|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлено автором по: [14-19]. 2.4. Современное состояние земельного кадастра в Екатеринбурге Согласно данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, приведены следующие результаты создания земельного кадастра по состоянию на 01.01.2001г.: Всего территория: 114511 га или 1145,11 кв.км В том числе земель поселений: из них сельских: 2350 га (23,5 кв.км). Г. Екатеринбург: 49115 га (491,15 кв.км) Занято лесами: 44366 га (443,66 кв.км) Покрыто водой: 4423 га (44,23 кв.км) Земель с/х назначения: 21328 га (213,28 кв.км) Кадастровое деление выполнено в электронном виде (вектор) в 1998 г. с использованием материалов градостроительного зонирования, материалов лесоустройства и т.д. на основе картматериала М 1:10000 по следующей схеме: на основе административного деления территории МО “город Екатеринбург” на 7 районов принято 7 блоков, с выделением земель инфраструктуры (транспортной, инженерной) федерального, регионального и общегородского значения в отдельный 8 блок (с номером 00). Внутри блоков произведена разбивка в соответствии с материалами градостроительного зонирования на 106 массивов, при этом элементы инфраструктуры (магистральные районного значения) выделены в 00-вой массив каждого блока. Каждый массив в свою очередь разбит на кадастровые кварталы, с выделением земель инфраструктуры в 0-кватрал. Общее количество кадастровых кварталов составило 4225. В порядке дежурства (с мая 1999г.) введен 14461 кадастровый участок, ежемесячно учитывается от 450 до 800 участков (в зависимости от сезона). Создана база данных по всем раннее выданным правоподтверждающим документам, проведена сверка информации с БТИ, в дежурном порядке (ежемесячно) осуществляется обмен информацией с органами Минюста. Общее количество описанных участков составляет 71138, субъектов земельных отношений 84839, в том числе: физические лица - 79361 , юридические лица- 5478, прав на земельные участки - 92852, в том числе собственности – 58363, постоянного пользования – 29700, аренды – 4789. Одновременно за счет средств бюджета города проводятся работы по инвентаризации земель муниципального образования с уточнением кадастрового зонирования по материалам топосъемки М1:500, с передачей материалов на бумажных и магнитных носителях (в том числе растров картматериала М1:500). Всего проинвентаризовано 27411 земельных участков, на общей площади 32174 га (321,74 кв.км). В том числе по годам: 1995-96 –3450 участков, 3347 га; 1998 - 5838 участков, 4726 га; 1999 - 8356 участков, 9240 га; 2000 - 9767 участков, 14861 га. Кроме того в 2000 г. проведены подготовительные работы и начата полевая инвентаризация земель на площади 23059 га, завершение работ на этой территории планируется на конец 2001г, заключен договор на 2001-2002 г. на окончание работ по инвентаризации земель в полном объеме (44760 га). 3. Роль городского кадастра в социально-экономическом развитии города Екатеринбурга В данной главе мы покажем, как проводимые работы по созданию городского кадастра влияют на социально-экономические процессы в Екатеринбурге. Существенную роль в ускорении социально-экономического развития города играет адекватное формирование критериев для осуществления земельной налоговой политики, выявление землепользователей, определение и регулярная корректировка уровня земельных платежей в рамках проводимой земельной политики. Все это требует адекватного информационного обеспечения и непрерывного анализа возможных последствий управленческих решений с помощью современных информационных систем, в частности земельного кадастра. Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное обеспечение позволяет существенно повлиять на экономическую политику города, сделать еще больший акцент в развитии города на более полное удовлетворение интересов его жителей. 3.1. Роль земельного кадастра в формировании бюджета города Екатеринбурга
Земельный налог и арендная плата за землю являются одним из источников формирования городского бюджета. Анализ запланированных средств от земельных платежей в местные бюджеты крупных и экономически развитых городов на 2000 год представлен в Приложении 3. Из приведенных данных видно, что в доходной части городских бюджетов поступления от земельного налога в среднем составляют около 5%. В Екатеринбурге земельные платежи формируют - 3,3% доходной части городского бюджета, в Перми – 5,9%, в Челябинске - 6,8%. Причем в городские бюджеты в РФ, за исключением Москвы, больше средств поступает от земельного налога, чем от арендной платы. За последние пять лет складывается тенденция к росту поступлений платы за землю (в том числе и в Екатеринбурге) [15; 17; 22]. Преимущественным источником пополнения бюджета в Екатеринбурге является подоходный налог с физических лиц (27,0 % всех поступлений в бюджет). Следующим по весомости является местный налог на содержание жилфонда – 21,7 %. Налог на добавленную стоимость и налог на имущество предприятий и физических лиц формируют по 11,0% доходов бюджета. В новый Налоговый Кодекс заложена тенденция передачи средств от поступления подоходного налога в Федеральный бюджет и увеличение доли налога на имущество, в т.ч. земельного налога в доходной части бюджета (что соответствует мировой практике) путем расширения полномочий местных органов власти в дифференциации ставок земельного налога. Распределение земельных платежей между уровнями бюджетной системы РФ осуществляется в следующем объеме: -в федеральный бюджет - 30%, -бюджеты субъектов РФ (за исключением г. Москвы) - 20%, -бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований -50%. Поступление земельных платежей в Екатеринбурге с каждым годом повышается (см. приложение 4,5). Это обусловлено работами по созданию земельного кадастра (см. вторую главу), а также усилением темпов проведения компании по оформлению договоров аренды земли по материалам инвентаризации. С 1996 г. трижды проводилась увеличение ставок земельного налога: в 1997 г. и 1998 г. – в 2 раза, в 2000 г. – в 1,2 раза. Эти увеличения были направлены на компенсацию инфляции, в связи с этим наблюдается большое увеличение земельных платежей в последующие годы, которое не связано с проведением кадастровых работ в городе. Особенно хорошо видна тенденция повышения земельных платежей после проведения кадастровых работ на примере 1996, 1997 и 2000 годов, так как в 1996 и 1999 гг. не было увеличения ставок земельного налога. Экономическая оценка территории муниципального образования, выполненная Институтом экономики УрО РАН и инвентаризация земель Железнодорожного района, проведенные в 1996 г. способствовали увеличению поступлений земельных платежей по г. Екатеринбургу во все уровни бюджетов почти в два раза с 42000 тыс. рублей в 1996 году до 74825 тыс. рублей в 1997 г. С 1999 по 2000 гг. проводилась инвентаризация Октябрьского района и в 2000 году земельные платежи по этому району увеличились с 17163 тыс. руб. до 31492 тыс. руб. Так как все районы города не одинаковы по площади и соответственно сбор земельных площадей в крупных районах может быть выше чем в районах с меньшей площадью, то в работе выполнен расчет земельных платежей в расчете с 1га территории. В 2000 году поступления в расчёте с 1 га территории в среднем по городу составили 6,5 тыс. руб., а в Железнодорожном районе - около 10,8 тыс.руб. с 1 га, в Орджоникидзевском – 4,9 тыс. руб. с 1 га, в Кировском – 6,7 тыс.руб. с 1 га. По отдельным районам (где не было инвентаризации) поступления ниже среднего уровня почти в два раза (Верх-Исетский с 1 га. – 2,7 тыс.руб.). В 1999 г. также не было изменения ставок земельного налога, а уже в 2000 г. объем земельных платежей значительно вырос по всем районам города, этот рост связан с повышением платежей по арендной плате в 1999 г. – 66485 тыс.руб., в 2000 г. - 143884 тыс. руб. Большой прирост земельных платежей, был связан с принятием в 1999г. Госдумой закона о налоговой амнистии, благодаря которому была разрешена выплата задолженностей без выплаты пени. За 1999 год в Екатеринбурге выявлено 710 юридических лиц и 5323 граждан-недоимщиков по арендной плате. В случае не внесения арендной платы в установленный срок, арендатору начисляется пеня. В 2000 году размер пени за просрочку платежа по договорам аренды земли составляет 0,1% от суммы недоимки за каждый день просрочки. Для сравнения, в Челябинске и Перми величина пени такая же, в Москве составляет 0,3%. С учетом проведенного анализа можно отметить, что четко видна положительная тенденция роста земельных платежей, в связи с проводимой Администрацией города инвентаризацией земель города и других кадастровых работ. Анализ поступления земельных платежей по тем районам города, где прошла инвентаризация, показывает, что поступившие платежи как минимум в два раза выше, чем в районах, где не было инвентаризации. Также в работе выполнен расчет экономической эффективности кадастровой системы. Для этого потребовалось сравнить сумму, затраченную на создание кадастра в Екатеринбурге – 17500 тыс. руб. (см. п. 3.4.) с приростом земельных платежей после проведения кадастровых работ по каждому району. Для этого был выявлен этот прирост в процентном соотношении, он составил в среднем 40%. Затем по каждому району за все годы после проведения кадастровых работ была выделена доля от земельных платежей в 40% (например по Железнодорожному району эти доли составили в 97г. – 4400тыс. руб.; в 98г. – 6400 тыс. руб.; в 99г. – 13600тыс.руб.; в 2000г. – 16800 тыс. руб.) Просуммировав полученные цифры, был получен прирост земельных платежей после проведения кадастровых работ в городе с 1997 по 2000гг., который составил около 150000 тыс. руб. (см. таблицу 2). Таблица 2 Прирост земельных платежей после проведения кадастровых работ в Екатеринбурге* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
районы |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Железнодорожный |
4400 |
6400 |
13600 |
16800 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кировский |
4000 |
5600 |
10400 |
15200 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орджоникидзевский |
- |
10800 |
22400 |
16800 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Октябрьский |
- |
- |
6800 |
12400 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
итог |
8400 |
22800 |
53200 |
61200 |
*Составлено автором по информации, предоставленной городской налоговой инспекцией
Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше чем затраты на ее создание.
В отношении использования средств, поступающих от платы за землю, Закон РФ "О плате за землю" определяет, что земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:
- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;
- инженерное и социальное обустройство территории. Оно включает создание необходимых условий для предоставления земель, рационального и эффективного использования их по назначению (строительство дорог, линий связи, электроснабжения, водопровода, канализации, газоснабжения).
В Екатеринбурге в бюджете на 2001 год, запланированный расход на финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования от земельных платежей составляет 32,5% [22].
Ежегодно землеустроительными и финансовыми органами разрабатывается и утверждается главой города программа расходования средств, поступающих от платы за землю. В программе устанавливаются объемы финансирования конкретных объектов. Большая часть средств используется для финансирования работ по созданию земельного и городского кадастра, инженерное обустройство территории, охрану земель.
В 2001 году средства, поступившие от платы за землю на территории города Екатеринбург, планируется расходовать следующим образом:
- землеустройство – 2,05 %;
- земельный и городской кадастр - 31,35 %;
- мониторинг земель - 0,13 %,
- повышение плодородия почв – 2,94 %
- освоение новых земель – 22,14 %;
- инженерное обустройство территории – 31,32 %;
- охрана земель - 10,08 %.
При этом службами, выполняющими указанные мероприятия и ответственными за финансирование, выступают Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, Главное управление архитектуры и регулирования земельных отношений, районные службы, Управление капитального строительства, Управление благоустройством, Управление здравоохранения, Комитет по экологии и другие.
3.2. Развитие земельного рынка в Екатеринбурге
С 1992 г. в Екатеринбурге начал формироваться рынок земли, в частную собственность в основном предоставляются небольшие по площади земельные участки (до 1000 кв.м.) с целевым назначением только для индивидуальной жилой застройки и садово-огороднических хозяйств. С началом земельной реформы в Екатеринбурге резко активизировался процесс предоставления земли в частную собственность физическим лицам по землеотводным документам – первичный рынок земли (с 1993 г. по 1999г. – 36473 сделки), а на базе первичного рынка формируется вторичный рынок земли, основой которого является купля-продажа земельных участков. Сделки купли-продажи увеличиваются каждый год, что также видно в таблице 3.
Таблица 3
Развитие земельного рынка в Екатеринбурге*
Тип сделки
1997 год
1998 год
1999 год
Всего с 1993 по 1999 гг.
Первичный рынок: землеотводные документы
2700
1418
581
36473
Вторичный рынок земли: купля-продажа
146
599
1381
2540
Постоянное (бессрочное) пользование
617
406
310
2095
Долгосрочная аренда
464
609
1140
2526
Краткосрочная аренда
705
563
365
2384
*Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.
В таблице используются данные с 1993 г. по 1999 г., так как только до 1999 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регистрировались все права на земельные участки, с 2000 г. эта функция была передана “Регистрационной палате” обмен данными, с которой не находится на должном уровне. На сегодняшний день только 3 предприятия выкупили свою землю в частную собственность (“ВИЗ”, “Калина”). Поэтому в Екатеринбурге аренда остается почти единственным механизмом, способствующим обороту земель, предоставленных предприятиям и другим юридическим лицам, с каждым годом увеличивается количество сделок с долгосрочной арендой если в 1997г. – 464 сделки, то в 1999 г. – 1140. Количество сделок по краткосрочной аренде ежегодно уменьшается, потому что договора краткосрочной аренды в основном заключались под киоски и ларьки, максимальное количество которых было в начале 90-х годов и постепенно их число стало уменьшаться, им на смену пришли магазины, встроенные в первые этажи зданий.
Уменьшается количество сделок, связанных с предоставлением земельных участков постоянное (бессрочное) пользование, чаще всего это право заменяют либо правом долгосрочной аренды, либо правом частной собственности.
Вся информация по проходящим сделкам с земельными участками фиксируется в земельном кадастре. Без кадастровой системы невозможно развитие земельного рынка. В г. Екатеринбурге первый шаг в этом плане уже сделан, земля входит в оборот земельного рынка. Кадастровая система позволяет вести учет предоставляемых земель (для того чтобы предоставить землю ее необходимо учесть). Ситуация с развитием земельного рынка осложняется еще тем, что до сих пор не принят Земельный Кодекс (15 июня 2001 г. он прошел первое чтение Государственной Думой), в котором будут закреплены правила предоставления земель в частную собственность. Принятие Земельного Кодекса также позволит привлечь инвестиции в экономику города, сегодня много потенциальных инвесторов (особенно иностранных) готовы вкладывать инвестиции в нашу экономику, но им необходимы гарантии в частности предоставление земли в частную собственность.
Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет стоимости земли, адекватная земельная ценовая и налоговая политика и ее полноценное информационное обеспечение, что невозможно без кадастра, позволяют существенно повлиять на экономическое развитие города.
3.3. Влияние кадастра на социальные процессы в городе
Пополнение бюджета за счет земельных платежей можно также рассматривать как фактор, влияющий на социальное развитие города, так как определенная доля от земельных платежей (около 18%) в бюджете может расходоваться на социально-направленные отрасли хозяйства такие как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
Создание кадастра в Екатеринбурге позволяет обеспечить интересы физических и юридических лиц, которым кадастровая информация необходима для инициируемых ими действий в сфере гражданского оборота земли (купля-продажа, дарение, завещание, ипотека и т. д.), а также для информационного обеспечения предпринимательской деятельности банков, страховых компаний, оценщиков, нотариусов, инвесторов и др. Активизировался оборот большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать постоянные межевые споры, решение которых возможно цивилизованным путем с помощью сведений находящихся в земельном кадастре (о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки; о правовом режиме использования земельных участков и т. д.) В Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга регулярно поступают запросы из судов для предоставления информации, необходимой для разрешения споров (в среднем 50 запросов в месяц).
Из этого следует, что создание земельного кадастра в г. Екатеринбурге, оказывает положительное влияние на социальное развитие города, делает развитие города с наиболее полным удовлетворением интересов его жителей.
3.4. Проблемы создания кадастра городских земель
В г. Екатеринбурге выполнен ряд кадастровых работ, которые уже приносят свои положительные результаты. Для завершения кадастровых работ в городе необходимо завершить инвентаризацию Ленинского, Верх-Исетского и Чкаловского районов. На завершение этой работы, по мнению специалистов, необходимо два года при соответствующем финансировании – около 23 млн. руб. За период с 1995 по 2000 годы на создание автоматизированной системы земельного кадастра было затрачено 17,5 млн. руб. (см. таблицу 4).
Таблица 4
Финансирование работ по созданию кадастра в городе*
Наименование показателей
годы
1995
1996
1997
1998
1999
2000
План по программе финансирования (тыс. руб.)
1500,0
2919,1
5400,0
2659,7
4700,0
9000,0
Профинансировано
(тыс. руб.)
1500,0
1448,0
2263,0
1760,0
3900,0
6500,0
% финансирования
100
50
42
66
82
72
* Составлено автором по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга.
К сожалению, за все годы работ по созданию земельного кадастра города, финансирование этих работ было недостаточным. План финансирования был выполнен на 100% только в 1995 г. – 1500 тыс. руб. В остальные четыре года уровень финансирования составлял 50-70%. Значит для завершения работ по инвентаризации земель города финансирование кадастровых работ на 2001 и 2002 гг. должно составлять приблизительно по 10000 тыс. руб. соответственно.
Все работы по созданию кадастра в Екатеринбурге можно разделить на 3 этапа: кадастровое зонирование, экономическая оценка территории города, инвентаризация.
Четвертым этапом кадастровых работ в городе должна стать кадастровая оценка (см. п. 1.2.1.), которая заменит существующее экономическое зонирование территории города.
Разработанная схема экономического зонирования выполняет регулирование величин платежей за пользование земельными участками в зависимости от их местоположения в границах зон, но она не учитывает рыночных цен. В этой связи уже разработана методика кадастровой оценки земель поселений городского типа, которая основана на экспертном градостроительном анализе и анализе рыночных показателей отдельных сегментов городского рынка недвижимости.
Сегодня возникает необходимость обновления и в некоторых случаях замены, существующих схем экономического зонирования, в связи с Постановлением Правительства РФ от 10.08.99 г. к 2002 году должна быть завершена кадастровая оценка всех земель РФ. Но в Екатеринбурге работы связанные с кадастровой оценкой даже не начаты и не включены в программу финансирования.
Кроме того, существует много проблем не связанных с финансированием. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральном ведении, ведении субъектов Российской Федерации и в муниципальном.
Крайне медленно идет приватизация земли в городе, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель.
Нет четкой законодательной базы, с начала 90-х годов вышло множество документов на всех уровнях, регламентирующих земельные отношения, которые часто дублируют друг друга и не имеют систематизации. На наш взгляд, принятие нового земельного кодекса решило бы ряд проблем, где будут четко прописаны:
· полномочия, функции, права и обязанности органов управляющими и контролирующими использование земельных ресурсов
· разграничение между федеральными, землями субъектов и муниципальными землями
· принцип и порядок предоставления земель в частную собственность
· правила выкупа земли у государства (аукционы, тендеры)
· расходование средств, поступающих от платежей за землю.
Существует проблема взаимодействия Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, на который возложено создание кадастра. С 2000 г. полномочия по регистрации прав на земельные участки были переданы Учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, в результате в кадастре стала теряться информация о правом режиме использования земель. Эта проблема начала разрешаться только к концу 2000 г., в отдел кадастра стали поступать первые данные из Учреждения юстиции.
Между организациями, занимающимися кадастровым учетом земельных участков, должно быть и четко регламентировано взаимодействие, по которому происходит периодический обмен текущими и обновленными данными, существование которых необходимо в кадастровой и регистрационной системах одновременно. Решение этой проблемы находится в общих интересах всех заинтересованных сторон — участников рынка недвижимости (граждан и юридических лиц), органов местного самоуправления, кадастровых, учетных и регистрирующих право организаций.
Таким образом, выявленные проблемы существенно препятствуют дальнейшему развитию городского кадастра, что в свою очередь оказывает негативное влияние на социально-экономическое развитие города.
Заключение
В результате проведенного исследования следует сделать ряд выводов.
В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Решена в основном проблема обеспечения граждан земельными участками. Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. Количество сделок с землей постоянно возрастает. Повсеместно на территории РФ создаются автоматизированные системы государственного земельного кадастра.
В Екатеринбурге проведен ряд кадастровых работ, для завершения основных работ по созданию автоматизированной системы земельного кадастра потребуется еще около двух лет, при соответствующем финансировании. Те работы по созданию кадастра в Екатеринбурге, которые проведены на сегодняшний день, несомненно, оказывают свое положительное влияние на социально-экономическое развитие города. Данный вывод в дипломной работе находит свое обоснование. Выполненные расчеты доказывают, что кадастровая система действительно является эффективной и самоокупаемой, она принесла доход в 8 раз больше, чем затраты на ее создание.
Неоспорима роль земельного кадастра в формировании бюджета города Екатеринбурга. Земельный налог и арендная плата за землю являются одним из источников формирования городского бюджета, земельные платежи формируют 3,3% доходной части городского бюджета. С каждым годом увеличивается прирост земельных платежей, такая тенденция повышения земельных платежей заметна после проведения кадастровых работ.
Земельный кадастр должен стать основой градостроительного кадастра, который позволяет реализовать стратегию развития города, заложенную на определенный срок. Градостроительный кадастр может разрабатываться как регулярно меняющийся генеральный план города.
Созданию кадастра в городе мешает ряд причин, в основе которых лежат 2 проблемы: недостаток финансирования кадастровых работ и отсутствие стройного законодательства.
Анализ сложившегося состояния кадастра городских земель указывает, прежде всего, на острую необходимость принятия головного федерального закона, регулирующего земельные отношения, то есть Земельного Кодекса РФ. Действующее федеральное законодательство в этой области во многом устарело, противоречиво и имеет пробелы.
Возможность урегулировать данные вопросы на уровне субъектов РФ или местном уровне значительно ограничена ввиду отсутствия соответствующего федерального законодательства, служащего нормативной опорой для правотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Среди прочих также стоит проблема разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере предоставления и изъятия земельных участков в городской черте, установления базовых размеров арендной платы за землю, льгот по земельным платежам и иных вопросов, регулирующих земельные отношения в городе. Предпринимаемые попытки решить эти вопросы на региональном уровне, как показывает практика, нельзя назвать удачными. Часто в ходе столкновения федеральных и муниципальных интересов происходит нарушение норм действующего законодательства, притеснение прав хозяйствующих субъектов.
Таким образом, проведенные исследования создания и ведения земельного кадастра в Екатеринбурге позволяют сделать вывод о том, что достигнута главная цель дипломной работы, земельный кадастр выступает инструментом регулирования социально-экономического развития города, является экономической основой городского развития, служит гарантом его дальнейшего процветания.
Библиографический список
1. Градостроительный Кодекс Российской Федерации // Промышленное и гражданское строительство. 1998. № 6
2. Закон РФ от 21.07.97 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
3. Закон РФ от 10.07.2000 г. “О государственном земельном кадастре” //Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
4. Закон РФ от 23.05.01 г. О землеустройстве // Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 // Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
6. Указ Президента РФ от 16.12.93 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” ”//Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
7. Закон г. Москвы от 21.01.98 г. № 1 "О ставках земельного налога"”//Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
8. Закон г. Москвы от 24.12.99 г. № 40 "О бюджете города Москвы на 2000 г." //Федеральный кадастровый центр земля / www.fccland.ru
9. Закон Свердловской области от 16.10.95 № 23-ОЗ “О плате за землю на территории Свердловской области” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
10. Закон Свердловской области от 29.12.95 № 40-ОЗ “О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
11. Постановление Правительства Свердловской области от 30.10.1992 г. №313-п “О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации”//Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
12. Постановление Главы Администрации Свердловской области от 20.07.94 г. №358 “О программе создания автоматизированной информационной системы земельного кадастра” ” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
13. Постановление Правительства Свердловской области от 07.08.98 г. N 790-П “Об утверждении базовых размеров арендной платы за землю по видам использования земель” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
14. Решение Челябинской городской Думы от 16.03.99 г. № 37/3 "Об изменении дифференцированных ставок земельного налога" // Законодательство Челябинской области / www.midural.ru
15. Решение Челябинской городской Думы от 30.12.99 г. "О бюджете г. Челябинска на 2000 г." // Законодательство Челябинской области / www.midural.ru
16. Решение Пермской городской Думы от 28.04.98 г. № 81 "Об утверждении порядка взимания земельного налога на территории города Перми" (в редакции Решения Пермской городской Думы от 14.01.99 № 3) // Законодательство Пермской области / www.midural.ru
17. Решение Пермской городской Думы от 22.12.99 г. № 151 "О бюджете г. Перми на 2000 г." // Законодательство Пермской области / www.midural.ru
18. Постановление Главы Администрации г. Екатеринбурга от 27.05.93 г. №270-е “О создании информационно-кадастровой системы по г. Екатеринбургу” ” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
19. Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.09.96 г. "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
20. Решение Екатеринбургской городской Думы от 09.09.97 г. N 23/1 “Об утверждении положения “Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования г. Екатеринбург” // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
21. Решение Екатеринбургской городской Думы от 26.01.99 г. № 55/2 "О бюджете города Екатеринбурга на 1999 год" // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
22. Решение Екатеринбургской городской Думы № 84/1 от 28.03.2000 г. "О бюджете г. Екатеринбурга на 2000 г." // Законодательство Свердловской области и г. Екатеринбурга / www.midural.ru
23. Маслаков В. В. и др. Итоги социально-экономического развития города Екатеринбурга за 1 полугодие 2000 года. Екатеринбург: Академкнига, 2000. - 24 с.
24. Маслаков В. В. и др. Итоги экономического, социального и экологического развития муниципального образования г. Екатеринбург за 2000 год. Администрация г. Екатеринбурга, 2001. – 75 с.
25. Социально-экономическое положение Екатеринбурга за январь-декабрь 2000 года. Госкомстат РФ. Екатеринбургский межрайонный отдел государственной статистики. Екатеринбурга. 2000. – 53 с.
26. Абанкина И., Высоковский А., Трутнев Э. Развитие рынка недвижимости и оценка стоимости земли // Вопросы экономики. - 1994. - №10.- С. 3-5.
27. Альтшулер Б. А. Рывки и эволюция земельного кадастра в России // Информационный бюллетень. – 2000. - № 4 (26) – 5 (27). – С. 19-24.
28. Анимица Е.Г. Екатеринбург на переходе к рынку: условия, тенденции и проблемы развития // Стратегия развития Екатеринбурга: цели, задачи, механизмы реализации. Тезисы докладов и сообщений межрегионального научно-практического семинара. Екатеринбург, 6-7 апреля 2000 г. Изд. 2-е, дополнительное и переработанное. Екатеринбург: - Издательство “Академкнига”. 2000.-С.36-58.
29. Ахмедова Е.А. Градостроительная и земельная политика в крупном городе в новых социально-экономических условиях // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г.- Пенза, 1999. С. 5-8.
30. Баранова Т.В. Методика оценки эстетических качеств городской среды (с применением ПЭВМ) // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г.- Пенза, 1999. С. 19-21.
31. Белов В.П. Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения. - М.: Экономика, 1995. 134 с.
32. Бряшников А.И. Строительство городов. - М.: Экономика, 1996. 37 с.
33. Бугулов Э., Горемыкин В. Экономика недвижимости. - М., 1999. С. 540-552.
34. Булатов А. Какой земельный рынок нам нужен? // Российский экономический журнал. -1998.- № 5.- С. 33-43.
35. Булатов А. Земельные отношения в рыночной экономике // Экономист. - 1997. -№ 11.- С. 72-77.
36. Быстров Г.Е. Право частной собственности на землю в России и создание новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве // Государство и право. -1977.- № 6. - С. 60-69.
37. Вальков В.Ф., Заплетин В.Я., Чешев А.С. Основы землепользования и землеустройства. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1988. 214 с.
38. Волкова Т.Ф. Роль оценки потребительских качеств участка в определении цены городской земли // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 99-101.
39. Высоковский А. Пространственная модель в системе управления развитием города // Культура города: проблемы развития. - М.:НИИ культуры, 1988. 123 с.
40. Гаврилов В., Ивановский С. Реформирование собственности на землю и природные ресурсы // Российский экономический журнал. - 1995. - №3.
41. Галиева Р. Сделки с землей с точки зрения действующих законов // Деловой квартал. - 1977. -№ 38. - С. 35-37.
42. Глушецкий А. Хотят ли русские земли? // Экономика и жизнь. - 1999. - № 31.- С.24-37.
43. Голубева Е., Зацепин Ю. Первый в России закон о частной собственности // КоммерсантЪ-Daily. - 1997. - №10. – С.10-35.
44. Горемыкин В.А. Российский земельный рынок. Практическое справочно-учебное пособие. - М.: Инфра, 1996.
45. Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х. Земельное право России. - М.: Былина, 1997.
46. Жирнов В. “О нормативной цене земельных участков” // Экономика Урала. - 1997.- №3(9). – С. 24-32.
47. Земля, предприятие, закон / справочно-методические материалы по вопросам приватизации земли и ее коммерческого использования. 1995. С. 18.
48. Иконицкая И.А. Основы земельного права Российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. - М.: Юристъ, 1997. 135 с.
49. Кабакова С. Градостроительная оценка территории городов. М., Стройиздат, 1973. 102 с.
50. Кадастр земель населенных пунктов. - М.: Колос, 1997. 200 с.
51. Казанцев В. Виды прав граждан на землю по российскому законодательству // Хозяйство и право. - 1997. -№ 7. - С. 89-98.
52. Киселев С. Земля в собственность: бремя или стимул? // Экономика и жизнь. -1999. - № 31.
53. Круглов Ю.В. Генеральный план и эволюция этого документа // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 13-15.
54. Крюков В. Проблемы государственного управления в имущественно земельном комплексе // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62-68.
55. Лукьянчук Н. Земельный рынок решил работать круглый год // Сегодня. - 1997.- 1 декабря.-С.3.
56. Магазинщиков Т.Г. Земельный кадастр. - М., 1996. 213 с.
57. Мерлен П. Город. Количественные методы изучения. - М.: Прогресс, 1977. 115 с.
58. Нормативные акты по регулированию земельных отношений и аграрной реформе // Законодательство и экономика. - 1997. - № 15-16. - С. 28-59.
59. Пальчиков Н.С., Пахомова О.Н., Мягков В.Н., Федоров В.П. Методы расчета экономической оценки городских земель. СПб, 1992. 34 с.
60. Порядок определения ставок земельного налога и нормативной цены земли // Российская газета. - 1992. - 14 марта. – С.3-4.
61. Правила застройки города и административно-подчиненной территории. - Екатеринбург, 1995. 523 с.
62. Прорвич В.А. Основы экономической оценки городских земель. - М.: Дело, 1988. 320 с.
63. Рабинович Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций. - М.: Филинъ, 1997. 224 с.
64. Ромм А.П. Методика индивидуальной оценки земельных участков на основе массовой оценки городских земель // Вопросы оценки. - 1999.- № 1. - С. 39-46.
65. Рынок земли в России – тема номера // Итоги. - 1997.- 16 дек. - С. 14-24.
66. Семин А.С. Межотраслевое распределение земель. - М: Агропромиздат, 1986. 120 с.
67. Смолина Е. Плата за землю // Финансовая Россия. - 1996. - № 11. - С. 16.
68. Согомонян П.М., Мушегян Г.Н. Городское землепользование в рыночной экономике. Ереван. 1999. 53 с.
69. Улюкаев В.Х. и др. Земельное право и земельный кадастр. - М.: Колос, 1996. 205 с.
70. Федеральный кадастровый центр "Земля" // www.fccland.ru
71. Фомина Л.П. Земельная реформа и государственная собственность на землю // Государство и право. - 1997. - № 8. - С. 51-57.
72. Шубин Н.Ю. Основные подходы к оценке земельных участков для строительства эксклюзивного жилья // Вопросы планировки и застройки городов. Сборник м-лов VI международной научно-практической конференции 28-29 мая 1999 г. - Пенза, 1999. С. 91-94.
73. Экономика недвижимости / Под ред. Ресина В.И. - М.: Дело, 1999. 123 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 2
Ставки земельного налога по оценочным зонам на 2000 г.
Номера и наименование оценочных зон
Площадь зоны,
га
Ставка земельного налога в ценах 2000 г.,
рублей
номер зоны
наименование
1
2
3
4
1
Центральная
Ядро центра
606
17,28
2
Периферия центра
686
15,72
3
Серединная
Заречный
576
10,272
4
Вокзальный
100
8,952
5
Завокзальный
242
6,984
6
Промзона ЗИК
309
8,64
7
Ядро Пионерского
52
11,088
8
Пионерский
354
9,6
9
Ядро Втузгородка
123
14,616
10
Втузгородок
290
13,032
11
Восточная ч. Втузгородка
856
8,784
12
Комсомольский
438
12,696
13
Синие Камни
96
8,496
14
Южный
313
10,512
15
Зона по ул. Белинского
280
8,496
16
Ботанический
174
8,4
17
Юг Центра
203
9,624
18
Зона по ул. Шаумяна
189
10,584
19
Зона по ул. Посадской
239
10,584
20
Ядро по ул. Посадской
61
11,112
21
Юго-Западный
481
10,584
22
Зона по ул. Репина
236
9,552
23
Московский поселок
369
6,96
24
ВИЗ
248
11,352
25
Ядро ВИЗа
49
11,784
26
ВИЗ правобережный
519
8,328
27
Кольцевая
Ядро р-на Сортировочный
66
11,04
28
Сортировочный
504
7,608
29
Зона по ул. Технической
308
7,464
30
Поселок Семь Ключей
328
5,856
31
Промзона Уралмаш
669
9,12
32
Центр Орджоникидзевского района
229
15,096
33
Кольцевая
Орджоникидзевский район
277
13,32
34
Западный Уралмаш
374
6,336
35
Веер
242
8,376
36
Дер. Пышма
399
6,288
37
Север Эльмаша
278
7,68
38
Эльмаш
171
9,528
39
Аппаратная
559
7,056
40
Шарташ
456
6,984
41
Изоплит
99
5,304
42
Пос. Чапаева
274
7,152
43
Птицефабрика
288
7,224
44
Компрессорный
353
7,44
45
Химмаш
732
8,952
46
Центр Химмаша
152
10,584
47
Нижнеисетск
330
5,808
48
Питомник
212
5,448
49
Уктус левобережный
222
8,952
50
Уктус правобережный
320
6,936
51
Елизавет
462
6,36
52
Вторчермет
359
7,992
53
Ядро Вторчермета
102
9
54
Пос. Никаноровка
495
5,448
55
Академгородок
723
6,384
56
Совхозный
492
4,968
57
Сельхозугодия
Резервные территории
2284
-
58
264
4,08
59
Пос. Широкая Речка
435
6,048
60
Пос. Мичуринский
795
4,944
61
Переферийная
Пос Палкино
186
4,5360
62
Молебка
585
5,304
63
Садовый
267
6,36
64
Пос. Калиновский
246
5,184
65
Пос. Малый исток
451
6
66
Кольцово
1023
7,104
67
Рудный
96
6,144
68
Зона массового индивидуального строительства
220
4,392
69
Лесопарковая зона
21144
0,936
Водные поверхности
2705
-
Всего в границах городской черты
49268
Приложение 4
Прирост земельных платежей с 1996 по 2000 гг. во все уровни бюджета
Приложение 5
Поступления земельных платежей во все уровни бюджетов, в тыс. руб.
ИМНС по району
поступления земельных платежей
Площадь района, га
1996 год
1997 год
1998 год
земельный налог и арендная плата
На 1 га
земельный налог
арендная плата
всего
На 1 га
земельный налог
арендная плата
всего
На 1 га
Межрайонного уровня*
-
-
-
10204
367
9837
-
21908
17
21925
-
Верх-Исетскому
10378
6100
0,58
5274
462
5736
0,55
11057
2918
13975
1,35
Железнодорожному
3973
6700
1,72
9593
1379
10972
2,76
13692
2714
16406
4,13
Кировскому
5633
5100
0,91
6643
179
6822
1,21
13498
1 436
14934
2,65
Ленинскому
2358
4000
1,66
6051
874
6925
2,94
4459
1 703
6762
2,61
Октябрьскому
6110
4700
0,77
8813
1 719
10532
1,72
12880
1481
14361
2,35
Орджоникидзевскому
8793
5000
0,57
13941
1 154
15095
1,72
19809
7573
27382
3,11
Чкаловскому
11708
5600
0,47
7729
1 177
8906
0,76
22801
4138
26939
2,3
ИТОГО:
48953
42000
0,85
68248
6577
74825
1,53
120104
21 980
142084
2,9
%
100
91,2
8,8
100
84,5
15,5
100
ИМНС по району
поступления земельных платежей
1999 год
2000 год
земельный налог
арендная плата
всего
На 1 га
земельный налог
арендная плата
всего
На 1 га
Межрайонного уровня*
30340
8843
39783
-
33119
32749
65868
-
Верх-Исетскому
17954
4872
22826
2,2
17158
11299
28457
2,74
Железнодорожному
25771
9014
34785
8,76
22422
20536
42958
10,8
Кировскому
21 689
4487
26776
4,65
14554
23508
38062
6,76
Ленинскому
7193
5445
12638
5,36
10655
.12 016
22 671
9,61
Октябрьскому
11 329
5834
17763
2,81
17499
13993
31492
5,15
Орджоникидзевскому
34200
22107
56307
6,4
30403
12447
42850
4,87
Чкаловскому
33953
5883
39836
3,4
30126
17336
47462
4,05
ИТОГО:
182429
66485
248914
5,08
175936
143884
319 820
6,53
%
73,3
26.7
100
55,0
45,0
* - часть платежей поступает непосредственно на счета городской налоговой инспекции
Составлено автором по информации предоставленной городской налоговой инспекцией.
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |