Эстетика эпохи классицизма XVII века
Эстетика эпохи классицизма XVII века
Классицизм
XVII века – эпоха формулирования
важнейших положений и канонов французского искусства, эстетики, философии,
сохранившая свое значение для всего мира и по сей день.
Ведь
это время, в основе которого лежит взгляд, заключающий в себе, с одной стороны,
веру в справедливость тех требований, которые предъявляет вновь складывающееся
гражданское общество к личности человека и ограничение её свободы в том
понимании, какое она приобрела на исходе Возрождения. Взамен же ей предлагается
новая форма бытия — опора индивида на общество, сознательное стремление служить
ему.
Однако
я считаю, что мы можем рассмотреть этот взгляд и с другой стороны: например,
посмотреть на него как на принцип, обоснованный необходимостью личности
сохранить такую степень свободы, которая позволяла бы ей ощущать свой союз с
обществом как равноправный и добровольный.
Тем
самым эпоха Возрождения кажется мне ещё не до конца познанной во всей широте и
полете её мыслей, многогранной и противоречивой, не до конца раскрытой и
сохраняющей в себе много тайн и вопросов, размышления над которыми бесценны для
человека. Ведь проблемы взаимоотношений человека и общества, места индивида в
социуме являются актуальными и в наше время. Я даже позволю себе назвать эти
вопросы «вечными».
Думая
о том, в каком аспекте и с какой именно стороны проникнуться сутью классицизма,
я пришел к выводу, что наиболее обоснованным будет поразмышлять о классицизме
на материале французского искусства XVII
века. Ведь философия этого времени, не утратившая своего значения до сих пор,
опиралась главным образом на открытия литературы и живописи. А значит, имеет
смысл говорить об общих основах классицизма, имея в виду французскую живопись и
поэзию XVII века, и прежде всего творчество крупнейшего живописца-классициста
Никола Пуссена.
Посылки
классицизма кроются, на мой взгляд, в его противоречиях с канонами
предшествующего ренессанса. Так как узы, налагаемые на человека обществом в
классицизме, оцениваются одновременно и как стесняющие, и как благотворные. Они
враждебны ренессансному пафосу абсолютной свободы самоопределения, и потому их
давление тягостно.
Но,
может быть, существует и вторая сторона медали, оправдывающая натиск этих
оков?.. Я вижу её в том, что сознательное служение обществу человека спасает
его от затерянности в бесконечном мире, хаоса беспорядочной борьбы,
неопределенностей, роковых последствий разрушения основ при переходе к новому
времени. То есть, они дают возможность индивидууму закрепить за ним законное,
прочное место в жизни и обеспечивают ему причастность к постоянно
расширяющемуся духовному опыту огромного коллектива.
Вместе
с тем для идейных предпосылок классицизма весьма существенно и то, что
стремление личности к свободе полагается здесь столь же правомерным, как и
потребность общества связать эту свободу законами.
Это
говорит о том, что личностное начало продолжает сохранять то непосредственно
общественное значение, ту самостоятельную ценность, какими его впервые наделило
Возрождение. Однако, в противовес ему, теперь это начало принадлежит личности
наряду с той ролью, которую отныне получает общество как социальная
организация. А это подразумевает, на мой взгляд, то, что всякая попытка индивида
отстаивать свою свободу вопреки обществу грозит ему утратой полноты жизненных
связей и превращением свободы в лишенную всякой опоры опустошенную
субъективность.
Однако,
не смотря на такие, казалось бы, несогласованные между собой принципы,
классицизм вопреки противоречию ищет единства.
Пользуясь
терминологией Возрождения, можно сказать, что в исторической ситуации,
получившей отражение в системе классицизма, и личность и общество явно
претендуют быть «мерой всех вещей», и каждая из сторон в действительности
таковым значением обладает, но не исключительно, а лишь в союзе с
противоположной стороной, и потому лишь в известной мере.
Рассуждая
об этом, вспоминается принципе единства и борьбы противоположностей,
закрепленный в канонах философии. Он обосновывает существование той точки,
грани, меры, в которой сойдутся, пусть даже, враждебные, контрасты, которые
будут играть равную роль и лишь единство, середина между ними положит начало их
существованию. Можно сказать, что идеи классицизма во всех проявлениях
тождественны этому выводу.
Категория
меры — это основополагающая категория в поэтике классицизма. Она необычайно
многогранна по содержанию, имеет одновременно духовную и пластическую природу,
соприкасается, но не совпадает с другим типическим понятием классицизма —
понятием нормы — и тесно связана со всеми сторонами утверждаемого здесь идеала.
Нарушение
меры является основным видом конфликта, какой знает искусство классицизма, как
в трагическом, так и в комическом его преломлении. Что же может выступить инструментом
меры? Я думаю, разум. Разум, как объективная средняя реальных противоречий
бытия, обеспечивающая господство в нем высшего порядка, и субъективная
способность человека приобщиться к этому порядку, осознание её как
закономерности борьбы противоположностей в природе и жизни.
Классицистический
разум как источник и гарант равновесия в природе и жизни людей несет на себе
печать поэтической веры в изначальную гармонию всего сущего, доверия к
естественному ходу вещей, уверенности в наличии всеохватывающего соответствия
между движением мира и становлением общества, в гуманистическом, на человека
ориентированном характере этой связи. В классицистической трагедии нарушение
меры создается ситуацией, где герой оказывается перед необходимостью выбора
между двумя противоположностями — страстью и долгом. Последние предстают как
два объективных начала, как бы заранее предпосланные человеку и носящие
безличный отпечаток. Вместе с тем и то и другое выступает как внутренний позыв
крупной личности, еще способной к самоопределению и выбору, для которой
общественный долг еще остается столь же необходимой естественной потребностью,
что и страсть: оба начала составляют противоположные побуждения субъективного
«я» и характеризуются как внутренние противоречия в душе человека. Двоякая
субъективно-объективная природа противоречий сообщает особую напряженность их
столкновению и борьбе, которые образуют основной драматургический интерес
трагедии классицизма. В ходе этой борьбы со всей очевидностью демонстрируется
равенство сторон по существу и невозможность разрешения конфликта в пользу
одной из них — и с точки зрения общего закона жизни, и согласно законам
общества, и в плане сугубо личном, где разрыв «враждующих половин» души ставит
ее на грань гибели. В неразрешимости конфликта черпает свою мощь и трагический
пафос драмы, получает яркое отражение глубина основного противоречия эпохи и не
менее страстно утверждается нравственный и эстетический идеал. Он заявляет о
себе как бы от противного, с необычайной силой возникая в сознании зрителя при
созерцании тех катастрофических последствий, какие влечет за собой
необходимость выбора и перевес одной из сторон над другой: ослепление страсти
или жестокий примат долга. Идеал подчас открыто декларируется в финале, в
сентенциях персонажа-резонера. Он предстает в самой структуре и стилистических
особенностях классицистической драмы, в ее тяготении к симметрии, к
«правильному» чередованию контрастов, к мерному колебанию маятника действия от
одного полюса к другому, к равному взлету и падению чаш незримых весов. Во всех
случаях синонимом блага, моральной и эстетической истины выступает принцип
равновесия и согласованности на основе идеальной меры, не позволяющей
какой-либо из сторон перерасти в разрушительную крайность.
Если
же говорить об эстетических критериях, то в отношении к Ренессансу — это
приходится признать — они обнаруживают известную обедненность и утрату прежней
органичности. Ренессансная классика искала равновесия на вершине героического
предела всесторонней полноты развития. Классицизм видит гармонию как результат
отказа от всяческого максимализма, от любых крайностей, высказываясь в пользу
согласия на основе взаимной и всеобщей умеренности. Возрождение поэтизировало
бесконечность возможностей во всем и абсолютную свободу их самораскрытия —
классицизм поэтизирует разумное ограничение как путь к свободе в условиях
действия объективной необходимости. Ренессанс был занят поисками совершенного,
основанного на максимуме, классицизм — основанного на золотой середине. Ни
Рабле, ни Шекспир, ни Микеланджело не были образцами для классицизма. Его более
удовлетворяла гармония античной скульптуры, которой близок идеал «нормально
развитого» человека, и Рафаэль, чей максимум свободного равенства человека и
мира, находящий выражение в абсолютном спокойствии духа его героев и абсолютной
адекватности человеческой фигуры сопряженному с нею предельно широкому
пространству, воспринимался как пример разумной уравновешенности. Противопоставляя
крайностям индивидуализма, приводящего человека к трагическому ослеплению и
потере чувства реальности, объективную опору на коллективный опыт, рабству
страстей — свободу осознанной необходимости, классицизм, как и многие концепции
в философской и социальной мысли XVII века высказывается против излишеств
гения, за возврат к природе и древним.
При
этом во взгляде классицизма на природу обнаруживается характерное для эпохи в
целом противоречие общего и отдельного, чуждое Ренессансу. Природа как
космическое единство, бесконечное и неисчерпаемое в своем разнообразии,
мыслится изначально прекрасной, одухотворенной действием внутренне присущего ей
разумного закона, организующего ее на основах равновесия, порядка и меры. В
этом своем качестве она составляет естественный предмет искусства, которое
является подражанием всему и вместе с тем в большей мере предназначено для
того, чтобы, выражаясь словами Пуссена, выразить понятие красоты, нежели
какое-либо другое. Здесь классицизм очень близок к отождествлению искусства и
познания мира, красоты и правды. Однако — и тут происходит его разрыв с
Ренессансом — он не просто отличает реально созерцаемое явление природы от ее
бесконечной потенции, но противопоставляет их друг другу как отягощенную
множеством недостатков конкретную «натуру» и всеобщий закон гармонии, как
косную, чуждую совершенства «материю» и возвышенную «идею» красоты. Поэтому в
рассуждениях о живописи величайшего из классицистов Пуссена имеются размышления
о том, что понятие прекрасного нельзя смешивать с предметом изображения, если
последний, по мере возможности, к этому не подготовлен. В отношении к античному
наследию с одной стороны, мир классической древности— это совершенное подобие
природы во всей ее красоте, упорядоченности и богатстве, это сама природа в
сфере искусства, составляющая его естественную почву наряду с реальной
природой. Наиболее плодотворные решения на основе такого мировоззренческого,
«органического» взгляда на античность наряду с трагедией дает классицистический
синтез архитектуры и скульптуры с живой природой, осуществленный в
садово-парковом искусстве, например в версальских садах Ленотра, а также
явившийся его предвосхищением живописный синтез в творчестве Пуссена, особенно
в его пасторальных и лирических сценах и в пейзажах. Идеал классицизма в
области изобразительного искусства отнюдь не совпадает с нормой, как он не
совпадает с долгом в трагедии: и в этой области творчества он возникает как
образ идеального равновесия, рождающийся из поединка между своеобразием и
нормой, между неисчерпаемой «материей» природы и «идеей» красоты, навеянной
миром классики. Напряжение этого поединка, борьба противоположностей и
связанный с ней драматический накал составляют эстетический интерес не только
трагедии, но и живописи, а принцип контраста, противоречия есть универсальный
художественный принцип классицизма.
И
я полностью согласен с этой позицией, ведь только противопоставляя что-то
чему-то, мы более ярко, детально и контрастно можем это оценивать. Знали бы мы,
что такое зло, если не было бы добра? Чувствовали бы мы радость, не познав
горечи? Не думаю. Правда, в силу своей специфики живопись более, чем трагедия,
склонна к прямой демонстрации идеала в непосредственно наглядной форме. Поэтому
ожесточение борьбы, драматический взрыв страстей, зрелище боли или страдания,
взволнованный порыв, движение стихий здесь более очевидным образом подчинены
закону всеобщего равновесия, основанному на вере в то, что во всех вещах есть
середина и известная мера. Порядок внутри процесса, мера и строй в многообразии
и динамике, предел как средоточие, где встречаются естественное движение жизни
и обнимающий его общий закон,— таковы понятия и требования классицизма как
метода. Результат, возникающий на подобной основе, то особое качество, которое
становится наиболее ценным в искусстве, следующем таким принципам, Пуссен
применительно к целям своего собственного творчества определил как «мягкую
последовательность», «мягкую согласованность», разрешающую в себе
противостояние контрастирующих начал.
Согласованность,
обретаемая через враждебность, покой, несущий в себе движение, законченность, в
четких гранях которой заключена бесконечность, единство, возникающее из борьбы
и равновесия контрастов,— все это находит свое многогранное преломление в
работах представителей классицизма XVII века, и прежде всего Пуссена. Равновесие
противоположностей, балансирование на грани взаимоисключающих начал придают
классицистическому художественному единству внутреннюю напряженность и
неустойчивость. Его высокая цель — гармония на основе умеренности,
интеллектуальная радость от победы над крайностями — требовала особых,
сознательных и кропотливых усилий со стороны художника и особого рода
восприятия со стороны зрителя. Последнее должно было строиться как предельно
внимательное и длительное освоение всех элементов картины и постепенное
постижение всей тонко выверенной, тонко дозированной системы акцентов и связей:
без этого неисчерпаемость и глубина ее внутреннего богатства, степень
достигнутой в ней уравновешенности и преодоленного сопротивления враждебных
начал не могли быть оценены по достоинству, а значит, и возвышающее душу
гармоническое разрешение не могло сделаться полным. Так к какому итогу мы можем
прийти, рассмотрев классицизм через призму зрения французского искусства XVII
века? Какие взгляды, идеалы он в себе несет и во что верит?
Взгляды,
когда личность и общество представляются сторонами, противостоящими,
противоречивыми, враждебными друг другу и в то же время наделенными объективной
исторической правотой, а значит, в конечном счете, совпадающими в своих
интересах, поиски разрешения жизненных конфликтов строятся как поиски такой
взаимосвязи двух сторон, при которой момент совпадения интересов был бы
определяющим, а сохраняющееся противоречие не носило бы разрушительного
характера. Идеал классицизма мыслится, таким образом, как некий контрапункт, в
котором противоположные начала, сохраняя свою нетождественность друг другу, тем
не менее, частично совмещаются в рамках определенной целостности. Веря в
справедливость взаимных требований личности и общества, классицизм верит и в
существование удовлетворяющего их требованиям единого закона, который и есть
высший закон бытия, подчиняющий себе человека и мир, природу и историю,
действительность и искусство.
Мне
близок период классицизма, его принципы, поэзия, художество, творчество в
целом. Выводы, которые делает классицизм относительно людей, общества, мира
видятся мне единственно верными и рациональными. Мера, как средняя грань между
противоположностями, порядок вещей, систем, а не хаос; прочная взаимосвязь
человека с обществом против их разрыва и вражды, чрезмерного гения и эгоизма;
гармония против крайностей – в этом я вижу идеальные принципы бытия, основы
которого отражены в канонах классицизма.
|