Средневековая эстетика
Средневековая эстетика
Средневековая
эстетика
Предмет:
Эстетика
План
Введение
1. Новая эстетическая проблематика в
раннехристианской философии
1.1 Христианские религиозные принципы
в эстетической проблематике
1.2 Идея творения и Творца
1.3 Противопоставление духовных
способностей грубой зрелищности
1.4 Категория простоты
1.5 Система образов в
раннехристианской философии
1.6 Соотношение мимиетического,
символического и знакового образов
2. Учение о прекрасном Августина
2.1 Любовь к красоте и любовь к
мудрости
2.2 Прекрасное и безобразное
2.3 Целостность и единство, как
результат действия закона упорядочения
2.4 Статическая и динамическая
красота. Число и ритм
2.5 Основные аспекты красоты у
Августина
Список использованной литературы
Введение
Средневековье занимает
длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти
целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением
христианства в условиях формирования европейских государств в результате
падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и
утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы
использовал развитое христианство.
Длительное время в
истории философии господствовало представление, согласно которому между
античностью и Новым временем лежит полоса полного застоя в философской мысли. А
между тем это богатейший период истории духовной культуры, исполненный глубоких
поисков и находок в области философии и эстетики.
Религиозная ориентация
философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства.
1. Новая
эстетическая проблематика в раннехристианской философии
1.1
Христианские религиозные принципы в эстетической проблематике
Эстетический принцип
играл далеко не последнюю роль в становлении христианского мировоззрения.
Древний библейский мотив творения Богом мира стал стержнем внерационального, и
в частности эстетического, подхода к миру. Бог представлялся первым
христианским мыслителям великим художником, созидающим мир как огромное
произведение искусства по заранее намеченному плану. На этом главном постулате
базировалась вся система эстетических представлений ранних христиан. Здесь же
проходил водораздел между античной и средневековой эстетикой.
В свете своей
мировоззренческой системы христиане значительно переосмыслили идеи своих
языческих противников и их предшественников, поставив концепцию божественного
творения в основу своей идеологии. Однако и они не сразу утвердились в идее
«творения из ничего». У таких раннехристианских мыслителей, как Юстин и
Афинагор, Бог упорядочивает и украшает предвечно существующую материю.
Художественное творчество
Бога служило апологетам важным аргументом и в деле защиты материи и
материального мира от нападок «спиритуалистов» и дуалистов, и для
доказательства бытия Бога, и для обоснования реальности самого бытия.
1.2 Идея
творения и Творца
Бог создал мир специально
для человека. Но и самого человека он творил как произведение (притом главное!)
искусства в единстве и красоте его души и тела. Акт творения у христианских
мыслителей, в отличие от античных теорий, является не только актом
преобразования бесформенной материи в устроенный космос, но предстает таинством
создания самого бытия из небытия. Отсюда красота и устроенность мира становятся
главным доказательством его бытийственности, как и истинности его Творца.
Идеи космического
творчества и космического Художника занимают важное место во взглядах
апологетов, по-новому ориентируя их эстетику. Именно мудрое творение мира
привело к его красоте, и «мудрая красота» приобретет статус «истинной красоты»
в средневековой культуре.
Красота мира важна не
сама по себе. Своим бытием она указывает на своего Творца – Художника мира,
который из нее и познается.
В этой краткой формуле
заключена почти вся средневековая эстетика с ее важными категориями и
понятиями: «красота» и «величие» мира, созерцательное познание через
«аналогию».
1.3 Противопоставление
духовных способностей грубой зрелищности
Христианская культура, во
многом абсолютизировавшая духовный мир человека, тонко чувствовала и высоко
ценила красоту природы и ее значение для развития духовных способностей
человека. Поэтому апологеты и противопоставляли римским зрелищным искусствам,
возбуждающим грубую чувственность.
Продолжая лучшие традиции
античных философов, в первую очередь стоиков, раннехристианские мыслители
активно выступали против эстетических норм римского общества, в частности
против культа внешней красивости и особенно против дорогостоящих украшений и
чрезмерной роскоши, в которой утопала римская знать, олицетворявшая собой
«политическое устройство» общества со всеми его несправедливостями. Под внешней
красивостью и роскошью скрываются зло и низменные пороки, поэтому следует
всячески избегать их. Об этом подробно рассуждает Юстин
По мнению Юстина, именно
красота внешних форм изначально принадлежала добродетели и отражала ее
сущность, но порок для прикрытия своих действий стремится укрыться под формой,
которая ему не присуща. Поэтому добродетель, чтобы не иметь с пороком ничего
общего, отказывается от внешней красивости. Порок же всячески старается
усиливать эту форму маскировки.
Однако апологеты даже II в. не отрицали естественной красоты.
Напротив, в естественной красоте человека и природы они обретали если не новый,
то по-новому осмысленный эстетический идеал древности.
В этом смысл и пафос
борьбы апологетов против чувственной красоты, против всяческих прикрас и
украшений. Да, они хорошо понимают, что телесная красота может быть очень
привлекательной, но, осознав себя «приверженцами духовного», они
последовательно отстаивают свою позицию, стараясь отказаться от всего, что
как-либо может ущемить их духовность.
«Некоторые из ранних
отцов Церкви, опираясь на евангельское свидетельство, развивали идею
«невзрачного», «презренного» вида Иисуса, в каком Он явился на земле. Они
полагали, что в таком (не привлекавшем к себе) виде Иисусу легче было донести
до людей красоту духовных истин, выполнить свою жертвенную миссию на земле». [1]
1.4 Категория
простоты
Анализ раннехристианского
понимания красоты показывает, что эстетика апологетов неразрывно связывает эту
основную эстетическую категорию с другой, последовательно вводимой ими в
эстетику – категорией простоты. Она возникает у апологетов как одно из
логических следствий христианского учения и как естественная реакция на
изощренность и чрезмерность эстетических идеалов поздней античности.
Простота играла большую
роль в раннехристианской идеологии. Простоту веры теоретики христианства
противопоставляли всей античной философской и софистической мудрости.
Красота не признавалась
апологетами без простоты, а простота, понятая как естественность в отличие от
всего искусственного, художественного, созданного людьми, усматривалась в
природе, т. е. отождествлялась не с примитивностью (хотя в религиозной
гносеологии оправдывалось и это), но с природной сложностью и
целесообразностью.
1.5 Система
образов в раннехристианской философии
Итак, мир есть
конкретно-чувственное выражение замысла Художника. Для описания его на
вербальном уровне апологеты использовали целый ряд терминов типа: образ,
изображение, подражание, подобие, зеркало, символ, аллегория, знак, загадка,
знамение и т. п., служивших в целом для передачи важной мировоззренческой идеи
глобального образно-символического выражения духовных реальностей в мире
материальных форм. Все бытие предстает в раннехристианской философии
грандиозной всеобъемлющей и всепронизывающей системой образов.
Причины
раннехристианского образно-символического мышления общи с причинами всего
позднеантичного символико-аллегорического миропонимания.
Мир – это книга,
написанная рукою Бога, в которой каждое существо представляет собой слово,
полное смысла... Символ, следовательно, не субъективен, а объективен,
общезначим. Путь к познанию мира лежит через постижение символов, их
сокровенного смысла. Символизм средних веков – средство интеллектуального
освоения действительности.
Зачинателями этого
«символизма», его первыми теоретиками и практиками и были раннехристианские
мыслители.
1.6
Соотношение мимиетического, символического и знакового образов
У раннехристианских
мыслителей намечается тенденция к различению, по крайней мере, трех основных
типов образа, которые условно можно было бы обозначить как миметические
(подражательные), символические, или символико-аллегорические, и знаковые (в
узком смысле слова «знак»).
Отличаются они друг от
друга характером выражения духовного содержания в материальных образах, или
степенью изоморфизма. Для миметических образов характерна высшая степень
изоморфизма, они подобны отражениям в зеркале. К ним апологеты относили все
изобразительные искусства античности, которые, по их мнению, не имеют никакой
самостоятельной ценности, но значимы лишь как более или менее искусные (верные)
копии оригиналов. Символические образы более условны. Кроме того, они обладают
определенной автономной ценностью как самостоятельные предметы, но в их
структуре или в отдельных ее элементах может быть достаточно уверенно усмотрено
отражение каких-то иных реальностей.
Образы эти в целом
материальны и обладают конкретной, чувственно воспринимаемой формой.
Они отражают вещи более
высокого уровня, чем они сами, а форму свою часто образуют путем подражания
формам материального мира и из материалов этого мира, т. е. более низкого
уровня.
Специфика поэтических
образов состоит в придании красоты и изящества изображаемому.
2. Учение
о прекрасном Августина
2.1 Любовь
к красоте и любовь к мудрости
Блаженный Августин (354 –
430) – выдающийся мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю
духовной культуры Рима и всей античности своими многочисленными трудами и
заложивший мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья.
В понимании красоты и
прекрасного Августин опирался прежде всего на весь известный ему опыт
греко-римской эстетики, пытаясь трансформировать его в библейско-христианском
духе. Особо сильное влияние оказали на него эстетические идеи Плотина, который
по праву может быть назван завершителем и систематизатором практически всех
античных представлений о красоте, отчасти их реформатором и зачинателем новых,
положивших начало средневековой эстетике.
У Плотина вырисовывается
стройная иерархия красоты, состоящая из трех ступеней. Первая, и высшая,
ступень – это умопостигаемая красота. Источником ее является Бог, а главными
носителями последовательно выступают Ум и Душа мира, которая, в свою очередь,
дает начало следующей ступени красоты – постигаемой душой (человека). На этой
ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота
добродетелей, наук, искусства. Нижнюю ступень иерархии занимает чувственно
воспринимаемая красота, к которой Плотин относит реальную красоту мира и
красоту произведений искусства.
В любом случае на пути от
античности к Средним векам в понимании прекрасного Плотин и Августин – две
последовательные ступени
Несравненной красотой
сияет мудрость, поэтому она и воспламеняет к себе любовью многие сердца.
Красота разума просвечивает во всем упорядоченном и оформленном мире явлений.
Именно она влечет к себе всех истинных ценителей прекрасного/
Особое внимание уделяет
Августин красоте души человека, которая составляется из комплекса «праведных»
мыслей, достойных в нравственном отношении поступков и добродетелей, т. е.
эстетическое здесь тесно сливается у Августина с этическим/
Прекрасна вся сфера
духовной деятельности человека. Августин неоднократно отмечал не только пользу,
но и красоту наук, которая служит не последним стимулом для занятий ими. Самой
же прекрасной из наук и искусств является философия/
Речь идет, конечно, о
религиозной философии, ведущей к «истинной мудрости» и постижению Первопричины,
т. е. абсолютной красоты.
2.2
Прекрасное и безобразное
Одной из немаловажных
эстетических причин внедрения неприглядного в искусство явилось глубокое
осознание Августином закона контраста в двух его аспектах. Во-первых,
безобразное по контрасту служит более глубокому ощущению красоты. Незнание
безобразного, его отсутствие не позволит во всей полноте ощутить прелесть
настоящей красоты. Красота дневного света выступает отчетливее при сравнении с
ночной тьмою, белое выглядит прекраснее рядом с черным. Во-вторых, Августин
показал, опираясь на античную традицию, что в основе красоты целого лежит закон
оппозиции, т. е. единства противоположных элементов, и прежде всего, прекрасных
и безобразных в структуре целого. Контраст прекрасного и безобразного образует
гармонию целого.
Безобразные или
некрасивые элементы прекрасного целого могут быть, по мнению Августина,
таковыми объективно, вследствие порчи или недостатка красоты, и субъективно, т.
е. только в восприятии человека. Как христианин, свято веривший в творение мира
Богом, Августин стремился во всех частях и незначительных элементах творения
усмотреть присущую им особую красоту, ибо Бог не мог, конечно, сотворить ничего
безобразного. Однако люди, не умея осмыслить красоту многих неприятных
растений, насекомых или животных в структуре целого универсума, незаслуженно
считают их безобразными.
И наконец, безобразная
форма начинает наделяться (у Августина – только начало этого процесса)
некоторым знаково-символическим значением в качестве носителя высокой духовной
красоты.
Пожалуй, никто в истории
эстетической мысли до Августина не уделял столько внимания проблеме
безобразного, может быть, потому, что никто до него так остро не ощущал
прелесть и очарование чувственной красоты и, одновременно, не видел столь ясно
глубин сатанинских, в которые влечет она человека.
2.3
Целостность и единство, как результат действия закона упорядочения
Красота целого,
возникающего на основе соединения прекрасных, нейтральных и безобразных частей,
значительно превосходит не только красоту «незначительных» членов и элементов,
но и красоту любых, входящих в его состав, даже самых прекрасных частей. В
отдельности все прекрасно, как сотворенное Богом, а в целом – прекрасно как
упорядоченное им. Упорядочение же – особый закон, приводящий все как бы в новое
качество – более прекрасное. Так что целостность и единство, как результат
действия закона упорядочения, приводят элементы к качественно новой красоте
целого. Прекрасны все члены человеческого тела: и глаза, и нос, и голова, и
руки, и ноги. Однако тело, целиком состоящее из этих прекрасных членов,
значительно прекраснее каждого из них в отдельности. Из прекрасных частей
складывается красота целого.
Августин не
ограничивается этой констатацией, он стремится глубже всмотреться как в красоту
целого, так и во взаимосвязи общей красоты и красоты отдельных ее элементов.
«От Августина в
христианской литературе идет традиция понимания безобразных явлений в качестве
органичных компонентов (наряду с прекрасными и нейтральными в эстетическом
отношении)прекрасного целого божественного Универсума». [2]
2.4
Статическая и динамическая красота. Число и ритм
Августин различает два
основных вида красоты – статическую (красота цвета и форм, видимых глазом) и
динамическую (красота движений, воспринимаемых слухом или зрением)/
Красота мира проявляется
в постоянном движении, развитии и смене его компонентов/
Ритмически, т. е. по
законам чисел, организованные движения лежат в основе музыки, поэзии, танца,
образуя основу их красоты. Динамическая красота присуща и самой человеческой
жизни, ибо удовольствие, счастье, радость – все это процессы, протекающие во
времени. Само эстетическое суждение, которым поверяется наслаждение, также
ритмически организованный процесс, протекающий в нашей душе. Не случайно
Августин главное внимание в своей эстетике уделял числу и ритму. Именно в них он
видел структурно-динамическую основу красоты.
2.5
Основные аспекты красоты у Августина
Рассмотрев основные
аспекты красоты у Августина, подведем некоторые предварительные итоги его
пониманию этой важнейшей эстетической категории.
1. Красота предстает в
системе Августина объективным свойством мира как в его духовной, так и в
материальной частях.
2. Бог является высшей и
абсолютной красотой, источником, причиной и творцом всего прекрасного в мире.
3. Красота выступает
показателем бытийственности вещи. Обладание абсолютной красотой тождественно
обладанию вечным и абсолютным бытием, полное отсутствие красоты соответствует
переходу вещи в небытие.
4. Красота бывает
статичной и динамичной.
5. Августин различает
прекрасное в себе и для себя, т. е. собственно прекрасное и прекрасное как
соответствующее чему-то.
6. Красота иерархична.
Иерархия Августина хотя и опирается на плотиновскую, но во многом отличается от
нее.
Источником красоты и
здесь является Бог, а высшим носителем ее – Разум (=Логос=Христос). От него
происходит красота универсума и духовная красота. Универсум, в свою очередь,
состоит из небесных чинов, человека, его души и тела и всего многообразия
материального мира, красота которого так сильно волновала душу Августина.
Духовная красота лежит в основе красоты нравственной, красоты искусства, науки
и конкретных произведений искусства.
7. Красота материального
мира, и в частности красота человеческого тела, занимает здесь также низшую
ступень, но оценивается Августином значительно выше, чем в неоплатонической
системе.
8. Красота доставляет
удовольствие, которое может привести к блаженству.
9. Красота является
предметом любви.
10. Красота выше пользы и
всего утилитарного; утилитарное – путь к красоте.
11. Красота целого
возникает на основе гармонического единства противоположных частей, в частности
прекрасных и безобразных элементов.
12. Красота человека
состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека прекрасно во
всех своих частях и в целом. Однако отсутствие телесной красоты не мешает
человеку быть причастным ко всем другим, более высоким ступеням красоты,
включая и высшую.
13. Идеальной чувственно
воспринимаемой красотой тело будет обла дать по воскресении из мертвых.
14. Безобразное есть
показатель недостатка красоты; составная часть красоты; знак красоты.
15. Августин, по
существу, не различает красоту и прекрасное, хотя в одном месте специально
отмечает, что красота выше прекрасного. Так же как истина является причиной
истинного, благочестие – благочестивого, целомудрие – целомудренного, так и
красота является причиной прекрасного. Без красоты нет и прекрасного, хотя
красота может существовать и без прекрасного, и поэтому она выше его.
16. Главной целью всех
искусств является создание красоты.
Таким образом, стремясь
выявить сущность красоты, Августин использовал многие достижения античной
эстетики, но усмотрел во всех формальных закономерностях прекрасного содержательную
сторону, сделав в этом плане существенный шаг вперед в развитии эстетической
теории.
Список
использованной литературы
1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2006.
2. Бычков В.В. Эстетика Аврелия
Августина. – М., 1984.
3. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви.
М., 1995
4. Спиркин А. Г. Философия. – М.,
2002.
[1] Бычков В. В. Эстетика. –
М., 2006. – 573 с. – С. 218-219.
[2] Бычков В. В. Эстетика: Учебник. – М., 2006. – 5573 с. – С. 219.
|