по оценке ведущих российских экспертов, в “поле
высокого напряжения”.
На
сегодняшний день можно выделить три блока основополагающих документов,
регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС в рамках стратегического
партнерства:
1.
Соглашение
о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС как основополагающий, центральный
документ этих взаимоотношений.
2.
Секторные
соглашения, принятые на основе СПС и развивающих ее положений в различных
сферах взаимодействия России и Европейского союза.
3.
“Дорожные
карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не
имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия
и действия в рамках текущих отношений между сторонами.
Рассмотрим
каждый из блоков в отдельности.
Первый блок.
Основу
для отношений между Россией и Европейским союзом закладывает Соглашение о
партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской
Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их
государствами-членами, с другой стороны, заключенное 24 июня 1994г. на о. Корфу
(Греция). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) вступило в силу с 1
декабря 1997г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во
всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ. Федеральное
Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г.
СПС с
Россией стало своего рода “прототипом” всех остальных Соглашений о партнерстве
и сотрудничестве. Соглашения ЕС с остальными странами СНГ писались, используя
опыт заключения СПС с Россией. Такого рода Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве были заключены Европейским союзом со всеми странами СНГ, их
тексты практически полностью совпадают. Поэтому Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве можно назвать “типовым соглашением”.
СПС
было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной
автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет
заявлять о его денонсации. Соответственно основной срок действия СПС истекает в
2007г. Ряд норм СПС имеет прямое действие на всей территории ЕС в соответствии с
Решением Суда ЕС от 12 апреля 2005г.
При
особом акценте на экономическом сотрудничестве, Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Россией и ЕС 1994г. заложило прочный фундамент для
развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам.
Соответственно, данное Соглашение является комплексным на фоне доминирующего
экономического содержания. Действительно, СПС носит базовый характер, содержит
общие положения о сотрудничестве между Европейским союзом и Россией. Многие его
положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных
двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Положения СПС охватывают широкий
круг вопросов, в том числе политический диалог, сотрудничество в области
образования, энергетики, совершенствования законодательства и пр. В СПС
существует прочная институциональная основа для взаимодействия РФ и ЕС.
Главными институтами взаимодействия сторон являются ежегодные саммиты Россия-ЕС
на уровне глав государств/глав правительств; регулярные (раз в полгода) встречи
на уровне министров иностранных дел России и стран ЕС. Комитет по вопросам
политики и безопасности проводит консультации с Россией, также проходят
переговоры по международным проблемам между Высоким представителем ЕС по ОВПБ и
Министром иностранных дел РФ. Политический диалог осуществляется и на встречах
«Тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров,
ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при Европейских
Сообществах в Брюсселе с «Тройкой» Комитета по политике и безопасности и на
экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.
Существенной
особенностью СПС является его относительная перспективность. Оно изначально
было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится
рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО. Еще одним важным фактором,
указывающим на перспективность СПС, является его окончательная нацеленность на
создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией.
Будущее
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, как и будущее взаимосвязей России и
Европейского союза, во многом зависит от того, какие приоритеты в отношениях
друг к другу закладываются ими сегодня. Взаимозависимость сторон друг от друга
безусловно не могла не повлиять на законодательство. СПС подтолкнул РФ
постепенному достижению совместимости своего законодательства с
законодательством Сообществ. Этот процесс сближения законодательств (а в лице
ЕС это около 8 тыс. разнообразных юридических актов) распространяется, в
частности, на такие отрасли права, как предприятия и предпринимательская
деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение
компаний; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей
среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное
законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные
акты в области ядерной энергетики; транспорт.
На
заседании Европейского совета 3–4 июня 1999г., проходившем в г. Кельн
(Германия), была утверждена Общая стратегия Европейского союза по отношению к
России сроком на 4 года. Общая стратегия определяет основные цели в отношениях
с Россией. Такими целями являются:
1.
укрепление
демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в
России;
2.
интеграция
России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;
3.
сотрудничество
в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
4.
сотрудничество
по общим проблемам европейского континента.
Среди
вышеперечисленных целей Сотрудничество в области безопасности находится в
данный момент на весьма приоритетном уровне. В Совместной декларации РФ и ЕС об
усилении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам
безопасности, которая была подписана в Риме в ноябре 2003 года, было заявлено,
что основой сотрудничества между РФ и Евросоюзом является борьба с терроризмом
и обязательства по предотвращению распространения оружия массового уничтожения.
СПС включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству России и Евросоюза
по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция;
противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции;
незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы;
подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ). В Соглашении
имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание”
денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности,
от преступлений, связанных с наркотическими веществами; борьба с незаконным
производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а
также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических
веществ. Включение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных
отношениях Евросоюза с другими странами. Обе стороны объективно заинтересованы
в развитии сотрудничества на антикриминальном направлении. ЕС установил прямые
контакты с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими
силовыми ведомствами России, совместно был проведен ряд акций по борьбе с
организованной преступностью и наркобизнесом.
Тем
не менее, становлению полноценного сотрудничества препятствует ряд факторов. В
практической плоскости масштаб сотрудничества России с ЕС в рамках ОВПБ до сих
пор ограничен. Это объясняется в первую очередь тем, что ОВПБ (в отличие,
например, от структур блока НАТО) имеет относительно «закрытый» характер в
плане взаимодействия с государствами, не входящими в ЕС. Главная задача
Высокого представителя ЕС по ОВПБ состоит в том, чтобы способствовать выработке
согласованной позиции стран Евросоюза по важным международным проблемам и в
целом стремиться к повышению способности ЕС говорить в мировой политике «единым
голосом». Развитие отношений многосторонних внешнеполитических и военных
структур ЕС с третьими странами пока, очевидно, является лишь второстепенной
задачей руководителей ЕС, ответственных за ОВПБ. Более того, в связи с
развитием Европейской политики соседства, ЕС стремится способствовать стабилизации
регионов – стратегических соседей ЕС и будет концентрировать свои усилия на
распространении своей концепции демократии на постсоветском пространстве. Все
это может вызвать определенные осложнения в отношениях РФ и ЕС. Более того, у
ЕС и РФ имеется ряд разногласий по урегулированию чеченской проблемы, прав
человека в странах Балтии, проблемы Калининграда. Несмотря на все сложности во
взаимоотношениях ЕС и РФ, Евросоюз понимает, что без стабильного взаимодействия
с Россией, в том числе и по вопросам безопасности, невозможно будущее развитие
общеевропейского процесса.
Одним
из приоритетных направлений во взаимодействии России и ЕС в области
безопасности сможет стать борьба с терроризмом. Трагические события в различных
городах стран Евросоюза свидетельствуют о том, что и Европа уже не находится в
безопасности. Поэтому усиленное взаимодействие в области борьбы с терроризмом
стран Евросоюза и России, которая на своем личном примере испытала все ужасы
террористических актов, могло бы быть крайне эффективным. Россия уже принимала
участие в полицейской миссии в Боснии и Герцеговине под эгидой ЕС в рамках
ОВПБ.
Позиция
России в отношении Европейского союза сегодня находит отражение в Стратегии
развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную
перспективу (2000–2010 гг.), представленной российской стороной на встрече
Россия–Европейский союз в Хельсинки 22 октября 1999г. Данная стратегия является
логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском
направлении, исходит из общности исторических судеб народов и ответственности
государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Основными
целями данной Стратегии являются:
1.
обеспечение
национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире
путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;
2.
привлечение
хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для
содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России,
базирующейся на принципах справедливой конкуренции;
3.
дальнейшее
строительство демократического правового государства в России.
В
Стратегии указывается, что Россия отдает приоритет построению отношений с
Европейским союзом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и не
ставит целью на ближайшие 10 лет вступление в Европейский союз или создание
ассоциации с ним (т.е. получение статуса ассоциированного члена). Напротив, в
том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона
выражает всяческую поддержку этому и не исключает идеи создания зоны свободной
торговли между нашей страной и Европейским союзом в первые десятилетия XXI
века. Стратегия России в отношении Европейского союза определяет приоритетные
направления интенсификации сотрудничества.
Второй блок.
На
сегодняшний день, в силу того, что СПС носит «рамочный характер», было заключено
несколько двусторонних соглашений, то есть на основе Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений
между Россией и Европейским союзом.
Такими
соглашениями являются:
·
Соглашение
между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998г.,
·
Соглашение
между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000г.,
·
Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001г.,
·
Соглашение
между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001г.,
·
Соглашение
между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002г.,
·
Соглашение
об участии РФ в деятельности Европола 2003г.,
·
Соглашение
об участии РФ в деятельности Европейской полицейской миссии 2004г.
Помимо
этого в стадии подготовки находятся соглашения в области фармацевтики,
ветеринарии, рыболовства. На ближайшую перспективу уместным и актуальным считается
заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о
совместной деятельности в правоохранительной сфере в рамках Евроюст, по
торговле ядерными материалами.
Третий блок.
Четыре
“дорожные карты” по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе
встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ 10 мая 2005г. воплощают
в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах
положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему
дню. Идея "четырех общих пространств" была выдвинута лидерами России
и стран ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Это - общее экономическое
пространство, общие пространства внутренней и внешней безопасности, а также
науки, образования и культуры. Их "дорожные карты" предполагалось
принять в прошлом году на ноябрьском саммите Россия-ЕС в Гааге. Однако
подготовить их к сроку не удалось. Брюссель настаивал на едином пакете, в
котором торгово-экономические отношения были бы увязаны с проблемами прав
человека, ситуацией в Чечне, "замороженными конфликтами" в Молдавии и
Закавказье. Москва предлагала принять сначала те "карты", к
реализации которых уже готовы обе стороны, оставив согласование других на более
позднее время. В итоге были приняты:
1.
“Дорожная
карта” по общему экономическому пространству,
2.
“Дорожная
карта” по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, в основе
которой лежат следующие принципы: равенство между партнерами и взаимное
уважение интересов; приверженность общим ценностям, в частности демократии и
верховенству права, а также их гласному и эффективному применению независимыми
судебными системами; уважение прав человека, в том числе прав лиц,
принадлежащих к меньшинствам; уважение и соблюдение общепризнанных принципов и
норм международного права, включая гуманитарные положения; уважение основных
свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации
(в сфере свободного пространства). Совершенствование сотрудничества для
противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также
другим видам незаконной деятельности (в целях обеспечения безопасности).
Содействие повышению эффективности судебной системы России и государств -
членов ЕС и независимости суда, а также развивать судебное сотрудничество между
Россией и ЕС (в сфере правосудия).
3.
“Дорожная
карта” по общему внешнему пространству,
4.
“Дорожная
карта” по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты.
В этой сфере был заключен договор об упрощении государствами ЕС визовых
процедур в отношении ученых из России.
“Дорожные
карты” содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на
ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков
реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности.
“Дорожная
карта” не является юридически обязательным источником, это политический акт,
акт мягкого права (soft law), но она определяет ряд задач и областей
сотрудничества на краткосрочные и среднесрочные перспективы. В частности,
ставится задача содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и
ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и
пребывание на законных основаниях на их территориях. Однако, ни учредительные
договоры Союза, ни вторичное законодательство ЕС нигде не предусматривают, что
Сообщества и Союз строят свои отношения с третьими странами, основываясь на
подобных документах, поэтому по отношению к европейскому праву – это акт sui
generis. Соответственно, прочной юридической основы для развития отношений сторон
в рамках четырех пространств “дорожные карты” создать не могут, что служит
предметом их справедливой критики.
Итак,
анализируя современный этап взаимоотношений между РФ и ЕС, можно говорить о
достаточно крепком и тесном партнерстве и взаимозависимости сторон. Однако
наряду с явными положительными тенденциями в отношениях есть немало слабых
сторон. Аналитики склонны выделять так называемую «проблему 2007». Ее суть
сводится к следующему: Россия и Европейский союз в начале XXI века уже совсем
не те партнеры, которые договорились в 1993г. о партнерстве и сотрудничестве и
подписали в 1994г. СПС.
Во-первых,
Европейский союз – это уже не 15 государств Европы, а 25, и скоро это
количество возрастет до 27. Вместе с тем, политический и экономический
потенциал Союза возрос многократно по сравнению с периодом начала 1990-х гг.,
не последнюю роль в этом сыграло и введение евро.
Во-вторых,
Россия уже давно не просто “самый крупный осколок Советской империи” с
регулируемой экономикой, находящейся в стадии упадка, а признанная держава с
растущей рыночной экономикой, безальтернативно доминирующая на энергетическом
рынке объединенной Европы, в самом уязвимом секторе экономики развитых стран.
В-третьих,
совместное развитие партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС вывело это
партнерство и сотрудничество на качественно новый уровень, выразившийся в
формулировании концепции и согласовании т.н. “дорожных карт” по четырем
пространствам между РФ и ЕС.
Учитывая
вышеизложенное, вполне вероятно, что именно к 2007г. состояние современных
отношений между ЕС и РФ достигнет “критической массы” и потребует нового
современного, модернизированного оформления не в мягких источниках, какими
являются “дорожные карты”, а в полноценном юридически обязательном для Сторон
договоре.
Впервые
о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили в ходе саммита Россия–ЕС,
проходившего весной 2005г. Проблема была поставлена в связи с истечением
первоначального десятилетнего срока действия СПС и необходимостью обновления
договорной основы наших отношений с ЕС.
Однако
на пути создания качественно нового соглашения встает немало сложностей, прежде
всего, в юридической сфере. Заключение нового соглашения порождает проблему
преемственности в отношении реально применяющихся на практике положений СПС,
которые устойчиво могут сохранять свое действие и после 2007г., а также в
отношении практических правовых достижений во взаимоотношениях между РФ и ЕС,
выразившихся в односторонних документах, внутреннем законодательстве и судебной
практике сторон. Прекращение СПС может повлечь за собой слом современной
системы регулирования отношений между ЕС и РФ и потере некоторых значительных
достижений в отношениях между Сторонами, связанных с реализацией норм СПС.
В
любом случае новое соглашение должно будет отражать следующие аспекты:
1.
концепцию
четырех пространств;
2.
дальнейшее
углубление экономической интеграции путем создания зоны свободной торговли;
3.
создание
в перспективе экономического пространства между Россией и ЕС, в рамках которой
будут реализовываться свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов;
4.
новый
уровень политических отношений, основанных на стратегическом партнерстве и
четырех пространствах;
5.
новую
институционную структуру взаимоотношений, состоящую из взаимосвязанных
элементов и максимально приближенную к органам государственной власти РФ и
структурам ЕС.
Новый
договор должен быть наполнен четкими формулировками, а не заверениями о
намерениях сторон.
Итак,
постоянно усложняющиеся условия развития современного мира требуют быстрого
реагирования России и Европейского союза, а также формирования ими
“изменяющейся глобальной политической геометрии”.
Любопытно,
что разные политики и исследователи по-разному оценивают суть взаимоотношений
РФ и ЕС.
По заявлению
главного советника департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ В. В.
Стефанкина, в основе нашего сотрудничества – стратегическое партнерство в
интересах обеспечения безопасности, стабильности и процветания на всем
европейском пространстве и общемирового развития. Стефанкин доказывает, что обе
стороны заинтересованы друг в друге, прежде всего, как в торговых партнерах. В
торгово-экономическом отношении Европейский союз является сейчас главным
внешним партнером России. Это более 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и
компаний, производящих и потребляющих различные товары по единым правилам и
стандартам. И если ранее 37% товарооборота России приходились на страны ЕС, то
после расширения эта цифра составляет более 50%. Для Европейского союза Россия
также является одним из главных коммерческих партнеров, хотя ее доля во внешней
торговле ЕС составляет 5%. В 2003 году товарооборот с учетом новых членов,
тогда еще не вступивших в ЕС, составил 92 млрд. евро с дефицитом в 20 млрд. в
пользу России. За 8 лет он вырос более чем вдвое, ежегодный прирост - около 10
млрд. евро. В общем объеме импорта в страны ЕС Россия на протяжении последних
пяти лет занимала 6-е место, уступая США, Японии, Швейцарии, Китаю и
Норвегии. По последним официальным данным, доля ЕС в российском экспорте
составляет порядка 50%, а в импорте – около 40%. Вместе с тем, порядка 57%
российского экспорта в страны ЕС составляют природные энергоресурсы (нефть и
газ), а большая часть остального экспорта приходится на продукцию сельского
хозяйства (4%) и химической промышленности (4%). Ключевым компонентом
взаимозависимости России и ЕС является в настоящее время энергетика. Россия
остается главным поставщиком энергоресурсов в страны Евросоюза (40% потребления
газа в ЕС, достигающие 100% внутреннего потребления в ряде стран-членов). Стабильные
и предсказуемые поставки представляют очевидный интерес, как для российских
поставщиков, так и для стран Европейского союза в свете политики энергетической
безопасности. В интересах этого между двумя сторонами, начиная с 2001 года,
налажен энергетический диалог, определены проекты, представляющие взаимный
интерес, намечены пути совершенствования правовой базы отношений, производства
и передачи энергии, устранения ограничений со стороны ЕС на импорт ископаемого
топлива, обеспечения надежности долгосрочных поставок, включая надежности сетей
транспортировки, развивается сотрудничество в области технологий и
энергоэффективности. В целях разработки концепции Общего европейского
экономического пространства (ОЕЭП) в мае 2001 года было принято решения о
создании Группы высокого уровня (ГВУ) под председательством Заместителя
Председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко и Комиссара ЕС
по внешней политике К. Паттена. Определены общие принципы и направления работы
ГВУ, включая возможные экономические последствия от создания ОЕЭП, а также
сближение в области законодательства и регулирования в целях содействия
торговле и инвестициям.
В числе других
перспективных направлений сотрудничества Стефанкин называет следующие:
1.
проблема
жизнеобеспечения Калининградской области, то есть обеспечение
беспрепятственного транзита между Калининградом и остальной территорией России,
в первую очередь для российских граждан;
2.
вопросы,
связанные с переходом на безвизовый порядок передвижения между Россией и
странами, входящими в Шенгенскую зону. Здесь хотелось бы сделать небольшое
отступление. Россия и ЕС действительно договорились изучить условия для
безвизовых поездок в долгосрочной перспективе, однако, как отметил президент РФ
В.В. Путин, переход к безвизовому режиму между РФ и ЕС возможен лишь после
выполнения Москвой необходимых условий. "Очень много нужно сделать самой
Российской Федерации", - сказал Путин, отвечая на вопрос РИА
"Новости" о том, когда граждане РФ смогут без виз ездить в страны ЕС.
"Мы не можем предъявлять избыточные требования к нашим партнерам, пока не
решим пограничные вопросы с нашими соседями, не решим все вопросы по реадмиссии
(взаимной выдачи незаконных мигрантов), которые ставят перед нами наши европейские
партнеры", - сказал президент. "Я думаю, что такая постановка вопроса
нашими европейскими коллегами правильная. И мы будем стремиться к тому, чтобы
максимально удовлетворить эти требования ЕС", - заявил Путин на
пресс-конференции по итогам саммита РФ-ЕС. "Но нашей окончательной целью
является безвизовый режим. Только тогда мы можем говорить, что в Европе нет
разделительных линий. Об этом много говорят, но об этом можно будет говорить
только тогда, когда люди смогут свободно передвигаться по континенту. Конечно,
к этому будем стремиться", - сказал Путин.
3.
сотрудничество
в правовой и правоохранительной сфере, и построение единого правоохранительного
пространства в Европе;
4.
прямое
межведомственное взаимодействие в условиях нарастания угрозы со стороны международного
терроризма. Углубленный политический диалог России с Евросоюзом подтверждает
наличие реальных перспектив нашего взаимодействия в сфере Европейской политики
безопасности и обороны (ЕПБО) вплоть до участия России в осуществляемых
Евросоюзом операциях по поддержанию мира;
5.
разработка
совместных научно-технических проектов, в первую очередь в области космоса и
связи.
С.В. Беспалов
(преподаватель Самарского государственного университета) склоняется к точке
зрения о том, что в основе сотрудничества РФ и ЕС лежит военная составляющая.
По его мнению, в период после 1991г. отношения России с Европейским
Экономическим Сообществом, а затем и с Европейским Союзом развивались
достаточно ровно, так как в деятельности и структурах ЕС (до самого последнего
времени) отсутствовал военной фактор, что способствовало укреплению доверия к
этой организации со стороны России. Беспалов утверждает, что в
военно-политическом отношении Европейский союз не является самостоятельным
участником международных отношений и не может составить альтернативы
традиционным или нарождающимся центрам силы. За исключением двух стран-членов
ЕС (Великобритания и Франция), вооруженные силы государств Евросоюза не
представляют собой серьезной величины. Военные расходы в странах ЕС составляют
максимум 2.6% и 2.4% ВВП (Франция и Великобритания – 40 % всех оборонных
расходов в ЕС) при расходах в большинстве стран-членов менее 1.5 % ВВП. Расходы
такого члена ЕС как Германия, например, составляют всего 24 млрд. Евро в год
(США – 382 млрд. долл.). Военные расходы стран ЕС в области исследований и
технологий (на одного бойца) составляют в среднем 4 000 долл. (США – 28 000
долл.), а в части снаряжения – 14 000 долл. (США – 44 000 долл.). В результате,
Европейский союз не представляет собой самостоятельной единицы в условиях
усиления силового элемента в международной политике. По сути дела, современная
Европа обладает вооруженными силами, не способными вести военные действия за
исключением миротворческих операций.
В числе других
приоритетных направлений сотрудничества Беспалов отмечает «инвестиционную»
зависимость России от стран ЕС (прежде всего, Германии и Италии). Объем
инвестиций из каждой из этих стран существенно превысил объём американских
капиталовложений (впрочем, не следует забывать, что США выделяли средства
России в основном не напрямую, а через международные финансовые организации,
прежде всего МВФ и Всемирный Банк). Беспалов утверждает, что с момента избрания
главой РФ В.В. Путина западноевропейское направление в российской внешней
политике вышло на первый план. С этого момента гораздо меньшее внимание
уделяется российско-американским отношениям. Беспалов убежден в том, что переход
к устойчивому экономическому росту обеспечит России положение в высшей степени
привлекательного партнёра ЕС.
Обобщая все
вышесказанное и рисуя общую картину взаимоотношений РФ и ЕС, можно
констатировать, что дальнейшее углубление европейской интеграции и расширения
Евросоюза, с одной стороны, и кардинальные изменения, происшедшие в России,
подкрепленные стабильным экономическим развитием последних лет – с другой,
объективно создают «новые возможности» для политического взаимодействия и
экономического взаимопроникновения между ними. Эта тенденция все явственнее
входит в противоречие со «старыми барьерами». Задача в том, чтобы с
максимальной выгодой использовать первые и снижать, а главное не воссоздавать
вторых. Без этого преодоление исторического раздела Европы не станет ни полным,
ни окончательным. В этом – гарантия безопасности европейского континента в
самом широком смысле этого слова.
В настоящее время
Политические отношения России и ЕС характеризуются сочетанием дружественного
характера и низкой степенью реального сотрудничества, сильны элементы
конкуренции. Примерами различных интересов сторон в последние несколько лет
стали:
·
ситуация
вокруг Калининградской области РФ;
·
позиции
по вопросу энергетического сотрудничества (2006г.);
·
острая
конкуренция вокруг попытки ЕС использовать переговоры о вступлении РФ в ВТО с
целью добиться отмены компенсационных сборов и платежей за пролеты по
транссибирскому маршруту и снизить и так невысокие дотации российскому
сельскому хозяйству (2003 – 2006гг.).
Таким образом,
наряду с явной взаимозависимостью и партнерстом в отношениях между РФ и ЕС есть
масса нерешенного и недосказанного. Впрочем, а не так ли строится вся
дипломатия вообще?
Многие аналитики
прогнозируют, что в период после 2007г. развитие отношений между Россией и ЕС
будет во многом зависеть от формата политико-правовых отношений, к обсуждению
которого стороны приступили в связи с истечением срока действия СПС 1994г. В
этом отношении формат и структура новой политико-правовой базы отношений могут
иметь большое значение, которое, однако, не стоит абсолютизировать.
|