Экономика Австрии
Экономика Австрии
Московский
государственный университет
Кафедра «Экономика и управление на предприятии»
Курсовая работа по дисциплине «Мировая
экономика»
Тема : «Экономика
Австрии»
Выполнил: студентка гр. УП-31
Деревянко С.В.
Принил: преподаватель
Пархоменко Н.В.
2005
Содержание
|
ВВЕДЕНИЕ
|
3
|
|
|
I.
Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии
|
5
|
1.1. Особенности экономического
развития Австрии во II половине XX века
|
5
|
1.2. Эволюция экономической
политики Австрии
|
7
|
1.3. Структура современной
экономики Австрии. Компании - лидеры
|
11
|
|
|
II. Внешние
экономические связи австрии
|
16
|
2.1. Место Австрии в международном
разделении труда
|
16
|
2.2. Внешняя торговля и
внешнеторговая политика Австрии
|
18
|
2.3. Инвестиции и инвестиционная
политика Австрии
|
23
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
27
|
|
|
Список
использованных источников
|
30
|
|
|
приложения
|
32
|
ВВЕДЕНИЕ
Австрийская
Республика - сравнительно небольшая (площадь территории 83,86 тыс. кв.км.,
население - 8,1 млн. чел.) высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным
сельским хозяйством, разветвленной транспортной системой, развитыми сферами
торговли, услуг и туризма, входящая в число наиболее стабильных и благополучных
в социально-экономическом отношении стран Европы.
Австрийская
экономика отличается сравнительно низким уровнем инфляции и безработицы.
Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и металлургия,
пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая.
Рынок Австрии -
один из самых емких в Европе. Покупательная активность предприятий и домашних
хозяйств этой страны - хороший стимул для российских экспортеров.
В этой связи,
выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является
экономика Австрии.
Целью курсовой работы является
изучение теоретических и практических аспектов развития экономики Австрии на
современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
-
определить
особенности экономического развития Австрии во II половине XX века;
-
рассмотреть
структуру современной экономики Австрии;
-
дать
характеристику внешней торговле и внешнеторговой политике Австрии, ее значения
в МРТ;
-
изучить
характер инвестиционной политики Австрии.
Поставленные задачи логически предопределили структуру
работы, которая состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы,
последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной
литературы.
Методологической основой
исследования является диалектико-материалистический подход к изучению
экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный
подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Необходимо
отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в
достаточной степени. Вопросам развития экономики Австрии посвящены исследования
и публикации ряда ученых (среди которых Авдокушин Е.Ф., Бочаров С.М., Вачнадзе
Г.Н., Погорлецкий А.И., Степанюга Н.А., Фергюсон А., Юданов Ю. и другие),
государственных деятелей, представителей деловых структур.
При написании
курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и
учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.
I.
Тенденции развития и структура национальной экономики Австрии
1.1. Особенности
экономического развития Австрии
во II половине XX века
Распад
Австро-Венгерской монархии на ряд отдельных государств в конце Первой мировой
войны породил серьезные экономические проблемы для Австрии. Новая республика
Австрия внезапно осталась без своего главного источника продовольствия и угля.
Потребовалось несколько лет, чтобы реорганизовать экономику страны и достичь
известного уровня благосостояния. В 1929 начался мировой экономический кризис.
В течение ряда лет страна в значительной мере зависела от внешней помощи, и
только к 1937 смогла создать экономическую базу. В марте 1938 Австрия была
присоединена к Германскому рейху.
В 1945 экономика
Австрии пребывала в состоянии хаоса. Разрушение и обнищание, вызванные войной,
наплыв беженцев и перемещенных лиц, переход военных предприятий на выпуск
мирной продукции, сдвиги в мировой торговле и наличие границ между зонами
оккупации союзников - все это создавало казалось бы непреодолимые препятствия
на пути восстановления экономики. В течение трех лет большинство жителей
австрийских городов отчаянно боролись за выживание. Оккупационные власти помогали
в организации снабжения продуктами. Благодаря хорошему урожаю 1948 нормирование
продуктов было смягчено, а два года спустя все ограничения на продукты были
сняты [11, c.3].
В западных зонах
оккупации помощь по плану Маршалла и другим программам дала быстрые результаты.
Национализация трех крупнейших австрийских банков и почти 70 промышленных
концернов (угледобывающих, сталелитейных, энергетических, машиностроительных и
в сфере речного транспорта) в 1946-1947 дала значительные экономические
преимущества. Доходы от государственных предприятий были направлены на
дальнейшее развитие промышленности. АНП предложила допустить элементы частной
собственности в национализированном секторе экономики, продав часть акций
мелким владельцам, в то время как социалисты призывали к расширению сферы
государственной собственности. Радикальная денежная реформа стабилизировала и
ускорила восстановление экономики.
Таким образом,
тяжелые разрушения в результате войны, последующая советская оккупация Венского
бассейна, важного промышленного района Австрии, и послевоенное разделение
страны державами-победительницами привели к полной перестройке экономики
Австрии. План Маршалла и другие формы помощи со стороны США, исчислявшиеся
суммой более 1 млрд. долл., имели решающее значение для перестройки австрийской
экономики. В течение 10 лет (1945-1955) значительная часть экономики страны,
включая ее жизненно важные нефтяные ресурсы, не находилась под австрийским
контролем и не могла способствовать ее реконструкции. Экономика Австрии устойчиво
развивалась с конца 1950-х и до середины 1970-х годов. В начале 1980-х годов
произошло замедление роста, после 1988 - новое его ускорение. С 1992 рост
экономики вновь снова замедлился из-за международного экономического спада,
уменьшения экспорта и высоких темпов инфляции.
Рост
потребительского спроса в соседних с Австрией странах Восточной Европы в
середине 1990-х годов позволил оживить экономику страны. После присоединения в
1995 к ЕС Австрия резко сократила государственные расходы, готовясь вступить в
Европейский валютный союз. Эти меры также замедлили общий рост экономики [8, c.295-296].
Одной из
особенностей развития явилось то, что, начиная с конца
1940-х годов, в Австрии сложилась уникальная система социального и
экономического сотрудничества, которая способствовала политической стабильности
и экономической эффективности по крайней мере до конца 1980-х годов. Это
социальное партнерство возникло в связи с послевоенным экономическим
отставанием Австрии от многих стран Западной Европы. В социальное партнерство
вовлечены четыре основные группы общества: работодатели, работники, крестьяне и
профсоюзы. Его институциональным воплощением является Паритетная комиссия,
которая состоит из ведущих представителей каждой из этих групп и высших
государственных чиновников. Паритетная комиссия выработала политику сдерживания
роста цен и зарплат [10].
1.2.
Эволюция экономической политики Австрии
Государственная экономическая политика в Австрии
формируется и реализуется в рамках общей политики правительства, исходя из
рыночной модели развития экономики страны, с учетом преобладания в
промышленности мелких и средних предприятий и в русле концептуальных подходов
ЕС.
В ходе эволюции концепции экономической политики в
послевоенный период, в том числе на основе практического опыта управления
существовавшим ранее значительным государственным сектором промышленности,
Австрия отказалась от секторально-отраслевого принципа прямой финансовой
поддержки производственных предприятий и вмешательства государства в их
хозяйственную деятельность, считая его малоэффективным, высокозатратным и
порождающим структурные дисбалансы.
Был также сделан вывод о нецелесообразности государственной
поддержки нерентабельных, бесперспективных предприятий и предпочтительности
замещения их продукции более эффективным импортом.
Процесс закрытия нерентабельных предприятий (в частности, в
добывающей промышленности) осуществлялся поэтапно. Государство активно
участвовало в решении социальных проблем высвобождающихся работников (досрочный
выход на пенсию, единовременные ссуды и пособия, обучение и переквалификация
для получения новой профессии, льготные кредиты для начала самостоятельной
предпринимательской деятельности и т.п.).
Сегодня государственная экономическая политика в Австрии
концентрируется на создании законодательным путем, и обеспечении механизмами
исполнительной власти, рамочных условий деятельности промышленных предприятий,
предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных
частных капиталов в научно-производственные исследования и
опытно-конструкторские разработки, в наукоемкие, высокотехнологичные и другие
перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности,
средства, полученные от приватизации.
При этом важную роль в опосредованном государственном
финансировании и стимулировании продуктивных капиталовложений играет система
специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально
самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью
банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм
банковского кредитования. Более подробно инвестиционная сфера Австрии
охарактеризована во второй главе.
Деятельность отдельных фондов по стимулированию
экономического развития характеризуется следующим образом.
Фонд развития экономики ЕРП исторически был создан на базе
средств, полученных Австрией в рамках плана Маршалла. Основными направлениями
деятельности фонда ЕРП является развитие перспективных отраслей австрийской
экономики, содействие расширению мощностей экспортоориентированных предприятий,
внедрение новых технологий (включая использование вторичных ресурсов),
содействие развитию регионов и созданию австрийскими фирмами предприятий за
границей.
Фонд улучшения структуры экономики «Бюргес» ориентирован на
стимулирование деятельности средних и малых предприятий, особенно при
разработке ими новых технологий, проведении мероприятий по рационализации
производства, создании новых производственных мощностей в перспективных
отраслях. Приоритетными сферами использования средств этого фонда являются
энергосбережение, развитие микроэлектроники, индустрия туризма и сектор услуг.
Фонд стимулирования научных исследований и конструкторских
разработок ФФФ предоставляет средства для перспективных научных исследований и
конструкторских разработок в промышленности.
Фонд стимулирования развития новой техники и технологий ИТФ
предназначен для содействия развитию микроэлектроники, современных
информационных систем, биотехнологии, генетики, производства новых материалов,
поддержки мероприятий по охране окружающей среды.
Фонд стимулирования инвестиций в области охраны окружающей
среды и водного хозяйства предназначен для финансирования мероприятий по охране
окружающей среды, а также для поддержки вложения средств в водоснабжение,
очистку и отвод сточных вод на производственных предприятиях.
Фонд гарантирования кредитов имеет целью стимулировать
долгосрочные инвестиционные проекты, приобретение долевого участия в
производственных предприятиях, проведение мероприятий по охране окружающей
среды [13].
Важным элементом стимулирования экономического развития
является облегчение доступа средних и мелких фирм к банковским кредитам и
гарантиям.
Упрощение и оптимизация режима налогообложения предприятий
составляет важное звено государственной экономической политики. В частности, в
последнее время в Австрии упразднены налог на имущество предприятий и
промысловый налог.
Хотя налоговая система в Австрии в целом довольно сложна и
насчитывает около 100 различных налогов и сборов, основными налогами и сборами
являются корпорационный налог (34% от налогооблагаемой прибыли), коммунальный
налог (3% от фонда заработной платы), сбор в фонд семейных пособий (4,5% от
фонда заработной платы) и налог на добавленную стоимость (20%, 10%).
Ключевым элементом экономической политики в Австрии является
содействие повышению конкурентоспособности товаров австрийского производства,
что достигается, прежде всего, улучшением качества продукции при одновременном
снижении их удельной себестоимости за счет применения прогрессивных энерго-,
ресурсо- и времясберегающих технологий. Серьезное значение для повышения
конкурентоспособности промышленных изделий имеет, по мнению австрийских
продуцентов, повышение качества рабочей силы, то есть уровня образования,
профессиональной подготовки и квалификации работников.
Определенное значение в государственой экономической политике
имеет обеспечение предпосылок роста частного предпринимательства, либерализация
административно-правовых требований, упрощение и ускорение организационных
процедур в процессе создания предприятий и фирм, улучшение информационного и
консультационного обслуживания начинающих предпринимателей.
В качестве важного фактора обеспечения нормальной работы
промышленности правительство рассматривает развитие экспорта. Комплекс мер на
этом направлении предусматривает поддержку отечественных экспортеров в
обработке ими наиболее перспективных внешних рынков; совершенствование системы
кредитования и гарантирования экспортных поставок, облегчение доступа к ней
ориентированных на экспорт средних и мелких производителей-субпоставщиков и др.
[13].
1.3.
Структура современной экономики Австрии.
Компании - лидеры
Важнейшей отраслью экономики является промышленность. Ее доля
в создании ВВП страны составляет (в неизменных ценах нетто без учета взаимных
поставок и субпоставок, а также НДС, импортных налогов и сборов) около 22%. В
Австрии насчитывается ок. 7 тыс. промышленных предприятий с числом занятых 530
тыс. чел. Подавляющее большинство промышленных предприятий - мелкие и средние,
лишь 2% предприятий имеют число занятых 500 и более [4, с.13].
Важнейшими отраслями промышленности являются машиностроение и
металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и деревообрабатывающая.
В 1987г. правительством была принята программа санирования
ЭИАГ, направленная на приватизацию рентабельных предприятий и ликвидацию
неэффективных производств. В результате к концу 2000г. в полной собственности
государства оставались компании «Доротеум» (аукционная деятельность, торговля
антиквариатом и произведениями искусства) и ЭБАГ (горнодобыча). Государство
сохраняло за собой долевое участие в капитале концернов «Аустриа Табак» -
41,1%, «Аустриан Эйрлайнз» - 39,7% (авиакомпания), «Фест-Альпине Шталь» - 38,8%
(чермет), «Белер-Уддехольм» - 25% (чермет), «Фест-Альпине Технолоджи» - 24%
(оборудование для металлургии и энергетики), «Эстеррайхише Минеральфервальтунг»
- 35% (нефтегазпром), «Телеком Аустриа» - 58,7%.
Объем промышленного производства в Австрии составляет в
текущих ценах брутто, включая взаимные поставки и субпоставки предприятий, 1,27
трлн.шилл. Портфель заказов в промышленности оценивается в 212 млрд. шилл.,
причем свыше 60% приходилось на заказы со стороны внешнего рынка.
В автомобилестроении важнейшую часть составляет производство
двигателей (900 тыс.ед. в год) и коробок передач, при доле их экспорта свыше
90%.
В области электронных технологий Австрия завоевала себе
международное признание, изготавливая на заказ интегральные микросхемы и чипы.
Все большее значение приобретает производство, в основном на экспорт,
комплексного промышленного оборудования.
При наличии значительного числа современных промышленных
предприятий и высокотехнологичных специализированных производств Австрия в
целом, однако, уступает ряду промышленно развитых западных стран по уровню
наукоемкости продукции. В промышленности страны велика доля малых и средних
предприятий. Характерным для Австрии является хорошо развитая сфера торговли и
услуг. Важную роль в экономике страны играют внешние экономические связи.
Разрабатываются месторождения бурого угля, железной,
свинцово-цинковой и вольфрамовых руд, магнезита, доломита, графита, известняка
и мрамора, природного газа и нефти. Однако постоянное развитие промышленности
все более увеличивает необходимость дополнительных импортных поставок.
За счет импорта на 80% обеспечиваются потребности страны в
природном газе, на 70% - в твердом топливе, на 85% - в нефти. Потребности в
каменном угле целиком покрываются за счет импорта.
В стране функционирует 1900 электростанций, в т.ч. 300 ТЭС;
общая установленная мощность электростанций составляет 18 тыс. Мвт. При этом
почти 1/3 ГЭС имеют мощность менее 1 Мвт. 70% производимой электроэнергии дают
ГЭС. В 2000г. производство электроэнергии составило 60,4 млрд. квт.ч. [4, с.13-14].
Сокращение внутреннего производства основных видов сырьевых
товаров и растущая зависимость от их импорта ведут к снижению значения в
экономике Австрии добывающих и росту значимости перерабатывающих отраслей
промышленности, увеличению роли производств, выпускающих готовую продукцию, в
т.ч. сложную современную технику и прогрессивные технологии. Постоянно
расширяется потенциал гидроэлектростанций, Австрия - крупнейший в ЕС
производитель гидроэлектроэнергии.
Важной отраслью экономики является строительная индустрия,
базирующаяся на использовании самых современных техники и технологий.
Австрийские строительные фирмы имеют богатый опыт в сооружении жилых и
административных зданий, промышленных предприятий, мостов и электростанций,
тоннелей, ж/д и автомобильных магистралей, в т.ч. в условиях сложного горного
рельефа местности.
На долю ж/д транспорта приходится 55% грузооборота основных
видов транспорта, не считая автомобильного. Общая протяженность федеральных
железных дорог составляет свыше 6,2 тыс. км., из которых более 3,5 тыс. км.
электрифицированы. Протяженность частных дорог составляет 600 км.
В 2000г. ж/д перевозки составили 78 млн.т. На перевозки во
внутреннем сообщении приходилось 36%, на обслуживание внешнеторгового
грузооборота - 55%, а на транзитные перевозки - 19%.
Пассажирские ж/д перевозки в 2000г. составили 182 млн. чел.
Ж/д транспорт Австрии в целом работает нерентабельно, в связи с убыточной
эксплуатацией ж/д путей местного значения.
Протяженность федеральных автодорог - 16 тыс.км., а дорог
местного значения с асфальтовым покрытием - 30 тыс. км.
Высокопродуктивное сельское хозяйство практически полностью
покрывает потребности страны в основных продуктах питания (за исключением
частично импортируемых овощей, фруктов, растительных масел и картофеля). В
сельском хозяйстве действуют жесткие нормативы применения средств защиты
растений и удобрений. В Австрии 20 тыс. крестьянских хозяйств производят
экологически чистую продукцию, в этом отношении страна играет ведущую роль в
Европе.
Аграрная политика страны направлена на регулирование объемов
производства в соответствии с аграрной политикой ЕС, развитие крестьянских
хозяйств в альпийских районах, улучшение структуры сельского хозяйства,
повышение качества и экологической чистоты продукции, стимулирование
возделывания альтернативных культур в целях замещения импорта, ограничение
применения минеральных удобрений, химических средств защиты растений и кормовых
добавок, не отвечающих жестким нормам охраны окружающей среды и
здравоохранения.
Существенной опорой австрийской экономики является туризм. По
количеству ночевок иностранных туристов страна занимает пятое место в Европе, а
по доходам от туризма на душу населения - первое [5, с.3].
В Австрии сложилась развитая кредитно-финансовая система,
состоящая из банков, сберегательных касс, специализированных кредитных
институтов и прочих кредитно-финансовых учреждений. Во главе кредитно-
финансовой системы Австрии находится Австрийский национальный банк,
разрабатывающий и осуществляющий основные направления кредитно-денежной
политики страны, а также регулирующий и контролирующий деятельность остальных
кредитных институтов. Важное место среди банковских учреждений Австрии занимает
Австрийский контрольный банк (АКБ), осуществляющий государственное
гарантирование и кредитование экспорта. Вследствие слияния в 1997г. банков
«Жироцентрале» и «Эрсте Эстеррайхише Шпаркассе» в Австрии возникла вторая по
величине банковская группа под названием «Эрсте Банк» (сумма совокупного
баланса 400 млрд. шилл.). Один из крупнейших банков Австрии - «Райфайзен Центральбанк»
(балансовая сумма - 250 млрд. шилл.). «Райфайзен Центральбанк» является
универсальным банком, имеющим разветвленную сеть филиалов и отделений в Австрии
и в других странах. «Банк фюр Арбайт унд Виртшафт» («Баваг»), балансовая сумма
- 200 млрд. шилл., принадлежит австрийским профсоюзам.
Подводя итог главе, кратко охарактеризуем ключевые моменты.
Преодолеть негативные последствия второй мировой войны для
Австрии помогла реализация плана Маршалла и другим программам. Все это привело
к полной перестройке экономики страны. С тех пор экономика Австрии
характеризуется устойчивым развитием.
Государственная экономическая политика в Австрии формируется
и реализуется в русле концептуальных подходов ЕС исходя из рыночной модели
развития экономики страны. Сегодня экономическая политика Австрии
концентрируется на создании благоприятных условий деятельности промышленных
предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям капиталов в
перспективные направления производства. Активно развивается и поддерживается
механизм банковского кредитования. Ключевым элементом экономической политики
является содействие повышению конкурентоспособности товаров австрийского
производства.
Важнейшей отраслью экономики является промышленность. Ее доля
в ВВП страны составляет около 22%. Важнейшими отраслями промышленности являются
машиностроение и металлургия, пищевкусовая и легкая, химическая и
деревообрабатывающая. Активно развивается высокопродуктивное сельское
хозяйство, транспорт, строительство, энергетика. Значительное внимание
уделяется туризму.
Отметим, что австрийская экономика после слабого развития в
начале 2004г. впоследствии показала заметное ускорение. По данным
народнохозяйственного баланса экономический рост страны в 2004г. составил 1,9%
по сравнению с предыдущим годом. ВВП в реальном исчислении достиг 206,43 млрд.
евро (202,51 млрд. евро в 2003г.)
С 1 января 2006 г. Австрия сменила Великобританию на посту
председателя Евросоюза. Это означает не только смену руководства в министерских
советах и на саммитах ЕС, но и новые акценты в европейской экономической
повестке дня.
II. Внешние экономические связи австрии
2.1.
Место Австрии в международном разделении труда
Австрийская республика занимает важное место в мировой
экономической деятельности. Австрия активно участвует в выработке принципов,
условий и договоренностей по вопросам международной торговли и экономического
сотрудничества на многосторонней основе. В области внешнеэкономической политики
республика в целом выступает за развитие сотрудничества со всеми странами,
рассматривая внешнеэкономические связи как важнейший элемент межгосударственных
отношений в складывающемся сегодня многополярном мире.
Австрийская республика играет значительную роль в мировой
экономике и международной торговле. Промышленность страны из-за ее относительно
небольших масштабов обречена на более активное включение в систему
международного разделения труда. Австрийский внутренний рынок сравнительно
ограничен, поэтому для современных национальных фирм страны подлинным рынком
сбыта продукции может быть только мировой. Поскольку в республике практически
отсутствуют крупные промышленные корпорации, то интеграция в огромный рынок,
основанная на тесном сотрудничестве с иностранными компаниями, позволяет
Австрии создать собственную надежную производственную нишу на мировом рынке.
В настоящее время Австрия на мировом рынке представлена
высококачественной продукцией обрабатывающей промышленности, машиностроения,
химической индустрии.
Металлургия является одной из экспортных отраслей австрийской
промышленности, специализирующаяся на выпуске высококачественных и специальных
марок стали. В то же время австрийская экономика в существенной степени зависит
от импорта сырья. Постоянное развитие промышленности все более увеличивает
необходимость дополнительных импортных поставок. Сокращение внутреннего
производства основных видов сырьевых товаров и растущая зависимость от их
импорта ведут к снижению значения в экономике Австрии добывающих и росту
значимости перерабатывающих отраслей промышленности, увеличению роли
производств, выпускающих готовую продукцию, в том числе сложную современную
технику и прогрессивные технологии. Поэтому в последнее время увеличивается
австрийский экспорт высокотехнологических товаров. Важное место занимает
австрийская сфера услуг на мировом рынке, включая туризм и банковские услуги.
Участие Австрии в международной миграции рабочей силы
характеризуется, в основном, притоком рабочей силы в страну. Новое австрийское
правительство подготовило мероприятия по более жесткому ограничению въезда
иностранных рабочих, что вызвало резкую критику ЕС. Однако такие меры находят
понимание у значительной части населения, ведь общее число иностранных рабочих
в стране достигло около 10% всех занятых, что является наивысшим показателем
среди стран-участниц ЕС. Примерно на 2500 иностранных компаний в Австрии
работает 228000 иностранных рабочих. Эмиграция рабочей силы из страны в
основном связана с открытием филиалов австрийских фирм за рубежом, где работает
около 188000 граждан Австрии.
Участие страны в международном обмене технологиями
заключается, в основном, в создании технологических парков. В Австрии
насчитывается около 2000 высокотехнологических исследовательских и
инновационных центров. Более 300 высокотехнологических производственных сетей
предприятий представлены в аэрокосмической, автомобильной отраслях,
биотехнологии, микроэлектронике, телекоммуникациях. Австрия является одним их
технологических лидеров в европейской автомобильной индустрии. В стране
располагаются мировые и европейские компании в сфере биотехнологий и медицины,
фармацевтические гиганты. Более 150 лицензий было зарегистрировано в области
телекоммуникаций. Были созданы совместные приграничные технологические парки с
восточноевропейскими государствами, такими как Чехия, Словакия, Венгрия. В
настоящее время около 10% австрийских предприятий действуют в
высокотехнологических отраслях экономики. Австрия постепенно увеличивает свои
расходы на НИОКР, в 2002 году они составили 1,95% ВВП; но республика все еще
отстает по данному показателю от таких стран, как Финляндия и Швеция [10].
Таким образом, Австрия занимает существенное место в
международном разделении труда. Страна находится на девятом месте среди
наиболее глобализированных стран мира, впереди США, Великобритании, Франции и
Германии.
2.2.
Внешняя торговля и внешнеторговая политика Австрии
Международная торговля играет все возрастающую роль в
хозяйственных связях между странами. Внешняя торговля является важнейшим
фактором экономического роста и повышения уровня жизни населения.
Международная торговля для Австрии занимает главное место в
ее экономике. Страна поддерживает торговые отношение более чем со 150 странами
мира. Экспортная квота (доля экспорта в ВВП) в 2001 году была равна 35%, а
импортная квота 38%. Структура экспорта и импорта Австрии представлена в
Приложении А.
Важную роль играют связи с европейскими странами, входящими в
интеграционную группировку. На государства ЕС приходится более 60% австрийского
экспорта, и около 65% импорта в республику поставляется из данных стран. Из
стран ЕС доминирующее место во внешнеторговом обороте Австрии в занимает
Германия, на долю которой приходится около 58% товарообмена Австрии с этой
группой стран и 36,6% всей внешней торговли республики. Для внешнеторгового
оборота Австрии с ФРГ и ЕС в целом характерно отрицательное для страны сальдо
торгового баланса.
Кроме того, Австрийская республика поддерживает отношения с
США, поставляя в это государство около 5% своего экспорта. Торговая связь с
Америкой всегда характеризовалась превышением стоимости импорта над стоимостью
экспортной продукции. В последние годы Австрия улучшает свои экономические
позиции на данном рынке. За первые 10 месяцев 2002 года австрийский экспорт в
США вырос на 2,8%, что составило около 3,4 млрд. евро, тогда как американский
импорт снизился на 6,6%, достигнув 3,2 млрд. евро. Таким образом, Австрия
впервые смогла свести торговый баланс с США с положительным сальдо.
Австрия давно поддерживает тесные экономические связи с
центрально- и восточноевропейским регионом. На страну приходится всего лишь 2%
населения ЕС, тогда как объем торговли составляет около 8% от торговли
Европейского Союза с данными государствами. Около 17,4% австрийского экспорта
приходится на страны Центральной и Восточной Европы, что является наивысшим
показателем в ЕС. За период с 1989 года, после падения «железного занавеса», до
сегодняшних дней экспорт Австрии в данный регион утроился. Примерно 12%
экспорта альпийской республики приходится на 10 стран, собирающихся вступить в
ЕС, что также является наивысшим показателем в Европе (8% - Германия; 5,4% -
Италия). Особенно динамично в последнее время развиваются торгово-экономические
связи Австрии с Венгрией, Чехией, Словакией, Словенией, Польшей, Румынией. При
этом в торговле с восточноевропейскими странами республика имеет положительное
сальдо торгового баланса.
Австрия также расширяет свои торговые связи с
южно-европейскими странами: Францией, Андоррой, Португалией, Испанией, Италией,
Грецией, Турцией, Мальтой и Кипром. На данные государства приходится примерно
17,8% австрийского экспорта. В этом регионе он вырос на 7,9% за первые 10
месяцев 2002 года, составив 11,5 млрд. евро. Экспорт в государства Центральной
и Восточной Европы увеличился за этот же период на 8,3%, достигнув 10,3 млрд.
евро. Таким образом, доля экспорта, приходящаяся на оба эти региона вместе
взятые, практически равняется доле Германии, которая является самым главным
торговым партнером Австрии [10].
Вступление в ЕС дало Австрии возможность использовать
преимущества единого большого рынка. Таким образом, страна смогла увеличить
свой экспорт в соседние страны, в которых сложилась благоприятная экономическая
конъюнктура. В 1997 году рост экспорта составил 10,1% (в среднем по ЕС -
10,7%), в 1998 - 8,7% (6,8%), в 1999 - 4,7% (4,1%). По оценке банковских
аналитиков, экспортный бум во второй половине 1990-х годов был обеспечен в
основном за счет традиционной продукции (металлы, химия, машиностроение).
В последующие годы (с 2000 г.) Австрия продолжала наращивать
объемы своего экспорта. Стоимость экспортируемых товаров выросла с 69,7 млрд.
евро в 2000 году до 74,45 млрд. в 2001 году, тогда как стоимость импортируемых
товаров увеличилась менее заметно с 74,9 млрд. евро до 78,65 млрд. евро. В 2002
году австрийский экспорт вырос на 4,1%, так что торговый баланс страны впервые
оказался положительным. Из стран ЕС лишь экспорт Германии и Италии превысил
соответствующие показатели Австрии.
Таблица 3.1
Товарооборот Австрии в 2000-2001
гг. (в млрд. евро)
|