Общение как нравственная ценность
Общение как нравственная ценность
Введение
Единственная настоящая роскошь -
роскошь человеческого общения.
А. де Сент-Экзюпери.
По существу, все моральные проблемы - «открытые»
и «закрытые» - возникают и решаются не сами по себе. Они проявляют себя в
общении людей друг с другом - общении, которое является важнейшей потребностью
личности и общества.
Характерные для второй половины двадцатого века
демократизация и гуманизация общественных отношений привели к смещению акцентов
в системе межличностного общения, особенно в нашем обществе. Место
господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают
ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие,
потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою
свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой
личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества
в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной
нравственной ценностью в духовной жизни общества. Вместе с тем трудности нашего
бытия выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и
порождают зачастую прямо противоположные им - агрессивность, эгоизм,
жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого. В
значительной степени это является следствием низкой культуры общения, что
свидетельствует о необходимости обращения к исследованию данного феномена.
1.
Общение как нравственная ценность: сущность и предназначение
Пожалуй, главным достижением демократизации и
гуманизации нашего общества стали тенденции, изменившие содержание и форму
общения людей друг с другом. Прежде всего, оно стало более свободным. Это новое
качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для
обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не
отнять. Свобода проявляется и в раскованности, с которой мы стали общаться друг
с другом, и в расширении сферы общения.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, можно
утверждать, что отношение к общению как ценности существенно изменилось. Люди
не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной
необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.
Сущность общения наиболее полно выражается в
том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в
субъект-субъектном отношении, отношении одного человека к другому на основе
взаимного признания « самости и самоценности». В таком понимании определяются
важнейшие, с точки зрения гуманистической этики, черты и свойства общения.
Во-первых, оно предстаёт как деятельность, что подчёркивает его
активно-процессуальный характер; во-вторых, подчёркивается, что деятельность
эта состоит в установлении отношения одного человека к другому; в-третьих,
отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными
словами, в них вступают равные субъекты; в-четвёртых, оговариваются условия
общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право
быть самим собой и ждёт того же от него. Ещё одна особенность общения - его
творчески-импровизационный характер, благодаря которому выявляются качества
субъекта - его свободная активность, способность порождать новые смыслы,
преодолевать стереотипы поведения.
Таким образом, общение - это взаимодеятельность,
базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только роскошь,
сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его
включённость в социум и культуру.
Субъектами общения могут выступать: личность,
социальная группа, общество в целом. Выделяются основные формы общения:
межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой,
между группой и обществом, между личностью и обществом.
Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса
общения, важно выявить его ценностные ориентиры - те морально значимые факторы,
которые определяют его основные содержательные характеристики. Идеальное
общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода,
справедливость, равенство, любовь.
2.
Культура и антикультура в общении
Культура общения - система норм, принципов и
правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим
сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного
взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение
тех норм межличностного общения, которые, во-первых, соответствуют
гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; во-вторых,
приняты в данном сообществе как « руководство к действию»; в-третьих, не
противоречат взглядам и убеждениям самой личности; в-четвёртых, предполагают её
готовность и умение соблюдать эти нормы.
Культура общения определяется совокупным
действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных,
«технологических». Уровень культуры общения самым тесным образом связан с
нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами
общества - с тем, что составляет понятие нравственной культуры.
Продуктивность общения достигается при
соблюдении определённых условий:
уважительное отношение к партнёру, сдержанность,
вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко ранить
человека;
ясность целей общения, готовность понять,
оценить и принять суждения собеседника;
постоянное самосовершенствование, подготовка
себя к общению;
соблюдение принципа толерантности, порождающего
взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные
ситуации.
Естественно, чем выше уровень нравственной
культуры, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной
культуры, нравственная « протокультура», порождает определённые дефекты
общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в
обществе. Можно выделить несколько «дефектных» уровней общения,
детерминированных издержками нравственной культуры.
Нравственный вакуум - человек или не знает
необходимых для общения норм и принципов поведения, или попадает в ситуацию,
когда его знания утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях.
Отсутствие нравственной инициативы - человек занимает
выжидательную позицию, ждёт от другого тепла, заботы, внимания и только потом
отвечает на них.
Нравственный камуфляж - стремление произвести
хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры.
Нравственный анахронизм - человек
руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям
окружающих и требованиям современной морали.
Нравственная регрессия - упрощение и опрощение
нравов, потеря достигнутого, сопровождающиеся неуважением к традициям,
пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам.
Нравственная глухота - отсутствие ориентации на
другого, неумение и нежелание слышать его.
Нравственный примитивизм - бесстыдно-неприкрытая
сделка с собственной совестью во имя личного интереса.
Нравственная нетерпимость характерна для
авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и
правоту.
Очевидно, что для полнокровной реализации
ценности человеческого общения необходимы, как минимум, две вещи: во-первых,
добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию. Но чтобы эти добрые
намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнёр мог
откликнуться на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство
понимания»,основа которого - высокая культура общения, требующая от каждого человека
самоанализа, самокритичности и работы над собой.
|