Глобальные проблемы мирового хозяйства: социальные, экологические, демографические, продовольственны...
Глобальные проблемы мирового хозяйства: социальные, экологические, демографические, продовольственны...
Глобальные проблемы мирового
хозяйства: социальные, экологические, демографические, продовольственные.
ПЛАН
Введение 3
1. Глобальные проблемы современности:
сущность, роль и экономические аспекты 5
2. Экологические проблемы мирового хозяйства 9
3. Основные характеристики
демографической проблемы 15
4. Проблема преодоления бедности и
отсталости 17
5. Всемирная продовольственная
проблема 20
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Глобализация
хозяйственной деятельности привела к тому, что на механизм мирового хозяйства
все более заметное воздействие стали оказывать проблемы, о которых мировое
сообщество впервые заговорило в конце 60-х – начале 70-х гг. Эти проблемы
получили название глобальных, а в научный обиход был введен термин
«глобалистика» как специфическое направление международных экономических
исследований.
Большинство исследований
сходится в том, что, несмотря на все разнообразие глобальных проблем, они
обладают общей спецификой, выделяющей их на фоне других проблем мировой
экономики. Такая специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют
ряд общих признаков:
·
Носят
общемировой характер, то есть затрагивают интересы и судьбы всего (или,
по крайней мере, большинства) человечества;
·
Угрожают
человечеству серьёзным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии
производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
·
Нуждаются
в срочном и неотложном решении;
·
Взаимосвязаны
между собой;
·
Требуют
для своего решения совместных действий всего мирового сообщества.
Исходя из этих
признаков, к глобальным стали относить следующие проблемы мирового хозяйства:
преодоления бедности и отсталости; мира, разоружения, предотвращения мировой
ядерной войны (проблемы мира и демилитаризации); продовольственную;
экологическую; демографическую.
По мере развития человеческой цивилизации могут
возникать и уже возникают новые глобальные проблемы. Так, к разряду глобальных
стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, а
также проблему освоения и использования космоса.
Изменения, произошедшие в 70-е – 80-е и особенно в
90-е гг., позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если
еще в 60-е – 70-е гг. главной считалась проблема предотвращения мировой ядерной
войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую
проблему, другие – демографическую проблему, а третьи – проблему бедности и
отсталости.
Вопрос установления приоритетности глобальных проблем
имеет не только научное, но и важное практическое значение. По оценкам,
проводившимся в различных исследовательских центрах, ежегодные затраты
человечества на решение глобальных проблем должны составлять не менее 1 трлн
долл., то есть около 2,5% мирового ВВП в конце 90-х гг., рассчитанного по
паритету покупательной способности. Отсюда большее значение приобретают рейтинг
той или иной проблемы и финансирование ее решения в соответствии с рейтингом.
Основная цель данной курсовой работы – изучить
основные аспекты глобальных проблем мирового хозяйства. Работа состоит из пяти
разделов в которых последовательно изучается поставленная проблема.
Любая сфера
деятельности в своем развитии сталкивается с общими или более частными задачами
и проблемами. Человеческая хозяйственная деятельность – не исключение. По
уровню и масштабам, однако, такие проблемы различны. По-разному проявляются они
и в сфере экономики. Одни, затрагивая в основном интересы непосредственных
участников, решаются самими субъектами экономических отношений:
предпринимателями, предприятиями; другие требуют того или иного
государственного участия; третьи предполагают межгосударственные действия.
Вместе с тем есть
такие проблемы развития общества, которые касаются всех и каждого, всего мирового
сообщества, т. е. носят всеобщий характер. Это первая принципиальная
характеристика проблем, называемых глобальными.
Но в силу
масштабности, долговременности и степени воздействия преодоление таких проблем
требует колоссальных сил и средств, которыми не располагают и не могут
располагать пока отдельные страны и даже группы стран – необходимо привлечение
разнообразных (в том числе материальных, финансовых, трудовых, технологических,
духовных, интеллектуальных, информационных) ресурсов. Другими словами, у любой
из глобальных проблем есть серьезнейшие экономические аспекты, обусловливающие
невозможность их решения без объединения ресурсов, прежде всего
материально-финансовых, мирового сообщества.
Привлечение
совокупных средств многих или всех стран, международных организаций,
интернациональное экономическое сотрудничество – вторая принципиальная
особенность проблем человечества, рассматриваемых как глобальные.
Необходимо
подчеркнуть, что состав глобальных проблем, их роль и место на отдельных этапах
развития общества изменяются. Не случайно поэтому их перечень в некоторых
исследованиях, публикациях, и даже в учебниках не совпадает. Многие глобальные
проблемы, отвечающие указанным признакам и обусловленные естественно-природными
факторами, возникают и существуют очень давно: стихийные бедствия, метеоритные
дожди, магнитные бури и т.п. Но в существенной мере глобальные проблемы
современности – результат всей предшествующей человеческой деятельности.
Во имя прибыли, в
том числе за счет уменьшения затрат, во исполнение авторитарных политических
решений нарушалась естественная среда, хищнически использовались и истощались
природные богатства, огромные средства растрачивались в непроизводительных,
антигуманных целях. В то же время возникновение и обострение глобальных проблем
– результат не только корыстных и бездумных действий, но, в существенной мере,
неизбежное логическое последствие развития общества в целом, в том числе
ускорения и расширения масштабов его хозяйственной деятельности.
В известной
степени усиление негативного воздействия глобальных проблем на все стороны
жизни и деятельности, затруднения в их решении на современном этапе и в
перспективе, связаны с повышенными темпами экономического роста на основе
преимущественно интенсивных факторов и, как это не противоречиво,
научно-технического прогресса. Особенно указанная тенденция проявляется в
расширении набора и увеличении масштабов нерешенных социально-экономических
проблем, приобретающих глобальный характер.
Исключительная
трудность и объемность задач и ограниченность средств для решения глобальных
проблем требуют обоснованного определения их состава и приоритетов действий.
В отдельных
публикациях последних лет называется от 3 до 20 глобальных проблем
современности. Большинство авторов, и мы разделяем эту точку зрения, выделяют
четыре основные глобальные проблемы: – экологическая; – разоружение,
нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны;
демографическая; - природоресурсная (сырьевая, энергетическая,
продовольственная).
К числу
глобальных относят также проблемы: использования ресурсов моря и морского дна;
освоения космоса; преодоления экономической отсталости слаборазвитых стран и
бедности в мире, обеспечения прав человека, создания и развития всемирной
компьютерной системы информации и др.
Место, роль и
масштабы отдельных глобальных проблем не остаются неизменными. В настоящее
время, практически единодушно, первейшей признается экологическая проблема,
хотя еще недавно, не без политических причин, таковой считалось разоружение и
предотвращение ядерной войны. В силу исключительного размаха, степени влияния и
последствий для человечества, многообразия включаемых компонентов, особых
экономических трудностей решения эта проблема приобрела новые качественные
характеристики.
Рост населения
Земли, интенсификация использования естественных ресурсов, добычи природных
богатств, загрязнение и обеднение среды обитания приводят к коренным изменениям
в условиях жизни человечества и состоянии околоземного пространства. Экология
переросла в первейшую глобальную проблему, имеющую беспрецедентные
экономические аспекты. Существенно и то, что она характеризуется устойчивой
тенденцией к обострению.
Происходят
изменения и внутри глобальных проблем: утрачивают прежнее значение некоторые их
составляющие, возрастает роль других, появляются новые. Так, в демографической
проблеме возникли новые задачи, связанные со значительным расширением
международной миграции населения, трудовых ресурсов и т.п.
Вместе с тем,
необходимо подчеркнуть тесную связь глобальных проблем между собой. Опережающий
рост народонаселения по сравнению с сельскохозяйственным производством во
многих развивающихся странах предопределяет остроту продовольственной проблемы.
К ее решению вынуждены подключаться и развитые страны, располагающие ресурсами
продовольствия, а также международные организации, разрабатывающие и
осуществляющие специальные программы помощи.
Следует отметить,
что оценка отдельных глобальных проблем и отношение к ним в странах и в мировом
сообществе неоднозначны, тем более с позиций экономических аспектов, изыскания
источников ресурсов для их преодоления. Автор не ставит задачу подробного
рассмотрения каждой из глобальных проблем – это отдельная, большая тема. Лишь
на примере некоторых, на наш взгляд основных из них, рассматривается
воздействие глобальных проблем на формирование мирового хозяйства и роль
последнего в их решении.
Впервые на
возникновение и нарастание глобальных проблем внимание было обращено в начале
70-х гг. в известных материалах Римского клуба. Не случайно уже тогда на первое
место выдвигались вопросы заражения и нарушения окружающей среды, экологии, их
последствий для человечества. При этом предлагалось сосредоточить усилия на
ослаблении негативного влияния хозяйственной деятельности, динамики народонаселения
прежде всего ограничительной, дифференцированной по регионам регламентацией
экономического роста.
Теперь стала
очевидной неотложная необходимость осуществления скоординированных масштабных
действий всего мирового сообщества, с учетом планетарного катастрофического
характера проблемы и для нынешнего, и для будущих поколений. Она пополняется
новыми составляющими (опасность ядерных отходов и их захоронений; усиленное,
массированное воздействие на жизнь и здоровье людей; неблагоприятные устойчивые
изменения земного климата из-за систематического нарастающего разрушения
атмосферной среды и т.д), охватывая практически все страны и территории.
Вторая половина
ХХ в. – это время невиданных ранее темпов экономического развития. Однако оно
во все большей мере стало осуществляться без надлежащего учета возможностей
окружающей природной среды, допустимых хозяйственных нагрузок на нее,
потенциальной емкости биосферы.
Характеризуя
общее состояние окружающей природной среды, ученые разных стран обычно
употребляют такие определения, как «деградация глобальной экономической
системы», «разрушение природных систем жизнеобеспечения» и т.п. Многие пишут о
нарастающем глобальном экологическом кризисе, который в отдельных регионах
принял уже самые отчетливые формы.
Условно всю
проблему деградации мировой экологической системы можно разделить на две
составные части: деградация окружающей природной среды в результате
нерационального природопользования и загрязнение ее отходами человеческой
деятельности.
Не приходится уже
говорить о некоторых количественных параметрах экологической ситуации,
несопоставимых с предшествующими периодами. XX век принес человечеству
уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам
специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов достигнет 10 млрд.т.,
увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возрастет за это же время
более, чем в 10 раз.
По прогнозам,
среднегодовая температура на Земле повысится к середине XXI века на 1,5-4,5
градуса, а уровень Мирового океана уже к 2010 г. – на 1,4-2,2 м. Кстати, данный
аспект пока не нашел широкого обсуждения в среде специалистов, во всяком случае
на страницах специализированной литературе, в части касающейся будущего портов.
Приведенные
данные подтверждают исключительную масштабность экологической проблемы, ее
значение для настоящего и будущего мировой цивилизации, трудно поддающийся
оценке колоссальный объем средств, необходимых для преодоления и уменьшения ее
негативных последствий. Речь идет о национальных и международных расходах.
Практически годовые затраты только на охрану природы в последнем 30-летии XX
века составляли: в 1970 г. – 40 млрд.долл., в 1980 г. – 75, а в 1990 – примерно
150 млрд.долл. На 2000 г. они намечались в 250 млрд.долл., что соответствует
приблизительно 0,8% от мирового ВВП. Между тем стоимость ущерба, наносимого
окружающей среде (а здесь ведь не учитывается вред здоровью, рост
заболеваемости и т.п., а тем более потери в будущем), составляет 4-6% ВВП
только в развитых странах.
Из приведенных
данных можно сделать вывод: основные негативные экологические показатели за
немногие годы увеличились не менее, чем на порядок, тогда как расходы на
природоохранные цели возросли лишь в 3,5 раза и этот разрыв в последнее время
неуклонно увеличивается. Вопрос ресурсов имеет и еще один немаловажный аспект,
предопределяющий необходимость и важность международного сотрудничества в
преодолении экологической угрозы. Если развитые страны по состоянию экономики
могут выделять крупные средства на экологические цели, то развивающиеся и
страны с переходной экономикой, в частности Россия, такой возможностью в
настоящее время не располагают, усугубляя собственную и общемировую
экологическую ситуацию.
Между тем первая
в указанных группах стран становится особенно острой: ускоренный
демографический рост в «третьем мире» обусловливает расширенное потребление
природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. Сейчас объем вредных выбросов
в атмосферу составляет, по некоторым оценкам, 22 млрд.т. в год. Из них почти
половина приходится на Северную Америку и более 1/3 на Западную Европу и
Японию. Если среднемировой показатель выброса углекислого газа на душу принять
за 100, то в странах Запада он составлял 72, в странах переходной экономики –
186, а в развивающихся – 153. В развивающихся странах эмиссия СO2 на каждый
доллар ВВП в полтора раза выше, чем в странах переходной экономики и в 4 раза,
чем в промышленных странах Запада.
Как предполагают
эксперты ООН, «вклад» развивающихся стран в атмосферных выбросах углекислого
газа увеличится с теперешних 28 до 40% к середине XXI века. Подобные и многие
другие загрязнения среды обитания (почв, воздушного и водного пространства),
как правило, не ограничиваются национальными пределами, а затрагивают
близлежащие и не редко более отдаленные страны. В результате возникает не
простая экономико-правовая проблема выявления причин и источников
трансграничного загрязнения пространства, определения ответственности за него,
порядка и способов возмещения нанесенного ущерба. Другими словами, даже в таких
случаях требуется международный уровень решения соответствующих вопросов. Тем
более это касается экологических угроз, затрагивающих многие страны, все
мировое сообщество.
Не случайно
поэтому, еще в 1983 г. в рамках ООН была создана Всемирная комиссия по
окружающей среде и развитию, а в 1992 г. в Рио-де-Жанейро была проведена
представительная конференция (ЮНСЕД) по развитию и окружающей среде,
обозначившая задачи мирового сообщества в данной области в принятом документе:
«Повестка дня на XXI век». Основные тезисы указанного документа сводятся к
следующему:
·
все
внимание и усилия мирового сообщества должны быть обращены на людей, имеющих
полное право на здоровье и плодотворную деятельность в гармонии с природой;
·
обязательной
составляющей процесса развития человечества, всякой жизнедеятельности является
охрана окружающей среды;
·
задачи
поддержания окружающей среды должны определяться интересами настоящего и
будущих поколений;
·
устойчивое
развитие стран и всего мирового сообщества не может быть обеспечено без
изменения методов производства и потребления.
Влияние на
развитие экологической ситуации оказывают три основных компонента:
·
общество
(население, его состав и распределение, уровень и условия жизни);
·
жизнедеятельность
в хозяйственной и бытовой сфере;
·
окружающая
природная среда, с одной стороны, как объект жизнедеятельности, с другой, как
важный фактор последней и человеческого существования вообще.
Совершенно
очевидно, что современные экологические проблемы не только технологические,
экономические, правовые и нравственные, но и политические. Это подчеркивает
необходимость международного сотрудничества в создании и обеспечении
экономико-правовых, организационно-институциональных условий решения экологической
и других глобальных проблем, механизмов реализации соответствующих мер и
контроля за их осуществлением. Нельзя, к тому же, не учитывать, что необходимые
ограничения в области окружающей среды часто оказываются в противоречии с
национальными интересами отдельных стран.
В условиях
рыночной экономики основные уровни решения экологических проблем (предприятие,
государство, международные или наднациональные структуры) не в полной мере
состыкованы, их интересы далеко не всегда совпадают. Чисто рыночные принципы
оказываются неприемлемыми для решения глобальной экологической проблемы, как,
кстати, и других проблем глобального характера. Практически на всех уровнях
оказывается необходимым государственное и международное регулирование с
использованием прямых административных (запреты, ограничения, стандарты и
нормативы, обязательные экспертизы и разрешения, санкции) и косвенных (платежи
и штрафы, специальные налоги и сборы, природоохранные фонды).
Это дополняется
экономическими мерами регулирования, включающими: продажу прав (квот) на
загрязнение природы, субсидии, льготные кредиты и целевые займы на деятельность
по охране окружающей среды, налоговые льготы и поощрительные тарифы
предприятиям и структурам, обеспечивающим экологическую чистоту продукции,
сферы своей хозяйственной деятельности, поощрение ускоренной амортизации
экотехники и т.д.
Конференция в
Рио-де-Жанейро, последующий период дальнейшего обострения экологических
проблем, серьезные природные катаклизмы недавнего времени предопределили
концентрацию усилий отдельных стран и мирового сообщества на обеспечении
национальной и международной экологической безопасности.
Этому должны
способствовать:
·
осознание
особой сложности и остроты, исключительной масштабности и глобального характера
экологической проблемы;
·
последовательное
осуществление на всех уровнях адекватных этому экономико-финансовых, правовых,
организационно-институциональных, кадровых, психологических и политических мер
по ее решению;
·
обеспечение
структурной перестройки экономики с ориентацией на экологическую безопасность;
·
установление
действительной ответственности всех природопользователей за нарушение
природоохранного законодательства и международных соглашений по соответствующим
вопросам;
·
налаживание
систематического мониторинга и контроля за состоянием природной среды; создание
и поддержание специально охраняемого биосферного фонда;
·
организация
обязательной, в том числе международной, независимой экспертизы объектов
потенциальной экологической опасности;
·
создание
действенной правовой среды обеспечения охраны окружающей среды;
·
формирование
эффективной системы экологического воспитания и профессиональной подготовки в
этой области.
Но реализация
этих задач требует консолидации ресурсов как на национальном, так и на
международном уровне. Именно этим вопросам и была посвящена международная
конференция под эгидой ООН, состоявшаяся в дек. 1997 г. в Киото с участием
более 120 стран. Здесь обсуждались практические меры и рекомендации по
привлечению средств отдельных стран для решения наиболее острых экологических
проблем, в частности, был определен уровень отчислений на эти цели в группах
стран (ЕС) и в некоторых странах. «Договор Киото», подготовленный участниками
конференции, предусматривал меры по уменьшению парникового эффекта с помощью, в
частности, установления лимитов выброса углекислого газа для отдельных стран,
что позволило бы сократить такие выбросы к 2010 г. на 7% против нынешнего
уровня.
Страны,
укладывающиеся в эти лимиты, могли бы продавать часть своих квот другим
странам, превышающим их. Тем самым было положено начало международному
экономическому механизму ограничения вредных воздействий на окружающую среду.
Не по всем указанным вопросам было достигнуто полное согласие. Тем не менее
мировое сообщество намерено последовательно и скоординированно бороться за
решение этой приоритетной глобальной проблемы современности.
Очень серьезна
демографическая проблема. Рост численности населения мира и масштабов производства
в сочетании с нерациональными структурами потребления ложится все более тяжелым
бременем на жизнеобеспечивающий потенциал биосферы. Среднегодовые темпы
прироста численности населения мира в 1993-2010 гг. оцениваются в 1,38%,8 в то
время как за предыдущие двадцать лет темпы составляли 1,8%.
В развитых
индустриальных странах народонаселение практически не увеличивается, а в ряде
европейских стран коренное население даже сокращается. По прогнозам, темпы
прироста населения в промышленно-развитых странах составят в 1995-2020 гг.
0,43% (в период 1996 – 2000 рост составлял примерно 0,58%). В развивающихся
странах, где проживает почти 4,5 млрд.чел., число жителей в период 1995-2020
гг. будет расти со скоростью 1,94% в год (в 1995-2000 гг. – 2,16%). По многим
прогнозам численность населения мира вырастет с 5 млрд.чел. в середине 90-х гг.
до 7 млрд.чел. в 2010 г. При этом население развивающихся стран составит около
78% от всего населения мира.
Росту населения
на Земле способствовали экономические факторы: пропорциональный рост
трудоспособного населения. Это закономерно для периода экстенсивного роста
экономики. В настоящее время наблюдается резкое возрастание антропогенного
воздействия на биосферу. Достижение 7 миллиардного рубежа почти вдвое увеличит
антропогенное давление на планету, даже при условии введения ресурсосберегающих
технологий. Хотя в некоторых анализах указывается, что якобы рост
народонаселения в развивающихся странах – не главная угроза стабильности
биосферы, ибо четыре пятых населения, а это развивающиеся страны, потребляют
менее 20% всех ресурсов и в четыре раза меньше загрязняют окружающую среду, чем
развитые страны. Однопроцентный рост населения в США представляется для
окружающей среды большей угрозой, чем двухпроцентный в развивающихся странах.
Один миллиард населения Индии оказывает на биосферу такое же влияние, как 50
млн. американцев.
С целью
объяснения процессов роста населения мира была разработана концепция
демографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществе рождаемость
и смертность высоки, и численность населения растет медленно. Демографический
переход начинается почти одновременно с формированием индустриального общества.
Переход от традиционного к современному типу воспроизводства (низкая
рождаемость – низкая смертность – невысокий естественный прирост) завершился в
индустриальных странах Западной Европы и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в
последней четверти века он начинался в ряде развивающихся стран и регионов
(Китай, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка).
В первой фазе
снижение смертности (вследствие улучшения качества питания и здравоохранения)
происходит быстрее, чем снижение рождаемости, а результате чего резко
увеличивается естественный прирост населения. В этой фазе – «демографический
взрыв».
Во второй фазе
смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает еще быстрее, вследствие
чего прирост населения постепенно замедляется.
Для третьей фазы
характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности,
так что естественный прирост сохраняется на невысоком уровне. К завершению этой
фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны.
Наконец, в
четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятся почти
одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается.
Ожидается, что
процесс демографического перехода продлится примерно до 2100 г., когда
произойдет стабилизация численности населения на уровне 10,5 млрд. человек.
В современном
мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран,
где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему
часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.
Для большинства
этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить
по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих
стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3
жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1
доллар в день (по паритету покупательной способности). Для сравнения, в России
таковых в первой половине 90-х гг. было менее 2%.
В результате от
недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть
нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет
составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в Индии – примерно 48%.
Огромные масштабы
бедности и отсталости вызывают сомнение в том, возможно ли вообще говорить о
нормальном развитии и прогрессе человеческого общества, когда большая часть
жителей планеты оказывается за чертой достойного человеческого существования.
Проблема усугубляется тем, что достижения мирового научно-технического
прогресса «обходят стороной» многие развивающие страны, их колоссальные по
численности трудовые ресурсы мало используются, а сами эти страны в своем
большинстве недостаточно активно участвуют в мировой хозяйственной жизни.
Было бы в высшей
степени неразумно не видеть те опасности, которые проистекают из сохранения
такого положения во многих развивающихся странах. Так, оно формирует в широком
общественном сознании в этих странах негативное отношение к существующему в
мире порядку. Это выражается в различных идеях об ответственности развитых
стран за положение в развивающихся странах, а также в требованиях
перераспределения доходов в мировой экономике, некоей «уравниловки» в мировом
масштабе (например, движение развивающихся стран за установление нового
международного экономического порядка).
Нарастание
социальной напряженности из-за обострения проблемы отсталости подталкивает
различные группы населения и правящие круги развивающихся стран к поиску
внутренних и внешних виновников такой бедственной ситуации, что проявляется в
увеличении числа и глубины конфликтов в развивающемся мире, в том числе
этнических, религиозных, территориальных. Так, по данным Стокгольмского
международного института исследований проблем мира (СИПРИ) во второй половине
90-х гг. в мире насчитывалось более 150 конфликтов различного происхождения.
Учитывая тенденцию к расширению «клуба» ядерных держав за счет развивающихся
стран, невозможно предугадать всю возможную катастрофичность подобного развития
событий.
Большинство
экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы
бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных
национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические
ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок
для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического
роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация,
либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и
реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства,
проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения
проблем занятости.
Однако многие
развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить
свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.
Оно
осуществляется, прежде всего, по линии так называемой официальной помощи
развитию со стороны развитых стран в виде предоставления финансовых ресурсов.
Для самых бедных стран (а именно они являются главными получателями этой
помощи) официальная помощь развитию составляет более 3% по отношению к их ВВП,
в Ом числе для стран Тропической Африки – даже более 5%, хотя в расчете на
каждого жителя этого региона это всего 26 долларов в год (1996 г.).
Еще большие возможности
для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные
инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих
финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в
настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира. По данным
МВФ, в 90-е гг. чистый приток всех финансовых ресурсов (то есть за вычетом
платежей по ним) в развивающиеся страны составлял ежегодно от 114 до 229 млрд.
долларов. Однако эффективность всех этих финансовых потоков зачастую сводится
на нет коррумпированностью и простым воровством, достаточно широко
распространенными в развивающихся странах, а также неэффективностью
использования получаемых средств.
Мировую
продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в.
За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный
прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась почти вдвое. В то
же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов
питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е.
абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает каждый седьмой.
Наиболее остро
проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к
ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). В
частности, к числу наиболее нуждающихся стран, где средне душевое потребление
продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и
продолжает снижаться, Того и Монголия.
В то же время в
ряде развивающихся стран уровень потребления на душу населения в настоящее
время превышает 3000ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К
данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия,
Марокко, Мексика, Сирия и Турция.
Другим важнейшим
аспектом продовольственной проблемы является несбалансированность питания. Так,
для современной России характерно не столько снижение энергетической ценности
потребляемого продовольствия (в течение 90-х гг. – с 2500 до 2300 ккал в день),
сколько ухудшение структуры питания. Иными словами, душевое потребление
наиболее важных видов продовольствия находится значительно ниже медицинских
норм, рекомендуемых для полноценного питания, и продолжает сокращаться. В 1997
г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека составило 50
кг (при норме 81 кг), молока и молочных продуктов – 229 кг (норма 392 кг),
растительного масла – 7,9 кг (норма – 13 кг), сахара – 33 кг (норма 40,7 кг).
Наибольшую остроту продовольственная проблема в России приобрела в 90-е гг. в
связи с резким снижением жизненного уровня основной части населения и падением
сельскохозяйственного производства более чем в 1,5 раза.
Мировое
производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности
угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с
высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов,
ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита
продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять
значительные средства на импорт продуктов питания.
Несмотря на то,
что основная часть продовольствия потребляется там, где оно произведено,
международная торговля продуктами питания ведется весьма интенсивно. Объем
мирового экспорта продовольствия составляет более 300 млрд. долл. в год.
Основные
участники международной торговли продовольствием – развитые страны, прежде
всего США, Франция, Нидерланды, Германия. На долю этой группы стран приходится
порядка 60% мирового экспорта и импорта. Примерно треть закупок и продаж
продовольствия приходится на страны Азии, Африки, и Латинской Америки. Доля
стран с переходной экономикой незначительна и составляет менее 5%.
Россия является
крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства, ежегодно
закупая этих товаров на сумму более 10 млрд. долл. (прежде всего мясо и мясные
продукты, сахар, зерно, а также молоко и молочные продукты).
Наиболее активно
ведется международная торговля зерновой продукцией, а также (в меньшей степени)
мясными и молочными товарами и сахаром. Главными поставщиками зерна являются
США, Канада, ЕС (в основном Франция), Аргентина и Австралия. На их долю
приходится 9/10 мирового экспорта пшеницы и кормового зерна
Страны – ведущие
экспортеры продовольствия являются одновременно его крупными покупателями. Так,
США, обеспечив себе, ключевые позиции в поставках стратегического
продовольственного сырья, импортируют в больших количествах фрукты и овощи,
кофе, какао, чай, специи и ряд других товаров. В 1996 г. экспорт продовольствия
Соединенными Штатами составил 47 млрд. долл., а импорт – 22 млрд. долл.
Система
международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и
продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения.
Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом
государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно
развитых.
Проводимая
политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда
сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и
ограничений на импорт, что в свою очередь осложнило межгосударственные
отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на
международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для
возникновения противоречий, чреватых порывом стабильности международной
торговли и возникновением торговых войн.
Основные «битвы»
развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом
практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своего зерна на
внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны
Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение
не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом по развитым странам
уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до
47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по
методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл. (к настоящему времени он снизился
на 30 млрд. долл.).
Россия, как
будущая участница ВТО, очевидно, столкнется с отмеченными выше проблемами. В то
же время РФ располагает довольно широкими возможностями для перестройки структуры
производства и внешней торговли аграрной продукцией.
Наиболее сложной
для России проблемой является будущее изменение форм государственной поддержки
сельского хозяйства, особенно с учетом его нынешнего кризисного состояния. К
настоящему времени прямые платежи производителям сельскохозяйственной
продукции, а также дотации потребителям (в основном на молочную и хлебобулочную
продукцию) практически сошли на нет. В то же время, очевидно, что России по
примеру США и Западной Европы необходимо переносить акцент при осуществлении
поддержки АПК на развитие инфраструктуры в сельской местности, защиту
окружающей среды, контроль качества и санитарный контроль, активизацию научных
исследований в аграрной сфере и меры в области государственного регулирования
продовольственного рынка страны.
Вступление в ВТО
также налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер
регулирования импорта продовольствия к тарифным и последующему снижению
таможенных пошлин. Между тем уровни российских пошлин не всегда обеспечивали
достаточно эффективную защиту отечественного производителя. В результате,
несмотря на общее снижение потребления продовольствия в стране, доля импорта
продолжала оставаться высокой, а сокращалась реализация именно российских
продовольственных товаров.
Финансовый
кризис, начавшийся 17 августа 1998 г., обозначил новые тенденции в российской
внешней торговле продовольствием. Резкое изменение курса рубля по отношению к
доллару привело к снижению покупательной способности населения и сокращению спроса
на импортное продовольствие.
В то же время в
связи с кризисом придает новое звучание вопрос об открытии рынков стран –
членов ВТО для российской сельскохозяйственной продукции. Климатические условия
на территории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые
могут найти спрос на мировом рынке (этот рынок, хотя и насыщен в довольно
сильной степени, все же имеет достаточно ниш). К таким товарам относятся, в
частности, высококачественная пшеница, рожь, продовольственный овес, подсолнечник.
Перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на
потребности мирового рынка предполагает активное развитие производств с
отчетливо выраженной экспортной ориентацией.
Помимо ВТО,
другой важной организацией, где определяются перспективы мировой
продовольственной ситуации, является ФАО (Продовольственная и
сельскохозяйственная организация ООН). В настоящее время эта организация, в
деятельности которой Россия участвует в качестве постоянного наблюдателя, и
мировое сообщество в целом уделяют серьезное внимание перспективам решения
продовольственной проблемы в нуждающихся странах, в том числе в странах с
переходной экономикой. Если ранее (в 70 – 80-е гг.) наиболее важная роль
отводилась продовольственной помощи, то к настоящему времени акцент сместился
на оказание содействия развитию национального сельского хозяйства. Основной
формой помощи аграрному сектору со стороны как ФАО, так и крупнейших стран –
доноров (США и государств – членов ЕС) является финансирование конкретных проектов,
ориентированных на подъем сельского хозяйства. На эти цели, в частности,
расходуется часть бюджета ФАО, составляющего 1 млрд. долларов. Оказывается
также техническая помощь, включая подготовку кадров для сельского хозяйства,
предоставление консультаций специалистов, осуществление экспертных оценок и
т.д.
Примерами
реальной поддержки развития национального сельского хозяйства со стороны ФАО
является распространение новых высокоурожайных сортов культур в нуждающихся
странах, передача им достижений в области биотехнологии, разработка и помощь в
осуществлении проектов расширения производства продовольствия, строительство
объектов инфраструктуры в сельской местности.
Многие
международные эксперты сходятся в том, что производство продовольствия в мире в
ближайшие 20 лет будет способно в целом удовлетворить спрос населения на
продукты питания, даже если население планеты будет ежегодно возрастать на 80
млн. человек. При этом спрос на продовольствие в развитых странах, где он и так
достаточно высок, останется примерно на современном уровне (изменения коснутся
главным образом структуры потребления и качества продуктов). В то же время
усилие мирового сообщества по решению продовольственной проблемы приведут, как
предполагается, к реальному росту потребления продовольствия в странах, где
наблюдается его нехватка, т. е. в ряде государств Азии, Африки и Латинской
Америки, а также Восточной Европы.
Особый набор
таких специфических признаков, как общемировой характер, угрожающий развитию
человечества, срочность и неотложность решения, взаимосвязанность и
необходимость принятия мер со стороны всего мирового сообщества, позволили
выделить в категорию глобальных следующие проблемы: преодоления бедности и
отсталости, мира и демилитаризации, продовольственную, экологическую,
демографическую.
Мировое
экономическое и политическое развитие в 70 – 90-е гг. принесло понимание того,
что набор глобальных проблем не является чем-то не подверженным изменениям. С
течением времени изменяется наполнение и понимание старых глобальных проблем,
признается появление новых, перерастающих в глобальные.
В настоящее время
признается, что кроме чисто экономического, глобальные проблемы оказывают
колоссальное политическое воздействие на жизнь современной цивилизации и,
будучи тесно переплетенными, в своем решении требуют сплочения усилий всего
человечества.
Развитие
современной мировой экономики, переход к постиндустриальной стадии развития
вносит коррективы в приоритетность глобальных проблем. От этого они не становятся
менее важными, однако человечество ограничено в своих финансовых возможностях,
которое оно может выделить для решения глобальных проблем. Этот сдерживающий
фактор вполне может быть преодолен не пути поиска политических решений проблемы
и проявления политической воли отдельных государств к налаживанию действенного
международного сотрудничества в решении глобальных проблем.
Мировая
продовольственная проблема продолжает оставаться довольно острой, несмотря на
серьёзный прогресс в области производства продуктов питания. Численность
нуждающихся превышает 800 млн. человек.
Во многих странах
сохраняется высокий уровень государственной поддержки производства и экспорта
продовольствия, а также импортных ограничений. Реформа международной торговли
сельскохозяйственной продукцией приведет, как предполагается, к ослаблению
протекционизма в этой области, однако население стран-импортеров, в том числе и
России, может столкнуться с удорожанием основных продовольственных товаров. В
то время у РФ имеются широкие возможности для оптимального включения в новую
систему мировой торговли аграрной продукцией.
Международное
сообщество уделяет большее внимание расширению продовольственной проблемы в
нуждающихся странах, включая страны с переходной экономикой. Основное значение
придается реализации конкретных проектов, нацеленных на увеличение
сельскохозяйственного производства. Подобное содействие оказывается как на
двусторонней, так и на многосторонней основе (прежде всего по каналам ФАО).
Предполагается, что в результате этих усилий в ближайшие 20 лет население
планеты в целом сможет удовлетворить спрос на продукты питания, даже если его
численность будет ежегодно возрастать на 80 млн. человек.
В современных
условиях мир оказался на грани экологической планетарной катастрофы.
Существует
несколько основных загрязнителей окружающей природной среды, напрямую связанных
с развитием человеческой цивилизации.
Все
трезвомыслящее человечество (как промышленники, так и потребители) пришло к
выводу о необходимости прекращения бездумного, безудержного экономического
роста и учета возможностей окружающей среды для дальнейшего проживания на
Земле.
Основная идея
современности – дать возможность и нынешнему, и будущим поколениям людей
безбедно и здраво проживать на Земле.
Демографическая
проблема в современном мире имеет два аспекта. Во-первых, это демографический
взрыв в ряде развивающихся стран и регионов, который , «обесценивая»
накопление, препятствует экономическому росту и увековечиванию хозяйственную,
социальную, культурную отсталость этих стран. Во-вторых, суженое
воспроизводство населения в развитых странах и депопуляция в ряде
постсоциалистических стран ведут к демографическому старению их населения и в
перспективе могут блокировать экономическое развитие этих стран.
Согласно
концепции демографического перехода повышение уровня экономического развития в
конечном счете ведет к замедлению прироста населения. Эта тенденция полностью
проявилась в развитых и постсоциалистических странах и оказывает заметное
влияние на демографические процессы в ряде развивающихся стран. Ожидается, что
во второй половине 21 века население Земли стабилизируется на уровне примерно
10,5 млрд. человек, поэтому перенаселение мировой экономике (но не отдельным
странам ) в целом не угрожает.
Что касается
демографического старения населения в развитых и постсоциалистических странах,
то этот процесс в современных условиях можно замедлить, но не остановить.
Решение данной проблемы связано с существенным повышением эффективности
экономики.
1.
Мировая
экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002 г. – 734
с.
2.
Мировая
экономика: Учебник для вузов. / Под ред. Ломакина В.К. – М.: ЮНИТИ, 2000 г. –
727 с.
3.
Спиридонов
И.А. Мировая экономика. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003г. –
652с.
4.
Протасов
О.Г. Глобальные проблемы человечества // Экология и экономика, №11, 2003г.,
с.9-11.
5.
Крашенинников
П.В. 21 век – век надежд? // Экологический вестник, №1, 2004г., с.3-4.
|