Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Формирование эстетической ценности массового сознания в сфере архитектуры

Формирование эстетической ценности массового сознания в сфере архитектуры

Ростовская Государственная Академия Архитектуры и Искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по эстетике на тему:

 

«Формирование эстетической ценности массового сознания в сфере архитектуры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Выполнила: ст. гр. А-41

                                                                                  Принял: Чистюхин Ю. Н.









Ростов-на-Дону

2001 год

 

 

Содержание.

 

 

·        Введение.

·        Основная часть:

·        Социально-психологический аспект формирования эстетической ценности.

·        Условия и механизмы формирования эстетической ценности в массовом       сознании.

·        Взаимодействие между профессиональным и массовым сознаниями.

·        Особенности формирования различных типов эстетической ценности.

·        Заключение.











 

 

 

 

Введение.

Значение эстетического и худо­жественного развития личности как важнейшего рычага обществен­ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело­века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду­ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче­редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи­рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и всего массового сознания, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери­ферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последст­виями - культурным оскудением жизни общества и духовным оди­чанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це­ны. Более того, мне кажется можно утверждать, что без существенного задейст­вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани­ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. На понятийном уровне эстетическая куль­тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль­туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействи­ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це­лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте­тическими параметрами.

Социально-психологический аспект формирования эстетической ценности.

Сознание и потребность, отношение и действие - все это система чисто человеческих факторов, находящихся в диалектической взаимообусловленности и взаимодействии. Действуя в каждой сфере общественной жизни на новых уровнях, они обогащаются, возвышаются, становятся все более определенными, творчески активными. Конечно, эти качественные перемены не совершаются изолированно от условий общественной жизни. В постоянстве качественных перемен в эстетическом сознании сказываются объективные условия общественной жизни, в особенности, характер и содержательность конкретной эстетической культуры и нравственно-психологической атмосферы, вне которой трудно представить эту культуру, являющуюся одним из существенных факторов формирования эстетического сознания. На развитие эстетической культуры влияют эстетические взгляды, представления, понятия, художественное творчество во всех его видах, материализация эстетического сознания через эстетику быта, спорта, и т.д. Эстетическое сознание, отражая определенные стороны образа жизни, отличается лишь относительной самостоятельностью. Развиваясь по своим специфическим законам, эстетическое сознание испытывает на себе влияние различных форм жизни общества.

В полной мере эстетические ценности являются достоянием элиты. Эстетические же потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом "массовой культурой". Но мне кажется,  что эстетические ценности архитектуры во многом определяются особенностями массового потребления. Исследование социологических  и социально- психологических проблем последнего имеет поэтому фундаментальное значение для их понимания. Здания и сооружения, образуя неотъемлемые элементы повседневной жизни, во многом определяют и образное своеобразие человека. Они служат не только устроению вещного мира в соответствии с художественными программами, но становятся и средством выражения жизненной позиции потребителя и его социокультурной ориентации. Архитектура адресована широким слоям населения, оказывая влияние на общий уровень эстетического сознания. Однако массовое сознание не всегда готово воспринять эстетическую ценность, особенно если речь идет о новом и непривычном.

Оценку произведений искусства могут подчинить своему авторитету профессионалы и «знатоки», предлагая суждения, претендующие на общезначимость. Их давление на публику становится эффективной тактикой изменения массового вкуса, причем мнение рядовых потребителей, высказывающих эстетическое суждение, далеко не всегда оказывают влияние на судьбу произведений. Включение или не включение того или иного произведения в канон, вероятнее всего, имеет явное социальное значение, потому что каждая культурно - социальная группа так или иначе разделяет эстетические  пристрастия, имеющие существенное значение для формирования этой группы и поддержания ее единства.

Постоянное воздействие развитой системы средств массовой коммуникации и рекламы приводят к внедрению в массовое сознание новых социокультурных значений и эстетических представлений, предлагая все новые образы вещей и эталоны моды. В конечном итоге и на их основе,  а не только стихийно, складываются вкусы. Поэтому в основе решения потребителем вопроса о том, что красиво и что нет, чаще лежат скорее социопсихологические, чем искусствоведческие критерии.

При изучении процессов, протекающих в массовом потреблении, на первый план выдвигаются такие явления, как престижное потребление, социальный символ, мода и кич, играющие значительную, а иногда и определяющую роль в формировании и трансформации эстетической ценности в сфере массового сознания и поведения.

Эстетическую ценность связывают то с субъективными переживаниями воспринимающего индивида, то с объективными характеристиками общественно значимого предмета. Однако ни психологические, ни объективно-социологические исследования эстетического до сих пор не имели решающего успеха, хотя и добавили многое к пониманию эстетического восприятия и зависимости эстетического сознания от конкретных социально-исторических обстоятельств. Эти исследования ясно показали, что эстетическая ценность не может быть отнесена только к индивиду или только к некоторой культуре. Представление о формировании эстетической  ценности в массовом сознании должно объединять в себе оба эти аспекта ее существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия и механизмы формирования эстетической ценности в массовом сознании.

Процесс формирования эстетической ценности в деятельности проектировщика может рассматриваться как процесс художественного моделирования. Но в массовом сознании эстетическая ценность формируется как бы в стихийном процессе под воздействием многих сил, действующих в культуре. Для сохранения и воспроизводства эстетической ценности в меняющихся обстоятельствах общественного бытия необходим ряд условий. В их число входят не только эстетические установки, потребности и ситуации, но и способность эстетического суждения, без которой любые установки останутся нереализованными, потребности – неосознанными, а эстетические ситуации – неосуществленными.

Формирование эстетической ценности происходит как движение в многослойной структуре, где относительно независимое функционирование и развитие эстетических потребностей, установок, ситуаций и способности эстетического суждения соединено с их взаимодействием, возникновением и изменением одного на основе другого. Процесс формирования эстетической ценности включает в себя внутреннюю субъективную составляющую (эстетические установки и потребности, способность эстетического  суждения) и внешнюю, объективную составляющую (эстетические ситуации).

   Возникновение эстетической потребности и эстетической установки – лишь первая стадия процесса формирования эстетической ценности  в системе культуры. Следующая стадия процесса – рефлекторно-оценочный, где эстетическая ценность покоится не просто на эстетическом чувстве, а имеет под собой осознанные, поддающие выявлению и анализу критерии оценки. Третья стадия формирования эстетической ценности предполагает столь развитую способность эстетического суждения, которую не могут  удовлетворить наличные эстетические ситуации. На этой стадии возникает потребность в принципиально новой эстетической ценности, расширяющей рамки нормативной системы.

М. С. Каган выделяет в эстетической ценности собственно эстетическую и художественную ценности как две составляющие. В художественной ценности интерес потребителя относится не к собственно художественному произведению, а к объекту художественного отражения. В практико-эстетической ситуации произведения архитектуры как бы сливаются с объектом отражения.

Процесс формирования эстетической ценности не может быть выведен из практики производства и существующих утилитарных потребностей. Эстетическая деятельность – выделилась в особую сферу общественного производства, а эстетические потребности стали равноправны с другими духовными и материальными потребностями.




















Взаимодействие между профессиональным и массовым сознаниями.

В системных представлениях проектирование относится к более широкому целому, чем потребление, и проектировщик не обязан связывать каждый вариант формы с теми или иными ситуациями потребления и соответствующими  стереотипа эстетического отношения. В отличие от потребителя он сознает не только социокультурные нормы и связываемые с ними эстетические значения, но и условия их реализации.

Отношение профессиональной позиции к потребителю противоречиво, поскольку, с одной стороны, проектировщик, мотивируя решение, ссылается на нужды потребителя, с другой – отказывает ему в компетентности и решает за него. Профессиональная деятельность отвлечена от определенного потребителя, ибо она обусловлена массовым характером производства и направлена на тип потребителя, то есть на абстракцию профессионального сознания. Между деятельностью потребитель и профессионала пролегает граница, выражаемая вещью, поскольку она противостоит потребителю как уже спроектированная, сооруженная.

Сущность работы архитектора состоит в том, чтобы, осуществляя эстетический поиск, найти и воплотить в жизнь новый способ эстетического устроения предметно-пространственной среды. Иногда, исходя из существующей потребности в предметах кича, моды и престижа, делается вывод об их необходимости. Однако слепое следование рыночной стихии без проникновения в сущность стоящих за этими явлениями социокультурных процессов, без выявления подлинного социального заказа противоречило бы основной сознательной цели профессиональной деятельности. Беспорядочной смене модных  предпочтений необходимо противопоставлять крупные фрагменты целостно-сформированной предметно-пространственной среды.

 

 

 

 

Особенности формирования различных типов эстетической ценности.

Эстетическая ценность в массовом сознании весьма неоднородна. Утверждая, что вещь красива, люди редко могут обосновать это утверждение. Во многих случаях выясняется, что вещь признана красивой, потому что она модна, престижна, символизирует нечто или позволяет выделиться среди других.  Поэтому на первый план выдвигается проблема отделения собственно эстетических ситуаций от внеэстетических, влияющих на ценностное осознание архитектуры. Так, престижное отношение, ценностное по своей сути, не является эстетическим. Эстетическая ценность оказывается во многом зависящей от внеэстетического ценностного отношения.

Стремление обрести единства предметно-пространственной среды, которое противостояло бы расширенному хаосу форм, приводит к тому, что в массовом сознании одним из критериев эстетической ценности становится отнесенность его к определенной стилевой системе.  Представления о стиле воплощаются в образы, которые узнают и которые могут символически обозначать важные аспекты потребления. Тем самым культурная и социальная значимость стилевой культуры связывается с особенностями порождения и воспроизводства эстетической ценности.

Взаимосвязь стиля и эстетической ценности определяется их принадлежностью к одной нормативной системе художественной культуры. Если стилевая система выступает как жесткофиксированная система норм, задающая формальные условия художественному творчеству, то эстетическая ценность  представляет собой социальную форму реализации такого рода норм и восприятия произведений художественного творчества. Активность распространения информации в современной культуре ведет  к тому, что, едва наметившись как стиль, новая система художественно-образных  средств формообразования за короткое время получает широкое распространение. Множество таких структур рождает их наложение, «скрещивание» и мозаичное сочетание.

Однако в массовом сознании основной акцент ставится не на нормативных системах, а на социокультурных значениях, которыми нагружаются произведения в практике их потребительского и профессионального освоения. Это создает условия для оценки произведения архитектуры прежде всего с точки зрения символических и престижных значений. Стиль схватывается массовым сознанием как «геометрический» или даже «прямоугольный», «живописный», «обтекаемый» и т. д.  Для кича  в его первоначальном «наивном» варианте характерно, что предмет, имеющий для потребителя эстетическую ценность, для художника и эксперта этой ценностью не обладает. Проектировщик, создавая кич, не предлагает нового способа эстетического освоения действительности и не осуществляет творческого поиска, но лишь служит воспроизводству определенных стереотипов эстетического потребления.

Наряду с «наивным» кичем заявляет себя рефлектированный кич. Эстетическое освоение кича как элемента действительности ставит перед исследователями новые проблемы. Появляются вещи «стилизованные под кич», которые потребляются как эстетические, а в ценностях обладающих несомненной эстетической ценностью, возникают преобразованные элементы кича.

Среди явлений массовой культуры кич и мода привлекают в последнее время особое внимание исследователей. В то же время их сложность и противоречивость рождают неоднозначность оценок, как социально-культурных, так и эстетических. Последние колеблются от отнесения к антиценностям до признания и моды, и кича полноправными и даже необходимыми элементами массового сознания, выполняющими свои функции в социокультурном целом. Если сравнивать теоретико-искусствоведческое описания, посвященные моде, с описаниями, посвященными кичу, можно заметить параллельное развертывание – определений и характеристик. Однако неверно считать их явлениями одного порядка.

Заключение.

В заключение хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать типы эстетических объектов, которые существуют в сознании человека. Знание типов, а также механизмов и факторов формирования эстетических ценностей полезно каждому человеку, ибо помогает нам лучше ориентироваться в их безграничном мире.

 Хотелось бы отметить еще одну мысль о формировании эстетической ценности. Георг Зиммель в своей классической “Философии денег” описал формирование эстетической ценности как постепенное замещение “примитивных” форм наслаждения от присвоения — дистанцированием. Согласно 3иммелю, в примитивных обществах еще царит процесс чисто физического потребления. То, что немецкий социолог Норберт Элиас назвал “цивилизующим процессом”, может описываться в формах постепенного дистанцирования. Элиас показывает, например, что даже поглощение пищи за столом (самая грубая и примитивная, но необходимая форма присвоения) подвергается дистанцированию. Человек перестает рвать мясо руками и зубами, а начинает пользоваться “дистанцирующими приборами” — вилкой и ножом. Нет сомнений в том, что эстетическая ценность, в конечном счете, не может быть ни грубо присвоена, ни потреблена. То, что в музеях мы не можем не только дотронуться до картин, но даже подойти к ним на “неприлично” близкое расстояние, отражает тот же процесс дистанцирования. Новейшие исследователи форм раннего обмена и присвоения показали, однако, что и в примитивных культурах существовала группа предметов, не предназначенных для потребления. В новейшей работе Мориса Годелье “Загадка дара” такие объекты определяются как sacra, сакральные амулеты и талисманы. Но еще задолго до Годелье Луи Жерне в своем известном эссе о возникновении понятия “ценность” у греков показал, что целый ряд предметов, наделенных высшей ценностью, не могут быть присвоены, а их происхождение мифологически приписывается не людям, а богам. Sacra важны потому, что на них опирается вся иерархия социальных ценностей. Система высших ценностей всегда претендует на существование вне потребления, а музеи имеют значение гарантов чисто эстетического, незаинтересованного и никому не принадлежащего пантеона шедевров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.     «Эстетические ценности предметно-пространственной среды»; А.В. Иконников, Москва: Стройиздат 1990.

2.     «Эстетика»; Е. А. Чичина, Ростов-на-Дону: «Феникс» 2000.

3.     «Эстетика»; Ю. Борев, Москва: Издательство политической литературы, 1975

  4.  «Творчество, жизнь, искусство»; Г. Гачев, Москва 1980.

5. «Человек. Пути формирования новой личности»; Б. Н. Бессонов Москва                       1988.








              



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image