Предмет и функции биоэтики
Предмет и функции биоэтики
Введение
Одна из областей современной науки, в которой этические
проблемы являются не только объектом дискуссий и обсуждений, но и конкретных
крупномасштабных действий, - биомедицинские исследования. Беспрецедентно
быстрое развитие институтов, структур и механизмов этического регулирования в
этой области побуждает во многом по-новому оценивать взаимоотношения между
наукой и этикой, а также возможности их взаимодействия.
В системе общемедицинских и этических знаний выделяют три
направления, касающиеся здоровья и жизни человека: экологическая этика,
биоэтика, биомедицинская этика.
Экологическая этика рассматривает фундаментальные принципы и
проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек - Общество -
Природа", где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные
моральные субъекты.
Биоэтика вырабатывает нравственные принципы отношения к Жизни
и иному Живому, направленные на заботу о правах биоса и основанные на формуле
А. Швейцера: "Я есть жизнь, которая хочет жить среди жизни, которая хочет
жить".
Биомедицинская этика исследует нравственное отношение
общества и профессионалов-медиков к жизни, здоровью и смерти Человека, включая
и традиционные установки медицинской деонтологии. Биомедицинская этика
основывается на общечеловеческих ценностях, которые выработаны социумом,
составляют основу всей его жизнедеятельности и обретают особый смысл и
специфику в профессиональной деятельности врача.
Цель данной работы - рассмотреть предмет и функции биоэтики.
Задачи: рассмотреть основы биоэтики; выявить предмет
биоэтики; изучить функции биоэтики.
1 Объективные предпосылки
возникновения и развития биоэтики как научной дисциплины
Современное науковедение, социология науки, основные
предпосылки, факторы и условия возникновения отдельных отраслей социального
знания, научных дисциплин, как правило, объединяют в три группы. Во-первых,
отмечается возникновение новых реальностей в окружающей среде обитания
человека, новых проблем воспроизводства и поддержания его жизненных сил,
индивидуальной и социальной субъектности, удовлетворения потребностей
поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования. Во-вторых, обычно
констатируется саморазвитие научного знания как такового, опирающегося на
традиционный для него и обновляющийся научный категориально-понятийный аппарат.
В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной субъектности ученого
исследователя, потенциал знаний которого, его научная интуиция,
исследовательские возможности существенным образом воздействуют на
возникновение и развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.
Третья группа рассматриваемых причин обычно характеризуется
только как субъективный фактор развития научного знания. Это верно, но лишь
отчасти. Очевидно и то, что само существование выдающихся ученых, определяющих
новые горизонты науки о человеке, обществе и природе, - явление объективное,
характеризующее известным образом общественную жизнь, прежде всего эволюцию
научного знания. При этом, конечно, следует учитывать индивидуально-личностные
характеристики, способности, характер, темперамент исследователя и гражданина
каждого ученого, что во многом определяет масштаб и характер приращения
научного знания.
Рассмотрим с учетом названных групп факторов и условий,
определяющих развитие научного знания, основные предпосылки возникновения и
прогрессивной эволюции теории социальной работы как науки. Прежде всего,
обратимся к тем реалиям жизни современного человека, которые стали объектом
изучения новой научной дисциплины.
Историко-социологические, статистические,
социально-экономические исследования второй половины прошлого века и те, что
были проведены в текущем столетии, свидетельствуют о выходе социальнобытовой
проблематики в число приоритетных и глобальных, ее массовом возросшем влиянии
на развитие экономики, политических и социокультурных процессов. Прежде всего
следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация,
ставшая следствием интенсивного промышленного развития ведущих индустриально
развитых стран той поры. Массовое переселение сельских жителей в города
многократно увеличило в обществе долю маргиальных слоев, прежде всего горожан
первого и второго поколений, слабо адаптированных к условиям жизни в городе.
Массовая интенсивная урбанизация в XIX-XX вв. привела к
ситуации, когда городское население стало доминировать по численности в
большинстве индустриально развитых и среднеразвитых стран.
Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только
в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а
также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок
городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и
различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах
поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития
регионов.
Усложнение общественного производства, рост оснащенности
работника, в целом - труда, повышение в нем роли и ответственности человека за
результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их
взаимозависимости, разностороннего влияния на эффективность повышения общих
результатов профессиональной деятельности потребовали особого внимания к
носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным
ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второй
половине XIX - начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только в
образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже
весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения
человека, социальной сферой.
2 Предмет
изучения и проблемы биоэтики
Проблемы биоэтики стали общеизвестными. Они более популярны в
обыденном сознании нежели сама биоэтика - обычный случай когда дисциплина
принадлежит миру науку, а предмет - миру обыденного общения,
"светскому" миру. Этот предмет биоэтики, ее проблемы теперь
непрестанно будоражат слух через средства массовой информации. Первой в
"рейтинге" этих проблем стоит клонирование. В современной объективной
морали настолько укоренен догмат автономности идентичности личности, что
возможная потеря этой идентичности (вследствие клонального размножения)
воспринимается как последнее зло, за которое следует карать, и которое не
следует допускать. Далее в этом "рейтинге" можно расположить проблемы
аборта и эвтаназии - проблемы связанные со смертностью человека. Суть этих
проблем в вопросах "Обосновано ли убийство эмбриона?" - по отношению
к аборту, и "Обосновано ли самоубийство пациента посредством врача?"
- по отношению к эвтаназии. Так же к проблемам биоэтики относятся искусственное
оплодотворение, такие аспекты взаимоотношений пациента и врача как
информированное согласие, врачебная тайна.
"Биоэтика - междисциплинарная область знания,
охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи
с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в
здравоохранении высоких технологий. Таковы морально-философские проблемы
аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное
оплодотворение, оплодотворение "в пробирке", суррогатное
материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения
информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в т.ч. с ограниченной
компетентностью, напр. детей или психиатрических больных); выработки дефиниции
смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или
недобровольной); отношения к умирающим больным (хосписы, кабинеты паллиативной
помощи); вакцинации и СПИДа; популяционной политики и планирования семьи;
междисциплинарной генетики (включая проблемы геномных исследований и
манипуляций); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; экологии и
ряд других. Термин "Биоэтика" был предложен в книге "Биоэтика:
мост в будущее" (1971, Р.Ван Поттер) для обозначения особого варианта
экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в
условиях техногенной цивилизации (этика "консервации" природной среды
человека); однако впоследствии значение термина изменилось. Тематическая связь
с проблемами биомедицинской науки и практики естественным образом определяет
синонимию термина "Биоэтика" с терминами "медицинская
этика", "этика здравоохранения", "биомедицинская
этика" и т.д."
3 Функции биоэтики
Биоэтика - продолжение этики медицинской, а предмет анализа у
них общий - здравие человека. Однако выделению биоэтики в отдельную дисциплину
споспешествовало появление новых отраслей знания (кроме медицинского), таких
как, например, генная инженерия. Кроме того, в своем моральном раскрепощении
человечество договорилось до предложений по легализации эвтаназии. Иначе
говоря, ту практику суицида, которая была доступна человеку в индивидуальном
таинстве, теперь предлагается бесстыдно (прошу прощение за нормативность
терминов) совершать в коллективе, при посторонней помощи. Ассистированное самоубийство
- удар бичом по достоинству умирающего. Очевидец смерти - преступник, ее
соучастник, и потому - убийца. Животное уходит умирать в одиночестве. Уместно
занять "этики" в подходе к смерти из животного мира. "Будьте как
животные, те хотя бы благородны" - писал Ницше. Эвтаназия, если завершать
говорить о ней, должна оставаться в рамках индивидуального опыта самоубийства.
Так вот, в биомедицинских изысканиях последних лет опасливым представителям
науки стали очевидны новые угрозы для выживания человечества как вида.
Молекулярная биология, генная инженерия в состоянии призвать в жизнь новые ее
формы, способные вытеснить из среды обитания формы старые, представителем
которых является в частности человек. Вариативности и многообразию особей
внутри одного животного вида также грозит пострадать, буде станет возможным
клональное размножение. Опасения относительно вероятной угрозы жизни человека
как животного вида оформляются в кодексах профессиональной этики. Большинство
научного сообщества время от времени выступает с коллективными заверениями в
обязательности воздержания от экспериментов, грозящих необратимыми
экологическими последствиями. Клонирование законодательно запрещено в ряде
стран. Тем не менее, очевиден прогресс исследований подобных клонированию.
«Соблазн познания - коренная человеческая черта, от которой
весьма вероятно настанет конец самому человеку. Культ познания обернется
глобальной катастрофой. Сама собой напрашивается параллель с ветхозаветным
сюжетом об изгнании из рая первых людей: приобщение к плоду с дерева познания
добра и зла окончилось приобщением ко злу земного существования. Реализация
новых биотехнологий может положить конец человеческой цивилизации. Человечество
совершит возвратное движение, исчезнув, сознание перестанет быть атрибутом
бытия, на какое-то время».
Решение биоэтических, как и вообще этических проблем,
естественно, должно осуществляться соответствующей антропологией или даже
космологией. Если имеется общепринятое основание для понимания человека и мира,
разумеется, легко прийти к согласию в рассмотрении и решении проблем биоэтики и
к столь же согласованным действиям. А если такой общей опоры не существует, то,
конечно же, в каждом случае будут появляться собственные устои, и зачастую
противоречащие друг другу.
В современном поликультурном и глобализованном обществе
наблюдается множество существенных противоречий в отношении к антропологическим
и космологическим вопросам. Но даже в той части мира, которая испытала влияние
христианского Предания, в большой степени можно видеть те же явления. Тем более
значительными оказываются эти противоречия, чем более заметно обмирщение,
которое лишает человека и мир всякого возвышенного измерения и перспективы.
Биоэтика, пытаясь постичь и исследовать главные направления
развития, созданные скачкообразным ростом биологии и медицинской технологии,
разрабатывается почти исключительно на безличном основании. Она опредмечивает
свои данные и превращает людей в цифры. Она пытается рассматривать общие
тенденции, а не личности и не межличностные отношения. Она сосредоточивается на
исследовании новых неожиданных вопросов и пытается разрешить их на мировом
уровне с помощью самых общих принципов.
Поэтому, так как она не формируется на основании какого-либо
религиозного исповедания или светского мировоззрения, она сводит к частным
случаям, насколько это возможно, религиозные, метафизические и прочие воззрения
в мире и пытается утвердить себя на утилитарных принципах и ценностях, которые
могут быть приняты всеми людьми. Так, в биоэтике утверждаются принципы а)
независимости б) избегания вреда и боли в) благотворительности и г)
справедливости.
Заключение
Прошедший век оставил нам в наследство и современную
биоэтику: науку с беспредельными амбициями и весьма ограниченным содержанием.
Это неудивительно, если учитывать, что эта наука призвана согласовать самые
разнородные методы и дать ответы на самые сложные вопросы человеческой жизни.
Эта научная отрасль выступила как самостоятельное направление
научных исследований в шестидесятые годы прошлого века. Своим предметом
биоэтика считает, прежде всего, исследование человеческой жизни. И в самом
деле, биоэтика рассматривает все вопросы классической и новейшей врачебной
этики в отношении человеческой жизни. Причиной, которая вызвала чрезмерный
интерес к биоэтике - это стремительное развитие биологии и применение её
разработок в медицине. Так что биоэтика предстаёт как расширенная разработка
медицинской этики, и в центре её внимания стоят вопросы, поднятые главным
образом под влиянием биологии на современную жизнь с использованием новейших
медицинских технологий в течение всей жизни человека, начиная с самого его
рождения до кончины.
Специально биоэтика исследует моральные вопросы, которые
связаны, во-первых, с искусственным оплодотворением, лечением бесплодия, дородовыми
исследованиями плода, контролем над рождением, прерыванием беременности,
во-вторых, с поддержанием и улучшением биологического развития человека,
клонированием, пересадкой тканей или органов, и в-третьих, с завершением
человеческой жизни, с пассивной или активной эвтаназией и связанными с этим
вопросами.
Точнее говоря, исследование этих вопросов составляет предмет
биомедицинской этики, потому что биоэтика относится ко всему живому и исследует
отношения человека со всем живым миром. Но так как биомедицинская этика
представляет собой важнейший раздел биоэтики, мы часто и называем её просто
биоэтикой. Кроме того, многие распространяют компетенцию этой науки и за
пределы одушевлённого мира, включая в неё уже всю окружающую среду и
рассматривая все вопросы жизни человека в окружающей среде. Эти вопросы
непосредственно связаны с различными отраслями жизни и деятельности человека.
Список литературы
1. Глобализация
и глобальность: химера и истина. - М., 2005.
2. Иванюшкин
И.А. Размышления о феномене биоэтики. - М., 2004.
3. Мандзаридис
Г. Христианская этика. - М., 2005.
4. Тищенко
П.Д. Биоэтика. // Этика. - М.: Гардарика, 2001.
5. Этика.
/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. - М.: Гардарика, 2001.
|