Нравственный опыт
Нравственный опыт
Реферат
На
тему:
«Нравственный
опыт»
План
1. Нравственный опыт.
Правда и ложь
2. Понятие
справедливости
3. Справедливость в
отношениях людей
4. Нравственные принципы
общения
1. Нравственный опыт. Правда и ложь
Понятие правды, истины
Правда -
высшая нравственная ценность. Правду можно понимать как:
* образец жизни и отношений людей, которому
необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;
* высшую инстанцию, справедливость (высшая
правда).
Высшая правда надэмпирична, противопоставляется
правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде" -
значит руководствоваться нравственным законом, совестью. Божьими заповедями. В
межчеловеческом общении правда выражается в:
* открытости, честности, доверии;
* отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;
* бескорыстии, отсутствии эксплуатации.
Правду можно определить как адекватную
характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и
представлений человека о нем.
Правдивый человек
тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.
Правдивость лежит в основе любой добродетели
(Монтень), морального отношения к другим людям. Она противостоит лжи.
Правда связана с достоинством человека. Человек,
уважающий самого себя, стыдится лгать.
Истина -
это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для
всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для
разных сфер действительности (науки и т. д.).
Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное
искажение истины) и новые истины (гипотезы).
В отличие от истины у каждого есть своя
правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения. Правда -
индивидуально-лич-ностна, основана на практическом интересе, потребностях
человека, имеет эмоциональный характер.
Частной правде человека противостоит правда
других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься
как несправедливость, ложь, агрессия.
"Общая правда"
достигается путем:
* признания ценности других людей, их прав,
достоинства, мнений;
* согласия, понимания, взаимной готовности к
компромиссу;
* правдивости.
Утверждение правды не должно унижать достоинство
другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников.
Обман, хитрость, клевета, ханжество
Ложь, обман
используются людьми для достижения:
* практической выгоды, благ;
* профессионального успеха;
·
социального
положения и др.
Обман -
это намеренное:
* искажение действительности, выдаваемое за
правду;
·
обещание
благ и пр., которое не будет выполнено.
Хитрость -
качество, которое может выступать как:
* негативное (реализация своих интересов в обход
запретов - мошенничество и пр.); \
·
позитивное
(хитрость, позволяющая достичь благих целей).
·
Клевета - это:
* рассмотрение другого человека как препятствия
на пути достижения благ и попытка устранить его;
* приписывание другому человеку негативных
качеств, которыми он не обладает.
Ханжество, лицемерие -
показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка
собственных пороков.
Важной этической проблемой является
"добродетельная ложь" - ложь во спасение. Часто возникают
ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом:
* дезинформация в контрразведке государства;
* сохранение в тайне информации (в сфере
политики, бизнеса, медицины, права и др.);
* сокрытие информации, способной нанести вред
человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т. д.
Честность, доверие
Честность -
практическая добродетель, подразумевающая:
* правдивость;
* совестливость;
* добросовестность и верность;
* открытость чувств и намерений для другого
человека.
Слово "честность" может употребляться
как синоним справедливости:
отсутствие произвола, субъективизма и т. д.
Честный человек обладает достоинством -
правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения,
осознание своих негативных и позитивных склонностей).
Доверие:
* способность к искренним, открытым отношениям
между людьми;
* отношения, основанные на равноправии,
отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.
2. Понятие справедливости
Понятие справедливости.
Справедливость распределительная и уравнивающая
Справедливость
является:
• характеристикой человеческих отношений;
• принципом, регулирующим взаимоотношения людей,
распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);
• главной социальной добродетелью, содействующей
общему благу. Можно выделить справедливость:
• распределительную
(воздающую) - она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и
подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами);
• уравнивающую
(коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т. п.).
Призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны.
Справедливость не зависит от благосостояния,
социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание
зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу. (Нарушение
установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как
несправедливость.)
Развитие
представлений о справедливости
Первая известная формулировка правила
справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и
равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть). Правило
талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь
за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной
мере.
Уравнительная справедливость
существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий,
полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев.
В классовом обществе господствовала распределительная
справедливое распределение благ согласно сословной, кастовой
принадлежности.
С появлением прибавочного продукта общество
разделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость. Каждый
класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.
С возникновением государства законы, право
закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение
справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими
прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет
нравственно-правовое сознание.
• возникает запрет на индивидуальную месть;
• провозглашается "золотое правило
морали" и др.
Платон первым
создал концепцию справедливости как социального явления (трактат
"Государство"), где определял справедливость как середину между
крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости
лежит принцип неравенства, ввел понятия уравнительной и распределительной
справедливости.
В Средние века христианские мыслители
утверждали:
• Господь справедлив, воздает каждому по
заслугам;
• человек не способен осмыслить промысел Божий,
поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.
В Новое время господствующей становится идея правового
равенств
• экономическое и статусное неравенство
сохраняется;
• провозглашается равенство социальных
обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;
• равенство прав;
• справедливое наказание за преступление против
человека и общества;
• неприкосновенность частной собственности;
• формальное равенство возможностей.
В СССР, странах Восточной Европы и других
странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить
справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена
частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей
членам социалистического общества. В современном обществе:
• справедливость включает в себя уравнительный и
воздающий элементы;
• равенство является важнейшим условием жизни
человека и развития его личности;
• равные права всех людей закреплены законом,
зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;
• справедливость включает материальное и
организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);
• социально-правовые установления государства
выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с
нравственными представлениями о справедливости;
• правящие круги с помощью СМИ навязывают
гражданам свое представление о справедливости.
3.
Справедливость в отношениях людей
Принципы справедливости,
сформулированные Дж. Ролзом
Дж. Ролз
(род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал
справедливость как принципы социальной организации:
• каждый человек должен обладать равным правом в
отношении системы основных свобод;
• социальное и экономическое неравенство должно
быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества, и имели
свободный доступ к любым должностям и социальным статусам.
Таким образом, согласно Ролзу:
• справедливость является мерой равенства
и неравенства между людьми;
• люди должны быть равны в правах и при
распределении социальных ценностей;
• справедливым является и неравенство -
неравное распределение, дающее преимущество каждому.
Социально-экономическое равенство не
считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства
людей, ограничения их экономической активности.
Неравенство может быть благом,
справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за
счет прогрессивной налога:
• сбор налогов пропорционально доходам;
• обеспечение социального минимума неимущим.
В случае, если распределение преимуществ не
стимулирует социально- экономическую активность неимущих, это неравенство
является несправедливостью по отношению к богатым.
Справедливость регулирует
взаимоотношения людей. Она:
• ограничивает эгоистические стремления
человека, произвол индивида;
• удерживает людей от причинения вреда друг
другу (физического и нравственного).
Принцип справедливости можно выразить требованиями:
• не вреди другому человеку;
• не обижай другого человека, уважай его
достоинство;
• не нарушай
прав другого человека.
Эти требования конкретизированы в правилах
общения между людьми.
Справедливость требует от человека исполнения
своих обязанностей. Можно выделить обязанности:
• обусловленные конституцией и законами;
• обусловленные всеобщими нравственными
представлениями;
• обязательства, принимаемые при заключении
договора.
Единство прав и обязанностей
человека: человек, обладающий правами имеет обязанности.
Справедливость подразумевает:
• в отношении других - исполнение своих
обязанностей;
• в отношении себя - защиту своих прав.
Понятие справедливости включает "идею
личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные
требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль). Допуская
несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу.
Человек должен сохранять чувство собственного
достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.
4. Нравственные принципы общения
Можно выделить следующие принципы общения.
·
Универсальные принципы.
Они:
* непреходящи, исторически неизменны и являются
общими для всей системы духовных отношений;
* определяют содержание общения;
* проявляются в конкретных формах общественного
сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;
* выражают интересы разных социальных групп;
* могут быть различными (или противоположными)
по значимости.
* Этические принципы (принципы
морального общения). К ним можно отнести:
* добродетельность (общение с людьми с позиций
добра);
* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);
* утилитаризм ("потребительское"
общение);
* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными
интересами ради интересов другого человека) и т. д.
В разные эпохи различные этические учения
основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль
ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой
цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.
В семейных отношениях
принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное
уважение, самоотверженность и др.
В сфере труда
необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение
согласовать личные интересы с интересами коллектива.
Реализуя принципы межличностного общения,
человек получает возможность самореализации.
Культура межнационального общения
подразумевает:
* уважение национального достоинства каждого
этноса;
* взаимопомощь, дружбу;
* преодоление национализма, шовинизма и др.;
* терпимость.
Культура политического общения.
Здесь необходимыми качествами являются:
* патриотизм;
* чувство долга;
* государственный уровень мышления;
* политическая терпимость и др.
Если действия субъекта человеческих отношений
противоречат требованиям культуры общения, то действия являются
безнравственными, внеморальными.
Культура общения исключает:
* причинение вреда другому человеку (народу,
государству);
* навязывание своего мнения другим, попытки
манипулирования сознанием других людей, мнением общества;
* руководство своими эгоистическими интересами,
эмоциями;
* создание конфликтных ситуаций, нежелание
достичь компромисса.
Нормы, принципы морали формируются в процессе
общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в
обществе).
Основные направления деятельности
государства и общества в области морали:
* теоретическое:
* обоснование идеалов, учений о добре, зле,
справедливости и т. д.;
* разработка норм поведения;
* утверждение приоритета общественных интересов;
* распространение моральных знаний:
* обучение;
* воспитание;
* поддержание традиций, обычаев;
* воспроизводство моральных ценностей
посредством:
* общественного мнения;
* идеалов;
* ценностных ориентации и др.
В обществе может существовать несколько типов
морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль,
религиозная мораль, профессиональная этика и др.
Наряду со специфическими особенностями в их
основе лежат общепринятые нормы морали.
Моральное сознание человека формируется:
• на чувственном уровне - под
воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;
• на рациональном уровне - с помощью
изучения и осмысления концепций морали, этических норм.
Нравственная культура общения является
необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества
в целом.
Формирование культуры общения
является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:
• объективных законов человеческого общежития;
• моральных знаний, норм, правил;
• обычаев и правил, выработанных предыдущими
поколениями.
Объективное содержание норм морали является
законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен
подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).
Моральное воспитание должно быть тесно связано с
моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении
своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.
Важное место в системе морального воспитания
занимает самовоспитание, то есть:
• выбор человеком нравственных установок,
ориентиров;
• самоконтроль моральной деятельности, общения с
другими людьми;
• ответственность за свою деятельность,
последствия поступков.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. -
472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ,
2003. - 176 с.
3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР,
2003. - 206 с.
4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.
5. Этика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2002.
Автор-составитель Широкова И.Г.
|