Эстетика церемоний и ритуалов в эпоху Возрождения
Эстетика церемоний и ритуалов в эпоху Возрождения
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени А.С. ПУШКИНА
факультет экономики и инвестиций
кафедра экономики и управления
РЕФЕРАТ ПО ЭСТЕТИКЕ
на тему: ЭСТЕТИКА ЦЕРЕМОНИЙ И
РИТУАЛОВ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Выполнила:
студентка 3 курса
заочной формы обучения
Бочкарёва Светлана Сергеевна
Научный руководитель:
Дорофеева Валерия
Александровна
Бийск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Чайная церемония
1.
Чайное действо на
рассвете
2.
Чайное действо утром
3.
Чайное действо
ночью
4.
Чайное действо со
сластями
5.
Чайное действо
вне определенного времени
ГЛАВА II. БРАЧНАЯ Церемония
1.
Обряд публичного
разделения ложа
ГЛАВА iii. Полонез, как церемониальный танец
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Эстетика —
наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его
духовно-практического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы
эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Триединство предмета
эстетики: субъект — объект — ценность.
Из-за
переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого
исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на чертах
(гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение
античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (конец XIII –
XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в), Высокое Возрождение (конец XV – первые три
десятилетия XVI в), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в).
Термин
"Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Еще Джордано Вазари –
живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных
"Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих
(1550 г) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло
на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно
которой эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства
и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической
культуры. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в
античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Если наиболее
показательной страной для изучения западноевропейского средневековья является
Франция, то в эпоху Возрождения такой страной может служить Италия. Причем, в
Италии термин "Возрождение" имел первоначальный смысл – возрождение
традиций античной культуры, а в остальных странах Возрождение развивалось как
прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного
становлением гуманизма и ростом самосознания личности.
Эстетика Возрождения
связана с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту эпоху во всех
областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и
философии. К этому времени относятся расцвет городской культуры, великие
географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от
ремесла к мануфактуре.
В эпоху Возрождения
происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и
формирование новой, гуманистической идеологии.
Гуманистическая мысль
ставит человека в центр вселенной, говорит о неограниченных возможностях
развития человеческой личности. Идея достоинства человеческой личности, глубоко
разработанная крупными мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и
эстетическое сознание Ренессанса. Выдающиеся художники того времени черпали из
нее свой оптимизм и энтузиазм.
Отсюда полнота развития
личности, поражающая нас всесторонность и универсальность характеров деятелей
Возрождения.
В этот период происходит
сложный процесс формирования реалистического мировоззрения, вырабатывается
новое отношение к природе, религии, художественному наследию античного мира.
Конечно, было бы неверным считать, что культура Возрождения окончательно преодолевает
религиозное мировоззрение и порывает с религией: негативное отношение к религии
часто сочетается с возрождением интереса к религии и различным мистическим
идеям. Но вместе с тем, очевидно, что в эпоху Ренессанса происходит усиление
светского начала в культуре и искусстве, секуляризация и даже эстетизация
религии, которая признавалась лишь в той мере, в какой становилась предметом
искусства.
Не следует думать, что
идеи эстетики Ренессанса развивались только в Италии. Можно проследить, как
схожие эстетические концепции распространялись и в других странах Европы, в
особенности во Франции, Испании, Германии, Англии. Все это свидетельствует, что
эстетика Ренессанса была общеевропейским явлением, хотя, конечно, специфические
условия развития культуры в каждой из этих стран накладывали характерный
отпечаток на развитие эстетической теории.
Чайная
церемония возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась
противопоставить настроению безысходности поклонение Красоте.
В те
времена властители из военного сословия и богатые торговцы, собираясь для
политических и торговых дискуссий, часто пользовались случаем для того, чтобы
подать чай. Считалось утонченным удовольствием сидеть на досуге в тихой чайной
комнате, отстранившись от жизненных забот и волнений, и внимать звукам воды,
кипящей на жаровне. Великий учитель Сэн-но-Рикю возвел чаепитие в искусство. Он
смог развить искусство чайной церемонии в том виде, в котором он это сделал,
отчасти из-за существовавшего вышеупомянутого социального фона.
В XV—XVI
вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский
мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое
особое, неповторимое значение.
Сегодня
чайная церемония — это наиболее самобытное, уникальное искусство. Она играет
важную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении
нескольких веков. Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался,
заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые
деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все
мирское и в молчаливой сосредоточенности подчиняясь лишь законам действа.
К эпохе
Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном
союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на
брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.
На
протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен
варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например,
в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а
супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом.
Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу
невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует
ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.
С
переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской
власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том
числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.
Средние
века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела
следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По
существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка
«продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя
обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии
брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и
могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров
средневековых городов и среди купечества.
Представления
о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под
окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены,
под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о
трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.
Ренессанс,
по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком
пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его
следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими
словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь
много детей, приносило славу, и было обычным явлением, не иметь их считалось
наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».[1]
Танец —
один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество,
столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8—6 тысячелетиям
до н. э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных
танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты
складывались на основе наблюдений за животными: образно
и выразительно передавались повадки зверей и птиц.
У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец
бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя
и т. п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью
практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения
до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли
на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки
исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы
и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. Исторически
танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных
праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих документах доисторической
эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько короли
и королевы. Многообразие танцевальных форм включало в себя народные,
социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы.
Крупной ветвью этого искусства был Театральный Танец, возникший в Западном
Мире. Корни современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во
Францию шестнадцатого века — Эпохи Возрождения.
I.
Чайная церемония
Этот ритуал на протяжении столетий в практически неизменном виде исполняют
почти в каждом японском доме. Девушки еще в школе запоминают основы старинного
искусства. Умеют проводить чайную церемонию и многие мужчины. Сами японцы
считают, что суть чаепития выражается в трех взаимосвязанных понятиях: отдых,
гостеприимство, утешение. Человеку, вошедшему в жилое помещение, обязательно
предложат чашку чая. В офисах существуют специальные комнаты, где в десять
часов утра и в три часа пополудни для чаепития собираются все сотрудники.
Это строго расписанный ритуал, в котором участвует мастер чая (человек, который
заваривает и разливает чай) и остальные участники церемонии. По существу мастер
чая — это жрец, совершающий чайное действо, остальные — приобщающиеся к нему. У
каждого свой определенный стиль поведения, включающий как позу при сидении, так
и каждое движение, вплоть до выражения лица и манеры речи.
Во время чаепития произносятся мудрые речи, читаются стихи, рассматриваются
произведения искусства. Для каждого случая с особой тщательностью подбираются
букеты цветов и специальная посуда для заварки напитка. Классический ритуал
чаепития совершается в специальном садовом домике — тясицу. Участники чайной
церемонии проходят к павильону, где проводится чаепитие, по дорожке из камней
через маленький сад. В саду возвышаются каменные фонари и просто лежат камни,
поросшие мхом. Камни на дорожке должны быть положены как бы случайно, каждый на
некотором расстоянии от другого. Человек, вступающий на выстланную крупным
камнем дорожку, ведущую к чайному домику, оставляет в этот момент все свои мирские
заботы и сосредоточивается на ожидающей его церемонии. По мере спокойного
продвижения к домику сосредоточение усиливается. Этому способствует старый
фонарь, тусклый свет которого освещает дорожку в вечерние и ночные часы,
камень-колодец, в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и
полоскания рта. На таком сосуде-колодце лежал маленький ковшик из бамбука с
длинной ручкой. Каждый гость был обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот,
затем омыть после себя ручку ковшика.
Сосуды с водой — непременная деталь не только чайного сада, но и любого
храма. В саду обычно растут сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все
элементы сада чайной церемонии призваны создавать особое настроение сосредоточенности
и отрешенности.
1.
Чайное действо на
рассвете
«Чаепитие на рассвете проводят в феврале и марте, т.е. в холодное время
года такие церемонии называют также чаепитиями при оставшихся (зажженных) фонарях,
« при оставшейся луне», на исходе ночи».
Гости собираются в помещении для ожидания в промежутке между четырьмя и
четырьмя тридцатью утра.
После того, как гости войдут в чайную комнату, хозяин выносит им рисовые
лепешки с фасолевой пастой и имбирную настойку на рисовой водке саке. Затем, не
спеша, приготавливает жидкий чай. Участники церемонии ведет между собой
неторопливую беседу. На этом заканчивается первый этап церемонии, который называется
«ранним чаем».
Затем гостям подается угощение кайсэки, причем ко времени, когда в
комнату вносится поднос с блюдами, уже начинает светать. В заключение гостям
подают сласти. Далее устраивается перерыв-накадати.
После первого перерыва действо развертывается по стандартным правилам:
питие «густого чая», церемония « последнего угля», питие «жидкого чая». Необходимым
условием проведения чайного действа на рассвете, считается, высокое мастерство
хозяина и наличие известного опыта участия, в такого рода чаепитиях у
приглашаемых гостей.
2.
Чайное
действо утром
Утренние чаепития устраиваются летом и ранней весной (с середины июля до
середины сентября). Главная задача хозяина - дать гостям ощутить вкус чайного
напитка до наступления жары.
Гости вступают на росистую землю в шесть или шесть тридцать утра. Церемония
проводится в том же порядке, что и в каноническом варианте, однако пропускается
ритуал «последнего угля»: после «густого чая», сразу же приготавливается
«жидкий чай».
3.
Чайное
действо ночью
Чаепитие такого рода устраивается в холодное время года (с середины
ноября до середины февраля). Чаепитие начинается обычно в шесть часов вечера,
когда уже темнеет. Вечернее время и холод накладывают отпечаток на ритуал
приема гостей.
Гости собираются в помещении для ожидания и вместе с горячей водой им подается
имбирная настойка из саке, питие которой должно согреть участников церемонии.
В начале чаепития хозяин готовит для гостей большую чашку жидкого чая, которая
передается по кругу. Каждый гость отпивает некоторое количество, для того,
чтобы согреться.
Во время перерыва гости согревают себя специальными грелками для рук. Сигналом
для возвращения гостей в чайную комнату является удар в особые без языка,
колокола.
4.
Чайное
действо со сластями
Называется также «чайное действо после еды» - устраивается после еды в любое
время года. Гостям подается светлый бульон, саке, легкие закуски и сласти, а
после перерыва готовится «густой чай» и «жидкий чай». Церемония «последнего
угля» опускается.
5.
Чайное
действо вне определенного времени.
Чаепитие такого рода организуется спонтанно, без предварительного приглашения
заранее выбранных гостей. Намерение устроить чаепитие возникает во время
встречи друзей или коллег, что обуславливает достаточно свободное распределение
ролей в подготовке проведения чаепития: один его участник готовит бульон,
другой занимается подбором и установкой цветов. В таком случае все гости должны
заранее знать правила организации чайного действа. Церемония чаще всего
проводится по следующей схеме: ритуал «первого угля» - поднесение сластей - перерыв
- накадати - питие «густого чая»- поднесение закусок-кайсэки - ритуал «последнего
угля» - питие «жидкого чая».
В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.
Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и
в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение.
Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку
душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чаепитие —
это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.
II.
БРАЧНАЯ
ЦЕРЕМОНИЯ
Брачная церемония в эпоху Возрождения была достаточно простой. Церковное венчание еще не было
обязательным для того, а чтоб брак считался законным, довольно было простого
обещания, договоренности. В это время брак рассматривался больше как деловая
сделка, а не единение 2-ух сердец либо религиозное действо. Потому большая
часть обычаев проходило публично и официально.
К примеру, в Германии для заключения брака, было достаточно взаимного согласия
жениха и невесты, ни согласия родителей, ни брачного договора. После ритуала
публичного разделения ложа, брак считался состоявшимся.
1.
Обряд публичного
разделения ложа
Этот обряд был обширно распространен как в среде аристократии, так и у простолюдинов.
Жених привозил невесту с приданым к себе домой, вносил двуспальную кровать,
укладывал невесту в постель в присутствии свидетелей, ложился рядом и целовал
её. Так он символически утверждал главную цель брака – появление наследников.
Брачное ложе считалось «мастерской любви» и его освящению священником
придавали огромное значение. Он накладывал благоволение Божие, чтоб рождались
здоровые детки.
У аристократов брак носил больше условный характер, преследуя политические
выгоды. Молодожены могли совершенно не видеться до брака, а в обряде общественного
разделения ложа вместо жениха мог принимать участие его посланник.
Физическая близость
– высшее проявление любви, так считалось в эпоху Возрождения, и законы природы
ставили выше всех других. Перед дверью спальни новобрачных частенько гости пели
эротические песни, неравные брачные союзы заключались очень редко, ведь основой
бака было физическое удовольствие, которые супруги просто должны были дарить
друг другу. Матери стремились отыскать своим дочерям в мужья самых неутомимых и
страстных юношей.
Свадьба и в эпоху Возрождения была семейным праздником, на который приглашали всех
родственников до седьмого колена, а праздновать могли от нескольких дней до
нескольких недель. На свадьбе много ели, много пили и шутили, при этом все
шутки носили грубый эротический характер, однако тогда это было явлением
привычным.
Самой популярной и самой необыкновенной традицией на свадьбах были танцы, которые заключались в диких
прыжках, в бешеном кружении и вращении. Они вполне раскрепощали танцоров иногда
до наготы. Пляска была самым излюбленным занятием на свадьбах в эпоху Возрождения,
наряду с играми, песнями и хороводами, которые не проходили без легкого
эротизма либо откровенного сладострастия, однако без них просто немыслим дух
самой эпохи Возрождения.
III. Полонез, как церемониальный танец
Полонез - торжественный бальный танец-шествие. Его прототип - народный
польский танец степенного, торжественного характера. В народном быту -
4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем
аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался
только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной
горделивости: "...не скоро, но важно танцевать его следует".
Шаг Полонеза, изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным
приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность
осанки, умение изящно и с достоинством "шествовать". В реальности
танцевального быта Полонез исполняли по-разному: "...одни совсем не
придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего, ни чужого не
делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног
неприятный шум...". Полонез составлялся из трех шагов - эта простота
исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во
Франции Полонез стал придворным танцем в 16 в., а в России был известен еще в
допетровское время. Полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской
Руси. О "степенных польских танцах" при дворе Алексея Михайловича
упомянул Я. Штелин. Полонез был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и
его окружение. В эти годы русский вариант Полонеза отличался от
общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Некоторые иностранцы, в
частности принцы гессенские, танцевавшие другие, более сложные танцы
"довольно хорошо", будучи в 1723 при русском дворе, со сравнительно
простым "польским никак не могут совладать".
Особой разновидностью Полонеза являлся церемониальный свадебный танец,
сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собственно танец. С него начинались
и им заканчивались дворянские свадьбы. Сохранились сведения о церемониальных
танцах в 1721: 29 сент. на свадьбе П.Мусина-Пушкина; 12 ноя. на свадьбе
Матюшкина и др. аристократов. Церемониальный танец не исключал обычного
Полонеза, который следовал после: так было, например, на свадьбе кн. Репнина,
кн. Ю.Трубецкого в 1721.
Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали,
"во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом
танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что
польский начинается тотчас же". Во время танца все шаферы держат в руках
восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты.
Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они
открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с
посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других,
регламентированный бальным ритуалом.
Полонез (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо
свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях петровской эпохи этому
танцу уделялось много внимания. И позднее Полонез не потерял для знати своей
привлекательности. В 1744 по случаю приезда принцессы Ангальт-Цербстской
(будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались
балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и
танцевали на нем "только полонезы". Насыщенный балами и маскарадами
придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в
простую основную фигуру Полонеза разнообразие и изобретательность. Так, в 1765,
21 OKT., на придворном балу танцевали "...польский в четыре пары с
шеном", то есть с цепью. Двадцатилетие спустя Полонез танцевали как на
пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на
малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.
Наиболее полное описание церемониальных танцев - первого и прощального -
дает Ф.В. Берхгольц: "Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну,
а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в
продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают
реверансы) своим соседям и друг другу, потом... делают круг влево и становятся
опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только... ходят
и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое.
Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все
танцуют как следует и тем заканчивают".[2]
В зависимости от ситуации в Полонезе принимало участие различное число
танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 - в конце.
Танцы в 3 пары характерны и для неритуального Полонеза. Но эти правила
выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы
устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более
поздние времена - и больше. Полонез был популярен среди лиц любого возраста и
звания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетика
Возрождения уделяет большое внимание внешнему правдоподобию при отражении
действительности, поскольку реальный мир, реабилитированный гуманистами с
большим пафосом, достоин адекватного и точного воспроизведения. В этом плане
совершенно понятен их интерес к техническим проблемам искусства и, прежде
всего, в живописи. Линейная и воздушная перспектива, светотень, локальный и
тональный колорит, пропорция – все эти вопросы обсуждаются самым живым образом.
И нужно воздать должное гуманистам: здесь они достигли таких успехов, которые
трудно переоценить. Большое значение гуманисты придают занятиям анатомией,
математикой и вообще изучению натуры. Требуя точности в воспроизведении
реального мира, они, однако, очень далеки от стремлений натуралистически
копировать предметы и явления действительности. Верность природе для них не
означает слепое подражание ей. Красота разлита в отдельных предметах, и
произведение искусства должно собрать ее в одно целое, не нарушая при этом
верности природе.
Эстетика соединима с
нравственностью или духовностью, и именно по этой причине знатоки искусства
чайной церемонии заявляют, что чай – это сама жизнь, а не просто вещь,
доставляющая удовольствие, какой бы утонченной она не была. Многие ли из нас на
самом деле настолько здоровы, что не нуждаются в лекарстве или тонизирующем
средстве того или иного рода в определенные моменты своей жизни? Кроме того,
каждый из нас неизбежно умрет. Современная психология приводит много случаев,
когда энергичные бизнесмены, сильные физически и умственно, неожиданно тяжело
заболевают, когда уходят в отставку. Почему? Потому что они не научились беречь
свою энергию, то есть им никогда не приходила в голову мысль об уходе от суеты,
пока они работали. В Японии воин в те далекие времена борьбы и беспокойства, в
самые суровые дни войны понимал, что он не может постоянно испытывать
предельного нервного напряжения, что он должен иногда каким-то образом уходить
от этого. Чайная церемония, вероятно, предоставила ему именно такую
возможность. Он удалялся на некоторое время в тихий уголок своего
бессознательного, символом которого служила чайная комната, едва превышающая
девять квадратных метров. И когда он выходил из нее, он не только чувствовал
себя освеженным физически и умственно, но вполне возможно, надолго сохранял в
памяти вещи более важные и глубокие, чем просто сражение.
В чайной церемонии
заключено нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она
приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная
церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных
чувств. По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту,
естественность, опрятность. Чайная
церемония - самое полное и совершенное выражение японской
эстетики.
Большинство ритуалов
распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть
ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала
прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого
пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал
защиты научной диссертации.
История
многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и
когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания
о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить
по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в
частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и
мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло,
болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования
прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.
Характеризуя эпоху
Возрождения, Энгельс писал: "Это был, величайший прогрессивный переворот
из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в
титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености".[3]
Эстетика Возрождения не
представляет собою абсолютно однородного явления. Здесь были различные течения,
которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила ряд
этапов. Соответственно менялись и эстетические представления, понятия и теории.
Это требует специального исследования. Но при всей сложности и противоречивости
эстетики Возрождения это все же была реалистическая эстетика, тесно связанная с
художественной практикой, направленная на действительность.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. – М., 2001.
2.
Васюра Т. Японская чайная церемония «Здесь и сейчас» № 3,4, - М.,1999.
3.
История
эстетической мысли. В 6-ти т.Т.2. Средневековый Восток. Европа 15-16 веков. –
М., 1985.
4.
Борев Ю.Б. Эстетика:
Учебник – М., 2002.
5.
Голод С.И. Семья
и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
6.
Всемирная
история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др. Т.9-10. - М., 1996..
7.
Лосев А.Ф. Этика
Возрождения. - М., 1978.
8.
Овсянников М.Ф.
История эстетической мысли: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1984.
9.
Яковлев Е.Г.
Эстетика. - М., 2002.
10.
Васильева-Рождественская
М.В. Историко-бытовой танец М., 1987.
11.
Куренкова Р.А.
Эстетика. - М., 2003.
12.
Манн Ю. Русская
литература ХIХв. Эпоха возрождения. – М., 2001.
13.
Бычков В.В.
Эстетика. Учебник. - М., 2002.
14.
Кондрашев В.А.,
Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов Н/Д., 1998.
15.
Громов Е.С.
Основные эстетические категории. - М., 1991.
[1] Голод С.И. Семья и брак:
историко-социологический анализ. – СПб., 1998.
[2] Васильева-Рождественская
М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987
[3] История эстетической
мысли. В 6-ти т. Т.2. Средневековый Восток. Европа 15-16 веков. - М., 1985.
|