Христианская этика
Христианская этика
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 .Христианская этика
1.1 Тема ненасилия в христианской
этике
1.2 Жизнь и миссия Моисея
1.3 Законодательство Моисея
1.4 Справедливость и милосердие
2. Иисус Христос: мораль и религия
2.1 «Любите врагов ваших»
2.2 «Царство мое не от мира сего»
2.3 «Как я возлюбил вас»
3. Свобода человека в
христианстве
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем
переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само
понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука,
изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и
свод норм поведения. Посмотрим, так ли это.
Термин «мораль» -
и по содержанию, и по истории возникновения - латинский аналог термина «этика».
На его базе Цицерон образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики.
В русском языке
есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом
греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить,
он повторяет и их историю. В русском словаре 1704 г. Есть слово «нрав», но еще
нет слова «нравственный». В словаре 1780 г. Есть уже слово «нравственный», но
нет «нравственности», и только в 1793 г. В словаре появляется слово
«нравственность». Интересно, что немецкий термин, обозначающий нравственность,
также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних
эквивалентов.
Таким образом,
термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему
этимологическому содержанию и истории возникновения. В современном - и живом, и
литературном - языке все три термина являются взаимозаменяемыми.
Теперь можно
сделать вывод, что в строгом смысле этика не является наукой. Аристотель
говорил, что ее предметом являются не знания, а поступки. Этику было бы точнее
определить не как науку о морали, а как моральный опыт .
1.ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА
1.1. Тема
ненасилия в христианской этике.
В свете проблемы
преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет
принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческое,
освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то,
что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными. В
Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей и средств
преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного
момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого
учения.
Уже в текстах ветхого Завета насилие
рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная,
жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой
следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах
преодолевается только частично.
В отношении
агрессии извне народ Израиля должен был придерживаться закона талиона, который
запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за
зуб», и не более. Этот закон знаменует важный шаг в развитии культуры,
связанный с возвышением характера человеческих отношений между народами.
Во внутренней
жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это
было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. Эта
заповедь была одним из основных столпов, а которых покоилось общество,
стремившееся приблизить божественный «Шалом».
Остановимся
подробнее на этом понятии. Шалом - это образ справедливого и умиротворенного
общества и человечества. Шалом означает примирение между всеми людьми,
примирение между Богом и человечеством, гармонию между человеческой расой и
всем тварным миром. Чтобы приблизиться к этой универсальной гармонии, к этому
примирению, человек должен обратить себя к божественному закону, т.е. быть
справедливым и признать новое измерение человеческих отношений: «Возлюби
ближнего своего как самого себя».
Что это значило
для народа Израиля? Поклонение только одному и Единственному Богу
Справедливости, Правды и Любви (Яхве), отказ от поклонения богам силы,
богатства, воинственности. Обеспечение основных человеческих прав слабых,
обездоленных, иноземцев, неимущих, рабов - наравне со всеми членами общины.
Это ненасильственное
сопротивление предполагает освобождение как угнетенного, так и угнетателя,
прощение и возможность примирения под знаком справедливости.
В этой
ненасильственной освободительной борьбе раскрывается еще одно измерение любви,
которое обнаружил Иисус в конце своей жизни своим учением и своей
деятельностью: это-самоотверженная любовь.
1.2. Жизнь
и миссия Моисея.
Моисей
сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие
человеческого бытия как бытия нравственного . Во-первых, над человеком есть
бог, воле которого он должен безусловно повиноваться. Во- вторых, человеческий
индивид не существует сам по себе, а является частицей более широкой
исторической общности - народа. И связь с богом, и принадлежность к народу
образую поле справедливости. На котором только и могут взрасти семена
человеческого согласия и благополучия.
Единственным
источником сведений о жизни и учении Моисея является Пятикнижие, именуемое в
иудейской традиции Торой и составляющее основу Ветхого Завета. Основные
нравственные принципы Моисея составляют цельный кодекс из десяти заповедей.
Десять заповедей в Библии повторяются дважды, в книгах «Исход» и
«Второзаконие». Есть и третья версия, которая не совпадает с двумя названными
буквально, хотя тоже является компактной - в книге Левит.
Основная
жизненная миссия Моисея, в рамках которой разворачивается его религиозная и
нравственно-законодательная деятельность, - вывести евреев из Египта. Они
прибыли туда в свое время желанными гостями, спасаясь от голода. С течением
времени их стали преследовать из-за того, что они стали многочисленнее и
сильнее самих египтян. Опасаясь конкуренции со стороны сынов Израиля, египтяне
поработили их, изнуряя тяжкой работой и дурно обращаясь.
1.3. Законодательство
Моисея.
Взаимоотношения
Моисея и израильтян не укладываются в схему взаимоотношений просвещенного,
мудрого вождя и своевольной массы. Моисей не просто лучше других выражает волю
и интересы народа, он в известном смысле создает сам народ. Моисей привносит
идею единого бога, общих нравственных принципов, задавая тем самым духовное
пространство, в рамках которого различные племена объединяются в единый народ,
поднимаются до осознания своего особого места в мире.
В этническом
смысле евреи - дети Израиля. Но их духовным отцом, отцом нации является Моисей.
Он заложил религиозные, нравственные и законодательные основы их исторического
существования. Бог, народ, справедливость - так кратко можно обозначить суть
учения Моисея.
За пределами
еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью
заповедями. Они являются общей основой, своего рода введением к
детализированному своду законов, охватывающему все общественно значимые аспекты
поведения человека и включаемому сотни разнообразных норм от правил гигиены до
форм благочестия.
Обычно принято
подразделят заповеди Десятисловия на две группы: первые четыре, относящиеся к
сфере сакрального права, и вторые шесть, относящиеся к сфере мирского права.
Исключительно
важной с точки зрения связи бога и народа является четвертая заповедь. Она
гласит: «Помни день отдохновения». В ней отношение к богу и отношение к ближним
оказывается одним и тем же отношением. Суббота - время духовного
сосредоточения, размышлений о боге, очень важных для того, чтобы за
повседневной суетой, за всякими частными делами не потерять из виду общих
целей. Это день, который отдается богу. И в то же время это день, в который
перед лицом бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их
социального статуса. Отдохновение приписано и рабам, и чужеплеменникам,
находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное
единство Израиля перед богом находит свое предметное воплощение.
Существует
прочная традиция рассматривать Десять заповедей Моисея как первый во времени и
один из важнейших по сути нравственных кодексов. Можно назвать по крайней мере,
три признака, в силу которых заповеди Десятисловия можно интерпретировать в
качестве нравственных требований:
n
Безусловность
, изначальность. Они вводятся как прямые и первые указания бога. Мораль
выводится через противопоставление, отрицание корысти и целесообразности мира.
Она не только не ставит себе задачи вписаться в причинно-следственные связи
мирской жизни, но полагает, что мирская жизнь обязана оправдаться перед ней. Мораль
уходит корнями в непостижимые глубины бесконечного, она абсолютна.
n
Категоричность.
Они подлежат исполнению без каких-либо оговорок и ограничений. Моисей связывает
выполнение заповедей с благодеяниями. Однако не благодеяния придают им
истинность, а ,напротив, из их истинности вытекают благодеяния. Благодеяния -
не условие, а следствие: только соблюдая заповеди, вы сможете жить, в
противном случае погибнете.
n
Всеобщность.
Этот признак применительно к Декалогу является спорным. Нельзя рассматривать в
качестве всеобщих первую и четвертую заповеди, в которых Яхве выступает как
национально ориентированный бог. Да и остальные могут считаться таковыми,
только если вырвать их из контекста Декалога, а сам Декалог - из контекста всей
программы Пятикнижия. Тем не менее так оно и случилось. Декалог вошел в
христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс.
Как мы уже
отмечали, Яхве и Моисей обращаются не к отдельным индивидам, они ведут диалог
с Израилем как целым. Их задача - воспитание, наставление, возвышение народа.
Их задача - государственное устройство Израиля, создание политического
пространства для становления и развития народа. Моисей учил не как философ, а
как законодатель. Он делал ставку не на свободу духа, а на принудительную силу
закона. Поэтому он интересовался по преимуществу поступками, а не состоянием
души и распространял ответственность за деяния на потомков, что с
государственно-политической точки зрения было боагоразумно и эффективно.
Моисей оставался
равнодушным к посмертной судьбе человека. Только в свете основной задачи,
которую решал Моисей (переход от естественного состояния в
государственно-правовое) можно понять своеобразие Десятисловия.
1.4. Справедливость
и милосердие.
Смысловым центром
этики Моисея является идея справедливости. Отсюда - ее суровость и
беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее,
милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оео существует
в связи со справедливостью, выступает как особая его форма.
Известно, что
Яхве характеризуется в Пятикнижии как грозный, карающий бог. Вместе с тем он
именуется и богом милостивым. В чем же заключается его милостивость? Например,
Яхве карает взрослых израильтян тем, что они умрут, не дойдя до цели. Эту же участь
по справедливости должен разделить с ними и Моисей. Однако бог благоволит к
своему пророку, и это выражается в том, что он дозволяет Моисею перед смертью
бросить взгляд на Ханаан. Милосердие Яхве - милосердие судьи, который
склоняется к минимальному сроку осуждения в рамках того, что предусмотрено
соответствующей статьей уголовного кодекса. Милосердное начало в ветхозаветной
этике обнаруживается в особом отношении к вдовам и сиротам. Бог предостерегает
от соблазна воспользоваться их слабостью. Здесь милосердие разрешается в гневе
(поскольку я милостив, я убью вас) и прямо совпадает со справедливостью по
формуле: око за око (ваши жены станут такими же вдовами, а сыновья такими же
сиротами, которых вы угнетаете).
2. ИИСУС
ХРИСТОС: МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ
2.1. «Любите
врагов ваших»
Иисус Христос
является основателем мировой религии, носящей его имя. Он же - создатель
жизнеучения, которое куратко можно определить как этику любви. Иисус Христос
соединил религию и мораль в единое целое: его религия имеет моральное
содержание, его мораль имеет религиозные истоки.
«благовествовать
я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» ( Лк. 4:43), - говорит Иисус о
своей миссии. Царствие Божие - в этих двух словах ключ к его жизнеучению. В
них заключена его благая, радостная весть, его Евангелие. Как известно, слово
«евангелие» по -гречески и означает «благая весть».
Небесное
бессмертие, в перспективе которого учительствует Иисус, - царство вечного
добра. Вечная жизнь праведности противостоит там вечным мукам беззакония. Иисус
говорит о конце времени, когда добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть
отделяются друг от друга непреодолимой пропастью. И он говорит об этом не как о
вероятности, надежде, возможной награде, он говорит об этом как о хорошо
известной истине. Говорит не как стремящийся туда. А как пришедший оттуда.
Не сама по себе
идея небесного царства составляет смысл учения Христа. Она была и до него, но
он более конкретен: он говорит, что небесное царство близко. И миссию свою
христос видит в том, чтобы сообщить об этом людям.
2.2. «Царство
мое не от мира сего»
В ответ на вопрос
Пилата: «Ты царь Иудейский?» Иисус ответил: «Царство мое не от мира сего».
Постигнуть это царство в терминах жизненной философии Пилата невозможно.
Напротив, нужно решительно отказаться от этой философии.
Первое, что
требуется от человека, - это осознать несущественность, второстепенность всех
земных целей и стремлений. Надо правильно обозначить масштаб ценностей и понять
одну истину: «Что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк. 16:15). Свой
выбор Иисус сделал в пустыне, где он постился сорок дней и сорок ночей. Под
конец поста к нему приступил дьявол с тремя соблазнами. Иисус отвечает
ветхозаветным изречением: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Иисус считает,
что мир не содержит в себе своей ценности. В перспективе небесного царства он
ничтожен, каким бы значительным и соблазнительным ни казался. Словом, земная
жизнь в себе несовершенная, и ничто в ней, будь то богатство, удача, слава, не
стоит того, чтобы быть сокровенной целью человеческих стремлений. Сердце не
может принадлежать миру.
2.3 «Как я
возлюбил вас»
Любовь есть
первое в человеческой жизни, то вечное. Бессмертное, божественное начало,
которое придает бренной мирской жизни отсутствующий в ней смысл. Через любовь
человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.
Бог Иисуса -
милосердный бог. Этим он отличается от сурового и справедливого бога Яхве.
Ветхозаветному богу тоже присуще милосердие, но милосердие особое, производное
от справедливости. Оно выражается в том, что бог награждает и поощряет более
охотно, чем наказывает. Его милосердие существует внутри справедливости, как
разновидность, особый случай последней.
3. СВОБОДА
ЧЕЛОВЕКА В ХРИСТИАНСТВЕ.
Воплощением
человеческой свободы с полной уверенностью можно назвать Иисуса Христа. В то же
время он стремится вестисебя как сын, выполняющий волю отца. Его отца и отца
всего сущего. Все из него, из бога. Как бы ни старался человек, он не может
прибавить себе росту хотя бы на локоть. Даже волос не упадет с его головы без
воли отца небесного, ибо «волосы на голове все сочтены» ( Лк. 12:7). Любовь и
милосердие также восходят к богу.
Духовно-нравственный
мир Иисус отличает от естественного мира, как высшее от низшего. Первое есть
небесное царство, второе - земное. Перейти из одного мира в другой невозможно.
Эти царства сходятся только в одной точке - точке бога. Бог учреждает эти
царства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели
основные понятия христианской этики. Подведем итог. Христианская этика
разделяет концепцию ненасилия ( это можно проследить в текстах Ветхого Завета),
проповедует идеалы справедливости ( ветхозаветный бог Яхве - воплощение
справедливости) и милосердия ( в Ветхом Завете милосердие находится в тесной
связи со справедливостью, действует принцип «око за око». Бог Иисуса - прежде
всего милосердный бог). Созданная Иисусом Христом религия, его жизнеучение
кратко можно определить как этику любви. Любовь есть первое в человеческой
жизни, то вечное, бессмертное, божественное начало, которое придает бренной
мирской жизни отсутствующий смысл.
Именно через
любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он
делает.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусейнов А.А. Введение в
этику. М., 1985.
2. Атеистический словарь под
ред. М.П.Новикова. М., 1983.
3. Философский словарь. М.,
1989.
|