Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения
Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения
Высшая школа международного бизнеса Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ РЕФЕРАТ тема: «Формирование единого экономического пространства на примере ЕС. Основные этапы, проблемы, пути их решения».
Факультет Международного бизнеса, VII поток, вечернее отделение преподаватель: Баутина Н.В. студентка: Смирнова Э.А. Москва, 1999 г. Содержание стр. I. Что такое Европейский союз. 3 1. Формирование ЕС – этапы развития. 3 2. Управление ЕС: структура, полномочия, порядок принятия решения. 5 3. Расширение ЕС. 10
II. ЕС – член мирового сообщества. 12 1. ЕС как стимулятор интеграционных процессов. 16 2. ЕС и страны центральной и восточной Европы. 18 3. Отношения ЕС и России. 19
III. Региональная политика ЕС. 21 Список использованной литературы 23 ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ? Европейский Союз объединяет 15 европейских стран с целью обеспечения мира и
процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе
общих экономических, политических и социальных целей. Страны Союза твердо
привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому
прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без
внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и
учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для
более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей,
товаров, услуг и капитала. Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях,
как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана
окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю
торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на
международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по
вопросам безопасности. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. Для обретения нового понимания проблемы единства своего континента
европейцам понадобилось пережить две мировых войны. Демократические
западноевропейские правительства, всячески стремясь избежать ошибок,
совершенных после I Мировой войны, выбрали новый путь развития –
экономическую и политическую интеграцию.
Ее подготовительным этапом стало пятилетие 1945 – 1950 гг. В 1948 г. для
регулирования помощи, поступающей из США в рамках плана Маршалла, была
создана Организация европейского экономического сотрудничества,
впоследствии – Организация экономического сотрудничества и развития. В том
же году был учрежден таможенный союз Бенилюкс, куда входили Бельгия,
Нидерланды и Люксембург. Союз стал своеобразной моделью, демонстрировавшей
возможные формы и результаты международного сотрудничества в экономической
сфере. Наконец, в 1949 г. был основан Совет Европы.
Дальнейшие шаги по пути интеграции были предприняты благодаря Жану Монне,
государственному чиновнику высокого ранга, который в описываемый период
возглавлял Национальный совет по планированию Франции. Жан Монне предложил
передать руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии
наднациональному органу.
План создания Европейского объединения угля и стали был обнародован 9 мая
1950 г. Р. Шуманом, занимавшим в то время пост министра иностранных дел
Франции. Этот план, получивший название по фамилии своего создателя – «план
Шумана» – положил начало новой странице в истории Европы. Он предусматривал
установление международного контроля над ключевыми отраслями военной
промышленности через заключение договора, обязательного к исполнению для
его участников. Тем самым становилось невозможным резкое наращивание
вооружений в целях подготовки к войне.
Осознавая важность плана Шумана, к нему быстро выразили желание
присоединиться Италия и страны Бенилюкс. План стал первым шагом в
направлении интеграции. 18 апреля 1951 г. между Бельгией, Италией,
Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией был заключен Парижский Договор,
в соответствии с которым учреждалось Европейское объединение угля и стали.
ЕОУС приступило к выполнению своих функций 10 августа 1952 г.; его первым
председателем стал Жан Монне.
29 мая 1956 г. 6 стран-участниц ЕОУС одобрили доклад бельгийского
государственного деятеля П.-Г. Спаака, посвященный проблемам экономического
союза и союза в области использования ядерной энергии в мирных целях.
Результатом стало подписание «Шестеркой» 25 марта 1957 г. Римских
договоров, учреждавших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и
Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом,
возникли уже три союза западноевропейских государств.
Целью всех перечисленных договоров было ускорение экономического роста и
повышение жизненного уровня населения стран-участниц, предотвращение войны,
укрепление мира и «упрочение союза европейских государств».
Первоначально управление ЕОУС и ЕЭС-Евратом осуществлялось двумя различными
руководящими органами. В 1967 г. произошло слияние Высшего руководства
органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. Новый орган заложил институциональную
основу современного Европейского сообщества. План создания ЕОУС, провозглашенный Р. Шуманом в мае 1950 г., стал первой
ступенькой долгосрочного процесса развития Европейского Сообщества. Одним
из необходимых условий участия страны в Сообществе является пребывание у
власти демократического правительства, деятельность которого построена на
принципах плюрализма. Это условие длительно отсутствовало в Греции (период
военной диктатуры), а также – до начала 70-х гг. – в Испании и Португалии. Основные этапы развития сообщества «вширь»:
1 января 1958 г.: Договоры о Европейском экономическом сообществе (ЕЭС) и
Евратоме вступают в действие.
Июль 1961 г.: ЕЭС и Греция подписывают соглашение об ассоциированном
членстве.
Декабрь 1964 г.: вступает в силу соглашение об ассоциированном членстве с
Турцией.
Январь 1973 г.: Вступление Дании, Ирландии и Соединенного Королевства.
Число членов Сообщества выросло до 9.
Январь 1981 г.: Вступление Греции.
Январь 1986 г.: Вступление Испании и Португалии. Сообщество теперь
насчитывает 12 государств-членов. Соглашения об ассоциированном членстве с
Кипром и Мальтой.
Январь 1994 г.: Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП)
вступает в силу, распространяя многие преимущества единого рынка ЕС на
страны ЕАСТ.
Февраль 1994 г.: Вступают в силу "Европейские" соглашения или соглашения об
ассоциированном членстве с Польшей и Венгрией. Соглашения признают за
подписавшими их государствами право стать полноправными членами Союза, как
только они будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к членам
ЕС.
Апрель 1994 г.: Польша и Венгрия представили на рассмотрение ЕС заявления о
вступлении.
Январь 1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция присоединились к Европейскому
Союзу, после того как успешные переговоры о вступлении были подтверждены на
национальных референдумах. Таким образом, ЕС довел число своих членов до
15. Норвегия, которая принимала участие в переговорах, решила не вступать в
ЕС ввиду отрицательных результатов национального референдума в ноябре 1994
г.
Февраль 1995.: Вступили в силу Европейские соглашения между ЕС и Чешской
республикой, Словакией, Болгарией и Румынией.
Июль 1997 г.: Европейская Комиссия приняла решение приступить в начале 1998
года к переговорам о вступлении в ЕС с Чешской Республикой, Польшей,
Венгрией, Эстонией, Словенией и Кипром. Краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский
Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый
- это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное
сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в
правосудии и внутренних делах. Кроме того, Маастрихтский Договор определил
рамки для единой валюты и большей политической интеграции.
Задачей следующего века будет расширение Европейского Союза и включение
новых стран-членов - особенно из Центральной и Восточной Европы.
ИНСТИТУТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих
институтов: . Европейская Комиссия . Совет министров . Европейский Парламент . Суд . Счетная палата
Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской
Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей мере, дважды в год) в
рамках Европейского Совета для выработки стратегии развития Европейского
Союза и определения общих политических принципов.
Европейский Совет не следует путать с расположенным в Страсбурге Советом
Европы
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ
ЕВРОПЕЙСКАя КОМИССИя - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. Её ДВАДЦАТЬ
чЛЕНОВ НЕЗАВИСИМЫ В СВОЕЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, ХОТя И
НАЗНАчАЮТСя ИМИ. В КОМИССИЮ ВХОДяТ ПО ДВА ПРЕДСТАВИТЕЛя ОТ КАЖДОЙ ИЗ 5
КРУПНЫХ СТРАН-чЛЕНОВ - ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, ИТАЛИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ИСПАНИИ
- И ПО ОДНОМУ ОТ КАЖДОЙ ИЗ 10 МАЛЫХ СТРАН - БЕЛЬГИИ, ДАНИИ, ГРЕЦИИ,
ИРЛАНДИИ, ЛЮКСЕМБУРГА, НИДЕРЛАНДОВ, АВСТРИИ, ПОРТУГАЛИИ, ФИНЛяНДИИ И
ШВЕЦИИ. СОСТАВ КОМИССИИ, НАЗНАчАЕМОЙ СРОКОМ НА ПяТЬ ЛЕТ, УТВЕРЖДАЕТСя
ЕВРОПЕЙСКИМ ПАРЛАМЕНТОМ. С яНВАРя 1995 Г. ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ
КОМИССИИ яВЛяЕТСя ЖАК САНТЕР.
Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и
возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный
Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС,
направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с
законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их
претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет
право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд.
Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях
политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной,
региональной и т.д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также
управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского Союза,
такими как ФАРЕ, Тасис.
Основными рабочими языками Комиссии служат английский, французский и
немецкий, но все официальные документы обязательно переводятся и
публикуются на 11 официальных языках: датском, голландском, английском,
французском, немецком, греческом, итальянском, португальском, испанском,
финском и шведском.
Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе, Бельгия. СОВЕТ МИНИСТРОВ
СОВЕТ МИНИСТРОВ яВЛяЕТСя ОСНОВНЫМ ОРГАНОМ ПРИНяТИя РЕШЕНИЙ, В ЕГО РАМКАХ
чЛЕНЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ПРОВОДяТ ПЕРЕГОВОРЫ, ОБСУЖДАЮТ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СООБЩЕСТВА И ПРИНИМАЮТ (ЛИБО ОТВЕРГАЮТ) ИХ ПУТЕМ
ГОЛОСОВАНИя. ОН СОБИРАЕТСя НА УРОВНЕ МИНИСТРОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ, И
ЕГО СОСТАВ МЕНяЕТСя В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ (СОВЕТ МИНИСТРОВ
ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ, СОВЕТ МИНИСТРОВ ЭКОНОМИКИ И Т.Д.)
Законодательные акты Сообщества издаются в виде постановлений и директив.
Постановления носят обязательный характер и включаются в национальные
законодательства стран-участниц. Обязательными к исполнению являются и
директивы. Однако выбор методов их реализации является прерогативой стран-
участниц. Большинство вопросов включается в повестку дня лишь после
обсуждения на официальном уровне. Каждое государство ЕС имеет в Брюсселе
постоянное представительство, где работают не только дипломаты, но и
чиновники всех национальных министерств. Главы этих представительств
проводят еженедельные совещания в рамках Комитета постоянных
представителей, который по заглавным буквам своего французского названия
обычно именуются КОРЕПЕР. В ходе данных совещаний послами и национальными
чиновниками стран-участниц подробно разрабатываются вопросы, требующие
решения на уровне Совета Министров.
В соответствии с договорами об учреждении Сообществ, решения Советов
Министров принимаются в зависимости от их профиля – либо единогласно, либо
на основании квалифицированного большинства. Количество голосов каждой
страны-участницы зависит от масштабов ее экономики. Германия, Франция,
Великобритания и Италия располагают 10 голосами каждая. Испании принадлежит
8 голосов, Бельгии, Греции, Португалии и Нидерландам – по 5, Дании и
Ирландии – по 3, Люксембургу – 1 голос.
Таким образом, ни одна из стран самостоятельно не может заблокировать то
или иное решение: для этого необходимо совместное действие по меньшей мере
трех стран.
Пост Председателя Совета Министров занимают по очереди представители всех
стран-участниц. Для каждого из них срок пребывания на этом посту составляет
6 месяцев; обязанности Председателя выполняют министры иностранных дел. Порядок ротации стран-председателей на ближайшие 5 лет: |Нидерланды |1 января - 30 июня 1997|
|Люксембург |1 июля - 31 декабря |
| |1997 |
|Великобритания |1 января - 30 июня 1998|
|Австрия |1 июля - 31 декабря |
| |1998 |
|Германия |1 января - 30 июня 1999|
|Финляндия |1 июля - 31 декабря |
| |1999 |
|Португалия |1 января - 30 июня 2000|
|Франция |1 июля - 31 декабря |
| |2000 |
|Швеция |1 января - 30 июня 2001|
|Бельгия |1 июля - 31 декабря |
| |2001 | ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ яВЛяЕТСя СОБРАНИЕМ ИЗ 626 ДЕПУТАТОВ, НАПРяМУЮ
ИЗБИРАЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ СТРАН-чЛЕНОВ ЕС, СРОКОМ НА ПяТЬ ЛЕТ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ЕВРОПАРЛАМЕНТА ИЗБИРАЕТСя НА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА. ЧЛЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО
ПАРЛАМЕНТА ОБЪЕДИНяЮТСя НЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ, А В СООТВЕТСТВИИ С
ПОЛИТИчЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ. В НАСТОяЩЕЕ ВРЕМя В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ СОЗДАНО 9
ДЕПУТАТСКИХ ГРУПП, СРЕДИ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ШИРОКО ПРЕДСТАВЛЕНА ГРУППА
ЕВРОПЕЙСКИХ СОЦИАЛИСТОВ (217 ДЕПУТАТОВ).
Депутаты изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают
совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и
контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Депутаты также
самостоятельно поднимают вопросы, касающиеся России, в частности в таких
сферах, как приграничное сотрудничество и инициативы по укреплению прав
человека и демократии, взаимодействие в области высшего образования, а
также в рамках проектов по охране окружающей среды и содействию свободе
печати.
До принятия Единого Европейского Акта 1986 г. Европарламент имел право
блокирования бюджета и внесения изменений в отдельные его статьи. Но в
целом он обладал лишь правом совещательного голоса, и Совет Министров мог
не учитывать его мнение.
С принятием вышеназванного акта мероприятия в целях создания Единого рынка
стали проходить так называемую «процедуру сотрудничества», что значительно
укрепило полномочия Европарламента. В случае если Европарламент отклоняет
законопроект при его повторном чтении, Совет Министров может одобрить его
только единогласным решением.
Таким образом, для блокирования законопроекта, Европарламенту требуется
лишь 1 большой или малый союзник в Совете министров.
Влияние и значение Европарламента проявляется и в ряде других аспектов.
Парламент обладает правом роспуска Европейской Комиссии (которым, впрочем,
он никогда не пользовался). Одобрение Парламента требуется и при принятии в
Сообщество новых членов, а также при заключении соглашений об
ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Парламент назначает омбудсмена, наделенного правом принимать к рассмотрению
жалобы, касающиеся институтов или органов ЕС, а также направлять отчеты
Парламенту.
Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и
Брюсселе (Бельгия). ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПРОВОДИТ СВОИ ЗАСЕДАНИя В ЛЮКСЕМБУРГЕ И яВЛяЕТСя СУДЕБНЫМ
ОРГАНОМ ЕС ВЫСШЕЙ ИНСТАНЦИИ.
Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-
членами и самим Европейским Союзом; между институтами ЕС; между ЕС и
физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов. Суд
дает заключения по международным соглашениям; он также выносит
предварительные постановления по делам, переданным ему национальными
судами, впрочем, не имеющие юридической силы. Разумеется, под его
юрисдикцию не попадают области, не охваченные договорами ЕС, например,
уголовное право.
В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать
штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.
Как правило, для слушания дел Суд разделяется на две палаты. В особо
серьезных случаях проводятся совместные слушания. Решения принимаются
большинством голосов.
Евросуд часто называют мотором интеграции. Его наличие предупреждает
произвольное толкование законодательства ЕС странами-участницами; решения
Евросуда обязательны к исполнению.
Евросуд не имеет в своем распоряжении каких-либо средств принуждения.
Однако в подавляющем большинстве случаев страны-участницы Сообщества
соглашаются с его решениями. Ведь это – в их общих интересах.
Суд состоит из 15 судей, по одному от каждого из государств-членов. Они
назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три
года обновляется половина состава судей. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
СчЕТНАя ПАЛАТА НАчАЛА РАБОТУ В 1977 ГОДУ С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕРКИ ВСЕХ РАСХОДОВ ЕС
ИЛИ СОЗДАННЫХ ИМ ИНСТИТУТОВ. ОНА СОСТОИТ ИЗ 15 чЛЕНОВ, ИЗБИРАЕМЫХ НА ШЕСТЬ
ЛЕТ И ПОЛНОСТЬЮ НЕЗАВИСИМЫХ В СВОЕЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ.
Счетная палата имеет не только большой политический авторитет, но, что
более важно – постоянный довольно большой штат сотрудников. Таким образом,
палата может проводить аудит деятельности не только членов Европейского
сообщества и созданных им институтов (агропромышленный комплекс, таможенные
пошлины), но и стран – ассоциированных членов (готовящихся стать
полноправными членами ЕС). Счетная палата может высказывать свое мнение,
давать советы организациям Евросоюза по их работе, а также рассматривать
вопросы, затронутые этими организациями.
Маастрихтский договор 1992 г. упрочил положение Счетной палаты, придав ей
более официальный статус и расширив круг ее полномочий.
В конце каждого финансового года палата представляет отчет о проделанной
работе, публикуемый в официальных изданиях. В дополнение к этому Палата
публикует большое количество специфических отчетов и исследований по
определенной тематике (например, о продовольственной помощи развивающимся
странам).
Парламент, сыгравший большую роль в организации Счетной палаты, в полной
мере использует ее возможности по расследованию различных дел, выявлению
мнений и ежегодным отчетам для укрепления контроля над более экономичным
расходованием средств Европейского союза и ужесточением условий выдачи
грантов из бюджета союза. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
КОМИССИя ЕС РАЗРАБАТЫВАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ СООБЩЕСТВА, КАК ПО
СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ, ТАК И ПО ЗАПРОСУ ЕВРОПАРЛАМЕНТА И СОВМИНА. ОБА
НАЗВАННЫХ ОРГАНА НЕ МОГУТ РЕШИТЬ ВОПРОС БЕЗ ЕГО ЮРИДИчЕСКОГО ОБОСНОВАНИя
КОМИССИЕЙ.
Комиссия направляет свои законодательные предположения в Совет Министров,
который затем передает их Европарламенту. Там они поступают соответствующим
Комиссиям; те либо вносят в предложения свои поправки, либо вотируют их без
изменений. Затем предположения поступают на пленарное заседание
Европарламента в Страсбурге.
Параллельно предположения передаются Комитету по Социально-Экономическим
вопросам. В этот орган назначаются представители промышленности,
профсоюзных групп и союзов потребителей, профессиональных союзов. Комитет
по Социально-Экономическим вопросам является консультативным органом.
Получив законодательное предположение и изучив его, он направляет свое
заключение Совету Министров.
Данное заключение, равно как и результаты прохождения, предположением
комиссии Европарламента, снова возвращаются в Комиссию. Она может учесть
сделанные замечания и внести их в текст подготавливаемого законодательного
акта. После того он еще раз направляется в Совет Министров и Европарламент
для повторного чтения. И здесь акт снова проходит тот же путь –
представляется для слушаний соответствующим комиссиям, по нему принимается
решение на сессии в Страсбурге. Чтобы стать законом, законопроект после
этих процедур должен еще получить одобрение Совета Министров.
На любой стадии описанного процесса Комиссия вправе полностью или частично
изменить юридический акт. После принятия Советом Министров решения на
Комиссию возлагается контроль за ходом его выполнения.
На первый взгляд, процесс принятия решений в ЕС представляется очень
громоздким. Следует, однако, учитывать, что подобная сложность позволяет
«встроить» в процесс ряд регулирующих и контролирующих процедур, что
придает ему демократичный характер, позволяет основываться на дискуссиях,
взаимных консультациях и консенсусе. РАСШИРЕНИЕ ЕС: "ПОВЕСТКА ДНЯ - 2000" "Жизнь как внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Он
должен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться и
изменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы,
возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности,
своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер)
16 июля 1997 года Европейская Комиссия утвердила предложенный ею ранее
список государств, рекомендуемых для присоединения к Европейскому Союзу.
Окончательное решение по кандидатурам остается за главами государств и
правительств ЕС. Такое решение принято в Люксембурге на саммите Евросоюза в
декабре 1997 года.
Кандидатами на вступление в ЕС стали 5 стран Восточной Европы: Польша,
Чехия, Венгрия, Словения, Эстония.
Что касается Кипра, то Европейская Комиссия решила, что переговоры о
вступлении в ЕС Кипра начнутся через шесть месяцев после заключения
Межправительственной конференции (МПК), завершившейся в Амстердаме в июне
1997 года.
Еще с пятью странами Восточной Европы Европейская Комиссия отложила
проведение переговоров до выполнения ими ряда экономических и политических
требований. Это Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Болгария.
Расширение ЕС - процесс главным образом экономический, а значит длительный.
Тем не менее, согласно самым оптимистическим прогнозам названная шестерка
стран может рассчитывать на вступление в Евросоюз уже к 2002 году.
Одновременно с решением по кандидатам на вступление в ЕС Европейская
Комиссия опубликовала доклад под названием "Повестка дня-2000" ("Agenda-
2000"). Этот доклад объемом 1300 страниц посвящен историческому процессу
постепенного присоединения к Европейскому Союзу стран бывшего советского
блока в Центральной и Восточной Европе, а также государств, образовавшихся
в результате развала СССР.
Критерии для вступления в ЕС.
По отношению к странам Центральной и Восточной Европы, собирающимися стать
членами ЕС, Комиссия руководствуется следующими критериями, выработанными
на заседании Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года:
страна-кандидат должна достичь стабильности институтов, гарантирующих
демократию, правовые нормы, права человека, уважение и защиту меньшинств;
страна-кандидат должна иметь эффективную рыночную экономику, быть способной
выдержать конкурентное давление и противостоять рыночным силам внутри ЕС;
страна-кандидат должна быть способной взять на себя обязательства членства
в ЕС, в том числе строгое соблюдение целей политического, экономического и
денежного союза. ЕС – ЧЛЕН МИРОВОГО СООБЩЕСТВА. Быстрый экономический рост Сообщества и масштабы его влияния на
международную жизнь превратили его в один из трех основных центров
современного мира.
На территории Сообщества нет сколько-нибудь существенных природных
ресурсов. Поэтому его хозяйственная жизнедеятельность зависит от свободы
мировой торговли. Неудивительно, что торговая политика Сообщества всегда
отличалась либерализмом. Его внешние таможенные пошлины на промышленные
товары не превышают 20% и являются одними из самых низких в ГАТТ. ЕС –
крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти одна пятая
часть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер
сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть
помощи развивающимся странам.
ЕС поддерживает дипломатические отношения в общей сложности со 130 странами
мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в ООН. Он
принимает участие и в ежегодных встречах на высшем уровне 7 ведущих
государств Запада – в лице своего непосредственного представителя,
президента КЕС, а также 4 своих крупнейших членов – Франции, Германии,
Великобритании и Италии.
ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ). НЕЕВРОПЕЙСКИЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ.
ОТНОШЕНИЯ С ЕАСТ.
Великобритания, первоначально не вошедшая в "Шестерку" стран-учредительниц
ЕЭС, вместо этого организовала в 1959 г. Европейскую Ассоциацию Свободной
Торговли – ЕАСТ – в составе 7 членов.
Великобритания и Дания покинули ЕАСТ и вступили в ЕЭС в 1973 г.; Португалия
– в 1986 г. Но ЕАСТ пополнилась тремя новыми членами, так что теперь она
опять представляет собой "Семерку". В ее состав входят Австрия, Исландия,
Лихтенштейн, Норвегия, Швеция, Швейцария и Финляндия.
Главное отличие ЕАСТ от ЕС состоит в том, что при осуществлении свободной
торговли между входящими в нее странами ни одна из них не поступается
какими-либо элементами своего суверенитета и не создаются институты,
обладающие законодательной властью.
В 1984 г. ЕС и ЕАСТ заключили соглашение о создании единого хозяйственного
пространства и о распространении сотрудничества на такие сферы, как
экономическая, валютная и промышленная политика, НИОКР, экология,
рыболовство, транспорт, черная металлургия.
ЕАСТ предпочитала бы заключить такие соглашения, которые предоставляли бы
ее членам все выгоды от подобного союза, но позволяли бы избегнуть участия
в институциональных аспектах деятельности ЕС.
В результате длившихся два года переговоров в мае 1992 года ЕАСТ и ЕС
заключили соглашение о Едином экономическом пространстве. В пределах этой
территории должны соблюдаться 4 известных свободы движения: людей, товаров,
услуг, капитала. США. Европа и США обладают единым историческим и культурным наследием. Их
характеризуют одинаковые политические ценности и демократические принципы.
По окончании второй мировой войны именно США способствовали выживанию,
политическому и хозяйственному восстановлению западноевропейских демократий
в условиях их противостояния военной мощи восточноевропейского блока во
главе с СССР.
Несмотря на некоторые различия в торговой политике, в частности, в области
обмена продукцией сельского хозяйства и сферы услуг, ЕС и США разделяют
концепцию «единого мира», которая во многом способствовала их процветанию.
Представители ЕС и США проводят постоянные взаимные консультации; с 1981 г.
уровень их политического диалога возрос благодаря переходу к ежегодному
обмену официальными делегациями во главе с высокими должностными лицами,
как Государственный секретарь США и Председатель Комиссии ЕС.
В 1990 г. США и ЕС подписали Трансатлантическую хартию, которая
способствует дальнейшему укреплению их отношений, прежде всего в
политической сфере. ЯПОНИЯ. Объем японского экспорта в Сообщество примерно вдвое выше, чем объем
закупок Японии в ЕС. Этот дисбаланс вызывает напряженность во взаимных
отношениях. В течение многих лет Сообщество критиковало Японию за «демпинг
дешевых товаров» в Европе и за то, что японцы не спешат открыть свой
внутренний рынок для европейских товаров.
Японские инвестиции в Сообществе уже достигли значительных масштабов.
Например, вложение в завод автомобильных моторов в одной из стран ЕС
породило юридический акт Сообщества, в соответствии с которым 80% всего
объема автомобилей, производимых дочерними японскими предприятиями, должны
производиться в Европе. Этот документ, а также подписанная совместная
декларация, являются правовой основой отношений ЕС и Японии. КАНАДА. У Канады, как и у США, общие с европейскими странами ценности. Для Канады
сходство даже глубже. Канада, большинство стран ЕС и США, достигли высокого
уровня промышленного развития, во все большей мере основывающегося на
высоком уровне технологии, а также значительной доли сектора услуг в
экономике. Для Канады ЕС является вторым после США зарубежным торговым
партнером и инвестором.
Для рассмотрения вопросов торговли дважды в год – поочередно в Брюсселе и в
Оттаве – происходят встречи руководства ЕС и канадских высокопоставленных
официальных лиц. Ежегодно происходит обмен мнениями с канадскими
парламентариями и депутатами Европарламента по вопросам двусторонних и
международных отношений. Всеамериканская хартия, аналогичная
Трансатлантической хартии между ЕС и США, была подписана ЕС и Канадой в
1990 г. АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ. Эти страны также объединяет в ЕС историческая и культурная общность. Многие
американцы и канадцы, австралийцы и новозеландцы уходят корнями в страны
ЕС, а также в государства Центральной и Восточной Европы. Австралия и Новая
Зеландия поддерживают с ЕС постоянный диалог – обмен парламентариями,
консультации министров.
Для Австралии ЕС – основной экспортный рынок и ведущий импортер. Сообщество
является также третьим по величине зарубежным инвестором в этой стране. ЕС
выступает и ведущим контрагентом Новой Зеландии, на него приходится
примерно 22% оборота новозеландской внешней торговли. ЕС обеспечивает также
примерно половину осуществляемых в Новой Зеландии валовых капиталовложений. СТРАНЫ АФРИКИ И КАРИБСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА. ЕС – крупнейший единый экономический партнер развивающихся стран.
Проводимая в отношении этой группы государств политика Сообщества включает
помощь на цели развития и модернизации экономики и специальные торговые
соглашения, нацеленные на обеспечение доступа товаров развивающихся стран
на территорию Сообщества. Члены ЕС вместе с другими развитыми государствами
участвуют в оказании срочной продовольственной помощи развивающимся
странам, чье население страдает от голода. Параллельно ЕС финансирует
стратегические продовольственные программы, направленные на снижение
зависимости третьего мира от внешних источников снабжения продуктами
питания.
Исторические узы, в ряде случаев – колониальное прошлое, стали тем
фундаментом, на котором сейчас строятся отношения ЕС с 69 странами Африки и
Карибско-Тихоокеанского бассейна (страны АКТ). Юридической базой этих
отношений служит Ломейская конвенция, в которую входит большинство
беднейших и наименее развитых стран мира.
4-я Ломейская конвенция вступила в действие в сентябре 1991 г. Ее
назначение состоит в том, чтобы ускорить социально-экономическое развитие
стран АКТ и упрочить их сотрудничество с Европейским Сообществом на основе
равноправия. С этой целью конвенция предусматривает проведение диалога по
проблемам политики развития торговых и финансовых соглашений.
Контроль за выполнением конвенции возложен на Объединенный Совет Министров
ЕС-АКТ, комитет послов ЕС-АКТ и объединенную группу депутатов
Европарламента и представителей стран АКТ. СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ И БЛИЖНИЙ ВОСТОК. В рамках единой средиземноморской политики Сообщество имеет соглашение об
ассоциированном членстве или о сотрудничестве с 12 странами этого региона.
Цель данных соглашений – оказание содействия развитию данных стран и
стимулирование взаимной торговли.
Соглашения об ассоциированном членстве заключены Сообществом с Турцией,
Кипром и Мальтой; все они уже подали заявки на вступление в ЕС в качестве
полноправных членов.
В Южном Средиземноморье и на Ближнем Востоке у ЕС имеются торговые
соглашения с 8 странами – Алжиром, Марокко, Тунисом, Египтом, Израилем,
Иорданией, Сирией и Ливаном. В соответствии с этими соглашениями указанные
страны получают право беспошлинного ввоза на территорию Сообщества своих
промышленных товаров, а также льготной торговли своей сельскохозяйственной
продукцией. Имеется и соглашение ЕС с Советом по сотрудничеству стран
Персидского залива, участниками которого являются Саудовская Аравия,
Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар и ОАЭ. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА. На все страны этого континента распространяются единые торговые преференции
и некоторые льготы, цель которых – стимулирование экспорта
латиноамериканских изделий в Сообщество. Традиционно данные страны имеют
положительное сальдо в торговле с ЕС. Сообщество поддерживает процесс
латиноамериканской региональной интеграции и направляет в этот регион все
более масштабную финансовую и техническую помощь.
ЕС заключило коллективные соглашения о сотрудничестве с 6 странами
Центральной Америки и 5 государствами-участниками Андского пакта. Цель этих
соглашений – поддержание мира, упрочение демократии и стимулирование
экономического развития в названных регионах. Со всеми остальными странами
Латинской Америки заключены двусторонние соглашения о торговле и
сотрудничестве. АЗИЯ. У ЕС имеется соглашение о сотрудничестве с общим рынком АСЕАН, который
включает 7 восточно-азиатских государств, а также соглашения о торговле и
сотрудничестве с Индией, Пакистаном, Шри-Ланка и Бангладеш. Все они
пользуются торговыми льготами на основании общего режима торговых
преференций Сообщества.
Важнейшими целями внешней политики ЕС являются поддержание свободы торговли
и стимулирование экономического развития стран третьего мира. Задача
состоит в защите самых широких интересов граждан Сообщества и, несомненно,
ЕС способно выполнить ее лучше, чем каждая из его 12 стран-участниц – по
отдельности. ЕС КАК СТИМУЛЯТОР ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В связи со всем вышеизложенным, хотелось бы отметить роль ЕС как
стимулятора интеграционных процессов в других регионах мира.
Как показала практика, реальное интегрирование возможно лишь при наличии
трех основных объективных условий.
Во-первых, нужен достаточно высокий уровень развития промышленности и
диверсификации производства, делающий национальные хозяйства
взаимодополняющими, все более заинтересованными в сотрудничестве друг с
другом. Интегрирование возможно лишь между странами, имеющими развитую
обрабатывающую промышленность, особенно высокотехнологичные ее отрасли.
Менее же развитые страны производят и экспортируют, в основном, базовые
товары и являются тем самым по отношению друг к другу не как
взаимодополняющие, а как конкурирующие хозяйственные системы.
Во-вторых, даже достаточно развитые в промышленном отношении страны
способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика
является не командно-распределительной и жестко централизованной, где
действуют искусственные цены, квазиденьги, плановые издержки производства и
государственная монополия внешней торговли, а рыночной и
децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники,
а частные предприниматели. Одним словом, без рыночного механизма нет
экономической интеграции.
В-третьих, интегрирование может стать устойчивым и необратимым процессом
лишь при наличии в государствах-партнерах высокоразвитой и прочно
укоренившейся политической демократии, способной учитывать и обеспечивать
экономические, социальные и культурные интересы различных групп населения и
гарантировать верховенство права над волей сильных мира сего. В противном
случае и внутренняя ситуация, и внешняя политика остаются спонтанными,
трудно предсказуемыми и не внушающими доверие со стороны других стран-
партнеров.
Лишь там, где все условия присутствуют, удается продвинуться по пути,
проложенному ЕС. Речь идет прежде всего о Северной Америке, о наиболее
развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также сравнительно
успешно функционирующих группировках АСЕАН в Юго-Восточной Азии и МЕРКОСУР
в Южной Америке.
В 90-х гг. начинается формирование обширных торгово-экономических блоков
континентальных и даже сверх континентальных масштабов, объединяющих не
только высокоразвитые в экономическом и политико-правовом отношении страны,
но и некоторые менее развитые государства. И опять инициатором этого
процесса выступает Западная Европа.
Успешно преодолев во второй половине 80-х гг. застой интеграционного
процесса, Европейский Союз не только двинулся вперед к экономическому и
валютному союзу, но и успешно расширяет свои пределы. Через 8-13 лет этот
высокоинтегрированный торгово-экономический блок будет насчитывать 480 млн.
потребителей, его совокупный ВВП составит от 8750 до 9900 млрд. долл., его
доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что он будет
выступать на мировой арене с единых внешнеэкономических и политических
позиций. А это в условиях окончания "холодной войны", когда завершилось
ракетно-ядерное противостояние между Организацией Варшавского договора и
НАТО, когда Западная Европа перестала быть младшим партнером США и получила
возможность проводить независимую от Вашингтона политику, представляет для
американских деловых кругов серьезную опасность.
Перед лицом такой угрозы США изменили свой прежний принцип неучастия в
организационно оформленных торговых союзах. В 1988 г. они узаконили свои
давние интеграционные связи с Канадой, учредив зону свободной торговли.
Через пять лет Вашингтон втянул в нее Мексику как одну из наиболее
продвинутых развивающихся стран Латинской Америки: с 1994 г. начала
функционировать Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА).
Развивая курс на создание мощного противовеса ЕС, У. Клинтон предложил
программу формирования к 2010 г. зоны свободной торговли Западного
полушария (ЗСТЗП) в составе свыше трех десятков государств Северной,
Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна. В 1994 г. на
панамериканском саммите утвержден «План действий», предусматривающий
формирование в течение полутора десятилетий такой зоны.
В Южной Америке в последние годы набирает темпы интеграция Бразилии,
Аргентины, Уругвая и Парагвая в рамках МЕРКОСУР, а сама это группировка
обретает все большую роль в Латинской Америке.
Такие перспективы в Западной Европе и Америке не могли оставить
равнодушными руководителей Японии и других государств Юго-Восточной Азии. В
1989 г. в Канберре была учреждена межправительственная организация
интеграционной направленности – Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество (АТЭС) в составе 12 стран, включая и США.
На саммите стран АТЭС в ноябре 1994 г. в Багоре (Индонезия) была принята
декларация, в которой были зафиксированы конкретные сроки создания зоны
свободной торговли: к 2010 г. намечается завершить либерализацию торговли и
инвестиций в ведущих странах региона, а к 2020 г. – в менее развитых. Все
это бумерангом вернулось к ЕС. На фоне таких событий Брюссель пересмотрел
свое традиционное весьма осторожное отношение к сотрудничеству со странами
Южного и Восточного Средиземноморья. В 1994 г. руководство ЕС заявило о
намерении создать зону свободной торговли с 12 развивающимися странами
Средиземноморья – от Туниса до Турции, включая Палестинскую автономию (но
исключая Ливию). В ноябре 1995 г. совместная конференция 15 государств ЕС и
упомянутых 12 государств одобрила проект создания Средиземноморской зоны
свободной торговли к 2010 г.
Таким образом, в первые десятилетия XXI в. ожидаются существенные сдвиги
как внутри зон активного интегрирования, так и в мировом экономическом
пространстве в целом.
Первоначальная тенденция объединять в интеграционные комплексы лишь
высокоразвитые страны, созревшие для интеграции на рыночной основе,
уступает место формированию новых торгово-экономических блоков с плотным
ядром из индустриальных и постиндустриальных стран и рыхлой периферией из
среднеразвитых индустриализирующихся государств – своего рода
"галактические туманности". Будут формироваться многоступенчатые системы,
включающие страны разного технико-экономического уровня развития.
Классическая модель односкоростного интеграционного процесса в ЕС уйдет в
прошлое. ЕС И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. Еще в 1972 г. ЕС предприняло первую безуспешную попытку формально
нормализовать отношения с восточно-европейскими странами (неформальные
контакты существовали уже в 60-е гг.). Впоследствии такие попытки делались
неоднократно. Среди них следует особо отметить предложение Комиссии ЕС от
ноября 1974 г. о заключении торговых соглашений ЕС по отдельности с каждым
европейским участником СЭВ.
Дорогу к установлению отношений на официальном уровне между Сообществом и
каждой из стран-участниц СЭВ проложила лишь Совместная Декларация,
подписанная в июне 1988 г. Летом 1988 г. эти отношения уже были
установлены, и в том же году при Комиссии ЕС открылись представительства
этих стран. Начались и переговоры о заключении соглашений о торговле и
сотрудничестве между ними и Сообществом. Первое подобное соглашение – между
ЕС и Венгрией – было подписано в декабре 1988 г.
Новый импульс отношения ЕС со странами Восточной и Центральной Европы
получили в 1989 г. во время совещания глав государств и правительств 7
ведущих стран Запада, которое имело место в Париже 14 июля 1989 г., было
принято решение о предоставлении экономической и финансовой помощи Венгрии
и Польше. Последней выделялась также срочная продовольственная помощь.
Координация помощи была возложена на Комиссию ЕС, что свидетельствовало о
признании непрерывно возраставшей роли Сообщества на международной арене.
Помощь должна была поступать в виде безвозвратных займов от 24 стран ОЭСР.
В рамках помощи ОЭСР Польше и Венгрии (как странам, предпринявшим наиболее
конкретные шаги на пути к рыночной экономике) Сообщество разработало свой
собственный механизм. Так возникла программа ФАРЕ, получившая имя по первым
буквам английского названия программы: «Польша и Венгрия: помощь в целях
модернизации экономики» (Poland and Hungary: Assistance for the
Reconstruction of their Economy).
Вначале программа ФАРЕ была разработана для поддержки структурной
перестройки экономики, стимулирования перемен, необходимых для перехода от
планового к рыночно ориентированному хозяйству, к частному
предпринимательству. Помощь в рамках этой программы оказывалась
преимущественно в форме технического содействия и передачи технологий. Ее
основными получателями выступают сельское хозяйство, обрабатывающая
промышленность, энергетика, финансовые услуги. Она направляется также
приватизации, стимулирования инвестиций, охраны окружающей среды и обучения
специалистов.
Первоначально программа ФАРЕ была нацелена на оказание помощи исключительно
Польше и Венгрии. Затем, однако, она распространилась на Чехо-Словакию,
Болгарию, Румынию и Югославию, а с 1992 г. – на Албанию и государства
Балтии.
Страны СНГ не подлежат включению в программу ФАРЕ. Для них ЕС создал
параллельный фонд.
Программа Фаре Европейского Союза, которая изначально была программой
технического содействия, теперь приобрела задачу поддержать в качестве
программы структурной помощи стратегию на вступление стран Центральной
Европы в Европейский Союз.
Падение коммунистических режимов привело к активизации отношений между ЕС и
странами Центральной Европы. В том числе были подписаны соглашения об
ассоциации, так называемые "Европейские Соглашения".
"Эти отношения стали еще более тесными с тех пор, как на заседании
Европейского Совета в Копенгагене в июне 1993 года было заявлено, что
страны, подписавшие "Европейские Соглашения" с ЕС, имеют право быть членами
ЕС.
В настоящее время действуют десять Соглашений. Шесть из них - с Болгарией,
Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией вступили в силу. Соглашения
с Эстонией, Латвией, Литвой и Словенией пока не ратифицированы.
Эти соглашения придают странам, их подписавшим, ассоциированный статус и
охватывают как политические, так и экономические отношения. Они
устанавливают регулярный и интенсивный политический диалог, постепенную
экономическую интеграцию и финансовую помощь.
Соглашения являются бессрочными и позволяют странам Центральной Европы в
течение десяти лет устранить экономические и финансовые барьеры, в то время
как ограничения со стороны ЕС на импорт промышленной продукции из этих
стран были сняты к 1 января 1995 года.
Общая помощь со стороны ЕС и его стран-членов двенадцати странам
Центральной Европы (10 уже упомянутым странам, а также Албании и Македонии)
составляет 33,8 миллиард ЭКЮ в период с 1990 по 1994 года - 45% общей
помощи, которую получили эти страны. Около 5,3 миллиарда ЭКЮ было передано
в рамках программы Фаре, основной программы технической помощи со стороны
ЕС для стран Центральной Европы на период 1990 - 1995 годов. ОТНОШЕНИЯ ЕС И РОССИИ. Россия и страны Европейского Союза связаны друг с другом на протяжении
многих веков. В политическом, культурном и коммерческом отношении история
России тесно переплетается с историей ее европейских партнеров. Однако
стратегическое партнерство между Россией и европейскими странами начинает
развиваться только сейчас, по мере того, как сотрудничество начинает
приносить плоды. Обе стороны привержены развитию тесных и взаимообогащающих
партнерских отношений.
Для Европейского Союза Россия имеет первостепенное значение по ряду причин.
Россия играет важную роль на мировой арене, и от нее во многом зависит
стабильность на всем европейском континенте. Россия также обладает
значительным экономическим, торговым и научным потенциалом. Сегодня ЕС
является не только основным торговым партнером России, но - с
присоединением к нему Финляндии в 1995 г. - и ее соседом.
Европейский Союз первым оценил масштабы задач политических и экономических
перемен, к которым приступила Россия. Он также первым стал активно
содействовать этому процессу. В качестве основы такого содействия ЕС начал
переговоры с целью заключения рамочного Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве (СПС), предназначенного для развития диалога и обеспечения
равноправного партнерства практически по всем направлениям потенциального
сотрудничества.
Целью Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) является содействие
политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между
Россией и ЕС. В нем воплотилась общая приверженность ЕС и России развитию
взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.
Подписанное в июне 1994 г. Соглашение открывает новую главу в отношениях
между ЕС и Россией.
Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием
Парламента России, Европейского Парламента и парламентов 15 стран-членов
ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти
приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в
исходное Соглашение.
СПС является провидческим документом для обеих сторон. Сфера его действия
чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих
и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией,
Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких
уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в
самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно
охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-
хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и
монументов.
Политическая значимость соглашения состоит в том, что оно строится на
общепринятых принципах политических свобод и прав человека, оно вписывается
в систему многосторонних договоров и других действующих в Европе
институциональных отношений.
Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три
комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров.
Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России,
оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского
сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального
Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации
Совету по сотрудничеству.
Пока Соглашение о партнерстве и сотрудничестве окончательно не
ратифицировано, действует Промежуточное соглашение, позволяющее выполнять
положения СПС, связанные с торговлей. Оно было подписано в июле 1995 г. и
вступило в силу в феврале 1996 г. Это соглашение предоставляет торговле
между ЕС и Россией режим, основанный на правилах ВТО, и, таким образом,
снимает многие ранее наложенные ограничения на экспорт в ЕС, обеспечивает
лучшую защиту прав интеллектуальной собственности, а также устраняет
различия в импортных пошлинах.
Одновременно Европейским союзом была предложена осязаемая поддержка в
области передачи ноу-хау через Программу технического содействия новым
независимым государствам (ТАСИС), которая охватила широкий спектр
направлений: реформирование системы государственного управления,
реструктуризацию государственных предприятий и развитие частного сектора,
финансы и банковский сектор, развитие инфраструктуры транспорта и связи,
энергетику, создание эффективной системы производства, переработки и
распределения продуктов питания, развитие социальных услуг и образования,
охрану окружающей среды и др.
За период 1991-1998 гг. было реализовано или находятся в процессе
реализации около двух тысяч проектов на сумму более 1,5 млрд. экю. Эти
проекты осуществлялись как в рамках специализированных программ («Бистро»,
«Темпус»), так и в рамках проектов-направлений (переподготовка бывших
военнослужащих или европейская служба банковского консультирования).
Таким образом, Европейским Союзом была разработана и усовершенствована
целостная стратегия отношений с Россией, сочетавшая все аспекты диалога по
политическим, экономическим и секторальным вопросам, а также проблемам
безопасности.
Сейчас, когда СПС вступает в силу, отношения между ЕС и Россией
распространяются на новые области. Разрабатываются новые сферы
сотрудничества и предпринимаются меры по созданию делового и
инвестиционного климата, который будет практически способствовать
установлению подлинного долгосрочного партнерства.
Кризис августа 1998 г. вынудил изменить ориентиры технического содействия.
Во время своего визита в Москву в октябре 1998 г. председатель Европейской
комиссии Жак Сантер предложил использовать программу технического
содействия ЕС в качестве одного из инструментов поддержки российских
антикризисных мероприятий. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о региональной политике
(РП) Европейского союза – я думаю, одной из главных задач ЕС на данный
момент.
Для ЕС в настоящее время характерно устойчивое повышение интереса к
региональной проблематике вообще и к РП, как средству сглаживания социально-
экономических диспропорций в уровнях развития между регионами, в частности.
История формирования РП Европейского Союза насыщена и напряжена, хотя и не
слишком длинна: фактически активная РП начала проводиться с середины 70-х
годов. Не вдаваясь в подробности различных этапов ее формирования, тем не
менее, необходимо упомянуть о радикальной реформе Структурных фондов (СФ)
1989 г., поскольку именно тогда были выработаны четкие принципы
деятельности фондов, а, фактически, и РП. Реформа РП базировалась на
четырех основных принципах:
всемерная концентрация средств в наиболее нуждающихся регионах;
программный, а не проектный подход;
партнерство на всех уровнях: от национального до местного;
дополнительность, то есть совместное выделение средств из наднационального
и национального бюджетов.
Реформа предусматривала резкое увеличение выделения финансовых средств на
мероприятия РП (фактически их удвоение); были выделены основные типы
регионов, получающих помощь через Структурные Фонды. Несколько позже
Маастрихтский договор предусмотрел создание нового фонда – Фонда Сплочения
– специально для «подтягивания» четырех беднейших стран – Испания,
Португалия, Греция и Ирландия.
Новые вызовы ставит перед РП глобализация экономики. В новом глобальном
контексте РП ставится задача не просто искать и мобилизовать внутренние
ресурсы региона для повышения его конкурентоспособности в масштабах Союза,
но о конкурентоспособности этого региона в мировом масштабе. Список использованной литературы. 1. Джон Д. Дэниелс, Ли. Х. Радеба, Международный бизнес, Москва, Дело, 1994 г.
2. Журнал «Евро», №2, 1999 г., статьи: В.Н. Малаха, Ю. Борко.
3. Материалы конференции «40 лет Римским договорам: Европейская интеграция и Россия», статьи: Ю.В. Шишкова, В.А. Горского, И.М. Бусыгиной, Л.И. Глухарева, 1997 г.
4. «Европейское общество – ваш сосед», информационная брошюра Комиссии ЕС, DG External Information Unit, Luxembourg, 1992.
5. "Working together – the institutions of the European community", Emile Noel, Brussels, Luxembourg, 1994.
6. "Europe: world partner. The external relations of the European Community". Commission of EC, DG for Audiovisual, Information, Communication and Culture Editor, Brussels, Luxembourg, 1991.
7. "Breaking down the barriers in Europe", Bernard O’Connor, 1992, KPMG Klynveld, Amsterdam.
8. Tacis materials for NIS, 1994, Brussels.
9. Бусыгина И., "Региональная политика Европейского Союза и возможности использования ее опыта для России", Доклады Института Европы №17, Москва, 1995.
|