Учителя человечества
Учителя человечества
Реферат
На тему:
«Учителя
человечества»
План
1. Проблема нравственного прогресса
2. Конфуций
3. Будда
4. Моисей
5. Иисус Христос
6. Мухаммед
1. Проблема нравственного прогресса
История этической мысли является отражением эволюции
норм морали. Этот процесс включает как позитивные достижения, так и негативные
явления в области морали. Мораль была сформирована в процессе
социализации человека:
• выделение человека из животного мира, преодоление
биологических рефлексов;
• образование социальных общностей;
• становление отношений в коллективе;
• возникновение правил общежития.
Мораль эволюционировала от внутриплеменных правил до
общечеловеческих моральных норм. Возникают высшие ориентиры нравственного
поведения и сознания людей (принципы "высокой" морали).
С установлением господства христианской религии
добродетели прошлых времен (справедливость, мужество и др.) дополнились
христианскими добродетелями: милосердием, любовью (которая распространяется
даже на врагов) и т. д. Религиозная мораль является объединяющим началом: она
обращена ко всем людям вне зависимости от социальной принадлежности, пола,
национальности, места и страны жительства.
Улучшение нравов общества связано с возвышением роли
разума человека. Новшества в морали явились результатом роста самосознания
человека, морального творчества индивида.
Идеи морали распространяются на все сферы общественного
сознания:
• политику - осуждение
безнравственных политических решений и т. п.;
гуманистические принципы морали зафиксированы в
международных соглашениях;
• экономику - соблюдение договоров
и пр.;
• гуманизацию сферы права (движение за
отмену смертной казни);
• экологическое движение - защита
окружающей среды и т. д.
Расширяется сфера применения норм морали. Явления,
которые в прошлые века были морально нейтральными, получают моральные оценки (например,
современных людей возмущают случаи жестокого обращения с животными).
Усложняется механизм воздействия морали. В прошлом
основными регуляторами являлись принуждение, страх и др.
В современном обществе человек получил возможность
свободного морального выбора.
Многие моралисты придерживаются скептических
взглядов на процесс нравственности. Нравственный прогресс связан с
социальными условиями. Падение нравов происходит в период перехода от одного
общественно-экономического строя к другому.
Этот процесс сопровождается кризисными явлениями во всех
сферах жизни общества (экономике, социальной и духовной сферах и пр.).
Питирим Сорокин выделил следующие признаки нравственного кризиса общества:
• утилитарный подход к оценке социальных явлений и
деятельности людей;
• стремление людей к богатству и чувственным
наслаждениям;
• моральная атомизация индивидов;
• моральная анархия.
Моральная анархия выражается в:
• установлении каждым человеком собственных моральных
норм;
• изменчивости нравов;
• отсутствии чувства моральной ответственности;
• иррациональности морального мышления;
• увеличении роли насилия в обществе и др.
В XX в. в
условиях развитой индустриальной цивилизации частота войн превысила среднюю
частоту войн прошедших веков в 1,5 раза (Серебрянникова В.В. Социология войны).
Вооруженные конфликты XX в. (военные, этнические)
включают разнообразные методы борьбы, которые в основном направлены против
мирного населения: экономические (санкции, эмбарго), информационные,
идеологические, диверсионные, террористические. Создавали концентрационные
лагеря, гетто, применялись массированные бомбардировки, усовершенствованное оружие
массового поражения.
Вооруженные конфликты становятся средством наживы: войны
могут быть развязаны из-за столкновения экономических интересов, на поставках
оружия наживаются огромные капиталы.
В условиях кризиса индустриального общества возникает угроза
нравственного отчуждения личности вследствие опосредованного характера
общественных отношений, взаимоотношений людей (Интернет и пр.), рационализации
восприятия внешнего мира, утраты природного, эмоционального восприятия.
Этому способствуют средства массовой информации практикующие:
• манипулирование сознанием людей, общественным мнением;
- фальсификацию духовных явлений;
• пропаганду эстетики насилия и жестокости и т. п.
Однако во все эпохи моралисты констатировали падение
нравов. Последовательно ухудшающаяся нравственность должна была в результате
свестись к нулю, но этого не случилось, как не было в истории человечества и
"золотого века" морали.
2. Конфуций
Некоторые философско-этические учения закреплены в
историческом опыте людей. Они представляют собой образцы нравственного мышления
и поведения на личном примере создателей учений и служат нравственной основой
мировых религий, цивилизаций. Эти учения обновляют ранее существовавшие в
обществе моральные устои, отличаются глубиной и масштабом воздействия на мораль
общества.
Духовный учитель китайской нации Конфуций,
или Кун-цзы (551 478 гг. до н. э.), предложил программу добродетельной жизни.
Он от крыл школу, в которой изучались мораль, ритуалы, древняя литература
Основные категории учения Конфуция.
"Жень" (человеколюбие, милосердие, гуманность) как качество индивида,
человеческое начало, программа жизни, долг.
Жень реализуется в отношениях людей. Отношения между
людьми являются гармоничными и нравственными в случае, если они взаимны
Взаимность, равенство в отношениях являются общим принципом поведения.
Конфуций сформулировал "золотое правило
нравственности". На вопрос: "Можно ли всю жизнь
руководствоваться одним словом?" - Конфуций ответил: "Это слово -
взаимность, не делай другим того, чего не желаешь себе".
"Ли" (ритуал, обряд, этикет,
церемония) воплощает принцип взаимности. "Сдерживать себя, чтобы во всем
соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие"
(Конфуций).
Ритуал - нормы, образцы достойного поведения. Он
одновременно объединяет людей, позволяет сохранить дистанцию, необходимую для
комфортного общения и реализует принцип равенства в общении людей, неравных по
социальному положению или личным качествам.
Общество построено по принципу "ли".
Социальный этикет регулирует отношения в семье, в дружеских связях, между
государем и подданными и т. д.
Согласно Конфуцию человек - уникальное существо,
обладающее достоинством. Достоинство человека происходит от "ли" и
воплощается в "ли". Усвоенный обычай, ритуал отличает человека от
животного.
Моральное образование состоит, в усвоении правил "ли" (ритуала),
изучении литературы, музыки и других искусств.
Конфуции говорил: "Обрести жень - значит
подчиниться "ли".
Ритуал основан на "сяо" - сыновней
почтительности и "чжен мин" -исправлении имен.
Сыновняя почтительность, преданность родителям - это забота о старших и
поддержание их жизни, важнейшая составляющая человеколюбия. Почтение к
родителям в Китае было закреплено юридически. Отец для детей был последней и
абсолютной инстанцией.
Сыновняя почтительность, культ предков, уважение к
древности обеспечивают:
• стабильность общества;
• преемственность поколений;
• отсутствие конфликтов между поколениями.
Конфуций проповедовал "постоянное возрождение
старого как путь познания нового". Изменения порядков, заведенных
родителями, возможны только с их согласия. В случае смерти отца перемены в доме
проводились только после трехлетнего траура.
Конфуций считал, что:
• перемены в обществе не должны противоречить культу
предков;
• нравственные идеалы нужно черпать в прошлом;
• патриархальный покой предпочтительнее конфликтов и
смут, связанных с прогрессом. Конфуций говорил: "Я верю в древность и
люблю ее чистосердечно".
Концепция исправления имен. Члены общества различаются по:
• социальному статусу (сословию);
• положению в системе разделения общественного труда
(функции).
Необходимым условием для достойных отношений между
людьми разных сословий и функций является соответствие человека своему
общественному предназначению. "Государь должен быть государем,
сановник сановником, отец - отцом, сын - сыном" (Конфуций).
Взаимность отношений в классовом обществе реализуется
через обмен деятельности. Это требует выполнения каждым членом общества своего
профессионального и общественного долга.
"Вэнь" - воспитанность, культурный
смысл жизни человека. Чем выше положение человека в обществе, тем выше его
нравственная ответственность. Нравственные обязанности вырабатываются в
процессе воспитания, образования и проявляются в ритуале.
Вэнь, воспитание - это синтез:
• природных, врожденных качеств человека;
• качеств, приобретенных в процессе воспитания,
образования.
Конфуций учил: если "...воспитанность и
естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным
мужем".
Благородный муж (цзюнь-цзы) означает:
• благородство происхождения, аристократизм;
• человеческое совершенство. Человеческое
совершенство:
• не гарантируется благородным происхождением;
• достигается в процессе духовного
самосовершенствования;
• достижимо для простолюдинов.
Для представителей аристократических сословий
человеческое совершенство является обязанностью. Благородный муж - идеальный
человек. Он:
• стремится познать дао (правильный путь);
• всегда следует ритуалу;
• гуманен;
• искренен, честен;
• почтителен;
• постоянно учится, упорным трудом достигает
совершенства;
• сдержан в словах, слова его не расходятся с делом.
Благородный муж, по учению Конфуция, относится ко всем
одинаково, не судит других (только себя), заимствует у других только хорошее.
Род занятий, наиболее подходящий для благородного мужа, - сановная
деятельность, политика.
Благородному мужу противопоставлялся низкий
человек (сяо жень), который стремится к выгоде, пренебрегает ритуалом,
имеет грубые манеры, судит других людей, вступает в конфликты. Низкий
социальный статус способствует формированию "сяо жень". Однако не
всякий простолюдин является низким человеком.
Конфуций отмечал, что стать благородным мужем очень
трудно. Себя он таковым не считал.
3. Будда
Принц Сиддхартхи Гаутама (Шаколмуни)
родился в середине VI в. до н. э. в Индии. Он рос изолированно от мира, отец
пытался уберечь его от негативных сторон жизни.
Случайно Гаутама увидел больного, старика, покойника и
узнал о существовании болезней, страданий, старости и смерти.
После встречи со странствующим аскетом принц решил, что
найти путь к спасению и избавлению о страданий можно только через аскетизм.
В возрасте 29 лет принц покинул дворец. После нескольких лет суровой аскезы и
изучение школы йоги Сиддхартхи Гаутама пришел к выводу, что самоистязание не
ведет к спасению.
Однажды принцу Сиддхартхи открылась истина: спасение - в
освобождении от желаний, "развеществлении". Это позволяет:
• избежать многократных рождений и связанных с ними
страданий;
• стать всеведущим;
• обрести бессмертие.
В возрасте 35 лет принц стал называться Буддой
(от Buddha -
просветленный, пробужденный).
Основные положения учения Будды.
* Сансара (круговорот) - это череда
рождений, переход из одного существования в другое. Этот процесс сопряжен со
страданиями, болезнями, смертями.
* Блаженство, счастье Будда и его
последователи понимали как:
* завершенность, внутреннюю гармонию человека;
* состояние полного счастья, когда больше нечего желать;
* избавление от цепи перерождений. К блаженству не
ведут:
* гедонизм
("склонность ко всяким похотям");
* аскетизм ("склонность себя изнурять");
* комбинация гедонизма и аскетизма (принцип меры).
Будда открыл "верную срединную дорогу",
которая "к умиротворению, i постижению, к пробуждению, к успокоению ведет".
В момент просветления Будде открылись четыре благородные
истины. Они легли в основу буддийского жизнеучения. Их необходимо
знать, чтобы достичь нравственной чистоты.
* Истина о страдании, тяготах. Страданием
являются:
* вся жизнь во всех ее проявлениях;
* наслаждения;
* человеческие привязанности, богатство, слава - это
цепи, привязывающие человека к жизни
* Истина об источнике страданий: им
является желание жизни.
* Истина о пресечении страданий.
Нирвана (от санскрит, nirvana - затухание,
остывание) - это отсутствие страданий, "бесстрастное пресечение, уход,
покидание, свобода...". Четкого определения нирваны Будда не давал. Ее
можно трактовать как:
* полное счастье, самодостаточность;
* отсутствие желаний, страстей, привязанностей;
* уход от мира;
* покой и т. п.
* Истина о верной срединной дороге.
Программа нравственного совершенствования личности содержит 8 степеней
духовного возвышения:
* истинное воззрение (праведная вера) - усвоение четырех
истин Будды
* истинное намерение - принятие благородных истин и
непривязанность к миру;
* истинная речь - воздержание от лжи и речей, не
относящихся к отрешению от мира;
* истинные поступки - ненасилие, ненанесение вреда
любому живому существу;
* истинный образ жизни, истинное поведение;
* истинное усилие - бдительность, пресечение дурных
мыслей;
* истинное памятование (праведная мысль) о том, что все
преходяще;
* истинное сосредоточение - духовное самопогружение.
Нравственное самосовершенствование - это переход от
индивидуальной определенности (всего, что выделяет человека из числа других
людей) к безличному началу.
Человек, преодолевший чувственную привязанность к миру,
испытывает чувство любви (отсутствия вражды) ко всему живому на Земле в равной
степени.
4. Моисей
Декалог. Его особенности
Моисей
(род., вероятно, в XIV - XIII вв. до н. э.) является:
• духовным отцом еврейской нации;
• основателем мировой религии иудаизма;
• создателем одного из древнейших кодексов
нравственности.
Моисей не только выражал интересы и волю своих
соплеменников, но и создавал еврейский народ, способствуя его переходу из
дикого, природного состояния в историческое, государственное, вел его к
осознанию духовной общности.
Помимо кровных связей людям были необходимы общая вера,
идея единого Бога, а также общие нравственные принципы.
Общественное сознание того времени отличалось синкретизмом
(единством религии, морали, права).
Моисей разработал свод правил, которые:
• регулировали все сферы жизни человека;
• носили законодательный характер.
В основу свода легли 10 заповедей, полученных Моисеем от
Бога Яхве на каменных скрижалях.
10 заповедей (десятисловие, Декалог):
1. Я, Господь, Бог твой... да не будет у тебя других
богов.
2. Не сотвори себе кумиров... не поклоняйся им...
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний.
5. Почитай отца твоего и матерь твою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лжесвидетельствуй.
10. Не пожелай ничего... что есть у ближнего твоего.
Заповеди 1 – 3:
• относятся к сфере сакрального права;
• предостерегают народ от варварства (многобожия,
колдовства, человеческих жертвоприношений);
• утверждают веру в единого Бога.
4-я заповедь
утверждает:
• связь народа и Бога (суббота - день духовного
сосредоточения, мыслей о Боге);
• духовное единство народа (день отдохновения обязателен
для всех слоев общества, включая рабов).
5-я заповедь - древнейший закон почитания
родителей, вошедший в кодекс Моисея.
6-я - 10-я заповеди:
• являются нормами отношения к ближним;
• распространяются только на представителей своего
народа ("...не злобствуй на сына своего народа...");
• задают меру справедливости.
Содержанием справедливости является равное возмездие,
древний принцип талиона ("око за око").
Под влиянием учения Моисея в рамках единого духовного
пространства родственные племена сформировались в нацию. Народ осознал свое
особое предназначение в мире ("...кто тот великий народ, у которого
законы... праведны так, как все это Учение, которое я даю вам?.."), него
сформировались общие нравственные принципы.
Моисей заложил основы жизни народа:
• религиозные (единобожие);
• нравственные (любовь к своему народу);
• законодательные (справедливость).
Заповеди Моисея - один из древнейших и значимых нравственных
кодексов. Его признаки:
• безусловность: мораль,
нравственные требования абсолютны, изначальны, выступают как воля Бога;
• категоричность: требования не
обсуждаются, не допускают отклонений, так как даны Богом;
• всеобщность: нравственные
требования Декалога:
• стали основой общечеловеческой нравственности;
• вошли в состав морально-религиозных учений
христианства и ислама. Особенности Декалога. Его нормы:
• регулируют только действия людей, но не их моральное
мышление;
• не устанавливают индивидуальной нравственной
ответственности - наказания и награды распространяются на потомков (например,
проклятие до 7 колена);
• являются принудительными законами - Моисей не
стремился закрепить их в моральном сознании людей;
• не содержат идеи загробного воздаяния за земную жизнь.
Милосердие
в учении Моисея не имеет самоценного значения. Оно выступает только как форма
справедливости и часто совпадает с формой справедливости - возмездием
("...вдову и сироту не угнетай... если будешь угнетать... будут ваши жены
вдовами и ваши сыновья сиротами"). Милосердие выражается не в прощении, а
в более мягкой форме наказания.
5. Иисус Христос
С момента рождения Иисуса Христа ведется отсчет нашей
эры. Описания жизни и учения Христа (Евангелия) составили его ученики и
последователи. Каноническими считаются Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки,
от Иоанна.
Христос был послан в мир людей Богом-Отцом для того,
чтобы мученической смертью искупить грехи человечества и указать людям путь к
спасению.
Иисус Христос был одновременно:
• Богом, сыном Божьим, после смерти вознесшимся на
небеса;
• человеком, родившимся от земной женщины, жившим жизнью
человека и испытавшим смертные муки. (Это выражает единство Бога-Творца и
человека.)
А.А. Гусейнов в работе "Великие моралисты"
пишет, что о Христе "...можно говорить и на языке теологии, и на языке
науки, он может быть и предметом веры, и предметом рациональной критики".
Еще в раннем детстве Иисус Христос проявил интерес к
духовным проблемам. В 30-летнем возрасте он выступил с собственным учением. О
своей миссии Христос говорил: "Благовествовать я должен Царствие Божие,
ибо на то я послан".
Основные положения учения Иисуса Христа. Христианская религия основана на представлении в том,
что Бог.
• является творцом всего сущего, "видимого и
невидимого" (эмпирического и идеального мира);
• един в трех лицах - Отец, сын и Дух Святой;
• является целью и смыслом мира;
• является моральным абсолютом;
• есть любовь. Человек:
• создан Богом по образу и подобию Божьему;
• наделен духом, душой и волей;
• греховен первородным грехом, унаследованным от
прародителей Адама и Евы, прогневивших Господа;
• может обрести спасение только благодаря Богу и
церкви, которая представляет Творца на земле.
Главной целью христианина являются:
• искупление грехов, покаяние;
• воссоединение с Господом;
• обретение Царства Божия после смерти.
Эмпирический мир не ценен. Человек, погрязший в земных
интересах обречен адскому пламени.
Царство Божие. Царство небесное понимается
как:
• апокалипсис, конец света, второе пришествие Мессии;
• царство духа: "Царство Божие внутри вас".
Оно предназначено, по словам Христа, для:
• детей и людей, похожих на детей своими душевными
свойствами ("Блаженны нищие духом... Блаженны чистые сердцем..." и т.
д.);
• обиженных, жертв социальной несправедливости
("Блаженны плачущие, ибо утешатся...");
• смиренных людей ("Блаженны кроткие...").
В преддверии Царства Божия человек обязан сделать
окончательный выбор между Богом, добром, вечной жизнью и Дьяволом, злом,
смертью: "...Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное" (Евангелие
от Матфея).
Нравственный человек должен соблюдать
заповеди Христа, не сосредоточиваться на земных благах и чувственных удовольствиях.
Причиной страданий людей является забота о материальных
благах ("хлебе насущном"), Иисус говорил: "Ищите прежде всего
Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Учение Иисуса Христа обращено ко всем людям без
исключения, и в первую очередь к грешникам: "Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Евангелие от Матфея).
Иисус Христос в Нагорной проповеди придал
заповедям Моисея характер гуманизма, объяснил истинный смысл заповедей.
"Не убий". Нельзя не
только убивать, но даже:
"гневаться на брата своего напрасно",
ссориться с ним;
выражать неуважение к другому человеку;
отрицать наличие ума и рассудка у другого человека.
"Не прелюбодействуй". Христос говорил: "...Всякий, кто смотрит на
женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем".
(Грехом является не только действие, но и мысль.)
"Не преступай клятвы". "...А я говорю вам: не клянитесь вовсе"
(Христос).
Человек не имеет права клясться ничем, так как все в
мире во власти Божьей.
Закону мести Иисус Христос противопоставил заповедь
милосердной любви:
"не противься злому" (терпеливо переноси обиды
и зло);
"кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему
и другую";
"просящему у тебя дай";
"любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, добро творите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих
вас".
Христос пояснял: "Если вы будете любить только
любящих вас... не то ли делают и все грешники?"
Иисус Христос предостерегал верующих от лицемерия:
"...не творите милостыни... перед людьми и с тем, чтобы
они видели вас...";
"когда молишься, не будь как лицемеры, которые
любят... молиться, чтобы показаться перед людьми";
"когда поститесь, не будьте унылы, как
лицемеры...".
Также Иисус завещал:
"...прощать людям согрешения их...";
"...не собирать себе сокровищ на земле...";
"...не судите других...";
"...берегитесь лжепророков...".
В Нагорной проповеди было сформулировано "золотое
правило морали". "И так во всем, как хотите, чтобы с
вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Основными христианскими добродетелями являются;
* смирение. Истинный христианин
должен:
* подчиняться воле Божьей, безропотно принимать
посланные ему беды и испытания;
* принимать то место в мире, которое дано ему Богом
(мириться с бедностью, низким социальным положением);
* не умножать количество зла в мире, быть кротким,
негневливым;
* смирять свои страсти и амбиции;
* вера: истинные кротость, доброта,
смирение могут быть основаны только на истинной вере в Бога;
* надежда. Она состоит в:
* уповании на милость Божью, его милосердие и
справедливость. Уныние - неверие в милосердие Божье. Является смертным грехом,
ведущим гибели души;
* вере в утешение после смерти, обретение вечной жизни в
Царстве Божьем;
* любовь. Свойства христианской любви:
* бескорыстие;
* деятельность;
* милосердие;
* равное отношение ко всем людям.
Христианская любовь и милосердие выше объективной оценки
личных качеств людей.
Иисус Христос говорил: "...будьте сынами Отца
вашего небесного, который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и
добрыми..."
6. Мухаммед
Мухаммед
родился в 570 г. в г. Мекке. Он принадлежал к племени курай-шитов. Арабы того
времени исповедовали многобожие, что обеспечивало равновесие между
многочисленными племенами.
В арабском обществе было много людей, называемых ханифами
(отпавшими). Они исповедовали единобожие и помнили, что родоначальником арабов
был Измаил, сын Авраама.
В торговых поездках Мухаммед познакомился с учениями
иудаизма и христианства. Он испытал влияние монотеизма, впоследствии
называл себя ханифом.
В 610 г. Мухаммеду явился Архангел Гавриил и показал
священную книгу (Коран), а голос с неба возвестил: "О, Мухаммед, ты -
посланник Аллаха...". После указания свыше "Встань и увещевай! И
Господа твоего возвеличивай!" Мухаммед начал проповедовать новую веру.
Новой общине мусульман Мухаммед дал устав,
который гласил:
• члены общины составляют единый народ, племенные
различия преодолены;
• люди делятся только на верных (мусульман) и неверных
(немусульман);
• кровная месть отменяется, верующие объединяются против
общего врага (неверных);
• высшей инстанцией является Аллах;
• Мухаммед - последний в ряду пророков единого Бога
(после Авраама, Моисея, Иисуса);
• Коран является последней книгой откровений.
Со временем Мухаммед решил, что метод проповеди исчерпал
себя и необходимо распространять ислам с помощью силы. Он сформулировал идею священной
войны (джихада).
• война за истинную веру священна;
• добродетель веры выше порока убийства;
• смерть за веру открывает путь в рай.
Вместе с тем важную роль в священных войнах играли жажда
наживы и месть.
Благодаря учению о едином Боге и предназначении
арабского народе Мухаммед сплотил разрозненные враждебные племена, создал
арабское государство, установил единую веру.
Основные положения ислама:
• миром правит Бог;
• Бог абсолютен, совершенен, вечен;
• Аллах является Богом истины, милосердия,
справедливости;
• Бог один, "никого нельзя давать ему в
сотоварищи";
• человечеству предстоит страшный суд и затем второе
творение.
В судный день
грешники будут отделены от праведников (и отправлены соответственно в ад и
рай), добро будет отделено от зла навечно, злые больше не смогут избежать
наказания (как в первое творение). В отличие от рая христиан мусульманский рай
обещает все чувственные наслаждения, которые ценят люди.
Устой ислама.
• Важнейшим устоем ислама является утверждение:
"Аллах един, а Мухаммед его посланник".
• Обязательная молитва (цикл из 5 молитв).
Молитвы совершаются добровольно, без контроля извне. Соблюдение ежедневной
молитвы является показателем искренности веры.
• Обязательный пост в месяц рамадан.
Заключается в полном отказе в светло время суток от всего, что отвлекает от
благочестивых мыслей (еда и др. Во время поста обязательны кротость и
милосердие. Пост является показателем правильного отношения к природе человека
и его духовном миру.
• Обязательная милостыня, посильный взнос в общину.
Носит благотвори тельный характер (помощь бедным). Является не добровольным, а
обязательным взносом. Свидетельствует о правильном отношении к ближним.
• Обязательное паломничество (хадж) в Мекку к
Каабе - святилищу Авраама. Во время хаджа совершаются
усиленные молитвы и пожертвование Мысли верующих концентрируются на сущности
ислама – единобожии.
Особенности этики Корана. Мухаммед не создал мусульманскую этику как сферу знания
и культуры. Этика Корана является догмой и pyководством к
действию, моральной программой.
Учение Мухаммеда не систематизировано в виде кодекса и
не содержит общих принципов. Оно включает в себя конкретные нормы
нравственности.
Нравственные нормы Корана нераздельны с формами регуляции человеческих отношений:
религией, обычаями, правом. Нормы мусульманской этики не категоричны - в
определенных случаях допускаются нарушения запретов (например, необязательность
поста для беременных женщин).
Мусульманская этика реалистична. Она учитывает
ограниченность возможностей человека, отрицает богоподобие человека.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник.
— Гардарики, 2003. - 472 с.
2.
Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс
лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3.
Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для
вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4.
Словарь по этике. — М.: Политиздат, 1983. —
445 с.
5.
Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета
6.
Новый Завет
7.
Тора (пятикнижие Моисеево). — М.: «Шамир». 1993
8.
Коран. — М.: СП ИКПА. 1990.
9.
Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 2.
М., «Мысль», 1972.
|