Почему я должен быть моральным
Почему я должен быть моральным
Имеют ли вопросы, такие как: «Почему я должен быть
моральным» и «Почему я не должен быть эгоистом» однозначные ответы? Делает ли
однозначный ответ в такого рода вопросах их более важными или менее важными?
Сколько веков люди ломают головы над проблемами морали,
нравственности, как и вообще над всеми вопросами бытия «человека среди людей»!
Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что история этих вопросов ничуть не меньше,
чем история самого человеческого общества, и их важность связана с тем, что они
призваны решать все те конфликты и несостыковки, которые возникают из того
простого факта: мы на этой Земле живем не в одиночку, а в обществе себе
подобных.
Еще древние греки говорили, что человек — это общественное
животное. И, исходя из этого факта, моралью по сути является уступка своих
интересов, потребностей и удобств в пользу общества. Мораль не есть удобство
для данного конкретного человека, напротив — она есть набор обременительных
норм поведения, в большинстве противоречащих сиюминутным его удобствам.
Следовать только своим удобствам — скорее всего, означает отказаться от норм
морали.
Мораль по определению есть продукт общественный, а не
индивидуальный и не выдумка отдельно взятого человека. Это означает, что
возникает мораль как плод отношений между людьми в обществе и касается тоже
только этих же отношений (норм поведения людей по отношению друг к другу).
Соответственно, и критериями правильности тех или иных норм морали являются
интересы выживания общества, а не интересы отдельного человека.
Мораль — это, в том числе, целесообразное поведение людей
внутри общества, выработанное методом проб и ошибок. Общество, в котором
слишком долго затягивается процесс выработки таких норм поведения, попросту
уничтожает себя самого.
Какое-то время поддерживать эти нормы (против которых
всегда найдутся несогласные) приходится силой (либо вождя, либо большинства).
Но обычно уже следующее поколение, еще в детском возрасте, воспринимает от
старших эти нормы как естественные и единственно возможные. И так – до тех пор,
пока условия жизни опять не изменятся, и какие-то нормы морали окажутся в
противоречии с новыми реалиями жизни. Тогда снова начинается стихийный процесс
разрушения одних норм и становления других, более подходящих для новых условий.
Мораль, по определению, нужна для выживания общества. Она
не придумывается, она отбирается «естественным отбором», в результате которого
все неприемлемые (ведущие к гибели общества) нормы просто исчезают (часто
вместе с людьми, которые пытались их придерживаться), а остаются только те,
которые способствуют выживанию.
Отсюда простой вывод: то, что предлагает позавчерашняя
мораль, было отобрано и было эффективно в позавчерашнем обществе. Если условия
жизни общества с тех пор сильно изменились, то сегодняшняя мораль должна
неизбежно в чем-то отличаться. И в сегодняшнем обществе может быть эффективна
только сегодняшняя мораль. Единственное исключение – это переходные периоды,
когда мораль еще находится в стадии проб и ошибок.
Нарастание несоответствия между массовой моральной
практикой и официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о
неблагополучии в общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть
сигналом необходимости двоякого рода перемен: либо общепринятые моральные нормы
устарели и требуют замены; либо развитие материальных общественных отношений,
отражаемых в моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось,
и порядок надо наводить именно в этой сфере.
Мораль не должна быть незыблема, как скала. Она должна в
точности отвечать условиям жизни людей. Условия изменяются — может измениться и
мораль.
И хотя быть моральным (т.е. больше руководствоваться
интересами «Мы», а не «Я») может оказаться обременительно для конкретного
человека в конкретной ситуации, тем не менее, в стратегическом отношении он
может оказаться в выигрыше, потому что он является членом того же самого
общества. Однако не все готовы поступиться сегодняшней синицей ради будущего
журавля, и соблазн «урвать» немного лично для себя может оказаться слишком
большим. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы его члены как можно более
строго следовали установившимся в нем моральным правилам — настолько, что
практически все известные истории человеческие сообщества и цивилизации
возводят установление моральных норм к божественным заповедям. Но божий суд — не единственный суд, перед которым
человек может держать ответ; держать ответ за свои поступки он может как перед
людьми, так и перед собой.
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок,
человек редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях
как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. Конечно,
не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем
оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются
естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из
многолетней массовой житейской практики поведения людей.
Моральные требования принимают самые разнообразные формы:
это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.),
различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и
т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы
самоконтроля личности (долг, совесть).
Усваиваются нормы морали каждым отдельно взятым человеком в
раннем детстве, когда еще он еще сам ничуть не осознает, зачем они вообще
нужны, и какими именно интересами общества продиктованы. Основываясь на них,
будущий человек, взрослея, формирует в своем сознании свою индивидуальную
модель этих норм, ценностей, своего будущего поведения. Внутренние мотивы,
сформированные таким образом, и управляющие поведением человека, обычно
называют совестью.
Итак, мы выяснили, почему человек должен быть моральным — это
необходимо для выживания того общества, в котором он живет и, следовательно,
для его собственного, опосредованного выживания. Это только Робинзон мог себе
позволить на своем необитаемом острове жить без морали — но и то до тех пор,
пока там не появился Пятница.
Рассмотрим теперь вопрос, стоит ли человеку быть эгоистом.
Начнем с того, что дадим классическое определение эгоизма, взятое из любого
философского словаря. Например: "Эгоизм — это жизненный принцип и
моральное качество, которое характеризует человека с точки зрения его отношения
к обществу и другим людям; обнаруживается в том, что человек руководствуется в
своем поведении лишь собственными интересами, не принимая во внимание интересы
общества и окружающих". Из подобных источников мы также узнаем, что эгоизм
в истории человечества обычно имел отрицательную оценку. Больше того,
осознанное предоставление преимущества эгоизма в качестве главного принципа жизни
воспринималась во все времена как аморальность.
Однако, если, спрашивая: "Почему я не должен быть
эгоистом?" — мы получаем ответ: "Потому что это хорошо для
общества", — то может возникнуть новый вопрос: "Почему я должен
думать о том, что хорошо для общества, если это не приносит никакой пользы
мне?". На этот вопрос возможен лишь один ответ: "Потому что ты не
должен быть эгоистом". Как видите, мы пришли к тому же, с чего начали.
Каким бы спаянным и сплоченным не было общество, оно всегда
состоит из отдельных людей, с их неповторимыми и сугубо индивидуальными «Я».
Весь мир, всех людей каждый из нас воспринимает через призму этого «Я» (Эго) —
так уж все мы устроены. Наши личные интересы и желания не всегда совпадают с
теми, которые диктует нам общество — в том числе, и через мораль. Означает ли
это, что в подобных случаях мы всегда должны руководствоваться не своими
желаниями, а пожеланиями общества?
История наличествует примерами, когда правильный ответ был
бы — «нет, не всегда».
Во-первых, моральные нормы, существующие всегда в
достаточно общем виде, далеко не всегда могут дать точный и правильный ответ в
конкретных случаях. К примеру, всегда ли спасительна так называемая «святая
ложь»?
Во-вторых, моральные нормы иногда могут противоречить друг
другу. Можно ли украсть хлеб, если твои близкие умирают с голода? А деньги на
лекарство?
В третьих, само общество не всегда следует своим же
собственным моральным нормам — все ведь знают о «не убий», в том числе и судьи,
приговаривающие к смертной казни, и генералы, и палачи, и солдаты... А что
происходит в действительности?
И это еще не самые сложные вопросы... Жизнь иногда ставит
нас в такие ситуации, из которых трудно бывает найти правильный выход, когда
мучаешься, не находя ответа на вопрос «как же мне следует поступить?». Мудрый
человек может посоветовать: «Слушай свое сердце». И действительно, иногда
только сердце может подсказать верный путь.
Но ведь слушать надо свое сердце — и не эгоистично
ли это?
Но и это еще не всё. Вместе с тем, ничто иное, как эгоизм является
основной движущей силой прогресса человеческого общества; именно его корни
видны и в научно-техническом прогрессе, и в творчестве; именно эгоизму
человечество обязано всем тем, что оно достигло на сегодняшний день. И не
следует спешить с выводами. Автор уже словно слышит восклицания о том, что,
во-первых, это позорит человеческое достоинство, а во-вторых — эта мысль не так
уже и нова (достаточно вспомнить, к примеру, Штирнера или Ницше).
Сразу же, с целью предупредить все следующие
"в-третьих", "в-четвертых" и т.д., скажу: давайте посмотрим
на проблему эгоизма под особым углом, принимая во внимание и то, что
человеческое достоинство является ничем другим, как трансформированным
воплощением эгоизма в жизненную программу человека под влиянием внешних условий
существования. Давайте посмотрим на все аморальное, из чего состоит на первый
взгляд эгоизм, не как на самую его сущность, а как на одну из его несовершенных
первоначальных форм.
Существует эгоизм в широком понимании этого слова, тот
эгоизм, к которому мы привыкли в будничной жизни. Вся так называемая
"аморальность" лежит именно на его счету, так как эта форма эгоизма
пользуется всеми имеющимися средствами для достижения собственной пользы в
ситуациях локальных и повседневных. Эгоизм первого рода "видит"
только кратчайший путь к цели, но это не всегда является полезным в деле ее
достижения. Он толкает человека к конфликту с обществом.
Но есть иной эгоизм, более высокого рода, и именно его
автор видит двигателем жизнедеятельности как отдельного человека, так и
общества в целом. При этом кое-кому придет в голову, которая здесь имеет место
противоречия "я" отдельного и "я" общественного. Но в
данном случае речь идет о том, что все чувства человека, все его высокие
стремления, поиск новых знаний и даже самой истины является ничем другим, как
более сложной формой всё того же эгоизма.
И разве не стал инстинкт личного самосохранения причиной
появления и развития общества как такого? Не лежит ли в корнях
научно-технического прогресса в том числе и обычная человеческая лень,
выраженная в виде эгоистичного желания переложить на «плечи» машин тяжелый или
монотонный труд? Не имеют ли любовь, милосердие и прочие подобные чувства тех
же самых эгоистических корней (золотое правило практически всех религий гласит
— не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой — то есть выводит
мораль из сугубо эгоистических интересов)?
Итак, мы можем видеть, что исходные вопросы «Почему я
должен быть моральным» и «Почему я не должен быть эгоистом» не имеют однозначных
ответов. И не только потому, что сами характеристики морального не являются
постоянными и незыблемыми, а изменяются вместе с развитием того или иного
человеческого общества; и не только потому, что некоторые формы эгоизма может
служить интересам общества ничуть не меньше, чем альтруизм.
Дело по существу все-таки в том, что со стороны общества
будет эгоистично ставить всегда и во всем свои нужды выше нужд отдельных людей,
а также в том, что эгоистические интересы конкретных людей могут лучше всего
воплощаться в жизнь альтруистическими и моральными методами, ибо как вы к
людям, так и они к вам...
Не хочу уходить в сторону и обсуждать, что такое
естественная нравственность. Выскажу лишь мою позицию биолога (ибо я не только
астроном, но и биолог): естественная нравственность, равно как и естественное
право, – это сумма норм поведения, максимально способствующая сохранению
человека как биологического вида Homo sapiens. Человек в
своем эволюционном пути от стадного животного к разумному социальному организму
не потерял же в конце концов своей биологической природы! Основной закон
сохранения биологического вида распространен и на него: вид должен увеличивать
свою численность, расширять свой ареал, регулировать численность (плотность)
особей так, чтобы индивидууму обеспечивался необходимый минимум средств
существования. Все это требует от вида и определенных норм поведения, которые
вырабатываются методом проб и ошибок. У животных – это жесткие законы иерархии
в стаде, у человека – социальный опыт, фиксированный сначала в устных, а затем
и в письменных Преданиях.
|