Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора
Министерство
охраны здоровья Украины
Луганский
государственный медицинский университет
кафедры
технологии лекарств,
организации
и экономики фармации
Реферат
На
тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»
Выполнил: студентка 3 курса
фармацевтического фак-та 54 гр.
Люблинский Олег
Проверил:
Луганск
2006
План
I.Введение.
II.Основная часть:
1.
Медицинский долг.
2.
Фармацевтическая ответственность.
3.
Правонарушения.
4.
Неоказание помощи больному.
5.
Нарушение санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правил.
6.
Противозаконные
составление и выдача подложных медицинских документов.
7.
Незаконное экспериментирование
8.
Нарушение правил производства, хранения,
отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.
III.Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди проблем теоретической
медицины и практического здравоохранения, связанных с
профессиональной деятельностью провизоров и других
медицинских работников, этико-деонтологические вопросы до
настоящего времени не заняли надлежащего места и не
пользуются престижностью, оказались как бы второстепенными. В
связи с этим отмечается большое количество жалоб
от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской
этики и деонтологии.
Если недостаточная
профессиональная квалификация медицинского работника
не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравственный облик обнажается без труда и может получать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответственных
социальных задач, которые стоят перед здравоохранением.
Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный
контингент практически здоровых
людей, во много раз увеличивают
контакты населения с медицинскими работниками. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения
действенности и эффективности
воспитания медицинских работников.
Проблема приобретает особое
значение в условиях курса на перестройку и ускорение
социально-экономического развития страны, что, в свою
очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного
фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Советской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело
воспитания, образования и обучения современной молодежи
было воспитанием в ней коммунистической морали ».
В постановлении ЦК КПСС
«Основные направления перестройки высшего и среднего
специального образования в стране» перед медиками в
качестве одной из главных задач поставлена задача
воспитания высоких нравственных, гражданских
качеств, милосердия .
Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходимость в научном социально-психологическом
анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.
Научно-техническая революция, повышая уровень
производства материальных ценностей общества, облегчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, оказывает
большое воздействие на социально-психологическую,
эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, развитие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия
прямых межличностных контактов людей, их непосредственного общения. Человек отдаляется от природы, от живого
окружающего его мира, имеет место разобщение
вне производственных процессов.
Приходится сталкиваться с
проблемой нравственной неустойчивости, стихийного возникновения различных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунистической морали. У некоторых молодых людей бедность
духовной жизни и
эмоционально-нравственной среды проявляется
такими негативными явлениями как вещизм,
иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п.
Не всегда удается преодолеть эти
явления при существующей постановке воспитательной
работы и в медицинских учебных заведениях.
Так, в учебных планах вузов
мало уделяется внимания психологии, будущие медики не
получают необходимых им знаний в этой области и часто не
понимают сложную духовную жизнь и поступки
человека, тем более больного. Программа по медицинской
этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр
к этому разделу медицинского образования, и
поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные
методы обучения не приводят к желаемым результатам.
Мало помогает студентам и
учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.
Эмоционально-нравственное и
деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей медицинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный
заряд, побуждали к самостоятельным ответственным
творческим решениям, т. е. учебно-производственным
действиям, открывающим возможности
самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи,
игровой метод, учебно-исследовательская
работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации профессиональной
деятельности будущего специалиста, требующие
нравственной зрелости, моральной стойкости,
мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.
Этико-деонтологическое
воспитание молодой смены медицинских работников —
выпускников медицинских училищ и медицинских вузов,
или практикующих специалистов — исключительно сложно.
Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамотность уже сами по себе включают деонтологию и этику. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются
утраченными чувство собственного достоинства, угрызений совести, чести, которые отличали некогда отечественных интеллигентов-врачей. Нравственные качества, необходимые медицинскому работнику, должны
формироваться под влиянием
литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие,
гуманистические ценности в определенной
степени утратили свое значение, что
привело к известному дефициту общей
культуры также и у представителей медицинской профессии.
В отечественной и зарубежной
литературе появилось немало публикаций, свидетельствующих о
возникших противоречиях между целью и сутью медицины
и их практической реализацией в конкретных условиях. В антагонистическом западном обществе это проявляется
в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны
социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть
до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать
борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской
помощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глумление над человеком.
В условиях социализма также
существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации медицины в ущерб ее
адекватности миру чувств и переживаний больного, о том, что существующая
ведомственность противоречит конституционным
гарантам, а платность — принципу
социализма, что наблюдается
неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населения и т. д. Все это — недоработки
теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.
Научно обоснованный путь
совершенствования этико-деонтологического воспитания
медицинских работников открывает понимание разработанной советской психологической школой роли мотивационно-потребностной
сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его
активности и деятельности. Потребности
человека развиваются в процессе
общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совершенствованию производительных сил и производственных отношений. Они отражают социально-исторический опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют
общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому
развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.
Социально-психологической
основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование
и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы
у медицинских работников.
Это значит, что такие
необходимые им нравственные качества, как
сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потребность всеми своими поступками и повседневным поведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило
место человеческого фактора в социально-экономическом
развитии страны на данном историческом
этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического
воспитания и среди тех, кто сегодня работает
в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь,
социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия,
привычки, новые представления и убеждения воспринимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются
малорезультативными, а подчас дают
обратный эффект.
Формирование
деонтологических принципов и этических норм поведения у
медицинских работников невозможно без воспитания
соответствующих убеждений. Доказано, что убеждения, как
отражение потребностей личности, не перенимаются, не
заучиваются,
а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания
собственной социально-значимой трудовой
деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится самовоспитанием,
индивидуально неповторимым как по способам,
так и по содержанию, раскрывая психические особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного
склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у
экстра-вертивных натур.
Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических
принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы
представления об элементарных психологических
ее основах. Прежде всего необходимо четко
и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, социально
и профессионально значимой нравственной потребностью.
Сделать это окажется
нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский
работник не подавит в себе чувство удовлетворения
собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет
и психологический эффект эмоционального подкрепления.
Этико-деонтологические
убеждения, нравственный облик медика в повседневной
работе находят выражение, прежде всего, через общение с
пациентами, больными, близкими больных, коллегами,
сослуживцами.
Проблемы общения — сложный
многоплановый процесс установления контактов между людьми,
включающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важная
психологическая категория со своими зависимостями.
Межличностное общение, чаще всего диалоговое,
непременный компонент профессиональной медицинской деятельности. Оно во многом определяет те отношения, которые с самого начала складываются между
врачом и его пациентом, способствуют установлению
так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.
Важным аспектом
психолого-педагогического содержания является поведение провизора.
Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие качества всегда были присущи лучшей части
отечественных врачей.
Провизора нередко и по
праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна
профессия не имеет столько сторон соприкосновения с
человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту
специфику нужно учитывать, а культуру поведения
формировать в до- и последипломный период становления провизора как специалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная
связь воспитания с обучением в современных
вузах при довольно низкой степени побуждения
к самовоспитанию и самообразованию как
студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских
работников, поскольку из их среды
каждой эпохой выдвигались неординарные
личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая
мир литературы и искусства. И все же
существующий метод подготовки врачей,
экстенсивное развитие всей системы
здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся молодежи
через учебную дисциплину (предмет), мастерство педагогов и прежде всего
клиницистов, не обрели еще должного уровня.
Студенты медицинских вузов и
аспиранты не владеют психологией, культурой общения, хотя профессиональная деятельность провизора начинается именно с общения с пациентом. От
искусства общения во многом зависят
результаты лечения.
Общение мало знакомых людей вначале предполагает межличностное восприятие одного другим, в
котором проявляются как познавательные, так и эмоциональные компоненты. Поскольку первое впечатление о
человеке складывается нередко на
основе ограниченной информации о нем,
то существенное значение имеет интерпретация
другого отождествлением или сопоставлением
с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая
рефлексия), стремлением воспроизвести
эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого
известных характеристик какой-либо социальной
группы (стереотипизация).
В одних случаях общение
между людьми регла ментируется по форме и по содержанию
социальными ролями и функциями — руководителя и
подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым
личными отношениями людей: их
симпатиями, привязанностями,
уважением, дружбой и т. п.
При любом виде общения многое зависит от культуры и нравственного облика людей: одни вежливы и
стараются понять и помочь другим,
иные грубы, нетактичны, стремятся отделаться от собеседника, относятся к нему неуважительно и даже
оскорбительно.
Важна техника общения:
умение войти и установить контакт, понять и наладить
отношения, проникнуть во внутренний мир другого.
Известны различные средства коммуникативного процесса:
жесты, мимика, интонации, система «контакта глазами» и т. д.,
но прежде всего и важнее — это речь.
Известно, что лечить надо не
болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых
индивидуальных особенностях организма разных людей, но и в
том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.
Медицинский долг
Медицинский долг предусматривает квалифицированное и беззаветное
выполнение каждым медиком своих профессиональных
обязанностей, предусмотренных нормами
морально-этического и правового регулирования медицинской
деятельности. Это отражено в Конституции Украины, украинском
законодательстве о здравоохранении, ведомственных
инструкциях, положениях и правилах.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления
здоровья граждан; развитием и
совершенствованием техники
безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение
и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней
активной жизни граждан».
Право на охрану здоровья зафиксировано в Конституции
СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени
получили широкое развитие перечисленные выше гарантии права на охрану
здоровья всего населения. Большинство этих гарантий
должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. медицинскими работниками. Следовательно, претворение
в жизнь права людей на охрану
здоровья в соответствии Конституцией зависит
в первую очередь от деятельности органов здравоохранения
и всех медицинских работников, требует постоянного повышения качества и
культуры медицинской помощи, т. е.
выполнения каждым врачом своего
профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и законом.
Необходимо подчеркнуть,
что в нашей стране существует неразрывная связь между
морально-этическим и правовым регулированием
деятельности медицинских работников. Это связано с тем,
что советские законы имеют глубокую нравственную
основу и поэтому нельзя отрывать правовое
воспитание медицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное
воспитание создает необходимую предпосылку для формирования
глубокого уважения к авторитету закона, а правовое —
способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравственные
нормы врачебной деятельности получили силу закона
(присяга врача, врачебная тайна).
Неразрывная связь
морально-этического и правового регулирования
деятельности медицинских работников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблюдением правил врачебной этики и деонтологии.
Охрана здоровья населения
является обязанностью не только медицинских работников,
но и всех государственных органов, предприятий,
учреждений и организаций, при наличии общедоступной,
бесплатной и квалифицированной медицинской помощи,
оказываемой за счет государства.
Обеспечение бесплатной,
общедоступной и квалифицированной медицинской помощи
гражданам нашей страны является осуществлением принципов
коммунизма
в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья
народа — одна из важнейших задач Советского государства. Вот почему к
врачебной деятельности допускаются
только лица, получившие специальное образование в высших медицинских учебных
заведениях, по окончании которых они
дают «Клятву Гиппократа».
Неразрывная связь правовых и
морально-этических норм регулирования деятельности
медицинских работников, обязанность не только
медицинских работников, но и всех государственных органов,
предприятий, учреждений и организаций принимать
участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспечивают осуществление принципов профилактического направления
советской медицины.
Одна из основных
обязанностей медицинских работников — проведение
широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.
Установленные в законодательном порядке требования по охране внешней среды, оздоровлению
условий труда и быта повышают
ответственность руководителей министерств, ведомств, предприятий и
хозяйственных организаций, органов
санитарного надзора за выполнение этих
требований закона.
Особо
подчеркивается
профилактическая направленность советского
здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны
широко использовать профилактические осмотры населения и
диспансерный метод наблюдения. Предприятия,
учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения
и профсоюзными организациями обязаны
принимать необходимые меры по профилактике производственного
травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению
трудоспособности».
Оказание лечебно-профилактической помощи гражданам осуществляется работниками учреждений здравоохранения по месту их жительства и по месту работы. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тяжелого заболевания должны оказывать безотлагательно ближайшие лечебно-профилактические учреждения независимо от его ведомственной
подчиненности, а неотложную
медицинскую помощь обязан оказывать
каждый медицинский и фармацевтический работник
в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения
зафиксированы в статье: «Медицинские и
фармацевтические работники обязаны оказывать
первую неотложную медицинскую помощь гражданам
в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».
Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем
соответствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и
гуманным, поскольку взятие особой расписки
будет дополнительно травмировать больного,
находящегося и без того в сложной психологической ситуации.
Высказываются предложения о том, чтобы запись
в истории болезни о согласии больного
на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением
или другого врача с наличием их подписей.
Однако такой порядок оформления
чрезмерно формален и подрывает доверие к
лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных,
находящихся в бессознательном состоянии.
В ряде случаев медицинские
работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры профилактики и
лечения заболеваний, представляющих опасность
для окружающих (туберкулез, психические
и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные заболевания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует
отметить, что больные туберкулезом бесплатно обеспечиваются
противотуберкулезными препаратами, их лечение
в санаториях и профилакториях осуществляется также за счет государства.
Для лиц, страдающих
указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения,
могут приниматься меры принудительного лечения и
принудительной госпитализации. Эти меры применяются по решению судебных органов.
Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является определение степени утраты трудоспособности. Временная
нетрудоспособность устанавливается
врачом или комиссией врачей с
оформлением листков нетрудоспособности
в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.
Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду
со степенью (группой) инвалидности
устанавливают ее причины, дают
трудовые рекомендации для инвалидов,
имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых
экспертных комиссий об условиях и характере
труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, учреждений и организаций».
Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.
Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в
инструкциях и приказах. Они вытекают из исторически сложившейся
специфики врачебной деятельности, нашедшей
свое выражение в правилах врачебной
этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и
жизнь в расчете на
добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спасению
жизни больного и облегчению его страданий.
Высокие моральные качества врача-фармацевта
приобретают большое значение в современный
период быстрого научно-технического прогресса, технификации и специализации
медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в
практику здравоохранения заставляют
по-новому рассматривать традиционные
нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.
Еще более сложные нравственные
проблемы возникают в связи с ближайшими перспективами
развития медицинской науки. Некоторые из них (хирургические и
медикаментозные способы управления поведением человека, генная инженерия и др.)
серьезно беспокоят общественность и являются предметом обсуждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, использование
научных знаний каждым специалистом неразрывно
связано с его моральным обликом, его нравственными качествами.
Вопрос
о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастающего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является
предметом философских споров.
Идеологи буржуазии утверждают, что
нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становится все более значительным. Одновременно они пытаются провести некую абсолютную грань между знаниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет
знаний, а одни лишь знания автоматически не формируют нравственность.
Известно также, что практическое
применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-этические проблемы. Так было, например, при открытии
способа расщепления атомного ядра и
использовании его в США для военных
целей.
Естественно, что высокие
нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе
обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.
Большое значение должно
уделяться нравственному воспитанию студентов и в процессе
обучения в медицинском вузе. Например, воспитание
необходимых качеств врача проводится в I
Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по специальной,
учитывающей специфику каждой кафедры программе
в течение всего периода обучения студентов. Оно начинается накануне первого
дня занятий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова торжественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают первокурсникам
о благородной профессии врача, его профессиональных
и нравственных качествах, о долге врача
перед народом и государством. Этот торжественный ритуал содержит в себе значительный эмоциональный накал
и имеет большое воспитательное значение.
В
процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не
только на всех кафедрах и в клиниках, но и общественными
организациями (партийными, комсомольскими, профсоюзными, факультетом
общественных профессий и др.), поскольку
моральный облик студента формируется
коллективом, всей сложной системой
его общественных отношений и социальных связей.
Логическим завершением
нравственного воспитания молодого специалиста перед началом его самостоятельной деятельности является принятие «Клятвы
Гиппократа». Выпускник медицинского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского
состава института, представителей органов
здравоохранения и общественности.
Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.
В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и морально-этическими нормами
регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные
обязанности, предусмотренные Присягой, торжественная обстановка ее принятия должны всегда оставаться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению
уровня юридической и моральной
ответственности провизора перед народом.
Фармацевтическая ответственность
Фармацевтическая
ответственность основана на особенностях фармацевтической
деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.
Деятельность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется
законом.Абсолютное большинство провизоров любят
свою специальность, честно и
добросовестно относятся к своим обязанностям,
хотя все еще встречаются провизоры, которые
вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмотности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.
Чаще всего конфликты между
провизорами и больными (и их родственниками) возникают при
неблагоприятных исходах лечения. Причины же
неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или бездействия медицинских работников, связанных с их
недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочисленность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причины неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная
медицинская и юридическая оценка неблагоприятного
исхода болезни в каждом конкретном
случае обычно вызывает значительные затруднения.
Многообразие врачебных,
фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения
приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работников. Этому способствует и то обстоятельство, что
в нашем законодательстве термин
«медицинская ошибка» отсутствует, в
связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил распространение преимущественно в медицинской литературе, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.
Некоторые авторы
необоснованно расширяют понятия медицинской ошибки,
подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя
они относятся уже к профессиональным преступлениям.
Мы придерживаемся мнения И.
В. Давыдовского (1941) о том,
что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из
определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного
состояния медицинской науки и ее
методов исследования, на особом
течении заболевания у определенного больного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и профессиональной неграмотности.
Существует ряд классификаций медицинских ошибок, построенных преимущественно по нозологическому принцип:
·
лечебно-технические;
·
организационные;
·
ошибки в ведении медицинской документации;
·
ошибки поведения медицинского персонала в лечебных учреждениях.
·
Ошибки в назначении и осуществлении лечебных мероприятий.
·
Ошибки технические, включающие неправильное использование
медицинской техники,применение несоответствующих медикаментов и т. д.
Медицинская деятельность
регламентирована многочисленными официальными правилами и инструкциями (например, фармакопеей, инструкцией по госпитализации больных с
инфарктом миокарда и др.), эти документы не
исчерпывают и не могут, естественно,
предусмотреть все разнообразие медицинских действий, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного. В этой связи диагностика и лечение большинства заболеваний не отражены в официальных правилах и инструкциях. Отсюда основным, и нередко
единственным, критерием оценки действий врача являются только определенные положения медицинской науки и лечебной практики.
«Медицина,— писал Н. Н.
Петров (1956),— это одна из тех областей, где особенно
близко соприкасаются теория и практика, где практика нередко
приводит к созданию теорий, в значительном числе своем, по крайней мере, в первых стадиях — ошибочных, а с другой стороны,
теории особенно охотно претворяются в
практику, во многих случаях слишком поспешную и прямолинейную».
Такое положение в медицине не случайно. Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи,
исходя из интересов больного, поскольку индивидуальное течение заболевания у каждого больного требует
от врача исключительной
наблюдательности, индивидуального
подхода в выборе средств и методов лечения, правильной оценки эффективности этих средств, т. е. проведения по
сути дела научного исследования при
лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода
к больным, стандартного выбора метода
диагностики и способов лечения даже при
одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.
В юридическом отношении
медицинские правонарушения представляют собой нарушения
установленных законом и ведомственными инструкциями
правил поведения и выполнения медицинскими работниками (врачами,
провизорами, фельдшерами, медицинскими сестрами и др.)
своих профессиональных обязанностей. Обязательными
элементами объективной и субъективной стороны всякого правонарушения являются:
противоправное (неправильное) действие
(бездействие), вред для больного,
необходимая причинная связь между неправильным
действием (бездействием) и вредом и, наконец,
умысел или неосторожность (вина) в действиях
(бездействии) медицинского персонала.
Правонарушения
По основным качественным
свойствам правонарушения можно разделить на проступки и преступления. Проступком называется
неправильное (противоправное) деяние,
которое лишено характера общественно
опасного действия и поэтому оно не предусмотрено
законом об уголовной ответственности.
Проступки медицинских
работников, с юридической точки зрения делятся на гражданские, административные и дисциплинарные.
Гражданские проступки в
основном относятся к причинению имущественного ущерба
лечебному учреждению (порча имущества, бесхозяйственное
хранение и использование медикаментов, перевязочного материала и т. д.), а
также вреда больному вследствие неправильного отпуска
лекарственных препаратов.
Административные проступки
касаются нарушения порядка управления лечебным учреждением,
например, требований техники
безопасности, противопожарных, санитарно-противоэпидемических
правил и др.
Дисциплинарные проступки —
это нарушения трудовой, служебной, производственной дисциплины, предусмотренной установленными нормами поведения и
взаимоотношений в учреждениях системы здравоохранения.
К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение
распоряжений зевующего аптеки (его
заместителей).
Если проступок одновременно
затрагивает различные стороны правопорядка, то он является
одновременно проступком нескольких видов (гражданско-правовым и административным, административным и дисциплинарным
и т. п.). Например, если медицинский
работник, нарушая правила внутреннего распорядка,
причинил материальный ущерб лечебному учреждению, то его деяние одновременно
является административным и гражданским
проступком.
Каждый вид проступка влечет за собой соответствующий вид ответственности. В широком смысле слова ответственность есть отрицательная реакция
общества на антиобщественный проступок. В отличие от моральной, партийной и других видов юридическая
ответственность представляет собой правовую форму государственного
принуждения за нарушение установленного
законом правопорядка.
Гражданская ответственность медицинских работников может заключаться в применении к ним имущественных санкций (например, возмещение убытков за
порчу оборудования, значительный перерасход медикаментов,
за потерю больным трудоспособности вследствие
неправильного лечения) и осуществляться не только в судебном (гражданский иск), но и в общественном
порядке (через товарищеские суды).
Материальная ответственность медицинских работников за ущерб, причиненный медицинскому учреждению или больному может быть полной, когда с работником заключен договор о полной материальной
ответственности и ограниченной, когда
возмещение ущерба ограничено заранее
установленным пределом. При отказе работника от добровольного возмещения
ущерба он взыскивается в порядке,
установленном законом. Ущерб, фактический размер которого не превышает 'Д среднего месячного заработка виновного, возмещается по распоряжению администрации путем
удержания из заработной платы работника. Если размер ущерба превышает '/з среднего месячного заработка работника, он взыскивается в судебном
порядке.
Применительно к медицинским
работникам административная ответственность состоит в
наложении штрафа, конфискации вещей (инструменты, препараты), временном отстранении от должности и т. д. Административная
ответственность осуществляется главным
образом через специальные административные комиссии при исполкомах районных (городских) советов народных депутатов, через суды, определенных должностных лиц (работники милиции, технические
инспекторы профсоюза), товарищеские суды.
Дисциплинарная
ответственность заключается в наложении дисциплинарных
взысканий администрацией того медицинского учреждения, где
трудится работник, или вышестоящим в порядке
подчиненности органом (замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на низшую должность, увольнение с работы и т. д.).
Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка и не может быть наложено позднее чем через месяц со дня установления проступка и позднее чем через 6 мес со дня его совершения.
В деятельности медицинских
работников чаще наблюдаются дисциплинарные и гражданские проступки. Большинство таких проступков не нуждается в
каком-то специальном разъяснении, поскольку они очевидны и понятны как
совершившему их, так и окружающим (нанесение
ущерба больничному имуществу,
опоздание на работу, прогул и т. д.). Однако прежде чем налагать дисциплинарное
взыскание или подвергать провинившегося работника гражданской ответственности, ему предлагают представить письменное
объяснение своего проступка.
Это правило является
обязательным, поскольку оно дает возможность более
полно установить все обстоятельства проступка, а также преследует воспитательные цели.
В отличие от проступков, преступлениями называют такие правонарушения, которые
посягают на основы общественного и государственного строя или
причиняют существенный вред общественным
отношениям или сопровождаются значительным
ущербом для отдельных граждан. Согласно
действующим Уголовному кодексу медицинские
работники подлежат уголовной ответственности за следующие профессиональные
преступления: неоказание помощи больному, злоупотребление властью или
служебным положением, незаконное производство аборта, халатность, должностной
подлог (противозаконные составление и выдача подложных документов), нарушение
санитарно-гигиенических или
санитарно-противоэпидеми-ческих правил, получение взятки, нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки,
пересылки сильнодействующих ядовитых
и наркотических веществ. Одно лишь
перечисление профессиональных
преступлений свидетельствует о том, что в их основе лежит не недостаточная квалификация, а
недобросовестность, часто связанная с низким моральным уровнем медицинского работника.
Среди всех преступных
действий медицинских работников халатность при оказании
медицинской помощи юристы рассматривают как преступление
по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным
преступлениям.
Неоказание помощи больному.
В случаях, угрожающих жизни
больного, врач или другой медицинский работник имеют право
использовать бесплатно любой из имеющихся в данной
обстановке видов транспорта для проезда к месту
нахождения больного или для его транспортировки в ближайшее
лечебно-профилактическое учреждение.
Следовательно, государством созданы все условия для оказания медицинской помощи, поэтому любой случай неоказания такой помощи всегда подвергается общественному осуждению, нередко с привлечением
виновных в этом медицинских работников к
уголовной ответственности. Последняя предусмотрена соответствующими статьями
Уголовных кодексов. Согласно статьи:
«Неоказание помощи больному без
уважительных причин лицом, обязанным
ее оказывать по закону или по специальному правилу,— наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия.
То же деяние, если оно
повлекло или заведомо могло повлечь смерть больного или иные
тяжкие для него последствия,— наказывается лишением
свободы на срок до двух лет с лишением права заниматься профессиональной деятельностью на срок до трех
лет». Согласно законодательству о
здравоохранении оказывать медицинскую помощь обязаны врачи, акушерки, фельдшера, провизоры и другие медицинские и фармацевтические работники.
Вопрос о том, является ли причина неоказания медицинской помощи уважительной, решается следственными органами и судом в каждом конкретном случае на основании изучения всех обстоятельств дела. С юридической точки зрения, уважительной
причиной, по которой медицинские работники не несут уголовной ответственности за неоказание помощи больному, является болезнь их самих, невозможность
в момент вызова оставить другого
тяжелобольного или опасность
передвижения к месту нахождения больного.
Под тяжкими последствиями
неоказания помощи Уголовный кодекс предусматривает тяжелую болезнь, тяжкие телесные повреждения, причем уголовная ответственность за эти последствия, так же как и за смерть больного, наступает лишь тогда, когда виновный в этом медицинский работник сознавал
(или мог и должен был сознавать) возможность наступления
тяжких для больного последствий, вызванных
неоказанием ему медицинской помощи.
Неоказание помощи больному
чаще всего проявляется в неявке медицинского работника по
вызову, в отказе в неотложной медицинской помощи гражданам в дороге, на улице и т. д. Практика показывает,
что чаще подобные случаи встречаются в условиях,
когда оказать медицинскую помощь не составляло для медицинского работника
особого труда.
Именно о таком случае
неоказания неотложной медицинской помощи информировала
общественность «Медицинская газета» (1973, № 30, с.
4) в статье «Случай на дороге». В статье рассказывалось, что осенним вечером на окраине города у обочины шоссейной
дороги умирал человек. Умирал от острой кровопотери в
результате нанесения ему грабителями ножевых ранений.
Хотя место происшествия находилось в 200 м от больницы, пострадавший не мог самостоятельно
туда добраться, слишком велика была потеря
крови. И вот на дороге появился автомобиль, в котором был местный врач со своими приятелями. Увидев в луже крови раненого, который пытался приподняться, они уехали, несмотря на мольбу о помощи умирающего человека. А через полчаса, когда около пострадавшего остановилась другая автомашина, он был уже мертв. По отпечатку протектора первого автомобиля изобличенный в этом преступлении
врач объяснил свой поступок тем, что он и его приятели спешили... в гости.
В данном случае врач,
совершая преступление, хорошо понимал, что если пострадавшего
немедленно не доставить в больницу, он погибнет. Врач
не сделал этого и был справедливо осужден за
неоказание помощи.
Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
«Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о здравоохранении»
предусматривают значительный комплекс обязательных мер, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения
окружающей среды (водоемов, почвы, атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, а также на предупреждение болезней. Контроль за проведением этих мероприятий осуществляется
системой государственного санитарного надзора,
предписания которого являются обязательными для всех должностных и частных лиц.
При несоблюдении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил
органы санитарного надзора имеют право налагать
штрафы на должностных и частных лиц, а также привлекать их к
судебной ответственности.
Согласно статьи: «Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил, если оно повлекло или могло
повлечь распространение
эпидемических и других заразных заболеваний,—
наказывается лишением свободы на срок
до двух лет или исправительными работами на тот же срок, или штрафом».
Следовательно, судебная
ответственность предусмотрена как в случае, когда нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил
имело своим последствием распространение эпидемических и других заразных заболеваний, так и в случае, если в результате нарушения указанных правил возникла реальная угроза их
распространения.
Санитарно-гигиенические и
санитарно-противо-эпидемические правила иногда нарушают должностные лица (например, руководители предприятий, врачи) и
другие люди, в том числе больные, их родственники и т. д. Нарушение правил
может выражаться в сокрытии случаев заразных
болезней и не сообщении о них в органы здравоохранения, в уклонении больных заразными заболеваниями от обязательных госпитализации,
санитарной обработки, прививок и пр.
Противозаконные составление
и выдача подложных медицинских документов.
Выдача медицинскими
работниками различных заведомо ложных медицинских
документов рассматривается в соответствии с законом как
должностной подлог, который влечет за собой уголовное: «Должностной подлог, то есть внесение должностным
лицом в корыстных целях или из иных личных побуждений в
официальные документы заведомо ложных сведений,
подделка, подчистка или пометка другим числом, а равно составление и выдача им заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей,— наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности».
Закон предусматривает под должностным подлогом преступление,
которое совершается с прямым умыслом. Мотивом его могут
быть корысть, т. е. желание извлечь из подлога
какую-нибудь материальную выгоду (например, получить взятку), или иные личные соображения (оказать услугу близким или знакомым и т. д.) независимо от того,удалось или не удалось достигнуть цели, ради
которой был совершен подлог.
Незаконное экспериментирование
Незаконное экспериментирование на людях. Естественно, что
прогресс медицины невозможен без
научно-исследовательской работы, составной частью которой является
экспериментирование. Выше подчеркивалось, почему советское законодательство так строго регламентирует проведение экспериментов
на людях. Однако полное запрещение экспериментов
на человеке невозможно, поскольку оно сделало
бы невозможным дальнейший прогресс медицины. Вместе с тем законодательство о здравоохранении запрещает использование
экспериментальных методов диагностики и
лечения на людях, которые в этом не
нуждаются. Поэтому экспериментирование на
больном может осуществляться только в интересах больного, в целях его излечения.
Если
в процессе эксперимента на больном преследуются другие цели, когда
апробация нового метода является самоцелью
автора, даже и желающего получить
какие-либо новые научные данные, такие эксперименты являются незаконными, а ответственность за их проведение зависит от последствий (смерть
больного, увечье, длительная болезнь и т. д.).
Нарушение правил
производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки
наркотических веществ.
Статья
гласит: «Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или
пересылка с целью сбыта, а равно незаконный
сбыт наркотических веществ —
наказывается лишением свободы на срок
до десяти лет с конфискацией имущества или
без таковой.
Те же действия, совершенные повторно или по предварительному
сговору группой лиц или лицом, ранее совершившим одно из
преступлений, предусмотренных статьями настоящего Кодекса, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотические вещества в
крупных размерах,— наказывается лишением свободы на срок от
шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
Незаконное изготовление,
приобретение, хранение, перевозка или пересылка
наркотических веществ без цели сбыта,— наказывается
лишением свободы на срок до трех лет или исправительными
работами на срок до двух лет.
Те же действия, совершенные
повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи,
статьями 224 ', 224 2, 225 и 226 ',— наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки
или пересылки наркотических веществ,— наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет и с лишением
права заниматься определенной деятельностью или без такового».
Для
того чтобы наркотические вещества использовались лишь в медицинских и научных
целях, введен строгий порядок их производства,
хранения, отпуска, учета и перевозок, который
предусмотрен специальными инструкциями и правилами.
Например, запрещается перевозка этих веществ ручной
кладью и багажом в общественных видах транспорта, а также пересылка по почте. В аптеках установлен строгий
порядок их хранения, учета и отпуска. Определенный
порядок хранения и использования этих веществ соблюдается и
в лечебных учреждениях.
Нарушение
правил и инструкций приводит иногда к хищениям наркотических
веществ с последующей продажей их по спекулятивным ценам или
к другому незаконному использованию.
Гражданка К-, фасовщица
завода, обвинялась в том, что на протяжении нескольких
месяцев она систематически похищала различные медикаменты. Дома у К; при обыске
были обнаружены: анальгин — 1 кг 230 г, дикаин — 170 г,
новокаин — 50 г, кодеин — 70 г, анестезин — 170 г, кофеин
чистый — 10 г, масло какао — 68 г, парафин — 200 г,
а также 7 пачек бланков-рецептов (500 шт) со штампом районной
больницы.
К. пояснила, что похитила
медикаменты (в основном кодеин) для своего мужа, который употреблял кодеин как
наркотическое средство. Рецептурные
бланки К. похитила в больнице, где она ранее
работала медицинской сестрой, с целью получения в
аптеках кодеина.
На разрешение
судебно-медицинской экспертизы были поставлены
следующие вопросы: 1) какие из указанных медикаментов являются
наркотическими веществами; 2) какие из них являются сильнодействующими
и ядовитыми веществами, но не наркотиками?
В своем заключении
экспертная комиссия указала, что из всех перечисленных
медикаментов к наркотическим веществам относится кодеин, который часто
используется наркоманами. Согласно Государственной
Фармакопее СССР анальгин, дикаин, новокаин, анестезин, кофеин являются сильнодействующими лекарственными веществами, из которых дикаин ядовит и относится к
списку А, т. е. к веществам, которые в аптеках
должны храниться в отдельном запертом шкафу. Остальные
относятся к списку Б и должны храниться с предосторожностью,
отдельно от прочих медикаментов.
Несоблюдение правил
хранения и использования наркотических веществ в
лечебных учреждениях может способствовать их
хищению с последующим распространением среди
наркоманов.
В целях дальнейшего
усиления борьбы с наркоманией Президиум ВРУ принял Указ «Об усилении борьбы с наркоманией», который
предусматривает серьезную уголовную
ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку наркотических веществ, а также за возделывание культур, содержащих такие вещества. Указ обязывает
лиц, больных наркоманией, проходить
специальное лечение. Согласно статье
Указа «Об усилении борьбы с
наркоманией» лица, уклоняющиеся от такого лечения, подлежат, по постановлению
народного суда, направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения сроком от 6 мес до 2 лет.
Следует подчеркнуть, что
благодаря строгому порядку производства, хранения,
отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических и
других сильнодействующих и ядовитых веществ число острых и
хронических отравлений ими в нашей стране сведено к минимуму.
ВЫВОД
Жизнь ставит перед нашим
здравоохранением новые проблемы, актуальность которых
определяется ускорением социально-экономического развития
страны.
Перестройка затрагивает систему высшего и среднего медицинского образования. В этом процессе не случайно особое внимание уделяется гуманитаризации образования. Непрерывный рост технического оснащения медицинских учреждений все больше разъединяет врача и пациента. Технизация медицины
оказывает свое воздействие и на
психику медицинских работников.
Противодействовать этому может и должна
гуманитаризация медицинского образования, повышение общего культурного уровня медиков, чему до последнего времени не уделялось должного внимания.
Совершенно очевидно, что
культура чувств не отделима от общей культуры,
интеллигентности. Приобщение к сокровищам литературы, искусства, умение на
лучших образцах и примерах организовать самовоспитание и управление своими эмоциями и поступками становятся необходимыми условиями формирования личности
медика.
Сложны и многообразны
этико-деонтологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников, их тесная связь во многом обусловлена социально-психологическими
факторами. Нравственная основа личности, убежденность
медика должны реализовываться в активной жизненной позиции, в деятельности,
направленной на повышение качества медицинского обеспечения населения.
Хороший медицинский работник делает гораздо
меньше ошибок не только потому, что он подготовлен значительно лучше медика
посредственного, а и потому, что его никогда не покидает чувство
профессиональной ответственности и требовательности к себе. Воспитывать в себе
эти качества необходимо постоянно, на протяжении всей своей творческой жизни,
начиная со студенческой скамьи.
Дело чести медицинских работников, и прежде всего
врачей, своим личным примером стать олицетворением этого процесса. В этом
заключается одно из важнейших условий восстановления нашего пошатнувшегося
престижа.
ЛИТЕРАТУРА
1.
А. А.
Грандо, С. А. Грандо. Врачебная этика:(Пособие). – К.:РИА «Триумф», 1994 – 256
с.:ил.
2.
О. С.
Белорусов, Н.П. Бочков, А. А. Бунятян. Деонтология в медецине: В 2 т. Т. 1.
Общая деонтология. АМН СССР. – М.: Медицина, 1988 – 352 с.
3.
М. Н.
Лиганов. Медицинская ответственность. – К.:»Освіта», 2001 – 45с.
|