Эстетический и художественный вкуc
Эстетический и художественный вкуc
Содержание
Введение
1. Определение понятия эстетический вкус
2. Формирование и развитие эстетического вкуса
3. Особенности понятия художественный вкус
Заключение
Список использованных
источников
Введение
Актуальность работы обусловлена тем,
что эстетический и художественный вкус – это разные наименования одного и того
же явления или это разные модификации некоего психического механизма. Если
второе верно, то чем художественный вкус отличается от эстетического? Может они
реально существуют в многообразии конкретных вариаций.
Эстетический вкус – это понятие
более широкое, чем вкус художественный, который проявляется
в отношении к искусству. Художник, обладая художественным вкусом,
имеет, безусловно, и эстетический вкус, проявляет свое эстетическое
отношение к объективной реальности в целом, и к отдельным
ее областям. Художественный вкус художника – это и чувствование,
понимание красоты в жизни, это и передача чувства прекрасного
в произведениях искусства.
Цель работы – изучить
особенности эстетического и художественного вкуса.
Для достижения цели
необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение
понятия эстетический вкус;
2. Изучить формирование и
развитие эстетического вкуса;
3. Раскрыть особенности
понятия художественный вкус.
Эстетический
и художественный вкус человеку не дается с рождения, так же
как и способности; он развивается с развитием человека,
его органов чувств, психики, его опыта познания жизни.
1. Определение понятия
эстетический вкус
Эстетический вкус обычно
рассматривают как способность человека к эстетической оценки явлений
действительности и искусства. Эта традиция определения заложена Кантом, который
считал, что вкус – это «способность судить о красоте». Вопрос, однако,
издавна носит дискуссионный характер. Вопреки латинском пословице, которое было
известно еще в Древнем Риме, а в ХVШ в. опять «поднята на щит» английским
философом Давидом Юмом. О вкусах спорили всегда и весьма оживленно.
В чем причина
такого противоречия признания права личности на индивидуальный вкус, с одной
стороны, и согласны принять чужую эстетическую оценку, с другой?
Сразу
оговоримся: в жизни есть одно исключение, где о вкусах действительно не спорят
и спорить было бы просто неразумно. Но это из области чисто физиологического
вкуса: что вкусно, а что невкусно. Здесь уже прямая зависимость от особенностей
человека и отчасти его психологической своеобразия. Это, скорее, не вкус, а
преимущество, которое отдает личность соленом или сладком, холодном или
горячем, громком или тихом (звука). Такие характеристики объектов не имеют общественного
значения, не затрагивают интересов другого человека.
Совсем другое
дело – эстетический вкус. Он, конечно, также глубоко индивидуальный, но
принадлежит совсем к другой сферы – сферы общественной, социальной.
Эстетический вкус не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к
психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность
человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в
процессе воспитания и образования человека.
Эстетический
вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий
уровень самоопределения человеческой индивидуальности. То есть эстетический
вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не
останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием
культурной, эстетической ценности. Так что правильнее будет определить
эстетический вкус как способность личности к индивидуального отбора
эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию и самоформування.
Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной
завершенности, целостности, то есть является не просто человеческим индивидом,
а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких
индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип
психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром,
который определяется социальными ценностями и преимуществами.
2. Формирование
и развитие эстетического вкуса
Становление
личности – процесс длительный, не завершается окончательно никогда. Есть
однако возрастной границе от 13 до 20 лет, когда формируются основные
социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус. В возрасте
18–25 лет, что соответствует возрастной психологии студентов высшей школы,
эстетические вкусы уже должны быть сформированы, а преподавателям и кураторам
необходимо лишь направить их в правильное русло. Ценность каждой личности как
раз и заключается в ее своеобразия, неповторимости. В значительной степени это
достигается тем, что в процессе формирования на личность влияет свой,
неповторимый комплекс культурных ценностей и духовных ориентации. Таким
способом состоит уникальность формирования каждого человека. И эстетический
вкус становится не только инструментом формирования этой уникальности, но и
способом ее объективации, общественного самоутверждения.
Если говорить
об отсутствии эстетического вкуса, то идет прежде всего речь о проявлении
всеядность, т.е. присвоении человеком любых общепризнанных эстетических и
культурных ценностей. Всеядность как раз характеризует недостаточность
личностного отношения к миру, неспособность отобрать из богатства культуры те
ценности, которые в наибольшей мере развивают, дополняют, шлифуют природные
задатки, способствуют профессиональному, гражданскому, нравственному
совершенствованию личности.
Эстетический
вкус является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую
достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие
эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего,
гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности
Часто
эстетический вкус сводят только к внешним форм его проявления, Например,
рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в
самом широком смысле. То есть сводят к умению модно одеваться, посещать модные
выставки и спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций. Все это
не противоречит формам объективации вкуса, однако эстетический вкус – не
только и, пожалуй, не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоничное
сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью ее социального
выражения. Потому что личность, обладающей эстетическим вкусом, не следует
слепо за модой, и если модная одежда деформирует индивидуальные особенности,
нивелирует ее своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодной
или нейтральной в моду. И в этом окажется ее эстетический вкус. В еще большей
степени избирательным она может быть по отношению к формам поведения и общения.
Особенности личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Вот
почему составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общения
или совместной деятельности. Способность человека последовательно и целенаправленно
развивать и культивировать личностные социокультурные характеристики через
отбор и усвоение определенных культурных ценностей и является индивидуальным
эстетическим вкусом.
В
формировании и развития эстетического вкуса очень большую роль играет музыкальное
восприятие. Во-первых, это конечная цель деятельности, на которую направлена
творчество композитора и музыканта-исполнителя. Во-вторых, это способ отбора и
закрепления различных композиторских приемов, стилистических находок и
открытий, которые, в конце концов, становятся частью целостной музыкальной
культуры. В-третьих, это то, что объединяет все виды музыкальной
деятельности – от первых шагов ученика к зрелым авторских произведений.
Каждый музыкант есть и своим собственным слушателем. Вместе с тем каждый
слушатель индивидуально расшифровывает содержание музыкального произведения,
интерпретирует нотный текст. Такой процесс восприятия можно назвать
субъективным.
Сущность
познания заключается не только в осмыслении определенного музыкального произведения
в истории музыкального искусства, даже в осмыслении эволюции искусства. Так
начинает срабатывать эволюционно-синергетический метод, направленный на
целостное овладение мира музыкальных ценностей.
3. Особенности понятия
художественный вкус
Эстетический
вкус имеет также и особую модификацию – художественный вкус. Развивается
он на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Художественный вкус
формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере
определяется художественным образованием, то есть знанием истории искусства,
законов формообразования различных видов искусства, знакомством с
литературно-художественной критикой. Но поскольку содержанием искусства
является все та же система общественных ценностей, только представленная в
художественной форме, то, как и эстетический, художественный вкус становится
предметом споров, по крайней мере с тех пор, как возникло само понятие вкуса
Этот спор не
только возможно, но и необходимым именно потому, что касается ценностей,
которые касаются самой духовной структуру человеческой личности, то есть
ценностей личностно значимых и определяющих не только характер личностного
самосознания, но и характер индивидуальной жизнедеятельности, индивидуальной
жизнестроительства. Поэтому личность как общественное существо заинтересована в
общественном признании тех, ценностей, которые определяют систему его
духовности, ее ориентиры и жизненные потребности.
В такой же
мере, как и по отношению к личности, эстетический и художественный вкус могут
характеризовать страсти, симпатии и антипатии социальной группы или класса.
Эстетический вкус обусловлен всем комплексом общественных условий, и в
классовом обществе он всегда несет на себе отпечаток классовых предпочтений,
целей и ценностей. Единых эстетических вкусов и норм, пригодных для всех времен
и народов, для всех общественных групп, не существует. Очень хорошо это
замеченное Н.Г. Чернышевским, ярко показал, насколько отличаются эталоны
женской красоты в зависимости от условий существования простого народа и
зажиточного класса. Поэтому необходимо приучать студентов тактично и терпимо
относиться к мнению других людей, признавая за ними равное право на
самостоятельный поиск и самостоятельную мысль.
Все это
делает оценку художественного произведения делом сложным и ответственным.
Правильная мысль часто производится лишь в ходе длительных
художественно-критических дискуссий. Вот почему следует не только полагаться на
свой эстетический вкус, но и знакомиться с литературно-критическим обсуждением
произведения, с мнением других зрителей и слушателей.
Заключение
Эстетический
и художественный вкусы не остаются неизменными на протяжении всей жизни
человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности не
только оттачивают и шлифуют его вкус, но и способны консервировать его
преимущества или наоборот делать его терпимым и многогранным.
Поскольку
мнение эстетического вкуса – это оценка действительности в соответствии с
эстетических чувств, потребностей, интересов и мировоззрения людей, то
эстетический вкус является единство объективного и субъективного. В уме вкуса
отражаются не только качества предмета, воспринимается, но и качества субъекта,
который воспринимает. В нем видны своеобразие чувств, интеллект, культура
субъекта, его социальная принадлежность
Мнение
эстетического вкуса основана на особом интеллектуальном механизме – эстетической
интуиции, включающая такой способ познания, как творческое воображение,
охватывающий образ «целого», не предваряя его логическому расчленению,
аналитической действия ума. «Специфическая роль силы воображения в акте
познания, – отмечал Э.В. Ильенков, – заключается в том, что она
позволяет соотносить формально усвоенные знания с единичными, еще никак не»
формализованными» (не выраженными еще в общих формулах, в категориях) фактами,
данными в живом созерцании. Без нее одно с другим соотнести вообще нельзя. Это
важно подчеркнуть по той причине, что под «силой воображения» часто понимают
способность выдумывать то, чего в действительности нет. Тем временем действие
силы воображения обеспечивает прежде всего умение правильно видеть то, что
есть, но еще не выражено в виде понятия».
Все
вышеизложенное позволяет понять объективные основы споры о вкусах, поскольку в
нем сталкиваются не просто личные, групповые или классовые страсти – здесь
противостоят друг другу истинные и ложные ценности, отражающие сложность
социальных процессов, своеобразие общественного развития, а также ошибочных
поисков, мнимых верований.
Список
использованных источников
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования
новой личности. – М., 1998.
2. Буров А.И. Гачев Г. Творчество,
жизнь, искусство. – М., 1990.
3. Левчук Л.Т. и др. Эстетика, Выща
школа, Киев, 1991.
4. Эстетика: проблемы и споры: Методол.
основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. - 175 c.
5. Эстетическое сознание и процесс его
формирования, Ин-т философии АН СССР, М., Искусство, 1991.
6. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина.
– М., 1998.
|