Добро и зло как этические категории
Добро и зло как этические категории
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ФИЛИАЛ (г. Санкт-Петербург)
ФАКУЛЬТЕТ
ПОДОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ
СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ)
РЕФЕРАТ
По
дисциплине «Юридическая этика»
На
тему «Добро и Зло как этические категории»
Выполнила:
Студентка 4 курса
дневной очной формы обучения
Норбоева А. В.
Проверила:
Тарасова Ю.Н.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2009
г.
Как и всякая наука, этика располагает богатым
арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами
составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого
происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные
стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.
Именно категории добра и зла можно считать
наиболее фундаментальными понятиями морального сознания. Добро и зло нередко
рассматривают в качестве синонимов понятий нравственной и безнравственное, а
саму этику - как учение о добре и зле.
Добро - категория этики, объединяющая все,
имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям
нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного,
противостоящего злу.
Зло - категория этики, по своему содержанию
противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,
противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая
абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Понятия добра и зла, как и другие нравственные
категории, всегда занимали умы.
Владимир Соловьев писал, что для того, чтобы
получить «силы для исполнения добра, необходимо иметь понятие о добре, иначе
его исполнение будет только механическим действием. И несправедливо, будто вся
ценность добра - в факте его исполнения: важен и образ исполнения». Ложное
понимание добра и зла способно породить ужасные поступки.
Иммануил Кант считал зло необходимым следствием
чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло
результатом непонимания человеком своей подлинной природы.
Со времен древности добро и зло истолковывались
как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс
писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к
народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому". Вот о
чем спорили образованные молодые люди начала прошлого века (Онегин и Ленский во
второй главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина).
"Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду".
Четко прослеживается тема добра и зла в книге
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и
вечно совершает благо». На мой взгляд, в данном романе нет четкой границы между
добром и злом.
Эти понятия вечные и неразделимые. По своему
императивно-ценностному содержанию добро и зло как бы представляют собой две
стороны одной медали. Они взаимоопределены и в этом они как бы равны.
Добро и зло являются однопорядковыми началами
мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве.
Уже в древности была глубоко
осмыслена идея непреодолимой связи добра и зла.
Старинная китайская притча
рассказывает о юноше, который обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в
ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
- Умеешь ли ты лгать? - спросил
мудрец.
- Конечно, нет! - ответил
юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель,
- и познай все это. А познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим
странным советом? Ведь не то, что надо окунуться во зло и порок, чтобы обрести
истинное понимание добра и постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения
мудрости юноша не должен был научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль
мудреца была иная: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть
по-настоящему, деятельно добр.
В Эдеме познание добра и зла
было на одном дереве, то есть добро невозможно было познать без зла.
Эта идея проходит через всю историю философии и
конкретизируется в ряде этических положений. Во-первых, добро и зло
содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в единстве, одно через
другое. Это то, что было предложено юноше в китайской притче. Человек узнает
зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро,
испытав на собственном опыте, что такое зло. Кажется, логично желать только
добра, и нельзя в полной мере отрешиться от зла, не рискуя в то же время
потерять добро. Существование зла порой представляется своего рода условием или
непременным сопутствующим обстоятельством существования добра. Формальное
перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику
чревато искушением индивида. «Пробование» зла без строгого, пусть и
отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться пороком, нежели
действительным познанием добра. Опыт зла может быть плодотворным лишь как
условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.
Во-вторых, без готовности
сопротивляться злу недостаточно понимания зла и противостояния злу; само по
себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в
Рай, хотя эту дорогу надо знать обязательно, чтобы не оказаться на ней в своих
благих намерениях, памятуя известную поговорку: «Благами намерениями выложена
дорога в Ад».
Тем более что, как правило, эта
дорога начинается в собственной душе.
В-третьих, добро и зло не
просто взаимоопределены, функционально взаимообусловлены: добро нормативно
значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла.
Иными словами, действительное добро - это деяние добра, т.е. добродетель как
практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью
требований. Понятие добра соотносится с понятием добродетели. Добродетель - это
устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную
ценность.
В Древней Греции в соответствии
с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами,
как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху
средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как
веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему). Сократ, определяя
добродетель как знание, дал некое средство утверждения добра и борьбы со злом.
В большинстве случаев человек скорее интуитивно
чувствует, чем знает, что такое добро. Идея добра является внутренним импульсом
поиска действительного содержания нравственного, "подлинно
человеческого" не только для индивидуального, но и для общественного
морального сознания. В ходе исторического развития морали эта идея
расшифровывается, истолковывается в контексте реальных общественных отношений,
развивается, углубляется, получает новые конкретные значения по мере появления
все новых и новых возможностей ее реализации. Последующие поколения могут не
улавливать произошедших изменений в содержании, поскольку внешняя форма
выражения смысла - понятие добра - не изменилась. При этом нередко то, что
считалось злом, по истечении какого-то времени может оцениваться как добро, и
наоборот. Историческое движение общества неизбежно связано с оскорблением
каких-то культурных святынь, в том числе и нравственных. Зло может быть также и
средством утверждения добра, но нередко обстоятельства не оставляют никакого иного
выбора, кроме выбора между большим и меньшим злом. Кроме того, наряду с
явлениями нравственной жизни, которые оцениваются как безусловное добро или
зло, существуют и такие, которые невозможно оценить столь же однозначно, по
поводу которых в общественном сознании существуют противоположные мнения,
оценки. Поэтому, если мы исключим из морали нравственно-отрицательное (зло), мы
не сможем ни понять исторические изменения морали, ни охватить всю палитру
оценок одного и того же явления разными людьми, ни осознать весь драматизм
реального морального выбора.
Н.А. Бердяев размышляет:
«Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так
формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в
свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе
чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в
себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать
адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать
просветлению и творческому преображению злых».
Нравственность базируется на
высшей ценности Добра, Блага. Она регулирует поведение человека и его отношение
именно с позиции добра или зла. Добро и зло - это предельные этические понятия,
центр и «нерв» всех этических проблем. Мне кажется, что сложно разглядеть, что
есть добро, а что зло. Их еще нужно «обнажить», снять вещную оболочку
отношений. Увидеть их можно с помощью других, особых глаз: совести. Совесть -
это наше прозрение. То, что называется добром, есть что-то, чего мы никогда не
знаем и узнаем какими-то странными путями. Этот путь называется совестью.
Добродетельный человек - это человек, приговоренный своей совестью.
Список использованной литературы:
1) Кобликов А. С. Юридическая этика.
Учебник для вузов. - К-55 М., Издательская группа НОРМА - ИНФРАoМ, 1999. - 168
с.
2) Халиулина В.П. Профессиональная этика
юриста: Учебное пособие / В.П. Халиулина. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 164 с.
3) Этика: Учебник / Под ред. А.С.
Гусейнова. - М.: Гардарики, 2007. - 496 с.
4) Радугин А.А. Этика: Учебное пособие /
А.А. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 224 с.
|