Петр I
Петр I
19
ПЛАН
I. Введение………………………………………………….................….с.3 - 4
II.Основная часть
1. Допетровская Россия ………………………………...............……..с.5 - 6
2. Внутренняя политика Петра I
2.1. Военные реформы …………………………….….…..........….с.6 - 9
2.2. Административные реформы …………………….............….с.9 - 11
2.3. Развитие экономики при Петре …………………...........…c.11 - 13
2.4. Церковные преобразования ……………………….........… с.13 - 16
2.5. Вклад Петра I в развитие культуры ………………........….с.16 - 17
III Заключение………………….......…………………………..…....с.17 - 18
Литература ………..............................…………………….....………...с.19
Пою премудрого Российского Героя, Что, грады новые, полки и флоты строя, От самых нежных лет со злобой вел войну, Сквозь страхи проходя, вознес свою страну, Смирил злодеев внутрь и вне попрал противых, Рукой и разумом сверг дерзостных и лживых, И мир делами весь на зависть удивил.
М.В. Ломоносов
I ВВЕДЕНИЕ
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об-ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп-равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во-енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по-давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри-дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства. Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос-сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос-сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико-го, писал: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».
Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государствен-ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра-ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии - полки иноземного строя. Происходили из-менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение.
Но, несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред-шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос-ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог-раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели-чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро-пейскую политику.
В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.
Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна-комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос-сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание новой столицы - все это становилось делом всей страны.
? ???????? ??????, ??????????????? ?????? ???????????, ??????????????? ?? ??????????????? ? ??????????????? ???????? ???????? ????????, ???????? ????????? ????????? ? ?????????? ???????????????.
II ???????? ?????
1 ???????????? ??????
XVII век историки считают началом "нового периода" русской истории. В это время, при сохранении господствующих феодальных отношениях, возникают первые элементы капиталистического уклада. Отсюда - сложность и противоречивость всех проходивших в России социально-экономических и политических процессов, острые социальные и идеологические конфликты. Недаром семнадцатое столетие русской истории называют "бунташным веком".
Польско-литовская-шведская интервенция, разбои казачьих атаманов, нанесли огромный урон производительным силам страны. Смутное время, в которое были вовлечены широкие народные массы, привело к ослаблению государства и всей системы крепостничества. Но правительство всячески поощряло рост помещичьего землевладения, вновь и вновь закрепощая крестьян. Растущие государственные расходы вели к росту налогов.
Таким образом, феодальное государство не только давило чрезмерным налогом, но и стесняло свободу торгово-промышленной деятельности, монопольно отдавая "на откуп" целые сферы хозяйственной деятельности. К тому же закрепощение крестьян отнюдь не способствовало их заинтересованности в результатах своего труда. Крестьяне были прикреплены к земле и, владея примитивными орудиями, использовали старые методы производства.
Важно отметить и то, что процесс преодоления феодальной раздробленности, из-за огромной территории, проходил в русских землях куда медленнее, чем, например, в Англии или во Франции. Торгово-промышленные, культурные и, в известной степени, дипломатические связи России со странами Запада были затруднены вследствие отсутствия у России удобных морских гаваней на Балтике. Сказывалась и конкуренция иностранных купцов, которой не могли выдержать русские торговцы. Промышленность и внутренняя торговля в русских городах не могли развиваться успешно, потому что главные потребители - достаточные дворянские классы - группировались в центре государства, в Москве, или были расселены по своим усадьбам и там сами производили все необходимое трудом и умением своих крестьян и холопов.
Постепенно росли города, но ремесло и торговля были развиты слабо, поэтому эти города скорее напоминали крепости. Но, несмотря на дальнейшее развитие феодальных отношений, в социально-экономическом развитии страны появляются новые моменты: в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в основном обеспечивало армию и флот. Это металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии...
Центрами легкой промышленности являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце первой четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур.
Но по сравнению с другими странами, Россия сильно отставала в своем развитии. Причиной этого отставания являлись и отсутствие выхода в море, и отсутствие регулярной боеспособной сухопутной армии, и устаревшая система государственного правления. Для обеспечения более интенсивного развития требовалось обеспечить выход купцов на Западный рынок, а для этого необходимо было завоевать выход к Балтийскому морю, что в свою очередь требовало иметь сильную армию и флот, а для этого было необходимо поднять экономику страны, поскольку все это требовало средств. Эта задача была решена в большей мере в I-й четверти XVIII века Петром I, который, начав войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, сумел решить одновременно целый комплекс взаимосвязанных вопросов и проблем.
2 ?????????? ???????? ?????
2.1. ??????? ???????
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Именно задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали юного царя ещё до того, как он стал полновластным государем. Историки насчитывают всего лишь несколько месяцев мирного времени за более чем 35-летнее правление Петра. Понятно, что именно армия и флот были главным предметом заботы Петра I. Но военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. Выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский писал: “Война указала порядок реформы, сообщила ей темпы и самые приемы”.
Ещё в раннем детстве Петр, поражал придворных своим пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском, где маленький царевич жил со своей матерью, царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Однако с конца 80-х годов XVII века “игра в солдатики” становится нешуточной.
В 1689 году, отыскав в Измайлове старый английский бот, Петр посвящает все свое время строительству небольших кораблей на Плещееве озере, вблизи от старинного города Переславля-Залесского. В этом ему помогают опытные голландские мастера. И весной 1690 года юный царь снаряжает целую флотилию из небольших гребных судов и лодок, которая отправляется в плавание по реке Москва. Тогда же Петр создает из “робяток” - товарищей своих детских забав - два “потешных” полка, ставших впоследствии знаменитыми гвардейскими Семеновским и Преображенским полками. Начинаются уже настоящие военные маневры. “Потешные полки” стали ядром будущей регулярной армии и неплохо проявили себя во время Азовских походов 1695 и 1696 годов. К этому времени относится и первое боевое крещение русского флота, построенного в Воронеже после неудачного первого Азовского похода. Страсть Петра к мореплаванию и кораблестроению ни с чем не сравнима. В итоге, к концу царствования Петра, Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных (гребных) и прочих судов, стала одной из самых сильных морских держав Европы.
?????????? ????????????? XVII ?. ??????????? ??????? ????? ???????????? ???? ? ?????? ? ??? ???? ????????? ?????????? ?????????? ??????????? ? ?????? ?????????? ????? ?????. ??? ? XVII ?. ? ?????? ????????? ???????? ???-??????? ??????, ?????????? ????? ?????????? ?????? ? ??????? ????? «?????????? ?????» (??????????, ??????-????, ??????????) ?? ????? ?????? ???????????? ?????????. ? ??????? ??????????? ???????? ?????????? ???? ??????? ??????????, ?????????? ????? ?? ??????? ????? ??????? ??? ?? ???????? ???????????? ??????? ????. ?????? ? ? ??????????, ? ? ?????????? ?????? ??? ???? ???????, ? ??????? ????? ??????, ??????????: ? ???????? (? ??????? ???????), ? ??????? (? ??????? ???????) ???? ?? ?????? ???????? ??????, ?????????? ?? ????? ????-???. ?????????? ?? ???????? ??????, ???? ????? ??????-?? ? ?????????? ??????????, ???????, ? ???????? ??????-??, ????? ???????????, ???????????????? ?????????. ??? ????? ???????? ?? ?????? ?????????? ? ??????? ????-???? ?? ????? ???? ????????.
???? ??????????? ??????????? ?????. ?? ?????? ?????????? ????? ??????????????, ???? ?????????????? ????? ??-????? ??????????? (?????? ?????????????? ? ??????? ??-???? ????????? ?????? ??????????). ????? ????, ??????? ??? ??????, ?? ?????, ??? ??????, ???? ????????? ??????. ?????????? ????? (??????????? ??? ???) ????????? ??? ? XVII ?.
???? ???????? ??????? ????????????? ? ??????, ???-???? ??? ?? ???? ? ????????. ???????? ?????????? ??? ??? ????????? ???? ??????????? ????? ??????, ???????-??? ? ?????????? ?????, ?? «???????» ?????????. ?????-????? ??? ????? ?????? ?? ??? ?????? ????????, ????? ????-??????? ? ???????, ????????????? ? ????????. ??????? ??? ??????? ???? ??????? ????????? ????????? ? ?????-????, ????? ???????? ? ??????????????? ? ???????-???? ??????. ? ???????? ?? ? ??????? ????????????? ?????????? ?????????? ??????, ??????? ? ?????? ???????? ????? ???? ????? ????? ? ?????? ????? ????????? ???-???????? ??????. ? 1715 ?. ????? ??????????, ??? ????? ??? ???????, ????? ?????? ??????? ? 75 ?????? ????????????? ???????? ? ???????. До наших времен сохранились некоторые высказывания женщин по отношению к Петру. Они говорили: "Какой он царь? - Он крестьян разорил с домами, мужей наших побрал в солдаты, а нас с детьми осиротил и заставил плакать век …"
Итак, необходимо отметить, что именно Петр создал регулярную армию с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. ? ????? ??? ???????????? ??????? ????? ???????? ?? 210 000 ???????
Подчеркивая значение военной реформы, русский историк В.О. Ключевский писал: " Военная реформа Петра осталась бы специальным фактом военной истории России, если бы не отпечатлелась слишком отчётливо и глубоко на социальном и нравственном складе всего русского общества, даже на ходе политических событий. Она выдвигала вперед двойное дело, требовала изыскания средств для содержания преобразованных и дорогих вооруженных сил и особых мер для поддержания их регулярного строя…"
Огромное значение Петр придавал военно-морскому флоту, его созданию и развитию. Неудачи первого Азовского похода очень ясно показали, что без сколько-нибудь сильного флота причерноморскую крепость взять невозможно. Поэтому Петр отдает указ о построении флотилии. Созданная в одну зиму флотилия была проведена по мелким рекам к Азову. Флотилия стояла в чужом море, где не было ни одной гавани, которая бы принадлежала ей. Корабли этой флотилии были построены из мерзлого дерева и, по словам иностранных экспертов, годились лишь на дрова. Петр делал все возможное со своей стороны для укрепления и развития флота, по этой причине на смену малограмотным мастерам были приглашены английские и голландские мастера, которые славились своим мастерством в этом деле.
Возникли арсеналы и портовые мастерские. Наскоро были обучены матросы и офицеры. Было устроено общее управление флотом; адмирал Крюйс составил правила морской службы. И уже в 1710г. Черное море пересекали русские корабли.
Еще до начала войны со шведами, начинаются столкновения с ними. Петр понимает, что без военного флота ему не овладеть Невой и ее устьями. Ввиду этого Петр начинает постройку нового флота и берет в ней сам активное участие наравне с мастерами-плотниками, кузнецами и др. Русские суда строили по лучшим английским и голландским чертежам. Отрицательное влияние на развитие флота оказывала отдаленность верфей от моря. Это обусловило необходимость позаботиться об обустройстве кораблестроения в Петербурге, строительство корабельных мастерских началось 5 ноября 1704 года.
“Первыми русскими матросами были те же “потешные“. Петр начал заботиться о создании личного состава флота еще в 1697 году он отправил несколько партий учеников в Венецию, Англию и Голландию. В 1699г. они вернулись обратно в Россию. Надеясь обнаружить глубокие познания в корабельном и морском деле у учеников, Петр делает им экзамен в городе Воронеже. Из всех учеников, хотя бы удовлетворительно, экзамен выдержали только 4 человека“. Ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому Петру пришлось нанять матросов, офицеров и кораблестроителей в Англии и Голландии.
Детище Петра - Российский флот не раз сыграл важную роль в жизни государства. Первая победа русских на море-победа у мыса Гангут, в результате которой Петр заполучил Финляндию. Эта победа доказала военную мощь и знание морского дела. После победы у м. Гангут Петр стал проводить довольно дальние военные рейды. Русский флот становился все сильнее и опытнее. Он стал флотом, который уважали державы-обладательницы крупнейших флотов: Англия, Дания, Голландия. Ярким примером этого было событие 1716г.: Петру I предложили командовать флотами четырех держав (Дания, Англия, Голландия, Россия) для охраны торговых кораблей от шведских каперов. Это событием огромной важности для Петра и он проявил себя наилучшим образом в этой кампании.
Таким образом, Петр I вывел Россию в ранг морских держав. В большей степени благодаря именно военно-морскому флоту удалось “прорубить окно в Европу”, что оказало свое влияние на дальнейшее развитие империи и укрепления ее могущества.
2.2 Административные реформы
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и су-дебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императо-ра. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнитель-ной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительны-ми законодательными функциями. Он принципиально отли-чался от своего предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осу-ществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался конт-роль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока госу-дарства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В пер-вой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязан-ности фискалов входило донесение обо всех злоупотребле-ниях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, сложившаяся при Боярской думе. Воз-никшие в разное время приказы (Посольский, Стрелецкий, Поместный, Сибирский, Казанский, Малороссийский и др.) сильно различались по своему характеру и функциям. Распоряжения и указы приказов зачастую противоречили друг другу, создавая невообразимую путаницу и надолго задерживая решение неотложных вопросов.
Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала опре-деленной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Ману-фактур- и Берг - коллегии входили вопросы торговли и промышленности. Три коллегии ведали финансами: Камер-колле-гия - доходами, Штатс - коллегия - расходами, а Ревизи-он - коллегия контролировала поступления доходов, сбор по-датей, налогов, пошлин, правильность расходования учреж-дениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала граж-данским судопроизводством, а Вотчинная, учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением. Был создан еще Главный магистрат, ведавший всем посадским населени-ем; ему подчинялись магистраты и ратуши всех городов. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение.
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых бы-ли также четко разграничены. Одни из них, например Ге-рольдмейстерская контора, ведавшая службой и произ-водством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступле-ниях, подчинялись Сенату, Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Ря-занской, Тульской и Ярославской областей, на которой жи-ла почти половина всего населения страны. В число губер-ний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губерна-тор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем кол-легиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял во-евода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной кан-целярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комисса-ром из местных дворян или отставных офицеров. Его функ-ции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было пре-доставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения по-душной подати были созданы полковые дистрикты. Квартиро-вавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч-режденные должности - все с иностранными названиями, ла-тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид-ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи-новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро-дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та-бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло-жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.
2.3 Развитие экономики при Петре
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промыш-ленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хо-зяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыду-щим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводс-тва, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсив-ной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распростра-нению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выра-щивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шел-копрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйс-тва в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло-дородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рек-рутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависи-мости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государс-тва (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их соз-дание. Политика государства была также направлена на ограждение мо-лодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможен-ный устав 1724 г.).
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфакту-ры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промыш-ленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государствен-ных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мас-теров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - метал-лургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессион-ные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. По-мещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных по-мещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в Рос-сии впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые ма-нуфактуры или брали в аренду государственные.
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, су-конной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способс-твовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на од-но из первых мест в мире в этой отрасли.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Ура-ле. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Ха-мовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопле-ние капитала благодаря меркантилистской политике государства. Рос-сия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальнос-тям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.
2.4. ????????? ??????????????
?? ?????? ???? ????? ????????? ? ???????.
?????????? ??-?????? ???????? ????????? ???????????? ?????? ? ?????-??? ???????? ??????? ? ????????? ?????. ?? ? ????????? ?????? ??????????? ? ??????? ? ??????????????? ???????-??? ? ?????? ?? ????.
???? ????? ?? ??? ????? ??????? ???????? ????????-???? ????? ? ?? ? ????? ????????????? ??????????, ??? ????? ??? ?????? ? ??????. ? ?????? ?? ????? ????? ?????-??????? ????? ?? ??????? ? «????????? ???????» ?, ???? ??????? ???????????? ?? ?????????? ?????????, ?????? ????????? ????????? ?? ?????? ???????????, ??? ????-???????? ?????????? ????, ? ??????? ?????????? «???-???» ? ?????? ????????????? ?????????? ???????????. ????? ? ???????????? ???????, ??? ???? ?? ????? ?????? ? ?? ??????????????? ????????? ??????? ?? ??? ???????? ????????? ?? ???? ???????? ? ?????????? ? ???-??????. ??? ????????? ???????, ?????? ? ??-?????? ????????, ???? ???????? ?? ????? ?????????? ????? ??????????, ????? ?? ???????? ? ?????? ???????? ???????????, ? ???? ????? ??????? ??? ????????????. ??? ???-??? ??????????? ????????????? ????? ??? ???????????? ?????? ???, ???? ? ??? ?????, ?????? ???????????? ????? ? ?????????? ?????? ? ?????????? ?? ???????, ??????? ??-??????? ??????, ?? ?? ??????, ?????, ????? ?? ????????? ????? ?? ??????????. ?????? ????????????? ?? ????? ???-?? ? ??????, ?? ?? ?? ???????????? ????????, ? ??? ?????-???, ? ????????, ???? ????????? ?????? ?????????. ??-???????????? ??? ?? ????, ???????? ?????????? ???????? ??? ?????, ??? ????? ? ???????????? ?????? ???? ??????-???, ??? ???????????? ????????????? ?? ?????? ????????-??, ?? ? ????????????? ?????????????. ???????? ??, ????-??? ????? ? ?????, ??? ?? ??????? ??????? ??????????? ?????, ???? ?? ???? ?? ??????? ??????????????? ??????-????? ?????????????, ??????????? ?? ????????????? ??? ???????????? ?????.
??????? ??? ?????????, ???? ????? ?????? ??????? ? 1700?. ?? ?????? ? ????????? ?????? ?????????, ? «?????????????-??? ??????????? ????????!» ???????? ?????????? ???????-???? ??????? ?????????, ??????? ???? ??????? ?????? ????????? ???????.
??????-??? ??????????? ? ????? ??????? ??????????? ????? ??-??????; ??? ????, ??? ? ??????? ????????, ??? ?????????-??? ?????? ? ???????? ????? ??????? ? ?? ??????????. ??? ??????? ????? ??????? ? ????, ??? ? ????????? ????? ?????? ???? ????? ?????? ???????? ?????????, ?????? ??-?????. ???????? ?? ???????? ? ?? ????, ? ?? ?????????-??? ???????, ???? ????????? ???????? ?? ???????????? ??????? ??????????? ?????? ???????. ????????????? ??-?????????????? ? ?????????? ??????? ??????????? ?? ????? ??????? ?????????? ?????, ????? ??? ??????????-??, ??????? ????? ??????? ?????????? ???????? ? ????-???? ? ??????, ??? ??????????? ????????? ???? ? ???????-??? ?????? ? ????????????, ????????? ? ???? ?????? ??-??????? ????? ??????????? ? ???????? ? ??????? ???-?????????. ? ????? ???????? ??? ?? ??????, ????? ????, ? ???????? ? ??????????? ?????????, ??????????? ?????? ???????, ???????? ?????, ?????????? ? ???? ? ?????????-????? ???????????, ???????? ????? ? ??? ???????????? ??-??????????. ???? ????? ?? ????? ??? ??? ???????? ??? ?? ???????????, ????? ??????? ??????? ????? ???????-???? ??? ?? ??????. ????? ???????? ??????? ??? ???? ?????????? ?????????, ???????? ?????? ????? ? ??????? ????????. ?? ???????? ??????????? ?? ??? ?????? ??????????. ??????????? ? ??? ??????? ? ????? ? 1706 ?., ???? ? 1716 ?. ?????? ??? ? ?????????, ?????? ??? ????? ?????? ????? ? ???? ?????????? ?????????? ? ??????? ?? ???? ???????? ?? ??????? ??????? ???????????, ??????????? ? ??????? ????? ?????????????? ???. ?????? ?? ? ????? ?????????? ?????????? ?????? ?????????????? ? ???????-??? ?????? ?????, ? ? ????? ???????????? ???????????? ??? ????????? ? ????????? ??? ??????????.
??????? ? ??????????? ?????????? ?, ????? ????, ??-?? ????? ????? ???? ?????? ????? ?????????? ??????????, ?? ??????? ??????????? ????. ????? ???????? ??? (1700-1721) ??????????? ????????? ??????????, ??? ??????? ??????? ??????? ??????????? ??? ?????????. 14 ??????? 1721 ?. ??????????? ???????? «?????????? ???-??????????????? ??????». ??? ???????? ???????? ??????-?? ???????? ????? ?????????? ??????. ? ??????????? ?? ??? ??? ???????? ?????????, ???????????? ???????? ? ??????????????? ????? ??????. ? ?????????? ????????-?? ??????????? ?? ?????????????? ???????????? ???????-??? ????????? ? ?? ???????????? ??????????, ????????????? ?? ????????????? ?????????? ?????????? ?????? ? ??-??? ???????????????. ?? ?????? ???? ???????????. ??????? ????? ?? ??????????? ?? ?????? ???????????:
???????? ????????? ????????? ? ????????? ?? 30 ???;
??????? ????????? ? ??????????? ?????????????? ? ??????????? ?? ????? 4 ??? ? ???;
?? ???? ?????????? ???????? ???????????? ????;
??????? ??????????? ???????? ??????? ?????????, ? ???? ??????? ????;
????????? ??????????? ?????? ????????????? ????? ?? 50 ???, ? ?????????????? ?? ????? ??????? ???????????? ??? ?????????? ? ????.
???? ?????????????? ? ???? ????????, ????????????? ?????????? ????????? 25 ?????? 1721 ????. ????????????? ????? ?????????? ?????????? ??????????????? ??? ????????? ?? ???? ????-??????. ?????? ?????? ?? ?????????? ???????????? ???: ?????????, ??? ????-??????????, ?????? ????????? ? ????-?? ???????? (? ????? ?? ??????? ????????????? ??????? ? ?????? ???????????). ???????, ??? ?????? ?????? ??? ???-??????? ? ???????? ???????? ????????. ????, ?????????? ??? ??????, ???? ?????? ??, ??? ? ??? ?????????; ????-?????????? ????? ???????? ? ?????? ??? ????-????????, ??? ?????? ???? ????? ????????? ????????, ??? ?????-???????. ??????? ??????????? ?????? ???? ????? ? ?????? ???? ??????????? ????????.
??? ??????????? ?????? ???? ????? ?? ???? ????????-???, ? ????? ????? ????? ???. ??? ????????-??????????-?????? ??????? ????????? ? ??????? ?????? ???????????? ??????, ?? ?????? ??? ?????? ???? ????????????? ???????, ? ????? ????? ??????????? ?????????. ?????? ?? ??????-??? ?????? ? ??????????? ??? ????? ? ?????? ??????????, ? ????????? ??????? ???????? ?????? ???????? ????? ??-??????? ???????.
????????? ?????????? ???? ??? ????? ????? ??????-????: ????? ??? ?? ????????? ????? ?????? ? ???? ????????. ??? ???? ??? ???-??????? ??????, ?? ????? ???????? ???, ??? ? 1701?. ???-????????? ???????????? ?????? ?? ????????? ??????.
? 1649 ?. ? ???????? ??????, ???????, ?????, ??????????? ???????-???? ?????????? ???????????? ??????. ?? ???????? ??? ?? ???????? ?????????? ??????????? ?? ?????, ???????? ??????? ???????????. ? ?????????? ???? ????????? ?? ?????? ? ??????? ??-?????, ?? ???? ? ????????? ???????. ??? ???????? ?? ???? ????????? ?????, ??? ?????? ???? ????? ?? ?????? ??-??????? ???????????? ???????? ? ?????? ? ?????????. ? ?????????? ???? ?????? ?? ?????, ?? ??????, ? ????? ??????? ???? ?????????? ???????; ?? ?????? ????????-??????, ?? ? ??????? ?? ?????? ????????? ? ?????? ?????-?????, ???????? ??????? ?????? ???? ?????????? ??? ??????? ???????? ???????????: ??????? ? ?????? ??????? ?????????, ??????? ??????? ? ???????? ??????????. ? ????? ???????????? ???? ???????? ???? ?????? ?? ???????????? ???????? ?????????? ? «?????????? ? ????????-??» (1724). ?? ????? ???????, ????????? ?????? ????? ?????????? ????????????????? (? ????????? ?????????? ?? ????????? ?????, ???????, ???????? ? ???????), ?, ????? ????, ????????? ?????? ???? ??????? ? ????????????? ????? ? ?????? ???????? ?????????? ? ??? ?????? ?????, ??????? ??????? ? ????????????? ?????????????? ?????. ???? ????? ????????????? ???????????? ???????-??? ???? ? ????????? ????????? ?? ? ???????????? ? ??????-???? ??????.
2.5. ????? ????? ? ???????? ????????
Характерной особенностью русского культурного развития в 1-ой четверти XVIII века был светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники. Появились культурные учреждения (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийская и военно-инженерные школы, а, после Навигационной школы - Морская академия. Петр I заботился о развитии образования в России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Во многих городах были открыты начальные "цыфирные" школы, в которых были обязаны учиться все дворяне. Прогрессивной чертой петровских школ было соединение обучения с практикой.
При Петре I по существу были заложены основы школьного образования в России. Церковно-славянский алфавит был заменен новым гражданским. Усилились культурные связи со странами Западной Европы.
В России возникли первые научно-технические лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами. Крупные ученые, изобретатели вызывали своими работами восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Большой вклад в развитие русской науки внес и сам Петр I .
В Петербурге была открыта "Кунсткамера" естественных наук, где по указу 13.II.1719 года "О сборе редкостей и покупке их у населения "Петра I , собирались различные экспонаты. Указ гласил:
"Так, если кто найдет в земле или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно - так чтобы приносили, да что будет довольное вознаграждение". 2 января 1703 г вышла в свет первая печатная газета "Ведомости". В 1725 г была открыта Петербургская Академия наук с гимназией.
Все культурные преобразования 1-ой четверти XVIII века были направлены на то, чтобы привить грамоту и приобщить русский народ к культурным достижениям стран Западной Европы, поставить Россию на один уровень с ведущими державами мира, сохранить достижения культуры для последующих поколений.
III. Заключение
Н. Я. Данилевский, определяя историческую значимость реформ Петра I, отмечал две стороны его деятельности: государственную и реформативную ("изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях"): "Первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства". Деятельностью второго рода, по мнению Н. Я. Данилевского, Петр привнес "величайший вред будущности России": "Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад". Несмотря на противоречивые мнения отечественных историков на развитие России в период правления Петр I , можно охарактеризовать данный период как значительный шаг России вперед, по пути развития. Россия стала страной с возросшей экономикой, сильной армией, более просвещенной и влиятельной на международной арене. Вплоть до сегодняшнего дня русские считают, что царствование Петра Великого было революцией в истории страны. За тридцать лет Россия стала совсем иной, благодаря чрезвычайно активной деятельности Петра I. Даже то, что в период его правления было немало жесткости и жестокости по отношению к своим поданным, не умоляет его исторического значения, так как делал это царь Петр I во имя развития и процветания России. Те основы для дальнейшего развития торговли, науки, промышленности дали, в конечном счете, свои плоды. Европейские страны стали принимать Россию во внимание, как могущественную державу.
Противоречивость в рассуждениях об этом периоде истекает, очевидно, из того, что основные тяготы по подъему экономики России, вооружению армии, войне, строительству новых городов и предприятий, легли в большей степени на плечи простых крестьян. Поскольку производительность крепостного труда была невысокая, средства на преобразования Петра I поступали от увеличения пошлин и податей, которые уменьшали и без того низкий уровень жизни простолюдинов. Мнение современников Петра I о проводимых им реформах тоже было неоднозначное. Многие поддерживали Петра в его преобразованиях, оказывали посильную помощь. В это время в дворянское сословие вышло много людей из простолюдинов, которые делом доказали преданность царю. В то же время многие дворяне и простые люди не понимали необходимость столь жестких условий. " Как его бог на царство послал, так и светлых дней не видали, тягота на мир, рубли да полтины, да подводы, отдыху нашей братьи, крестьянству нет".* Поэтому многие крестьяне уходили от тягот государственной жизни в Сибирь, в казаки. Дворяне пытались устроить перевороты и уклонялись от исполнения указов. Но, учитывая грозную личность Петра, недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление. Вспыхивавшие бунты подавлялись с помощью вооруженной силы.
Связывая время царствования Петра Великого с настоящим временем можно провести своеобразную параллель между революционными преобразованиями в то время и сменой экономических отношений в наше время. Период изменений всегда характеризуется неустойчивостью в работе производства, снижением уровня жизни, народными волнениями и войнами. И для быстрейшего восстановления и возрождения государства Российского необходим совместный труд всех его граждан на благо России во благо России.
ЛИТЕРАТУРА
Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.
Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах т. IV Курс русской истории М.: Мысль 1989
Павлиенко Н.И. Петр Первый и его времена. М.: Просвещение, 1989 г. С164
Российская империя в кн.: Хроника истории России М.: Дрофа 1995 - 99
Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль 1990-592с. стр.-320
Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой полови-не XIX века: История.
??????? ?.?. ???? ??????? ? ??? ????? - ?., ?????, 1989.
?. ?. ??????????? ?????? ? ??????, ?., ?????, 1991?.
?????? ??????? ??????? ?., 1993, ???? I, ??????????? ?.?., ?., 1993?.
??????? ???? ? ?????????? ?????? ?? ????? ????, ?.3, ?., 1967
Array
|