Честь и достоинство сотрудника российских спецслужб
Честь и достоинство сотрудника российских спецслужб
Оглавление
Введение
1. Понятия "достоинство" и "честь" в
ретроспективе развития спецслужб в России
2. Современные подходы к этическим категориям
"достоинство" и "честь" в деятельности сотрудников
спецслужб
Список использованной литературы
Впервые категории чести и
достоинства начали разрабатываться представителями римского стоицизма - Сенекой,
Эпиктетом и Марком Аврелием, утверждавшими, что честь и достоинство - это
высшие человеческие ценности, без которых жизнь теряет смысл. Самоубийство для
стоиков более предпочтительно, чем жизнь без чести и достоинства. Эпиктет
говорил:
"Нe то жалко, что человек
родился или умер, что он лишился своих денег, долга, именно все это не
принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность -
свое человеческое достоинство"[1].
Категория чести выражает
сознание человеком, в том числе сотрудником спецслужб, своей ценности в
обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Честь как
нравственное понятие указывает на наличие у сотрудника добродетелей, из которых
складывается социальная значимость и моральная ценность личности, т.е. добродетелей,
необходимых для блага общества и его прогресса. В понятии "честь" ценность
личности связывается с конкретным положением каждого человека в обществе, его родом
деятельности и значимостью в жизни общества, признаваемыми за ним нравственными
заслугами. Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать
социальной оценки. Категория чести указывает на связь человека с определенной
общностью людей и характеризует его как гражданина.
Понятие чести включает в себя сознание
личного достоинства. Эти нравственные понятия тесно связаны и во многом сходны
между собой. Подобно чести достоинство раскрывает отношение человека к самому
себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная
оценка и самооценка человека, и связано главным образом с потребностью человека
в сознании своей нравственной ценности, хотя и не отрицает его общественных
заслуг. Честь же опирается, прежде всего, на оценку общественной значимости и
общественных заслуг личности, хотя и не отрицает за человеком потребности в
сознании своей нравственной ценности. В своем единстве эти категории выступают
в качестве эталонов, с помощью которых определяется нравственная ценность
человека как представителя социальной группы, класса или всего человечества.
Для сотрудника российских спецслужб,
как для каждого гражданина России, понятия "честь" и "достоинство"
оказывают определяющее влияние на социальную направленность его профессиональной
деятельности, задают те нормы социального поведения, которые не позволяют ему стать
"человеком без чести", утратить свое достоинство. Вместе с тем, специфика
деятельности сотрудника российских спецслужб, да и сотрудника спецслужбы любой другой
страны, жесткие политические и социальные условиях, в которых осуществляется
извечная тайная война спецслужб противоборствующих сторон, методы деятельности спецслужб,
порою не отличающиеся гуманизмом, накладывают существенный отпечаток на
трактовку понятий "честь" и "достоинство" применительно к
сотруднику спецслужбы.
Говоря о чести сотрудника
спецслужбы и вообще любого "государственного человека", несущего
службу, уместно говорить о "служебной чести". "Служебная честь
есть всеобщее мнение о том, что человек, занимающий какую-либо должность,
действительно обладает всеми необходимыми для того данными и всегда точно
исполняет свои служебные обязанности... Служебная честь подразделяется на честь
чиновника, врача, адвоката, учителя, даже ученого, иначе говоря, каждого, кто
официальным актом, признан способным, к исполнению известного умственного труда
и возложившего по долгу на себя известные обязанности... "[2]
Шопенгауэр, например, выделяет
честь воинскую, которая, учитывая тот факт, что сотрудник российской спецслужбы
является военнослужащим, является родовым понятием по отношению к понятию
"честь сотрудника спецслужбы". Он пишет: "... она (воинская
честь – авт.) состоит в том, что каждый, принявший на себя обязанность защищать
отечество, действительно должен обладать необходимыми для того качествами, т.е.
прежде всего храбростью и силой, постоянною готовностью до последней капли
крови защищать Родину и ни в коем случае не покидать знамени, которому он
присягал …"[3]
По мере исторического развития
представители различных профессий, которые умеют делать то, что не умеют
другие, труд которых важен для всех, все чаще оказываются перед лицом
определенных обязанностей по отношению к людям, пользующимся их услугами,
результатами их труда. Это и потребовало вырабатывать определенные нормы
профессиональной этики, клятвы, присяги, кодексы чести, способные поддерживать
моральный престиж профессиональных групп в обществе, внушать к ним доверие,
позитивное отношение.
Спецслужбам России доверяются
такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя,
свобода, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от
авторитета людей в форме, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального
мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения
проявить такт, тактичное, уважительное отношение к гражданам, к людям вообще.
Вместе с тем, деятельность
спецслужб на протяжении всей истории их существования есть одна из ключевых
составляющих скрытых войн противоборствующих стран и их политических союзов. А
тайные войны, в отличие от войн, когда "говорят пушки", никогда не
прекращаются. Известный китайский полководец и стратег Сунь-цзы, говорил:
"…война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это
путь существования и гибели. Это нужно понять…Война - это путь обмана"[4].
Для военачальников всех времен обмануть противника - дело чести. При этом Сунь-цзы
исключительную роль отводит шпионам: "…знание положения противника можно
получить только от людей…поэтому для армии нет ничего боле близкого чем шпионы;
нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не
обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая
гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая
тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный
результат. "[5]
Для профессиональных шпионов древности дело чести - любой ценой и любыми
методами выполнить приказ своего господина. Это накладывало особый отпечаток на
кодекс чести шпиона, на оценку их деятельности другими сословиями. Например, в
древней Японии самураи, для которых понятие "честь" вообще являлось
смыслом жизни, презирали представителей кланов ниндзя - профессиональных
шпионов и убийц, вообще не считали их достойными жизни и при поимке подвергали
самым бесчеловечным пыткам. Это, впрочем, не мешало шпионам-ниндзя иметь свой
кодекс чести, который они, как и благородные самураи, свято чтили, не считаясь
со своей жизнью. Например, в случае угрозы захвата, ниндзя должен был покончить
жизнь самоубийством, предварительно обезобразив себе до неузнаваемости лицо,
чтобы не допустить идентификации своей личности и, соответственно,
принадлежности к конкретному клану ниндзя, дабы "не подставлять" своих
сотоварищей по шпионскому мастерству.
По мере развития цивилизации шел
естественный процесс трансформации нравственных ценностей, этических норм, но в
целом понятия "честь" и "достоинство" для "служивых"
сохранили свою основу - беззаветное служение правителю (государству, обществу),
не считаясь с собственной жизнью; профессиональное исполнение служебного долга
и строгое соблюдение норм соответствующего кодекса чести, в зависимости от
профессиональной принадлежности.
История российских спецслужб
неразрывно связана с историей Российского государства, которая, в свою очередь,
полна драматических событий, революционных преобразований во всех сферах
общественной жизни, что естественно приводило к попыткам со стороны новой власти
навязать обществу свои нравственные ценности, свое толкование понятий "честь"
и "достоинство". Естественно, в первую очередь, такие попытки
предпринимались, прежде всего, в отношении армии и структур, выполнявших
разведывательные и контрразведывательные функции, игравших роль политического
сыска, являвшихся прототипом российских спецслужб. В первую очередь, власть
стремилась заручиться силовой поддержкой со стороны людей под погонами. Моральную
основу такой поддержки власти и готовности самопожертвования ради новых идей
играют нормы профессиональной чести и достоинства.
Несмотря на это для русской
армии и ее спецслужб было в целом характерно консервативное, в хорошем смысле
этого слова, отношение к понятиям "честь" и "достоинство" -
эти понятия в умах и сердцах российских офицеров на протяжении многих поколений
не претерпевали существенных изменений в угоду правящему режиму. Вместе с тем,
понятие "честь офицера", имевшее определенный стержень, "каркас"
- самоотверженное профессиональное служение Отчизне, было весьма емким, носило
в отдельных чертах индивидуальный характер в зависимости от конкретной личности.
Так, в историческом романе В. Пикуля
"Честь имею" офицер российской пограничной стражи начала XX века, прибывший к месту службы, обнаружил низкую
грамотность среди своих подчиненных военнослужащих. В своих воспоминаниях он писал:
"Понимая честь офицера на свой лад, я купил грифельные доски, детски
буквари, географические карты и карандашики с тетрадками. Обучение солдат
далось нелегко…И все-таки я горжусь, что через полгода в моем взводе каждый
умел читать и писать, каждый был твердо уверен в том, что Волга впадает не
куда-нибудь, а непременно в Каспийское море."[6]
Другой офицер - начальник штаба погранбригады,
по-своему трактуя понятие чести, накануне Первой мировой войны сказал своим
сослуживцам: "…безопасность отечества не требует, чтобы мундир офицера был
застегнут обязательно на все пуговицы. Но ширинка, пардон, у офицера все-таки
не должна быть расстегнута. Германия не ощутит нашей боевой слабости, если
кто-нибудь из вас заведет шашни с дамою. Но пусть об этом знают лишь два
человека - сам офицер и его дама. Любая оплошность кладет пятно на знамя нашей
славной бригады". А когда один из офицеров-пограничников был зверски убит
в схватке с бандой контрабандистов - "…его добивали прикладами по голове с
такой силой, что костяшки пальцев, которыми он закрывал голову, оказались
вколоченными под череп и перемешаны с мозгами…" - его товарищ заметил на
похоронах погибшего: "Если уж наша служба вызывает у врагов такую лютую
ненависть, значит, она необходимо государству…"[7]
Для российского офицера положения
кодекса чести распространялись не только на его действия непосредственно в бою,
но на всю его служебную деятельность в целом и на поведение в быту. Ни один из
аспектов службы офицера не выпадал из этого правила. Так, слушатель российской Академии
Генерального штаба, позже проходивший службу в русской военной разведке, а
затем в ГРУ ГШ РККА, писал: "Офицер, делающий карьеру за счет обретения
знаний, должен высоко нести эти знания. Если он заглянул в шпаргалку, значит,
он бесчестен, а без чести нет офицера! И нужен очень крепкий лоб, чтобы пробить
несокрушимую стенку наук, за которой твоему взору открывается великолепный
стратегический простор для продвижения…"[8]
Этот же офицер, будучи
сотрудником советской военной разведки, "подставляясь" с ведома своего
руководства "на вербовку" разведке фашистской Германии незадолго до
начала Второй мировой войны, с целью передачи дезинформации, на вопрос
немецкого вербовщика не являются ли деньги главной причиной, заставившей нашего
разведчика пойти на связь с Германией, ответил: "Совсем нет! В моем
возрасте, при отсутствии пороков, дорого оплачиваемых в подворотнях, мне деньги
совсем не нужны. Я поступаю так из чувства российского патриотизма. Родина
будет вечно возвышаться над людьми, над временем, над политикой, над партиями. Разве
не так?"[9]
Обманывая противника относительно своих истинных целей и замыслов, российский
офицер в вопросах чести и долга остался искренним даже и в этом случае!
Понятие чести было не пустым
звуком и для российских офицеров царской политической полиции, преследующей
инакомыслящих и ярых противников престола, несмотря на то, что деятельность
политической полиции традиционно осуждалась как в среде российской гражданской интеллигенции,
так и в среде армейских офицеров. В конце XIX - начале XX веков
систему политического сыска составляли два центральных органа - Департамент
полиции МВД (образован в августе 1880 года) и штаб отдельного корпуса жандармов.
На местах политическим сыском занимались офицеры губернских (областных) жандармских
управлений.
Жандармы использовали в своей
работе агентуру в "преступных сообществах" - подпольных революционных
организациях, среди которых встречались откровенные авантюристы, беспринципные
корыстолюбивые люди, иные "неприятные" лица, общение с которыми для
человека чести из приличного общества считалось зазорным. Да и методы,
используемые политической полицией, не отличались "нравственной чистотой",
были зачастую построены на человеческих слабостях и пороках.
Но специфика служебной
деятельности офицера политического сыска не давала ему выбора - если не можешь
служить Отечеству на порученном участке как должно, уходи со службы и веди
пустые разговоры о чести и достоинстве сколько хочешь! Однако, "…жандармы
по возможности старались избавляться от проходимцев разного рода, предлагавших
услуги в качестве секретных сотрудников… Неискренних секретных сотрудников,
занимавшихся шантажом, жандармы даже подвергали аресту. Так, в мае 1090 года за
распространение клеветнических слухов, предоставление ложных сведений о революционерах
был арестован агент "Иванов" - И.Ф. Русецкий, бежавший из Вологодской
губернии, где находился в ссылке. Результатом преступной деятельности было
возвращение его в место ссылки"[10]
Жандармские офицеры проявляли мужество и героизм при задержании особо опасных
вооруженных членов террористических революционных организаций, погибали в
боестолкновениях с террористами.
После Октябрьской революции 1917
года в истории российских спецслужб начался новый этап, который
характеризовался сломом старой государственной машины вместе с ее силовыми
структурами, уничтожением или изгнанием из страны кадровых офицеров царской
армии и спецслужб (хотя часть офицеров царской армии и спецслужб перешла на
службу советскому правительству). Новая плеяда сотрудников спецслужб - выходцев
из рабочих и крестьян, составивших костяк советских органов, обеспечивающих
государственную безопасность, осуществляющих разведывательные и
контрразведывательные функции, руководствовалась своими понятиями чести и
достоинства. В основе этих "обновленных" понятий для многих чекистов
по-прежнему лежала идея самоотверженного служения Родине, хотя зачастую они
допускали произвол и насилие. В ноябре 1921 года нарком иностранных дел России
Г.В. Чичерин обратился с письмом к В.И. Ленину, в котором привел многочисленные
факты произвола и грубейших злоупотреблений чекистами Черноморско-кубанского
побережья по отношению к иностранцам (аресты дипкурьеров, обстрелы турецких
судов, насильственные обыски, изъятие товаров).
Еще более резко за ограничение
деятельности ВЧК выступал нарком внешней торговли в первом Советском
правительстве Л.Б. Красин, пытавшийся после революции наладить внешнеторговые
отношения Советской России.8 ноября 1921 года он писал В.И. Ленину: "Пока
некомпетентные и даже попросту невежественные в вопросах производства, техники
и т.п. органы и следователи будут гноить по тюрьмам техников и инженеров по
обвинению в каких-то нелепых, невежественными же людьми изобретенных
преступлениях - техническом саботаже или экономическом шпионаже, ни на какую
серьезную работу иностранный капитал не пойдет… Ни одной серьезной концессии и
торгового предприятия мы в России не установим, если не дадим каких-то
определенных гарантий от произвола ВЧК."[11]
Однако, как уже было отмечено
выше, большинство чекистов искренне верили в правоту своего дела, стремились
честно выполнить свой долг перед государством, партией и народом, даже когда в
период репрессий многие из них были обвинены в измене и расстреляны.
Один из их числа - чекист
Евдокимов Е.Г., ставший членом ЦК ВКП (б), членом ЦИК СССР, депутатом
Верховного Совета СССР, награжденный за службу в органах орденом Ленина,
четырьмя орденами Красного Знамени (единственный из чекистов), двумя знаками:
"Почетный работник ВЧК-ГПУ (V)" и "Почетный
работник ВЧК-ГПУ (XV), арестованный 9 ноября 1938 года
(арестом руководил первый заместитель наркома внутренних дел Л. Берия), в
течение пяти месяцев, находясь под следствие и подвергаясь пыткам, отрицал свою
вину. Затем под воздействием пыток дал показания о своей "контрреволюционной
деятельности. Однако, на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в
феврале 1940 года он полностью отказался от ранее данных показаний и обратился
к суду со следующими словами: "…я прошу только одного - тщательно
разобраться с материалами дела. Меня очень тяготит, что я оклеветал многих лиц".
В своем последнем слове Евдокимов сказал: "Я скоро умру, но я хочу сказать
суду, что и при новом руководстве аппарата НКВД СССР аппарат работает так же,
как работал и при Ежове, и получаются враги, представителем которых сделан и я,
и другие. Об этом я убедительно прошу донести Сталину. Я не был сволочью, но
стал таковым на предварительном следствии, так как не выдержал и начал лгать, а
лгать потому, что меня сильно били по пяткам"[12].
Суд, выполняя политический заказ, приговорил Евдокимова Е.Г. к расстрелу,
приговор был приведен в исполнение. Евдокимов Е.Г. был реабилитирован посмертно
в 1956 году в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Следуя законам чести, некоторые
сотрудники органов, сами не попавшие под репрессии, открыто выступали против
произвола. Так, например, сотрудник центрального аппарата НКВД С. Константинов
в 1938 году написал заявление в ЦК партии, в котором указал, что он "не
понимает и не разделяет происходящее в НКВД". В итоге он был отстранен от
работы и не репрессирован только потому, что добровольно выехал на
китайско-японскую войну, где работал старшим военным советником по разведке
объединенного разведбюро Китая.
Сотрудник Управления НКВД по
Краснодарскому краю Ф.И. Белоконь в письме к народному комиссару внутренних дел
Л.П. Берии писал: "Аресты, как правило, проводятся на основании одного
показания, без разбора, огульно, под одну мерку всех… надо в порядке надзора
пересмотреть все прошедшие дела с точки зрения правильности вынесения приговора.
Особенно дела, где замешана молодежь. Не может быть, что молодежь тоже хотела
старого царского строя и готовилась к восстанию против Советской власти"[13].
От репрессий В.И. Белоконя спасло начало Великой Отечественной войны и его
направление в действующую армию.
Только с 1 октября 1936 г. по
январь 1938 г. из 24 500 сотрудников Главного управления государственной
безопасности НКВД СССР и его периферийных органов было уволено свыше 5500
оперативных сотрудников, из них 1373 арестовано. В числе арестованных в
1936-1938 годах чекистов были 485 оперативных уполномоченных и помощников
оперативных уполномоченных[14].
Тем не менее, в постановлении ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 года "Об
арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" подготовленном по
указанию И. Сталина, вся вина за массовые репрессии возлагалась на органы НКВД
и прокуратуру СССР. В марте 1939 года на XVIII съезде
ВКП (б) И.В. Сталин и выступивший с докладом секретарь ЦК партии А.А. Жданов
выступили с критикой репрессий, указали на многочисленные Ошибки со стороны
НКВД. На основании этих заявлений в 1939 году Л. Берия провел в органах НКВД
новую чистку. В результате около 23% оперативного состава органов
государственной безопасности были обвинены в должностных преступлениях и
арестованы или уволены из НКВД[15].
Несмотря на такую
несправедливость со стороны партийного руководства по отношению к своему "передовому
вооруженному отряду" - органам госбезопасности, чекисты оставались
преданными своему долгу и кодексу чести, что наиболее ярко проявилось в годы
Великой отечественной войны. Подвиг сотрудников советских спецслужб, бойцов
Красной Армии и всего советского народа в этой войне, показавший что такое
истинные честь и достоинство, многократно описан историками и писателями и,
пожалуй, не нуждается в дополнительных комментариях в данном реферате.
Основатель и первый руководитель
Центрального разведывательного управления США Аллен Даллес в разгар "холодной
войны" определил место сотрудника спецслужб (применительно к сотрудникам
разведывательных органов) в современных условиях следующим образом: "Разведчик
независимо от того, где он работает - в своей стране или за границей, всегда
чувствует себя как "на фронте", "на передовой линии обороны".
Это чувство еще более обостряется тем, что в повседневной работе он почти все
время сталкивается с фактами, говорящими о действиях противника. Если любовь к
приключениям и играет здесь какую-то роль - а она, конечно, играет, - к ней в
значительной степени добавляется забота о безопасности государства. "[16]
Несмотря на то, что сказано это
было еще в прошлом XX веке, и "холодная война"
между двумя гигантами - США и СССР считается оконченной, слова основателя ЦРУ остаются
актуальными и по сей день.
Раскрывая методы деятельности
разведки, А. Даллес отметил: "Все разведывательные службы пользуются также
услугами людей, работающих главным образом за деньги или из любви к
приключениям и интригам. Некоторых привлекает атмосфера секретности и обмана,
так как они испытывают некое извращенное чувство удовлетворения оттого, что
являются никому не ведомыми пружинами развития событий. "[17]
Сказанное А. Даллесом в полной мере касается и сотрудников
контрразведывательных органов.
Наивно было бы полагать, что современные
российские спецслужбы, в отличие от спецслужб стран "потенциального противника",
при осуществлении своей оперативно-служебной деятельности действовали и
действуют исключительно "в белых перчатках", не используют в своей
работе чужие человеческие слабости, а иногда и чьи-то пороки, корыстную и иную
личную заинтересованность лиц для их привлечения к негласному сотрудничеству (например,
карьеризм, зависть, склонность к авантюрам, чувство мести, трусость). Сотрудник
любой спецслужбы (и разведчик, и контрразведчик) иногда в силу объективных
обстоятельств вынужден работать с людьми, для которых честь и достоинство не
представляют особой ценности, их шкала ценностей в другом измерении.
Поэтому в нынешнее время понятия
"честь" и "достоинство" приобретают особую значимость в
профессиональной деятельности сотрудника российской спецслужбы, не давая ему
перейти в условиях жесточайшего противостояния с противником, когда "на
карту" поставлены судьбы и жизни многих людей, безопасность всего
государства, ту тонкую грань, за которой уже для самого сотрудника наступают
бесчестье и утрата человеческого достоинства.
Следует согласиться с
утверждением, что "в настоящее время государственная безопасность как
категория политическая все больше подвергается нравственной экспертизе, в
основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек все в большей
мере рассматривается не только как средство обеспечения государственной
безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как личность
нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в обеспечении
условий развития каждой личности" В настоящее время государственная
безопасность как категория политическая все больше подвергается нравственной
экспертизе, в основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек
все в большей мере рассматривается не только как средство обеспечения
государственной безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как
личность нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в
обеспечении условий развития каждой личности[18].
Соответственно этим общепринятым в цивилизованном мире и, соответственно, в
современной России принципам, в нынешних условиях требуют конкретизации и
уточнения такие понятия как "профессиональный долг", "честь"
и "достоинство" сотрудника спецслужб.
В наше время практически во всех
странах Европы и в США наряду с присягой действует этический кодекс полиции, который
более подробно и доходчиво раскрывает нравственно-этическое содержание
принципов, норм и общепринятых правил поведения полицейского на службе, в
повседневной жизни, его отношения к выполнению профессионального долга, к
гражданам, к коллегам по работе, начальникам и старшим. Курс полицейской этики
(деонтологии) преподается в полицейских академиях и колледжах. Этические
кодексы полицейского широко используются в подготовке и
профессионально-нравственном воспитании кадров, моральном регулировании их
поведения, в оценке деятельности и контроле.
Нормативное регулирование правил
поведения сотрудников правоохранительных органов осуществляется ныне и в России.
Так, в 1993 году министром внутренних дел Российской Федерации был утвержден
Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Документ
этот появился не на "пустом" месте, своими корнями он уходит в
историю воинской этики, в историю и традиции русской армии и флота.
Большинство офицеров современных
российских силовых структур, включая спецслужбы, прекрасно понимают значение
нравственного элемента в обучении личного состава и тем самым объективно становятся
носителями национально-патриотических идей.
Откуда молодой сотрудник
российских спецслужб сможет узнать о тех этических нормах, о тех понятиях чести
и достоинства, которые исторически сложились и стали общепринятыми в его профессиональной
среде? Прежде всего из своеобразного письменного свода правил, принципов,
этических требований, именуемых Кодексом Чести. Чтобы моральные нормы этого Кодекса
стали понятнее, были восприняты "душой и сердцем", их надо знать,
изучить, осмыслить, ими важно проникнуться (как жизненно важными правилами). Только
тогда они станут руководством к действию, внутренним побуждением для каждого
сотрудника, позволят проникнуться сознанием профессионального достоинства,
гордости за принадлежность к российским спецслужбам. Пока еще Кодекс Чести
сотрудника российских спецслужб не оформлен отдельным официальным документом. Он
существует как в виде неписаного свода правил, сформированного самой историей органов
разведки и контрразведки, так и органично вытекает из уже имеющихся
законодательных и нормативных актов, устанавливающих и регулирующих принципы, этические
нормы и правила поведения гражданина, военнослужащего, государственного служащего,
но, безусловно, имеет свою уникальность, обусловленную спецификой деятельности
спецслужб.
Заключение
Подводя итог всему сказанному,
выделим наиболее существенные выводы. Очевидно, что корневая суть понятий
"честь" и "достоинство" российского офицера, в том числе и
сотрудника российских спецслужб, практически осталась неизменной на протяжении
веков. Вместе с тем, развитие общества, практическое претворение в жизнь
провозглашаемых принципов гуманизма, справедливости, законности требует
конкретизации этих понятий в современных условиях в соответствии с названными общепринятыми
принципами.
Чтобы иметь моральное право
сказать "Честь имею!", сотруднику российских спецслужб недостаточно
иметь одно только внутреннее чувство чести и желание быть человеком чести. Время
формальных лозунгов безвозвратно прошло. Необходимо также в действительности
быть профессионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным
своей профессии, своему служебному долгу. Нужно быть хорошо подготовленным и
информированным по большому кругу вопросов профессиональной этики, которые отнюдь
не так просты, как это иногда кажется, и требуют глубокого осмысления.
У подлинно нравственного
человека все регуляторы нравственного поведения - совесть и долг, честь и
достоинство - развиты гармонично, так как только все вместе они и могут
предостеречь личность от нравственных срывов, эмоциональной грубости,
бесчеловечности, бесчестности.
Глубокое внутреннее приобщение
человека к морали, освоение ее требований и осознание их как собственных и
необходимых для личности порождает совесть. Соблюдение долга поддерживалось общественным
мнением, нарушение - осуждалось и каралось. У человека возникает потребность в
общественном одобрении - честь, а затем и в самоуважении - достоинство. В
какой-то степени эта же история повторяется с каждым человеком в процессе его
индивидуального развития и становления как нравственной личности.
Вместе с тем, рассуждая о
совести, долге, чести и достоинстве, не следует забывать, что наши добродетели,
как и наши пороки, весьма многолики. При пренебрежительном отношении к нормам
морали и нравственности, бездумном обращении с понятиями "честь" и
"достоинство" добродетель и порок могут поменяться местами.
1. Без грифа "секретно". Из
истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ
России по Краснодарскому краю. - Краснодар: Диапазон-В, 2007.
2. Даллес А. Искусство разведки: пер.
с англ. с сокращениями. - М.: МП "Улисс", 1992 г.
3. Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический
справочник спецслужб. М., 2002.
4. Основы профессиональной этики. Курс
лекций - ГПИ ФСБ РФ, 2008.
5. Пикуль В.С. Честь имею: Роман,
исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991.
6. Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия
и тактика победителя. - М.: Изд-во Эксмо; 2003.
7. Хрестоматия по философии / сост. Г.А.
Усачев. - М.: Знание, 1978.
8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской
мудрости. - М.: Просвещение, 1986.
[1]
Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 102
[2]
Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 83
[3]
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости . – М.: Просвещение, 1986. С. 99
[4]
Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия и тактика победителя. – М.: Изд-во Эксмо;
2003. С. 11,12
[5]
Там же. С. 42,43
[6]
Пикуль В.С. Честь имею: Роман, исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991.
С. 88
[7]
Там же. С. 88
[8]
Там же. С. 99
[9]
Там же. С. 137
[10].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 33,34
[11].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 43
[12].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упрю ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 52
[13].
Там же. С. 104,105
[14].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 103,104
[15].
Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический справочник спецслужб. М., 2002.
С. 403
[16]
Даллес А.. Искусство разведки: пер. с англ. с сокращениями. – М.: МП «Улисс»,
1992 г. С. 176
[17]
Там же. С. 187
[18].
Основы профессиональной этики. Курс лекций – ГПИ ФСБ РФ, 2008. С. 77
|