Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского (середина XIII - середина XVI в.)

Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского (середина XIII - середина XVI в.)

3

Министерство образования Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

по дисциплине "История Беларуси"

на тему:

"Белорусские земли в составе Великого княжества Литовского

(середина XIII - середина XVI в.)"

Минск, 2011

Содержание

  • Образование Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского
  • Великое княжество Литовское в XIV - XV вв.
  • Государственно-политический строй Великого княжества Литовского
  • Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - первой половине XVI в.
  • Политическое положение Беларуси в первой половине XVI в.
  • Формирование Белорусской народности
  • Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

Образование Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского

Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток.

Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого.

Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг.

В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские.

В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил.

Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами.

Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшалк укрылся в Пинске.

Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и "русские" земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264-1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли.

Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была политерриториальной и полиэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в X-XII вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество.

Великое княжество Литовское в XIV - XV вв.

В первой половине XIV в. стремился всеми способами расширить и укрепить границы Великого княжества Литовкого Гедимин (1316-1341 гг.). Успешно велась борьба против крестоносцев. В этой борьбе особенно отличился Давид Городенский, Гедимин в 1323 г. основал новую столицу Великого княжества Литовского - Вильно. Наряду с укреплением западных границ с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и строил новые на границе с Ливонским Орденом. Он укрепил Керново, заложил Троки. Власть Гедимина была распространена почти на все белорусские территории.

Сын Гедимина Ольгерд еще при жизни отца стремился осуществить программу включения в Великое княжество Литовское всех русских земель, входивших в Киевскую Русь. Став великим князем (1345-1377 гг.), он успешно осуществлял свою "общерусскую" программу, направив усилия на восток. Под его властью оказалась значительная часть сегодняшних Смоленской, Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Московской и Тверской областей. Ему подчинялись Псковская и Новгородская земли. Войска Ольгерда в 1368, 1370 и 1372 гг. совершали походы на Москву. В 1363 г. Ольгерд разгромил татарскую орду на Синих Водах, левом притоке Южного Буга. С этого времени Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав ВКЛ.

Таким образом, в XIV в. произошло дальнейшее военно-политическое усиление ВКЛ, повысился его международный авторитет. Великие князья стали титуловаться не только литовскими, но и русскими. ВКЛ становилось славянским не только по официальному, государственному языку, каким был старобелорусский, но и по преобладанию славянского населения.

Однако в конце XIV в. начался новый этап в истории ВКЛ. Ситуация изменилась после смерти Ольгерда и начала княжения его сына Ягайло (1377-1392 гг.). Пожар династической борьбы между Ягайло, его братом Витовтом и дядей Кейстутом, активизация захватнической политики Ордена, обострение отношений с московским княжеством, дипломатия Рима против православия подтолкнули Ягайло к оформлению союзных отношений с Польшей. В1385 г. была подписана Кревская уния. Согласно унии Ягайло перешел в католичество, принял имя Владислава, женился на королеве Ядвиге и был объявлен польским королем и Великим князем Литовским.

В 1387 г. Ягайло издал привилей, по которому православная знать ставилась в неравное положение с феодалами католического вероисповедания, что вызвало политическое противостояние внутри княжества между силами пропольско-католической и прорусско-православным направлениями. Политический кризис использовал Витовт. Он добился того, что в 1392 г. было подписано Островское соглашение, согласно которому Витовт стал великим князем Литовским, а ВКЛ гарантировалась самостоятельность в союзе с Польшей.

Укрепив свою власть, Витовт попытался реализовать планы Ольгерда на востоке. Вместе с ордынским ханом - изгнанником Тахтамышем, он планировал вокняжиться на московском княжении, на Новгороде Великом, Пскове. Тахтамышу же был обещан возврат всех его владений в Орде. Однако эти планы были похоронены на р. Ворскле 12 августа 1399 г, где коалиция Витовт - Тахтамыш потерпела жестокое поражение от войск Золотой Орды. Витовт вынужден был в 1401 г. подписать Виленско - Радомскую унию, которая подтвердила предыдущие соглашения с Польшей. Оба государства должны были совместно действовать против врагов.

В 1409 г. началась большая война ВКЛ и Польши против крестоносцев, центральной битвой которой стала Грюнвальдская, состоявшаяся 15 июля 1410 г. Эта битва изменила европейскую историю средневековья. В ней объединенным польско-литовским войском, в котором находились воины со всех белорусских земель, был разбит Тевтонский орден, и на пять столетий прекратилось наступление немцев на славянские земли.

Грюнвальдская битва укрепила государственное сближение Польши и ВКЛ. В 1413 г. была подписана Городельская уния, которая закрепила политическую самостоятельность ВКЛ, но под властью польского короля. Одновременно уния ставила в дискриминационное положение православную знать по отношению к католической. Она лишала права православных феодалов занимать государственные посты и избирать великого князя.

В последние два десятилетия княжения Витовта его авторитет возрос. Он контролировал события в Москве, ему присягали на верность князья тверские, рязанские, орловские и др. Одновременно Витовт придерживался прозападной, католической ориентации. Он поставил себе целью влиться в семью польских королей и отвоевать от Польши для своей державы роль западноевропейского форпоста в Восточной Европе. Однако интриги польской стороны не позволили этим планам осуществиться. В 1430 г. Витовт умирает, так и не короновавшись.

При поддержке князей и бояр белорусских, украинских и русских земель великим князем ВКЛ становится младший брат Ягайло Свидригайло. На эти силы он и стал опираться. При нем православная знать начинает занимать высшие должности и заседать в великокняжеской Раде. Такая политика вызвала недовольство среди польской знати, которая организовала заговор против князя в Ошмянах. Великим князем ВКЛ от имени Ягайло был назначен Сигизмунд Кейстутович. Свидригайло спасается бегством в Полоцк, где было провозглашено о создании Великого княжества Русского. Началась гражданская война (1432 - 1436 гг.). Обе стороны стремились перетянуть на свою сторону белорусских и украинских бояр. Боевые действия ни одной стороне не принесли успеха. Только после издания двух привилеев (1432 и 1434 гг.), которые практически уравнивали православную знать с католической в экономических правах, победа досталась виленскому князю. В 1435 г. Свидригайло потерпел поражение под Вилькамиром, и Русское княжество перестало существовать. В 1440 г. в Вильно заговорщиками во главе с князьями Чарторыйскими был убит Сигизмунд. Князем ВКЛ был объявлен брат польского короля Казимир Ягайлович.

Великокняжеский трон Казимир занимал с 1440 г. по 1492 г. С 1447 г. по 1492 г. он одновременно являлся и королем польским. В 1457 г. Казимир издал дарственную грамоту, "земский привилей Казимира", в которой закреплялись определенные права за всей шляхтой, без различия по областям, религиям, этнической принадлежности. В угоду литовско-белорусской знати в грамоте предусматривалось, что представители других народов не могут занимать правительственные посты, а также покупать землю. Князь не имел права уменьшать территорию ВКЛ. В 1468 г. Казимир принял Статут, или Судебник, который стал первой пробой кодификации права. Установил единые для всей страны виды наказания за совершенные преступления.

Государственно-политический строй Великого княжества Литовского

В начальный период ВКЛ состояло из удельных княжеств, а также областей, находящихся в федеративных отношениях с центральной властью (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), и из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская земли. Ими управляли князья - наместники. В XV в. Витовт создал новую политико-административную систему. Крупные вассальные княжества были преобразованы в воеводства, или поветы. В Великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и (с XVI в.) два староства - Жемойтское и Волынское.

Великое княжество Литовское представляло собой монархию во главе с великим князем. Князь избирался шляхетским сословием из представителей княжеской династии. Великий князь командовал вооруженными силами, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд. В его ведении были дипломатические отношения с другими странами, объявление войны и мира. Он назначал на государственные должности и распоряжался государственным имуществом. При великом князе в качестве совещательного органа действовала паны-рада, в состав которой входили лица, занимавшие высшие государственные посты, члены великокняжеской семьи и представители наиболее богатых влиятельных родов. Узкий круг лиц из наиболее приближенных к князю членов рады составлял переднюю, или тайную раду. Первоначально рада была совещательным органом, но по мере роста экономической и политической роли феодальной знати она превратилась в орган, который вместе с князем осуществлял законодательную, исполнительную и судебную власть.

В начале XV в. (1401 г.) начал действовать новый орган государственной власти - вальный (общий) сейм, в состав которого входили паны - радные, многочисленные служебные особы центрального и местного государственного аппарата, на его заседаниях могла присутствовать вся шляхта. С середины XVI в. вальный сейм состоял из Государственного совета, который стали называть Сенатом, и из поветовых послов - депутатов, которые составляли Посольскую избу.

Функции исполнительной власти осуществляли: канцлер, хранивший государственную печать и заведовавший центральной канцелярией; гетман, который в отсутствие великого князя командовал армией во время войны; земский подскарбий, ведавший государственной казной. При дворе был также ряд должностей, скорее почетных, чем реальных. Это маршалок дворный, чашник, стольник, конюший, мечник и т.п.

Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Его заместителями были каштелян, который командовал военными подразделениями в воеводстве, а также подвоевода, заведовавший канцелярией. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка, ключник присматривал за сбором податей и т.д. В поветах во главе администрации стоял староста, в городах - войт. Сельская администрация была представлена тиунами, сотниками, старцами и др.

Основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение, так называемое "посполитое рушение". Военнообязанными были все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять вооруженного и обученного ратника: одного от восьми служб (одна служба - примерно два крестьянских хозяйства).

Высшей судебной инстанцией в государстве был великокняжеский суд, а также суд панов - рады и Сейма. В 1581 г. был создан Главный Трибунал ВКЛ, который рассматривал наиболее важные государственные дела. На местах действовал общесословный замковый (гродский) суд, который рассматривал уголовные дела шляхты, мещан и крестьян. Дела шляхты, князей и бояр рассматривал земский суд. Земельными тяжбами занимался подкоморский суд. В городах, имевших магдебургское право, действовали войтовско-лавочные и бурмистерские суды. В селах продолжал функционировать копный и общинный суд. Крепостных крестьян судили помещики. В XIV - XV вв. наметился переход от обычного права к письменному. Важным шагом в этом направлении было объединение криминального, административного и процессуального права в Судебнике Казимира (1468 г.). Вершиной систематизации и кодификации норм феодального права, первым общегосударственным сборником стал Статут ВКЛ (1529 г.), получивший затем вторую (1566 г.) и третью (1588 г.) редакции. Этот документ не имел равных в Европе.

Социально-экономические отношения в ВКЛ в XIV - первой половине XVI в.

Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. Значительным земельным фондом владели бывшие князья и родственники князя, которых называли магнатами. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Землевладельцами являлись также церковные учреждения и духовные иерархи. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей, за что до конца XV в. в основном рассчитывались с помещиком продуктами - зерном, медом, домашней утварью и т.п.

Крестьяне относились к низшему сословию и обыкновенно назывались "люди", "мужики", "подданные". Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. Община владела правом разбора некоторых криминальных дел в копном суде, распределением и сбором дани и налогов. В общественном пользовании общины были пастбища, сенокосы, леса и воды.

В соответствии с характером земельной собственности, на которой проживали крестьяне, они подразделялись на помещичьих, государственных и церковных. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей, коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), "похожие" люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и "непохожие" люди (крестьяне, которые были лишены такого права).

В середине XV в. в Западной Европе увеличился спрос на зерно, торговля которым давала помещикам большой доход. Поэтому они стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Помещики на лучших землях (в 200 - 400 га) организовывали хозяйство, в котором выращивали зерновые культуры и разводили скот. С этого времени крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле (барщина) своим инвентарем или платить деньгами (чинш). Вначале барщина отрабатывалась два дня в неделю, но постепенно она увеличивалась. Особенно интенсивный рост фольварочно - барщинной формы хозяйствования наблюдался в Понеманье и Побужье, частично, в Подвинье - регионах сплавных рек с развитыми внешнеторговыми связями.

В середине XV в. началась аграрная реформа, которая получила название "волочной помери". Целью ее был более полный учет и распределение земли, унификация крестьянских повинностей. В качестве основной единицы налогообложения была волока (19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га), а главной повинностью - барщина. В Поднепровских и Подвинских хозяйственных волостях единицей налогообложения была "служба", а повинностями крестьян оставались чинш и различных видов дань.

В связи с реформами ускорялся процесс закрепощения крестьянства. Начало законодательного оформления крепостного права в ВКЛ было положено привилеем 1447 г, а "Уставы на волоки" 1557 г. распространила его на ту часть крестьян, которая еще сохраняла право перехода от феодалов. Это было зафиксировано Статутом 1566 г, который определил 10-летний срок сыска беглых крестьян, а Статутом 1588 г. этот срок был удвоен. Таким образом юридически было закреплено крепостное право. С этого времени крестьяне потеряли личную свободу, помещики могли их продавать, менять, закладывать в залог как всю семью, так и отдельных членов семьи. В западной и центральной Беларуси осуществление реформы привело к смене общинного землепользования подворным.

В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа - местечек. Если в начале XV в. в ВКЛ было известно 83 города, то в конце XV в. - уже 530. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест.

По своему социально-экономическому статусу города подразделялись на государственные (великокняжеские) и частновладельческие, принадлежавшие отдельным феодалам. Иногда феодалы скупали участки в самоуправляющихся городах и распространяли свою юрисдикцию на всех, кто жил на этой территории. Население этих так называемых "юридик" было неподвластно магистрату. Горожане стремились избавиться от зависимости феодалов и получить свободу и право на самоуправление. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси.

Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами.

Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья.

В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

Такими были основные особенности социально-экономической жизни Беларуси в XIV - XVI вв. Усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.

Политическое положение Беларуси в первой половине XVI в.

С конца XV в. Московское княжество, окончательно освободившись от золотоордынской зависимости, начало более активно собирать под свое начало восточнославянские земли. Идеологическим обоснованием этой политики была миссия защиты православной веры. Уже Василий I Дмитриевич стал именовать себя Великим князем, государем Московским и "всея Руси". В 50-х годах XV в. отношения между двумя государствами регулировались договором 1449 г. Казимира и Василия II, известным как "Великий акт раздела Руси между Москвою и Вильно". В 80 - 90-е годы сепаратистские промосковские настроения в ВКЛ получили значительный размах. Участились переходы православной знати на сторону Москвы. С конца 80-х и 90-е годы в Московское государство перешли князья Белевские, Бельские, Воротынские, Вяземские, Можайские, Мерецкие, Шемятичи вместе со своими уделами, т.е. подвластными им землями.

Обострились отношения между ВКЛ и Крымским ханством, возникшем в 1443 г. после распада Золотой Орды. Населению южных и центральных земель княжества приходилось защищать свои земли от набегов крымских татар. Кроме того, великокняжеская казна выплачивала так называемую ордынщину, направленную на утихомиривание татар. Их агрессию смогли остановить военные успехи великокняжеского войска в битвах под Клецком и у Ольшаница (Киевщина).

Конфронтация между московским княжеством и ВКЛ привела сначала к приграничным войнам (1487 - 1494 гг.). В эти годы воеводы Ивана III нападали и грабили восточные земли ВКЛ. В 1494 г. было подписано мирное соглашение, по которому к Московскому государству отошли Вяземское княжество и земли в бассейне верхней Оки. Кроме того, князь ВКЛ Александр женился на дочери Ивана III Елене. Но и это не сделало союз прочным. Вскоре, найдя повод, (Александр в одной из своих грамот не назвал Ивана III "государем всея Руси") Иван III объявил войну ВКЛ.14 июня 1500 г. на реке Ведрош, недалеко от г. Дорогобужа войско ВКЛ потерпело поражение. Результатом войны явился мирный договор 1503 г, по которому к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Путивль, Стародуб, Мценек, Невель, Велиж и др. В целом ВКЛ потеряло 19 городов и 70 волостей.

Положение ВКЛ осложнило восстание в 1508г. Михаила Глинского. Он выступил против верховной власти ВКЛ. Целью восстания явилось "возрождение киевской монархии", т.е. образование самостоятельного от ВКЛ государства, ядром которого стали бы восточные белорусские и украинские земли. По согласованию с Великим князем Московским Василием III и при поддержке князей Друцких, Мстиславских Глинский напал на Туров и Мозырь, осадил Минск. Ему на помощь поспешили московские войска. Но противостоять войскам Сигизмунда I не смогли. Широкой поддержки сепаратистски настроенные феодалы и население белорусских земель Глинскому не оказали. Восстание окончилось поражением.

В августе 1508 г. было подписано соглашение о "вечном мире" между Московским княжеством и ВКЛ, закреплявшее границы, сложившиеся в результате предыдущих войн. В 1512 г. снова возобновились боевые действия. Московские войска овладели Смоленском и начали наступление в направлении Друцка и Орши.8 сентября 1514 г. под Оршей 80-тысячная русская армия потерпела поражение от 30-тысячного войска ВКЛ, которым командовал гетман Константин Острожский. Борьба продолжалась с переменным успехом. Такие города, как Полоцк, Мстиславль, Витебск, Гомель, Орша, Рогачев, Смоленск разрушались по несколько раз. В 1522 г. было подписано пятилетнее перемирие, которое потом было продлено еще до 1533 г. В 1534 г. началась новая война. Смерть Василия III в Московском государстве подтолкнула ВКЛ к реваншу за возращение утраченных ранее территорий. Война продолжалась четыре года. ВКЛ вернуло только Гомель. Себеж и Заволочье оставались за Москвой.

Внешнеполитическая ситуация и внутреннее положение в ВКЛ вынудили правящие круги предпринять меры по привлечению белорусской знати к руководству государством. С начала XVI в. проводится линия на уравнивание в правах представителей шляхетского сословия независимо от этнического происхождения и религиозной принадлежности. Эти изменения способствовали преодолению сепаратизма белорусских феодалов. После восстания Глинского среди знати не было оппозиционных группировок, разногласий по политическим, этническим, или религиозным признакам.

Формирование Белорусской народности

Начало формированию белорусской народности было положено в период существования союзов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и других княжеств. Вхождение белорусских земель в состав Великого княжества Литовского создало условия для дальнейшего формирования белорусской народности.

Необходимость совместного противостояния агрессии крестоносцев и монголо-татар и вхождение белорусских земель в состав ВКЛ, способствовало преодолению феодальной раздробленности, ликвидации локальной замкнутости отдельных территорий, укреплению связей между отдельными территориальными частями населения Беларуси, его консолидации и интеграции с соседними народами.

Экономической основой образования белоруской народности являлся рост товарно-денежных отношений, развитие внутреннего рынка. Увеличение торгово-ремесленного населения в городах и местечках, усиление связей между ними содействовало консолидации городского населения в сословие мещан. Все это сказалось на развитии общности социально-экономической жизни, языка, культуры и других признаков, которые характеризуют народность.

Положительное влияние на формирование белоруской народности оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV - XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.

Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиозный фактор. Подавляющее большинство белорусского народа оставалось православным, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

В процессе формирования белорусской народности определились основные особенности ее хозяйственного и общественного быта, материальной и духовной культуры. Это проявилось в типах жилья, его внутреннем убранстве, в одежде, пище, обрядах и обычаях, в профессиональном художественном творчестве и фольклоре.

Постепенно сложился менталитет белорусского народа, для которого было характерным национальная и религиозная толерантность, гостеприимство, доброта, мягкосердечность, мудрость, совестливость, трудолюбие.

С XIII в. язык населения Беларуси начинает отличаться как от древнерусского языка, так и языков русской и украинской народности. Специфические черты белорусского языка появились в памятниках литературы и государственных актах. В XVI в. он становится государственным. Сфера распространения церковнославянского языка сузилась, он стал употребляться только во время церковной службы.

Название "Белая Русь" впервые появилось в конце XIV в. в отношении Полоцкого княжества, позже оно распространилось на земли, расположенные в бассейне Западной Двины и Днепра. С конца XVI - начало XVII вв. население этих земель определяло себя "белорусцами". За жителями центральной и западной частей Беларуси закрепилось название "литвины". Название "Беларусь" для обозначения всех ее земель и народа стало распространяться только во второй половине XIX в. Термин "Литва" переместился на северо-запад и стал служить для обозначения соседнего балтского народа.

Культура Беларуси в XIV-XVI вв.

В XIV-XVI вв. духовная жизнь Великого княжества Литовского испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие на относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 - около 1551 гг.). В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал "Малую подорожную книжицу" и "Апостол".

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским (около 1470 - 1533 гг.), прославившимся своим произведением "Песня о зубре", в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском языке "Катехизис", "Об оправдании грешного человека перед богом", "Про светскую власть", "Новый завет".

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен - умер около 1599 г.). Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали "Летописец великих князей Литовских", "Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского", "Хроника Быховца", "Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси" М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: "Письма" оршанского старосты Ф. Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, "Баракулабская хроника".

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж.М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы "Матерь божья Замилованне", "Матерь божья Иерусалимская", "Матерь божья Смоленская" и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

Таким образом, XIV - XVI вв. - это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансово-гуманистических веяний и средневековых религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами.


No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image