Этика периода Средних веков
Этика периода Средних веков
Реферат
На тему:
«Этика периода Средних веков»
План
Вопрос 1. Корпоративная мораль
Средневековья
Вопрос 2. Философско-этическая мысль Средневековья
(официальная этическая доктрина)
Вопрос 3. Философско-этическая мысль
Средневековья (субъективистские этические учения)
Вопрос 1. Корпоративная мораль Средневековья
1.
Христианская мораль Средневековья
2. Сословно-корпоративный
характер средневековой морали
1. Этика
средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких
рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального
абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.
Средневековая
этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а
разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики
Средневековья характерны:
•
пессимистический взгляд на земную жизнь людей;
•
оптимистическое упование на Царство Божие;
• утверждение
ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской
этики является идея любви к Богу. Эта идея:
• придает
морали общечеловеческий статус;
• является
универсальным принципом морали;
• рождает
новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.
Идея любви к
Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали":
"Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними..." (Евангелие от Матфея).
Для
феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами
общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология
Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику.
Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.
Религия
являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной
идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в
духовной культуре общества.
Церковь
монополизировала и образование:
• начальные
школы существовали при храмах и монастырях;
• богословский
факультет был главным в университетах;
• духовенство
являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический
характер,
Религиозные
тексты не подвергались рациональному осмыслению.
2. Феодальный
строй - иерархия, в основе которой лежат:
•
корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские
общины, рыцарские ордена);
• социальная
зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба
феодалов);
• общинная
порука.
В феодальном
обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная
религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала
богатство, освящала социальное неравенство.
Человек
находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал.
Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.
Была
сформирована корпоративная мораль, которая:
• включала
представление о справедливости по сословному признаку;
• указывала
человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль
поведения и пр.;
• определяла
ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;
•
устанавливала сословную субординацию.
Осмысление
сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения.
Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность,
непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений
объясняла греховностью каждого человека.
Официальная
религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей
"благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она
осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.
В общественном
сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли
корпоративные связи и социальное неравенство.
Нормы
морали были различны для разных
сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов
и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко
регламентированные права и обязанности.
Все сословия
объединяло христианство:
• каждый
человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;
• убийство
любого человека - смертный грех.
Ценность
человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог
безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим,
еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной
религиозной моралью.
Вопрос 2.
Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)
L Августин Блаженный
2. Фома Аквинский
3. Ансельм
Кентерберийский
1. Августин
Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте.
Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление
человека под воздействием благодати Божьей.
Августин
Блаженный утверждал:
• человек
греховен и слаб;
• Господь
всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо;
• высшим
благом является воля Господа;
• заповеди
Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны;
• спасение
человека заключается в искренней вере.
Августин
Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и
является абсолютным благом.
Человек -
венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не
"сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.
Августин
Блаженный считал, что:
• земные блага
и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют
второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от
мыслей о Боге;
•
интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;
• мораль
должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале;
• судьбы людей
предопределены, поскольку:
• человек
создан способным к безгрешной жизни;
• человеку
дана свобода морального выбора;
• свобода
человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);
• зло не
коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ
от добра, нарушение воли Бога;
• человек
сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в
гордыню, возомнил, что может быть как Бог.
Августин
Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли
грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта
тема непостижима для человеческого ума.
Августин
оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил:
"Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом.
Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы
сделать их добрыми".
2. Фома
Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием,
совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что:
• предметы
теологии и философии совпадают;
• в религии
присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически;
• научное
обоснование догматов христианства укрепляет веру;
• ряд
христианских догматов недоступен уму людей.
Бог является
благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное
созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим,
чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.
Блаженство в
эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в
земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным
блаженство может быть только в загробной жизни.
Фома Аквинский
считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного
зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.
Причины зла:
• неподчинение
человека правилам, законам;
•
несовершенство воли человека;
• неверный
моральный выбор.
Нравственность
реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее
сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:
• умственные -
интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);
•
нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными
добродетелями (справедливость и т. п.);
• богословские
(вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных
поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти
человека:
• являются
свойствами низшей, чувственной природы;
• морально
нейтральны;
• приобретают
моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены)
разуму.
По мнению Фомы
Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и
тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит
людьми посредством:
• благодати
(Божьего промысла, участия в жизни людей);
• закона,
указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома
Аквинский выделял:
• "вечный
закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в
совести людей;
•
"естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание
избежать зла;
•
"человеческий' закон - законы государства.
3. Схоласт
Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что:
• из-за
первородного греха человек лишен права свободного морального выбора;
• человек не
способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху;
• моральность
человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости.
Вопрос 3.
Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)
1. Иоанн Скот
Эриугена
2. Пьер
Абеляры
3. Сигер
Брабантский
4. Майстер
Экхарт
1. Иоанн Скот
Эриугена (810 - 877) утверждал:
•
неразделимость добродетели людей и их спасения;
• право
свободного морального выбора человека.
2. Пьер Абеляр
(1079 -1142) в своих трудах также отстаивал свободу человека в рамках
христианской религии. Он утверждал:
• человек
имеет право свободного морального выбора;
• человек
несет ответственность за свои поступки;
• оценивать
поступки человека можно только с учетом его намерений, степени их осознания и
его совести;
• свобода
выбора, данная человеку, является свидетельством премудрости Создателя.
Абеляр полагал
также, что логическое доказательство догматов христианства не противоречит
вере.
Официальная
церковь осуждала взгляды Пьера Абеляра. Его сочинения ("Да и Нет",
"Этика" и др.) были запрещены.
3. Сигер Бpaбантский (ок. 1235 - 1282) был последователем П. Абеляра. Учение Сигера
противоречило официальной теологии. Он обосновывал мораль только природой
человека и полагал, что:
• мир не
сотворен и вечен;
• душа
человека состоит из чувственной, индивидуальной души и разумной души;
• человек
смертей, вместе с его телом умирает и индивидуальная душа;
• разумная
душа бессмертна, осуществляет свою деятельность в живущих индивидах;
• нравственное
поведение - это поведение, соответствующее здравому разуму;
• здравый
разум соответствует благу человечества;
- чтобы дать
моральную оценку деятельности человека, необходимо учи тывать его
взаимоотношения с обществом.
4. Майстер
Экхарт (1260 - 1327) трактовал этические проблемы, опираясь на личный
мистический опыт. Основные положения учения Майстера Экхарта.
* Абсолютное
(Абсолют) имеет две стороны:
* проявленная
- Бог;
*
непроявленная - Божество, бездна, Божественное Ничто.
* Проявленный
Бог:
* является
бесконечным милосердием и любовью;
* един с
миром;
* делает мир
целостным.
* Божественные
милосердие и любовь лежат в основе мира.
* Человек
является тем, что он любит (любит Бога - есть Бог).
* Блаженный
человек:
* един с
Богом, тождествен с Богом;
* желает того,
чего желает Бог;
* его душа - частица
Бога, "искра Божья".
* Постигнуть
Бога можно с помощью мистической интуиции. Человек может сделать "поворот
к божественному", проникнуть в Божественное Ничто, бездну. Для этого
человек должен: —
* ничего не
знать (не думать, что познал истину);
* ничего не
желать (отказаться от эмпирических страстей);
* ничего не
иметь (не быть привязанным ни к чему, даже к Богу).
* Важная
добродетель, необходимая для слияния с Божеством, - ценность, то есть:
* отрешенность
от мира;
* равнодушие
ко всему, кроме Бога;
* стремление
стать ничем, слиться с Божественным.
* Кратчайший
путь к отрешенности лежит через страдания. Земные радости отвлекают от великой
цели, привязывают к миру.
·
Добродетель совершенна, если
она бескорыстна и проявляется естественно, без демонстрации.
Экхарт ввел понятия:
* "внешний
человек" - телесное, подверженное страстям, эгоцентричное;
• "внутренний
человек" - отрицание земного, телесного. Божественное начало.
Мейстер Экхарт
утверждал приоритет "внутреннего" человека, искры Божьей.
"Внутренний" человек изначален в личности. Противоречие между
"внешним" и "внутренним" человеком преодолевается путем
сознательного, добровольного, свободного отказа от своего ограниченного
"я".
В своем
учении Экхарт провозглашал нравственную независимость человека, значимость
индивидуального нравственного выбора, возможность прийти к Богу без
посредничества Церкви.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.
Этика: Учебник. — Гардарики, 2003. — 472 с.
2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А.
Этика. Курс лекций. — М.: Изд-во МГОУ, 2003. — 176 с.
3.
Жаринов В.М.
Этика Учебное пособие для вузов. — М.: Изд-во ПРИОР, 2003. — 206 с.
4.
Словарь по
этике. — М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
|