Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области
Статистический анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области
Северо-Западная
академия государственной службы
Курсовая
работа
по
дисциплине Статистика
на
тему
Статистический
анализ условий социально-экономического развития Ленинградской области
Выполнил
Студент курса
группы
отделения
Руководитель
Санкт-Петербург
2007
Введение. 3
Глава 1. Основная характеристика
и прогноз развития Ленинградской области. 4
1.1. Демографическая ситуация. 4
1.2. Валовой региональный продукт. 5
1.3. Промышленность. 6
Глава 2. Исследование динамики некоторых
показателей. 26
2.1. Объем произведенного ВРП.. 27
2.2. Объем собственных доходов консолидированного
бюджета. 29
2.3. Объем инвестиций в основной капитал. 32
2.4. Объем промышленного производства. 34
2.5. Среднемесячная
номинальная начисленная заработная плата одного работника 37
Глава 3. Пути совершенствования
социально-экономической статистики. 39
Заключение. 46
Литература. 50
Ленинградская
область на сегодняшний день является одним из наиболее экономически развитых
регионов России. Экономическая ситуация в регионе в 1999-2007 годах
характеризовалась положительной динамикой развития.
Основной
показатель успешного развития региона – постоянно увеличивающиеся объемы
валового регионального продукта (ВРП). За последние семь лет ВРП увеличился в
2,1 раза и достиг 266,5 млрд. рублей.
В
структуре ВРП наметилась устойчивая тенденция увеличения доли услуг за счет
развития транспорта и связи, торговли и коммерческой деятельности по реализации
товаров и услуг.
Основой
экономического потенциала Ленинградской области является промышленное
производство. Положительная динамика развития областной промышленности является
результатом вложения значительного объема российских и иностранных инвестиций в
создание новых предприятий, реконструкцию и модернизацию действующих. В 2006
году промышленное производство к уровню 1999 года выросло в 2,4 раза[1]. Индекс промышленного
производства в январе-мае текущего года составил 110,8% к достаточно высокому
показателю аналогичного периода 2006 года (115,1%). Объем промышленного
производства на душу населения в 2006 году в Ленинградской области (147,3 тысяч
рублей) превысил российский показатель на 30%, в 1999 году (21,8 тысяч рублей)
– на 2%.
Основная
доля выпуска промышленной продукции приходится на обрабатывающие производства,
объемы которых за последние четыре года выросли в 2 раза, а за январь-май 2007
года к январю-маю 2006 года – на 11,5%. Наиболее высокие темпы роста объемов
производства за рассматриваемый период зафиксированы в производстве
транспортных средств и оборудования – в 21,5 раза.
Промышленность
Ленинградской области имеет глубоко диверсифицированную структуру. Наибольший
удельный вес в общем объеме промышленного производства занимает производство
пищевых продуктов (23,7%), целлюлозно-бумажное производство, производство
изделий из дерева (12,3%), производство транспортных средств и оборудования
(10,7%), производство кокса и нефтепродуктов (9,4%).
Доля
малых предприятий в общем обороте предприятий составляет примерно 15%, в 2006
году ими произведено промышленной продукции более чем на 12 миллиардов рублей.
Благоприятный
инвестиционный климат в области обеспечивает рост российских и прямых
иностранных инвестиций, что способствует устойчивому развитию экономики и
социальной инфраструктуры области.
В
области создана гарантированная законодательная база по развитию и поддержке
инвестиционной деятельности. Начиная с 1999 года, отмечается рост объемов
инвестиций в основной капитал. В 2006 году объем инвестиций в основной капитал
к 1999 году вырос в 2,2 раза[2].
Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году составил 122,6 млрд. рублей, в
январе-мае 2007 года – 23,5 млрд. рублей. Наибольший удельный вес составляют
инвестиции в развитие промышленного производства и транспорта. Наряду с новым
строительством реконструируются и модернизируются многие действующие
производства, в полном объеме реализуется адресная инвестиционная программа.
Актуальность
работы обусловлена необходимостью уметь прогнозировать экономические
показатели.
Задачи
работы:
1.
Дать характеристику основным
социально-экономическим показателям области
2.
Описать задачи и пути совершенствования
социально-экономической статистики
Цель
работы. Построить тренды некоторых наиболее важных показателей и дать прогноз
на 2007-2008 года.
В
работе используются методы регрессионного анализа.
В 2006 году тенденция роста
уровня рождаемости, отмечавшаяся с 2001 года, сменилась на противоположную. За
2006 год уровень рождаемости сократился на 6%. В то же время стабилизировался
общий уровень смертности.
С 1990 года тенденция
естественной убыли населения в Ленинградской области носит устойчивый характер.
Единственным источником пополнения населения остается внешняя миграция.
Миграционный прирост на 56% компенсирует естественную убыль.
В январе-апреле 2007 года
уровень рождаемости по сравнению с соответствующим периодом прошлого года
незначительно снизился. Вместе с тем, отмечалось уменьшение естественной убыли
населения под влиянием более ощутимого снижения смертности. Число умерших
сократилось на 3,8%, а коэффициент смертности снизился с 20,8 до 20,2 человек
на 1000 населения.
По оценке, в 2007 году
сокращение среднегодовой численности населения области (на 0,5%) по-прежнему
будет обусловлено высокой естественной убылью населения. При этом
прогнозируется некоторое снижение уровня естественной убыли (с 12,5 в 2005 году
до 11,5 человек на 1000 населения) вследствие ожидаемого незначительного роста
общего коэффициента рождаемости (с 7,8 до 8,0 человек на 1000 населения) и
снижения показателя смертности (с 20,3 до 19,5 человек на 1000 населения).
В
2007 году среднегодовая численность постоянного населения составит 99,6% к 2006
году.
Общий
коэффициент рождаемости в случае реализации мер материальной поддержки семей с
детьми может увеличиться до 8,2 человек на 1000 населения.
Существенных изменений в развитии процессов смертности не
предполагается. Общий коэффициент смертности составит в 2007 году 19,6 человек
на 1000 населения. Коэффициент естественной убыли населения сократится до 11,4
человек на 1000 населения.
Сохранится положительная динамика миграции населения в область[3].
В 2008-2009 годах тенденция роста рождаемости продолжится. Под влиянием
намеченных мероприятий по стимулированию рождаемости ожидается увеличение
коэффициента рождаемости до 8,9 человек на 1000 населения в 2009 году.
Прогнозируется некоторый рост смертности вследствие дальнейшего
развития тенденции старения населения (увеличения численности населения старше
трудоспособного возраста) до 20,0 человек на 1000 населения в 2009 году. Естественная
убыль населения сократится до 11,1 человек на 1000 населения.
Коэффициент миграционного прироста увеличится до 77,9 человек на 10
тысяч населения в 2009 году. В результате прогнозируемых тенденций в развитии
процессов естественного и миграционного движения численность населения
Ленинградской области в 2009 году составит 1622,4 тыс. человек или 99,3% к 2007
году.
В
Ленинградской области сложилась устойчивая тенденция роста валового
регионального продукта (ВРП) прежде всего в результате положительной динамики
развития промышленного комплекса. За 2006 год ВРП составил 174,3 млрд. рублей
(108,8% к уровню 2003 года в сопоставимых ценах). В структуре ВРП преобладает
производство товаров, доля которого – 54,3%, доля производства услуг – 36,6%. В
то же время за последние годы сформировалась устойчивая тенденция роста доли
производства услуг за счет развития транспорта и связи, торговли и коммерческой
деятельности по реализации товаров и услуг.
По
оценке 2007 года ВРП в области составит 209,5 млрд. рублей или 108,3% к уровню
предыдущего года в сопоставимых ценах. Доля производства услуг возрастет до
36,8%, доля производства товаров снизится до 53,4%. По предварительной оценке
за 2006 год ВРП увеличится на 8% в сопоставимых ценах, за 2007 год – на 6,5%.
В
среднесрочной перспективе тенденция роста ВРП сохранится, за 2008-2009 годы
прирост ожидается на 11%. В 2009 году доля производства товаров составит 52,2%,
доля производства услуг – 38,1%.
В 2006 году индекс промышленного
производства по полному кругу предприятий составил 105,9% к уровню предыдущего
года. Положительная динамика по основным видам деятельности наблюдалась в
обрабатывающих производствах (107,5%). Снижение производства зафиксировано в
производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (97,5%, из-за
сокращения выработки тепловой энергии) и добыче полезных ископаемых (85%, по
причине остановки добычи сланца с 1 апреля 2005 года в ОАО «Ленинградсланец»
ввиду прекращения переработки горючих сланцев в Эстонии и отсутствия
альтернативных перерабатывающих мощностей на территории Российской Федерации).
Функционирование
промышленных предприятий в текущем году характеризуется высокими темпами роста,
индекс промышленного производства по полному кругу предприятий в январе-мае
составил 131,3%, при этом положительная динамика наблюдалась по всем основным
видам деятельности. Добыча полезных ископаемых возросла на 10,8%, выпуск
продукции в обрабатывающих производствах – на 35,9%, производство и
распределение электроэнергии газа и воды - на 0,8%.
Увеличение
объема промышленного производства обеспечено, в основном, работой предприятий
обрабатывающих производств[4].
Кроме того, устойчиво с ростом объемов производства функционировали
предприятия, относящиеся к следующим видам деятельности: производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования (рост на 23,3%), производство машин и
оборудования (в 1,7 раза), обработка древесины и производство изделий из дерева
(на 35,9%).
Итоги
работы промышленных предприятий в январе-мае дают основания прогнозировать в
2007 году более высокий темп роста промышленного производства, чем в предыдущем
году, по оценке в 2007 году прирост выпуска продукции составит 15,5% к уровню
2005 года. Сокращение объемов выпускаемой продукции не прогнозируется ни по
одному виду деятельности – добыча полезных ископаемых возрастет на 4,2%, выпуск
продукции в обрабатывающих производствах - на 16,8%, производство и
распределение электроэнергии, газа и воды - на 5%. Основную долю прироста
промышленного производства составят обрабатывающие производства за счет
следующих видов экономической деятельности: обработка древесины и производство
изделий из дерева (прогнозируемый прирост на 10%), производство резиновых и
пластмассовых изделий (на 35%), производство транспортных средств и оборудования
(в 1,6 раза), производство электрооборудования, электронного и оптического
оборудования (на 18%).
В
целом по промышленному комплексу планируется рост объемов производства на
уровне 9%. В среднесрочной перспективе предполагается дальнейшее увеличение
объемов выпускаемой продукции, рост объемов промышленного производства в 2009
году составит 14,8% к уровню 2007 года. Спада объемов производства не ожидается
ни по одному виду экономической деятельности.
Транспорт. Объём услуг,
оказываемых крупными и средними организациями транспорта, за 2005 год составил
48 868 млн. руб., что на 20,1% (без учета инфляции) больше уровня 2004
года.
За январь-май 2006 года общий объем перевозок грузов[5]. Объем переработки грузов,
выполненный стивидорными организациями Ленинградской области, осуществляющими
деятельность на акватории портов Финского залива, составил 32 млн. т
(115,5%).
Несмотря на рост
показателей работы транспорта в натуральном выражении, в результате пересмотра
ООО «Балтнефтепровод» внутренних тарифов на транспортировку нефти и отсутствия
роста тарифов на погрузку нефти ООО «Приморский торговый порт» объем услуг
крупных и средних организаций транспорта сократился на 3,1% (в действующих
ценах) к соответствующему периоду прошлого года и составил 19 436 млн.
руб.. Доля объема услуг трубопроводного транспорта составляет порядка 45%
общего объема услуг.
Данная ситуация отрицательно сказалась и на финансовых показателях.
Так, если сальдированный результат за 2005 год по транспорту и связи составлял
18 853 млн. руб. (121,2% к уровню предыдущего года), то в январе-апреле
2006 года снижение составило почти на 50% к соответствующему периоду прошлого
года – 3 619 млн. руб., и до конца года прироста не ожидается.
В
целом за 2006 год объём услуг, оказываемых крупными и средними предприятиями
транспорта, составил 49 млрд. руб. (100,2% к уровню 2005 года в действующих
ценах) с учетом роста показателей работы трубопроводного транспорта и
стивидорных организаций в натуральном выражении за счет увеличения мощностей.
В
2007 году сохранится тенденция роста объемов транспортировки и переработки
грузов за счет увеличения мощностей трубопроводного транспорта и стивидорных
организаций.
Потребительский
рынок. Оборот розничной торговли по полному кругу организаций за 2005 год составил
62,7 млрд.руб. или 122% к уровню предыдущего года в результате увеличения сети
объектов розничной торговли на 3,7%.
В
текущем году продолжается позитивное развитие отрасли. За январь-май 2006 года
оборот розничной торговли составил 27,7 млрд.руб. или 106,2% к аналогичному
периоду прошлого года.
Динамика
развития розничного сектора указывает на достаточную насыщенность территорий
муниципальных образований мощностями предприятий розничной торговли. Средняя
обеспеченность мощностями розничной торговли по Ленинградской области cоставляет
135% от норматива.
До
конца года тенденция роста оборота розничной торговли сохранится и в целом за
2006 год рост составит 5% к уровню предыдущего года. В текущем году намечены
вводы двух торгово-развлекательных комплексов МЕГА-Дыбенко в д.Кудрово и
МЕГА-Парнас в д.Бугры Всеволожского района, размещение сетевых магазинов (в
частности предприятий «Пятерочка», «Карусель»), замещение мелкорозничной
торговли современными торговыми комплексами.
В
2007 году оборот розничной торговли составит 83,4 млрд.руб. или 108% к уровню
2006 года, в 2008-2009 годах ожидается ежегодный рост на 9%. Во всех
муниципальных образованиях на основе социальных стандартов разработаны схемы
развития предприятий потребительского рынка до 2010 года, в соответствии с
которыми за 2007-2010 годы будет введено 73 торговых комплекса, 208 магазинов,
29 рынков, 104 павильона в городской и сельской местности.
Оборот
общественного питания в 2005 году с учетом проведенного сплошного
статистического обследования индивидуальных предпринимателей составил 3,5
млрд.руб. или 128,8% к 2004 году. Сеть предприятий общественного питания на 1
января текущего года насчитывала 2 тыс. объектов. В прошлом году произошло
сокращение пищеблоков учебных заведений (сокращение сети профтехучилищ),
предприятий, но при этом количество ресторанов, кафе, баров, общедоступной сети
возросло на 1,5%. Средняя обеспеченность мощностями общественного питания
(посадочные места) по области составляет 155%.
За
5 месяцев 2006 года оборот общественного питания составил 1,7 млрд.руб. или
118,4% к соответствующему периоду прошлого года. В рамках успешно
развивающегося предпринимательства, открытия в крупных торговых комплексах
филиалов сетевых предприятий общественного питания, предприятий системы быстрого
питания оборот общественного питания увеличивается и за 2006 год составит 3,9
млрд. руб. или 106% к уровню 2005 года (на фоне высокого темпа роста за 2005
год).
Прогноз
на 2007–2009 годы формировался на основе схем развития предприятий
общественного питания в муниципальных образованиях. За 2007– 2010 годы на
территории области в данном секторе будет открыто 141 предприятие, в том числе
16 ресторанов, 111 кафе и 14 столовых. В 2007 году оборот общественного питания
возрастет на 4% к уровню предыдущего года, за 2008-2009 годы – на 11,3%.
Объем
платных услуг населению в 2005 году составил 14,8 млрд. руб. или 106,3%[6]. В 2006 году произошло
незначительное замедление динамики. В январе-мае 2006 года было оказано услуг
населению на 7,3 млрд. руб. или 100,6% к соответствующему периоду прошлого
года. В целом в 2006 году объем платных услуг населению возрастет на 2% к
уровню 2005 года. В перспективе структура платных услуг принципиально не
изменится. Наращивание объемов жилищного строительства будет способствовать
росту объемов жилищно-коммунальных услуг, сдерживающим фактором является
установка населением индивидуальных счетчиков учета воды. Дальнейшее развитие
рынка услуг связи связано с внедрением новых видов услуг почтовой связи на базе
почтово-кассовых терминалов и контрольно-кассовых аппаратов, развитием сети
Интернет, мобильной связи. Постепенный рост объема транспортных услуг населению
предполагается за счет приобретения новых транспортных средств и увеличения
маршрутов основными предприятиями транспорта - ГУПом «Гатчинапассажиравтотранс»
и филиалом ОАО «Российские железные дороги» Октябрьской железной дорогой.
Резервом развития бытовых услуг является размещение на территории области
прачечных, химчисток, комплексных пунктов приема заказов в сельской местности.
По этим видам бытовых услуг обеспеченность мощностями составляет от 8% до 22%
от норматива. Основными
источниками увеличения объема платных услуг населению в сфере образования
остается рост численности обучающихся в средних и высших учебных заведениях по
договорам с возмещением затрат на обучение, совершенствование
механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров в соответствии
с потребностями экономики области, привлечение средств работодателей и других
заинтересованных структур в систему профессионального образования.
В
2007 году объем платных услуг населению увеличится на 4% к уровню предыдущего
года, за 2008-2009 годы – на 11,3%.
Малое
предпринимательство. По итогам 2005 года на территории Ленинградской области
осуществляли деятельность 1174 тысяч малых предприятий, на которых работали с
учетом вторичной занятости 150,6 тысяч человек (106% к уровню прошлого года), в
том числе на условиях постоянной занятости – 138,7 тысяч человек (108%). Кроме
того, на 1 января 2006 года по сведению УФНС России по Ленинградской области
прошли перерегистрацию и встали на налоговый учет 25,1 тысяч индивидуальных
предпринимателей. Всего, включая 6,1 тысяч фермерских (крестьянских) хозяйств
малый бизнес обеспечивает работой каждого третьего от числа занятых в экономике
Ленинградской области.
В структуре малых предприятий
наибольший удельный вес занимали предприятия оптовой, розничной торговли,
ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов
личного пользования – 34%, предприятия обрабатывающих производств составляли
16%, строительные организации - 12%.
Оборот
малых предприятий за 2005 год составил 62,9 млрд. руб. или 16% от общего
оборота организаций Ленинградской области. Объем инвестиций в основной капитал
малых предприятий в 2005 году остался на уровне 2004 года и составил 1 млрд.
рублей.
Фактические налоговые
поступления по ЕНВД и упрощенной системе налогообложения в 2005 году составили
571 млн. рублей, что на 48% больше, чем в 2004 году. Специальные налоговые
режимы используют более 40% малых предприятий и около 75% индивидуальных
предпринимателей области.
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и
потребительского рынка Ленинградской области активно участвует в программах Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации, которым разработаны мероприятия по
поддержке малого предпринимательства. На реализацию этих мероприятий
предусматриваются средства из федерального бюджета с софинансированием со
стороны субъектов Российской Федерации. В 2006 году Ленинградская область признана
победителем конкурсов по направлениям «Развитие системы кредитования малого
предпринимательства» и «Поддержка субъектов малого предпринимательства,
производящих товары (работы, услуги), предназначенные на экспорт», на
реализацию которых из федерального бюджета будет привлечено 4,2 млн. рублей.
По предварительной оценке к
концу 2006 года по сравнению с 2005 годом прогнозируется сокращение числа малых
предприятий до 10,9 тыс. единиц в связи с введением в действие в текущем году порядка
исключения юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц
по решению регистрирующего органа в соответствии с Федеральным законом от
02.07.2005 года № 83-ФЗ. Среднесписочная численность занятых на малых
предприятиях составит 138,6 тысяч человек.
Оборот малых предприятий в
2006 году составит 70 млрд. рублей (101,5% к 2005 году в сопоставимых ценах), из
которых 30,4 млрд. рублей или 43% будет приходиться на предприятия оптовой и
розничной торговли, ремонта автотранспортных средств мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования; 15,7 млрд. рублей (22,5%) - на
предприятия, занимающиеся промышленной деятельностью; 9,5 млрд. рублей (13,6%)
– на строительные организации.
Государственные
меры поддержки малого предпринимательства, предусмотренные региональной целевой
программой «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в
Ленинградской области на 2006–2008 годы», утвержденной областным законом от
21.02.2006 года №6-оз, содействуют более динамичному развитию малого
предпринимательства в Ленинградской области. Так в рамках ключевого направления
программы - ресурсной поддержки субъектов малого предпринимательства за 1
полугодие 2006 года ОАО «Агентство кредитного обеспечения» заключено 8
договоров поручительства на общую сумму 11,6 млн. рублей, что позволило
привлечь в сферу малого предпринимательства 63 млн. рублей. Всего с 2004 года
за время деятельности Агентства заключено 37 договоров поручительства. Общая
сумма выданных обязательств составила 26,8 млн. рублей, в сферу малого
предпринимательства привлечено 105,7 млн. рублей.
Востребованными
являются такие мероприятия, предусмотренные Программой, как компенсация части
затрат субъектам малого предпринимательства, связанных с произведенными ими
выплатами в счет погашения денежных обязательств по кредитным и лизинговым
договорам, предоставление муниципальными организациями льготных займов
субъектам малого предпринимательства.
В среднесрочной перспективе
программно-целевой подход при формировании и реализации политики
государственной поддержки малого предпринимательства окажет существенное
влияние на сохранение положительных тенденций развития малого бизнеса в
Ленинградской области.
В
рамках региональной целевой программы «Развитие и государственная поддержка
малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006–2008 годы» будет продолжена работа по всем основным
направлениям поддержки субъектов малого предпринимательства в целях устойчивого
роста уровня развития малого бизнеса в регионе, усиления влияния малого предпринимательства
в условиях реформы местного самоуправления на социально-экономическое развитие
депрессивных муниципальных образований, более активного вовлечения в сферу
малого предпринимательства социально незащищенных слоев населения и молодежи,
ускорения развития малого бизнеса в приоритетных для Ленинградской области
сферах развития малого предпринимательства.
В 2007 году прогнозируется
сохранение числа малых предприятий на уровне 2006 года – 10,9 тыс. единиц. На
это повлияют такие факторы, как ликвидация юридических лиц в соответствии с
порядком исключения юридических лиц из единого государственного реестра
юридических лиц, и, одновременно, увеличение количества юридических лиц,
связанное с тем, что с 1 июля 2006 года поставка и продажа алкогольной продукции
осуществляются только юридическими лицами[7].
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях увеличится до 140
тысяч человек. Прогнозируемое число работающих на одном малом предприятии в
среднем останется постоянным – около 13 человек.
Рост оборота малых
предприятий на 5,2% прогнозируется за счет увеличения объемов предприятий в
обрабатывающих производствах, в строительном комплексе и в сфере социальных и
бытовых услуг населению.
В
2008-2009 годах количество малых предприятий
будут ежегодно увеличиваться на 300 единиц при среднегодовом росте
среднесписочной численности занятых на малых предприятиях на 3,6-4,0 тыс.
человек. Рост оборота малых предприятий в 2009 году составит 11% к 2007 году.
Инвестиционная
деятельность. В 2006 году в результате благоприятного инвестиционного климата в
области объемы российских инвестиций в основной капитал за счет всех источников
финансирования на развитие экономики и социальной сферы области возросли до
78,3 млрд. руб. (96,8% к уровню 2005 года) и иностранных - до 351,2 млн. долл.
США (рост в 2,2 раза); 87% от общего объема инвестиций приходится на
производственную сферу.
Введены в эксплуатацию
крупные производственные объекты: во Всеволожском районе - завод по
производству автомобильных шин ЗАО «Нокиан Тайерс», производство бытовых и
промышленных электрических водонагревателей ООО «Мерлони ТермоСанитари Русь», 2–я
технологическая линия производства алюминиевой банки для напитков ООО
«РОСТАР-Всеволожск», в Выборгском районе - 2-ая очередь распределительно-перевалочного
комплекса РПК ОАО «Лукойл» в порту «Высоцк», нефтеналивной терминал (БТС) и
комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов (расширение до 50 млн. т нефти в
год) в порту «Приморск» и др. Реконструированы и модернизированы многие
действующие производства. В полном объеме реализованы адресные программы
капитального строительства жизненно важных социальных объектов.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот Ленинградской
области за 2006 год составил 8610,9 млн. долларов США, что на 32% больше уровня
предыдущего года. При этом импорт товаров увеличился на 48%, экспорт – на 26%.
Экспорт товаров превысил импортные поставки в 2,4 раза, сальдо торгового
баланса составило 3550 млн. долларов США.
Торговые операции осуществлялись
с партнерами из 123-х стран. Доля стран дальнего зарубежья в общем
товарообороте области составила 96%.
Внешнеэкономическую деятельность
осуществляли 879 участников, наиболее крупными из них явились следующие
предприятия: ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез», ЗАО «Филип Моррис Ижора», ЗАО
«Форд Мотор Компани», ОАО «Светогорск», ООО ПГ «Фосфорит», ООО «Катерпиллар
Тосно», ООО «Нокиан Шина».
Экспортные поставки составили
6080,3 млн. долларов США. Стоимостной объем экспортных поставок в страны
дальнего зарубежья увеличился на 24%, в страны СНГ – на 83%. В структуре
экспорта лидирует экспорт минеральных продуктов – 79,4% от всего объема
экспорта Ленинградской области. Второе место по экспорту занимает товарная
группа «древесина, бумага и изделия из нее», доля этой группы товаров составляет
6,4%.
Импортные поставки составили
2530,7 млн. долларов США. На страны дальнего зарубежья приходится 98,7% всего
объема импорта области. В импорте области лидирует машиностроительная
продукция, стоимостной объем которой увеличился на 79%, доля этой группы
товаров составила 37,6% от всего объема импорта и продовольственные товары,
доля которых составила 33,4%, стоимостной объем импорта продовольствия
увеличился на 42%.
В первом квартале 2006 года
внешнеторговый оборот составил 2077,4 млн. долларов США, что на 12,4% больше
уровня соответствующего периода прошлого года. По оценке 2006 года
внешнеторговый оборот составит 10400 млн. долларов США, что на 20,8% превысит
уровень 2005 года, возрастут как импортные (на 26,5%), так и экспортные
поставки (на 18,5%).
Тенденция роста внешнеторгового
оборота в прогнозируемом периоде сохранится, в 2007 году – на 19%, в 2009 году
– на 34% к уровню 2007 года. Структура и направленность экспортных и импортных
поставок сохранится.
Экспорт в 2007 году увеличится
на 16% по сравнению с 2006 годом; в 2009 году – на 23% к уровню 2007 года.
Импортные поставки в 2007 году возрастут на 26% к уровню 2006 года, в 2009 году
– на 56% к уровню 2007 года. Рост импорта более высокими темпами ожидается в
соответствии с реализацией инвестиционных проектов на территории области,
предусматривающих приобретение импортного оборудования и комплектующих.
Финансы.
Прогноз сводного финансового баланса Ленинградской области на 2007–2009 годы
разработан в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской
Федерации.
В
расчетах учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение
мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты
всех уровней и внебюджетные фонды, а также погашение недоимки по налоговым
платежам и ряда других обстоятельств, влияющих на объем доходов.
Несмотря
на сложившиеся позитивные тенденции в экономике области, прогнозировать
существенное увеличение доходной части бюджета Ленинградской области не
представляется возможным вследствие активного реформирования налогового и
бюджетного законодательства, изменения структуры и пропорции распределения
основных бюджетообразующих налогов, концентрации существенной доли доходов в
федеральный бюджет.
Доходы
(без учета взаимоотношений с другими уровнями власти) в 2007 году составят
138,9 млрд. рублей или 52,3% от валового регионального продукта.
Прогнозируется,
что налоговые доходы в области составят 38,3% от доходной части баланса,
прибыль прибыльных организаций – 32,5%, амортизационные отчисления – 14,7%,
средства единого социального налога – 12,6%.
Из
собранных на территории области в 2007 году финансовых средств в федеральный
бюджет будет направлено 27,1 млрд. рублей или 19,5% от доходов баланса.
Доходы
с учетом взаимоотношений с федеральным уровнем власти составят 110,7 млрд.
рублей или 41,7% от валового регионального продукта.
Общая
сумма расходов в 2007 году прогнозируется в размере 112,3 млрд. рублей, из них
19,4% - расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет средств
бюджета области.
Общие
расходы Ленинградской области на 2007 год прогнозируются с дефицитом 1,66 млрд.
рублей. В 2008-2009 годах доходы территории составят соответственно 122,8 млрд.
рублей и 134,96 млрд. рублей (111,0% и 109,9% по отношению к предыдущему
году).Доля прибыли прибыльных организаций в доходах 2008-2009 годов составит
соответственно 40,6% и 40,4%, амортизационных отчислений – 17,9% и 17,6%,
налогов и взносов на социальные нужды – 16,6% и 17,1%.
Из
собранных на территории области в 2008-2009 годах финансовых средств в
федеральный бюджет соответственно будет передано 31,4 млрд. рублей (25,6% от
доходов баланса) и 34,6 млрд. рублей (25,7%). Общая сумма расходов в 2008-2009
годах прогнозируется соответственно в размере 125,3 млрд. рублей и 135,9 млрд.
рублей, из них 19,1% и 19,2% - расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые
за счет средств бюджета области. Общие расходы Ленинградской области на
2008-2009 годы прогнозируются с дефицитом 2,45 млрд. рублей и 1,01 млрд. рублей
соответственно.
Уровень
жизни населения. На фоне устойчивого экономического подъема стабильно
повышается жизненный уровень населения Ленинградской области.
В
2006 году по сравнению с 2005 годом темп роста денежных доходов населения
(126%) превысил инфляцию, уровень которой в области составил 112%. Ожидается,
что такая же тенденция сохранится и в 2007 году (темп роста денежных доходов
населения - 120,6%, уровень инфляции - 113,2%) и на период до 2009 года (115,8%
и 109% соответственно).
Реально
располагаемые денежные доходы населения по оценке 2007 года возрастут по сравнению
с 2006 годом на 7%. В среднесрочной перспективе денежные доходы населения в
реальном выражении будут увеличиваться и составят 106,7% в 2009 году к уровню
предыдущего года.
Основным
и стабильным источником доходов населения являются доходы, получаемые по месту
работы, - это заработная плата и выплаты социального характера, рост которых,
по-прежнему, является важнейшим фактором обеспечения повышения жизненного уровня
населения.
В
Ленинградской области имеет место динамичный рост заработной платы[8]. Таким образом, заработная плата
в 2009 году по сравнению с 2005 годом вырастет в 2,1 раза.
Динамика
роста обусловлена как высоким уровнем заработной платы на предприятиях,
размещающих свои производственные мощности на территории Ленинградской области
в результате реализации инвестиционных проектов, так и проводимой
Правительством Ленинградской области активной политикой повышения заработной платы,
своевременности и легализации выплат.
Высокий рост заработной
платы обеспечивается за счет внедрения трудосберегающих производственных
технологий и значительным повышением производительности труда в ведущих
отраслях производственной сферы, что потребует высококвалифицированных специалистов.
Вместе
с тем, в 2004-2006 годах приняты нормативные акты, регулирующие отношения
оплаты труда, обеспечивающие уровень минимальной заработной платы не ниже
величины прожиточного минимума в Ленинградской области, а также предусмотренные
социальные выплаты отдельным категориям граждан (пособия и социальная помощь, возмещение
расходов инвалидам и т.п.).
Сохраняющаяся
инфляция обуславливает устойчивую динамику роста величины прожиточного
минимума, как в среднем на душу населения, так и по отдельным
социально-демографическим группам.
Несмотря
на устойчивую тенденцию роста величины прожиточного минимума (2005г. – 2766
руб., оценка 2006г. – 3294 руб., по прогнозу на 2007г. – 3633 руб., на 2009г. –
4210 руб.), доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается
(2005г. – 21,2%, оценка 2006г. – 21%, по прогнозу на 2007г. – 21%, на 2009г. – 19%).
В
2007 году доля численности населения с доходами ниже прожиточного минимума
сохранится на уровне 2006 года. Это обусловлено ростом стоимости
потребительской корзины с 1 января 2007 года в результате расширения перечня
товаров и услуг, входящих в состав потребительской корзины, в соответствии с
новым областным законом о потребительской корзине в Ленинградской области на
2007-2011 годы. Кроме того, в области наблюдается тенденция опережающего роста
цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину.
По
оценке 2006 года расходы и сбережения населения достигнут 133,2 млрд. руб. или
113,4% к предыдущему году. Наиболее существенная часть расходов населения
направляется на покупку товаров и оплату услуг. В 2005 году на эти цели было направлено
69%, к 2009 году их доля увеличится до 71,3%.
Прирост
вкладов в банках, расходы на приобретение недвижимости, валюты являясь
показателем роста благосостояния, в то же время выражают и наличие отложенного
спроса. По прогнозу на 2007 год прирост составит 21%. В дальнейшем тенденция
роста сохранится.
Социальная
сфера. В области уделяется значительное внимание повышению качества жизни
населения посредством развития социальной сферы. Программно-целевой метод
планирования и многоканальность финансирования региональных целевых программ
социальной направленности позволяют экономично решать приоритетные задачи и
наиболее острые проблемы социальной сферы. В 2006 году укреплялась материально-техническая
база учреждений, повышен уровень, качество, доступность различных видов
социальных услуг, возросла эффективность работы социальных учреждений.
Ленинградская область – один из трех регионов страны, где для работников
бюджетной сферы осуществляется губернаторская надбавка к зарплате.
В
2006 году началась реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье»,
«Образование», «Доступное жилье».
Здравоохранение.
Главная задача сегодня в реализации национального проекта «Здоровье» – укрепить
первичное звено в сфере здравоохранения, снизить смертность среди населения
области от социально значимых заболеваний, повысить качество и доступность
первичной медицинской и скорой помощи и др.
Весьма
значительное повышение заработной платы участковым врачам дало свои результаты
– начали устраиваться на работу молодые специалисты.
В
каждой крупной поликлинике уже в этом году для льготников открываются пункты
отпуска лекарств по федеральным и региональным спискам. Выполняется большая
программа по диспансеризации населения. Для ликвидации очереди изменен режим
работы всех поликлиник – они переведены на шестидневный график. Устанавливается
медицинское оборудование, компьютеры с программным продуктом.
Благодаря системе сертификатов появилась возможность отслеживать
эффективность работы родильных отделений и консультаций. Проведенная работа по
переоснащению областных учреждений и районных больниц позволяет всех рожениц
принимать в своих районах. По статистике, в области лучшие в России показатели
по сохранению новорожденных и недопущению детской смертности. Это – результат
работы персонала, технической оснащенности стационаров и женских, детских
консультаций.
Проводится
дальнейшая реструктуризация стационарной базы в сторону наращивания
стационарозамещающих технологий. Количество коек клинического плана (более
дорогостоящих) постепенно снижается, даже с учетом ввода строящихся новых
объектов. Этому процессу способствует дифференциация имеющихся мощностей
стационаров, продолжающееся сокращение сроков лечения в больницах с применением
новейших технологий и развертывание коек сестринского ухода, отделений
восстановительного и интенсивного лечения, отделений долечивания (дневные
стационары), развертывание медикосоциальных коек, что в свою очередь позволяет
более экономично использовать выделенные финансовые средства.
Обеспеченность
больничными койками на 10 тыс. жителей в 2006 и 2007 годах составит 87,6 коек.
На перспективу до 2009 года будет продолжаться снижение обеспеченности
населения больничными койками до 87 койки на 10 тыс.населения, но за этот же
период возрастет обеспеченность стационарами дневного пребывания на 10
тыс.населения с 9,2 в 2006 году до 10,5 в 2009 году, которые экономичнее
стационарных круглосуточных коек. Кроме того, организация лечебной помощи в стационарах
проводится с использованием интенсивных методов лечения, что позволяет
сокращать сроки лечения, активно использовать в течение года имеющиеся
мощности. При этом обеспеченность койками интенсивного лечения постепенно
увеличивается.
Обеспеченность
амбулаторно-поликлиническими учреждениями по оценке в 2006 году составит 249,6
посещений в смену на 10 тыс.населения. На перспективу ожидается небольшой рост обеспеченности
амбулаторно-поликлиническими учреждениями – до 250,6 пос. в смену на 10
тыс.населения, также увеличится обеспеченность населения области дневными
стационарами при поликлиниках, что даст возможность более тщательно проводить
обследование.
В
связи с тем, что сделан акцент на более широкий охват населения области
первичной медицинской помощью, увеличится показатель числа заболеваний,
зарегистрированных у больных с впервые установленным диагнозом.
Реформа
амбулаторно-поликлинических служб направлена на развитие семейной практики;
изменение функций среднего медицинского персонала, с передачей части врачебных
обязанностей; целенаправленное развитие мероприятий профилактического
характера; развитие медицинской и медико-социальной помощи на дому, в том числе
и организация работы стационаров на дому; расширение практики амбулаторной
хирургии. Особое место уделено организации медицинской помощи сельскому
населению, особенно в отдаленных пунктах, в том числе за счет активизации
выездной работы.
Образование. Главная задача
национального проекта «Образование» – повысить качество ресурсов системы образования
и на основе этого добиться качественных сдвигов в учебном и воспитательном
процессах. Все общеобразовательные учреждения должны выйти во всемирную
информационную сеть.
В области уже много
наработано и достигнуто. Результаты мониторинга вариативности образовательных
программ, реализуемых в 2005/2006 учебном году, свидетельствуют, что достигнута
стабильность региональной образовательной системы по видам общеобразовательных
учреждений и реализуемым образовательным программам. Созданы модели таких учреждений
как базовая сельская школа, профильная сельская школа, центр образования,
социокультурный комплекс. В 85% образовательных учреждениях созданы
воспитательные службы. Сегодня 76% школ используют электронные средства
обучения, 57% оснащены мультимедийными проекторами, 40% школ подключены к сети
Интернет.
В
рамках национального проекта более 6 тысяч учителей получают доплату за
классное руководство, кроме того, 94 учителям региона вручат премию Президента
России в размере 100 тыс.руб. Школы получат 14 комплектов компьютеров.
Предусмотрена премия по 60 тыс.руб. молодым талантам, проявившим инициативу и
представившим наиболее интересные, актуальные и применимые к выполнению
проекты.
В
целом по области охват детей дошкольными образовательными учреждениями практически
не меняется, на селе он более стабильный из-за избытка имеющихся в них мест,
так как большинство детей находится дома. В крупных городах, таких как:
Всеволожск, Выборг, Гатчина, Тихвин появилась очередь в дошкольные учреждения в
связи с тем, что увеличился норматив санитарной площади на одного ребенка. В
2007 году обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями останется на
уровне 2006 года - 851,5 мест на 1 тыс.детей дошкольного возраста, в 2008-2009
годах незначительно снизится до 850 мест.
В
дошкольных учреждениях внедряется система раннего выявления отклонений в
развитии детей и оказание им медико-педагогической помощи, в том числе
организация сети диагностико-консультативных пунктов на базе дошкольных
образовательных учреждений. Продолжается развитие вариативных моделей
«предшкольного» образования на базе учреждений различных видов и типов.
Оказывается методическая, диагностическая и консультативная помощь семьям,
воспитывающих детей на дому.
Упорядочивается процедура
взимания и установления размера оплаты за содержание детей в дошкольных
учреждениях.
Постоянно уменьшается число
общеобразовательных школ и учащихся, занимающихся в две смены. С 2007/2008 года
занятия во II смену планируется ликвидировать полностью.
Продолжается взаимодействие
школы с учреждениями дополнительного образования детей, которыми реализуются
148 образовательных программ по 10 направлениям.
Все
более значимым для экономики региона становится начальное профессиональное
образование. Совершенствуется механизм формирования регионального заказа на
подготовку кадров в соответствии с потребностями экономики области, привлечения
инвестиций работодателей в систему профессионального образования. Определены
базовые предприятия для прохождения производственной практики обучающихся.
Получило дальнейшее
развитие среднее профессиональное образование. В результате деятельности
колледжей среднего педагогического образования сократилась потребность в
учителях начальных классов.
В
вузах и филиалах высших учебных заведений области можно получить образование
более чем по 70-ти специальностям.
Жилищно-коммунальное
хозяйство. Для реализации национального проекта «Доступное жилье» в области
проделана большая работа. Реализуются жилищные региональные целевые программы
«Жилье для молодежи на 2002-2011 годы»; «Социальное развитие села до 2010
года»; «Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории
Ленинградской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда до 2013 года»;
«О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе
принципов ипотечного кредитования на 2003-2012 годы», определены территории под
застройку с учетом инженерной инфраструктуры, созданы действенные схемы
финансирования строительства жилья для тех жителей области, которым необходима
помощь. В этом году внедрена электронная система учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий. Регион участвует в федеральной целевой программе
«Жилище» на 2002-2010 годы.
Помимо
выполнения государственных обязательств перед льготными категориями граждан,
ведется работа по развитию ипотечного кредитования. В области создано жилищное
агентство ипотечного кредитования для предоставления жителям кредитов на
покупку жилья.
В
2006 году планируется обеспечить жильем 10 тысяч семей, в том числе 51 семью по
программе «Жилье для молодежи», 72 семьи – молодых специалистов на селе; 64
семьи – работников села; 46 семей – работников бюджетной сферы с использованием
ипотеки, а также ветеранов и инвалидов, граждан уволенных в запас с военной
службы, переселенцев с Крайнего Севера, участников ликвидации аварии на
Чернобыльской АЭС и др.
Ввод
в действие жилых домов за счет всех источников финансирования в 2005 году
составил 532,9 тыс.кв.м, по оценке в 2006 году – 650 тыс.кв.м, что на 22,0%
больше, чем в 2005 году. В 2007 году ввод жилья достигнет уровня 1990 года -
800 тыс.кв.м, к 2009 году - 1млн. 200 тыс.кв.м. В результате активизации
жилищного строительства возрастет обеспеченность населения общей площадью жилых
помещений на 1 человека с 24,2 кв.м в 2006 году до 25,3 кв.м в 2009 году.
Жилищно-коммунальные
услуги в области оказывают 175 организаций, основная доля которых (74,0%)
приходится на муниципальные унитарные предприятия.
В
2006 году акцент делается на улучшение системы водоснабжения, теплообеспечения
и реконструкции канализационных сетей. Проводится реконструкция главного
канализационного коллектора в г.Гатчине – это один из важных экологических и
коммунальных проектов области. Если за 3 года назад менее 1/3 котельных
работали на природном газе, то сегодня газифицировано 72% всех котельных
Ленобласти. Внедрение современного оборудования, переход муниципальных
котельных на более технологичный вид топлива привели к сокращению численности
работников на 2,4% на предприятиях ЖКХ в 2005 году.
Полная
стоимость предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг по оценке 2006
года составит 9,2 млрд.рублей и к 2009 году возрастет до 12,6 млрд.руб. Доля
фактических платежей населения за жилищно-коммунальные услуги увеличится с
76,5% в 2005 году до 83,3% по оценке 2006 года. В 2008 году уровень оплаты
жилищно-коммунальных услуг населением достигнет 100%.
Главной
задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства является выработка
жизнеспособной методики, по которой муниципальные образования первого уровня
смогут обеспечить население услугами ЖКХ, не разрушая установившуюся систему
районных хозяйств, не допуская чрезмерного роста тарифов за коммунальные
услуги. Осуществляется работа по отработке механизма, позволяющего
компенсировать за счет субсидий затраты на коммунальные услуги для пенсионеров
и малоимущих категорий граждан. Отработан во Всеволожском районе и г.Сосновый
Бор пилотный проект по замене льгот на коммунальные услуги ежемесячной денежной
компенсацией.
В
свете продолжения реформирования жилищно-коммунального комплекса области
ведется работа по формированию нормативно-правовой базы по акционированию
муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.
В перспективе продолжится
техперевооружение и реорганизация муниципальных котельных, ремонт и
строительство магистральных тепловых и газовых сетей на территории области.
Наряду
с реализацией национальных приоритетных проектов в области проводится большая
работа в сфере социальной защиты населения, культуры, туризма, проводятся
мероприятия по физическому оздоровлению населения в рамках развития физической
культуры, спорта, проведения молодежной политики.
В
сфере социальной защиты населения в 2007 году продолжается процесс
реформирования полустационарных учреждений социального обслуживания. При
определении размера финансирования видов обслуживания использован подход,
учитывающий среднедушевой доход обслуживаемого.
До
конца 2007 года планируется разработать техническую документацию для
организации с 2007 года конкурсов на размещение регионального заказа на
социальное обслуживание населения в учреждениях различных форм собственности;
форму типового контракта с негосударственной организацией на предоставление
бюджетных социальных услуг, провести ранжирование социальных услуг по их
востребованности, по категориям населения (пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды
и т.д.).
Учитывая
рост контингента с тяжелыми соматическими заболеваниями, на 2007 год
планируется перепрофилирование 8-ми общих отделений в отделения милосердия.
Обеспеченность
домами-интернатами для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов по оценке в 2007
году несколько снизится до 22,8 мест, так как интернаты переуплотнены и требуют
сокращения мест в них в соответствии с санитарными нормами. На перспективу до
2009 года обеспеченность местами прогнозируется восстановить при условии
выделения финансовых средств из федерального и областного бюджетов на
строительство стационарных учреждений.
На
2007-2009 годы основные направления реализации государственной политики в сфере
социальной защиты населения будут нацелены также на развитие сети домов-интернатов
малой вместимости в муниципальных образованиях области с сохранением уровня
общей обеспеченности стационарными учреждениями; повышение качества и
расширение спектра социальных услуг, оказываемых населению; изменение системы
учета оказываемых социальных услуг для оценки их воздействия на социальное
здоровье населения; организацию летнего отдыха детей из малообеспеченных семей
и инвалидов.
В
культурной жизни области в 2007 году и на перспективу намечено продолжение
работ по сохранению и освоению культурного наследия, развитию музеев,
модернизации библиотечного дела и сохранению библиотечных фондов.
Учреждения
культуры в муниципальных образованиях области предоставляют населению широкий
спектр услуг как традиционных – проведение фестивалей, дискотек, работа кружков
и студий прикладного искусства, так и достаточно новых – создание
Интернет-клубов, создание клубов по интересам и т.д..
В
сфере туризма активно осваиваются туристские ресурсы области, повышается их
доступность, растет к ним интерес.
Для
сохранения и создания условий по увеличению объемов предоставляемых населению
туристических услуг проводятся мероприятия по привлечению инвесторов в развитие
инфраструктуры туризма, оказанию помощи жителям села по развитию сельского
туризма, обучению и повышению квалификации гидов-экскурсоводов и др.
Совместно
с научными организациями и Росстатом с учетом зарубежного опыта разрабатываются
подходы к созданию единой системы статистического учета туристской
деятельности.
В сфере туризма на 2007-2009
годы планируется проведение мероприятий по расширению возможностей и повышению
качества туристического обслуживания в районах области, создание на территории
области ряда зон приоритетного развития туризма, создание
информационно-туристских центров, выпуск каталогов инвестиционных проектов,
увеличение туристских фирм и привлечение все большего количества туристов в
область.
Рынок труда. В 2007 году
ситуация на рынке труда Ленинградской области оставалась стабильной. Уровень
регистрируемой безработицы по сравнению с началом года сократился на 0,1 п.п. и
составил 1,1% от экономически активного населения. Из 11-ти территорий,
входящих в Северо-Западный федеральный округ, Ленинградская область по-прежнему
сохраняет самый низкий после Санкт-Петербурга (0,8%), уровень безработицы. По
сравнению со среднероссийским показателем уровень регистрируемой безработицы в
Ленинградской области ниже в 2 раза.
В
январе-мае 2007 года уровень регистрируемой безработицы по сравнению с началом
года не изменился и на начало июня текущего года составил 1,1% от экономически
активного населения, а по сравнению с аналогичной датой прошлого года
уменьшился на 0,1 п. п..
В
2006 году и 2007-2009 годах ситуация на рынке труда Ленинградской области будет
определяться влиянием как факторов, действовавших в 2005 году, так и ряда новых
факторов[9].
В результате ввода новых
производственных объектов и реализации инвестиционных проектов на действующих
предприятиях в 2008 году предполагается создать свыше 10 тыс. новых рабочих
мест, в основном в сфере торговли и услуг и обрабатывающих производствах.
Прогнозируется
некоторое усиление напряженности на рынке труда вследствие сохраняющегося
дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в целом по области, и
особенно, в сельской местности, и возможного высвобождения кадров с предприятий
и организаций области. В 8 районах из 17 предложение рабочей силы на рынке
труда превышает спрос на рабочую силу. На одну вакансию претендует в ряде
районов от 4 до 9 человек из числа ищущих работу граждан. В сельской местности
число претендентов на трудоустройство в текущем году более чем в 2 раза
превышает количество вакансий, представленных работодателями для сельских
жителей.
За 5 месяцев текущего года
в службу занятости населения за помощью в трудоустройстве обратилось почти 3 тыс.
работников, уволенных связи с ликвидацией организаций и сокращением персонала,
что составляет 51% от показателя 2006 года.
В начале июня текущего года
из 9,2 тыс. безработных, состоявших на учете в службе занятости населения, 24%
(2,2 тыс. человек) – это граждане, потерявшие работу в связи с ликвидацией
организации, либо сокращением численности или штата работников.
В третьем квартале
планируется массовое высвобождение работников (750 человек) с ОАО «ПГ
«Фосфорит» в Кингисеппском районе и ряде других предприятий области. Непростая
ситуация сохраняется в ОАО «Ленинградсланец».
По оценке, всего в текущем
году в службу занятости могут обратиться не менее 8 тыс. высвобожденных
работников.
Численность
зарегистрированных безработных в 2007 году (с учетом состоящих на учете в
начале года) увеличится с 34,0 до 42,2 тыс. человек и составит 124% к 2005
году. К концу года уровень безработицы может составить 1,3%. С 2008 года
ожидается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и трудовых
ресурсов; число лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, превысит
численность вступающих в него. В результате дальнейшего увеличения спроса
экономики на рабочую силу прирост занятых в экономике прогнозируется на уровне
0,2%.
В
2008 году предполагается ввести около 7,0 тыс. новых рабочих мест. Основное
количество дополнительных рабочих мест будет создано в обрабатывающих
производствах и транспорте.
Прогноз
развития рынка труда показывает, что интерес жителей области к услугам,
оказываемым службой занятости, не будет ослабевать. Значительно большая
численность граждан из числа ранее искавших работу самостоятельно, выйдет на
регистрируемый рынок труда.
Число
безработных, зарегистрированных в службе занятости, может увеличиться с 42,2
тыс. человек в 2006 году до 42,6 тыс. человек в 2007 году. Уровень
регистрируемой безработицы составит 1,5%.
В
2008-2009 годах прогнозируется увеличение численности занятых в экономике на
0,4% к 2007 году.
В
этот период предполагается создать не менее 16,0 тыс. новых рабочих мест, в
основном в обрабатывающих производствах и сфере развития транспортной
инфраструктуры.
На
увеличение масштабов регистрируемого рынка труда области будут влиять следующие
факторы.
1.
Значительное количество и низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных
категорий граждан: молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих
малолетних детей, инвалидов, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в
работе или не приступавших к трудовой деятельности и не имеющих профессии.
Среди ищущих работу такие претенденты на трудоустройство составляют 30-35%.
2.
Проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении,
образовании, обусловившие увеличение уровня платежей, а также отмена ряда
социальных льгот, побуждающие жителей области активно обращаться в структуры,
обеспечивающие социальную защиту граждан, в том числе и службу занятости, для
получения социального статуса.
Общее
число безработных граждан (включая стоящих на учете в начале соответствующего
года), которые будут зарегистрированы в службе занятости, может увеличиться от
42,6 тыс. человек в 2007 году до 43,2 тыс. человек в 2009 году.
Уровень
регистрируемой безработицы прогнозируется от 1,5% в конце 2007 года до 1,8% в
конце 2009 года.
В то
же время, при условии выделения в полном объеме из федерального бюджета
средств, предусмотренных на реализацию Программы «Содействие занятости
населения Ленинградской области на 2006-2008 годы», уровень регистрируемой
безработицы и численность безработных на конец каждого года могут быть ниже прогнозируемых
значений.
Приведем
основные социально-экономические показатели:
|