Терпимость как нравственная ценность и терпимость в эпоху открытых границ и смешение культур
Терпимость как нравственная ценность и терпимость в эпоху открытых границ и смешение культур
Введение
Терпимость - социальный, культурный и религиозный термин,
применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения,
заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не
совпадает с твоим собственным и вызывает твое неодобрение. Терпимость
подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не
делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению,
основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами
религии, политики и морали.
В социологической перспективе понятие терпимость
подразумевает, что как нетерпимость, так и конформизм взращивают насилие и
социальную нестабильность. Терпимость в связи с этим превратилась в социальный
термин для рационального обоснования необщепринятых способов поведения и
социального разнообразия. Терпимость означает, что люди терпят человека или
социальную группу, чье отличие от окружающего большинства вызывает у них
раздражение.
Значение и необходимость соблюдение принципа терпимости в
политике подчеркнуто провозглашением Международного дня, посвященного
терпимости.
Важным вопросом при определении понятия терпимости
является вопрос о границах терпимости. Должно ли общество, исповедующее
терпимость, быть терпимым к нетерпимости? Не приведет ли это к разрушению
самого общества или его жизненно важных институтов?
Сложно установить границы толерантности не только
применительно к разным обществам, но даже иногда в пределах одного общества.
Например, современное преследование нацизма в Германии расценивается некоторыми
странами как нетерпимость, тогда как в самой Германии сам нацизм считается в
высшей мере нетерпимым. Противоречивые вопросы в различных странах могут включать
отделение церкви от государства, гомосексуальность, употребление табака,
алкогольных напитков или наркотиков, чтение неодобряемых политических трудов, а
также девиантное сексуальное поведение и уголовно наказуемые проступки.
Философ Джон Роулз посвятил главу в своей влиятельной и
противоречивой книге «Теория справедливости» проблеме того, должно ли общество
быть терпимым к нетерпимости, и близкой проблеме прав нетерпимых членов
общества требовать терпимости по отношению к себе.
Роулз приходит к заключению, что общество в целом должно
быть терпимым, следовательно, к нетерпимости должно относиться терпимо, так как
противоположная ситуация привела бы к несправедливости. Тем не менее, автор
настаивает на разумном праве самозащиты общества и его социальных институтов,
которое преобладает над правом терпимости. Следовательно, к нетерпимости
необходимо относиться терпимо, но лишь до тех пор, пока она не создает угрозу
обществу.
В данной работе мы рассмотрим следующие проблемы:
Терпимость как нравственная ценность и терпимость в эпоху
открытых границ и смешение культур.
1. Декларация принципов терпимости как утверждение
нравственных ценностей в эпоху открытых границ и смешения культур
Декларация принципов терпимости утверждена резолюцией 5.61
Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
статья 1 – Понятие терпимости
1.1 Терпимость означает уважение, принятие и правильное
понимание богато многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и
способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,
открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость – это
гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и
правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным
достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2 Терпимость – это не уступка, снисхождение или
потворство. Терпимость – это прежде всего активное отношение, формируемое на
основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких
обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти
основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы о
государства.
1.3 Терпимость – это обязанность способствовать
утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма),
демократии и правопорядка. Терпимость – это понятие, означающее отказ от
догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в
международных актах в области прав человека.
1.4 Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав
человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа
от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен
придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это
означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему
виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и
сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного
человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2 - Государственный уровень
2.1 На государственном уровне терпимость требует
справедливого и беспристранного законодательства, соблюдения правопорядка
судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует
предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального
развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать
причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
2.2 Для того чтобы сделать общество более терпимым,
государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о
правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с
целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для
всех групп и отдельных людей.
2.3 В интересах международного согласия существенно важно,
чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм
человеческого сообщества. Мир невозможен без терпимости, а развитие и
демократия невозможны без мира.
2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации
социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и
политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как
гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей
имеют право отличаться друг от друга» (статья 1.2).
Статья 3 – Социальные аспекты
3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире.
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого
развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных
миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных
структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов
потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться
национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2 Терпимость необходима в отношениях, как между
отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах, в университетах, в
рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух
терпимости и формировать отношение открытости, внимания друг к другу и
солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле
содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей
терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к
набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках
провозглашается., что особые меры должны приниматься в целях обеспечения
равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это
необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее
защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических
условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности
в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение
самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством
образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы
проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью
координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте
социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а
также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих
выработке политических решений и нормативной деятельности государств - членов.
Статья 4 – Воспитание
4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения
нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в
чем заключается их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих
прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2 Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в
качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять
методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие
культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники
нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в
области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению
солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между
этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а
также нациями.
4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на
противодействия влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к
другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных
ценностях.
4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и
претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и
воспитания в духе терпимости, прав человека и ненасилия. Это означает
необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня
педологической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий,
совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные
технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых
восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое
достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их
ненасильственными средствами.
Статья 5 – Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять терпимость и ненасилие, используя
для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и
коммуникации.
Статья 6 – Международный день, посвященный терпимости
В целях мобилизации общественности, и укрепления
приверженности и активизации действий в поддержку поощрения терпимости и
воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно
отмечаемым Международным днем, посвященным терпимости.
2.Терпимость или вседозволенность
«Терпимость» едва ли можно мыслить без «другого». Понятие
«другой» обрело в последние десятилетие необыкновенную популярность, став
объектом пристального внимания философов, культурологов и антропологов. Но и
задолго до этого «другой» был предметом размышлений, по меньшей мере для тех,
кого волновала проблематика терпимости. Ведь с самого начала терпимость
понималась как одно из возможных отношений к другому. Вначале речь шла по
преимуществу, если не исключительно, о религиозной терпимости, в дальнейшем
сфера приложимости понятия «терпимость» начала расширяться. Сегодня при
обсуждении общественных отношений или взаимоотношений между разными культурами
уже трудно обойтись без понятия терпимости в отношении другого, где в качестве
«другого» может выступать другой человек, другая культура, другая религия и
т.д. Пожалуй, недостаточно сказать, что понятие «другой» важно для понимания
того, что такое терпимость. Скорее можно утверждать, что терпимость невозможно
помыслить без понятия «другой»: говорить о терпимости значит говорить о «моем»
отношении к «другому». Почему же «другой» столь важен для понимания терпимости?
Видимо, потому, что «другой» находится в отношении отрицания к моему «я», и
терпимость – это не что иное, как попытка свести на нет разрушительное действие
этого отрицания. Представляется совершенно очевидным, и вместе с тем
необыкновенно важным, что такое отрицание не может быть устранено начисто.
Терпимость не уничтожает отрицание, она переводит его в такой «модус», в
котором это отрицание перестает иметь разрушительные последствия для нашего
выживания или процветания.
Вот почему терпимость можно определить как способ
преодоления отрицания – перехода от отрицания как отношения между двумя противоположностями
к их единству, снимающему их взаимное отрицание.
В результате мы можем говорить о двух аспектах: как
таковые, два «других» остаются взаимно противоположны, однако несмотря на это
образуют единство, в котором такая взаимная противоположность снята.
С точки зрения своего источника между двумя
противоположными «другими» может быть двояким. С одной стороны, два «других»
могут противостоять, отрицая друг друга, если их реально связывает нечто общее.
Так противостоят друг другу два индивида одного биологического вида, делящие
общие пищевые ресурсы. Точно так же противостоят друг другу в человеком
обществе люди, обладая разными возможностями использовать общие ресурсы. Однако
человек, в отличие от природных существ, умеет преодолевать это взаимное отрицание
двух индивидов, основывая свое сосуществование на общем социально-экономическом
устройстве. Такой переход от индивидуального к общему предполагает и
терпимость, поскольку вытесняет взаимное отрицание на периферию отношений,
замещая ее общим согласием, занимающим теперь центральное место.
С другой стороны, двое могут противостоять друг другу,
если их реально не связывает нечто общее, однако они считают, что оно
непременно должно их связывать. Так бывает, когда речь идет о религиозной или
научной истине. Истина единственна, и если взгляды двух разняться, только один
(или ни один) из них может быть прав, но никак не оба. Таким образом, двое
отрицают друг друга в своем отношении к истине. Если они принимают проблему
всерьез, не исключено, что такое противостояние выльется в насилие.
Единственный способ справиться с ситуацией – заставить обоих поверить, что их
противостояние не имеет жизненно важного значения, а потому может должно
принять форму, не предполагающую уничтожения оппонента (мирное обсуждение
разногласий и т.п.). Такое мирное сосуществование двух разных пониманий истины
непременно должно быть основано на каком-то общем соглашении, которое заменяло
бы вытесняемое на периферию противостояние. Последнее соображение приводит
данный случай к уже разобранному выше.
Подведем итог. Логическая структура понятия «терпимость»
образована как переход от отрицания к его снятию. Это снятие достигается
благодаря обобщению частного и образованию единства многого (первый случай
отрицания). Когда такая стратегия непремлима по соображениям логики (второй
случай: истинно либо А, либо не-А, но никак не оба сразу), разрушительное
отрицание вытесняется на периферию и оставляется там, тогда как центр отдается
общему соглашению о сосуществовании. Эта общая схема обосновывает многие, если
не все, современные теории, так или иначе связанные с понятием «терпимость».
Когда говорят о «многоукладности культуры», неизменно подразумевают, что,
сколько бы ни различались «точки зрения» разных культур, имеются некие общие
принципы, по поводу которых эти разные культуры обязаны прийти к согласию, коль
скоро они желают сосуществовать. Такие принципы не обязательно многочисленны.
Существенно лишь то, что в случае противоречия какой-либо специфической
установке какой-либо культуры приоритет всегда должен отдаваться им, этим
принципам,-иначе «терпимость» превращается во «вседозволенность» и
«попустительство», что приводит в конце концов к общему распаду общества. Это
хорошо известное положение-не более чем следствие логической структуры отношения
единства и множественности, в котором множественное, будучи обобщаемо,
неизбежно теряет часть своего многообразия, утрачивая некоторые из
взаимно-несовместимых черт. Верно, что современные теории перераспределяют
соотношение между приоритетным общим и дозволяемой культурной спецификой в
количественном отношении в пользу последней и ставят цель, убедить нас в том ,
что стремление к завоеванию научной или религиозной истины не должно приводить
к подавлению оппонента, однако ничто из этого не меняет логическую структуру
отрицания и его снятия благодаря терпимости.
3. Терпимость в понимании Николая Константиновича Рериха
В творческом наследии Николая Константиновича Рериха тема
терпимости является одной из фундаментальных. Около сорока философских эссе
Николая Константиновича Рериха непосредственно связаны с принципом терпимости.
В десятках очерков эта тема присутствует косвенно, ибо сопряжена с различными
нравственными и духовными проблемами.
Концепция терпимости Н. К. Рериха имеет важнейшее значение
в условиях, когда культурные и духовные принципы нивелированы проявлениями
личностного и группового эгоизма, выражающегося в войнах, преступлениях,
терроризме и др. Писатель и философ первой половины ХХв. Э. Успенский с болью в
душе писал: «Какое ничтожное место в жизни среднего человека занимает мышление
или искание истины!».
Терпимость как регулятивный принцип межличностных,
межгосударственных, межконфессиональных отношений становится особенно
актуальным в наше время, при трансформациях глобализирующегоя мира, когда
соприкасаются различные социокультурные традиции; при формировании новых
социальных структур и отношений, когда и общественные организмы, и отдельные
личности оказываются в сложнейших и нередко противоречивых системах отношении;
в индивидуальной жизни – на пути духовного продвижения и совершенствования
каждого отдельного человека. В этих условиях особо актуально, особо
«повелительно обращение ко всему объединяющему».
Но для того, чтобы нравственная философия приобрела силу и
действенность, она должна быть осознана, глубоко эмоционально прочувствована,-
принята не только разумом, но, главное, сердцем. Как писал Н. К. Рерих, если
человек «действительно существо общественное, а не дикий зверь» то для того,
чтобы осознать жизненную необходимость нравственной философии, «нужно испытать
в себе все меры терпения и терпимости».
Согласно общепринятому определению, терпимость – это
«способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому
либо, чему-либо». Осмысление терпимости как проблемы и конституирование в
культуре традиции ее философской интерпретации связаны прежде всего с вопросами
духовной свободы личности в условиях разделения общества на классы, нации,
религиозные и прочие группы, интересы которых постоянно сталкиваются между собой
в конфликтах и требуют позитивного разрешения.
Эта категория является неизменным элементом понятийного
аппарата этики, выражая одно из важнейших моральных качеств, характеризующее
уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению
других людей.
Первоначально понятие терпимости связывалось с
веротерпимостью. Однако оно имеет и иные оттенки, связанные с бережным
отношением к особенностям иных культурных норм, обычаев, традиций – в самом
широком смысле. В настоящее время, по мере усиления секуляризационных процессов
в обществе, терпимость тем более расширила сферы своего влияния, выступая
регулятивным принципом взаимоотношений людей в контексте бесконечного
многообразия взглядов на мир, политических убеждений, моральных идеалов
различных народов Земли.
Терпимость как нравственный феномен значительно глубже,
шире, душевнее, чем просто терпение или терпеливость, которые являются лишь
начальными ступенями на пути к терпимости. Любовь миру, ко всем живым существам
зерно терпимости прорастает и развивается в древо мудрости. Этой мыслью
пронизаны все религиозно-философские учения человечества: индуизм, буддизм,
христианство, суфизм и др. Через терпимость, уважительное отношение к другим
растет и гармонизируется сознание человека (так, Пифагор не принимал в свою
школу тех, кто не мог вместить в сознание пар противоположностей), расцветает
культурная жизнь общества.
В творческом наследии Н. К. Рериха содержание многих
нравственных категорий получило глубокое развитие. Основополагающим во всей его
нравственной философии является учение о мощи мысли. Считая мысль действенной
силой, он считал, что терпимость – это не просто этический принцип, но
мощнейший преобразователь жизни.
Терпимость предполагает воздержание от гнева, осуждения и
других негативных реакций сознания, которые углубляют и обостряют межличностные
отношения. Что же может сдержать гнев, осуждение? Именно терпимость, которая
рождается на любви и стремлении к познанию.
В философско-этической концепции Живой Этики принцип
терпимости является одним из фундаментальных нравственных канонов, который
выражен формулой «Господом твоим». Эта формула характеризует способность
человеческого сознания принять точку зрения другого человека, адекватно понять
духовный уровень его развития и без осуждения, в любви и терпимости найти общие
пути совершенствования.
Стремление человека принять и понять другого, проникнуть в
ценности его сознания- редчайший дар, который вырабатывается благодаря широкой
сфере общения, обмену мнениями, опыту путешествий и изучения других культур.
Именно терпимость поможет преодолеть неприязнь и различные условности и
суеверия, которые накладывает на человека привычная среда обитания. Здесь и
расширение мировоззренческих рамок, и обогащение внутреннего мира, и
способность учиться у других, и многое иное, положительно влияющее на атмосферу
доброжелательства и уважения.
По мысли Н. К. Рериха, основная причина проявления
нетерпимости как антипода терпимости- невежество. Не может быть терпимым
человек, чье сознание неразвито.
Невежество многолико. Самая ужасная и опасная форма
невежества, как считает Н. К. Рерих, есть жестокость, перечеркивающая
доброжелательство, уважение и другие положительные качества. Она живет не
только в «судах или около тронов и кафедр… она притаилась во многих очагах
семейной и общественной жизни». Именно болезнь ненависти разлагает и мучает
человечество на протяжение всей истории. Как писал Н. К. Рерих, «ужасно
мимолетное будет все построенное на ненависти и подозрении. Во лжи зарождаемое
во лжи и погибнет». Нетерпимость есть род ненависти.
Но человек не рождается ненавидящим, - «это свойство
приобретается на многих примерах». Нетерпимость, агрессивность и все
аналогичные феномены являются состояниями кризисного сознания, сознания,
зажатого в рамки неких жизненных условий, угнетающих человеческий дух,
ограниченного суевериями и долгами (например, представлениями об
исключительности собственной веры, избранности и пр.). Межличнастная неприязнь
питается мелкими личными чувствами, обидами, лицемерием и всеми самодельными
чудовищами, порождаемыми предрассудками и суевериями. Нетерпимость в ее
различных формах, образующихся от невежества, порождает ложь, клевету, злоречие
и многие другие социальные пороки, распространяется, как дурман, среди
человеческих душ и препятствует нарастанию полезных действий.
В философии Живой этики здоровое сознание понимается
непременно как сознание нравственное. Следовательно, не может быть терпимым
больное сознание, не может быть терпимым больное общество.
Как отмечал в свое время Д. Дидро, «нетерпимость всегда
враждебна истине и выгодна лишь лжи. Истина любит критику, от нее она только
выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее». Угрожающее звучит
приведенное в статье Н. К. Рериха «Эрден Мори» предсказание монгольского мудреца:
«Наступит время, когда истина уступит место лицемерию». Но в нравственных и
духовных силах человечества не допустить этого. Ибо, как полагает Н. К. Рерих,
«сущность людей в основе своей добрая».
Всю историю человечество учится терпимости и другим культурным
принципам организации жизни. Путем реализации этого принципа решалось самые
благородные задачи.
Именно почитая и уважая другие традиции, общество
развивается в мире и добре, творчестве и взаимообогащении.
Так было в Древней Греции периода классики, с его
презумпцией вариабельности мысли, допускающей сосуществование разных и порой
взаимоисключающих традиций в политике, религии, философии,- в культуре как
таковой.
Индийская история философии и религии также являет
многочисленные примеры терпимости. Сама традиция индуизма, не породившая единой
церкви и вероучительного канона, реализует себя посредством параллельного
развития различных направлений и школ, рассматриваемых как возможные пути
духовного самосовершенствования, каждый из которых может быть избран тем или
иным человеком – в зависимости от индивидуальных особенностей. Последователи
Шанкары учили терпимости. Великий правитель династии Моголов Акбар строил свою
социальную доктрину на принципе универсальной религии «дин», и под сводами
построенного им храма равно почитались все религии и их Наставники.
Терпимость к суждениям оппонента выступает нормотивным
требованием ведения дискуссии в буддизме. В целом в буддизме принцип терпимости
выражен в высоком идеале Бодхисаттв, сострадающих всем «омраченным сознаниям» в
мире и принявшим на себя подвиг помощи всем живым существам на пути
освобождения от страданий и несовершенства. Будда учил: !Почитай свою веру и не
клевещи на веру ближнего». Это принцип вмещающего сознания.
В Китае принцип терпимости широко проявился в эпоху Хань,
когда существовало около ста философских школ и имели место первые попытки
объединения даосизма, конфуцианства и буддизма. В конфуцианстве идеал
благородного правителя – мудрый руководитель, справедливый и терпимый. Для
философской культуры Китая также характерна такое социально-религиозное
понятие, как «се цзяо», в основе которого веротерпимость и синкретичность. Его
олицетворяют следующие максимы: «Пять учений ( даосизма, конфуцианства,
буддизма, христианство, ислам) сходятся воедино», «Слова Будды, Лао-Цзы и
Конфуция не отличаются от мудрости Христа и Мухаммада, а мы верим всем
мудрецам».
Христианское учение воплощает принцип терпимости через
пример жизни самого Христа. В Евангелии этот принцип выражен словами, полными
внутренней силы: «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
В таинстве покаяния и учении о прощении грехов – та же
идея терпимости ко всем заблудшим душам, ко всем страждущим сознаниям. Принцип
терпимости ярко выражен в притче о падшем. К святому отцу пришел монах и
покаялся: «Пал я, отче». «Вставай»,- был ответ. Так было и во второй и в третий
раз. И когда павший пришел и вновь услышал бодрое «вставай», то спросил в
удивлении: «Отче, сколько же раз можно вставать?» Ответ был: « Сколько падаешь,
столько и вставай. Главное – подняться». В притче выражен не только принцип
мужественного преодоления своих недостатков, но и принцип терпимости ко всем
несовершенным деяниям ближнего.
Суфийский философ, мистик и поэт Хазрат Инайят Хан так
выразил важность принципа терпимости и других духовных качеств: суфий «ведет
постоянную работу с нафсом (невежеством-В. Л.), корнем любой дисгармонии и
единственным врагом человека. Побеждая этого врага, человек обретает власть над
самим собой; и это приносит ему совершенное владение всей Вселенной, потому что
стена, стоявшая между ним самим и Всемогущим, разрушена. Нежность, мягкость,
терпимость и всепрощение суфий считает атрибутами, создающими гармонию как
внутри души самого человека, так и в душе другого. Высокомерие, гнев, порок,
привязанность, жадность и ревность являются шестью основными источниками
дисгармонии».
Реализация принципа терпимости важна для того, чтобы
избежать трагедий и заблуждений, которые порождают целую цепь тяжелых
последствий. Взаимная забота и помощь являются истинным украшением истории
человечества. «Всеми священными писаниями заповедано помогать безотносительно»,-
пишет Н. К. Рерих.
Можно образно представить историю человечества как своего
рода древо познания и эволюции. Для дерева дороги все ветви. Каждая украшает
его.
Реализация принципа терпимости невозможна без искренности,
то есть без сердечности и открытости, а также без добровольности,
доброжелательности, любви, взаимопомощи и уважения друг к другу. Этот принцип
основывается на обратной связи между субъектами общества, диалогичности их
отношений, реализуясь лишь в полноте ее. Диалогичность означает, что все
стороны, вступающие во взаимодействие, искренне открыты друг другу, готовы
услышать и понять мнение другого, решать проблемы в совместности усилий и
обоюдном продвижении по пути познания.
В терпимости вырастают великие духовные качества прощения
и неосуждения. Терпимый человек исполняет труднейшие из вечных нравственных
заповедей. «Цветы прощения прекрасны, а сад обид- зрелище весьма
отвратительное».
Терпимость свидетельствует о воспитании человека, его
способности к широкому восприятию жизни. Как писал Н. К. Рерих, «все самоцветы
прекрасны – каждый в своем преломлении и в своем сверкании».
Согласно философской концепции Н. К. Рериха, терпимость,
как и все положительные качества человеческой души, оформляется и развивается
благодаря своей фундаментальности онтологической укорененности в
Беспредельности. Беспредельность – базовая категория философской онтологии Н.
К. Рериха. Это понятие, являясь синонимом Абсолюта, Божественного начала,
Непознаваемого и имея религиозно-философские коннотации, в рериховской
философии осмыслено рационально (например, как учение о бесконечности в высшей
математике или учение о Вселенной в астрофизике). Его содержание семантически
объединяет внутренние духовные способности человека с бесконечными потенциями
мироздания и многообразными возможностями их реализации: « Нет радости вне
беспредельности. Нет радости в конечном. Радость есть беспредельность, но нужно
желать познать беспредельность».
Терпимость сродни неисчерпаемости, утверждает художник,
приводя изречение Христа: « У Бога домов много». Не будет нетерпимым тот, кто
осознал неисчерпаемость и неистощимость духа. «Источник духа неисчерпаем,-
говорит Н. К. Рерих. – Но он будет неисчерпаемым в осознании его. Дух вечный,
неизносимый, нерастрачиваемый питает все энергии. Но опять-таки для этого
действа дух должен быть осознан». Таким образом, неисчерпаемый творческий
потенциал лежит в основе эволюции человеческого сознания, ускоренного в
беспредельности, но он должен быть осознан человеком.
По словам Н. К. Рериха, «…всякая невежественная
ограниченность прямо противоречит беспредельности». Поэтому воспитание
терпимости может быть рассмотрено и как своего рода расширение сознания.
Терпимость есть дорога к благодати, к возвышенному
состоянию духа, преображающему сознание. Как пишет Н. К. Рерих, «благодать-
пугливая птица», потому человек недоброжелательному, раздражительному,
подозрительному, обозленному недоступны высшие сферы гармонии.
Процесс познания основан на новых открытиях и освоении
мира. Истинное познание в философии Н. К. Рериха связано с понятием вмещения,
которое характеризует способность сознания к постоянному осмыслению нового и
расширения знаний. «Бесконечны пути совершенствования и устремления», а потому
вмещение и терпимость теснейшим образом связаны между собой. Вмещение
характеризует широту сознания, добросердечие и способность применять в жизни
канон «Господом твоим»- общаться с человеком по его сознанию.
Терпимость чрезвычайна важна и в межличностных отношениях,
и в широких социальных контекстах. О роли терпимости в общественном развитии
размышляли многие философы. Д. Дидро в своих письмах «О терпимости» стремился
обосновать социальную форму свободного и справедливого общества, опирающегося
на теорию «общественного договора» и «просвещенного государя».
Философ Р. Кук пишет, что терпимость является основой для
единства народа; в своем учении он обосновывает терпимое отношение к другим
верованиям, учениям, атеизму, космополитизму и т. д.Приведем его рассуждение по
этому вопросу: «Единство… народа невозможно, когда различные группы в нем из-за
разной идеологии отдаляются настолько далеко друг от друга, что теряют общую
почву, теряют основу для взаимопонимания. И точно так же оно невозможно, когда
одна группа пытается навязать свою идеологию другим. Реальной базой единства
может быть только терпимость. Терпимость работает следующим образом: по скольку
я проявляю уважение тем идеям и тем ценностям, за которые борется мой оппонент…
постольку я могу найти с ними общий язык. Если я отрицаю эти ценности, то
вместо диалога возникает просто расхождение. Когда же я говорю: я уважаю и
признаю твою ценности, но считаю, что их следует реализировать не так, как ты
это делаешь, а по другому- по пути, который предлагаю я – тогда возникает возможность
обсудить, как на самом деле следует реализировать эти ценности, это истинный
диалог. Но первое, что нужно сделать – договориться о том, что у нас одинаковые
ценности. И тогда, не смотря на то, что образ жизни у нас различный, мы не
удалимся друг от друга слишком далеко и останемся единым народом».
С позиции философии Живой Этики, социальная терпимость
является необходимой ступенькой на пути достижения истинного единства.
Объединение народов «должно быть добровольно», констатирует Н. К. Рерих.
Добровольность и единство- залог справедливого построения общественной жизни. В
социальном плане примером терпимости может служит государственное образование,
в котором соборности объединены сотни народов, а значит, и сотни психологии;
достижение духовного единства предполагает более высокий уровень развития
общества, - этот путь единения основан на высоких принципах духовного развития,
идеи гармонизации сознаний и единения жизненных ценности.
Согласно Рериховской философии, одним из фундаментальных
проявлений универсального принципа являются гармонии мужского и женского Начал.
Социальная гармония полагается не возможной без равноправия женщины. По мысли
Н. К. Рериха, активное участие женщины в социальных процессах приводит к
развитию терпимости в обществе. « Женщина – символ терпимости».
Говоря о путях укрепления и развитии терпимости как
Феномена социального, Н. К. Рерих указывал, что « …оздоровление жизни должно
производиться, по истине, всеми мерами». Каждый человек должен получить
возможность для творческого самовыражения, чтобы переплавить негативные энергии
созидательными мыслями творчества.
Развитие терпимости, имеющее первостепенное назначение
решении многих социальных проблем, Н. К. Рерих предавал огромное значение
Культуре с « большой буквы» как могул люди совершенствоваться? Лишь укрепляя и
развивая все условия культуры.. Именно высокая внешняя культура дает импульс
для приумножения духовных ценностей человечества, для расширения основ,
благодаря которым люди могут совершенствоваться. В чистой, достойной,
культурной атмосфере сводятся к минимуму невежественной явление жизни:
нетерпимость, жесткость, клевета и др. В этом контексте Н. К. Рерих говорит о
всеобъединяющем языке искусства, столь многим дающим для достижения
взаимопониманий между представителями разных традиций и между различными народами.
Поскольку терпимость предполагает широту взгляда,
постольку ее развитию в определенной мере ( как открытие возможностей
ознакомиться иными взглядами и традициями) способствует « развитие путей
сообщения», то есть, говоря современным языком, прогресс в сфере
информационного обмена масс-медиа-технологий. Воплощение в общественной жизни
принципа общедоступности знаний будет способствовать рассеванию невежества,
продлению незнания, укрепления дружеских отношений. Однако все сторонняя
информативность необходима, но недостаточно для формирования подлинной
терпимости. Для духовного развития человечества важнейшим является развитие
сердечности. Об этом многократно пишет Н. К. Рерих, утверждая принцип
сердечности как ведущей «пылайте сердцами, творите любовью!» - в этом духовное
завещание мыслителя.
В принципе терпимости заложены основы для реализации
величайшей по своему гуманизму задачей, стоящей перед человечеством, которая
выложена известной формулой: мир во все мире. Н. К. Рерих неоднократно
повторял, что среди лучших мыслителей человечества особо сияет и всегда будет
сиять мысль о «мире всего мира»: « все религии, все верования в своих
выражениях запечетливают это моление. Великими трудами и борениями слагается
мир во всем мире». И терпимость к инакомыслию, терпимость к иному народу,
терпимость человека к человеку имеет большое значение в этом миротворческом
процессе.
Если в межличностном контексте терпимость вырабатывается
через стремление в дружбе и сотрудничестве, то в широком контексте в
международном отношение основой в миротворческих процессах является культура,
освоение высших – общечеловеческих- ценностей, которые есть основа решимости в
самом широком мировом масштабе.
Н. К. Рерих известен как великий борец за мир. Его
практические усилия в этой области воплощены в Международном пакте охраны
культурных ценностей ( известном как Пакт Рериха). Идеи Пакта являются
постоянным выражением истинной терпимости между народами и государствами. Терпимый
человек, осознавший культурное наследие всех народов как общечеловеческое
достояние, не будет разрушительным в культурных ценностей, истинных духовных
богатств человечества. Предложенный Н. К. Рерихом Знамя Мира как охранный знак
Культуры, специализирующий единство прошлого, настоящего и будущего, не
позволит распознать чужую культуру, то есть то, что составляет душу другого
народа. И истинная культура, истинная терпимость не знают национальных,
религиозных и всех иных границ.
Сложен и многообразен путь развития человечества.
Выявление истинных ценностей, которые легли бы в основу дальнейшего развития
каждого человека и человечества в целом, является и сейчас не менее актуальным,
чем две тысячи лет назад. Прогресс человеческого общества идет бурными темпами
и с каждым годом открывает все новые возможности и бесценные силы, которые
помогают в освоение, как окружающего пространства, так и познании человеческой
природы.
Заключение
Терпимый человек способен услышать другого человека,
понять иное сознание. Терпимость- это не призыв вседозволенности, а мудрое
руководство в духовном совершенствовании, диалог «по сознанию».
С терпимость тесно связаны все позитивные нравственные
качества. Именно терпимость позволяет судить о широте взгляда человека, об
уровне его культуре, о его сердечности, чуткости и внимательности. Принцип
терпимости важен для создания атмосфера плодотворного сотрудничества между
людьми на всей планете.
В условиях глобализирующегося мира, когда различные
национальные, религиозные и другие традиции приходят в тесное взаимодействие,
особенно важно помнить о терпимости друг к другу, о тех общечеловеческих
ценностях на которых должно быть основано единство человечества.
В настоящее время можно говорить о возникновение целого
ряда философских концепций, пытающихся синтезировать богатый опыт разнообразных
культурных традиций и стремящихся построить единую – и идеальную- философию.
Особое место в этой традиции занимает философия Живой Этики, содержательна и
аксиологически укорененная в культурных традициях Запада и Востока.
Творческое наследие семьи Рерих, общественная деятельность
самого Н. К. Рериха по защите культурных ценностей являет пример такого
«понимающего» и синтезирующего миротворчества, алмазной гранью которого
является философское осмысление космического единства человечества.
|