Предмет этики, ее проблематика, философские основания
Предмет этики, ее проблематика, философские основания
РЕФЕРАТ
На тему:
Предмет
этики, ее проблематика, философские основания
Содержание
1.
Происхождение и содержание терминов "этика", "мораль",
"нравственность"
2. Предмет
этики
3. Структура
этического знания. Основные категории
4. Мораль и
другие сферы общественной жизни
5. Духовная и
практическая стороны морали
Литература
1. Происхождение и содержание терминов "этика",
"мораль", "нравственность"
1. Происхождение терминов
2. Содержание терминов
1. Термин "этика " происходит от древнегреческого слова
"этос" - дом, гнездо. Позднее оно стало обозначать характер явления,
его природу.
Аристотель ввел термин "этический" для обозначения душевных
качеств, свойств характера человека - этических добродетелей.
Этические добродетели следует отличать от:
• природных аффектов - свойств тела (страх и т. п.);
• дианоэтических добродетелей - свойств ума (память и т. п.). Этикой
Аристотель называл:
• совокупность этических добродетелей;
• особую науку, область философского знания.
Латинские аналоги греческих терминов (перевод сделал Цицерон).
• moralis - моральный (этический);
• moralitas - мораль (этика);
• моральная философия (этика как область знания).
Важнейшим, условием выживания человечества является саморегуляция
общества, которая заключается в:
• согласовании интересов людей, их действий;
• определении обязанностей людей перед другими членами общества;
• соблюдении определенных норм поведения и т. д.
В процессе исторического развития взаимные обязанности членов общества
осмысливались людьми (развивалось моральное сознание) и получали теоретическое
обоснование. Первая систематическая работа -"Никомахова этика" - была
написана Аристотелем в IV в. до н. э.
Большинство этических учений античной эпохи существовало в виде
практических моральных наставлений и философских дискуссий.
2. В общекультурной лексике слова "этика", "мораль,
"нравственность" взаимозаменяемы. В этике как области знания
за ними закреплен следующий смысл:
• этика - наука, область знания;
• мораль (нравственность) - предмет, изучаемый этикой.
Наиболее распространенными являются следующие толкования категорий этики:
• мораль - субъективные оценки индивидами своей деятельности; нормы
обыденного поведения людей;
• нравственность - объективные оценки поступков людей; высокие
принципы (например, библейские заповеди).
Однако до сих пор не выработано устойчивых, общезначимых определений этих
понятий.
Несмотря на то, что этика - устойчивая система знаний, она
предусматривает выбор индивидуальной позиции по той или иной проблеме. Явления,
осмысливаемые этикой, чрезвычайно сложны и многогранны, Большинство этических
проблем носит дискуссионный характер.
2. Предмет этики
1. Мораль. Концепции ее происхождения
2. Варианты структуры морали
1. Этика - наука, предметом которой является мораль.
Основными условиями существования и развития человеческого сообщества
являются:
• гармонизация структуры общества;
• согласование интересов членов общества, их действий;
• определение взаимных обязанностей членов общества и т. д.
В ходе исторического развития общества нормы поведения людей, их взаимные
обязанности приняли устойчивые формы, осмысливались людьми, становились
предметом нравственного сознания, получали теоретическое обоснование. Мораль -
это:
• совокупность норм, правил поведения людей (реализуется в их поступках);
• универсальная форма отношений людей в обществе. Выделяют три типа
теорий происхождения морали. Идеалистические, креационистские концепции
морали, которые включают представления о:
• божественном происхождении морали (религиозная мораль);
• "априорной сущности" морали (идеи И. Канта);
• "абсолютной идеальной заданности морали" (Платон) и др.
Согласно данной концепции мораль имеет трансцедентальную заданность и не
зависит от психических или физических свойств людей. Следовательно, этика не
пересекается с науками, изучающими человека.
Натуралистические (гуманистические) концепции утверждают:
• биологическую заданность нравственных свойств людей;
• эволюционное происхождение морали (в процессе развития человека).
Натуралистическая этика взаимосвязана с психологией, антропологией и
другими науками, изучающими человека. Сторонниками натуралистических концепций
были Л. Фейербах (XIX в.), Э. Фромм (XX в.).
Социально-исторические концепции морали включают в себя различные вариации:
• теорию антропосоциогенеза;
• диалектико-материалистическую теорию этики;
• теории, основанные на принципе историзма в развитии морали.
2. Структура морали. Существуют разные подходы к рассмотрению
структуры морали:
• нормативный (изучение морали как системы предписаний);
• философский;
• личностный (изучение морального сознания индивида);
• биологический (изучение предпосылок нравственности на природном
уровне),
• социологический (изучение роли морали в обществе);
• психологический (изучение психологических механизмов морали). Элементами
структуры морали являются:
• сознание (убеждения, намерения и пр.);
• деятельность (поступки);
• взаимоотношения между сознанием и деятельностью;
• нравственные нормы (простейшая форма утверждений, например 7 библейских
заповедей и т. п.);
• нравственные качества человека (добродетели), которые проявляются в его
поступках;
• нравственные принципы, составляющие моральную ориентацию человека
(эгоизм, альтруизм и т. п.);
• нравственные идеалы (цель развития личности);
• высшие моральные ценности (Свобода, счастье и т. п.), общечеловеческие
моральные ориентиры.
Нравственные представления людей историчны (зависят от жизни общества,
его культуры в данное время) и переменчивы (меняются на каждом этапе
исторического развития общества).
3. Структура этического знания. Основные категории
1. Структура этики. Моральное сознание и практика
2. Законы морали
3. Категории этики
1. Основные составляющие этики:
• содержание этики, общая теория морали;
• теоретическое обоснование развития морали, этические учения. Содержание
общей теории морали (ее предмет):
• сущность нравственности;
• индивидуальная и общественная заданность нравственности;
• развитие ценностных ориентиров.
Многочисленные этические учения различают по их мировоззренческой основе
и определению природы морали.
Элементами структуры этического знания являются совокупность моральных
качеств личности, а также моральные нормы общественной жизни. Эти элементы
выражаются в таких понятиях, как:
• моральное сознание;
• моральная практика;
• законы нравственности;
• категории этики.
Моральное сознание человека социально (реализуется в системе общественных
отношений) и выражается в:
- теоретическом осмыслении нравственных норм и правил;
• субъективном обосновании нравственности (понимание человеком моральных
норм, его моральные чувства);
• оценке явлений окружающей действительности;
• нравственном сопереживании и т. п.
Моральное сознание человека неразрывно с его моральной практикой.
Основной формой моральной практики являются моральные отношения.
Моральные отношения реализуются в моральных действиях (поступках),
которые составляют нравственное поведение людей.
Моральные действия могут быть сознательными и
интуитивно-чувственными.
2. Важным элементом структуры этического знания являются законы морали.
Они одновременно:
• объективны, универсальны, общезначимы, подчиняют все процессы жизни
общества;
• субъективны, являются осознанным и добровольным выбором каждого
человека.
3. Категории этики определяют:
• цели развития человека и общества;
• универсальные значения нравственности и т. п. (понятия
"добро", "справедливость", "счастье" и т. д.);
• содержание морального сознания индивидов (понятия "честь",
"совесть" и т. д.).
Другие категории фиксируют отрицательные нравственные принципы (общее
понятие "зло").
Категория "добро" - системообразующее начало нравственных
понятий и этического знания.
Категория нравственного долга выражает индивидуальное проявление
добра и мотив нравственных поступков.
Категории "честь", "совесть" и т. п. раскрывают
содержание моральной заданности человека.
4. Мораль и другие сферы общественной жизни
1. Связь морали с формами общественного
сознания (экономикой, политикой, правом, религией и др.)
2. Мораль и общественные отношения.
Функции морали
1. Мораль одновременно является:
* характеристикой индивида;
* совокупностью нравственных представлений людей;
* формой общественного сознания.
В отличие от других форм общественного сознания мораль;
• не имеет своих институтов;
• входит в состав всех областей духовной деятельности людей;
• как категория не имеет четких определений, их значения толкуются
субъективно;
• во взаимодействии с другими формами общественного сознания мораль
доминирует.
Мораль тесно связана с другими формами общественного сознания. Связь
морали с экономикой:
- нравственность - важное условие развития производительных сил общества
(усложнение техники, новые технологии требуют ответственности работников,
творческого подхода к труду и т. п.);
• владельцы средств производства вынуждены учитывать интересы работников;
• в производстве и, особенно в торговле, важны честность, порядочность и
т. д.
Мораль и политика. Одной из форм упорядочения жизни общества является
власть. Политики и идеологи оперируют такими понятиями, как гуманизм,
социальная справедливость и т. п.
В то же время смыслом политической деятельности является борьба за
приобретение и сохранение власти. Моральная регуляция сводится к минимуму. На
первый план выходят личные или корпоративные интересы, интересы партий, классов
(в тоталитарных государствах). Николо Макиавелли (1469 - 1527) в трактате
"Государь" утверждал политическую целесообразность несправедливости
("цель оправдывает средства").
Политическое сознание членов общества (особенно в демократических
обществах) ориентировано на социальную справедливость, долг перед обществом и
т. п.
Реакцией людей на власть также могут быть:
- недоверие, политическая апатия;
• конформизм;
• сопротивление, диссидентство, анархия.
Связь морали с правом. Право регулирует все области жизни общества при
помощи правовых норм, кодексов (уголовных, гражданских и др.). Правовые
нормы в своей основе содержат понимание справедливости, но могут
расходиться с представлениями простых людей о справедливости (например,
незаконность, наказуемость кровной мести).
Право может учитывать моральные переживания людей при оценке преступления
(суд присяжных).
Связь морали с религией. В основе всех мировых религий лежат
общечеловеческие нравственные нормы. Однако религиозность сама по себе не
гарантирует нравственности людей (например, религиозный фанатизм, нетерпимость).
Как верно и обратное - неверующий человек может быть нравственным.
Мораль и искусство пересекаются. Искусство может быть:
• моральным, проповедующим высокие нравственные ценности;
• аморальным,
• не затрагивающим проблем нравственности.
Мораль и наука (особенно гуманитарные отрасли) взаимосвязаны. Важнейшей
проблемой является определение меры ответственности ученого за свое открытие
(например, расщепление урана).
2. Мораль и общественные отношения. Мораль - результат исторического
развития общества: усложнения его социальной структуры, роста потребностей
людей, разделения и специализации труда. Мораль является универсальным способом
организации и развития как общества в целом, так и отдельных людей.
Функции морали в обществе:
• нравственная ориентация людей;
• регуляция общественных отношений (при помощи моральных кодексов,
традиций, религиозных норм и т. п.);
• определение перспектив и целей исторического развития человека и
общества.
5. Духовная и практическая стороны морали
1. Моральное сознание
2. Моральная практика
3. Признаки Морали
1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и
способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное
сознание (духовная сторона) и моральную практику. Моральное сознание является:
• способом регуляции жизни общества;
• способом социальной преемственности;
- духовной стороной морали (принципы, чувства, переживания и пр.);
- совокупным опытом людей.
Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях:
теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (моральное сознание
человека).
Моральное сознание человека формируется в процессе воспитания и
самовоспитания и проявляется в поведении человека.
Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность этических
знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.
Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни морального
сознания:
- являются субъективной стороной нравственности;
- тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свойствах
морального сознания);
- формируются исторически;
- постоянно развиваются (иногда регрессируют).
Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является составной
частью всех видов общественных отношений (социальных, политических и т. д.).
Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или
отсутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Действие
считается поступком при наличии мотивов и цели действия.
3. Все составляющие морали содержат:
- цель моральной деятельности;
- мотивы деятельности;
- ориентацию на моральные ценности;
- средства достижения (нравственные нормы);
- оценку результатов деятельности.
Мораль как система характеризуется следующими признаками:
гуманизмом (человек - высшая ценность);
наличием идеалов, высших целей деятельности;
избирательностью в выборе средств достижения цели;
нормативной регуляцией отношений между людьми;
добровольным выбором людьми ориентации на добро.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика:
Учебник. - Гардарики,2003. - 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика.
Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.
|