|
Государственная внешнеторговая политика
Государственная внешнеторговая политика
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Российский государственный
гуманитарный университет
ИНСИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК И
ТЕХНОЛОГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
Факультет управления
Специальность: менеджмент организации
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Контрольная работа студента 1 курса
|
Проверил:
|
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
2. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, И ЕЁ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
3. УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная
экономика создала широкие возможности для осуществления внешнеэкономической
деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Любая
организация, любой гражданин получили право непосредственного налаживания связей
с зарубежными партнёрами и вовсе не для праздного любопытства, а в силу
хозяйственной необходимости. Всё более становится понятным, что вовлечённость в
мирохозяйственные связи - важное условие полноценного экономического развития и
что создать производство, отвечающее самым современным организационным и
техническим требованиям, опираясь только на собственный опыт по существу
невозможно.
События,
происходящие сейчас в России, свидетельствуют о новых подходах к экономическим
отношениям между странами. Мир един - таков главный постулат важнейшего из этих
подходов, следовательно, все страны развиваются по общим экономическим законам,
и нет оснований делить их на различные социально-экономические системы. Только
с этих позиций следует рассматривать международные экономические отношения
различных стран.
Большое значение
приобрели вопросы организации внешнеэкономической деятельности, её
регулирования, заключения контрактов, технологии доставки товаров и расчётов за
них, техники оформления внешнеторговых операций и сделок.
Одним из основных
направлений внешнеэкономической деятельности является международная торговля. В
международной торговле объектами коммерческих операций являются
материально-вещественная продукция и услуги, включая результаты
производственного и научно-технического сотрудничества, которые приобретают при
обмене стоимость, то есть становятся товаром. Международные коммерческие
операции, хотя и подчиняются нормам российского права, но отличаются своими
правилами, нормами и обычаями от сделок внутри страны, в том числе и тем, что
они регулируются международными нормативными актами. Поэтому приобщение к
международному сообществу решительно меняет наши представления о современном
мире, заставляет ставить и осмысливать новые проблемы и в конечном итоге
требует нового мировоззрения, поведения, квалификации и знаний. Многому в этой
области можно и нужно учиться не только студентам, но и бизнесменам,
занимающимся внешней торговлей. Бизнес-образование не имеет конца.
1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ
Переход к
рыночным отношениям предполагает включение России во всемирный рынок или
мировое хозяйство. Всемирный рынок-это сфера обмена товаров, услуг, капиталов
между различными странами. Международное регулирование экономических, прежде
всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой
древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов
международных договоров.
Каждая страна
постоянно вступает в различные экономические и политические отношения и эти
отношения принято называть международными. Международные экономические
отношения - это деятельность государства по развитию сотрудничества с другими
государствами в области торговли, экономики, техники, транспорта, связи,
туризма, интеллектуальной собственности, трудовых ресурсов и т.д.
Основу
международного экономического сотрудничества составляют многосторонние и
двусторонние международные договора. В современном мире центр тяжести
постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества,
примерами универсальных международных экономических договоров являются
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ), а также
получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым
товарам.
Однако, несмотря
на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в
экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.
Таким образом,
международное экономическое сотрудничество - широкое понятие, включающее в себя
различные аспекты внешнеэкономических связей (ВЭС) и внешнеэкономической
деятельности (ВЭД).
Смысл
внешнеэкономических связей состоит в обеспечении экспортных поставок для
федеральных государственных нужд и межгосударственных экономических
обязательств и межправительственных торговых соглашений России. Планирование
объёмов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляется
на правительственном уровне по стратегически важным позициям через систему
госзаказа и лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными
ресурсами организаций, определённых в качестве государственных заказчиков по
экспорту.
Под
внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность,
связанная с перемещением через таможенную границу России товаров (продукции) и
капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на
территории иностранного государства. В отличие от ВЭС внешнеэкономическая
деятельность осуществляется на уровне коммерческих организаций (фирм,
предприятий, кооперативов, банков, бирж и др. организаций), а также гражданами т.е.
физическими лицами. В качестве видов ВЭД можно назвать внешнеторговую
деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственную
кооперацию, инвестиционное сотрудничество. Согласно Закону РФ "О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (принят в 1995
г.), внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области
международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них
(интеллектуальная собственность).
К товарам во
внешнеторговой деятельности России относится любое движимое имущество (включая
все виды энергии) и отнесённые к недвижимому имуществу воздушные, морские,
речные суда и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой
деятельности.
Услуги - это
предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей
других лиц.
К
интеллектуальной собственности законодательство относит исключительные права на
литературные, художественные и научные произведения, программы для
электронно-вычислительных машин и базы данных; смежные права; на изобретения,
промышленные образцы, полезные модели, а также приравненные к результатам
интеллектуальной деятельности средства индивидуализации юридического лица
(фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие
результаты интеллектуальной деятельности, охрана которых предусмотрена законом.
Внешняя
(международная) торговля представляет собой процесс купли и продажи,
осуществляемый между покупателями, продавцами, и посредниками в разных странах.
Он связан с множеством практических и финансовых трудностей для фирм и
предпринимателей, участвующих в нём. Следует изучать и понимать характер этих
трудностей, а также роль банков, транспортных, рекламных и других организаций в
обеспечении средств и процедур для их преодоления.
Наряду с обычными
проблемами коммерческой деятельности, которые возникают в любых сферах бизнеса,
в международной торговле существует целый ряд дополнительных проблем:
- время и
расстояние-это кредитный риск и время выполнения контракта;
- изменение
курсов иностранных валют, а значит валютный риск;
- различия в
законах и правилах стран покупателей и продавцов;
-
правительственные постановления и ограничения;
- обычаи,
традиции, языковые барьеры и другие проблемы.
Может пройти
очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением
товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть
запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связана с
продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также
необходимостью подготовки соответствующей документации для перевозки.
Время и
расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортёр обычно должен
предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось
бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа
иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного
оборотного капитала для их финансирования (прежде всего экспортеру, придется
нести издержки по подготовке и, возможно, по доставке товаров за границу).
Поэтому приходится обращаться в банк за дополнительной финансовой поддержкой.
Контроль за
отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью
погашения безнадежных долгов усложняются, если клиент находится в другой
стране.
Если товар был
доставлен за границу, а затем возникла проблема безнадежного долга, экспортёр
должен решить, что делать с товаром, который сейчас находится в другой стране:
товар находится у покупателя, а он отказался заплатить за него - возникают
судебные расходы и трудности, связанные с осуществлением юридических процедур в
иностранном суде. Если покупатель отказался принять товар после того, как он
был доставлен в его страну, экспортёр имеет несколько вариантов, но все они,
непривлекательны и, как правило, связаны с убытками. Можно отправить товар
назад в отечественный порт или осуществить поиск другого покупателя (если это
возможно), то, скорее всего, товар будет продан по цене, недостаточной для
покрытия рациональной доли понесенных расходов.
В любом случае в
международной торговле необходимо время для перевозки (транзита), поэтому
экспортёр всегда подвержен риску и неудобствам, связанным со временем, которое
требуется для перевозки товара за границу и получения платежа. В зависимости от
методов расчеты могут длиться от одного до трёх месяцев, а иногда и более.
В международной
торговле экспортёр должен выставить счет покупателю в иностранной валюте
(например, в валюте страны покупателя), или покупатель должен оплатить товары в
иностранной валюте (например, в валюте страны экспортера). Возможно также,
чтобы валюта платежа была валютой третьей страны: например, фирма из Китая может
продать товары покупателю в России и попросить оплатить их в долларах США.
Поэтому одной из проблем импортёра является необходимость получения иностранной
валюты для выполнения платежа, а у экспортера может возникнуть проблема обмена
полученной иностранной валюты на валюту своей страны. Банки обеспечивают услуги
для импортёров и экспортёров при покупке и продаже иностранной валюты, но
стоимость импортных товаров для получателя или стоимость экспортных товаров для
продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменений валютных курсов.
Поэтому фирма,
осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет
потенциальный "валютный риск" из-за неблагоприятных изменений в
обменных курсах. Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных
изменений обменных курсов, но существует и реальная опасность понести убытки.
Постоянные изменения валютных курсов, происходящие на внешних валютных рынках,
порождают серьёзный элемент риска, который может оттолкнуть фирмы от участия в
международных контрактах по купле или продаже. Валютный риск не возникает там,
платежи и поступления осуществляются в одной и той же валюте, поскольку платежи
в этой валюте могут быть выполнены из поступлений наличным в той же валюте.
Недостаточное
знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортёра или экспортёра
приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что
может быть преодолено только после длительных и успешных деловых
взаимоотношений.
Один из путей
преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит
в стандартизации процедур международной торговли. В этом и состоит одна из
задач Международной торговой палаты, которая публикует унифицированные правила
или методы ведения международной торговли. Если покупатели, продавцы и банки
согласны следовать этим правилам, то устраняются недоразумения и
неопределенность.
Правительственные
постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием
во внешнеторговой деятельности. Существуют различные постановления и
ограничения:
а) постановления
по валютному регулированию;
б) лицензирование
экспорта;
в) лицензирование
импорта;
г) торговые
эмбарго, когда экспорт и импорт некоторых товаров из страны может быть запрещен
по политическим и иным причинам;
д) импортные
квоты, когда страна может наложить ограничение на суммарное количество
некоторых товаров (или некоторых товаров из конкретных стран), которые могут
быть импортированы в течение каждого месяца или года;
е)
правительственные постановления, касающиеся: законодательных стандартов
безопасности, качества или спецификации на все товары, продаваемые внутри этой
страны; законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на
пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема
информации, приведенной на упаковках (например, потребительская информация о
составе или опасности для здоровья на некоторых упакованных или
консервированных продуктах или напитках);
ж) документация,
необходимая для таможенного клиринга (очистки товара от пошлины на экспорт) при
купле-продаже товаров, может быть очень объемной, а, следовательно, стать
существенным фактором в общей проблеме задержек в международной торговле;
з) пошлины на
импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров.
Язык является не
только основным средством коммуникаций, но и создаёт проблемы, которые могут
привести и к успеху и убыткам при внешнеторговой деятельности.
Одна из языковых
проблем касается многообразия ассоциаций, которые может вызвать одно название на
разных языках. Так, компания "Дженерал моторс" полагала, что её
модель под названием "Нова" хорошо будет воспринята в Латинской
Америке, поскольку по-испански это слово означает "звезда". Но жители
стали произносить это название в два слова "но ва" (no va), что в
переводе с испанского означает "не работает". Компания
"Кока-Кола" старалась использовать свои фирменные товарные знаки в
глобальном масштабе, однако вскоре выяснилось, что термин "диета", присутствующий
в названии "Дайет Коук" ("Кока-Кола для диетического
питания"), в немецком и итальянских языках ассоциируется с наличием
какой-либо болезни. В этой связи данная марка напитка за пределами США получила
название "Кока-Кола Лайт" (Лёгкая Кока-Кола).
С произношением
связаны и другие проблемы: в названии торговой марки могут присутствовать
звуки, которые вообще отсутствуют в языке другой страны, или же она может быть
созвучна каким-либо не слишком приличным словам.
Такие языки, как
английский, французский и испанский, настолько широко распространены (на них
преимущественно говорят в 44, 27 и 20 странах соответственно), что носители
этих языков обычно не очень расположены к изучению других языков. Коммерцию и
другие связи через границы легче осуществлять с теми странами, в которых
официальный язык одинаков с вашим. Когда выбирается для изучения иностранный
язык, то выбор обычно делается на основе его полезности в установлении
отношений с другими странами. В странах, не имеющих общего языка с другими
странами, существует гораздо большая потребность в изучении второго языка для
работы на международном уровне. Но английский, особенно его американский
вариант, распространён по всему миру. С целью получения возможных преимуществ
для торговли с Россией некоторые страны, например Франция, специально
субсидируют изучение французского языка.
2.
ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, И ЕЁ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Внешнеторговая
деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм,
методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов
между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны.
Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её
государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от
состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного
регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование,
экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления
внешнеэкономических операций.
Внешнеэкономическая
политика - это целенаправленные действия государства и его органов по
определению режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия
страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются
внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика
в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных
капиталовложений за рубежом, валютная политика.
Внешнеторговая
политика - это регулирование государством экспортных и импортных операций.
Классическим
инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде
всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к
экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный перечень
таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы
государства.
Однако
большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к так
называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказания влияния на
структуру, объем и географическое направление импорта и экспорта значительно
выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование включает широкий круг
инструментов современной торговой и экономической политики, которые можно
разделить на две группы.
К первой
относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с
целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и
контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так
называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные сборы, системы
минимальных импортных цен и т.д.
Вторая группа
включает меры, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли
и относящиеся больше к административным формальностям, действие которых, тем не
менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и
нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и
т.п.
В условиях
разбалансированности внутреннего рынка и экономики в импортной политике России,
целесообразно руководствоваться следующими принципами:
1) импорт -
традиционный источник таможенных доходов государства, но он не должен
определяться сугубо фискальными соображениями. Чрезмерное обложение импорта
(пошлины, НДС, акцизы) и усложненная бюрократическая процедура могут привести к
его резкому сокращению и вздорожанию, что подстегивает инфляцию и усиливает
диспропорции на внутреннем рынке. Поэтому в отношении импорта оправдан
дифференцированный подход в зависимости от экономической и социальной
значимости того или иного конкретного товара;
2) регулируя
импорт, ограничивая ввоз в страну продукции, которая может нанести ущерб
национальному производству, необходимо учитывать конкурентообразующее и
антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным
производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным
уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться
в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.
Для формирования
эффективной внешнеэкономической политики необходимо чётко и ясно определить ее
основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике
уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников, с тем чтобы
оно отвечало общегосударственным интересам.
Раньше, в
условиях государственной монополии на ВЭД, когда в СССР господствовала
государственная собственность, а число участников ВЭС не превышало несколько
десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе
государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных
производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и
в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим
негативным последствиям.
В условиях
перехода к рынку и плюрализму форм собственности, предоставления всем
предприятиям независимо от форм собственности права заниматься ВЭД Россия
отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного
регулирования. Главная задача государства в современных условиях - выработка
ВЭП, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и её
последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Основными
принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в
Российской Федерации являются:
1) единство
внешнеторговой политики как составной части внешней политики России;
2) единство
системы государственного регулирования ВТД и контроля за её осуществлением;
3) единство
политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации
государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических,
экономических и военных интересов, а также выполнения международных
обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных
наиболее опасных видов оружия;
4) единство
таможенной территории РФ;
5) приоритет
экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
6) равенство
участников ВТД и их недискриминация;
7) защита
государством прав и законных интересов участников ВТД;
8) исключение
неоправданного вмешательства государства и его органов во ВТД, нанесения ущерба
её участникам и экономике РФ в целом.
Отношения РФ с
иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения
общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих
из международных договоров РФ.
В целях
интеграции экономики РФ в мировую экономику РФ в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о
таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой
таможенной территории без применения мер таможенного и нетарифного
регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами
деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли.
Если дипломатия
не служит войне, она служит торговле, и поэтому создание благоприятных условий
для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных
задач российской внешней политики.
Традиционные
инструменты внешнеэкономического регулирования, используемые обычно в странах с
рыночной экономикой, становятся главными в России. Последовательный отказ от
экспортного тарифа (не применяемого, кстати, в промышленно развитых
государствах) должен, безусловно, сопровождаться стимулированием экспортной
деятельности, которая, в конечном счете, обеспечит увеличение бюджетных доходов
от внешней торговли. Одновременно регулирование экспорта будет осуществляться
через общепринятую в мировой практике систему прогрессивного налогообложения, а
не путем использования экспортных пошлин.
Рыночной системе
хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты
регулирования ВТД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки.
В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких
различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом
свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего
использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным
инструментам регулирования экспортно-импортных операций.
Однако активное
применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться
к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно
задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в
зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и
лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления
внешнеэкономическими операциями. Её целью должно быть не столько ограничение
торговли, сколько контроль за ее развитием. Мировой опыт использования ВЭС для
преодоления отставания от стран-лидеров даёт две базовые модели ВЭП. Первая
предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая - на замещение
импорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второй
мировой войны – западно - европейские страны, Япония, а за ними - новые
индустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетия
некоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственны ВЭП СССР,
что привело к глубокой зависимости отечественной промышленности от импорта
оборудования и запчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов.
Наиболее
действенной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономику
является сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией на
активный рост экспорта. Как показывает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и
залогом экономической безопасности страны в условиях движения к открытой
рыночной экономике является развитие экспортного потенциала и всемерное
содействие национальным экспортёрам. Для России это имеет особую важность, так
как только через развитие экспорта может быть достигнуто положительное сальдо
торгового баланса без сокращения импорта жизненно важных товаров и решены
проблемы погашения внешней задолженности и укрепления курса рубля.
3.
УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правом
осуществления внешнеторговой деятельности обладают все российские юридические
лица и граждане (физические лица).
Субъектами
внешнеторговой деятельности могут быть как российские, так и иностранные
участники. К российским участникам относятся юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством РФ, имеющие постоянное местонахождение на
территории России, а также физические лица, имеющие постоянное или
преимущественное место жительства на территории РФ и зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей.
Юридическим
лицом, согласно Главе 4 Гражданского кодекса Российской федерации, признается
организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим
обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и иные неимущественные права , нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс или смету. Гражданин (физическое лицо)
вправе заниматься предпринимательской деятельностью ( в том числе и внешнеторговой)
без образования юридического лица с момента государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранными
участниками внешнеторговой деятельности могут быть юридические лица и
организации в иной правовой форме, а также физические лица, включая лиц без
гражданства, гражданская правоспособность (т.е. способность иметь гражданские
права и нести обязанности), которых определяется по праву иностранного
государства.
Всех участников
ВТД России можно классифицировать по трём признакам:
1) по профилю
внешнеторговой деятельности;
2) по характеру
совершаемых внешнеторговых операций;
3) по
организационно-правовым формам.
Классификация по
профилю деятельности предполагает учёт функционально-целевой направленности:
производство экспортной продукции и её реализация на внешнем рынке; обмен
информацией; посреднические услуги; торговля результатами интеллектуальной
собственности; страховые, транспортные и другие услуги.
Принадлежность
субъектов ВТД к какой-либо сфере деятельности по данному критерию имеет большое
значение. Она определяет дифференциацию воздействия механизма государственного
внешнеторгового регулирования через налогообложение, таможенные сборы и
таможенный режим, инвестиционные льготы, а также через определение приоритета
среди участников ВТД. Кроме того, это необходимо для сбора внешнеэкономической
информации, на базе которой формируется статистика внешней торговли, а также
банк данных о составе участников, численности экспортёров стратегического
сырья, объеме прохождения товаров через таможенную границу и репатриации
валютной выручки в уполномоченные банки экспортеров.
По профилю
деятельности субъектов ВТД в первую очередь следует выделить её участников,
работающих на внешнем рынке без посредников. К ним относятся промышленные,
сельскохозяйственные, строительные предприятия (организации), производственные
кооперативы, научно -исследовательские, транспортные и иные организации,
обеспечивающие производство экспортной продукции, работ и услуг. Эту группу
участников ВТД образуют производители конкурентоспособных на внешнем рынке
товаров, работ и услуг, обеспечивающие весь технологический цикл производства и
реализации. Являясь производителями и одновременно владельцами экспортной
продукции, они самостоятельно реализуют её на внешнем рынке, становясь также
собственниками валютных средств, полученных в результате внешнеторговых
операций. Формируя валютные фонды, эти организации создают возможность
обеспечения импортных поставок необходимого оборудования, сырья, материалов для
дальнейшего расширения конкурентоспособного экспортного производства, а также
развития социальной базы.
По своей
организационной форме и форме собственности производителями товаров и услуг
могут быть государственные, муниципальные, частные, смешанные предприятия,
акционерные общества, товарищества и производственные кооперативы, холдинги и
консорциумы, ассоциации и союзы предпринимателей. Крупные
экспортёры-производители создают свои внешнеторговые фирмы (отделы), имеющие
право на совершение экспортно-импортных операций.
Кроме российских
предприятий, в группу производителей-экспортеров входят совместные предприятия
и предприятия с иностранными инвестициями (СП). СП действуют в России с 1987 г.
В 1995 г. зарегистрировано около 16 тыс. СП, основная часть которых небольшие
(70%). Большинство иностранных инвесторов предпочитают присутствовать в России
в качестве хозяйствующих субъектов, не рискуя при этом капиталом. Почти 80% СП
в России одновременно ведут внешнеторговую посредническую деятельность. Многие
СП производственного профиля стремятся перестроиться на предоставление услуг,
расширяя процесс диверсификации своей деятельности, насчитывающей часто до
20-30 направлений. В результате продукция СП занимает чуть более 4,5% экспорта
и 8,6% - импорта.
Основными причинами
низкой доли СП в производственной сфере являются отсутствие рынка сырья и
средств производства, отсталая материально-производственная база отечественных
предприятий и отсутствие у них крупных начальных капиталовложений. Однако при
известных помехах развитию СП в России можно выделить 300- 400 из них, которые
были созданы еще в режиме благоприятствования для иностранного инвестора
(1987-1991 гг.) и, несмотря на последовавший затем экономический спад и резкое
ужесточение условий деятельности, остаются устойчивыми производителями товаров
и услуг. Основные инвесторы в российскую экономику сосредоточены в США и
Западной Европе (три четверти иностранных инвестиций); наряду с США и Германией
в тройку наиболее крупных инвесторов входит Швейцария, выполняющая роль одного
из крупнейших в мире финансово-кредитных центров.
В состав первой
группы участников ВТД входят всевозможного рода предприятия, объединения,
организации, которые не являются производителями и владельцами экспортной
продукции и услуг, а лишь обеспечивают внешнеторговые операции на внешнем рынке
от лица производителей и выполняющие посреднические внешнеторговые операции
(предмет деятельности организаций-посредников будет рассмотрен отдельно).
По характеру
совершаемых внешнеторговых операций участников ВТД можно разделить на
экспортеров и импортеров, а также специализированных посредников. Экспортерами
выступают в основном производители экспортной продукции, самостоятельно
работающие на внешнем рынке, отраслевые внешнеэкономические объединения, спецэкспортеры
специализированные внешнеэкономические организации Министерства
внешнеэкономических связей (В/О МВЭС) и акционерные общества
внешнеэкономического профиля, получившие право с процессе регистрации
внешнеторговых контрактов на экспортные поставки по межправительственным
соглашениям и международным обязательствам, а также другие участники ВТД,
рассмотренные выше.
Группа импортёров
включает:
а)
государственные организации (например, В/О МВЭС), обеспечивающие по решению
правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и
оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания, зерна и т.д.)
за счет государственных валютных средств и кредитов;
б) региональные
органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов
обеспечивать импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения
внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;
в) коммерческие
структуры в числе нескольких сотен крупных торгово-посреднических фирм и
торговых домов, занимающихся исключительно импортными закупками и вытесняющих
полугосударственный дотационный импорт. Они обеспечивают в настоящее время до
70% импорта товаров народного потребления, производя закупки за свой счет
непосредственно у экспортёров, чаще - через закупочные конторы импортных фирм
за рубежом, а затем продают эти товары на внутреннем рынке оптовым и розничным
торговцам. Примером может служить известная фирма "Союзконтракт",
крупнейший поставщик импортных продуктов питания на российский рынок;
г) различные хозяйственные
организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли,
которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за
счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием
возможностей местных ресурсов.
д) частные
предприниматели ("челноки"), которые обеспечивают насыщение
российского потребительского рынка путём челночных поездок с коммерческими
целями в Китай, Турцию, Республику Корея, Польшу и другие страны. Начиная с
1991 г. и особенно в 1992-1993 годах в челночный бизнес вовлечены сотни тысяч
россиян, объём импортируемых ими товаров сопоставим с импортом крупных
регионов. Если учесть количество "челноков", а также то, что
стоимость товаров, ввезённых одним частным предпринимателем в 1995 г. за одну
поездку оценивалась в 1,5-5 тыс. долларов США, ежегодный общий объём челночного
импорта в Россию составляет, видимо, 3-5 млрд. долларов. Основные виды ввозимых
товаров - одежда и обувь. В 1994 г. на долю "челноков" приходилось до
70% поступающей в Россию одежды, 30%-аудио и видеотехники. Официальная
статистика плохо отражает реальное состояние участия частного бизнеса во
внешнеторговых операциях, доля же частного сектора в структуре внешней
торговли, особенно в импорте растёт.
Каждый из участников
ВТД, к какой бы сфере деятельности он не относился, имеет определённую
организационно-правовую форму, перечень которых закреплён в Гражданском кодексе
РФ.
В соответствии с
Гражданским кодексом РФ (Статья 50) юридические лица могут быть как коммерческими,
так и некоммерческими организациями. Юридические лица, преследующие в своей
деятельности извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности,
признаются коммерческими организациями. Организации, не имеющие цели извлечения
прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, считаются
некоммерческими организациями.
Коммерческие
организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В свою очередь, хозяйственные товарищества делятся на полные товарищества и
товарищества на вере (коммандитные товарищества), а хозяйственные общества
могут выступать в форме акционерного общества (открытого и закрытого), общества
с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
Самой
распространённой организационно-правовой формой организаций в сфере ВТД
является общество с ограниченной ответственностью (ранее товарищество с
ограниченной ответственностью).
Некоммерческие
организации, могут создаваться в форме потребительских кооперативов,
общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником
учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом.
Некоммерческие
организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе и
внешнеторговую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Законодательством
допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих
объединений в форме ассоциаций и союзов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для стабильного
развития российской экономики в целом, необходимо сделать внешнеторговую
политику органичной частью структурной (промышленной) политики, которую также
надо разработать и начать наконец-то практически осуществлять. Подход к
внешнеторговой политике в таком контексте придаст ей необходимую
"стратегичность", устойчивость, предсказуемость.
Факторы
торгово-политического характера — унификация и снижение импортных пошлин,
активизация переговорного процесса по присоединению России к ВТО, расширение
сотрудничества с Евросоюзом и другие — формируют благоприятную основу для
дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и
предсказуемости.
СПИСОК ИСПОЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ломакин В.К. «Мировая экономика». М.: ЮНИТИ, 2000г. - 718с.
2. Международные экономические отношения. / Под. ред. И.П. Фаминского. М.:
ЮРИСТ, 2001г. - 840с.
3. Мировая экономика и международная торговля./ Под ред.
Капустиной Л.М. М.: Экономика, 2003 г. -400с.
4. Устинов И.Н. «Внешнеторговые связи.
Статистико-аналитический справочник». М.: Международные отношения, 2001 г.-
425с.
5. Наговицин А.Г. «Внешняя торговля». М.: Приор, 2001г. - 527с.
6. Экономика внешних связей России: учебник./Под ред.
А.С. Булатова. – М.: Дрофа, 2001г. – 455с.
|