Благотворительность Рябушинских
Благотворительность Рябушинских
Введение
Благотворительность издревле была развита на Руси как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности граждан, меценатская деятельность представляет собой более высокую ступень развития формы благотворительности, но основные принципы этой формы социально-культурной деятельности остаются прежними. Ещё «…Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, передаваемую из рук в руки, притом «отай» тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной шуйцы» (В. О. Ключевский).
Цель моего реферата - изучить предпринимательскую и общественную деятельность семейства Рябушинских, выявить особенности их меценатской и коммерческой деятельности по средствам изучения различных материалов художественного, научного и публицистического характера.
Род Рябушинских берет свое начало, как и многие другие купеческие роды от крестьянской семьи, желавшей не прозябать в глухой деревне, а выйти в люди на поприще торговли, проявив всю свою сноровку, находчивость, хваткость, интуицию, начать свое коммерческое дело.
Сам факт, что купцы, люди малообразованные, не интересующиеся по роду своей деятельности искусством и культурой, увлеченно начинают заниматься культурной жизнью страны, проявившаяся в меценатской деятельности, привлекает внимание российских и зарубежных историков, вызывает интерес ученых к этому специфическому для русской действительности явлению. Существует не мало причин, по которым купцы начинают безвозмездно вкладывать свои средства в культуру и творческих людей, не имеющих возможности самим подняться на ноги. Не на последнем месте причина повышения своего авторитета, желание иметь в руках власть и силу, развитие собственного производства путем обучения и воспитания своих крестьян и, конечно же, личная культура, воспитание, любовь к искусству.
Рябушинские были ярыми сторонниками старообрядческой веры и не отказались от своих конфессиональных воззрение даже при нажиме власти и под угрозой потери своего промышленного дела. Это сыграло не малую роль в образе их жизни и оказало значительное влияние на меценатскую деятельность. Широкая благотворительная деятельность старообрядцев была связанна с оказанием конкретной помощью страждущим, скорбящим и болящим, с поддержкой образования, медицины и других сфер жизнедеятельности, кропотливое собирание и сохранение бесценных реликвий старой Руси. Рябушинские скупали иконы, резьбу по дереву, домашнюю утварь и передавали их стоявшим в глухих лесах скитам. Старообрядцы не жалели денег, спасая от истребления неоценимые сокровища родной старины, собирая их в своих домах и часовнях.
Помимо коллекционирования, Рябушинские организовывали выставки, занимались выпуском периодических изданий, реставрировали реликвии старины, занимались активной политической деятельностью, некоторые представители семейства занимались более насущными для социально незащищенных слоев населения проблемами, в частности были открыты общественные столовые, привлекались молодые малоизвестные талантливые люди, для популяризации их творчества и личности.
Меценатство не было эпизодом, деятельностью немногих образов, капиталистов, оно охватывает самые различные сферы и, по сути, довольно велико и недооценить его значение довольно сложно. Отечественная буржуазия оказала заметное влияние на культуру России, её духовную жизнь.
Глава 1. Старшее поколение Рябушинских
1.1 Михаил Яковлевич Рябушинский
Как и другие известные купеческие фамилии, начало династии Рябушинских уходит корнями в XVIII - XIX столетия. Основателем семейного дела становиться Михаил Яковлев Рябушинский, сын крестьянина Якова Денисова из слободы Пафнутьевского Боровского монастыря в Калужской губернии. Родился Михаил в 1786 году, но сведения о его жизни крайне скудны, достоверно известно, что в 12 лет он был отдан в учение, через четыре года, «прибыл в Московское купечество из экономических крестьян Калужской губернии» для записи в третью купеческую гильдию, согласно ревизской сказке. Для объявления себя купцом, ему необходимо было «объявить» капитал от 1 до 5 тысяч рублей, остается невыясненным вопрос, откуда у крестьянина могла появиться довольно большая по тем временная сумма денег. Историки предполагают, что Михаилу оказал помощь брат Артемий, проявивший себя в торговой стезе. Вступив в купеческое сословие, Михаил занимает место недалеко от брата в Холщовом ряду и начинает продавать ткани. Он покупал их у деревенских ткачей-кустарей, занимавшихся набивкой миткаля - хлопчатобумажной ткани, на которую наносился орнамент и таким способом получался ситец. В Москве новоиспеченному коммерсанту повезло, он выгодно женится на Евфимии Скворцовой, дочери богатого московского купца, имевшего собственное кожевенное дело и владевшего несколькими домами.
Разразившаяся пожар в Москве принес разорение не одному торговому роду Первопрестольной. Не избежал этой участи и пращур Рябушинских. Вернувшись в 1813 году на родное пепелище из Владимирской губернии, куда семейство бежало, он подает в Купеческую управу рапорт о невозможности оставаться в купеческом сословии: «По претерпленному мною от нашествия неприятельских войск в Москву разорению, процентных денег платить нахожу себя не в состоянии, почему покорнейше прошу по неимении мною купеческого капитала перечислить в здешнее мещанство»[5].
«Мещанский период» в жизни Михаила Рябушинского продолжался десять лет. Это было довольно тяжелым испытание для едва оперившегося коммерсанта, волею обстоятельств вынужденного перейти в низшее сословие. Но умение терпеть, преодолевая капризы фортуны, было фамильной чертой Рябушинских. Годы испытаний не сломили предприимчивой натуры старейшины рода, и переменчивое купеческое счастье вновь ему улыбнулось.
В декабре 1823 года Михаил Яковлевич Ребушинский вновь просит записать его с семейством в третью купеческую гильдию и объявляет 8 тысяч рублей капитала.
«Дух капитализма», возник из аскетической протестантской морали, которая свое отражение в России нашла в старообрядчестве, в 1820 году раскольником «поповского толка» становиться Михаил Рябушинский, причем от своей веры семейство не отступает на протяжении многих лет, даже под натиском правительства.
Михаил занимался продажей ткаческих ремесел, в 1844 он покупает каменную лавку в Холщевом ряду, ране принадлежавшую Сорокованову, у которого некогда Михаил работал приказчиком. В середине 40 - ых годов Рябушинский заводит собственную фабрику, так было положено начало промышленной империи рода Рябушинских, затем основывает мануфактуры в Калужской губернии; в селе Насокове, Медынского уезда; в селе Чуриково в Малоярославце. Главным продолжателем империи становиться сын Павел Михайлович Рябушинский, который после кончины родителя в 1858 году получает.
1.2 Павел Михайлович Рябушинский
В завещании Михаил Рябушинский передал «все благоприобретенное движимое и недвижимое имение... ейским 2-й гильдии купцам Павлу и Василию Рябушинским»[5]. Душой семейного дела после смерти Михаила Яковлевича становится Павел Михайлович. Его отличали предприимчивость, общительность, экспансивность в противоположность замкнутому, лишенному широкого взгляда и предпринимательской хватки брату Василию. Воспитание братья получили домашнее, а так как Михаил Яковлевич детей предпочитал воспитывать делом, то с 14 - 15 лет они служили в лавке, постигая тайны купеческой бухгалтерии, ездили вместе с матерью по деревням, продавая и покупая ткани. Природная пытливость и цепкая память позволили Петру добиться больших успехов, не смотря на то, что в доля вкладов обоих братьев в производстве была равна.
Детей Павла Михайловича поражало его чутье, интуиция, способность «распознавать часто вопреки видимости, каков корень учреждения», с которым ему «предлагали вступать в какие-либо деловые отношения» [3]. Он мог бы спокойно продолжать налаженное отцом дело, однако, с присущей ему прозорливостью, принимает решение, круто изменившее сферу деловых интересов семейства.
В 50 - 60-х годах XIX века московские текстильные фирмы в массовом порядке переходят от ручного ткачества к механическому производству с использованием паровых двигателей. Заведения, основанные Михаилом Рябушинским, проигрывали в соревновании с механическими фабриками - многое велось по старинке, слишком велика была доля ручного труда. Переоборудование стоило дороже, чем приобретение нового предприятия на ходу. Внимательно следивший за новинками технического прогресса (неоднократно с этой целью бывал он в Англии, в то время по праву носившей высокое звание мастерской мира), Павел Михайлович в 1869 году присматривается к бумагопрядильной фабрике в Тверской губернии в селе Заворово недалеко от Вышнего Волочка. Фабрика была построена в 1857 году торговым домом «Шилов и сын». В начале 1860 годов, когда грянул кризис хлопчатобумажного производства (США из-за Гражданской войны резко сократили экспорт хлопка - основного сырья российской хлопчатобумажной промышленности), фабрику пришлось остановить, а над владельцами была учреждена администрация. Но Рябушинский верно оценил ситуацию. Фабрика была расположена очень удобно, в полуверсте от железнодорожной станции Николаевской дороги, на равном расстоянии от двух столиц - Петербурга и Москвы, в районе сплавной реки Цны. Павел Михайлович продает все свои мануфактуры и покупает убыточную на первый взгляд фабрику за 268 тысяч рублей - она становится единственным промышленным предприятием клана Рябушинских. В 1870 году за участие в мануфактурной выставке Павел Михайлович был пожалован золотой медалью для ношения на шее с Аннинской лентой и надписью «За полезное».
В период промышленного подъема конца XIX века, предприятия Рябушинских набирают максимальные темпы, уступая по размеру оборотов производства только мануфактуре Морозова. В 1895 году открывается бумагопрядильная фабрика, в 1897 году - лесопильный завод. В ткацком и прядильном корпусах устанавливается электрическое освещение - вещь крайне необычная для уездного городка.
Пожар едва не погубил начинание Павла Рябушинского. В 1880 году сгорела Заворовская фабрика - пропало оборудование, запас товаров, сильно пострадали и сами корпуса. Зато восстановленное предприятие было оснащено уже новейшими иностранными машинами. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке в Москве изделия вышневолоцких ткачей за высокое качество работы получают высшую награду - право маркировать товары изображением двуглавого орла, государственного герба России.
В 1887 году вышневолоцкая фабрика (включавщая в себя несколько фабрик - бумагопрядильную, ткацкую, красильную, отбельную и аппретурную) была реорганизована в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» (брат Василий умер в 1885 году).
Среди постоянных забот о развитии руководимого им дела, Павел Михайлович, как и большинство представителей Московского купечества, не забывал о благотворительных обязанностях, сопутствующих созидающему богатству. 26 августа 1891 года он открывает в своем Голутивинском доме обширную общественную столовую. В 1859 году этот дом был пожертвован Александрой Степановной, женой Павла, Человеколюбивому обществу, для устройства в нем, кроме столовой убежища имени Рябушинского для вдов и сирот московского купеческого и мещанского сословия христианского вероисповедания. На устройство и оборудование этого убежища предоставлены были значительные средства. Духовное завещание Павла Михайловича обеспечивало бесплатное кормление в народной столовой трехсот человек ежедневно.
Дело Павла Михайловича продолжили его дети, все они получили хорошее образование, с школьных годов знакомятся с производственной деятельностью, отец рекомендует их заведующим разных отдельных фабрик, По окончании курса академии, старших сыновей Павел посылает за границу для ознакомления с той отраслью товарищества, в которую ему хотелось определить сыновей.
К 90 - ым годам уже четверо его сыновей работали в деле, и, умирая в 1899 году, предприниматель был спокоен за свое дело, оставленное в надежных руках.
После кончины Павла 30 января 1900 года произошел огромный пожар, уничтоживший прядильную и ткацкие фабрики. Этот пожар заставил товарищество приняться за срочное переустройство производства, оборудование их новыми машинами и принятие во внимание всех технических усовершенствований в прядильном и ткацком деле. С 1901 года для отопления фабрик разрабатываются технологии получения тепла из торфяных болот, неустанно увеличивается размер лесных площадей, принадлежавших Рябушинским. Фабрики была соедены с Николаевской железной дорогой; для рабочих была выстроена трехэтажная казарма; выстроено новое здание для фабричной школы.
Главными работниками различных сфер товарищества были: Павел Павлович, Сергей Павлович, Владимир Павлович, Степан Павлович, Михаил Павлович, Федор Павлович, Дмитрий Павлович. Деятельность наиболее ярких из них мы рассмотрим подробнее, тех сыновей Павла Михайловича, которые не оказали принципиального воздействия на развитие русского предпринимательства и меценатства, изучим более пространно.
Например, Федор Павлович оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции по изучению Камчатки. Всерьез озадачившись этим вопросом, он приглашает для своего обучения А. А. Ивановского, который читает ему курс лекций по географии, антропологии и этнографии Сибири. К концу обучения у него составилась обширная библиотека книг о Сибири на русском и иностранном языках, большое собрание географических карт и атласов.
Федор был поражен малоизученностью этого района и деятельно стал готовиться к её осуществлению. Прежде всего, он знакомиться с организациями крупных американских экспедиций, в особенности с экспедицией американца Джузупа. Разработка собственного плана экспедиции оказывается делом чрезвычайно сложным, из-за отсутствия необходимых данных и невозможности получить эти данные на месте. На Камчатовскую экспедицию Федор Павлович пожертвовал 200 000 рублей. Целью его экспедиции было желание подробное и разносторонне исследование полуострова Камчатки, для достижения своей цели было необходимо участие большого числа специалистов, выбор которых и определил успех задуманного дела. Проведенные исследования сыграли важную роль в процессе изучения этого региона, отразились на дальнейшем его освоении и изучении.
Дмитрий Павлович в делах товарищества принимал лишь косвенное участие, занимаясь в основном научной деятельностью в созданном им Аэродинамическом институте, изучая вопросы воздухоплавания и гидродинамики. Он многое время отдавал Русскому научно - философскому обществу во Франции, им же основанному во время эмиграции. С 1946 года он возглавляет Общество охраны русской культурных ценностей за рубежом. Многое по его инициативе было сделано для спасения многочисленных архивов русских эмигрантов. Рябушинский состоял председателем Европейского комитета по изданию книг о русской эмиграции, её значении в мировой культуре. Неутомимой деятельностью Дмитрия Павловича мы обязаны появлением многих изданий, донесших до нас описание русского зарубежья.
Глава 2. Младшее поколение Рябушинских
2.1 Павел Павлович Рябушинский (1871 - 1924)
Павел Павлович родился в Москве, в большой семье хлопчатобумажного фабриканта и банкира Павла Михайловича Рябушинского, был старшим сыном, подававшим большие надежны на торгово-промышелнном поприще. В 1890 окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, владел немецким, французским, английским языками, занимался самообразованием. С 1900 года сменил отца на посту руководителя Товарищества мануфактур
П.М. Рябушинского с сыновьями. С 1902 года стал совладельцем банкирского дома «Братья Рябушинские», реорганизованного впоследствии в акционерный Московский банк, занимавший 13-е место среди ведущих коммерческих банков России.
Наряду с широкой предпринимательской деятельностью Рябушинского (сфера интересов в льняной, стекольной, бумажной, полиграфической, автомобильной промышленности); занимает руководящие должности в крупнейших организациях: Московском биржевом комитете, председательствует в Обществе хлопчатобумажных фабрикантов, Военно-промышленном комитете, становиться членом Государственноно совета по выборам от промышленности, председатель всероссийского союза.
С 1905 года был известен своей политической активностью, войдя в ЦК «Союза 17 октября», не приняв политику А.И. Гучкова, в 1906 году вошел в умеренно-либеральную партию мирного обновления, не принимавшую ни революционного насилия, ни правительственного произвола. В 1912 году стал одним из инициаторов создания партии прогрессистов, считая необходимым установление конституционного строя и перехода реальной власти в руки торгово-промышленной буржуазии. Активно участвовал в движении за права старообрядцев.
В издаваемых Рябушинским газазетах «Утро», «Утро России» высказывались взгляды противоправительственного направления. После Февральской революции 1917года призывал к единству социальных сил («Еще не настал момент думать, что мы можем все изменить, отняв все у одних и передав другим, это является мечтою, которая лишь многое разрушит и приведет к серьезным затруднениям. Россия в этом смысле не подготовлена, поэтому мы должны еще пройти через путь развития частной инициативы» [3]), убеждал Временное правительство в недопустимости двоевластия и необходимости идти на разрыв с диктатурой Советов. Доказывая вред введенной правительством 25 марта хлебной монополии, разрушившей торговый аппарат, и предрекая крах экономики после отстранения торгово-промышленного класса. Потеряв надежду на установление конституционного строя, поддержал Л.Г. Корнилова, а после его поражения отошел от политической деятельности.
Находясь в Крыму на лечении, был арестован, но вскоре был освобожден А.Ф. Керенским. После Октябрьского переворота Рябушинский вошел в антибольшевистский Совет государственного объединения России (СГОР), созданный по инициативе П.Н. Милюкова. В 1919 году выехал в Париж, безуспешно пытаясь возродить деятельность объединения предпринимателей, надеясь на экономический крах большевиков. В 1921 году в связи с началом НЕПа посчитал, что коммунистическое правление изжило себя, и готовился к возвращению для участия в возрождении России. Но в 1924 году он умирает в городе Камбо-ле-Бэн, во Франции.
2.2 Владимир Павлович Рябушинский (1873 - 1955)
Родился 29 июня 1873 году в Москве в семье известных промышленников, имевших старообрядческие корни. Представитель знаменитой династии старообрядцев - поповцев. Учился в Практической академии коммерческих наук в Москве, а затем в Гейдельбергском университете в Германии. После смерти отца быстро занял лидирующие позиции в банковском и промышленном делах, имел необходимые для предпринимателя личностные качества.
С 1905 года он активно принимается общественной деятельность и на первых же порах занимает в ней выдающиеся место, становиться членом ЦК «Союза 17 октября», затем членом партии прогрессистов. Являлся одним из учредителей Торгово-промышленной палаты.
С начала Первой мировой войны добровольно отправился на фронт, принимал участие в боях. Был произведен в офицеры и награжден орденом святого Георгия четвертой степени, затем принимал участие в Гражданской войне. Участвовал в Ясском совещании организаторов Белого движения. Эмигрировал из Крыма в Константинополь, затем переехал во Францию. На чужбине ему не удается продолжить фамильное дело.
Становиться основателем общества «Икона» в Париже, просуществовавшего с 1927 по 1951 года. С 1951 по 1955 года Владимир Павлович становится почетным председателем общества. Принимает активное участие в кружке имени Андрея Рублева, ставившего своей целью ознакомление французов с русским искусством и с иконописью. Посвятил иконописи многие работы, выдержки из которых печатались, в частности, в рижском старообрядческом журнале «Родная старина». К концу жизни потерял зрение. Скончался 7 октября 1955 году в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
2.3 Степан Павлович Рябушинский (1874 - 1942)
Родился к купеческой старообрядческой семье династии Рябушинских. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. Управлял торговой частью семейной фирмы -- Товарищества П.М. Рябушинского с сыновьями. Был одним из совладельцев банкирского дома братьев Рябушинских, с 1912 года членом совета созданного на его основе Московского банка, в 1916 году становиться одним из учредителей Товарищества Московского автомобильного завода (АМО).
Наибольшую известность Степану Павловичу принесла не предпринимательская деятельность, а коллекционирование икон. Будучи старообрядцем, после указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» Рябушинский мог открыто собирать иконы «старого письма». Он начал покупать их большими партиями по всей России, лучшие оставлял себе, другие жертвуя старообрядческим храмам. К 1914 году Степан Павлович владеет одной из лучших коллекций икон в Москве (наряду с собраниями И.С. Остроухова и А.В. Морозова).
Также он занимается коллекционированием других культовых предметов и различной церковной утвари. Иконы Рябушинского размещались в молельне его городской усадьбы на Малой Никитской улице (ныне здания музеев М. Горького и А.Н. Толстого), построенной в 1900 - 1902 годах архитектором
Ф.О. Шехтелем.
Одним из первых Рябушинский при участии иконника-реставратора
А.В. Тюлина начал реставрировать иконы в устроенных у себя мастерских, при этом были открыты многие шедевры древнерусского искусства. Во многом именно благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи, произошло так называемое «открытие иконы» в начале XX века.
Рябушинский экспонировал иконы на выставке «Древнерусская иконопись и художественная старина» (Петербург, 1911 - 1912 годы). Был инициатором проведения юбилейной выставки в Москве в «Деловом дворе», участвовал в создании её экспозиции и подготовке печатного каталога («Выставка древнерусского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия царствования Дома Романовых»).
Рябушинский занимался научным исследованием икон, в журнале «Церковь» в 1908 он опубликовал статьи «Изображение Воскресения Христова», «О реставрации и сохранении древних святых икон». Степан Павлович был избран почётным членом Московского археологического института.
После 1917 года Рябушинский эмигрирует в Милан. Его коллекция в 1918 -1919 годы поступкет в Государственный музейный фонд, в 1924 - 1928 года лучшие иконы были переданы в Третьяковскую галерею (ныне там находятся 54 иконы из его собрания), ГИМ, Оружейную палату, часть в Пермский и Кубанский музеи, некоторые распроданы. В 1924 году Степан Павлович Рябушинский умирает в Милане.
2.4 Николай Павлович Рябушинский (1877 - 1951)
Родился в 1877 году в Москве в семье миллионеров - предпринимателей Рябушинских. Николай Павлович не имел никакой склонности к торгово-промышленным делам, в исторической науке он известен как коллекционер русской и западноевропейской живописи, антиквар. После смерти отца он вышел из состава «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и, получив свою наследственную долю родительского богатства, с головой погрузился в мир Московском богемы.
Рябушинский связал свою меценатскую деятельность с отечественным изобразительным искусством, с тем его направлением, которое ориентировалось на модные тогда идеи символизма. Он стремился стать организующим центром этого нового направления, поднять его значение и авторитет в художественно - культурной жизни Москвы. Перед глазами у него был пример Сергея Павловича Дягилева, и Рябушинский решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева, способствуя консолидации молодых художественных сил и популяризации их творчества.
Прежде всего, был организован новый художественный журнал - «Золотое руно». Название было не только красивым, но и символичным: все участники издания должны были сплотиться вокруг общего дела, как отважные аргонавты из древнегреческого мифа. Участвовать в этом проекте Рябушинский пригласил: Сомова, Лансере, Остроумову, Бакста, Бенуа. Кроме них Николая Павловича окружали: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Петр Уткин, Николая Сапунов, Николай Крымов и Николай Милиоти, Анатолий Арапов, Мартирос Сарьян, Артур Фонвизин. Все они были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сблтизившимися ещё в студенческие годы. Дебютом этой группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в апреле - июне 1904 года в Саратове.
Взявшись за издание журнала «Золотое руно», Рябушинский по своему обыкновению не жалел средств. Редакция размещалась в снятом им доме на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина. «Золотое руно» имело огромный формат, печаталось золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках. Журнал блистал качеством иллюстраций. Это было дорогое издание, годовая подписка стоила 15 рублей. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Николаю Павловичу приходилось большую часть возмещать из собственных средств. К концу 1906 года доход от продажи «Золотого руна» составил 12 тысяч рублей, расходы превысили 80 тысяч.
Вышедший в январе 1906 года первый номер «художественного, литературного и критического журнала» «Золотое руно» был почти целиком посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю - двум мастерам, творчеством которых, по словам Рябушинского, определялось кредо издания. В журнале сотрудничали видные деятели литературы и искусства Вячеслав Белый, Мережковский, Гиппиус, Белый, Бальмонт, Философов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузьмин, Сомов, Бакст, Сологуб, Минский.
Многие осуждали издание Рябушинского за претенциозную роскошь. В 1907 году оформление журнала изменилось: меньше стал формат, исчез перевод на французский язык, сократилось число иллюстраций. Разочаровались в Рябушинском и некоторые близкие к журналу авторы. Еще в 1906 году испытал разочарование в «Золотом руне» Бенуа. А в 1907 году с журналом порвал и Андрей Белый, вслед за ним ушел Валерий Брюсов. Уход нескольких именитых сотрудников не смутил Николая Павловича, на смену им в «Золотое руно» пришли Георгий Чулков, Борис Зайцев, Сергей Городецкий, Иван Бунин. С апреля 1907 года по ноябрь 1908 года критическое обозрение текущей литературы в журнале вел Александр Блок.
Подражая Дягилеву, Рябушинский старался следовать по его стопам не только в издании журнала, но и в организации и устройстве художественных выставок. Первым его опытом на этом поприще была вошедшая в историю русского искусства серебряного века выставка «Голубая роза». Выставка открылась 18 марта 1907 года, была организована целиком на средства Рябушинского, принимавшего активное участие в ее устройстве и оформлении и даже экспонировавшего на ней несколько собственных живописных панно. Эта выставка стала сенсацией в московском мире искусства. В выставке участвовали шестнадцать художников: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, Дриттенпрейс, Кнабе, Рябушинский, скульпторы Матвеев и Бромирский.
К концу 1909 года издатель «Золотого руна» разорился. Несомненно, не окупающиеся расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была не в этом. Отчаянный картежник, Николай Павлович однажды проигрался в пух и прах. После этого Рябушинский по-прежнему вращался в кругах творческой интеллигенции, по-прежнему был причастен ко многим художественным выставкам, но уже не в роли мецената, а в качестве рядового участника экспозиции.
В 1922 году Николай Рябушинский эмигрировал во Францию. Умер он в 1951 году в больнице после операции. Похоронен на Восточном кладбище в Ницце.
Заключение
Над большинством людей нашего поколения довлеет стереотип купеческого сословия, как ограниченного человека, самодура. На самом же деле купеческие семьи давали начало целым династиям успешнейших промышленников, талантливых финансистов, дальновидных политиков, которые оказали значительное влияние на развитие отечественной культуры, многократно усилили её авторитет, а порой и износа открывали для зарубежных граждан.
Семейство Рябушинских не было исключением, заработав своим собственным талантом, умением найти в себе предпринимательскую жилку, интуицией, целеустремленностью, экономической активностью, быстрой реакции на экономическо - хозяйственные катаклизмы, инициативностью и новаторством в хозяйственном процессе, творческому, но в то же время жесткому подходу к достижению своей неизменной цели, они оставили свой след в истории Российского предпринимательства как успешные, добросовестные представители купеческого сословия.
Начиная с Михаила Яковлевича Рябушинского, в детях семьи это рода неизменно воспитывали трудолюбие, выносливость, честность, приучали к работе с самого раннего возраста, стимулировали развитие производительной деятельности в сыновьях, прививали любовь к искусству и культуре.
Естественно не все представители семейства Рябушинских занимались предпринимательской деятельность, многие посвятили своя жизнь научной деятельности, добившись на этом поприще немалых успехов и принесшие немалый вклад в отечественную науку, так например, Дмитрий Павлович, Федор Павлович. Степан Павлович, Дмитрий Павлович оставили свой след в истории как деятели культуры и искусства, оказавшие значительное влияние на развитие и процветание русского коллекционного дела, способствовавшие активной творческой деятельности не имеющих на это средств талантливой молодежи.
Хотя семейство Рябушинских не самые известные с меценатской стезе предприниматели, как, например, Дягилев, Морозовы, Мамонтовы, Строгановы, Щукины, но и их вклад в национальную культуру нельзя недооценивать и обходить стороной их благотворительную деятельность, поскольку нуждающуюся в поддержке национальная культура, получая материальную помощь, имеет возможность продуктивно развиваться, процветать и прославлять Российскую культуру далеко за пределами нашей необъятной Родины.
Список использованных источников
1. Аронов, А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. - М. : Моск. гос. ун - т, 1995. - 115 с.
2. Борисов, В. П. Дмитрий Павлович Рябушинский / В. П. Борисов // Природа. - 2000. - № 8. - С. 61 - 68.
3. Иванов, В. Предприниматели России Рябушинские. Зачем человеку деньги… Хроника жизни купеческой семьи Рябушинских / В. Иванов. - М. : ТЕРРА - TERRA, 1996. - 447 с.
4. Пакраван, М. Династия в изгнании: семья Рябушинских: история и судьбы / М. Пакраван // Новое время. - 2006. - № 42. - С. 32 - 35.
5. Петров, Ю. А. Династия Рябушинских / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1997. - 361 с. - ( России известные имена).
6. Петров Ю. А. Политические деятели России 1917 : библиограф. словарь / Ю. А. Петров. - М. : Русская книга, 1993. - 635 с.
7. Российская государственная библиотека [электронный ресурс]. - Режим доступа : http: // www. krugosvet. ru. / Literature. htm.
8. 1000 лет Русского предпринимательства: из истории купеческих родов / сост. О. Платокова, Ю. Банишлова. - М. : Современник, 1995. - 479 с. - ( Энциклопедия купеческих родов).
|