Мировое хозяйство: тенденции и перспективы
Мировое хозяйство: тенденции и перспективы
Министерство
Образования Российской Федерации
Татарский Институт
Содействия Бизнесу и Инвестициям
КУРСОВАЯ
РАБОТА
тема: Мировое хозяйство: тенденции и
перспективы
Выполнила:
Руководитель:
г. Казань
План.
Введение........................................................................................................... 3
1. Современные тенденции в развитии международного
разделения труда. 5
2. Усиление экономической и технологической ориентации
взаимного сотрудничества. 7
3. Укрепление материально-технической базы качественного
преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ.................................................................... 18
4. Развитие международной кооперации производства................................ 28
Заключение..................................................................................................... 37
Литература...................................................................................................... 40
В современной публицистике и
научной литературе прочное место заняли работы, посвященные проблемам,
связанным с экономическими и социальными последствиями крупнейшего
технологического переворота, основные черты которого отчетливо просматриваются
уже сегодня. Для оценки этих последствий, видимо, недостаточно ограничиваться
простым суммированием тех результатов, которые можно ожидать в обозримой
перспективе от реализации тех или иных открытий, внедрения принципиально новых
технологических решений, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности.
Не менее важно и то, что,
решая научно-производственные задачи, страны обеспечивают все более тесную
взаимозависимость экономического и духовного прогресса общества, вносят
растущий позитивный вклад в решение глобальных проблем современности. Россия
кровно заинтересованы в мире. Во имя этой цели мы будем стремиться к расширению
сотрудничества со всеми странами. Всемерно развивая и углубляя сплоченность и
сотрудничество со странами содружества — во всех сферах, включая, конечно, и
такую важную сферу, как экономическая,— мы тем самым вносим большой вклад в
дело мира, прогресса и безопасности народов. Крупные дополнительные
возможности ускорения технического прогресса заложены в модернизации системы
международного разделения труда, дальнейшем усовершенствовании его структуры
и конкретных форм реализации.
Завершая введение, следует отметить,
что затрагиваемые в монографии экономические и социальные проблемы современного
технологического переворота исключительно сложны и многообразны. Их
фундаментальное исследование может быть осуществлено лишь коллективными
усилиями специалистов различного профиля. Задача данной работы ограничивается
в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих
воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития международного
разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных
тенденций в мировой экономике и политике в условиях перерастания научно-технической
в научно-производственную революцию.
1. Современные
тенденции в развитии международного разделения труда
Важнейшая внешнеэкономическая
предпосылка повышения отдачи крупнейшего научно-технического и производственного
потенциала стран СЭВ заключается в последовательном согласовании национальных
структурных и научно-технических политик, в выработке и реализации в конечном
счете их согласованной экономической политики в целом.
На основе согласованной
долгосрочной политики можно, в частности, рациональнее использовать национальные
научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития
устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному
созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых
материалов; повысить согласованность действий заинтересованных стран СЭВ в
области внешних научно-технических связей.
Это будет содействовать
предотвращению не только чисто коммерческих потерь, но и возникновению своего
рода «импортируемого параллелизма» — организации в ряде стран однотипных
производств на базе разнородной техники и технологии, разных стандартов,
затрудняющих развитие авангардных направлений технического прогресса коллективными
усилиями стран содружества.
Координация
патентно-лицензионной политики — это в конечном счете одна из предпосылок
решения более общей проблемы — упрочения технико-экономической неуязвимости
содружества. Такого рода неуязвимость не имеет ничего общего с
научно-технической автаркией, экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о
таком развитии производственного и научно-технического потенциала содружества,
который, обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одновременно
повышать надежность и эффективность их участия в мировом экономическом и
технологическом обмене.
Согласованная экономическая политика,
как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная политика и т.
д.), должна опираться на систему внутрихозяйственных мер, обеспечивающих
единство экономических и технологических задач, неразрывность цикла «наука—техника—производство»
(включая тиражирование нововведений), органическую увязку планов развития
науки и техники с другими разделами народнохозяйственных планов. Понятно, что
если заблаговременно не предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены
необходимые производственные мощности, не согласованы конкретные мероприятия
по научно-техническому и производственно-экономическому сотрудничеству, то это
скажется на эффективности практического использования его конечных результатов.
Изменение положения в данной
области предполагает повышение действенности «внедренческих» стимулов как в
отдельных странах, так и на международном уровне в интересах роста
эффективности производства и технического совершенствования продукции,
усиление дифференциации внутренних цен на «рядовые» изделия и изделия, воплощающие
новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы
на деле превратить долгосрочную научно-техническую политику в узловое звено
экономической интеграции, в фактор, определяющий важнейшие структурные и
качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделения
труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения,
предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания
научно-технической в научно-производственную революцию неотложной практической
задачей.
2. Усиление экономической и технологической
ориентации взаимного сотрудничества.
При анализе направлений
углубления разделения и кооперации труда стран — членов СЭВ в области науки,
техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе
экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку,
которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент.
Последнее характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но
и определенными проблемами, инерционными моментами, необходимость преодоления
которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.
С содержательной (а не с
формальной) точки зрения этапы развития научно-технического
сотрудничества могут быть определены укрупненно следующим образом: этап обмена
имеющимися в отдельных странах научно-техническими достижениями; этап
формирования системы разделения и кооперации труда в области науки и техники, а
также практического внедрения их результатов в производство; этап,
характеризующийся постепенным переходом к единой (согласованной)
научно-технической политике в соответствии с долговременными направлениями
развития и изменяющейся структурой экономических и технологических
потребностей содружества.
При выделении этапов
научно-технического сотрудничества, как и сотрудничества стран СЭВ в целом,
нужно учитывать те конкретные социально-экономические цели, которые решаются
на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо,
не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном
предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического
переворота.
Учет социально-экономических
факторов и последствий технического прогресса осуществлялся в той или иной мере
и ранее. Достаточно отметить, что сотрудничество некоторых стран в области
науки и техники на всех этапах своего развития строилось на качественно иной по
сравнению с капиталистическим хозяйством экономической основе. Конкретными
проявлениями новых принципов взаимодействия в этой сфере стали ее планомерное
развитие, обеспечение равного и беспрепятственного доступа всех стран СЭВ к
современной технологии, которой располагало их содружество в целом, отказ от
любых форм монополизации научно-технических достижений, эффективное содействие
менее развитым странам в формировании собственного научно-технического
потенциала.
В то же время конкретные
формы использования этих принципов не могли быть неизменными на различных этапах
развития содружества.
Как известно, в послевоенные
годы страны СЭВ располагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними
предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда
в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической
базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых
капиталистических государств.
Требовалось, следовательно,
сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-технических
потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а
также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным
образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного научно-технического
потенциала, а не объединение уже сложившихся национальных потенциалов.
Наиболее подходящей формой
широкого распространения уже имевшихся в рамках содружества научно-технических
решений стал безвозмездный обмен соответствующей документацией, дополняемый
содействием в подготовке национальных кадров для системы научно-исследовательских
и проектно-конструкторских организаций.
В итоге использования этой
формы сотрудничества (с некоторыми модификациями она используется и в
настоящее время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в
первую очередь в научно-техническом обеспечении крупнейших структурных
преобразований в народном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ
научно-технического комплекса в тех странах, которые практически не
располагали в прошлом собственной научно-технической базой.
Вместе с тем в силу
отмеченных выше ограничений конкретно-исторического характера эти результаты
оказались далеко не однозначными. Во-первых, совместное использование
результатов научно-технической деятельности не сопровождалось
соответствующей интернационализацией ее базы — системы НИИ, ПКБ, опытных
производств и т. п., поскольку для этого еще не сложились объективные предпосылки
— развитая система разделения и кооперации труда в производстве, науке и
технике.
Во-вторых, возникла
определенная обособленность между сотрудничеством в научно-технической и
производственной сферах как по существу (на базе общего фонда
научно-технических достижений в отдельных странах СЭВ развивались относительно
автономные производства), так и по экономической форме (перемещение между странами
продуктов, произведенных по предоставлявшейся на безвозмездной основе
технологии, осуществлялось на условиях внешнеторговых сделок).
С использованием
безвозмездного обмена научно-техническими результатами были связаны и два
побочных следствия — производственный параллелизм, возникновение которого
облегчалось возможностью использования готовых решений, а также уменьшение
стимулов к собственным разработкам и к их передаче другим партнерам, поощрение
в какой-то мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что
кто-то из партнеров получит необходимый результат раньше и его можно будет
использовать без вложений собственных средств).
Кроме того, обмен конечной
(пригодной к непосредственному производственному использованию) продукцией
научно-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований
и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению
научно-технической деятельности.
Все это потребовало
известного уточнения экономических основ сотрудничества, применения наряду с
безвозмездными платных форм, позволяющих строить его на началах экономического
расчета, соизмерения реального вклада отдельных стран со степенью использования
ими полученных результатов.
С середины 60-х годов начал
осуществляться переход от обмена готовыми результатами научно-технической
деятельности к координации важнейших научных и технических исследований,
проводимых странами СЭВ на базе разработки сводных многосторонних планов.
Наряду с этим стала проводиться двусторонняя координация исследовательских планов,
получили развитие непосредственные научно-технические связи министерств и
ведомств, исследовательских организаций и коллективов. Все это привело к тому,
что примерно треть всех исследовательских работ стран СЭВ стала осуществляться
по скоординированным планам и согласованным (естественно, с различной степенью
детализации) программам.
Центр тяжести развития
научно-технических связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы
обмена готовыми результатами в область непосредственного объединения усилий
ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального
разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее
важных научно-технических проблем.
Следует отметить, что эти новые
направления и обслуживающие их формы сотрудничества не распространились в
равной степени на прикладные и фундаментальные исследования. В области
фундаментальных исследований, по существу, продолжает действовать принцип
фактического международного обобществления (формой реализации которого
выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных
исследований в Росси, дополняемая вкладом других стран СЭВ (главным образом по
линии сотрудничества институтов академий наук), служит общим источником новых
знаний.
Сложившееся на практике
устойчивое разделение труда между Россией и зарубежными странами СЭВ выражается
в значительно большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации
советской науки на фундаментальных исследованиях, что позволяет им экономить
значительные ресурсы и концентрировать преобладающую долю своих национальных
научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что
касается последних исследований и разработок, то направления совершенствования
сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на современном этапе можно
сформулировать вкратце следующим образом.
Во-первых, постепенное
преодоление экономической обособленности научно-технических связей от других
форм сотрудничества путем внедрения элементов экономического расчета,
совместного финансирования ряда проектов.
Во-вторых, все более тесное
смыкание научно-технического сотрудничества с производственным. Это
направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали
создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и
оборудования, технологических процессов, производственное освоение которых
планировалось осуществлять в кооперационном режиме.
Наиболее общая характерная
черта научно-технического сотрудничества на современном этапе — усиление его
ориентации на совершенствование системы международного разделения труда как в
межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли
науки и техники в развитии современного производства в целом, в преодолении
ресурсных, экологических и других ограничений экономического роста. Достаточно
отметить, что существующая во многих странах СЭВ напряженность балансов
минерального сырья и топлива, трудовых ресурсов и т. п. связана в первую
очередь с недостаточным развитием современной техники и технологии, что влечет
за собой повышенные удельные затраты труда и материалов.
В условиях современного
фронтального технологического переворота генеральное направление развития
научно-технического сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключается,
очевидно, в обеспечении его все более тесного и непосредственного смыкания с
решением узловых проблем в сфере материального производства. Это предполагает,
в частности, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и
инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их
результатов.
Исходная предпосылка
планомерности научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли
экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и
результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым
общественным потребностям.
Как справедливо отмечает А.
И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического
прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать
по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов.
Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая
территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере
научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на
замещении данного вида ресурса.
Другой источник формирования
приоритетов — «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникновение
новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае
основой формирования приоритетов может быть принципиально новая технология, порождающая
новые потребности. Первоначальный толчок исходит здесь от самого
научно-технического прогресса, а благоприятные социально-экономические условия
превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники.
Приоритеты могут складываться также в результате воздействия социальных
ограничений, связанных со здоровьем человека, необходимостью поддерживать
экологическое равновесие.
Наряду с обеспечением
взаимодействия стран — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического
прогресса одна из наиболее важных задач научно-технического сотрудничества
заключается в обеспечении быстрого внедрения результатов научных исследований
и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения
производственных программ между партнерами.
Практика сотрудничества стран
СЭВ уже знает ряд примеров комплексного решения вопросов технического
прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может
служить углубление взаимодействия научно-технического и производственного
сотрудничества стран в области вычислительной техники. На основе реализации
межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил
научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций,
промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычислительной
техники. Обеспечено взаимодействие многотысячных коллективов в странах —
участницах соглашения на основе специализации и кооперации в производстве
средств электронизации народного хозяйства.
В последние годы
министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали
значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-технических и
производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как
производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.
Подобные примеры подчеркивают
необходимость последовательного учета проблематики научно-технического развития
и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации
производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового
типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия
научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и
кооперированной продукции, а также ее последующего технического
усовершенствования.
Разработка такого рода комплексных
соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно определяют
первоочередные объекты производственной и научно-технической кооперации с
целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих технический
прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.
Материализация любой научной
идеи требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла
«наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достижения науки в
народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при
производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому
распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое
направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое
использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в
обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские
организации, технологические институты и опытные производства; назрела также
необходимость создания специализированных внедренческих организаций
(«инженерных фирм»).
Эти фирмы наряду с
обслуживанием потребителей новой техники должны заниматься и организацией
процесса внедрения (управленческие услуги по внедрению техники, «авторский
надзор», «привязка» техники и технологии к местным условиям и т. п.).
Интенсификация научных
исследований означает в современных условиях осуществление принципа
приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих
направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов
ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать
систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития
науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки
научных кадров.
На основе расширенного и пропорционального
воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-технических ресурсов
должно быть обеспечено сокращение продолжительности цикла «наука—производство»
и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, помимо
названных условий, необходимо повышать оснащенность труда ученых, его
эффективность на основе форсированного развития научного приборостроения;
моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе использования
ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость экспериментов,
многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований
возможные условия фактического использования нововведений; значительно
ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного
поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ
и соответствующей периферийной техники.
В наибольшей мере усиление
планомерного характера научно-технического прогресса в условиях содружества
должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения
и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого
необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального
(разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват
новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).
Все более важными критериями
результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся
такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование
отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре
продукции; повышение «скорости перемещения» технических новинок по стадиям процесса
их научно-технической разработки и освоения производством.
В итоге деятельности стран и
органов СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-технического
и производственного сотрудничества приобретает качественно новое содержание.
Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ,
нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные
производственные результаты.
Решение этого вопроса
предполагает реализацию комплекса мероприятий как на макро, так и на
микроэкономическом уровне: согласованное изменение соотношения между
капиталовложениями на новое строительство и модернизацию; налаживание выпуска
оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции;
создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для
оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества
стран СЭВ.
Здесь многое зависит и от
преобразований в области экономического механизма сотрудничества. Так,
рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя
себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его
органического соединения с кооперацией в сфере производства. Последовательное
решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие
производственной и научно-технической кооперации, создание условий для
расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных
организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических
стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но
и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень
унификации норм национального хозяйственного права.
Учитывая возросший
научно-технический потенциал стран СЭВ и разветвленную систему их
научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое
обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации
производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых
поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в
теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и
неразрывность цикла «наука — техника — производство — тиражирование новой
техники и технологий—обмен».
Например, уже сегодня, на наш
взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно
самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации —
совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в
итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в
производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего
освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного
или совместного использования капиталовложений для совместного строительства
дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих
предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.
3. Укрепление
материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей
экономики стран СЭВ.
В России была принята
программа применительно к экономической сфере была определена такая ключевая
задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение
высшего мирового уровня.
Страны СЭВ в совокупности
обладают для решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом,
развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно
разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию
в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем
самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом
обмене.
В то же время при укреплении
материально-технической базы, необходимой для качественного преобразования важнейших
отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них —
активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям
технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных
программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь
международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его
использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ
(даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться
с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их
реализации.
Возможности многостороннего
сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной
программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее
всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии.
Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать
как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического
интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную
деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.
Тут возникает вторая
проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность
многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно
лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством
заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по
специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его
самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.
Третья проблема связана с
широким распространением (тиражированием) инноваций, имеющихся в отдельных
странах. Тут может быть использован самый широкий арсенал форм сотрудничества
— прямые связи, использование кредитных ресурсов для наращивания производства
на соответствующих национальных предприятиях. Но и здесь в качестве
обязательного условия должна выступать многосторонность сотрудничества (по
крайней мере в таких областях, как унификация, стандартизация, нормализация и
т. п.).
Рассмотрим в качестве
иллюстрации ряд конкретных примеров решения новейших научно-технических проблем
в странах СЭВ с использованием различных конкретных форм сотрудничества.
Следует подчеркнуть прежде всего, что их крупнейший научно-производственный
потенциал вовсе более широких масштабах используется для качественного
преобразования важнейших отраслей и производств на коллективной основе. Так, в
числе крупнейших многосторонний соглашений, находящихся в процессе реализации,
можно назвать Соглашение о международной специализации и кооперировании
производства и взаимных поставках оборудования для атомных электростанций.
Оно предусматривает
строительство атомных электростанций в европейских странах — членах СЭВ. При
решении этой задачи осуществляется широкое сотрудничество в области
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, создания специальных
материалов, самых современных видов оборудования, строительства необходимых
производственных мощностей.
Страны — участницы соглашения
осуществляют, в частности, переход к освоению производства оборудования для
атомных электростанций нового поколения с реакторными установками мощностью 1
млн. кВт. Все это обеспечивает выполнение программы расширения производства
электроэнергии на атомных электростанциях в странах — членах СЭВ. На
перспективу намечена имеющая важное народнохозяйственное значение разработка
реакторных установок большой мощности на быстрых нейтронах, а также использование
атомной энергии на атомных теплоэлектроцентралях и в атомных котельных.
На основе сложившейся
кооперации и с учетом возможностей стран было подписано Соглашение о сотрудничестве
при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
проблеме «Разработка реакторных установок большой мощности на быстрых
нейтронах (с натриевым теплоносителем и использованием в качестве теплоносителя
диссоциирующих газов) ».
Программа работ по реализации
соглашения включает в себя такие темы, как разработка методов и программ для
физических расчетов новых реакторов; экспериментальные и теоретические
исследования теплофизики и гидродинамики активной зоны; оптимизация отдельных
систем и технических решений по реакторной установке; разработка отдельных
видов оборудования (парогенератор, арматура); разработка
контрольно-измерительных приборов, системы автоматического регулирования,
управления и защиты. Ведутся также поисковые работы по созданию опытной реакторной
установки на быстрых нейтронах с диссоциирующим теплоносителем.
Соглашение о многосторонней
специализации и кооперировании в разработке новых средств вычислительной
техники, в соответствии с которым объем взаимных поставок этих средств
возрастет примерно вдвое и достигнет 15 млрд. руб.
Россия и другие страны СЭВ
намерены реализовать крупные программы, связанные с освоением новейших
достижений современной науки и техники. В этих целях, в частности, Комитетом СЭВ
по сотрудничеству в области плановой деятельности принят перечень координируемых
на многосторонней основе проблем экономического сотрудничества и более
длительный период в увязке с научно-техническим сотрудничеством. В первом
(межотраслевом по своей сути) разделе перечня содержится 29 крупных
согласованных проблем.
Помимо решения таких важных
народнохозяйственных задач, как ресурсосбережение, совершенствование
топливно-энергетического баланса, решение продовольственной проблемы,
механизация погрузочно-разгрузочных работ и т. п., страны СЭВ уделяют растущее
внимание переходу от ручного, дистанционного, механического управления
машинами, механизмами и технологическими процессами к системам автоматического
управления с помощью электроники. Они решают задачи, связанные с использованием
микроэлектроники, робототехники, налаживают широкое взаимное сотрудничество в
данной сфере.
Одним из главных преимуществ
новых технических средств выступает то, что они создают возможности для
внедрения гибких систем автоматизации производства, для преодоления
ограничений, связанных с доминирующей до настоящего времени так называемой
одномерной или одно-целевой автоматизацией производства, основанной на использовании
негибких фиксированных систем изготовления продукции, приспособленной к
условиям массового производства с низким коэффициентом обновления выпускаемых
изделий.
В области микроэлектроники и
робототехники, на наш взгляд, особенно отчетливо проявляются как преимущества,
так и масштабы «неосвоенных резервов» взаимного сотрудничества. Например,
согласованности действий стран СЭВ в этой области наряду с многосторонними
соглашениями содействуют такие организационные формы, как Совет главных
конструкторов по робототехнике при Комитете СЭВ по научно-техническому сотрудничеству,
Межправительственная комиссия по сотрудничеству в области вычислительной
техники и др.
В то же время в отдельных
странах СЭВ реализуются национальные программы, которые, способствуя решению
общей задачи, пока что все же в ряде случаев недостаточно синхронизированы друг
с другом.
Весьма динамичная
национальная программа роботизации принята, в частности, в НРБ. Эта программа
базируется в основном на строительстве новых объектов представляющий собой
усовершенствованный вариант аналогичного комплекса фирмы «Фанук».
В России свыше 200
модификаций роботов разработали 50 НИИ и ПКБ различных министерств и ведомств.
Многие из них были быстро освоены производством.
Наряду с этим создаются
специализированные центры по. производству различных типов роботов
(технологических, сварочных, разливочно-литейных и т. д.), созданные при
крупнейших и добившихся лучших технических решений комбинатах. Эти центры будут
распространять прогрессивный опыт, вести работу по типизации и стандартизации
их конструкций.
Ожидается, что в скором
времени парк роботов в странах СЭВ достигнет 200 тыс. шт. Этот парк станет
результатом реализации совместной программы, обеспечивающей странам-участницам
крупный экономический эффект. Ее практическое осуществление предполагает не только
выработку единой технической политики в данной области, но и наиболее
рациональное разделение производственных программ между отдельными странами —
членами СЭВ.
На основе научно-технического
задела по промышленным роботам, созданного в странах СЭВ, был разработан и подписан
договор о многосторонней международной специализации и кооперировании
производства роботов-манипуляторов различного назначения. В нем предусмотрена
специализация стран по производству 59 типов промышленных
роботов-манипуляторов. Тем самым было положено начало многостороннему
сотрудничеству в данной области.
Подписано Генеральное
соглашение о многостороннем сотрудничестве и организации специализированного и
кооперированного производства промышленных роботов, неотъемлемой частью которого
является программа организации сотрудничества в области разработки и организации
сотрудничества по робототехнике на базе унифицированных узлов и деталей,
специализированного и кооперированного производства автоматических
манипуляторов с программным управлением (промышленных роботов) для различных
отраслей народного хозяйства.
Но в этой области отчетливо
вырисовываются две сложные проблемы. Первая — уже в текущей пятилетке в машиностроении
европейских стран СЭВ работало около 130 различных моделей манипуляторов с
программным управлением. Такой «разброс» можно преодолеть лишь на базе
создания специализированных роботостроительных производств в сочетании с
выпуском унифицированных (на коллективной основе) модулей.
Вторая проблема — тесная зависимость
качества роботов - от микропроцессорной техники, потребности робототехники в
которой должны удовлетворяться в полной мере. Это тем более сложный вопрос,
если учесть быструю динамику развития и широкий диапазон применения
микроэлектроники. Микроэлектроника стала своеобразным показателем технического
и экономического уровня развития промышленных стран. Ее применение, в
особенности использование микропроцессорной техники, затрагивает практически
все области: машиностроение, автоматизацию в самом широком смысле этого слова,
сельское хозяйство, химию, строительство и т. д.
Микропроцессоры и созданные
на их основе системы развиваются быстрыми темпами. Практически каждые два года
появляется новое поколение микропроцессоров, и эта техника морально устаревает
за 3—4 года. Прогресс, который осуществляется в рассматриваемой области,
открывает широкие возможности для их использования в самых различных областях.
Согласно некоторым оценкам, микропроцессоры найдут применение более чем в 200
тыс. самых различных видах оборудования промышленного и другого назначения.
Перспективность и высокая
эффективность микропроцессорной техники предопределяет ее быстрое развитие.
Предполагается, что к 2000 г. их количество увеличится до 5—10 млрд.
В странах СЭВ развитию и использованию
микропроцессорной техники уделяется большое внимание. В ряде стран были
приняты и успешно реализуются программы комплексной электронизации народного
хозяйства. Вместе с тем для ускорения научно-технического прогресса в данной
области необходимо все более тесное и эффективное объединение усилий многих
стран. Микроэлектроника как по народнохозяйственному значению, так и по специфике
производства стала одной из приоритетных областей сотрудничества стран СЭВ.
Первое место в развитии микроэлектроники
в содружестве стран СЭВ занимает Россия, выпускающий не только широкий
ассортимент этой продукции, но и технологическое оборудование, необходимое для
ее массового изготовления. Россия стала поставщиком многих видов такого
оборудования как в страны СЭВ, так и во многие другие страны мира.
Микропроцессорная техника и
накопленный опыт по ее применению открывают возможности для перехода от автоматизации
отдельных операций, участков к автоматизации технологических комплексов, целых
предприятий с непрерывным и дискретным характером производства. Решается
задача всеобъемлющего охвата автоматизацией всех технологических переделов
промышленности. Предполагается, что системы массового производства с
рабочими-сборщиками перестанут или почти перестанут существовать.
Как известно, в одно из
пионерных предприятий в данной области намечено превратить Московский завод
малолитражных автомобилей, реконструируемый на принципиально новой
технологической основе. В отрасли приборостроения и средств автоматизации первыми
автоматизированными предприятиями станут: Первый и Второй московские часовые
заводы. Здесь будут действовать многоуровневые распределительные системы
управления с охватом всех технологических и производственных процессов. Эти
предприятия станут своеобразным опытным полигоном для создания широкой сети
производств, которые должны быть полностью или частично автоматизированы в
следующей пятилетке. Опыт такой глобальной автоматизации позволит в
дальнейшем перейти к созданию безлюдных производств.
Вместе с развитием
микроэлектроники и производства необходимого технологического оборудования
возникает необходимость в международной кооперации в более широком смысле
этого слова. Если Соединенные Штаты и Япония постепенно вытесняют ФРГ,
Великобританию и Францию с занимаемых ими позиций в производстве
микроэлектроники, то в рамках СЭВ осуществляется планомерное разделение труда
в этой области между отдельными странами. Тем самым для всех стран содружества
создаются возможности активного участия в процессе развития микроэлектроники.
Приведенный выше
иллюстративный материал по микропроцессорам и робототехнике в ряде стран СЭВ
показывает, что, по сути дела, в рамках СЭВ формируется новая обширная сфера
международного обмена. Вопрос заключается в том, насколько велика будет ее роль
в формировании потоков товаров и услуг, какие конечные последствия следует
ожидать от налаживания сотрудничества в данной сфере.
Одно из предвидимых
последствий — ускорение темпа обновления взаимопоставляемой продукции. Накопленный
в России опыт внедрения систем автоматизации проектно-конструкторских работ
(САПР) показывает их высокую эффективность в тех отраслях, где сложность и
быстрая сменяемость изделий новой техники заставляют вести опытно-конструкторские
работы на высоком уровне и в сжатые сроки.
Ускоряется продвижение стран
СЭВ и по другим авангардным направлениям научно-технического прогресса (бионика,
создание новых видов конструкционных материалов, новых видов топлива и т. п.).
Если оценить общее состояние научно-технического прогресса в странах СЭВ, то
можно сделать вывод, что основной проблемой осуществления современного
технологического переворота выступает не столько дефицит новых технических
решений, сколько их повсеместное внедрение в практику. Это не только позволило
бы обеспечивать содружеству громадную экономию ресурсов, но и содействовало бы
существенному упрочению его технологических позиций в современном мировом
хозяйстве.
Даже весьма укрупненная
оценка объема технических новинок, созданных в странах СЭВ за последние годы,
показывает крупнейший масштаб резервов, заложенных в их собственном
инновационном потенциале. На современном этапе в странах СЭВ ускоряется не
только процесс разработки и внедрения новых технических решений, но и их
широкой «диффузии» в самые различные отрасли и сферы хозяйственной
деятельности. Это характерно, в частности, для микропроцессорной техники,
которая, по сути дела, уже приобрела универсальный характер.
Как отмечает О. Т. Богомолов,
показателем высокой оценки и широкого признания научных и технических достижений
России, других стран стороны ученых, специалистов и деловых кругов служит
постоянный рост интереса, проявляемого на Западе, к возможности приобретения
лицензий и использования новых процессов и технологии производства,
разрабатываемых как русскими учеными, так и их коллегами из стран содружества.
Так, по оценке американских экспертов, только за последнее десятилетие
компании США приобрели в России, и странах Восточной Европы более 126
лицензий.
Россия и другие страны СЭВ
располагают большими резервами в народном хозяйстве, которые заключены в
ускорении научно-технического прогресса, широком и быстром внедрении в
производство достижений науки, техники и передового опыта. Все более важную
роль в этом процессе играет углубление экономической интеграции, выступающей в
качестве наиболее важного внешнего условия ускорения научно-технического развития
стран СЭВ и упрочения их позиций в мировом обмене технологией. Их растущий
вклад в мировой научно-технический прогресс выступает материальной основой для
дальнейшего развития взаимовыгодного обмена техникой и технологией государств
с различным общественным строем. Такое сотрудничество, как свидетельствуют
факты,— отнюдь не «улица с односторонним движением». Любые попытки «исключить»
содружество стран СЭВ — мощный технологический центр из мирового обмена
технологией неизбежно отразятся и на их инициаторах.
Экономическое совещание на
высшем уровне еще раз подтвердило твердое намерение стран СЭВ развивать плодотворные
торгово-экономические и научно-технические связи со всеми странами, которые
проявляют готовность к этому. Эти связи целесообразно расширять прежде всего на
основе долгосрочных программ и соглашений, применения различных взаимовыгодных
форм сотрудничества, включая, в частности, содействие в техническом оснащении
и строительстве объектов, промышленную кооперацию, совместную разработку
научно-технических проблем и др.
4. Развитие международной кооперации
производства
В интересах дальнейшей
интенсификации общественного производства на основе научно-технического
прогресса страны СЭВ реализуют меры по углублению и повышению эффективности
сотрудничества, в первую очередь в сфере материального производства, науки и
техники.
Особое место в системе этих
мер принадлежит конкретным шагам, направленным на углубление международной
специализации и особенно кооперации производства. В условиях развертывания
научно-производственной революции, осуществления фронтального технологического
переворота объединение производственных и научно-технических потенциалов стран
СЭВ становится уже не просто условием повышения эффективности их использования,
но и общим условием экономического роста, базирующегося на современной технической
базе.
Каждый новый этап в развитии
производительных сил представляет собой в то же время новый этап в развитии
разделения (в том числе международного) труда. С этой точки зрения вполне
закономерен тот интерес, который проявляется в последнее время к вопросам
кооперации производства. Объективно существует известная общность
хозяйственной жизни стран, характеризующаяся, в частности, наличием общих
экономических пропорций, общих хозяйственных и производственных организаций и
институтов, международного рынка взаимной торговли.
Важнейшим направлением
развития новых форм партнерства, свободным от противоречий централизации и
концентрации производства, выступает использование фундаментальных свойств
производственной кооперации, позволяющих объединять на деле производственные
аппараты стран на основе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества, резко
ускорять распространение инноваций, обеспечивать концентрированное и наиболее
рациональное использование всех видов ресурсов.
Поэтому одним из ключевых
аспектов экономической интеграции является дальнейшее расширение
пространственных рамок кооперации производства, что влечет за собой,
естественно, и существенную модификацию этой кооперации, возникновение ее
нового межгосударственного уровня.
Международная (главным
образом научно-производственная) кооперация на современном этапе — наиболее
динамичный фактор развития международного разделения труда, роста объемов
мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности, с чем тесно связаны
сдвиги и в структуре и в соотношении международного внутри- и межотраслевого
разделения труда.
Вместе с тем констатация
возросшей роли международной кооперации может служить лишь отправным пунктом
для анализа конкретных направлений ее воздействия на международное
производственное сотрудничество и мировую торговлю, а также для уяснения
масштаба и характера самого рассматриваемого явления, тем более что кооперация
выступает в реальной практике внешних связей отнюдь не всегда в чистом виде.
Она может быть их органическим компонентом, основным мотивом или же, напротив,
лишь сопутствующей связью, придающей им лишь внешние атрибуты кооперационных
отношений.
Кроме того, кооперация труда
и производства может иметь как непосредственный, так и косвенный характер. В
последнем случае особенно отчетливо проявляется принудительное воздействие на
развитие кооперации потребностей производства.
Косвенная, непрямая
кооперация представляет собой технологически детерминированную связь между
«самостоятельными» агентами производства, которые участвуют на деле в одном и
том же производственном процессе. Тем самым разделенные между собой виды труда
взаимно дополняют друг друга.
В отличие от косвенной,
непрямой непосредственная кооперация предполагает единство
организационно-экономической структуры, в рамках которой осуществляется данный
производственный процесс.
Приведенный выше термин
«единство организационно-экономической структуры» — не оговорка. Здесь важно не
единство собственности (она может быть долевой, акционерной, т. е. так или
иначе разделенной), а единство той конкретной производственной ячейки (или
производственной системы), в рамках которой осуществляется кооперация.
Кооперация труда и кооперация
производства могут трактоваться как различные категории. В то же время различие
между ними достаточно условно. Эта специализация пассивности, т. е. уничтожение
самой специализации труда как таковой, «является характерной чертой машинного
труда. Еще более условной становится эта грань при развитии так называемой
«безлюдной технологии», вступления производства в «технотропную» эпоху.
В условиях планового
хозяйства имеются широкие возможности для превращения непрямой кооперации в
непосредственную. В этом заключен огромный потенциальный эффект, связанный с
тем, что масштабы непрямой кооперации, но сути дела, неограниченны. Ее
объектом может стать, например, выпуск самой широкой гаммы потребительских
товаров, рассчитанной на удовлетворение спроса населения сотрудничающих стран,
систем машин, обеспечивающих переработку исходного сырья в конечную продукцию
(по вертикали), и т. п.
Превращение непрямой
кооперации в разновидность непосредственной позволяет также снять противоречие
между специализацией производства (разделением) и его кооперацией (синтезом).
В рамках кооперационной системы специализация выступает как подчиненное
отношение, как результат потребностей синтеза.
Сближение по конечным
результатам производственных систем, основанных на прямой кооперации, и
кооперационных систем, основанных на трансформированной непрямой кооперации,
представляет собой дальнейшее стирание грани между двумя разновидностями
кооперации производства, хотя существенные различия между ними, естественно, сохранятся.
Производственную систему конституирует участие партнеров в производстве определенного
изделия или гаммы изделий, жесткая технологическая взаимосвязь.
Непрямую кооперационную
систему характеризует установление упорядоченного взаимодействия между
специализированными производствами, располагающими относительно большой
степенью свободы. Это, по сути дела, межотраслевая система. Здесь, правда,
следует принять во внимание также определенную условность деления производств
на «отраслевые» и «межотраслевые». На деле межотраслевые производства сами
превращаются в отрасли, а оформленные в отрасли производства обслуживают
потребности многих отраслей народного хозяйства.
Как в производственных, так и
в кооперационных системах существует очевидное противоречие между технологическим
единством производственного процесса и экономической обособленностью его
агентов (тем более расположенных в различных странах). То, что в непрямой
кооперационной системе, построенной по вертикали, это противоречие выражается
с формальной точки зрения в «размытой» форме, не меняет сути дела. Напротив, в
ряде случаев, когда, например, промежуточный продукт предназначен для многих
потребителей, оно может проявляться более рельефно, чем в рамках
производственных систем. Например, данному предприятию отрасли или
народнохозяйственному комплексу в целом необходимо постоянно приспосабливаться
к меняющимся требованиям предприятий или отраслей (в том числе
зарубежных), потребляющих полуфабрикат, а последним — к изменению свойств материалов
и других промежуточных изделий, поступающих в последующую фазу производственного
процесса. Иными словами, здесь нужна надежная система прямых и обратных связей
между всеми участниками кооперационной системы.
Есть и противоречие другого
рода. Несмотря на высокую эластичность систем, основанных на кооперации, эта
эластичность на каждом данном этапе имеет свои пределы. Производственная или
кооперационная система обладает собственным инерционным моментом. В тех
случаях, когда потребности преобразования, инноваций не укладываются в пределы
эластичности этой системы, она превращается в фактор, сдерживающий темпы
научно-технического прогресса.
Следовательно, при выборе
конкретного типа международных кооперационных связей (кооперационная или производственная
система) необходимо принимать во внимание вопрос, при каком из них это противоречие
разрешается с меньшими затратами. Кроме того, необходимо рассматривать данный
вопрос и применительно к различным видам собственно кооперации. В отличие от
существующей классификации к этим видам следует отнести наряду с поузловой, по
детальной и технологической кооперации по выпуску готовых изделий, входящих в
системы машин (или даже по взаимосвязанным системам машин), а также модульную
кооперацию.
Последний вид кооперации
изучен пока что слабо. Но это один из наиболее обещающих ее видов (модули могут
комбинироваться в различных сочетаниях и в то же время непрерывно
совершенствоваться). Можно предположить, что при модульной кооперации
технологическая связь «компонент—готовый продукт» становится, видимо, наиболее
гибкой, эластичной.
Отдельно следует рассмотреть
проблемы разрешения противоречий кооперации применительно к разным типам народнохозяйственных
комплексов и различными уровням их общего развития.
Современный уровень развития
промышленности стран СЭВ обусловливает все более широкое вовлечение в международное
сотрудничество промежуточных производственных процессов. Углубляется
специализация производства определенной номенклатуры узлов и деталей, что ведет
к росту обмена ими на кооперационной основе как на национальном, так и на
международном уровнях. Это в первую очередь относится к машиностроению, где
около 80% затрат на выпуск конечной продукции падает на стоимость
комплектующих узлов и деталей.
Масштабы и глубина участия страны в
международной кооперации производства зависят в первую очередь от уровня
развития национальной специализации производства. Однако эта взаимосвязь не
прямолинейна. Она обусловлена многими специфическими особенностями национальной
структурной политики и развития. Отдельные страны СЭВ подходят к проблематике
развития международной по детальной, поузловой и технологической кооперации
производства с учетом характера своих экспортно-импортных связей, наличия у
потенциальных партнеров по кооперации соответствующей производственной и
научно-технической базы и т. п. Ряд стран стремятся сохранить и расширить
предметную экспортную специализацию, максимально развивая внутрихозяйственную
специализацию и концентрацию производства деталей и узлов, идущих на
комплектацию «финальных» экспортных изделий. В таком случае центр тяжести международной
поузловой и по детальной кооперации переносится на практике на обмен узлами и
деталями общепромышленного применения.
В современных условиях
оптимизация производства конечной продукции немыслима без упрочения общей технологической
основы взаимного сотрудничества. Лишь тогда возможен переход к единой
элементной базе, позволяющей на основе унифицированных узлов, деталей,
компонентов, модулей выпускать широкую гамму конечных изделий (модифицируя их
в случае необходимости). Промежуточные изделия должны в таком случае воплощать
новейшие достижения науки и техники, во все большей мере определять
технический уровень конечных изделий. Речь идет в первую очередь о расширении
производства так называемых активных компонентов, которые зачастую
непосредственно определяют этот уровень. Создание унифицированной модульной и
элементной базы и расширение выпуска активных компонентов изделий,
производимых на основе кооперации, позволяют устранить ряд проблем (например,
проблему престижности), связанных с участием партнеров из разных стран в
международных производственных системах. Упрочение технологических предпосылок
развития международных производственных систем тесно связано с формированием
структурных предпосылок, заключающихся в вычленении в качестве самостоятельных
отраслей и подотраслей производств, выпускающих продукцию межотраслевого
применения (например, микропроцессоры, подшипники качения, гидравлику и т. п.).
Дальнейшее развитие сотрудничества стран СЭВ в производстве продукции
межотраслевого применения, как и в производстве высококачественных материалов,
потребляемых многими отраслями народного хозяйства, представляет собой одну из
наиболее существенных предпосылок рационализации структуры народнохозяйственных
комплексов
Как уже неоднократно
отмечалось, внутриотраслевая специализация и кооперация лишь формально
выступают в качестве таковых, поскольку они предполагают по общему правилу
включение в процесс производства продукции ряда других отраслей и межотраслевых
производств. Развитие последних позволяет решить противоречие между
внутриотраслевой по форме и межотраслевой по сути специализацией и кооперацией
производства. Поэтому межотраслевые производства превращаются на современном
этапе в важный объект согласованной структурной политики стран СЭВ.
В перспективе предстоит
уделять большее внимание и такому вопросу, как неравномерное участие отдельных
отраслей в международной специализации и кооперации производства. Практика
показывает, что здесь имеются большие резервы повышения интенсивности
кооперационных связей. Это в первую очередь касается таких важных отраслей и
сфер хозяйственной деятельности, как производство товаров народного
потребления, агропродовольственный комплекс, отрасли инвестиционного комплекса.
Следовательно, разрабатывая новые направления специализации и кооперирования
в машиностроении и других отраслях, где в данной области уже накоплен
значительный опыт, необходимо одновременно «подтягивать» к ним те, которые пока
характеризуются относительно невысоким уровнем кооперационных связей.
Особого внимания заслуживают
вопросы управления кооперационными связями. Кооперация — это отнюдь не
внутриотраслевая проблема, хотя данная конкретная кооперационная связь и может
осуществляться в чисто отраслевых рамках. Но именно в силу своей
универсальности кооперация (например, по микропроцессорной технике) не
«вмещается» в рамки любого отраслевого звена хозяйственного управления.
Поэтому ее универсальность имеет и оборотную сторону. Потребности развития
кооперационных связей не «персонифицируются» в интересах какого-либо ведомства,
а следовательно, и в интересах органов межведомственного сотрудничества
".
Внутрихозяйственные системы
управления кооперацией — это специальная крупная проблема. Если говорить о
международном уровне, то можно выделить четыре ключевые проблемы управления.
Первая — это выбор действительно важных объектов для организации
многосторонней и двусторонней кооперации. Вторая — обеспечение организационно-правовых
и экономических условий надежности кооперационных связей. Третья проблема —
это формирование определенной организационной структуры управления кооперацией
на международном уровне, поиск наиболее подходящих форм развития международных
производственных систем, основанных на кооперации. К последней проблеме тесно
примыкает и четвертая — проблема «организационного синтеза» — соединения
воедино различных уже найденных организационных форм, рекомендаций
организационно-правового порядка, нормативной базы сотрудничества в широком
смысле этого понятия, с тем чтобы создать оптимальные условия не просто для
развития кооперационных связей, но и для «выхода» их на высокопроизводительные
производственные комплексы, ориентированные на выпуск технически совершенной
продукции. В этом ключе стоит рассмотреть целесообразность существования в
автономном режиме международных организаций, центров научно-технического
сотрудничества, систем соглашений, включая соглашения о совместном
планировании, соответствующих норм.
Рассмотренные в работе
некоторые новые технологические и экономические тенденции в развитии мирового
хозяйства свидетельствуют в пользу перерастания научно-технической в
научно-производственную революцию. И речь здесь идет отнюдь не о каком-то новом
термине, а о принципиально новом явлении в мировой хозяйственной жизни.
Как уже отмечалось в той или
иной форме выше, речь идет по крайней мере о следующих существенных признаках
этого нового явления.
Во-первых, осуществляется все
более непосредственное сращивание, органический синтез науки и производства, в
итоге которого последнее приобретает такие имманентные НИОКР черты, как
непрерывный поиск нового, изменчивость, гибкость, а вместе с ними и повышение
значения факторов роста неопределенности хозяйствования, риска при принятии
тех или иных решений, в первую очередь долгосрочных. Негативное воздействие
этих факторов может быть сведено к минимуму лишь при условии организации
четкого планомерного взаимодействия государств, что облегчает как реализацию
коллективно разработанных решений, так и последовательный учет их
непосредственных и отдаленных результатов.
Во-вторых, современный
технологический переворот приобретает фронтальный в полном смысле этого
понятия характер. Революционизируется не только собственно производство и
связанная с ним управленческая деятельность. Технический прогресс все шире
вторгается в непроизводственную сферу. Он преобразует также условия быта и
отдыха людей. Изменяется, преобразуется характер труда, и расширяется число
видов деятельности, получающих не только общественную, но и экономическую
оценку.
В-третьих, современный
технологический переворот, имеющий глобальный характер, затрагивает как
социалистический, так и капиталистический мир, вносит много новых моментов в
решение проблем слаборазвитое, равного доступа всех стран и регионов мира к
новейшей технике и технологии. Он создает предпосылки для радикальной перестройки
сложившейся в предшествующие десятилетия схемы международного разделения
труда.
Глобальный характер
технологического переворота, общность для стран двух социально-экономических
систем ряда авангардных направлений научно-технического прогресса, естественно,
не означает создания каких-либо предпосылок для конвергенции двух экономических
систем на «общей» технической базе. Такая трактовка была бы неверна.
На деле «общность»
технической базы двух систем оказывается весьма и весьма условной, поскольку
как эта база в целом, так и отдельные ее компоненты используются в качественно
иных целях.
В-четвертых,
научно-производственная революция связана с небывалыми по своим масштабам
экономическими последствиями.
Возможность системного подхода всем
комплексом инноваций резко повышает их совокупный экономический эффект,
устраняет почву для таких свойственных явлений, как столкновение интересов
различных стран и корпораций, углубление диспропорций в процессе
международного разделения труда. Весомым подтверждением преимуществ в условиях
фронтального технологического переворота стала модернизация системы взаимного
разделения труда стран СЭВ, которая осуществляется на полностью добровольной и
равноправной основе путем согласования как стратегических, так и тактических
решений в данной области.
В укреплении единства стран
заключен важный резерв повышения эффективности их действий в условиях «вызова»
предстоящих десятилетий. Как показал практический опыт стран СЭВ, их
экономические достижения, упрочение отношений дружбы и сотрудничества между
ними оказывают растущее позитивное воздействие на мировое развитие.
Последовательно реализуя на практике принципы межгосударственных отношений
нового типа во взаимном сотрудничестве, а также в связях с другими государствами,
они вносят действенный вклад в перестройку международных экономических
отношений на справедливой и демократической основе.
Участники Экономического совещания подчеркнули, что
дальнейшее развитие и совершенствование сотрудничества, углубление
специализации и кооперации между странами СЭВ поможет решению совместными
усилиями актуальных проблем их экономического развития.
1.
"О
социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь, номер 6 за
1994 год;
2.
Деловой мир, 1995 год;
3.
Коммерсант, 1995 год;
4.
Вопросы Экономики, 1994 год;
5.
Экономика и жизнь, номер 5 за
1994 год.
6.
Ю.А. Григорьев "Практика
внешнеэкономической деятельности", Москва "Паимс" 1993
г.
7.
Заставенко, Райзберг
"Государственные программы и рынок", Экономист, № 3, 1991.
8.
И.П.Мерзляков "О
становлении рыночной экономики", Финансы, № 1, 1994.
9.
Е.Чувилин, В.Дмитриева
"Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических
странах", Москва, "Финансы и статистика", 1991.
|