Власть и общество в годы Великой Отечественной войны
Власть и общество в годы Великой Отечественной войны
15
Рубцовский Колледж Права
Регистрационный номер______________________
«___»__________________2006 г.
Реферат
По дисциплине: История
Тема: Власть и общество в годы Великой Отечественной Войны
Выполнила студентка ___________ группы
Специальность «Правоведение»
Котенко Ирина Александровна
Домашний адрес:______________________
_____________________________________
_____________________________________
Телефон: ____________________________
Преподаватель________________________
_____________________________________
_____________________________________
Оценка______________________________
«___»________________2006 г.
Подпись_____________________________
Рубцовск 2006 г.
Содержание
Введение
Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны
Заключение
Список литературы
Введение
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.
В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские вой-ска получили условный сигнал «Дортмунд», по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нане-сен артиллерийский удар, а через несколько минут вра-жеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спя-щие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа нача-лась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечествен-ная война.
По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многое томные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в во-енно-стратегических операциях на фронтах войны.
Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны
Первостепенную роль в войне сыграло Советское социалистическое государство с разветвленной системой общественных организаций, то есть советский политический строй.
Война есть продолжение политики средствами насилия. Политика пронизывает и определяет все содержание войны -- ее цели, направление, источники сил.
В годы войны внутри классов советского общества произошли существенные перемены. Прежде всего, изменились численность и состав рабочих. Более трети их ушло в ряды Красной Армии, а многие, не успев эвакуироваться, остались на временно занятой врагом территории. Среди нового пополнения рабочих и служащих преобладали женщины и молодежь, удельный вес которых на производ-стве значительно увеличился.
Изменилось и географическое размещение рабочих и служащих. В связи с эва-куацией промышленных предприятий 30-40 процентов кадровых рабочих, занятых на этих предприятиях, из европейской части СССР перебазировались за Урал и в районы Средней Азии. Это повысило роль рабочих среди местного населения.
Происшедшие в рабочем классе перемены не снизили его трудовой и политиче-ской активности. Коммунистическая партия провела огромную работу по воспита-нию нового пополнения рабочих и служащих. Опорой партии в этом важном деле и костяком заводских коллективов были старые кадровые рабочие, имевшие хоро-шую революционную закалку, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. Под их руководством вновь пришедшие на производство быстро овладевали специаль-ностью и показывали образцы самоотверженного труда.
Существенные изменения произошли и в колхозном крестьянстве. Большинство мужского населения деревни было мобилизовано в армию. Многие колхозники ушли на фабрики и заводы. Общая численность трудоспособного крестьянского населения в 1944 г. сократилась по сравнению с 1940 г. почти на 14 млн. человек. Особенно рез-ко уменьшилось число трактористов, комбайнеров, механиков и других наиболее квалифицированных специалистов. Основная тяжесть работы легла на женщин, подростков и стариков, составлявших четыре пятых всех работавших в колхозах и совхозах. Между тем труд в сельском хозяйстве требовал огромного физического напряжения, так как техническая его во-оруженность в связи с войной стала намного слабее.
Перестройка всей жизни страны на военный лад нача-лась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осу-ществлять высшее стратегическое руководство Вооружен-ными Силами.
29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определеннос-тью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хо-зяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требо-валось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, со-зданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Стали-на. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Во-рошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партий-ные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрез-вычайные органы власти -- городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или гор-комов партии. Городские комитеты обороны оперативно ру-ководили мобилизацией населения и материальных ресур-сов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой тех-ники.
Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным про-образом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.
Однако чрезвычайные органы власти в годы Граждан-ской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крес-тьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматри-вались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.
В годы Великой Отечественной войны никаких плену-мов, а тем более съездов партии не проводилось, все кар-динальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).
Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важней-шие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой под-ход нередко приводил к субъективизму, однако в сложив-шейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генераль-ным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народ-ных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглав-лял Ставку Верховного Главнокомандования.
В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятка-ми, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масш-табах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к эко-номике и организации военного производства.
Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполне-нию. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребнос-ти действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесо-образному использованию военной промышленности в инте-ресах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комис-сии.
Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Сов-наркома выделялось все, что было непосредственно связа-но с ведением войны: военная экономика, и, прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооружен-ных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, во-енно-морского флота, наркоматы оборонной промышленно-сти и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих усло-виях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с во-енным производством, в частности на руководстве сельско-хозяйственным производством.
Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комис-саров. Одновременно с созданием института военных комис-саров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские орга-ны политической пропаганды в политические отделы, кото-рые руководили как организационно-партийной, так и по-литико-массовой работой. С началом войны возросло значе-ние военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 воен-ных советов армий. В их состав было введено большое чис-ло опытных работников, крупных партийных и государствен-ных деятелей.
С первых дней войны был расширен и другой чрезвы-чайный институт -- институт парторгов ЦК ВКП(б), а так-же парторгов ЦК, компартий союзных республик, крайко-мов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назнача-лись парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие -- парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Партор-ги являлись одновременно секретарями заводских партий-ных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой до-полняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть труд-ности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных струк-тур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.
Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в ре-зультате чего значительное количество коммунистов пере-шло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные ра-ботники с большим опытом организационной и массово-по-литической работы. В результате в начальный период вой-ны в армию и на флот было направлено более 500 секрета-рей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобили-зовано около 14 тысяч руководящих работников.
Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Ос-новная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпа-сов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утверди-ли мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана раз-вития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Возне-сенским поручалось разработать «военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Запад-ной Сибири и на Урале». Эта комиссия за две недели разра-ботала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Сред-ней Азии.
Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.
Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отрасля-ми военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов -- Г. М. Маленков, танков -- В. М. Мо-лотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества -- А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин -- авиационной промышленности, Б. Л. Ван-ников -- боеприпасов, И. Ф. Тевосян -- черной металлур-гии, А. И. Ефремов -- станкостроительной промышленнос-ти, В. В. Вахрушев -- угольной, И. И. Седин -- нефтяной.
Главным звеном в переходе народного хозяйства на во-енные рельсы являлась перестройка промышленности. Пе-ревод промышленности на военные рельсы означал ради-кальную перестройку всего процесса общественного произ-водства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностро-ение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата -- танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все реша-ющие отрасли военной промышленности получали специа-лизированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе «Компрессор». Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано на-звание «Катюша».
В начале войны было внесено изменение в распреде-ление продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная сис-тема.
Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в нача-ле 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необ-ходимо было рационально распределить оставшиеся тру-довые ресурсы, вовлечь в производство новые слои насе-ления. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.
Одновременно были введены обязательные сверхуроч-ные работы и отменялись отпуска. Это позволило пример-но на треть увеличить загрузку производственных мощнос-тей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и авто-номным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служа-щих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального распо-ложения. Это позволило местным органам более оператив-но маневрировать кадрами в интересах укрепления оборон-ных отраслей промышленности.
Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. уда-лось проделать большую работу по перераспределению кад-ров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.
Одновременно активно осуществлялся процесс подго-товки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в про-мышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.
В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского насе-ления для работы на производстве и в строительстве», ко-торый предусматривал соответствующую мобилизацию. Впервые же дни войны было принято решение о пере-стройке работы научных учреждений АН СССР, подчине-нии их деятельности интересам укрепления обороноспособ-ности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицит-ных материалов местным сырьем, организация научных ис-следований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.
Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение на-роднохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром воен-ной экономики СССР становилась восточная индустриаль-ная база, которая была значительно расширена и укрепле-на с началом войны.
В годы Отечественной войны наряду с социалистическим государством, как главным орудием защиты страны, большую работу вели различные массовые общест-венные организации и добровольные общества трудящихся: профессиональные сою-зы, комсомол, кооперативные объединения, оборонные, научно-технические, куль-турные, спортивные общества и другие.
Самой многочисленной из этих организаций были профсоюзы. Они имелись на всех предприятиях, стройках и в учреждениях страны. Подчиняя всю свою дея-тельность интересам фронта, профсоюзы оказывали большую помощь партии и пра-вительству в перестройке всего народного хозяйства на военный лад, добивались укрепления государственного и хозяйственного аппарата, организовывали рабочих и служащих на борьбу за повышение производительности труда, выполнение военно-хозяйственных планов, за полное использование всех резервов для победы над врагом.
Деятельность профессиональных союзов в период войны была тесно связана с другими массовыми общественными организациями, среди которых особенно боль-шая роль принадлежала ленинскому комсомолу. ВЛКСМ, насчитывавший в годы войны более 9 млн. членов, дал Красной Армии и Флоту 3 500 тыс. человек На земле, в воде и на море. Сост. Уколов В.М. М., 1989. . Некоторые части целиком создавались из комсомольцев.
Война наложила свой отпечаток и на деятельность пионерских организаций. Пионеры и школьники помогали взрослым во многих делах. Прежде всего, они самоотверженно трудились на полях колхозов и совхозов. Пионеры участвовали также в восстановлении разрушенных школ и других зданий, вместе с комсомольцами выходили на воскресники, отдавая заработанные средства в фонд Красной Армии. Во многих школах были созданы различные мастер-ские, выполнявшие заказы фронта и народного хозяйства. По инициативе ЦК ВЛКСМ пионеры и школьники успешно собирали лекарст-венные и другие полезные растения. Учащиеся активно шефствовали над лечебными учреждениями. Они украшали цветами госпитали, читали раненым книги, помогали им писать письма, показывали художественную самодеятельность.
Важную роль в годы войны сыграла потребительская кооперация. На нее было возложено снабжение рабочих и интеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречная продажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжалась шестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернаты инвалидов войны, эвакуированные граждане.
Высокую активность в годы войны проявил Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Организации Красного Креста делали все воз-можное, чтобы помочь раненым и больным воинам скорее вернуться в строй. Кроме того, они участвовали в подготовке среднего и младшего медперсонала. Благодаря этому фронтовые и тыловые лечебно-профилактические учреждения не испытывали недостатка в медперсонале.
Значительный вклад в дело защиты Родины внесла инженерно-техническая общественность, организованная во всех отраслях народного хозяйства в научные инженерно-технические общества. В них входила лучшая часть технической интелли-генции и многие рабочие -- новаторы производства. Руководящим ядром этой раз-ветвленной системы являлся Всесоюзный совет научных инженерно-технических обществ (ВСНИТО), в котором имелось несколько отраслевых комитетов, объединяв-ших родственные отрасли науки и техники. Каждому комитету поручалась разработ-ка какой-либо комплексной проблемы. Комитет обычно расчленял ее на отдельные темы, привлекая к их разработке отраслевые общества, научно-исследовательские и проектные организации, виднейших ученых и инженеров-практиков.
В целом, несмотря на трудности военного времени, общественные организации и добровольные общества трудящихся в период войны расширили и укрепили связи с массами, усовершенствовали методы своей деятельности и обогатились новым опы-том работы. Роль общественных организаций значительно возросла, а их участие в жизни страны стало еще более эффективным.
Заключение
За годы Великой Отечественной войны Советское государство и общественные организации проделали колоссальную работу во всех областях жизни и борьбы нашего народа. Они обеспечили руководство хозяйством, концентрацию средств для нужд фронта и мобилизацию масс на достижение победы. Многие мероприятия и преобразования, проведенные органами государственной власти и управления в период войны, сохранили определенное значение и для послевоенного мирного стро-ительства.
Будучи самыми массовыми организациями трудящихся, Советы с их аппаратом управления оказались лучшей в истории формой мобилизации масс на разгром врага. Сотни тысяч депутатов и активистов-общественников помогли Советскому государству в неимоверно трудных условиях военного времени проводить мероприятия, охватывавшие все население страны.
Список литературы
1. Горинов М. М., Данилов А. А., Дмитриенко В. П. История России. Часть III. XX век6 выбор моделей общественного развития. - М.: Общество «Знание» России, 1994.
2. Дмитриенко В. П., Есаков В. Д., Шестаков В. А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 1997.
3. Исаев. И. А. история государства и права России: Полн. курс лекций. - М.: Юристъ, 1996.
4. История государства и права СССР. Ч. 2 (Советский период): Учебник /Под ред. Г. С. Калинина, Г. В. Швекова. - М.: Юрид. Лит., 1981.
5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. - М.: издательство НОРМА, 2001.
6. Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет именах, датах, фактах: Вып. II. - Войны и мирные договоры. Книга 3-я: Европа в 1-й половине XX в. Справочник. - М.: Междунар. отношения, 1998.
|